<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


77
инвестированию. Задачи оптимизации инвестиционного портфеля сводятся в
СПТ либо к специально разработанным, либо к уже известным алгоритмам.
Ядро метода Марковитца, например, – параметрическая задача квадратического
программирования с линейными ограничениями, которая может быстро и
эффективно решаться на ЭВМ.


15.5 Новая теория: как зарождается вторичный рынок
акций
Построение новой теории необходимо начать с анализа того, как
зарождается вторичный рынок акций. Представим себе, что АО «Весна»
выпустило 100 000 обыкновенных акций. После первичного размещения реестр
акционеров будет выглядеть примерно так:


№ Акционер Кол-во акций
1 Ананьев С. В. 200
2 Радзишевский А. В. 500
3 ЗАО «Заря» 2 000
… … …
100 Степанова А. В. 1 000
Итого: 100 000

Рис. 345 Реестр акционеров АО «Весна» после первичного размещения
(условный пример)

Представим далее, что Радзишевский А. В. захотел продать свой пакет
акций: ему срочно понадобились деньги. Он продаёт 500 своих акций
Ананьеву С. В. После этой продажи реестр акционеров будет выглядеть
следующим образом (см. рис. 346):

№ Акционер Кол-во акций
1 Ананьев С. В. 700
2 ЗАО «Заря» 2 000
… … …
99 Степанова А. В. 1 000
Итого: 100 000

Рис. 346 Реестр акционеров АО «Весна» после того, как Радзишевский А. В. продал 500
акций Ананьеву С. В.

Деньги за проданные акции получит продавец – Радзишевский А. В.
Продолжим наши рассуждения. В только что разобранном примере покупатель
– это акционер, уже владеющий некоторым количеством акций. Однако в
некоторых случаях акционеры не захотят покупать новые акции, и тогда
потенциальному продавцу придётся искать покупателя на стороне. Вернёмся к
рис. 345 и предположим, что Радзишевский А. В. продал свои бумаги новому
акционеру – Яшину-Милкину А. В. (см. рис. 347):



78
№ Акционер Кол-во акций
1 Ананьев С. В. 200
2 Яшин-Милкин А. В. 500
3 ЗАО «Заря» 2 000
… … …
100 Степанова А. В. 1 000
Итого: 100 000

Рис. 347 Реестр акционеров АО «Весна» после того, как Радзишевский А. В. продал 500
акций стороннему покупателю – Яшину-Милкину А. В.

В двух рассмотренных примерах заслуживает внимания следующее
обстоятельство: деньги за проданные акции получает продавец – бывший
акционер, а не само акционерное общество. Сколько бы раз акции не
покупались и продавались, эмитент от этих операций не получит ни одной
копейки 1. Кроме того, у вас, уважаемый читатель, может возникнуть вопрос: «А
по какой цене эти акции были проданы»? При попытке ответить на этот вопрос
и начинается самое интересное.
Прежде всего, в попытке определить цену сделки потенциальные
контрагенты будут ориентироваться на балансовую стоимость акции,
называемую на Западе “asset value per share”, в дословном переводе – «величина
активов, приходящаяся на одну акцию». Как считается этот показатель?
Представим себе, что мы взяли бухгалтерский баланс АО «Весна» на
последнюю дату и выписали из него самые важные данные. Затем мы свели их в
таблицу (см. рис. 348):

Статья Денежная оценка (руб.)
Основные фонды 4 000 000.00
Оборотные средства 300 000.00
Запасы готовой продукции на складе 500 000.00
Касса 100 000.00
Дебиторская задолженность 250 000.00
Кредиторская задолженность 150 000.00

Рис. 348 Основные показатели, характеризующие текущее состояние АО «Весна»,
взятые из бухгалтерского баланса

Далее мы суммируем денежную оценку основных фондов, оборотных
средств, запасов готовой продукции на складе, кассу и дебиторскую
задолженность, вычитаем кредиторскую задолженность и получаем число,
равное 5 000 000.00 р. Затем мы делим его на 100 000: оказывается, что
балансовая стоимость одной акции равна 50.00 р. Вот вам первый ориентир при
заключении сделки.
Эта величина (50.00 р.) характеризует прежде всего текущее состояние
эмитента. Совершенно неизвестно, что будет в будущем. Будет ли АО «Весна»
регулярно выплачивать своим акционерам дивиденды? Если будет, то, как часто
и в каком размере? Как вообще у нашего акционерного общества пойдут дела в

1
Маленькое примечание. В очень редких случаях эмитент выкупает обратно свои акции у
акционеров. Тогда эмитент уже несёт затраты.


79
будущем? Что нас ожидает: крах (crash) или процветание? – Ответы на все эти
вопросы покрыты туманом неопределённости. Ни Радзишевский А. В., ни его
контрагенты внятных ответов дать не могут.
Зато они чётко понимают вот что. Продавец заинтересован в том, чтобы
продать акции подороже. Покупатель – в том, чтобы купить их подешевле.
Начинается торг (чувствуете, уважаемый читатель, уже запахло рынком). Если
продавец предложит слишком большую цену, покупатель сбежит. Если
покупатель запросит слишком низкую цену, продавец откажется заключать
сделку. Покупатель и продавец идут навстречу друг другу. Если, скажем,
Раджишевскому А. В. деньги нужны срочно и, что называется, позарез, то он
может сбросить цену до 40.00 р. Если, наоборот, во время торга повышенную
заинтересованность проявит потенциальный покупатель, то цена сделки может
составить и 60.00 р., и 70.00 р., и даже 80.00 р.
Далее. Совершенно очевидно, что если у покупателя на руках 30 000.00
р., то он может купить 500 акций не дороже, чем за 60.00 р. Выше этой цены он
не «полезет». Можно также утверждать, что если, скажем, продавцу требуется
выручить от продажи не менее 20 000.00 р., то ниже цены в 40.00 р. за акцию он
не «опустится». – Таким образом, границы диапазона возможной цены сделки
формируются, с одной стороны, денежными возможностями потенциального
покупателя, а с другой, денежными запросами потенциального продавца.
Предположим, что контрагенты сошлись на 55.00 р. Самое интересное
заключается в том, что ни во время заключения сделки, ни после неё, ни
покупатель, ни продавец не смогут точно ответить на простой вопрос: «А
почему вы сошлись именно на 55.00 р. Почему 55.00 р., а не 54.00 р. или не
56.00 р.? Почему именно 55.00 р.»? – Здесь мы сталкиваемся с основной
загадкой ценообразования, о которой я уже неоднократно писал на страницах
этой серии книг. По моему мнению, на формирование цены сделки влияют не
только разнообразные внешние факторы (в данном примере – балансовая
стоимость акции), но и деятельность души человека как «вещи в себе».
Совершенно непонятно, почему Радзишевский А. В. согласился продать именно
по этой цене. Это непонятно не только мне, вам, уважаемый читатель, или,
скажем, любому стороннему наблюдателю, но и самому продавцу. То же самое
мы можем сказать и про покупателя.
Такого рода неопределённости серьёзно усложняют анализ рынка.

NB. Рынок – это не естественный объект, такой как солнце или
позитрон. Рынок – это не математическая модель. Рынок – это сложная
социально-экономическая система, в которой процесс ценообразования
происходит по совершенно непонятным законам.

Многие учёные бились над ребусом ценообразования. Кто-то даже
утверждал, что разгадал его. Выдвигались гипотезы, строились модели. На
самом деле не существует такого алгоритма, который бы позволял со 100%
вероятностью определить цену предполагаемой сделки. Если, скажем, мы
сбросим с Останкинской телебашни чугунный шарик, то на основании
нехитрых математических вычислений, мы сможем определить, скажем,
сколько метров он пролетит через 3 секунды, или, какая скорость у него будет
на расстоянии 200 м от земли. Почему это так? Дело в том, что ускорение
свободного падения у поверхности земли равно 9.81 м/с2. Это физическая
константа. Она и вносит определённость в наш расчёт. На рынке всё не так. На


80
рынке нет этой самой константы. Если в торговой системе прошли сделки по
следующим ценам:

205.00 р., 205.50 р., 205.00 р., 206.00, 206.50 р.

то совершенно непонятно, что будет дальше: 205.00 р., 207.00 р., или
206.50 р. Рынок можно описать с помощью вероятностной модели. Хотя и в
этом случае наши расчёты могут быть серьёзно скорректированы каким-либо
форс-мажорным событием.
Итак, уважаемый читатель, мы с вами немного прикоснулись к тайне
ценообразования. Давайте вернёмся к основной линии нашего повествования.
Предположим, что Яшин-Милкин А. В. спустя некоторое время после покупки
продал эти акции следующему покупателю – мистеру X за 60.00 р. Яшин-
Милкин А. В. заработал на этой операции 5.00 р. на одной акции. Мистер X
через некоторое время продал эти акции по 70.00 р. мистеру Y, который, в свою
очередь, продал их по 80.00 р. мистеру Z. На мистере Z последовательность
удачных сделок прервалась: он продал весь пакет мистеру X по 50.00 р. Таким
образом, акции, совершив полный круг, вновь вернулись к мистеру X. Деньги
также совершили полный круг, но уже в обратном направлении (см. рис. 349):

Яшин-
Мистер X
Милкин А. В.


Мистер Z Мистер Y

– движение акций;
– движение денег.

Рис. 349 Движение денег и акций между контрагентами

С описываемой ситуацией мы очень часто сталкиваемся на практике:
некоторый пакет акций начинает переходить из рук в руки в среде
профессиональных биржевых спекулянтов. Он может дробиться на более
мелкие пакеты или наоборот, консолидироваться с другими партиями акций.
Если количество самих акций, задействованных в торговле, а также участников
торгов и, соответственно, сделок с акциями со временем становится достаточно
большим, то зарождается регулярно действующий вторичный рынок. В данном
случае для нас важно понять две вещи:

1) на вторичном рынке торгуются не все эмитированные акции, а только
их некоторая часть. Назовём её акциями вторичного рынка (АВР);
2) при продаже этих акций деньги получает продавец, а не эмитент.

Теперь перейдём от частного примера с акциями АО «Весна» к более
общим рассуждениям. Представим, что перед нами реестр акционеров какого-
либо солидного эмитента. Из общего числа ранее выпущенных акций большая
часть находится на руках у основной группы акционеров, непосредственно
связанных с предприятием-эмитентом. В эту группу входят:



81
• наиболее крупные учредители акционерного общества и члены их
семей;
• предприятия – смежники;
• члены трудового коллектива.

Кроме того, мы можем выделить также группу индивидуальных и
институциональных инвесторов, напрямую не связанных с компанией-
эмитентом. Они просто купили акции на первичном размещении. Для
представителей этих двух групп акционеров акции являются, прежде всего,
титулом собственности. А для крупных акционеров – это ещё и символ
власти, показатель степени влияния акционера на ход дел в компании.
На вторичный рынок акции попадают в том случае, когда кто-либо из
акционеров (неважно из какой группы) захочет их продать и найдёт покупателя.
Как уже выше утверждалось, на вторичном рынке обращаются не все акции из
числа выпущенных компанией (в примере с АО «Весна» на вторичный рынок
попало всего лишь 500 акций). Это связано с тем, что большинство акционеров
не желает продавать свои акции. Их мы назовём консервативными
держателями. Для консервативного держателя важен сам факт владения
пакетом акций. Он не собирается с ним расставаться.
Но если всё же акции оказываются на вторичном рынке, то там они
попадают в руки индивидуальных и институциональных инвесторов, а также
профессиональных спекулянтов. Как было показано в Главе 2 Части I
настоящего пособия, инвестор покупает акцию с целью получения дохода и
размещения временно свободных денежных средств. Доход от акции
складывается из двух компонентов: дивидендов и роста стоимости акции на
вторичном рынке. При этом основной доход по акциям может быть получен при
их продаже на вторичном рынке по более высокой цене. Таким образом, и
индивидуальные и институциональные инвесторы, по сути, превращаются в
спекулянтов или игроков. А они уже смотрят на акцию не как на титул
собственности или измеритель их влияния в компании. Для них акция – это
уже объект спекуляций. Игроки стремятся перепродать акции новому
владельцу задорого. Впрочем, иногда на вторичном рынке акции покупают
консервативные держатели, пополняя, таким образом, свои портфели. В этом
случае акция снова возвращается к своей изначальной роли. Таким образом, мы
наблюдаем удивительный факт:

Пока акция на руках у консервативного держателя – это титул
собственности. Но стоит ей попасть в руки игрока, как она
становится просто-напросто инструментом спекулятивной игры.


15.6 Новая теория: классификация игроков
А теперь поговорим более подробно об игроках. На вторичном рынке
игроки, как уже выше упоминалось, делятся на две большие категории:

1) индивидуальные инвесторы;
2) институциональные инвесторы.



82
Индивидуальными инвесторами могут быть:

1) физические лица;
2) промышленные предприятия (в том числе сам эмитент);
3) банки;
4) брокерские фирмы, играющие на свои деньги;
5) специализированные финансовые компании.

Институциональные инвесторы это:

1) инвестиционные банки и компании;
2) страховые и пенсионные фонды;
3) паевые инвестиционные фонды и фонды взаимных вложений.

Мы можем классифицировать игроков по следующим категориям:

1) размер капитала;
2) частота совершения операций;
3) количество доступных рынков;
4) опыт работы на рынке;
5) работа с информацией;
6) сила испытываемых при игре эмоций;
7) используемые теории вторичного рынка акций, методики анализа и
прогноза, а также игровые системы.

По размеру капитала игроков можно условно разделить на три
категории:

1) мелкие; 2) средние; 3) крупные.

Для каждого рынка, для каждой страны критерии классификации
различны. Так, например, в США, по моему мнению, к мелким игрокам следует
отнести таких торговцев, чей капитал больше $20 000 (это минимальная сумма,
с которой в Америке можно начать биржевую игру), но меньше $300 000 –
$400 000. К средним игрокам относятся торговцы с капиталом от $300 000 –
$400 000 до $2 000 000 – $3 000 000. К крупным – все остальные, чей капитал
превышает $3 000 000.
В России ситуация несколько иная. Капитал мелкого игрока колеблется в
диапазоне $100 – $5 000, среднего – $5 000 – $100 000. Игроки, имеющие на
счёте более $100 000 могут быть нами отнесены к крупным. Сразу хочу
оговориться, что приведённые критерии носят условный характер. Не надо
забывать, что речь идёт о модели рынка.
По частоте совершения операций игроков можно условно разделить на
три категории:

1) совершающие операции часто (т.н. «зайцы»);
2) совершающие операции со средней интенсивностью;
3) совершающие операции редко.




83
Совершающие операции часто заключают в среднем от 1 до 10 сделок в
день. Совершающие операции со средней интенсивностью заключают от 1-2
сделок в день до 1 сделки в неделю. Совершающие операции редко заключают
1-2 сделки в месяц, а то 1-2 сделки за полгода.
По количеству доступных рынков игроков можно условно разделить на
три категории:

1) «аборигены»; 2) «перебежчики»; 3) «универсалы».

«Абориген» торгует только на рынке какой-то одной акции.
«Перебежчик» специализируется на 2-3, иногда на 5-6 рынках. А вот
«Универсалу» доступны практически все рынки на земном шаре.
По опыту работы на рынке игроков можно условно разделить на три
категории:

1) «начинающие»; 2) «продвинутые»; 3) «опытные».

«Начинающий» – это тот, кто практически не имеет никакого опыта.
Такой игрок пока ещё не готов к бою. Он недавно пришёл на биржу, и как
говорится в одной древнекитайской притче, « … бросается на каждую тень,
откликается на каждый звук». Длительность пребывания игрока в этой
категории определяется его личными качествами. Для кого-то пора ученичества
заканчивается через два-три месяца, а кто-то остаётся в этой категории на два-
три года. Моя личная практика показывает, что для адаптации на бирже
человеку требуется минимум полгода. Только после этого срока он становится в
состоянии хоть что-то понимать. «Начинающий» подвержен разного рода
эмоциональным колебаниям, которые мешают ему играть. «Продвинутый» –
это такой игрок, которому удалось закрепиться на торговой площадке. Он
играет уже в течение пяти-шести лет и его трудно выбить из колеи. К категории
«опытных» относятся ветераны рынка. На бирже они уже не одно десятилетие.
Уже сам факт того, что за это время они не разорились (!), говорит о многом.
По работе с информацией игроков можно условно разделить на три
категории:

1) играющие «вслепую»;
2) информированные по официальным каналам;
3) использующие инсайдерскую информацию.

Играющие «вслепую» практически не имеют доступа к какой-либо
информации, касающейся предприятия-эмитента, состояния дел и перспектив
отрасли, в рамках которой работает предприятие-эмитент, а также к прочим
важным сведениям. Такой тип игроков можно было очень часто встретить на
биржевых площадках России 90-х годов XX века.
Информированные по официальным каналам имеют в своём
распоряжении разнообразные данные не только по эмитенту и отрасли, но и по
состоянию дел в государстве, где расположено предприятие-эмитент, а также о
тенденциях развития мирового рынка ценных бумаг. Изменения в природной
среде обитания человека, слухи и вообще всякие непроверенные и не вполне
достоверные данные, имеющие отношение к эмитенту и вторичному рынку в
целом тоже не проходят мимо этой группы торговцев.


84
Использующие инсайдерскую информацию отличаются от предыдущей
группы тем, что помимо всего прочего, они располагают, во-первых, секретной
(внутренней или «инсайдерской») информацией о предприятии-эмитенте, а во-
вторых, имеют в своём распоряжении грамотно составленные прогнозы на
будущее, касающиеся всех (или некоторых) факторов, влияющих на вторичный
рынок акций.
По силе испытываемых при игре эмоций игроки делятся на:

1) сверхэмоциональных;
2) испытывающих эмоции средней интенсивности;
3) аэмоциональных (то есть лишённых всяких эмоций).

По используемым теориям вторичного рынка акций, методикам анализа
и прогноза, а также игровым системам мы условно можем разделить игроков
на три категории:

1) не использующие указанные выше теории, методики и игровые
системы;
2) «технари»;
3) «фундаменталисты».

Не использующие указанные выше теории, методики и игровые системы
играют на рынке по наитию. Такие торговцы в плену у рыночной стихии. Эта
бессистемность, как правило, приводит к проигрышу. «Технари» делают упор на
технический анализ рынка, современную портфельную теорию и математически
строгие игровые системы. «Фундаменталисты» занимаются в основном
фундаментальным анализом рынка. Они стараются прогнозировать глобальные
тенденции развития экономики, уделяя также значительное внимание анализу
политической ситуации и изменений в среде обитания.
А теперь в рамках нашей модели вторичного рынка акций выделим три
основных класса спекулянтов, называемые нами условно мелкие (МС), средние
(СС) и крупные (КС). Каждому классу дадим описание (см. рис. 350, 351 и 352):

Мелкие спекулянты:

Категория Значение категории
Размер капитала Мелкие
Частота совершения операций Совершающие операции часто

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>