<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

лично проверить свои опасения. Представитель клиринговой палаты отказался
предоставлять нам список сделок с указанием счетов контрагентов, так как это является
коммерческой тайной.

NB. Подобно тому, как швейцарские банки хранят тайну вклада, биржа
хранит тайну сделок, раскрывая информацию о контрагентах только в
исключительных случаях, например во время официального судебного


31
расследования. Об этом говорят Уставы большинства бирж.

Сергею удалось уговорить представителя клиринговой палаты выдать нам
распечатку сделок с указанием только лишь номера брокерской фирмы, участвовавшей
в сделке. Получив на руки увесистую пачку бумаги (а сделок за день было очень
много), мы с Сергеем отправились на АРМ производить ревизию. К счастью для меня и
для моей конторы, в тех сделках, которые прошли по $25.35, наша расчётка не
участвовала. Кроме того, контрактов в этих сделках было не так много – чуть больше
сотни. Эти два факта наглядно говорили о том, что в данном случае Борисов был не
прав. Однако если бы наша брокерская фирма оказалась в числе контрагентов по
сделке, то мы сразу же бы попали в невыгодное положение; клиент имел бы все
основания подозревать нас в мошенничестве. А это грозило разбирательством в
судебном арбитраже с последующим расторжением договора о расчётном
обслуживании.
В данном примере чисто теоретически могла возникнуть ситуация, когда наша
брокерская фирма участвовала бы в сделках по $25.35. Эти сделки могли быть
произведены либо на счёт какого-нибудь клиента, либо на счёт самой фирмы. А так как
программное обеспечение, установленное на АРМе брокера позволяло после торгов
изменять счёт, на который была произведена сделка, то Сергей мог бы заподозрить, что
я просто-напросто воспользовался этой возможностью. На большинстве бирж
действует правило, опять-таки записанное в Уставах, что …

NB. Клиентские заявки выполняются в первую очередь.
Это означает что, скажем, при прочих равных брокер обязан сначала выполнить
поручение клиента (to execute an order), а потом поручение своей собственной фирмы.
Суммируя всё вышесказанное, можно утверждать, что мы отделались лёгким
шоком. Если бы биржевой арбитраж признал нас виновными (пусть даже это было бы
на самом деле не так), нам пришлось бы возмещать клиенту его убытки. За счёт каких
средств? За счёт средств брокерской конторы. Однако в некоторых расчётных фирмах
действует правило, согласно которому убыток клиента, полученный в результате
ошибки или злого умысла брокера, возмещает сам брокер. Каким образом? В
большинстве случаев из своей зарплаты или из своих сбережений. Это обстоятельство
настолько отрезвляет многих молодых людей, что они, обслуживая клиентов, не
допускают ни единой ошибки.
Если вернуться к нашему примеру, то справедливости ради надо отметить, что
этот конфликт был единственным в более чем полуторагодичной истории нашего
сотрудничества с Сергеем. Он оказался на редкость порядочным клиентом и вообще
замечательным человеком. После этой истории с несостоявшимися сделками, Сергей
убедился, что в нашей фирме его не обманут. Его доверие и ко мне и к нашей расчётке
с тех пор было практически полным. Вообще говоря …

NB. Репутацию на бирже зарабатываешь годами. Потерять её можно за
один день. Для брокера, как для дворянина, честь превыше всего.

Весть о том, что в брокерской фирме такой-то обманули клиента,
распространится по бирже в мгновение ока. Никто не станет иметь дела с этой
компанией. Она сразу же потеряет всю свою клиентуру.
А теперь я хочу рассказать вам о втором случае. Весной 1998 года наша
брокерская фирма «ЛУКойл-Маркет Капитал» заключила договор о клиентском
обслуживании с АКБ «Кроссинвестбанк». Доверенностью на управление счётом
обладали два сотрудника фондового отдела этого банка – Игорь и Олег. Как-то раз в
начале торговой сессии Игорь дал мне поручение на покупку пяти фьючерсных
контрактов на обыкновенные акции НК «ЛУКойл». Пару часов спустя позвонил Олег и


32
снял эту заявку. Через некоторое время цена дошла до уровня снятой заявки, упала чуть
ниже, а затем пошла наверх. Ближе к закрытию снова позвонил Игорь и дал приказ
продать, по его мнению, ранее купленные контракты, что и было сделано. Но так как
фактически сделки на покупку не было, в отчёте, который клиенты получили на
следующее утро, «Кроссинвестбанк» оказался стоящим в короткой позиции. Игорь
ничего не понял и стал выяснять, почему же не была произведена покупка? Я стал ему
объяснять, что заявка на покупку была снята спустя некоторое время после подачи. В
ответ Игорь сказал, что он заявку не снимал. Я же стоял на своём, и утверждал, что она
всё-таки была снята. Куда же делась злополучная заявка? После долгого
разбирательства Игорь выдвинул версию, что её мог снять только Олег. Однако Олег, к
сожалению, не мог вспомнить, снимал ли вчера он эту заявку или нет. В результате мы
пришли к выводу, что Олег действительно снял заявку. Однако после этого случая
«Кроссинвестбанк» стал записывать на телефон все свои разговоры со мной. Услышав
первый раз в трубке характерный щелчок, я в шутку спросил Игоря: «Ну что, папаша
Мюллер не дремлет? Разговоры пишутся на плёночку? А отпечатки пальцев вам не
предоставить?», хотя, если говорить серьёзно, я понимал, что в данном случае клиент
прав.

Чтобы устранить второй недостаток устных поручений, брокеры и
клиенты стали записывать переговоры на диктофон. Кроме того, для пущей
надёжности клиент стал присылать в брокерскую фирму по факсу письменное
подтверждение ранее отданных приказов. И всё же в настоящее время много
брокеров принимают поручения клиентов в устной форме и при этом не
требуют от клиента каких-либо дополнительных подтверждений.
Вышеприведённая история с «Кроссинвестбанком» наглядно
продемонстрировала ещё один недостаток устных поручений. В общение
клиента и брокера может влезть некое третье лицо – либо сотрудник компании-
клиента (как в примере), либо злоумышленник. А это чревато серьёзными
последствиями. На практике, конечно же, всё не так печально: брокер узнаёт
клиента по голосу. Невольно вспоминается отрывок из «Письма» Даниила
Хармса: «Дорогой Никандр Андреевич! Вчера получил от тебя письмо. Сначала
думал, что оно не от тебя. Но когда его прочитал, точно понял, что оно от тебя».
Для того чтобы застраховаться от недоразумений, связанных с пресловутым
третьим лицом, представитель клиента никому не должен давать телефон своего
брокера. А в договоре о клиентском обслуживании можно дополнительно
оговорить особое условие, согласно которому брокер принимает поручения к
исполнению только из уст доверенного лица.
И всё же иногда случаются курьёзы. Однажды я был участником просто-
таки анекдотической истории, которая называлась «Как Валентина Николаевича
закрывала жена».

Пример: Как Валентина Николаевича закрывала жена
Весной 1997 года в нашу расчётную фирму пришёл новый клиент – Валентин
Николаевич Хозяйчиков. Он занимался импортом автомобилей из Северной Америки,
быстро разбогатев на этом деле. Затем он решил поиграть на бирже. Именно ему
принадлежала крылатая фраза: «Сейчас что-то произойдёт. Рынок либо вырастет, либо
упадёт».
В начале своей недолгой биржевой карьеры, Валентин Николаевич играл
крупными лотами, благо на рынке был «боковой тренд» и цена слабо колебалась
внутри небольшого диапазона. Сам Валентин Николаевича называл такой рынок
«малахольным». Наш новый клиент продавал 80 контрактов на верхней границе



33
коридора и откупал на нижней. Через некоторое время цена резко пошла вниз.
Хозяйчиков стоял в длинной позиции. Каждый день он нёс огромные убытки, но всё же
держался. По его расчётам, рынок должен был вот-вот развернуться.
Клиентский отчёт обычно получал по факсу сам Валентин Николаевич. Но
однажды утром его не оказалось дома, и отчёт приняла его жена. Увидев, сколько её
муж проиграл денег, жена Валентина Николаевича (в дальнейшем – сокр. «Жена В.Н.»)
немедленно примчалась на биржу. Привожу наш диалог:

«Ж е н а В. Н.: Константин, немедленно закрывайте все позиции!
Я: Не могу!
Ж е н а В. Н.: Почему?
Я: Счётом управляет Валентин Николаевич.
Ж е н а В. Н.: Ну и что с того?
Я: Давать мне команду может только он.
Ж е н а В. Н.: Его сейчас нет в Москве. Он меня попросил последить за
рынком.
Я: Но …
Ж е н а В. Н.: … он меня попросил последить за рынком, а тут такое падение.
Валя уже проиграл кучу денег. Он такой человек. Его всегда надо поправлять.
Я: Вы берёте на себя ответственность за все сделки, которые намереваетесь
совершить?
Ж е н а В. Н.: Да, конечно.
Я: Ну, что ж, тогда, пожалуйста.
Ж е н а В. Н.: Хорошо, Константин, продайте, пожалуйста, пятьдесят
контрактов по рынку.
Я: Точно? А может, немножко подождать?
Ж е н а В. Н.: Нет, наш семейный бюджет больше не вынесет.
Я: Ну, ладно. Тогда я продаю».

Жена Валентина Николаевича закрылась по минимуму. На следующий день на
биржу вернулся сам Валентин Николаевич. Увидев, что цена летит вверх, как
космический корабль «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту, он радостно сказал: «Ну,
теперь настало время закрыться. Если же ещё немножко подождём, то выйдем в ноль».
Каково же было его удивление, когда он узнал, что все покупки уже закрыты. Его
драгоценной супругой. То, что потом произошло между ними, навеки останется
тайной.

Вообще говоря …

Биржа учит людей доверять друг другу.

Без взаимного доверия на бирже делать нечего ни брокеру, ни его
клиенту. Можно даже сказать, что взаимное доверие – это один из столпов,
поддерживающих биржевое здание. Не менее важный момент в работе брокера
– это его умение общаться. Не хочу хвастаться, но что у меня на бирже всегда
получалось – это разговаривать с клиентом. Я вообще люблю с людьми
поговорить. А разве можно не поговорить лишнюю минуту-другую с игроком,
стоящим большим объёмом в покупке, в момент, когда рынок летит вниз! – По
моему мнению, в задачу брокера входит успокоение «своих подопечных» и
формирование у них хорошего настроения. Кто, по вашему, может пролить
бальзам на исстрадавшуюся душу человека, не выигрывавшего три месяца
подряд? Кто способен вовремя остановить руку на курке пистолета,
приставленного к виску трейдера? Кто может искренне разделить радость


34
человека, за один день выигравшего деньги на новую квартиру? Брокер.
Никогда не понимал тех своих коллег, которые в ответ на излияния души своего
клиента мычали в трубку что-то вроде: «а-а … м-м … ну, понятно … да-а … м-
м … ясно … ну понятно … такие вот дела …». Хороший брокер должен
сопереживать, сострадать, понимать, давать советы. Хороший брокер, подобно
Луке из пьесы М. Горького «На дне», выполняет роль подушки, периодически
впитывающей крокодиловы слёзы клиента. Смех смехом, а это действительно
так.

Брокер должен любить своего клиента.
Благодаря клиенту брокер получает свою зарплату. Клиент, можно
сказать, обеспечивает брокера работой. К тому же все мы, как говорится, люди-
человеки. А люди должны помогать друг другу.
Со многими клиентами нашей брокерской фирмы у меня завязалась
дружба, которая продолжается и по сей день. Некоторые специалисты по
биржевому делу считают, что брокера и клиента должны связывать
исключительно деловые отношения. Я же придерживаюсь прямо
противоположного мнения:

Мой клиент – мой друг.
Но брокер может быть не просто другом, но ещё и советчиком клиента.
Многие брокерские фирмы оказывают своим клиентам консультационные
услуги (в большинстве случаев, правда, клиента консультирует специалист или
аналитик). Следует знать, что если клиент после консультации с сотрудником
брокерской фирмы принял неправильное решение, то фирма не несёт за это
никакой ответственности. Консультация очень часто превращается в обмен
мнениями. С другой стороны можно представить её как получение информации,
причём здесь имеет место двусторонний информационный поток. Чтобы вы,
уважаемый читатель, имели более-менее полное представление о том, что такое
консультация, привожу пример того, как брокер СТАР консультировал своего
клиента. Итак, Российская биржа, середина 90-х, разгар операционного дня …

«СТАР: Алло, да Володь, я тебя слушаю.
К л и е н т: Привет Валер, как там рынок?
СТАР: Ты понимаешь, с утра болтаемся 1 на уровне четырнадцать десять –
четырнадцать двадцать и, в общем, непонятно, куда народ смотрит: то ли вверх, то ли
вниз.
К л и е н т: А ты как думаешь, куда мы двинемся?
СТАР: Чувствуется какая-то гнилостность верха 2. Лично я с утра был в мрачной
продаже.
К л и е н т: Мрачная продажа – это сколько?
СТАР: Два контракта. Так вот, стою я в мрачной продаже. Цена припадает. Я
выбрит, бодр, весел и внутренне собран, в общем, готов к бою. Итак, цена падает.
Начал ворочаться 3 …

1
Б о л т а е м с я – на биржевом жаргоне означает, что цена колеблется в некотором диапазоне;
2
Г н и л о с т н о с т ь в е р х а – словосочетание, изобретённое СТАРОМ для характеристики
рынка, на котором цена делает робкие и неуверенные попытки пробиться наверх;
3
В о р о ч а т ь с я – на биржевом жаргоне означает за короткий промежуток времени
совершать большое количество сделок.


35
К л и е н т: Ну и что?
СТАР: Так вот, послушал ТРОСА, начал ворочаться. К обеду минус
восемьдесят долларов. Если бы просто стоял в продаже и не двигался, было бы плюс
сто пятьдесят. А так минус восемьдесят. Спрашивается, как себя можно назвать?
Только полным идиотом.
К л и е н т: Да …
СТАР: Так вот, я открыл секрет выигрыша!
К л и е н т: Ну-ка, расскажи, интересно послушать.
СТАР: Я всё понял. Нужно иметь железные нервы. Растёт рынок, падает рынок,
ты стоишь и не двигаешься. Дожидаешься выгодной цены и закрываешься. Всё.
К л и е н т: Да …
СТАР: А я как дурак пошёл к ТРОСУ, а они там все – ТИР, ТРОС, ВИРА –
закоренелые «быки». Им постоянно мерещится один только рост. Послушал их и
откупил. Спрашивается – зачем? Какой рост? У нас что – Америка здесь что ли? Рынок
то понижательный 1. Понимаешь, п-о-н-и-ж-а-т-е-л-ь-н-ы-й. Этим всё сказано. Какая
здесь покупка …
К л и е н т: А вот вчера Чубайс сказал …
СТАР: Кто такой Чубайс? Он что, в экономике разбирается? Мало ли кто чего
сказал.
К л и е н т: Чубайс сказал, что западные инвестиции потекут в Россию рекой …
СТАР (напевает мотив известной песни): Издалека, долго, течёт река Волга …
Понимаешь, Володь, если кто-то что то сказал, это ещё не значит, что рынок должен
расти. Правда, если ты хочешь, бери, покупай, пока дёшево.
К л и е н т: Брать то и надо, когда все продают …
СТАР: Может быть, ты и прав. К тому же через две недели наступает год Орла
по восточному календарю.
К л и е н т: Орёл, орёл … а что это значит?
СТАР: Понимаешь, орёл летает, летает высоко …
К л и е н т: Так значит надо брать!
СТАР: Здравая мысль. Тебе сколько купить?
К л и е н т: Ну, немного, контрактов десять.
СТАР: И я тоже себе куплю. Осторожно, один контракт. На пробу.
К л и е н т: Когда купишь, отзвонись 2 мне.
СТАР: Хорошо, договорились».

Возможность для клиента получить консультацию брокера специально
оговаривается в договоре на обслуживание. Некоторые брокерские фирмы за
консультацию берут с клиентов деньги. Во многих случаях консультация
брокера очень важна для клиента: некоторые игроки просто таки жить не могут
без консультаций. Во время написания этой главы я пришёл в гости к СТАРУ, в
«дом на Мясницкой», где раньше располагалась биржа. Когда мы уже уходили
домой, к нам подошёл АТОС. Привожу фрагмент нашего разговора:

«СТАР: А это наш Миша. Он в последнее время сильно разбогател, можно
сказать поднялся. Миш, как дела? Посмотри, Константин, какая у него бородёнка …
АТОС: Не бородёнка, а бородка.
СТАР: … ухоженная, такая бородёнка. И ботиночки по моде. Одет прилично.


1
П о н и ж а т е л ь н ы й – биржевой неологизм. Этим прилагательным характеризуется рынок,
на котором господствует нисходящая тенденция;
2
О т з в о н и с ь – ещё один неологизм. О. – это значит позвонить клиенту и либо подтвердить
факт совершения сделки, либо сообщить о текущем положении дел на рынке.



36
Свою фирму открыл. Что думаешь по поводу рынка?
АТОС: Я? Да я, в общем-то, ничего. Надо вот ГУГО спросить, он всё знает. Как
сейчас надо действовать?

(Маленькое примечание. Так как в течение долгого времени я был занят
писательским трудом, то за рынком не следил. Знал только, что акции
болтаются где-то у годового минимума. Но, вспомнив свои предыдущие
«выступления», решил немного сымпровизировать.)

Я: Понимаешь, Миш, так как РАО сейчас на минимуме, надо подождать
немного, пока рынок остынет и всех «быков» вынесут 1. После этого купить и тупо
стоять полгода. Рынок точно отрастёт. И тогда надо всё слить 2. Слить, и забыть о рынке
на полгода.
АТОС: Молодец, ГУГО. Да, ты верно говоришь. Полугодовой цикл – это то, что
надо. Я тут в последнее время смотрю на циклы. Полгода – это самый интересный
интервал …
СТАР: Миш, да кого ты слушаешь? Полгода, стоять? Я что СУМАШЕЧИЙ? За
полгода на скальпах можно сделать состояние, и уехать на Канары».

Обратите внимание, как легко на бирже можно заморочить голову
добропорядочным торговцам. А вот при Интернет-трейдинге игрок остаётся с
рынком один на один и единственный человек, кто может его сбить с толку –
это он сам. Да, клиент может позвонить в свою брокерскую фирму и
посоветоваться со специалистом. Но это своего рода «дополнительная опция».
«По умолчанию» Интернет-трейдер принимает решения самостоятельно. Но это
ещё не самое интересное. Дело в том, что при Интернет-трейдинге отпадает
необходимость в … самой брокерской фирме! – Чисто теоретически существует
вариант, когда на некоторой гипотетической бирже игроки торгуют через
Интернет непосредственно друг с другом. В этой схеме биржа выполняет роль
как собственно биржи, так и одной огромной расчётной фирмы. Совершенно
ясно, что на такой новой торговой площадке комиссионные будут значительно
меньше, чем на традиционных, где огромное количество клиентских денег идёт
на поддержание брокерских фирм. Может быть, появление такой «виртуальной
биржи» – дело недалёкого будущего, однако, следует представлять себе, что это
нововведение натолкнётся на противодействие уже существующих брокерских
фирм: ведь живут они, по большей части, за счёт клиентской комиссии.
Теперь позвольте мне вернуться к основной линии повествования. Как
мы видим из примера про брокера МИТЮ, поручение клиента
трансформируется в заявку брокера на покупку или продажу ценных бумаг.
Соответственно, клиент может выполнить три основных операции с заявками:

1) подать новую заявку;
2) изменить параметры ранее поданной заявки;
3) отменить заявку.

Что же касается брокера, то он обязан выполнять поручения клиентов без

1
В ы н е с т и – этот глагол характеризует итог игры спекулянта. Если торговца в ы н е с л и, то
это означает, что он полностью проигрался. В стародавние времена биржевая толпа выносила
банкрота вперёд ногами из здания биржи и бросала на тротуар. После этой процедуры
разорившемуся игроку вход на биржу был заказан.
2
С л и т ь – продать.


37
всяких оговорок (конечно, если содержание поручения не выходит за рамки
установленных биржей правил). Не менее важный элемент в общении клиента с
брокером – подтверждение брокером выполнения заявки клиента. Помните,
МИТЯ произнёс две фразы: «По триста двадцать четыре прошло восемьдесят
пять контрактов» и «Влили СЛОНУ пятнадцать контрактов». Это и есть
подтверждения. В нашем примере их форма не формализована. Клиент верит
брокеру на слово. Но после окончания торговой сессии расчётная фирма
высылает клиенту уже формализованный отчёт о совершённых сделках. О нём
мы поговорим в следующем параграфе.
Второй вид клиентского поручения – письменный. Письменное
поручение может рассматриваться либо как дополнение к устному поручению,
либо самостоятельно. В первом случае после окончания торговой сессии клиент
присылает такое поручение в брокерскую фирму по факсу. Во втором случае
клиент посылает поручение также по факсу, но совершенно независимо, без
устного поручения. В обоих случаях форма поручения идентична. О ней мы
поговорим позднее.
В последнее время, в связи с развитием средств телекоммуникаций
получил широкое распространение третий вид клиентского поручения –
электронный. Если, скажем, клиент торгует через Интернет, то все его
поручения – электронные.
После того, как мы ознакомились с основными видами поручений,
давайте поговорим об их типологии. Здесь мы можем выделить:

• поручения на покупку (buy orders);
• поручения на продажу (sell orders).

а также:

• рыночные поручения (market orders);
• лимитированные поручения (limit orders);
• стоп-заявки (stop orders).

С поручением на покупку и на продажу я думаю, вам всё ясно. Что же
такое рыночное поручение? Рыночное поручение – это приказ клиента продать
или купить некоторое количество ценных бумаг по текущим рыночным ценам.
Если клиент хочет купить, то рыночное поручение исполняется по
предложению. А если, скажем, клиент хочет продать, то рыночное поручение
исполняется по цене спроса. Брокер МИТЯ в нашем примере выполнял именно
рыночные поручения на продажу. Игроку, дающему рыночные поручения,
следует помнить, что в случае если спрэд между лучшими заявками на покупку
и продажу будет большой, то его заявка может быть исполнена по невыгодной
цене. Кроме того, иногда рыночная заявка может быть выполнена только
частично, так как контрагент выставил меньшее количество контрактов, чем
было в заявке. В этом случае приходится давать повторную заявку на продажу
(эта ситуация также отражена в примере с брокером МИТЕЙ).
Лимитированное поручение – это приказ клиента купить или продать
некоторое количество ценных бумаг по определённой цене. Например, если
клиент говорит брокеру: «Купи мне пять опционов «колл» на акции «Газпрома»
по цене два рубля», то эту фразу можно рассматривать как лимитированное
поручение. Приказ клиента может также звучать следующим образом: «Купи


38
мне пять опционов «колл» на акции «Газпрома» по цене не большей, чем два
рубля». Это тоже лимитированное поручение. Чем ниже будет цена, по которой
брокер исполнит этот приказ, тем лучше. – В некоторых договорах на
клиентское обслуживание оговаривается, что если брокер выполняет приказ
клиента по лучшей цене, чем указано в заявке, то клиент выплачивает брокеру
дополнительное комиссионное вознаграждение. Рассмотрим простейший
пример.

<< Пред. стр.

стр. 5
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>