<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

62
Приложение 04


Поручение на списание ЦБ
Номер / Дата подачи
P A R T I 0 8 3 1 5 / 0 1 / 0 2

Клиент

Наименование
ЗАО «Партия»

Счёт P A R T I

Ценная бумага

Наименование эмитента
НК «ЛУКойл»

акция обыкновенная акция привилегированная номинал акции

Номер выпуска Номер государственной регистрации

Количество (цифрами) 10 000


Количество прописью Десять тысяч
Цена одной акции ___________________________________________________________________

Ценные бумаги перерегистрируются на:
Наименование
Биржевой депозитарий

собственника номинального держателя
номер депозитарного договора Д-12-01 ______ от 23.12.01 _____
Серия __________ № 063.977___ Дата выдачи 11 / 02 / 97 ______
Свидетельство
Кем выдано ___ Московская регистрационная палата ___
о регистрации
Москва, 117461, ул. адм. Тритонова, д. 2
Юридический адрес
Москва, 101000, ул. Мясницкая, д. 26
Почтовый адрес
Тип и основание перевода акций

купля-продажа вывод из номинального держания мена

Д-12-01 ______ от 23.12.01 _____________________________
Депозитарный договор
Номер договора
контрагента ________________________________________________________________________

Подписи и печать уполномоченного лица клиента

Фамилия Орешков А. Н. Подпись _______________________________

М.П.
Отметки депозитария
___________________________________________________________________________________
Подпись сотрудника депозитария ____________________ Дата приёма 15.01.02 ______________



63
Рис. 340 Образец поручения на депозитарную операцию перевода

При просмотре этого документа я подумал вот о чём. Как мы в России
любим создавать себе лишнюю работу! Ну зачем, скажите, пожалуйста, в
поручении на перевод акций нужно указывать их номинал? Номер выпуска?
Номер государственной регистрации? Во всех без исключениях депозитариях
эти данные уже давно известны. Зачем тратить попусту время, бумагу и
чернила? На практике необходимость заполнения большого количества таких
совсем не обязательных полей приводит к тому, что вместо того чтобы
заниматься делом (обслуживать клиентов, покупать и продавать ценные бумаги)
сотрудники брокерских фирм часами просиживают в депозитариях, занимаясь
неизвестно чем. Есть два выхода из этой ситуации: либо перейти к новым
формам подачи поручений, либо заранее заготовить на компьютере уже
заполненный бланк, внося в него по мере необходимости требуемые изменения.
Получив бланк перевода, сотрудники регионального депозитария
отправят информацию к реестродержателю, откуда обратно в региональный
депозитарий придёт выписка из реестра. Это официальный документ,
подтверждающий, что ценные бумаги поменяли своего номинального
держателя (владелец остался прежним). С выпиской из реестра клиент
брокерской фирмы приходит в биржевой депозитарий и предъявляет её как
документ, служащий основанием для зачисления ценных бумаг в номинальное
держание биржевого депозитария. Потом клиент получает выписку из
биржевого депозитария, несёт её в брокерскую фирму. Только после этого он
может подать заявку на продажу.
Надо вам сказать, что эта цепочка весьма длинна. Поэтому очень часто
на помощь клиенту устремляется специалист по работе с клиентами. В
некоторых случаях цепочка сокращается от того, что выписка направляется
сразу и в биржевой депозитарий. Кроме того, иногда фирма, что называется,
верит клиенту на слово, и если у неё есть ценные бумаги в запасе, позволяет ему
осуществлять сделку по продаже на основании всего лишь выписки из реестра.
В последнее время всё большее количество реестродержателей и депозитариев
связываются посредством компьютерных сетей, что значительно ускоряет
операции по переводу ценных бумаг. Хочу обратить внимание читателя, что все
ценные бумаги, о которых здесь идёт речь, существуют в бездокументарной
форме. Это означает, что физически никакие активы во время операции
междепозитарного перевода не перемещаются. Изменяется лишь информация в
реестре и на счетах-депо клиентов в депозитариях.
За свою работу депозитарии взимают со своих клиентов комиссию. На
рис. 341 приведён прейскурант услуг депозитария ОАО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал
Менеджмент» 1:

Наименование услуг Стоимость услуг (тарифы)
Открытие счёта депо $12
Закрытие счёта депо Бесплатно
Хранение ценных бумаг:


1
Информация о тарифах на депозитарное обслуживание даётся по материалам выставки
«Финансовые услуги для предприятий и частных лиц», проходившей в московском центре
международной торговли в период с 28 по 30 мая 2002 года.



64
• бездокументарные ценные бумаги $3 в месяц за тип ЦБ
$100 в месяц за эмитента
• документарные ценные бумаги
Исполнение поручений клиента (без изменения Бесплатно
состояния счёта)
Приём (зачисление) ценных бумаг на хранение и учёт
на счёт депо Депонента в результате:
• приёма в хранилище сертификатов ЦБ Бесплатно
$12
• внутридепозитарного перевода по
небиржевым операциям
Бесплатно
• междепозитарного перевода из реестра или
другого депозитария
Снятие (списание) ценных бумаг с хранения и учёта
со счёта депо Депонента в результате:
• выдачи из хранилища сертификатов ЦБ $12
$12
• внутридепозитарного перевода по
небиржевым операциям
$12
• междепозитарного перевода в реестр или
другой депозитарий
Сбор по биржевым операциям внутри депозитария $1 за операции по каждому типу ЦБ
одного эмитента
Операции по блокировке ценных бумаг Бесплатно
Операции по залогу ценных бумаг $24
Регистрация попечителя счёта депо Депонента или $36
регистрация прекращения полномочий попечителя
счёта депо Депонента
Отчёты:
• отчёт об операции Бесплатно
$2
• дополнительные отчёты и выписки по
запросу участника (отчёты об операциях за
период, другие отчёты)

Рис. 341 прейскурант услуг депозитария ОАО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»

Итак, мы перевели деньги, получили выписку из биржевого банка;
перевели ценные бумаги, получили выписку из биржевого депозитария.
Брокерская фирма дала «добро» на начало игры. Но это не означает, что теперь
мы можем творить на торговой площадке всё, что нам вздумается. Специалист
по работе с клиентами выставит нам лимиты. Что это такое? Предположим, что
на нашем клиентском субсчету 100 000.00 р. Акции НК «ЛУКойл» торгуются по
500.00 р. В одном контракте – 100 акций. Это означает, что лимит на покупку
акций будет равен:

100 000.00 р. / 500.00 р. / 100 = 2 лотам.

Аналогично будет выставлен лимит на продажу. Если у нас 10 000 акций,
то мы сможем продать не более 100 лотов. Предположим, что начальная маржа
по фьючерсам равна 1 500.00 р. Значит, лимит на открытие позиций по
фьючерсам будет равен:

100 000.00 р. / 1 500.00 р. = 66 контрактам.

Предположим, что 60% начальной маржи мы можем внести акциями,
которые оцениваются в 70% их рыночной стоимости. Рыночная стоимость
наших 10 000 акций равна:



65
10 000 * 500.00 р. = 5 000 000.00 р.

С учётом поправочного коэффициента – 3 500 000.00 р. Казалось бы, вот
раздолье! Но не так всё просто. Если 60% начальной маржи мы вносим
деньгами, то остальные 40% – «живыми» деньгами. А их у нас всего
100 000.00 р. Значит, ценные бумаги могут быть внесены в залог только на
150 000.00 р. Следовательно, мы можем купить или продать:

250 000.00 р. / 1 500.00 р. = 166 контрактов.

Задачи на определение количества контрактов, которое может купить
или продать игрок, уже неоднократно встречались в настоящем пособии. Все
эти задачи имеют практическую ценность, так как их каждодневно решают в
любой брокерской фирме.
Задача специалиста по работе с клиентами – следить за состоянием счёта
каждого клиента. Если по каким-либо причинам внутри расчётной фирмы
лимиты не выставляются, то пользуясь этим, некоторые, особенно отчаянные
игроки могут открыться в овердрафт (overdraft) или переторговать (to
overtrade). Что это означает?
Представим себе, что наша фирма специализируется на фьючерсных
операциях и исходящее сальдо по деньгам на конец операционного дня
составляет 1 000 000.00 р. Из этой суммы в залоге лежит 600 000.00 р., а
400 000.00 р. свободно. На счёте игрока – 150 000.00 р., начальная маржа на
один контракт равна 1 500.00 р. Получив клиринг, специалист по работе с
клиентами увидел, что игрок купил 120 фьючерсных контрактов. А это
означает, что он открылся на:

120 * 1 500.00 р. = 180 000.00 р.

Значит, игрок «залез в карман» брокерской фирме и её клиентам! Это и
называется «открыться в овердрафт». За овердрафт полагается платить процент.
Его размер нужно специально оговорить в договоре на клиентское
обслуживание. Кроме того, на следующий день избыточные контракты надо
закрыть. Или довнести деньги. Но здесь возникают определённые трудности.
Видите, ли, по Москве деньги идут сутки. Если клиент открылся в овердрафт, то
вечером он деньги отправить не сумеет – его банк уже закрыт. Значит, он
отправит их на следующее утро. А в биржевой банк они в лучшем случае
придут через день. Что же делать? Верить клиенту на слово? Потребовать от
него прислать по факсу платёжное поручение с печатью банка об исполнении?
А если остальные клиенты захотят открыться на все деньги? Ведь им не
объяснишь, что такой-то игрок стоит в овердрафте и надо немного подождать,
пока придут его деньги … Клиенты будут сильно возмущаться. И они будут
правы. Значит, на следующее утро нашего героя придётся крыть. И если он
этого не сделает сам, придётся закрывать его принудительно, то есть без его
согласия.
Принудительно закрывают также клиентов, вовремя не довнёсших
вариационную маржу. Представьте себе, что наш клиент по результатам
торговой сессии проиграл 40 000.00 р. Значит, у него осталось:

150 000.00 р. – 40 000.00 р. = 110 000.00 р.


66
А начальная маржа, как мы уже ранее упоминали, должна быть не менее
180 000.00 р. Игрок должен довнести начальную маржу в размере 30 000.00 р. и
вариационную в размере 40 000.00 р. Если на следующее утро специалист по
работе с клиентами слышит в телефонной трубке фразы типа: «Ну понимаете,
вот тут сложилась такая ситуация … да я понимаю, но … нельзя ли день
переждать и ночь продержаться, а уж там мы уж как-нибудь …», то он может
смело закрывать по рыночной цене избыточные контракты, восстанавливая на
счёте клиента минимально допустимый размер начальной маржи с учётом
вчерашнего и, возможно, сегодняшнего проигрыша по вариационке.
Вообще говоря, русские люди имеют отдалённое представление о
финансовой дисциплине. Мы привыкли: занимать и не отдавать, считая «кому
должен, тому прощаю»; тянуть с расплатой; занимать и перезанимать. Но если
на бытовом уровне такие «номера» проходят, то на бирже это совершенно
недопустимо.

NB. Биржа требует от игроков серьёзной финансовой дисциплины.
Можно даже сказать, что биржа учит людей этой самой дисциплине.
Отсутствие оной быстро превращает игрока в героя дешёвого детектива.
Поэтому лучше всего выставлять клиенту лимиты и строго следить за их
соблюдением. И никаких овердрафтов. Пренебрежение этими рекомендациями
может привести к большим неприятностям. Таким, как, например, появление
задолженности на клиентском субсчёте. Если клиент влез в минус 1, то это
означает, что он проиграл деньги других клиентов и самой брокерской фирмы.
Он должен как-то вернуть долг. А что если у клиента просто-напросто больше
нет денег? Я помню случай, когда один из клиентов «Невады» проиграл
достаточно крупную сумму. Возни после этого было на полгода. Добрый и
интеллигентный Михаил Ефимович вынужден был заниматься выбиванием 2
денег. Вспоминается также ещё один момент. У нас на РТСБ некоторое время
играл один трейдер. Кажется, его звали Витя Рылин. Так вот, он назанимал у
всей биржи три тысячи грина 3, проиграл их и оказался всем должен. В том
числе и нашей расчётке. Получить немедленно эти деньги не оказалось
возможным: расплата откладывалась на неопределённое время в будущее. Наш
герой решил отбить 4 эти деньги на оптово-розничной торговле сахаром. Долг
свой монсеньёр Рылин возвращал по частям. Я встречался с ним на метро
«Коньково». Там, в центре зала, наш бывший клиент передавал мне из рук в
руки перетянутые резинкой денежные купюры – выручку от торговли сахаром.
Случай этот, несмотря, в общем-то, на его банальность, почему-то врезался в
мою память. Брокеры СТАР и ДОГ, которым Витя Рылин также был должен,
были более активны: звонили ему домой и периодически появлялись перед
железной дверью его квартиры. Но это ни к чему ни привело. Говорят, им Витя
долг так и не вернул.
Да, брокеру очень часто приходится держать клиента «на коротком
поводке». Клиенты постоянно что-то вытворяют. Вспоминается фрагмент из
рассказа И. Э. Бабеля «Карл-Янкель». Одесса, 1918 год. Идёт показательный
1
В л е з т ь в м и н у с – получить дебетовое сальдо на игровом счёте; открыться в овердрафт;
2
В ы б и в а т ь д е н ь г и – пытаться получить деньги с должника;
3
Г р и н – жаргонное название доллара;
4
О т б и т ь – на биржевом жаргоне означает отыграться и вернуть деньги.



67
судебный процесс. Малый оператор по обрезаниям Нафтула Герчик отвечает на
вопросы прокурора, попутно демонстрируя глубокое понимание жизни:

«– Вас не удивил приход гражданки Брутман в поздний час, в дождь, с
новорожденным на руках?..
– Я удивляюсь, – сказал Нафтула, – когда человек делает что-нибудь по-
человечески, а когда он делает сумасшедшие штуки – я не удивляюсь …» 1

Клиент то приходит в поздний час и дождь с новорожденным на руках,
то влезает в овердрафт, то уводит деньги с биржи в тот момент, когда срочно
нужно покрывать отрицательную вариационку. Поэтому брокеру и специалисту
приходится буквально … пасти 2 своего клиента. Дорогие клиенты! Не
обижайтесь за это на работников «расчётки»: у них очень тяжёлая работа. Если
клиент влетит 2, то первому, кому попадёт от директора брокерской фирмы,
будут брокер и специалист по работе с клиентами. Но довольно об этом:
оставим тягостную тему долговых разборок. Поговорим лучше о некоторых
других, не менее важных нюансах практической работы.

Клиенты! Цените время брокера.
Это означает, что если вы работаете по схеме 1 или 2, то во время
диалога с брокером старайтесь за полминуты, максимум за минуту узнать
самую важную информацию: по какой цене прошла последняя сделка, кого
больше – «быков» или «медведей», какая тенденция является доминирующей, и
где стоят биды 3 и аски 4. После чего можно дать чёткую и определённую
команду. – Анализом же рынка надо заниматься дома. Многие клиенты задают
брокеру массу ненужных вопросов, типа «А почём та радиола? Кто такой
Савонарола?» и пр. Это, мешает, в конечном итоге и игроку, и брокеру.

Клиенты! Не вините брокера в своих неудачах.
Молодые и неопытные игроки очень часто начинают обвинять брокера в
своих неудачах, мол, не успел вовремя купить, или не успел вовремя продать.
На самом деле в абсолютном большинстве случаев …

В своих неудачах виноват сам игрок.

Брокер не успел вовремя купить – вы вышли на рынок в момент, когда
это сделать было просто невозможно. Брокер не успел вовремя продать – а где
вы были раньше, когда цена полгода болталась на приемлемом для вас уровне?
В 99% случаев брокер является аккуратным и добропорядочным молодым
человеком, прилежно гладящим каждое утро паровым утюгом фирмы
“Moulinex” белый воротничок своей рубашки. Он желает вам добра. Он живёт
за счёт вас. У него нет резонов вас обманывать или работать спустя рукава.
Однако и здесь, как почти во всяком деле, встречаются исключения. В своё

1
Бабель И. Э. Избранное. – М.: Гослитиздат. – 1957;
2
П а с т и – внимательно следить за действиями и состоянием счёта клиента;
2
В л е т е т ь – на биржевом жаргоне означает крупно проиграться;
3
Б и д – на биржевом жаргоне означает лучшую цену спроса;
4
А с к – на биржевом жаргоне означает лучшую цену предложения.


68
время мой шеф, генеральный директор «ЛУКойл-Маркет Инвеста» Анатолий
Викторович Цивес, торговал гособлигациями в дилинговом зале «Торибанка».
Его личный брокер вёл себя неадекватно. Вместо того чтобы пытаться
услышать каждый шорох, исходящий от клиента, он во время сессии слушал
альбомы Стинга через плеер. Цивес раз ему сказал «Купи мне сто контрактов по
рынку», Цивес два сказал «Купи мне сто контрактов по рынку» – никакой
реакции. Тогда Анатолий Викторович повторил свою просьбу так, что об этом
услышал весь зал – кто-то даже подумал, что должен начаться рост. Тогда наш
меломан, что называется, проснулся. На следующий день его в дилинговом зале
уже не было: «ЛУКойл-Маркет Инвест» стал обслуживать новый брокер –
очень внимательный и расторопный молодой человек.
Итак, в 99% случаев брокер ведёт себя честно и порядочно. Однако в 1%
случаев он может и обманывать клиента (как ни прискорбно об этом говорить).
Чтобы вы, уважаемый читатель, знали, как это происходит, и могли, при случае
проверить своего брокера, в соответствующей главе я достаточно подробно
остановлюсь на этом вопросе.
Давайте теперь поговорим о более приятных вещах. Представьте себе,
что фортуна повернулась к вам лицом, и вы вышли в плюс 1. Брокер СТАР часто
говорил о том, что …

NB. Для игрока самое главное – вовремя вывести деньги с биржи, пока
она не разорилась.

Так вот, вы хотите вывести деньги. Что для этого надо сделать? Во
многих случаях достаточно написать директору брокерской фирмы записку
следующего содержания (см. рис. 342):

Генеральному директору
брокерской фирмы
№10 ЗАО «Тиара»
Куличкову Д. В.
от генерального директора
ОАО «Скороход»
Петрова А. И.

Прошу вас перевести 200 000 руб. (двести тысяч рублей) из биржевого
банка на счёт ОАО «Скороход» в АПБ «Солидарность» (г. Москва).
Реквизиты счёта:

Р/сч 4070 3810 4000 0000 0077 в АПБ «Солидарность» г. Москва
БИК 044525664 К/сч 3010 1810 1000 0000 0664

Генеральный директор
ОАО «Скороход» / Петров А. И. /

05.09.01 г.



1
В ы й т и в п л ю с – на биржевом жаргоне означает выиграть, отыграться.


69
Рис. 342 Записка с просьбой о выводе денег из биржевого банка

На основании этой записки директор брокерской фирмы даст поручение
специалисту по работе с клиентами оформить платёжное поручение о переводе
денег. Такой способ вывода денег касается в основном юридических лиц. Если
же клиент брокерской фирмы – лицо физическое, то он наверняка захочет

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 36)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>