ОГЛАВЛЕНИЕ

К предстоящему заседанию Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике.

ОТ РЕДСОВЕТА.
На 11 октября 2005 г. назначено заседание Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике, которое состоится в Минообрнауки. (Оно будет проходить 11 октября 2005 г. в 10:00 в зале коллегии Минобрнауки России, Москва, Брюсов пер., д. 11, 2 этаж).
В повестке дня значится обсуждение основного вопроса:
«О проектах Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и плана мероприятий по ее реализации».
Речь идет о завершающем этапе доработки все той же Концепции Программы модернизации академического сектора науки, которая была впервые озвучена г-ном А. Фурсенко осенью минувшего 2004 г. и которая столкнулась с массовым протестом со стороны не только ученых, но и широкого общественного мнения. (Существо критических аргументов со стороны научного сообщества читатель может найти на нашем сайте в рубрике «Наука»). Альтернативные проекты, предлагавшиеся научной общественностью, в том числе и Движением ЗВОН, административными органами не воспринимались. Вместо этого был проделан трюк якобы с конкурсом на разработку новой Программы модернизации, когда победителем конкурса, объявленного Администрацией президента, оказалась структура, связанная с самой Администрацией Президента – Центр "Открытая экономика". В ее недрах и родилась якобы «новая», но по своей сути - старая программа реформ в академическом секторе.
Лучше исполненная в литературном отношении, чем прежняя версия, она перенасыщена убаюкивающими выражениями об «оптимизации», «реструктуризации» сети научных учреждений, даже якобы демократизации управления ими, наконец, об усилении социальной поддержки научных работников. И все это вкупе с изменением управления имущественными отношениями в академической сфере надлежит произвести будто бы в интересах научного сообщества и развития инновационного потенциала страны.
Авторы новой Программы желают успокоить встревоженное общественное мнение, самих ученых явными фантазиями о том, что «к 2008 году академический сектор науки будет представлять собой сеть научных организаций, основу которой составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации». Поверить в столь скорое дивное преображение науки, как и в лучшие намерения преобразователей, никак невозможно, если вглядеться в экономические и особенно имущественные параметры Программы.
При внимательном чтении в них трудно не заметить все ту же основную приватизационную мотивацию, которая является подлинной целевой установкой предлагаемых реформ. Ее на этот раз стремятся заретушировать и компенсировать «социальными пряниками», которых, правда, даже согласно Программе, «не хватит на всех». Ради будущей приватизации «реформаторы» готовы сегодня поступиться определенными социальными преимуществами (в виде повышения зарплаты и т.д.) в пользу бедных ученых с тем, чтобы завтра от самого здания науки мало что осталось.
Но, спрашивается тогда, зачем же новые заседания в Минобрнауки, зачем эти комиссии? А только лишь для того, чтобы сымитировать «поддержку общественного мнения» и чтобы затем псевдореформаторы могли ссылаться на нее, проталкивая окончательные, пагубные для науки решения через правительство.
Ниже предоставляем нашим читателям возможность самим ознакомиться с подготовленными материалами к заседанию Межведомственной комиссии от 11 октября с.г. (вместе с проектом ее решения). К сожалению, техническими средствами корректно не воспроизводится таблица из Приложения № 1. Свои оценки и предложения присылайте нам на электронные адреса нашего Движения: imvs-rus@rambler.ru za-nauku@mail.ru Кроме того, вы можете их адресовать прямо в секретариат упомянутой комиссии: frolov@mon.gov.ru
_______________________________________________________________________________
ПОВЕСТКА ДНЯ
заседания Межведомственной комиссии
по научно-инновационной политике
« 11 » октября 2005 г.
1. О проектах Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и плана мероприятий по ее реализации.
Докладчик: Ливанов Дмитрий Викторович – директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России.
Содокладчик: Козлов Валерий Васильевич – вице-президент Российской академии наук, академик Российской академии наук.
2. О заявках городов Троицка и Жуковского Московской области, Коврова Владимирской области, Димитровграда Ульяновской области, претендующих на присвоение статуса наукограда Российской Федерации.
Докладчик: Ливанов Дмитрий Викторович – директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России.
3. Разное.
________________________________________________________________________________ ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
заседания Межведомственной комиссии
по научно-инновационной политике
« 11 » октября 2005 г.
1. О проектах Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и плана мероприятий по ее реализации.
Заслушав и обсудив доклады директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Ливанова Д.В. и вице-президента Российской академии наук Козлова В.В., Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике (далее – Комиссия), решила:
1. Одобрить в целом проекты Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и плана мероприятий по ее реализации.
2. Минобрнауки России доработать с учетом замечаний членов Комиссии проекты Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств и плана мероприятий по ее реализации и представить их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
2. О заявках городов Троицка и Жуковского Московской области, Коврова Владимирской области, Димитровграда Ульяновской области, претендующих на присвоение статуса наукограда Российской Федерации.
Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Ливанова Д.В. и выступления представителей городов, Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике (далее – Комиссия), решила:
1. Одобрить представленные администрациями городов Троицка и Жуковского Московской области, Коврова Владимирской области, Димитровграда Ульяновской области комплекты документов и поддержать предложение Минобрнауки России о присвоении статуса наукограда Российской Федерации городам Троицк и Жуковский Московской области, Ковров Владимирской области, Димитровград Ульяновской области.
2. Поручить Минобрнауки России подготовить проекты постановлений Правительства Российской Федерации о присвоении статуса наукограда Российской Федерации городам Троицк и Жуковский Московской области, Ковров Владимирской области, Димитровград Ульяновской области и направить их на согласование в установленном порядке.
3. Разное.
_______________________________________________________________________________
ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИЙ И МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Настоящая Программа модернизации функций, структуры и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств (далее - академический сектор науки) разработана во исполнение Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 26 октября 2004 г.
I. Функции академического сектора науки и направления их модернизации
Главной функцией академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы. Академический сектор науки является важнейшим механизмом развития и передачи из поколения в поколение интеллектуального и культурного потенциала нации.
Основные функции
1. Проведение фундаментальных исследований мирового уровня и координация фундаментальных исследований, проводящихся за счет федерального бюджета
Повышение уровня объективности в выборе перспективных и приоритетных направлений фундаментальных исследований за счет разработки методологии выбора приоритетов и создания системы объективной экспертизы.
Преодоление ведомственной разделенности фундаментальной науки и создание предпосылок для объединения в перспективе государственных научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня, вне зависимости от ведомственной принадлежности, в рамках Российской академии наук.
Усиление функции Российской академии наук по координации фундаментальных научных исследований, ведущихся в высшей школе, государственных научных центрах.
Расширение конкурентной среды в научных организациях академического сектора науки за счет оптимизации соотношения базового, программно-целевого и конкурсного финансирования и совершенствования конкурсного порядка замещения должностей.
2. Образовательная деятельность и участие в подготовке кадров высшей квалификации
Развитие образовательной составляющей деятельности академического сектора науки, внедрение оптимальных форм интеграции с ведущими российскими университетами; внесение соответствующих изменений в законодательство.
При условии достижения позитивных общественно-значимых эффектов в системах высшего образования и науки создание в составе РАН академических университетов на базе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, исторически тесно связанных с академическим сектором науки и ведущих подготовку научных кадров мирового уровня и включение отдельных научных организаций академий наук в состав ведущих вузов страны (после внесения необходимых изменений в законодательство).
Повышение эффективности аспирантуры и докторантуры в организациях академического сектора науки; создание системы академической магистратуры; реструктуризация сети диссертационных советов.
3. Экспертная деятельность
Повышение значимости экспертной деятельности академического сектора науки в отношении важнейших государственных проектов. Расширение активности академической науки в пропаганде научных достижений должно стимулировать обращение к компетенциям научного сообщества субъектов рынка всех форм собственности.
Разработка системы мониторинга и оценки результативности государственных научных организаций независимо от ведомственной принадлежности.
Разработка и реализация в организациях академического сектора науки современных моделей финансового и научного администрирования.
Дополнительные функции
4. Выполнение прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, разработок
Развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, разработок с целью создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств в академический сектор науки.
Финансирование прикладных исследований и разработок или на условиях открытых конкурсов, или за счет средств хозяйствующих субъектов.
5. Коммерциализация технологий; инновационная деятельность
Создание условий для эффективной реализации инновационного потенциала академического сектора науки, включая переход научных организаций, выполняющих преимущественно исследования прикладного характера и/или осуществляющих инновационную деятельность, к новым организационно-правовым формам.
Активное участие организаций академического сектора науки в процессе формирования новых элементов инновационной инфраструктуры, в том числе технико-внедренческих зон.
Создание «центров коммуникации» (инновационного пояса), обеспечивающего эффективный трансфер результатов исследований академического сектора науки на внутренний и глобальный рынки знаний.
6. Международное сотрудничество, в том числе внешнеэкономическая деятельность
Развитие международных академических ассоциаций разного уровня, в частности в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
Усиление роли академического сектора науки в подготовке научных кадров высшей квалификации, в том числе, для стран СНГ.
Создание в ведущих академических организациях условий для превращения их в центры реализации крупных международных проектов и программ, расширение практики привлечения к работе в рамках научного обмена зарубежных ученых.
Повышение квалификации руководителей организаций в сфере научного администрирования с использованием российского и зарубежного опыта, развитие механизмов привлечения средств для проведения исследований из различных международных научных фондов.
Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности и международного престижа российской науки.
7. Социальная поддержка сотрудников
Перевод организаций академий наук, имеющих государственный статус, оказывающих социальные услуги сотрудникам, в новые организационно-правовые формы (после внесения соответствующих изменений в законодательство).
Внедрение отраслевой системы оплаты труда в академическом секторе науки; совершенствование контрактной системы трудовых отношений.
Создание системы дополнительного пенсионного обеспечения в рамках действующего пенсионного законодательства.
8. Управление государственным имуществом и земельными ресурсами
Создание новой системы управления активами академического сектора науки в целях повышения эффективности использования государственного имущества.
Направление имущества, высвобождаемого в результате оптимизации сети научных организаций, в интересах развития инновационной деятельности, поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере (в форме предоставления имущества в аренду), расширения образовательной деятельности и дополнительной поддержки фундаментальных исследований в академическом секторе науки.
Переход к системе консолидации средств, полученных в результате использования государственного, в том числе недвижимого, имущества, в целях дополнительной поддержки фундаментальных исследований в академическом секторе науки и решения социальных проблем академического сектора науки (с внесением, при необходимости, поправок в законодательство).
II. Направления модернизации организационной структуры и системы управления академического сектора науки
Оптимизация сети академических институтов, ведущих фундаментальные исследования, как среды для расширенного воспроизводства знаний, а также для сохранения и активного использования созданного предыдущими поколениями задела и традиций в области фундаментальной науки как основы для развития образования и науки мирового уровня.
Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества. Введение в действие нового порядка утверждения в должности президентов академий наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий (после внесения соответствующих изменений в законодательство).
Обеспечение демократичности системы управления за счет повышения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки.
Совершенствование механизмов формирования и выбора приоритетов и основных направлений исследований академического сектора науки. Разработка перспективного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки, технологий и техники до 2025 г. Формирование сети координационных советов по приоритетным направлениям фундаментальных исследований.
Разработка общих требований к структуре научной организации академического сектора науки для эффективной реализации его функций и подготовка предложений по новому типовому уставу научной организации академического сектора науки с закреплением в уставах конкретных организаций их функций и основных направлений деятельности.
Приведение организационно-правового статуса научных организаций в соответствие с осуществляемыми ими функциями. Организации, выполняющие преимущественно фундаментальные исследования, должны действовать в форме учреждений (после внесения соответствующих изменений в законодательство – также в форме государственных автономных учреждений), а организации, осуществляющие преимущественно прикладные исследования и разработки и/или инновационную деятельность - в форме акционерных обществ (после внесения соответствующих изменений в законодательство – также в формах государственных автономных учреждений или иных новых формах государственных некоммерческих организаций).
Оптимизация сети научных организаций академического сектора науки. Перепрофилирование организаций, не обеспечивающих выполнение публичных полномочий государства в сфере науки, в интересах осуществления инновационной деятельности. Передача научных организаций, осуществляющих деятельность регионального или местного характера, соответствующим субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления. Передача научных организаций, осуществляющих узковедомственную (отраслевую) деятельность в ведение соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Создание предпосылок для включения в перспективе в состав РАН ряда научных организаций отраслевых академий наук, других научных организаций, ведущих фундаментальные исследования мирового уровня. Решение о таких организационых преобразованиях должно приниматься с учетом мнения научного сообщества.
Консолидация однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности, или выделение в качестве филиалов ведущих академических научных организаций с обязательным учетом региональных особенностей.
III. Повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки
Ключевым условием ускоренного развития академического сектора науки является увеличение его бюджетной обеспеченности в расчете на одного научного работника. Текущий низкий уровень бюджетной обеспеченности является основной причиной низкого уровня заработной платы, служит барьером на пути создания эффективных мотиваций для работников, препятствует нормальному возобновлению материально-технической базы и, тем самым, принципиально сдерживает поступательное развитие академической науки. Для достижения качественного сдвига в бюджетной обеспеченности академического сектора необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:
увеличение расходов федерального бюджета на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами. Планируется в 2008 году увеличить удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку до 58%.
оптимизация численности персонала, занятого в академическом секторе, на основе рационализации состава и структуры организаций академической науки и переаттестации их сотрудников. При этом должна быть учтена и в максимальной степени использована возможность создания научными организациями дополнительных ставок, финансируемых в основном за счет внебюджетных средств (с внесением, при необходимости, поправок в законодательство). Предполагаемое сокращение к 2008 году количества бюджетных рабочих мест в академическом секторе - не более 25%.
Реализация мероприятий в рамках выделенных базовых направлений позволит к 2008 году:
повысить минимальную бюджетную обеспеченность научного работника академического сектора до уровня 700-750 тыс. руб. в год (в ценах 2004 года). При этом общее сокращение численности занятых в академическом секторе по предварительным оценкам не превысит 10 % к 2008 году по сравнению с уровнем 2005 года;
увеличить размер среднемесячной заработной платы научного работника академического сектора науки до 30 тыс. руб. При этом среднемесячная заработная плата молодых исследователей должна составить около 15-20 тыс. руб., вспомогательного персонала – не менее 12 тыс. руб.;
улучшить качественный состав и возрастную структуру кадров академического сектора науки, в частности, повысить удельный вес молодых специалистов.
IV. Модернизация механизмов финансирования академического сектора науки
Представляется необходимым провести оптимизацию соотношения базового, программно-целевого и конкурсного финансирования научных организаций академического сектора науки, расширить практику проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ. Соответствующие меры должны реализовываться в рамках следующих базовых направлений:
1. Внедрение системы финансового стимулирования результативности деятельности академических институтов. Прежде всего, необходимо сформировать рейтинг результативности однопрофильных академических институтов. При этом целесообразно использовать такие объективные показатели, как число публикаций на одного научного работника, удельный вес молодых специалистов и аспирантов, доля внебюджетных и целевых средств в общем бюджете института и др.
В отношении институтов, имеющих стабильно низкий рейтинг результативности в сравнении с однопрофильными, должны приниматься меры организационно-управленческого характера, вплоть до их ликвидации в качестве отдельной научной организации. Институтам, демонстрирующим стабильно высокую результативность профильной деятельности, должны выделяться дополнительные финансовые ресурсы. Целесообразно использовать для этих целей ежегодно не менее 15-20% совокупного объема финансирования академических институтов.
2. Разработка и начало реализации целевой программы РАН «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня», основанной на принципах проектного финансирования, конкурентности, объективной экспертизы, строгой отчетности.
Финансовая модель академического сектора науки на 2006-2008 гг. представлена в Приложении 1.
V. Направления развития механизмов управления государственным имуществом в академическом секторе науки
1. Сохранение в полном объеме имущества организаций Российской академии наук и отраслевых академий наук (в т.ч. временно не используемого) для целей обеспечения долгосрочного развития сектора науки и инноваций, снижения его зависимости от объемов бюджетного финансирования.
Определение состава и состояния указанного имущества путем проведения полной инвентаризации.
2. Выявление имущества, не используемого в рамках профильной деятельности академических организаций. Определение правовых основ функционирования, бизнес-планирование деятельности и практическое формирование новой системы управления активами, в частности, неиспользуемым для профильной деятельности имуществом РАН и отраслевых академий наук.
Система управления неиспользуемым для профильной деятельности имуществом академического сектора науки должна быть основана на следующих базовых принципах:
- прозрачность финансово-хозяйственной деятельности и обеспечение общественного и государственного контроля за направлениями использования поступлений от имущества;
- недопустимость отчуждения элементов имущественного комплекса академического сектора науки;
- максимизация получаемого дохода от использования имущества;
- долгосрочность развития имущественного комплекса академического сектора науки.
Выгодоприобретателем от деятельности по управлению имуществом, не используемым в рамках профильной деятельности академических организаций, будет являться академическое сообщество. Должен быть нормативно установлен порядок использования соответствующих доходов. Часть поступлений может быть использована на реализацию специальных академических научных программ, направленных на поддержку крупных комплексных проектов фундаментальных исследований мирового уровня при обеспечении условий для равного доступа к конкурсной системе любых академических организаций.
После практической отработки указанных новых механизмов управления государственным имуществом в рамках РАН, сфера их применимости будет расширена за счет активов отраслевых академий наук, имеющих государственный статус.
VI. Целевые индикаторы реализации программы
В результате реализации системы мер, направленных на решение задач модернизации академического сектора науки, должны быть достигнуты следующие основные целевые индикаторы:
Показатели Ед. изм. 2004 2005 2006 2007 2008 Удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку, % 51,0 53,0 55,0 57,0 58,0 Внутренние затраты на исследования и разработки, приходящиеся на 1 исследователя в академическом секторе науки Тыс. руб. / чел. 209,8 289,2 398,8 549,8 758,0 Число организаций академического сектора науки шт. 830 800 750 700 650 Удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций академического сектора науки % 98,0 91,2 84,9 79,0 76,9 Удельный вес научных сотрудников в возрасте до 39 лет в организациях академического сектора науки % 27,7 29,4 31,1 33,0 35,0 Поступления от использования государственного имущества в академическом секторе науки по сравнению с уровнем 2004 г. (в сопоставимых ценах) % 100 139 171 216 250 Объем внебюджетных средств на один рубль расходов консолидированного бюджета на исследования и разработки в академическом секторе науки руб. 0,25 0,26 0,28 0,29 0,31 Удельный вес аспирантов, защитивших кандидатские диссертации в период аспирантской подготовки, в общем выпуске аспирантов в академическом секторе науки % 17,2 20,5 24,5 29,3 35,0 Число обучающихся в магистратуре в организациях академического сектора науки чел. - - - 1000 2500 Среднемесячная заработная плата исследователя в академическом секторе тыс. руб. 6,5 7,3 11,7 18,8 30,0
VII. Ожидаемые результаты
В результате реализации предлагаемой системы мероприятий будет достигнута консолидация усилий академического сообщества для решения задач общенациональной значимости: усиления статуса России как мировой научной державы; расширенного воспроизводства знаний мирового уровня; повышения уровня конкурентоспособности «человеческого капитала». Будет сформирована стабильная система, в которой реализуются долгосрочные программы исследований, обеспечивается преемственность поколений, созданы условия привлечения талантливой молодежи и гарантированного использования опыта старшего поколения.
Важнейшей миссией академической системы является сохранение, развитие и передача знаний и культуры между поколениями. Сочетание программ развития молодых талантов и создания условий для использования опыта старшего поколения ученых является необходимым элементом существования академической среды. С одной стороны, будет создана система морального и материального стимулирования притока молодых ученых, включая обеспечение рыночного уровня заработных плат отбираемых для работы в академических институтах лучших выпускников ВУЗов и аспирантуры.
К 2008 году академический сектор науки будет представлять собой сеть научных организаций, основу которой составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.
Увеличение объемов финансирования академического сектора науки в сочетании с оптимизацией кадрового состава сотрудников, занятых фундаментальными исследованиями, должны позволить выйти в 2008 г. на средний уровень заработной платы научного работника не менее 30000 руб. в месяц. В то же время предлагаемые подходы позволят ограничить общее сокращение персонала по предварительным оценкам на уровне не более 10% к 2008 году.
Единое научное руководство академическим сектором науки будет осуществляться, исходя из принципов объективного выбора приоритетных направлений, повышения открытости и демократичности при принятии решений.
Система финансирования фундаментальных исследований мирового уровня будет в перспективе включать РАН, высшую школу, государственные научные фонды, при усилении ведущей роли РАН как экспертной и координирующей организации. Финансирование прикладных исследований и разработок, а также инновационной деятельности будет осуществляться в основном на условиях открытых конкурсов или за счет средств хозяйствующих субъектов.
Оптимизация управления не используемым в профильной деятельности имуществом должна обеспечить получение к 2008 г. ежегодного дохода в объеме, не менее чем в 2,5 раза превышающем суммарные доходы от аренды в 2004 г.
Планы по полномасштабному бюджетному обеспечению научно-исследовательской деятельности академического сектора науки позволят к 2008 г. полностью снять зависимость институтов от доходов, получаемых в настоящее время от аренды помещений и другой непрофильной деятельности. Это позволит руководству академий наук, имеющих государственный статус, и отдельных институтов сосредоточиться на повышении эффективности профильной деятельности, повысить требовательность к сотрудникам, создать рациональную систему их научных мотиваций.
Приложение 1
к Программе модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки
Финансовая модель академического сектора науки на 2006-2008 гг.
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год Примечание Среднемесячная заработная плата, руб. 5115 8184 13094 20950 среднемесячная заработная плата исследователей, руб. 7324 11719 18750 30000 Достигается при росте доли ФОТ (с начислениями) в общих расходах (без учета средств от аренды) до 62% к 2008 году среднемесячная заработная плата прочего персонала, руб. 2930 4688 7500 12000 Финансовые поступления академий, всего, млрд. руб. 37.9 48.6 60.5 75.3 в том числе: Рассчитано в предположении о сохранении существующей доли финансирования академий из средств федерального бюджета на уровне 2005 г. из средств федерального бюджета, млрд. руб. 23.6 30.1 37.4 46.3 за счет сдачи в аренду, млрд. руб. 1.4 1.9 2.3 2.8 за счет предпринимательской деятельности и целевых поступлений, млрд. руб. 12.9 16.6 20.8 26.2 Количество бюджетных ставок в академиях всего, тыс.чел. 157.9 142.1 127.9 118.4 в том числе: Рассчитано в предположении, что сокращение количества бюджетных ставок составит 25%, при этом распределение персонала по категориям останется неизменным исследователи, тыс. чел. 78.5 70.6 63.6 58.9 прочий персонал, тыс. чел. 79.4 71.4 64.3 59.5 ФОТ на выплату основного оклада с начислениями из средств внебюджетных источников, млрд. руб. - 1.6 4.1 7.7 Доля внебюджетных средств, направляемых на ФОТ (основной оклад), % - 10 20 30 Рассчитано без учета поступлений от аренды, а также в предположении, что распределение персонала по категориям останется неизменным Доля финансирования ФОТ (основной оклад) из внебюджетных источников в общем размере ФОТ, % - 9 14 17 Количество ставок, финансируемых в основном за счет внебюджетных источников, всего, тыс. чел.: - 13.5 21.0 24.8 исследователи, тыс. чел. - 6.7 10.4 12.3 Рассчитано в предположении, что ставки заработной платы не зависят от источника финансирования прочий персонал, тыс. чел. - 6.8 10.6 12.5 Количество ставок из всех источников, тыс. чел. 157.9 155.6 148.9 143.2 в том числе: исследователи, тыс. чел. 78.5 77.4 74.0 71.2 прочий персонал, тыс. чел. 79.4 78.2 74.8 72.0 Изменение количества ставок по сравнению с 2005 годом., % : 100 98.6 94.3 90.7 в том числе: исследователи, тыс. чел. 100 98.6 94.3 90.7 прочий персонал, тыс. чел. 100 98.6 94.3 90.7
Приложение 2
к Программе модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки
ПЛАН
мероприятий по вопросам реализации Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки
№ п/п Наименование мероприятия Срок реализации Ответственные исполнители
1 Разработка ведомственной программы РАН «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня». 1кв. 2006 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфин России
2 Разработка системы показателей для мониторинга результативности и эффективности организаций академического сектора науки 1 кв. 2006 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России, Росимущество
3 Внесение изменений и дополнений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части РАН и отраслевых академий наук, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1 кв. 2006 г. Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфин России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
4 Разработка бюджетного плана на 2006-2008 годы и финансовой модели функционирования академического сектора науки 2 кв. 2006 г. Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфин России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
5 Начало реализации пилотного проекта по внедрению отраслевой системы оплаты труда в РАН 2 кв. 2006 г. Минобрнауки России, Минфин России, Минздравсоцразвития России, РАН
6 Разработка принципов и механизмов национальной экспертизы проектов фундаментальных исследований, выполняемых в академическом секторе науки, вузах, других организациях 2 кв. 2006 г. Минобрнауки России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
7 Разработка перспективного плана фундаментальных исследований по приоритетным направлениям науки, технологий и техники до 2025 г. 2 кв. 2006 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус,Минобрнауки России,Минобороны России
8 Разработка концепции развития образовательной деятельности в академическом секторе науки 2 кв. 2006 г. РАН, отраслевые академии наук, Минобрнауки России
9 Проведение инвентаризации имущества и активов РАН, отраслевых академий наук, включая нематериальные активы, а также аудита организаций академического сектора науки. Внесение сведений об имуществе в реестр федерального имущества. 3 кв. 2006 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России, Росимущество, Роспатент
10. Проведение мониторинга результативности и эффективности организаций РАН, отраслевых академий наук Ежегодно во втором квартале РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России, Росимущество
11. Разработка и внедрение системы «Национальный индекс цитирования» для оценки уровня фундаментальных исследований 3 кв. 2006 г. Минобрнауки России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
12. Разработка системы показателей для оценки глобальной конкурентоспособности и международного престижа российской науки 3 кв. 2006 г. Минобрнауки России,Минэкономразвития России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
13. Введение в действие нового порядка утверждения в должности президентов академий наук, имеющих государственный статус, и уставов соответствующих академий После вступления в силу изменений в законода-тельство Минобрнауки России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
14. Разработка критериев перевода научных организаций в иные организационно-правовые формы, передачи на иные уровни бюджетной системы или в ведение федеральных органов исполнительной власти 4 кв. 2006 г. Минобрнауки России, Росимущество, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
15. Разработка нормативно-правовых и экономических основ деятельности новой системы управления активами, в том числе неиспользуемым в основной деятельности имуществом академического сектора науки 4 кв. 2006 г. Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Росимущество, Минфин России, РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус
16. Оптимизация сети научных организаций академического сектора науки: ликвидация неэффективных организаций; создание на базе недостаточно эффективно работающих организаций элементов инновационной инфраструктуры; консолидация однопрофильных научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности, или выделение в качестве филиалов в составе центральных научных организаций. 2 кв. 2007 г. РАН, отраслевые академии наук, Минобрнауки России,
17. Изменение организационно-правового статуса организаций академического сектора науки, осуществляющих преимущественно прикладные исследования или инновационную деятельность или оказывающих социальные и иные услуги. После вступления в силу изменений в законода-тельство РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Росимущество, Минфин России
18. Принятие решения с учетом мнения научного сообщества о передаче части организаций РАН и отраслевых академий наук федеральным органам исполнительной власти и субъектам федерации. 3 кв. 2007 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,субъекты Российской Федерации, Росимущество
19. Принятие решения с учетом мнения научного сообщества о включении в РАН ряда организаций, выполняющих фундаментальные исследования на мировом уровне из отраслевых академий наук, а также подведомственных федеральным органам исполнительной власти. 4 кв. 2007 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус,Минобрнауки России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
20. Внесение изменений в уставы научных организаций академического сектора науки 4 кв. 2007 г. РАН и отраслевые академии, имеющие государственный статус, Минобрнауки России,



ОГЛАВЛЕНИЕ