<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

+--+--------------------------------------------------+-------------------+
¦18¦Переписка об оформлении командировок ¦5 лет ¦
+--+--------------------------------------------------+-------------------+
¦19¦Графики предоставления отпусков ¦1 год ¦
L--+--------------------------------------------------+--------------------

6.2. Передача документов в архив

Отбор документов на постоянное, временное хранение и к уничтожению должен проводиться в соответствии с действующими правилами работы государственных, муниципальных архивов, правилами работы архивов организаций (ведомственных архивов), а также указаниями Росархива и архивных органов субъектов Российской Федерации.
Документы должны приниматься на хранение преимущественно в виде подлинников, только при их отсутствии принимаются заверенные копии.
Подготовка документов к передаче в архив включает экспертизу научной и практической ценности документов, оформление дел, составление описи.
Экспертиза ценности документов - определение ценности документов с целью отбора их на хранение и установление сроков хранения. Экспертизу ценности документов в организации осуществляет постоянно действующая экспертная комиссия.
Экспертная комиссия (далее - ЭК) назначается приказом руководителя организации. В состав ЭК включают не менее трех сотрудников. Секретарем ЭК назначают, как правило, секретаря организации.
После того, как отобраны необходимые документы для их последующей передачи в архив, такие документы должны быть надлежаще оформлены. Оформление документов для архива организация может осуществить самостоятельно или обратиться за помощью в специальные организации. Но если документов, которые передаются в архив, не очень много, то тогда смысла в посредниках нет.
Обычно предусматривается следующий порядок. Дела постоянного хранения подшиваются в твердую обложку суровыми нитками. Листы нумеруются в правом верхнем углу простым карандашом. Количество листов в каждом деле не должно превышать 50. В конце дела на отдельном листе составляется заверительная надпись.
Обложки дел оформляются в соответствии с ГОСТ 17914-72. На обложке дел постоянного хранения должны быть проставлены следующие реквизиты: полное название организации, номер (индекс) дела по номенклатуре, заголовок дела, количество листов, срок хранения или отметка "хранить постоянно", номер фонда, описи, дела.
По окончании делопроизводственного года в оформленные обложки дел постоянного хранения вносятся необходимые уточнения:
- в заголовки дел, содержащих распорядительные документы (приказы, протоколы), вносятся номера; если дело с перепиской состоит из нескольких томов, в каждом томе указывается корреспондент, автор, территория и др., а также проставляется дата (число, месяц, год) начала и окончания каждого тома (точные даты проставляются на обложках для быстрого поиска документов в последующем);
- из заверительной надписи на обложку дела выносится количество листов в деле.
Надписи на обложках дел постоянного и долговременного хранения следует производить четко, светостойкими чернилами.
Для учета количества листов в деле и фиксации особенностей их нумерации на отдельном листе составляется заверительная надпись.
В заверительной надписи указывается количество листов (цифрами и прописью) в деле; подписывается составителем с указанием его должности и даты составления.
Внутренняя опись составляется к делам постоянного и временного (свыше 10 лет) срока хранения, сформированным по разновидностям документов, заголовки которых не раскрывают конкретное содержание документов (особо ценные, личные дела и др.).
Дела временного хранения оформляются упрощенно: они не подшиваются, листы в них не нумеруются, уточнение на обложках не производится, описи на дела не составляются, учет ведется по номенклатуре дел.
На дела временного срока хранения составляется акт об уничтожении.
Архивные органы, учреждения проверяют правильность отбора документов на постоянное хранение и при необходимости имеют право потребовать включения в опись постоянного хранения документов, отобранных к уничтожению или на временное хранение.
В случае ликвидации общества, если оно имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда Российской Федерации, документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников организации. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.
В случае реорганизации организации, влекущей ее прекращение, находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов организации могут быть переданы только одному из вновь создаваемых в результате реорганизации обществ.
Если иное не устанавливается договором о слиянии или присоединении (решением о преобразовании) и (или) передаточным актом либо решением о разделении или выделении и (или) разделительным балансом, находящиеся на хранении и подлежащие хранению подлинники документов организации подлежат передаче вновь создаваемому в результате реорганизации обществу с наибольшей стоимостью чистых активов.

6.3. Порядок уничтожения кадровых документов
в связи с истечением срока их хранения

Для организации и проведения экспертизы ценности документов, образовавшихся в деятельности организации, их отбора для осуществления дальнейшего хранения или уничтожения в организации создается экспертная комиссия (ЭК). Председателем экспертной комиссии, как правило, назначается один из руководителей организации.
Решения ЭК и проекты рассматриваемых ею документов вступают в силу только после их утверждения руководителем общества. ЭК рассматривает описи дел постоянного, временного сроков хранения и по личному составу, проекты номенклатуры дел и инструкции по делопроизводству, акты о выделении документов с истекшими сроками хранения к уничтожению.
При проведении экспертизы ценности документов в структурных подразделениях производится отбор дел постоянного и долговременного хранения для передачи в архив, а также для выделения дел с истекшими сроками хранения к уничтожению в соответствии с номенклатурой дел организации за соответствующий год, утвержденной руководителем организации.
В целях гарантированного сохранения документационной информации акты о выделении документов к уничтожению оформляются только после составления описей дел постоянного и временного сроков хранения. Описи дел и акты должны рассматриваться ЭК в едином комплексе и утверждаться руководителем организации.
Документация, имеющая срок хранения "постоянно", но не указанная в Перечне, в зависимости от результатов ее конкретного изучения принимается на государственное, муниципальное хранение или уничтожается после минования в ней практической надобности. Решение о приеме или уничтожении документов с отметкой "ЭПК" ("ЭК") принимают ЭПК архивных органов, учреждений.
После утверждения описей организации разрешается уничтожение документов с временными сроками хранения за период времени, соответствующий утвержденным описям.
Уничтожение документов, имеющих по Перечню срок хранения с отметкой "ЭПК", а также не предусмотренных Перечнем, должно согласовываться с архивным органом, учреждением, если последним при утверждении описей документов постоянного хранения не было вынесено решения о возможности уничтожения остальных документов за соответствующий период.
Уничтожение документов оформляется актом, утверждаемым руководителем организации.
Организации, документы которых приему в государственные, муниципальные архивы не подлежат, уничтожают дела с истекшими по Перечню сроками хранения без согласования с архивными органами, учреждениями при условии упорядочения документов по личному составу за соответствующий период времени.
Отобранные к уничтожению и включенные в акты документы передаются на уничтожение в установленном порядке. Использование этих документов для хозяйственных нужд запрещено.
Уничтожение документов без предварительного утверждения архивным органом, учреждением описей документов постоянного хранения (для организаций, передающих документы в государственные, муниципальные архивы), а также нарушение установленных сроков хранения документов является незаконным и влечет за собой согласно Положению об Архивном фонде Российской Федерации ответственность в установленном законом порядке.
Дела, включенные в утвержденный акт дел к уничтожению документов, отделяются от остальных дел и хранятся в специально отведенном месте.
Акт о выделении документов к уничтожению вместе с описями дел хранится в архиве общества в формируемом деле.

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ КАДРОВОГО УЧЕТА
У ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

7.1. Особенности оформления и прекращения
трудовых отношений

Развитие рыночных отношений, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, привело к образованию большого числа индивидуальных предпринимателей, т.е. лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Однако особенность действующего законодательства состоит в том, что никаких ограничений (по видам деятельности, объемам работы, численности наемных работников в отношении индивидуальных предпринимателей) не предусмотрено. Тогда как с точки зрения налогового и бухгалтерского учета такая форма деятельности является более простой и в отдельных случаях даже более экономной, чем создание юридического лица. Этим обусловлено, что порой виды деятельности, предполагающие большой объем работ и многочисленный штат, также осуществляются лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями. В области налогового и бухгалтерского учета статус индивидуального предпринимателя определен и указаны определенные особенности, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. В ТК РФ трудовым правоотношениям, работодателем в которых выступает индивидуальный предприниматель, посвящено лишь семь статей, составляющих главу 48 "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц".
Положения ТК РФ предполагают четкое разграничение между физическим лицом, являющимся работодателем, и работодателем - физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 20 ТК РФ для целей ТК РФ признает работодателями - физическими лицами следующие категории лиц.
Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее - работодатели - индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных ТК РФ на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Такое разграничение понятий работодателя - физического лица повлекло в дальнейшем в тексте ТК РФ приравнивание статуса работодателя - индивидуального предпринимателя к работодателю - юридическому лицу.
Особо следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 40 ТК РФ индивидуальный предприниматель наравне с организацией должен заключить коллективный договор с работниками и соблюдать всю процедуру его заключения и последующей уведомительной регистрации в органе по труду в соответствии с положениями ТК РФ. Действие такого коллективного договора будет распространяться на всех работников индивидуального предпринимателя.
В ч. 1 ст. 33 ТК РФ предусмотрено, что интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Так, например, правомочным представителем индивидуального предпринимателя в коллективных переговорах может являться другое физическое лицо, которому такие полномочия будут представлены на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Особенности, связанные с заключением трудового договора, стороной которого является индивидуальный предприниматель - работодатель, предусматриваются ст. 303 и 304 ТК РФ. Следует отметить, что название ст. 303 ТК РФ звучит "Заключение трудового договора с работодателем - физическим лицом". Такое название дополнительно подчеркивает позицию законодателя, заключающуюся в стремлении как можно в большем количестве случаев уравнять права и обязанности индивидуального предпринимателя и организации и, соответственно, работников, работающих у каждого из этих работодателей.
Следует обратить внимание, что, придерживаясь вышеуказанной позиции, законодатель не устанавливает обязанность индивидуального предпринимателя зарегистрировать трудовой договор, заключенный с работником, в соответствующем органе местного самоуправления. Данная позиция законодателя, предусмотренная в ст. 303 ТК РФ, направлена не только на упрощение оформления работника у работодателя - индивидуального предпринимателя, но прежде всего имеет своей целью способствовать уменьшению случаев принятия на работу работников к работодателю - индивидуальному предпринимателю без их последующего оформления на работу или более позднего оформления их на работу по сравнению с фактическим допуском к работе. Ранее случаи "неофициальной работы" у индивидуальных предпринимателей были широко распространены именно в связи с необходимостью выстаивать длинные очереди в органе местного самоуправления с целью зарегистрировать трудовой договор с каждым работником. При этом такой работник мог проработать несколько дней, затем уволиться, на его место принимался другой работник, и процесс регистрации начинался сначала. А ведь помимо органа местного самоуправления предусматривалась также необходимость постановки на учет в налоговом органе, органе социального страхования, территориальном управлении пенсионного фонда и органе занятости. На весь процесс такой регистрации выделялось ограниченное количество дней, а за нарушение срока регистрации предусматривались штрафные санкции. Естественно, такой сложный процесс оформления работника на работу к индивидуальному предпринимателю способствовал увеличению числа официальных приемов на работу работников, что в значительной степени ущемляло права работников.
Таким образом, основным моментом оформления трудовых отношений с работником является заключение трудового договора. Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и подписан, с одной стороны, работником, с другой - индивидуальным предпринимателем. Если у индивидуального предпринимателя имеется круглая печать (что не является обязательным), то трудовой договор должен быть заверен такой печатью.
В соответствии с требованиями ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество работника, фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, заключившего трудовой договор;
- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и индивидуального предпринимателя (в данном случае имеются в виду паспортные данные работника и индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер индивидуального предпринимателя;
- сведения о представителе индивидуального предпринимателя и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (как правило, доверенность);
- место и дата заключения трудового договора.
Ниже приведены условия, существенные для работника и работодателя, которые в обязательном порядке в соответствии со ст. 303 ТК РФ включены в трудовой договор между индивидуальным предпринимателем и работником.
Место работы. Как правило, индивидуальный предприниматель принимает работника для работы в определенном месте, не совпадающем с местом его регистрации, то есть для работы в структурном подразделении, например для работы в магазине, парикмахерской, кафе и т.п. В связи с этим в трудовом договоре с работником в обязательном порядке должно быть указано наименование указанного структурного подразделения.
Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации).
Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Следует обратить внимание, что само по себе заключение трудового договора индивидуальным предпринимателем не дает права заключать его на определенный срок в любом случае. Основания для заключения срочного трудового договора индивидуальным предпринимателем так же, как и организацией, предусмотрены ст. 59 ТК РФ, которая в том числе предусматривает возможность заключения срочного трудового договора между индивидуальным предпринимателем и работником по соглашению сторон, если численность работников не превышает 35 человек в сфере розничной торговли и 20 человек в сфере бытового обслуживания. Следует также обратить внимание, что в соответствии со ст. 59 ТК РФ, заключая трудовой договор на определенный срок, индивидуальный предприниматель обязан указать в тексте трудового договора основание для возможности заключения срочного трудового договора. Например, может быть указана следующая формулировка: "Трудовой договор заключен на один год, так как работодателем осуществляется деятельность в сфере розничной торговли и численность работников составляет менее 35 человек (ст. 59 ТК РФ)".
Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом должен быть указан точный размер тарифной ставки или оклада работника.
Режим рабочего времени и времени отдыха работника. При этом следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 305 ТК РФ режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - индивидуальным предпринимателем. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные ТК РФ. Перечисленные условия, указанные в названной статье ТК РФ, предусматривают изменение по соглашению сторон в том числе порядка предоставления выходных дней, т.е. на индивидуального предпринимателя исходя из смысла данной статьи не распространяется правило об обязательном выходном дне - воскресенье. В случае, если это будет установлено трудовым договором, выходными днями для работника могут являться иные дни недели, но при условии соблюдения других условий режима труда и отдыха.
Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Обязательность включения индивидуальным предпринимателем указанного условия в трудовой договор с работником продублирована в ст. 303 ТК РФ, в которой в качестве обязательного условия договора указана обязанность работодателя - физического лица уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами.
Дополнительно ст. 303 ТК РФ предусматривается также обязанность работодателя - физического лица оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.
Так же, как и в случае с организацией, в трудовом договоре, заключаемом между индивидуальным предпринимателем и работником, могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
- об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
- об испытании;
- о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
- об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
- о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
- об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
- об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Особое внимание следует обратить, что в соответствии со ст. 67 ТК РФ для индивидуальных предпринимателей так же, как и для организаций, предусмотрена обязанность подтверждать получение работником второго экземпляра трудового договора подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя.
Статьей 306 ТК РФ установлены особенности изменения существенных условий трудового договора. При этом в указанной статье ТК РФ наименование "изменение определенных сторонами условий трудового договора" означает, что действие статьи распространяется на порядок изменения абсолютно всех условий, предусмотренных трудовым договором. Такой порядок отличается от подобного порядка, предусмотренного для организаций - работодателей, прежде всего тем, что срок, установленный для предупреждения работника о таких изменениях, укорочен до 14 дней. Такие изменения могут касаться и размера должностного оклада работника, режима труда и отдыха и т.п. Но при этом статья содержит положение, устанавливающее ограничение на введение таких изменений условий договора, а именно: работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. В соответствии с ч. 1 ст. 74 ТК РФ под изменениями организационных или технологических условий труда понимаются изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины.
Порядок прекращения трудового договора, заключенного работодателем - индивидуальным предпринимателем, также имеет свои особенности. В соответствии со ст. 307 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с работником, работающим у работодателя - физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Таким образом, законодатель оставляет перечень увольнения работника на усмотрение сторон, в зависимости от специфики и условий работы, на которую принимается работник.
Такая же свобода договора предусмотрена и в отношении установления сроков предупреждения об увольнении, а также случаев выплаты и размеров выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат, которые могут определяться по соглашению сторон трудовым договором.
Особо обратим внимание, что обязанность уведомлять орган местного самоуправления о расторжении трудового договора распространяется только на работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

7.2. Документы, подтверждающие работу
у индивидуальных предпринимателей

В соответствии со ст. 309 ТК РФ работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Ранее действующий запрет на ведение трудовых книжек работников индивидуальными предпринимателями снят.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Таким образом, любой индивидуальный предприниматель, принимающий на работу работников, обязан внести в трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе работника на другую работу, прекращении трудовых отношений (увольнении). Также индивидуальный предприниматель обязан завести трудовую книжку работнику, который принят на работу впервые.
Записи об увольнении работника вносятся также в точном соответствии с нормами ТК РФ. Таким образом, единственным документом, подтверждающим период работы у работодателя - индивидуального предпринимателя, является трудовая книжка работника, заполненная надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством РФ.

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ
ЗАКОНОМ ТРЕБОВАНИЙ К КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

8.1. Контролирующие органы

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, если не вести речь об отдельных специализированных отраслях деятельности, то общий надзор и контроль в сфере труда осуществляют федеральная инспекция труда (ее территориальные подразделения) и органы прокуратуры.
Деятельность федеральной инспекции труда, ее полномочия и порядок их осуществления урегулированы как нормами ТК РФ, так и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" и Приказом Минтруда РФ от 9 июля 2002 г. N 143 "О типовых формах документов федеральной инспекции труда" (далее по тексту - Приказ Минтруда РФ "О типовых формах...").
В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
3) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
4) направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
5) реализует мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
7) осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
8) обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
9) анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
10) принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
11) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
12) ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
13) осуществляет информирование и консультирование работодателей и граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
14) информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;
15) готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
16) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не менее важным представляется также положение ТК РФ, предусматривающее основные права государственных инспекторов труда (ст. 357 ТК РФ). К наиболее основным правам инспекторов труда можно отнести следующие:
1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
6) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
8) запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Формой осуществления контроля за деятельностью работодателей в сфере соблюдения трудового законодательства является прежде всего проверка деятельности работодателя, проводимая федеральной инспекцией труда (ее территориальными подразделениями). Такие проверки, как правило, бывают следующих видов:
плановые проверки проводятся в соответствии с планами, которые составляются инспекцией труда, инспекторами труда с целью осуществления контроля за соблюдением работодателями подведомственной территории трудового законодательства;
повторные проверки назначаются с целью проверки, например, вынесенных ранее предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе ранее проводимой проверки;
внеплановые проверки, как правило, вызваны чьим-либо сообщением о нарушении конкретным работодателем норм трудового законодательства (при этом анонимное обращение не может служить основанием для проведения внеплановой проверки; с таким обращением может обратиться гражданин, чьи права нарушены действиями указанного работодателя, либо контролирующий орган, которому в ходе осуществления его деятельности также стали известны факты о нарушениях трудового законодательства).
Порядок проведения проверок, в том числе и проводимых инспекторами труда, установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее по тексту - ФЗ N 134). Так, в соответствии со ст. 7 указанного нормативного акта мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Перед началом проверки инспектор по труду обязан предъявить руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его заверенную печатью копию. В указанном документе должны быть указаны:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Таким образом, в случае, если инспектором по труду не представлено служебное удостоверение и/или приказ, распоряжение о назначении проверки или указанное должностное лицо не входит в число лиц, кому поручено проведение проверки, работодатель вправе не пустить такого инспектора труда для проведения проверки и не представлять никаких документов.
Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановая проверка по контролю за соблюдением трудового законодательства может быть проведена не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. На случаи внеплановой проверки такое ограничение не распространяется. Основаниями для проведения внеплановой проверки могут являться:
- получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
По результату проведенной проверки инспектором труда могут быть составлены различные документы, формы которых в том числе утверждены Приказом Минтруда РФ "О типовых формах...".
Акт проверки составляется независимо от того, были выявлены в ходе проверки какие-либо нарушения трудового законодательства или нет. Указанный документ отражает порядок проведения проверки и результаты, которые были ей установлены. Составляется в двух экземплярах, один из которых под роспись должен быть вручен работодателю.
В случае, если в ходе проверки будут установлены нарушения трудового законодательства, инспектор труда вправе вынести предписание об их устранении. При этом в предписании должен содержаться исчерпывающий перечень выявленных нарушений и срок, в который они должны быть устранены. Об устранении указанных нарушений работодатель должен сообщить в инспекцию труда, после чего на усмотрение инспектора труда может быть назначена повторная проверка с целью проверить выполнение требований предписания.
В случае если в результате проверки будут обнаружены нарушения трудового законодательства, составляющие признаки административного правонарушения, то составляется протокол об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее по тексту - КоАП РФ) в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае, если работодатель не согласен с содержанием протокола, но мотивированно представить пояснения в момент ознакомления с ним не может, он может расписаться в ознакомлении с протоколом и указать, что "с протоколом не согласен, объяснения будут представлены позже". Копия протокола должна быть вручена работодателю под роспись.
Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В исключительных случаях, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением указанного срока, считается незаконным и может быть оспорен.
После того, как составлен протокол об административном правонарушении, лицом, его составившим, может быть принято решение либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу.
Постановление о назначении административного наказания может быть вынесено не позднее 15 дней со дня вынесения протокола об административном правонарушении. Копия постановления вручается работодателю или иному уполномоченному лицу под роспись или направляется по почте.
Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его получения соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

8.2. Виды ответственности

В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно ст. 419 ТК лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
1. Гражданско-правовая ответственность возникает в случае причинения работодателем убытков какому-либо лицу, которое вправе обратиться за защитой своих интересов в суд. Так, например, в соответствии со ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре. Заявление работника о возмещении ущерба направляется им работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.
2. Административная ответственность - наиболее применимый вид ответственности в отношении правонарушений в сфере трудового законодательства.
Статьей 363 ТК РФ установлена ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Более конкретизированно такая ответственность установлена нормами административного законодательства. Так, в соответствии со ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица, органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае нарушения законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, такое лицо может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.
В случае, если не будет выполнено предписание, вынесенное инспектором, это повлечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. В исключительных случаях с учетом тяжести совершенного деяния может быть применена уголовная ответственность.
Таким образом, во избежание в дальнейшем выявления нарушений в области трудового законодательства при проверке работодателя необходимо строго соблюдать действующее законодательство, а также не только знать, но и пользоваться пересмотренными в трудовом законодательстве правами.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
между трудовым коллективом и администрацией
ООО "Фортуна"

г. Москва
"8" сентября 2008 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна", именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице директора Ивановой Т.Н., действующей на основании Устава, с одной стороны, и работники ООО "Фортуна", именуемые в дальнейшем "Работники", в лице их представителя Кашиной Л.М., действующей на основании протокола N 1 общего собрания работников ООО "Фортуна" от 8 сентября 2008 г., заключили настоящий коллективный договор (далее по тексту - "договор") о нижеследующем.

1. Общие положения

1.1. Настоящий договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между Работниками и Работодателем на основе принципов социального партнерства, сотрудничества, разграничения прав и обязанностей сторон в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
1.2. Настоящий договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным действующим законодательством РФ, а также с учетом поступивших от Работодателя и Работников замечаний, предложений, дополнений.
1.3. Действие коллективного договора распространяется на всех Работников общества.
1.4. Настоящий договор вступает в силу с 8 сентября 2008 г. и действует в течение трех лет.
1.5. Условия настоящего договора являются обязательными для Работодателя и Работников.

2. Права и обязанности работников

2.1. Работники имеют право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- предоставление им работы, обусловленной трудовым договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми, не запрещенными законом способами;
- возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;
- иные права, предусмотренные законодательством.
2.2. Работники обязаны:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на них настоящим договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка общества;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу Работодателя и других Работников;
- незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя.

3. Права и обязанности Работодателя

3.1. Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работником в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- поощрять работника за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя и других Работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.2. Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- выплачивать в полном размере причитающуюся Работникам заработную плату не реже двух раз в месяц - 6 и 20 числа каждого месяца;
- осуществлять обязательное социальное страхование Работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и настоящим договором;
- не позднее семи дней с момента подписания договора направить его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

4. Социальное партнерство в сфере труда

4.1. Социальное партнерство - система взаимоотношений между Работниками (представителями Работников) и Работодателем (представителями Работодателя), направленная на обеспечение согласования их взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
4.2. Основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
4.3. Сторонами социального партнерства являются Работники и Работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
4.4. Представителем со стороны Работников является лицо (лица), избранное(ые) на общем собрании Работников общества и уполномоченное(ые) Работниками на представление их интересов.
4.5. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения на равноправной основе по решению сторон образуются комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

5. Оплата труда

5.1. Оплата труда (включая премиальные) осуществляется с учетом дифференциации труда в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, занимаемой должности, степени самостоятельности и ответственности работника при выполнении поставленных задач. За равный труд производится равная оплата.
5.2. Размер заработной платы Работников общества определяется трудовым договором.
5.3. Размер месячной заработной платы без учета премиальных и иных поощрительных выплат любого работника общества, полностью отработавшего норму рабочего времени, в нормальных условиях труда не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации.
5.4. За достижение высоких показателей труда Работникам общества может быть выплачена премия.
5.5. Месячные (должностные) оклады устанавливаются действующим штатным расписанием персонально каждому работнику исходя из сложности возложенных функций, а также уровня квалификации и степени профессиональных навыков этого работника.
5.6. Месячный (должностной) оклад работника может быть изменен по согласованию с работником путем внесения изменений в трудовой договор.
Работодатель обязуется:
- осуществлять оплату труда, премирование и выплату иных вознаграждений Работникам согласно соответствующим внутренним актам предприятия;
- выплату заработной платы производить своевременно в дни, установленные настоящим договором.
5.7. При выплате заработной платы Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается Работодателем с учетом мнения представительного органа Работников.
5.8. Заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы. По желанию работника заработная плата может перечисляться Работодателем на указанный работником счет в банке.
5.9. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.
5.10. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
5.11. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

6. Рабочее время и время отдыха

6.1. Режим рабочего времени устанавливается трудовым договором, а также правилами внутреннего распорядка.
6.2. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью не менее 28 календарных дней.
6.3. График предоставления отпусков составляется не позднее чем за две недели до начала календарного года.
6.4. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. Запрещается непредставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

7. Охрана труда

7.1. Работодатель обязуется обеспечить строгое соблюдение на каждом рабочем месте условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда, соответствующим требованиям законодательства об охране труда.
7.2. Работодатель обязуется ознакомить Работников с требованиями охраны труда.
7.3. К работе не допускаются лица, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
7.4. Стороны осуществляют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения Работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

8. Социальные гарантии Работников предприятия

8.1. Работодатель обязуется:
- осуществлять социальное страхование всех Работников в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечить своевременное и полное предоставление в органы Пенсионного фонда РФ достоверных сведений о стаже, заработке и страховых взносах Работников предприятия.

9. Гарантии улучшения условий труда

9.1. Для достижения целей настоящего коллективного договора Работодатель обязуется:
- обеспечить нормальную хозяйственную и экономическую деятельность предприятия, предоставить каждому работнику работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечить Работников оборудованием, инструментами, документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- создать необходимые условия для профессионального совершенствования и повышения квалификации Работников предприятия.

10. Порядок внесения изменений в договор

10.1. Стороны по взаимному согласию имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
10.2. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования общества, расторжения трудового договора с руководителем общества.
10.3. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
10.4. При смене формы собственности общества коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
10.5. При реорганизации или смене формы собственности общества любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
10.6. При ликвидации общества коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
10.7. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном действующим законодательством для его заключения.

11. Контроль за выполнением коллективного договора

11.1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

12. Ответственность за нарушение или невыполнение
коллективного договора

12.1. Лица, представляющие Работодателя либо представляющие Работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Настоящий коллективный договор принят на общем собрании коллектива ООО "Фортуна" 8 сентября 2008 г. и подписан участниками социального партнерства.
Приложением к настоящему коллективному договору являются Правила внутреннего трудового распорядка ООО "Фортуна".

Работодатель:
Директор ООО "Фортуна" ___________________ Иванова Т.Н.

Представитель
трудового коллектива _______________________ Кашина Л.М.

Приложение 2

Утверждаю
Директор ООО "Фортуна"
_____________ Иванова Т.Н.
8 сентября 2008 г.

Правила внутреннего трудового распорядка
работников ООО "Фортуна"

1. Общие положения

Правила внутреннего трудового распорядка организации (далее именуются "Правила") - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с действующим трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и другими нормативными актами.
В основе настоящих Правил лежат принципы социального партнерства и равноправия субъектов трудовых отношений, признания основных прав и свобод граждан Российской Федерации.

2. Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами формах;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

3. Основные права и обязанности работодателя

Работодатель имеет право:
- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- принимать локальные нормативные акты;
- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
- своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
- создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения на равноправной основе по решению сторон образуется комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

4. Участие работников в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, настоящим договором.
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, настоящим договором;
- проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы, определенные Трудовым кодексом РФ, учредительными документами организации, настоящим договором или локальным нормативным актом организации.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>