стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Кайлия Тейлор - Практический семинар по холотропному дыханию
Руководство для подготовленных ведущих


KYLEA TAYLOR. THE HOLOTROPIC BREATHWORKтм
WORKSHOP: A Manual for Trained Facilitators. 1991

С Английского текста. Кайлия Тейлор, 1991.
С Перевод на русский язык. А.В. Петров, 1992.
С Набор и издание. А.В. Петров, 1992.

Москва 1992

Благодарности
Эта книга основана на оригинальном исследовании и моделях Станислова и Кристины Гроф. Я глубоко признательна Станислову и Кристине Гроф за их школу и их личное участие в моем процессе. Поскольку работа по холотропному дыханию помогла моим интенсивным исследованиям и стала целостной частью моей внутренней работы. Готовность Стена и Кристины с открытостью и отвагой совершать их собственные героические путешествия показали мне, что принципы холотропного дыхания приложимы как в обычной жизни, так и в тренингах.
Стен просмотрел это руководство и не только добавил и скорректировал основное содержание, но и отредактировал множество мелких ошибок в черновике. Я была тронута его заботой и, как обычно, испытывала благоговение перед его способностью одновременно уделять внимание, как целостной картине, так и ее деталям. Джим Шофилд многообразно помогал в написании руководства. Он сделал первоначальный конспект лекций Стена в нашей мастерской в Санта Круз. Каждая тема и философия ведущих в этом руководстве не была просто взята у Станислава и Кристины Гроф, а стала продуктом нашего синергетического сотрудничества как ведущих. Джим также предоставил мне в пользование свой компьютер, отредактировал, сделал предложения по содержанию, помог напечатать, и вдохновлял меня в течение всего процесса. Джарвин Хейман, ведущий холотропное дыхание в Лос-Анжелесе, и его жена Мери, редактировали Руководство. Джарвин также просмотрел основное содержание по темам и сделал ценные предложения, которые были учтены. Джарвин написал карту медицинской информации (приложение 5). Моя мать Недин Ньюком тщательно редактировала этот труд и исправляла английский во многих местах. Намита Хебермен редактировала последний вариант черновика. Робби Франклин помог мне сделать это руководство в его окончательном виде. Хотя мне была оказана огромная помощь, добавления, и исправления в тексте делала я сама, и вся ответственность за ошибки, в конечном счете, лежит на мне. Я испытываю чувство огромной благодарности ко всем этим людям, которые потратили свое время и энергию, чтобы помочь мне сделать это руководство.

ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛИ РУКОВОДСТВА
Это руководство предназначено для того, чтобы служить ориентиром для разработки и проведения практических семинаров по холотропному дыханию сертифицированными ведущими. Первоначальный конспект был сделан на основании лекций Станислава и Кристины Гроф в течение первых трех лет тренинга с ними в Соединенных Штатах Америки (1987-1990 гг.).
Джеймс Шофилд и я разработали первоначальный конспект себе в помощь, когда мы давали ежемесячные тренинги по холотропному дыханию в Санта Круз (Калифорния). Со временем мы перестраивали, вычеркивали и делали добавления к основному конспекту. Оказалась, что часть информации была необязательной, а другая часть оказалась существенной. Даже сейчас, когда мы провели уже много семинаров, мы продолжаем использовать наши конспекты и проверочные списки, чтобы ничего не упустить.
Мы обнаружили, что при подготовке участников лучше дать слишком много информации, чем слишком мало. Некоторые основные правила и руководства для участников гарантируют им завершение и полноту опыта, препятствуя незавершенным и изматывающим переживаниям. Ко всему тому, что мы добавили, мы пытались применить основой принцип Грофа (см. приложение 1).
Как творческие ведущие, вы тоже захотите что-то добавить или убрать и провести семинар самостоятельно. Поэтому данное руководство предусматривает большое пространство на полях и дополнительные страницы для ваших инноваций. Кто-то из вас высоко оценит подобные конспекты по каким-то темам, другие найдут свой собственный способ проведения этого, но возможно, другие разделы окажутся им полезны.
Я была бы признательна за ваши комментарии и предложения для будущих изданий. Когда я писала это для публикации, то надеялась на то, что это руководство освободит вас от деталей организации так, чтобы вы были готовы хорошо и своевременно помочь участникам семинара.
Эта книга была написана как руководство для тех, кто является сертифицированным ведущим холотропного дыхания, или для тех, кто еще проходит курсы подготовки.
Проводя большое количество семинаров, опытные ведущие могут использовать хорошие конспекты. Однако семинары по холотропному дыханию отличаются один от другого. Природа холотропного дыхания такова, что требует от ведущего большого опыта как участника таких семинаров. Этот личный опыт плюс основательное изучение трансперсональной психологии дает существенную основу для компетентного руководства. На это есть четыре причины:
1. Часть тренинга, связанная с личным опытом, создает глубинное доверие к своей внутренней мудрости и предает доверие к внутреннему руководству и процессу каждого участника. Поэтому ведущий способен передать это внутреннее доверие любому участнику, который может испугаться на какой-то стадии своего внутреннего путешествия.
2. Этот тренинг предоставляет много времени для того, чтобы отучится от вмешательства, целью которого является фиксация проблем или лечение симптома. Вместо этого ведущие могут мягко помочь разворачиванию процесса.
3. Дидактическая часть тренинга освещает большой спектр тем, символов и кинестетических ощущений (описанных в картах сознания С. Грофа), которые могут возникать в сессиях холотропного дыхания. Этот тренинг дает большие возможности изучать, переживать и интегрировать опыт необычной реальности с обычным пониманием и обычной реальностью. Это не является способом вместить в семинар много полезной информации. Необходимо длительное изучение предмета транспсихологии и непрерывный, глубинный процесс получения личного опыта. Для получения большей информации по подготовке и проведению холотропного дыхания можно контактировать с профессиональными организациями по трансперсональному тренингу Грофа.
4. Кристина и Станислав Гроф имеют торговую марку на название "Холотропное Дыхание", это сделано для того, чтобы гарантировать, что работа, проводимая под этим названием всегда проводится в полном объеме и дает полный спектр переживаний.

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ И ФОРМАТ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ФОРМАТ
Обычно мы используем несколько стандартных форматов. Следующие страницы расскажут вам об этом. Мы предпочитаем уикенды ( занятия по субботам и воскресеньям - прим. перев.). Участники групп, проводимых в пятницу вечером и затем в субботу, иногда говорили, что трудно бывает заснуть ночью и интегрировать переживания на следующий день. Если проводить продолжительные группы, то хорошо проводить лекции в пятницу вечером с последующими сессиями по выходным.

Обсуждение форматов

Далеко ли приходится ездить участникам?
Могут ли они приезжать по пятницам?
Во сколько им нужно уезжать?
Пригодно ли помещение?
Подходит ли двухдневный формат для ваших клиентов?
Как долго готовы работать ваши со-ведущие?
Где вы будете проводить семинар: в своем родном городе или где-то в другом месте?

В своем родном городе возможно у вас регулярные клиенты, участвующие в семинарах по холотропному дыханию. Вы можете позволить себе вложить дополнительные деньги и усилия в рекламу, потому что вы создаете здесь свое дело.
С другой стороны, ваши финансовые дела могут быть таковы, что вы покроете свои расходы, проводя практические семинары за пределами своего города. Существуют и другие соображения, по которым стоит проводить практические семинары за пределами своего города.
Посещение других ведущих по холотропному дыханию и совместная работа с ними.
Посещение друзей или родственников, которые хотят организовать практический семинар для своих друзей.
Сервис.
Приобретение большего опыта как ведущего.
Сочетание путешествий и семинаров по холотропному дыханию.
Создание клиентуры в другом месте

ДАТЫ И ВРЕМЯ
Даты

Выбирайте выходные, не совпадающие с большими праздниками и не лежащие непосредственно перед Рождеством или новым годом. Поинтересуйтесь, какие еще мероприятия проводятся в этом месте в то время, на которое вы хотите назначить практический семинар. Если можно получить информацию об этом из местного календаря, то не назначайте практический семинар, например, на день весенней ярмарки. Если же вы работаете со студентами, то не назначайте семинары на дни экзаменов или каникул.

Время

Однодневные практический семинар хорошо проводить в субботу целый день (12 часов) при этом предварительную трехчасовую беседу-введение провести в пятницу вечером. Полное время колеблется в зависимости от длинны сессий и количества людей (время обсуждения). Обычно по субботам это занимает 10 часов, но после длительной дыхательной работы люди предпочтут закончить пораньше, чем оставаться на долго. Так что лучше назначать время с 9 утра до 9 вечера.
Также хороши и двухдневные практические семинары (две трехчасовые сессии холотропного дыхания и два перерыва на обед).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ГРУППЫ
Чтобы определить минимальной размер группы, необходимо обсудить финансовые вопросы и проблемы проведения группы.

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ
Каковы мои общие расходы?
Какова стоимость, которую мы должны назначить за семинар?
Буду ли я (мы) проводить семинар без оплаты моего затраченного времени?
Хочу ли я затрачивать свое время и деньги на проведение меньших (по количеству участников) семинаров ради того, чтобы начать свое дело?

МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ГРУППЫ
Мы работали с группами размером от 1 до 25 человек. Работать вдвоем с группой, состоящей из одного человека, оказалось несколько неудобно. Когда мы работали вдвоем с группой из двух или трех человек, мы оба работали в качестве ситтеров и провели только одну сессию (полдня). Когда же было четверо участников или больше, мы проводили полный день: семинар из двух сессий. Групповые энергии начинают особенно заметно работать, когда присутствуют 6 или участников, некоторым нравятся маленькие группы: 6-8 человек, другие предпочитают группы с большим количеством участников и большими групповыми энергиями (9 и более человек).

МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ГРУППЫ
Чтобы определить максимальный размер группы, с которой вы собираетесь работать, обратите внимание на следующее:
Каков размер комнаты (вам нужно, по крайней мере, 3 кв.м. площади на одного человека).
Сколько необходимо ведущих (вам нужен один ведущий или опытный помощник на каждые 10 участников).
С группами какого размера вам приятнее всего работать?

РАСПИСАНИЕ ОДНОДНЕВНОГО СЕМИНАРА
ПЯТНИЦА
7:00 - 10:00 вводная беседа.

СУББОТА
9:00 - 10:00 групповое знакомство и продолжение вводной беседы.
10:00 - 13:00 сессия холотропного дыхания
13:00 - 14:00 перерыв на обед
14:00 - 17:00 сессия холотропного дыхания
17:00 - 18:00 перерыв на ужин
18:00 - 21:00 обсуждение, закрытие

РАСПИСАНИЕ ДВУХДНЕВНОГО СЕМИНАРА
СУББОТА
9:00 - 11:00 вводная беседа
11:00 - 11:30 перерыв
11:30 - 13:30 продолжение вводной беседы
13:30 - 14:30 обед для сидящих
14:30 - 17:30 сессия холотропного дыхания**

ВОСКРЕСЕНЬЕ
9:00 - 9:30 открытие группы
9:30 - 12:30 сессия холотропного дыхания
12:30 - 14:00 обед
14:00 - 17:00 обсуждение, закрытие



СО-ВЕДУЩИЙ(ЩИЕ)
Кто из дипломированных ведущих готов проводить с вами семинар?
С кем из них лучше совместим ваш стиль проведения и ваша философия?
Кто мог бы вас дополнить, учитывая ваши сильные и слабые стороны?
С кем бы могли вы поддержать длительные отношения для проведения практических семинаров по холотропному дыханию?

ТЕМЫ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ С СО-ВЕДУЩИМ
Кто что и когда делает?
Кто за что платит, как и чем?
Кто сколько получает и когда?
Кто проводит, какую часть семинара?
Каким образом вы будете общаться в том случае, если возникнут какие-либо разногласия?

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Идеальные и необходимые требования.
Идеальное пространство для проведения семинаров по холотропному дыханию найти трудно, но пространство, в котором можно работать, найти можно. Далее описаны все идеальные условия, которые необходимо внимательно обсудить.
Большая комната площадью, по крайней мере, по 3 кв.м. на каждого участника.
Хорошая звуковая система, по крайней мере, с одной декой.
Туалет.
Возможность включения громкого звука.
Отсутствие помех снаружи (уличное движение, шум фабрики и т.д.).
Кухня.
Отдельная комната для рисования мандал.
Дополнительный магнитофон.
CD плеер (для проигрывания лазерных дисков).
Пол с ковровым покрытием.
Приятное пространство за дверью для прогулок во время перерывов
Комната, которую можно затемнить.
Комнату, где можно притушить свет.

ОПЛАТА ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Какова средняя цена за практический семинар в вашем регионе?
Какова цена за практический семинары по холотропному дыханию в социоэкономической зоне, подобной вашей?
Какова продолжительность семинара?
Каковы расходы, которые вы должны покрыть?


СКИДКА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ
Если вы устанавливаете некоторую скидку для участников, которые зарегистрировались и внесли полную плату до какого-то определенного числа, вы можете боле точно предсказать размер группы и планировать заранее. Это бывает полезно, в том случае, если вам приходится аннулировать предстоящий семинар в связи с малым количеством зарегистрировавшихся участников, а также для того, чтобы знать, сколько необходимо заготовить продуктов и сколько, вам потребуется со-ведущих.

СТИПЕНДИЯ И ОПЛАТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ
Если вы регулярно проводите семинары по холотропному дыханию, у вас будут интересоваться насчет скидки в цене. Ради справедливости, вы могли бы обсудить политику предоставления стипендий и оплаты посредством работы. Существует несколько вариантов. Стипендию можно давать студентам и другим людям с низким доходам. Можно уменьшить плату или полностью освободить от оплаты. Например, можно было бы принимать двух человек с половинной оплатой на каждые 10 или порядка дести оплачивающих участников семинара.
Оплата посредством работы может быть очень полезной. Люди могут оплачивать работой, выполняя необходимые для участников семинара задания. Можно установить высокую почасовую оплату за работу и этим полностью заменить вклад участника. Задания, которые могут быть полезны, включают уборку и подготовку пространства, покупку в магазинах, приготовление пищи и обслуживание. Специально нужно обговорить такие работы как фотографирование, выполнение брошюры, массаж, и т. д. Если приготовление пищи и обслуживание производится за участие в том же семинаре, лучше иметь двух людей, так, чтобы один обслуживал и готовил пищу после той сессии, в которой дышащий был другой, и наоборот.

Глава 3

РЕКЛАМА И МАРКЕТИНГ
СОДЕЙСТВИЕ ХОЛОТРОПИЧЕСКОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ УЧАСТНИКОВ
Существует разница между предоставлением людям информации, чтобы они могли понять чего они хотят, и продажей им чего-либо. Это руководство рекомендует давать в рекламе информацию для привлечения участников, а не рекламировать холотропное дыхание, таким образом, или что они будут думать, что это им необходимо, или что они будут иметь от этого какую-то пользу.
При планировании рекламы полезно думать в понятиях, единых с принципами холотропического дыхания. Это, прежде всего, чувство уверенности в том, что человек знает, что необходимо для его процесса в каждый момент времени ми может узнать это, если оно повстречается ему в жизни. И, таким образом, реклама становится фактически работой по простому и точному описанию холотропного дыхания с тем, чтобы тот, кому это нужно смог, узнать это.
Существует множество людей, которые чувствуют, что холотропное дыхание не подходит для них или не своевременно. Это согласуется с холотропическим представлением о том, что нужно уважать процесс человека, и не считать, что мы лучше знаем, что ему следует делать. Как реклама, так и ответы на запросы интересующихся должны отражать данную позицию.

БРОШЮРЫ
Почти все ведущие используют брошюры как основной метод рекламы. Брошюра является простой, привлекательной, дает всю основную информацию и работает наилучшим образом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКИ БРОШЮРЫ
Используйте большие буквы для заголовка (например, ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ)
Давайте достаточно информации о холотропном дыхании для привлечения людей.
Будьте четки относительно регистрации и оплаты.
Предупреждайте о противопоказаниях.
Печатайте фотографии ведущих.
Включайте короткую биографию каждого из них.
Собирайте брошюры по холотропному дыханию и другие брошюры, чтобы подчеркнуть новые идеи.
Используйте, светлую бумагу и контрастную краску.

ПЕЧАТАНИЕ
Стоимость печати значительно варьирует. Поищите возможности. Может быть наилучшим вариантом для малого количества брошюр окажется ксерокопия вместо типографской печати.
Спланируйте заранее. Напечатание обычно требует недели. Иногда это выполняют в течение трех дней.
Если вы используете типографский способ, сделайте больше копий, чем как вы считаете, вам необходимо. Потому что допечатка потом обойдется дороже, чем единая партия.
Если вы проводите семинары регулярно, рассмотрите возможность напечатания одной брошюры в квартал, включая в нее три или четыре даты проведения семинаров. Это сэкономит вам расходы на печать, рассылку, а также время.

ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕКЛАМЫ
ГДЕ РЕКЛАМИРОВАТЬ
Еженедельники, которые каждый читает в вашей округе, особенно те, которые распространяются бесплатно.
Специальные виды сервиса, особенно те, которые уже содержат списки практических семинаров или подобных событий.
Календари с текущими событиями обычно принимают рекламу бесплатно.
Журналы, которые распространяются бесплатно или тесно и связаны с " Новым Веком"(New Age - движение конца 20 века за новые возможности человека - прим. перев.).

СТОИМОСТЬ РЕКЛАМЫ
Реклама должна привлекать достаточно клиентов для того, чтобы, по крайней мере, оплачивать себя. В противном случае встает вопрос о том, нужна ли вам такая реклама.

ГДЕ ПРОДОЛЖАТЬ РЕКЛАМИРОВАТЬ
Сохраняйте заполненные бланки Информационной формы для посетителей (см. приложение 4), из которых видно, откуда ваши клиенты узнали о вас. Это поможет вам оценить эффективность той или иной рекламы. Помещение вашей рекламы в одном и том же месте имеет ценность в том, что ваше имя будут узнавать. Люди будут помнить, где вас найти, если они захотят к вам кого-то направить.
Вас будут воспринимать как человека, предлагающего постоянный сервис, что может являться фактором, делающим рекламу более эффективной.

РАССЫЛОЧНЫЕ СПИСКИ
Заведите ваш собственный список людей, которые обращались к вам за информацией и участвовали в холотропном дыхании вместе с вами.
Добавьте сюда адреса центров по лечению алкоголизма и наркомании, а также профессионалов, занимающихся проблемами психического здоровья - тех, кто может обратиться к вам.
Обменяйтесь списками с ведущими, проводящими дополняющие виды практических семинаров.
Возьмите списки людей, проживающих в округе, которые интересуются трансперсональной психологией.
Имейте в виду, что к вам обратятся не более 1% из списков (будут зарегистрировавшимися участниками).

ДРУГИЕ ВИДЫ РЕКЛАМЫ
РАДИО
Публичные радиостудии, возможно, были бы счастливы провести с вами беседу о холотропном дыхании и ваших семинарах, а также о темах, касающихся трансперсональной психологии.

СТАТЬИ
Обсудите возможности написания статьи по голтропному дыханию в местной газете или журнале. Или же встретьтесь с редактором, чтобы выяснить, заинтересованы ли они в написании очерка на тему и. Если да, то обсудить вопрос о репортере, который проведет беседу.

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ
Организуйте бесплатный семинар или семинар по низкой цене на тему, связанную с холотропным дыханием. Расскажите об этом какой-либо интересующей вас группе общества или общине.
Проведите короткий тренинг (введение в холотропное дыхание) для профессионалов, работающих с людьми. Предложите презентацию на местных конференциях.



РЕКЛАМА ИЗ "УСТ В УСТА"
Самый ценным источником клиентов является человек. Который пережил опыт, изменяющий всю его жизнь. Такие люди обычно рассказывают другим и приводят их на следующие семинары.

ОТВЕТЫ НА ЗАПРОСЫ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Очень полезно иметь информационную карту посетителей. Используя карту, подобную той, которая дана в приложении 4, легко записать дату, когда пришел посетитель: дату, когда вы разговаривали с ним; адрес и номер телефона; чем посетитель интересуется; его род занятий; когда и что вы высылали ему. Это поможет вам ответить на его вопросы.

БЕСЕДА ПО ТЕЛЕФОНУ: ЧЕГО ХОЧЕТ ПОСЕТИТЕЛЬ
Получить ясную и честную информацию о холотропном дыхании.
Увидеть что вы за человек (т.е. любите и уважаете ли вы его).
Удостоверится в том, что ваш семинар является надежным и безопасным местом для выражения уязвимых чувств и проведения внутреннего исследования.

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТАКТОВ ПО ТЕЛЕФОНУ
Найдите время для обдумывания наиболее частых вопросов по телефону:
Я видел вашу рекламу, что такое холотропное дыхание?
Что вы делаете на ваших семинарах?
Ваше образование?
Похоже ли это на ребефинг?
Будет ли это мне полезно?
Попробуйте сформулировать несколько коротких и четких ответа, которые вы сможете затем использовать.
Сформулируйте несколько вопросов:
Имеете ли вы такого рода (с необычными состояниями?)
Что заставляет вас обратится за информацией об этом семинаре?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТООТВЕТЧИКА
Если у вас будет много интересующихся, пользуйтесь автоответчиком. Вы можете оставить следующую информацию: если вы интересуетесь холотропным дыханием, следующий семинар будет тогда-то (дата). Пожалуйста, укажите ваш номер телефона, когда вам лучше перезвонить, и адрес, если вы хотите получить брошюру.
Отвечайте на послание независимо, сразу же высылайте брошюру. Это придает целостность и внушает доверие.


ОТБОР ПО ПРОТИВОПОКАЗАНИЕЯМ
Если противопоказания включены в вашу брошюру, это устраняет необходимость отбор по телефону.
Иногда может появиться необходимость проверить историю душевного заболевания, особенно биполярного (максимально депрессивного) нарушения. Если человек говорит быстро и долго, а разговор становится односторонним, и мысли перескакивают с одной на другую, обычно хорошо было бы спросить о состоянии его психического здоровья и о том, какие препараты он, может быть, принимает. Объяснить, что это глубокая работа, связанная с интенсивными переживаниями, иногда может стать триггером для человека, имеющего историю маниакально-депрессивных состояний, и привести к госпитализации. Спросите, есть ли у него средства, чтобы обратится по такому случаю. Если человек находится на лечении, предложите ему поговорить с терапевтом, чтобы он помог выразить вашу готовность поговорить с ним, если он захочет получить больше информации.

ОТКАЗ РЕГИСТРИРОВАТЬ УЧАСТНИКА
Если вы решили, что не хотите регистрировать какого-то человека для участия в семинаре, скажите ему об этом. Лучше честно сказать, что вы не уверены в себе или, что не хотите брать на себя ответственность, если с ним что-то случится и т.д., чем, если вы скажете, что этот человек не годится или не должен участвовать в холотропном дыхании. Как ведущий семинара вы имеете право делать то, что является целостным для вас и то, что Вы считаете правильным. Обычно клиент понимает и принимает это. Если ваша неуверенность проистекает из того, что вы не являетесь врачом, то существуют врачи, имеющие сертификат по холотропному дыханию, которые, возможно, будут готовы работать с этим человеком.

КАРТА МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Имейте тщательно нарисованную карту с указанием места проведения семинара. Включите ее в брошюру или рассылайте ее сразу по проведении предварительной регистрации. Укажите на карте номер телефона, куда участники могут позвонить в том случае, если они потеряют дорогу.

ПОМЕТКИ ОТ РУКИ
После разговора с клиентом можно послать ему брошюру и карту с приятной надписью. Напишите послание лично от вас: Надеюсь увидеть Вас на семинаре - спасибо за проявленный интерес. Или что-то личное, касающееся вашего разговора по телефону.

Глава 4

ПИТАНИЕ УЧАСТНИКОВ
Участники во время сессии холотропного дыхания очень открыты. Тепло и хорошая еда питает не только их желудки, но и сердца. При любом способе питания участников, которые будут рассмотрены ниже, уделяйте внимание качеству питания и окружению. Большинство людей, приходящих на семинары (по крайней мере, в Калифорнии) предпочитают вегетарианскую пищу. Имейте, по крайней мере, все необходимое для вегетарианского питания. Способы питания представлены в том порядке, в котором они наиболее приемлемы.

ДОМАШНЯЯ КУХНЯ
Я думаю, что лучший способ накормить участников - это самому с любовью приготовить пищу. На основе практики и нескольких простых рецептов не трудно накормить 8-25 человек легким обедом и плотным ужином. Если вы не готовы, или у вас нет времени, существуют другие приемлемые способы.

БУТЕРБРОДЫ, ПРИНЕСЕННЫЕ С СОБОЙ
Это хороший вариант. Но необходима некоторая координация для сервировки стола. Потому участники, которые принесли продукты, закончив дышать, не должны концентрироваться на сервировке стола и приготовлении пищи.

ОБЕДЫ ИЗ РЕСТОРАНА
Можно договорится о недорогих обедах, которые будут доставлять из ресторана, включив в них различные салаты и горячие супы.

ОБЕД В СУМКЕ
Каждый ест принесенную с собой пищу. Это не столь приятно, как общее приготовление и трапеза. Но, с другой стороны, каждый ест то, что он хочет, и это физически сохраняет группу вместе.

ВМЕСТЕ В РЕСТОРАН
Может быть, вы сможете зарезервировать тихую комнату в ближайшем ресторане. Но это менее удачный вариант, поскольку трудно поддерживать соответствующую (сакральную) атмосферу в месте общественного питания.

В РЕСТОРАН ПО ОТДЕЛЬНОСТИ
Это самый крайний вариант, поскольку он связан с наиболее рассеянием групповой энергии.

Глава 5

МУЗЫКА В ХОЛОТРОПНОМ ДЫХАНИИ

КАЧЕСТВО ЗВУКА
Постарайтесь использовать звуковое сопровождение высокого качества. Лучший способ - это пользоваться хорошей звуковой аппаратурой: проигрывателем компакт-дисков или записями, сделанными с компакт-дисков. Другая возможность - это оригинальные кассеты. Всякий раз, когда вы переписываете кассету, качество ухудшается.
Для хорошего звучания в комнате среднего размера с группой из 12 человек необходимо иметь две или четыре хороших колонки не менее чем 12-дюймовыми (1 дюйм=2,5 см - прим. перев.) басовыми динамиками. Эта система должна быть способна выдавать 60 ватт на канал.
Включите новый звуковой отрывок, полностью убирая громкость, затем постепенно увеличивайте громкость, а непосредственно перед сменой музыкального отрывка постепенно сводите громкость "на нет".
Если вы начинаете или заканчиваете отрывок на месте, которое не является естественным началом или концом, выбирайте места, которые звучат логически завершенными.
Делайте плавные переходы между отрывками музыки, так чтобы внимание участников не отвлекалось от их собственного переживания. Отрывки должны иметь некоторую последовательность ритма, потока и инструментовки. Перерыв между кусками должен быть порядка 2-3 секунд.
Проверьте громкость звука, слушая его из центра комнаты.

КАКУЮ МУЗЫКУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ХОЛОТРОПНОГО ДЫХАНИЯ
Музыка этнических духовных традиций была опробована и проверена многими поколениями как эффективная для стимуляции необычных состояний сознания. На каждой стадии в сессии присутствуют отрывки этнической музыки и молитвы.
Музыка, сочетающая стабильный ритм и объединенная интересной музыкальной темой, может давать достаточно вариаций внутри одного отрывка, чтобы служить основанием многих видов переживаний в дыхательной работе.
Только голоса или только инструменты (без ритма - прим. перев) не имеют достаточно мощи, чтобы нести энергию сессии в дыхательной работе. Голоса (хор) хороши в конце сессии. Человеческие голоса имеют приземляющий эффект и помогают участнику вернуться к обычному сознанию.
Песен с понятными английскими (в России - русскими - прим. перев.) словами следует избегать, чтобы на переживание участника не влиял смысл слов. Однако, вполне приемлемы слов на других языках, которые участники не понимают.
Следует избегать музыки, имеющей паузы или неровную громкость и ритм. Можно использовать некоторые куски из классической музыки, пользуясь ручкой контроля громкости, чтобы смягчать неожиданные крещендо громкости. В большинстве отрывков громкость должна быть почти однородной.
Следует избегать хриплой и тяжелой музыки.

ВЫБОР И ПОДГОТОВКА МУЗЫКИ ДЛЯ ССЕСИИ
Проведите отбор музыки по вышеуказанным категориям. Пусть у вас будет несколько отрывков каждого типа музыки.
Пусть у вас также будет дополнительная музыка, пригодная для завершения сессии на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени.
Перемотайте кассеты и установите их в той очередности и на том месте, где начинается музыка.
Поставьте кассеты и установите их в той очередности и на том месте, где начинается музыка.
Поставьте первую кассету в кассетную деку.
Поставьте вторую кассету во вторую деку (если у вас две деки, всегда имейте вторую кассету наготове на случай, если первая неожиданно остановится или нужно будет сменить музыку).
Проверьте звуковое оборудование.

АВТОНОМНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА
В сельской местности очень удобна автономная музыкальная система на батарейках. Также мы используем бубны, и барабаны когда не хватает энергии в середине сессии.

ЧТО И КОГДА ИГРАТЬ
ПРОСТАЯ ФОРМУЛА ДЛЯ ПОДБОРА МУЗЫКИ. Используя инструкции Кристины Гроф для подбора музыки в дыхательной сессии, я разработала простую формулу. Эта формула полезна в качестве ориентира, но она может и должна быть изменена по необходимости, чтобы соответствовать групповой энергии. Иногда, например, в комнате может быть период тишины, за которым следует новая волна драматической активности. Прекрасно, если у вас есть музыка, готовая поддержать любой вариант протекания сессии.
Следующая схема коротко описывает типы музыки и приблизительную продолжительность ее проигрывания.
Первый тип музыки - это легкая, но в какой-то степени побуждающая музыка, поддерживающая ритм вдоха и выдоха. В то же время эта музыка дает некоторую устойчивость и поэтому обеспечивает начало процесса. Еще лучше, если эта музыка обеспечивает начало процесса. Еще лучше, если эта музыка жизнерадостна.

Схема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМУЛА ДЛЯ СЕССИИ ХОЛОТРОПНОГО ДЫХАНИЯ

Часы/минуты
Типы музыки
00:00 - 00:08
1.
Легкая побуждающая музыка, помогающая дыханию музыка
00:08 - 00:20
Еще более стимулирующая дыхание музыка
00:20 - 00:40
2.
Барабан или ритмичная этническая музыка (играть пока ритмичное движение в комнате не спадет)
00:40 - 01:15
3.
Драматическая музыка (играть пока драма не пойдет на спад)
01:15 - 01:30
4.
Сердечная музыка (открытость, теплота, музыка полета)
01:30 - до конца
5.
Созерцательная музыка (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы)

Второй тип музыки сильнее стимулирует необычные состояния сознания. Продолжительное ритмическое дыхание и мощный эмоциональный ответ. Идеальными для этого являются различные типы этнических барабанов и некоторая музыка Нью Эйдж с сильной ритмической основой.
Третий тип музыки начинается в то время, когда все уже находятся в необычном состоянии сознания, и ритмическая активность сменяется более драматической выразительностью. Это мощна музыка, вызывающая эмоции, силу, борьбу и кульминацию. Обычно эта музыка сложнее, чем два первых типа.
Четвертый тип музыки начинается после максимума активности и выразительности. Она также должна быть достаточно сложной, чтобы поддерживать продолжение работы для тех, кто еще ощущает неполноту.
Пятый и последний тип музыки - это мощная и созерцательная музыка. Эта музыка играется с того момента, когда большинство драматических проявлений закончено, и до тех пор, пока все участники не покинут комнату. В течение этого периода может проходить работа с телом для интеграции незавершенного материала. Таким образом, музыка в это время должна быть достаточно мощной для того, чтобы поддерживать и борьбу, и эмоциональность, и в то же время быть созерцательной и фантастической.

Глава 6

ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ
ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
ПОЛГОТОВКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В знак уважения к практике холотропного дыхания и участвующих в семинаре, начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным*.
Предложения:
Упростите обстановку, убрав всю постороннюю мебель или оформление.
Тщательно приберите.
Зажгите благовония (лучше перед семинаром, в том случае, если присутствуют аллергики).
Предложите участникам создать, если они желают, для себя более сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты, и т.д.) и сделать алтарь.

Список:
Проверьте, работает ли нагреватель или кондиционер.
Определите, как осветить и затемнить комнату.
Убедитесь, что вода и/или чай приготовлены.
Проверьте, имеете ли вы все необходимые материалы.

Необходимые материалы:
Данное руководство и/или другие материалы по семинару.
На выставке книги и брошюры (Грофа и/или других авторов).
Травяной чай и фрукты.
Регистрационные формы.
Уже оплаченные чеки.
Список зарегистрировавшихся участников.
Музыка.
Автономная музыкальная система.
Салфетки.
Полотенца.
Полиэтиленовые пакеты и пакеты для мусора.
Повязки для глаз (не обязательно).
Принадлежности для рисования.

ПОДГОТОВЬТЕ СЕБЯ ДЛЯ РАБОТЫ
Возможно, это самый важный пункт в конспекте. Ваша собственная концентрация, ясность и помощь другим как ведущего задают тон в качестве работы сидящих и уровне доверия в группе.
Когда я напоминаю сидящим об их роли и ответственности (во время вводной беседы), то помню, что я также ведущий с той же самой ответственностью, но только по отношению ко всем участникам.
Часто я готовлю себя и пространство в комнате одновременно. Я напоминаю себе о намерении создать надежное пространство для участников, уважать их глубинную мудрость и мою собственную интуицию, быть внимательной и присутствующей, но не привязанной к результату.

ПРИГЛАШЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ
Помогите участникам чувствовать себя комфортно сразу же с того момента, когда они приходят на семинар. Например, предложите чай.
Имейте в наличии литературу, которую они могут просмотреть (свои брошюры, книги Грофа или статьи, и различные текущие брошюры с рекламами семинаров или конференций, имеющих отношение к вашей работе).
Участники заполняют список присутствующих на семинаре (см. приложение 6).
Представляйте их друг другу, по мере того как они приходят.

НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППЫ
Пригласите всех участников и выразите им благодарность за их присутствие. Поблагодарите организатора или хозяина, если такой имеется.

Предваряя беседу
Беседа будет касаться следующих вопросов:
Объяснение того, что такое холотропное дыхание, его история и виды переживаний.
Обзор всего опыта.
Ознакомление с расписанием.

Предложите участникам коротко представится, отвечая на следующие вопросы:
Каков их предварительный опыт в такого рода вещах.
Что привлекло их к этому, особенно сейчас.
Что они ищут в необычных переживаниях.

стр. 1
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>