<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Подайте пример, представляясь таким образом.

Глава 7

КОНСПЕКТ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
ИСТОРИЯ И ТИПЫ НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ
ОПИСАНИЕ РАННИХ РАБОТ СТАНИСЛАВА ГРОФА
Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 50-х годов.
В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики. В 1956 году получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе.
На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 году приехал в США с 15-ю фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая "Области человеческого бессознательного", "Человек перед лицом смерти" и "ЛСД-психотерапия".

ВЕЩЕСТВА: ПОЛИТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ
В 60-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний гилотропический опыт, что привело к осложнению и эти вещества стали нелегальными.
Но прежде, чем психоделики стали нелегальными, исследователи кое-чему научились относительно необычных состояний сознания.
Опыт необычных состояний сознания ведет за пределы уже известного в традиционной психологии.
Психиатры, принимающие эти вещества, имели глубокие переживания, также как и их пациенты.
Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне.
Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления, таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности и выносит его в сознание в каждый данный момент времени. Все, что могут делать психоделики - это выносить материал в сознание. Если их использовать соответствующим образом под руководством опытного гида, им не присущи ни деструктивность, ни конструктивность.
Разница между большинством психотерапий и работой в необычных состояниях сознания пол наблюдением, заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории.
От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется сидящим или ведущим.

НЕОБЫЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ И ОБРЯДОВ ПЕРЕХОДА НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧИЛЕТИЙ
Оказывается, что необычные состояния сознания не являются только что открытыми. Эти переживания воспроизводились на протяжении тысячелетий. Современные исследователи сознания заново переоткрыли их и являются продолжателями высоких человеческих традиций.
Шаманизм насчитывает, по крайней мере, 40 000 лет (это подтверждается наскальными рисунками и местами захоронений).

Исследования антропологов культур последних пяти столетий (которые представляют более 50% всех мировых культур) показали, что 90% из них имели некоторые институциализированные формы необычных состояний сознания.

Необычные состояния сознания являются центральными для мистических течений традиционных религий: Суфизм (Ислам), Йога (Иудаизм), Дзен (Буддизм), Христианский мистицизм, Каббала (Иудейский мистицизм).

РАЗНЫЕ КУЛЬТУРЫ И РЕГЛИГИИ ИСПОЛЬЗУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ
Специальные растения (среднеамериканские и преколумбийские культуры использовали псилоцибиновый гриб, кактус пейотль и др.).
Медитация и молитва.
Пост. Иисус постился в течение 40 дней. Американские индейцы совершали в таком состоянии визионерские поиски.
Песнопения, барабанная дробь и грохот. Многие культуры используют звуки, синхронизирующие человеческий пульс.
Танцы. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники оказываются одержимыми своими богами. Бушмены Калахари также используют трансовые танцы.
Крайние температурные воздействия. "Свет-лоджи" американских индейцев (что-то вроде очень горячей парной - прим. перев.) является примером воздействия чрезвычайной жары: погружение в холодную воду использовалось как экстремальный холод.
Бичевание. Христианские монахи в средние века практиковали "умерщвление плоти": некоторые американские индейцы хлестали себя и переносили такие физические и духовные испытания как "Танцы Солнца".
Опыт соприкосновения со смертью. Переживания, описанные в книги "Жизнь после жизни", а также исследования Кеннета Ринга.
Спонтанные происшествия. Открытия, произошедшие в детстве, наподобие тех, что были у Кристины Гроф, или во время интенсивного Сексуального переживания, физической болезни или сильного стресса, или же в контексте некоторых других переживаний, связанных с увеличением энергии или осознавания.
Дыхание. Йогические практики использовали пранаяму (контролируемое дыхание, контроль праны или жизненной силы) на протяжении тысячелетий.
Депривация сна. Использовалась во время многих ритуалов, включая визионерские поиски индейцев прерий.


ГИЛОТРОПИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПО СРАВНЕНИЮ С ХОЛОТРОПИЧЕСКОЙ
Гроф ввел термины гилотропический для описания обычного сознания, ориентированного на осязаемую реальность, и холотропический для описания необычных состояний сознания, направленных к неосязаемой реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно. Вначале это трудно, но становится проще, по мере того как вы приобретаете больше опыта в измененных состояниях сознания.

ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ КАК КОМБИНАЦИЯ ТЕХНИК
Холотропное дыхание использует некоторые из древних техник. Оно комбинирует контролируемое дыхание и побуждающую музыку. Дыхание продуцирует естественные изменения в химии тела, которые усиливаются эффектом побуждающих звуков и вдохновляющей музыки.

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ РАБОТЕ В НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ
Отпускание. В необычных состояниях сознания всегда присутствуют переживания некоторого рода смерти/возрождения. Это, по крайней мере, переживание отпускания или умирания для обычного состояния сознания и возрождения в необычном состоянии.
Доверие внутренней мудрости. Существует что-то типа внутреннего радара, который находит наиболее подходящее, органичное переживание для человека в каждый данный момент времени.
Знание человеком того, что может с ним происходить, позволяет ему сотрудничать с переживанием, а не сопротивляться ему.


СРАВНЕНИЕ ХОЛОТРОПНОГО ДЫХАНИЯ С ПСИХОДЕЛИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ КАК КАТАЛИЗАТОРАМИ НЕОБЫЧНЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

НЕОБЫЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ХОЛОТРОПНЫМ ДЫХАНИЕМ
Естественный метод, некоторые считают его более безопасным: он короче по продолжительности и не оказывает отрицательного влияния на тело.
Параноидальных состояний обычно не возникает: вы не идете туда куда не готовы идти.
Переживания разворачиваются вместе с дыханием, и может быть замедлено при уменьшении темпа дыхания.
Способность интегрировать во времени части материала, часто лучшее осознавание и способность запомнить переживания.
Легальность также дает больше возможности идти в переживание без преодоление внешнего страха.

НЕОБЫЧНЫЕ СОТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ВЕЩЕСТВАМИ
Часто требуется время для восстановления. Этот метод может быть непригоден для людей в стадии выздоровления от привязанности к веществам.
Переживание может быть подобно прогулке на американских горках, когда вы чувствуете, что движетесь настолько быстро, что не можете ни совладать с переживанием, ни понять его.
Движение может быть слишком быстрым для того, чтобы легко интегрировать переживание.
Более устойчиво катализирует глубокие или интенсивные переживания.
Нелегальность может стать причиной паранойи или смешение внешней и внутренней реальности.


КАРТЫ СОЗНАНИЯ С. ГРОФА
Описание территорий необычных состояний сознаний
Стен Гроф обратил внимание на различные виды переживаний, наблюдаемые им в тысячах ЛСД сессиях, и сгруппировал их в четыре категории. Он назвал их картами бессознательного, которые детально описаны в книги "За пределами мозга". Эти же категории приложимы к необычным состояниям сознания, возникающим и без использования химических катализаторов, например, в холотропном дыхании.
Предложение: По мере того как вы рассказываете участникам о каждой категории, приготовьте пример из вашего собственного опыта или из опыта других участников тренинга, или же их книги Грофа "Путешествие самооткрытия". Эти категории звучат очень странно для большинства людей, реальные переживания помогут сделать их более осязаемыми. Если кто-то в группе уже участвовал в холотропном дыхании, попросите их поделится своими переживаниями в качестве примера.

1) СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ И МОТОРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Преодоление сенсорного барьера. В начале погружения в необычные состояния сознания появляются странные, иногда сильные ощущения (цвет, вкус, синестезия). Они возникают без символического соответствия.
Движение энергии в теле. Вспышки энергии, электрический разряд, вибрация, дрожь.
Тетания (карпопедальные спазмы). Врачи думают (а некоторые до сих пор), что эффект гипервентиляции. Однако у одних это происходит, а у других - нет (примерно половина на половину): последующих сессиях спазмы проходят. Даже в первой сессии они обычно уходят по мере продолжения дыхания. Создается впечатления, что нужно что-то делать с телесным панцирем. Инструктируйте участников продолжать дыхание и попытаться почувствовать, что хочет энергия, как проявить себя. Дышащие могут попросить сидящих сделать им массаж.
Другие напряжения, усталость спазмы боль. Телесные симптомы отмечают материал, который приходит в сознание, создавая исцеление и/или понимание.

2) БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПЫТ - ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ
В современной психологический теории и терапии рассматривается именно биографическая область, что ограничивает их понимание сознания этим уровнем.
Биографический материал, который возникает в необычных состояниях сознания, является не только оживлением воспоминаний и разговором о прошлых событиях. Часто он связан с физическими воспоминаниями. Это может быть даже клеточная память о травме (т.е. при оживлении памяти могут возникнуть те же самые ощущения в коже).
Биографический незавершенный материал часто приходит и завершается более быстро и эффективно, чем, если просто говорить о нем.
Биографические проблемы бывают проблемами недостаточности и избыточности), и приходят в сознание и решаются). Проблемы избыточности связаны с тяжелыми событиями прошлого, которое включает такие события детства, как плохое обращение или несчастный случай. Проблемы недостаточности касаются того, что было необходимо, но не произошло. К ним относятся недостаток или отсутствие необходимого удовлетворения в заботе или питании. Проблемы недостатка обычно требуют более длительной работы, потому что эти проблемы формируются в течение более длительного времени и являются менее очевидными. Поскольку этот опыт как бы оживает, подпитка, которую дает сидящий дышащему, когда он находится в состоянии регрессии, может быть очень целительной.

3) ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - ТО, ЧТО ПЕРЕЖИВАЛОСЬ НА ПОЗДНИХ СТАДИЯХ БЕРЕМЕННОСТИ, ВО ВРЕМЯ ПРОЦЕССА РОЖДЕНИЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ

Влияние родовой травмы на последующую жизнь в большинстве случаев недооценивается современной психиатрией.
Традиционная западная медицина считает, что кора головного мозга зародыша еще не миелинизирована и поэтому не может сохранять память о травме рождения. Однако эксперименты с одноклеточными организмами показали, что память (обусловленная реакция) не требует мозга или сложной нервной системы.
Рождение является самым ранним для человеческого существа и, возможно, наиболее травматичным переживанием, связанным угрозой жизни. Мы действительно заканчиваем свое существование, т.е. умираем, как плод, и начинаем жить, как дышащий ребенок, к тому же жизнь рождающегося существа может оказаться под угрозой по причине осложнений этого процесса. Мать, с которой мы связаны в течение этого процесса, также переживает угрозу для жизни.
Станислав Гроф, систематизируя опыт рождения, разделил его на четыре стадии (Базовые Перинатальные Матрицы) и связал эти стадии и любые травмы, возникающие на этих стадиях с различными видами психопатологий (см. С. Гроф "За пределами мозга" гл.6).

БАЗОВЫЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ (БМП)
БМП1 - СИМБИОТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО - ВКЛЮЧАЕТ ПОЗДНЮЮ БЕРЕМЕННОСТЬ ДО САМОГО МОМЕНТА РОДОВ.

При нормальной беременности это может быть очень приятным периодом - плод питается, поглощает кислород, выделяет продукты метаболизма и находится в матке в безопасном окружении.
При аномальной беременности возможно токсическое переживание - мать может быть употребляла алкоголь, или был токсикоз во время беременности. Возможно, была угроза выкидыша или даже попытка аборта. Об этом типе переживания в БМП1 пока еще не много известно.

БМП2 - КОСМИЧЕСКОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ - НАЧАЛО РОДОВ
В мирном и безопасном окружении БМП1 начинается неожиданные изменения.
В организме матери начинают выделяться и проникать через плаценту гормоны и химические медиаторы сильных эмоций.
Сильные механические сжатия пытаются выталкивать плод вниз и наружу, но выхода еще нет. Матка пока еще закрыта. Это переживание ада и чувства безнадежности, безнадежного положения жертвы.

БМП3 - БОРЬБА СМЕРТИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ - МАТКА ДОСТАТОЧНО РАСКРЫТА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПЛОД НАЧАЛ ПРОХОДИТЬ ЧЕРЕЗ РОДОВОЙ КАНАЛ

Метафорически это подобно свету в конце туннеля. Неожиданно появляется надежда на освобождение и разрешение ситуации.
Это переживание включает сильные эмоции, сексуальные энергии, агрессию, тревожность и период напряженной борьбы.

БМП4 - СМЕРТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ (СМЕРТЬ ЭГО) - РОЖДЕНИЕ, ПЕРЕРЕЗАНИЕ ПУПОВИНЫ И НОВОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ С МАТЕРЬЮ ЧЕРЕЗ ПИТАНИЕ

Новорожденный переживает успешный переход, завершение, освобождение.
Это переживание воссоединения и блаженства (счастливое соединение с матерью и питание), которое следует после напряжения и боли.

ПЕРЕЖИВАНИЕ РОДОВОЙ ТРАВМЫ
Переживание анестезии к матери (а поэтому и к плоду) оказывает влияние на протяжении всего процесса и может способствовать фиксированию на определенной жизненной позиции. Пример: для переживания БМП2 характерны депрессия и положение жертвы; для БМП3 - борьба и агрессия; трудности БМП4 характеризуются проблемами достижения и успеха.
Интенсивная боль или травма также могут блокировать осознание процесса на любой стадии.
Гроф ввел понятие системы конденсированного опыта или СКО, чтобы объяснить связь между некоторыми частями родовой травмы, более поздних периодов жизни и даже травм трансперсонального уровня. Определенные проблемы оказываются как-то связаны, возможно, эти переживания возникают снова и снова в аналогичных формах как бессознательные усилия личности вывести изначальную травму в сознание и привести ее к завершению. (Система СКО является динамической констелляцией памяти и ассоциированных с ней фантазий, собранных из различных периодов индивидуальной жизни. Для них характерно то, что они имеют один и тот же сильный эмоциональный заряд, физические ощущения или какие-то иные важные элементы).

ПРИМЕР СИСТЕМЫ СКО
Рождение:
Младенчество:
Детство:
Зрелость:
Трансперсональный
Уровень:
Пуповина обвилась вокруг шеи
Удушье, недостаток кислорода при коклюше
Случай утопления, удушья в воде
Случай нападения с попыткой удушения

Переживание опыта наказания через повешение

В необычном состояниях сознания всю систему СКО можно заново обозреть, пережить и вывести в сознание, и тогда больше не нужно будет снова и снова повторять это переживание.

4) ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ - ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВЫХОДЯЩИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕЛА И ЛИЧНОСТИ (ЭГО) ИДЕНТИЧНОСТИ. (ЭТА КАТЕГОРИЯ ОХВАТЫВАЕТ ВСЕ, ЧТО НЕ ВОШЛО В РАМКИ ТРЕХ ПРЕДЫДУЩИХ КАТЕГОРИЙ)

Примеры трансперсональных переживаний, включающие обычное в необычном виде.
Трансценденция физического "находящегося под кожей эго" (сознание выходит за пределы тела или принимает другую форму).
Трансценденция времени (переживание прошлого или будущего).
Контакт с иными формами жизни или неживыми формами (принятие сознания растений, минералов, огня, воды или коммуникаций с ними).
Опыт прошлых жизней (переживание событий из жизни кого-то, с кем произошло отождествление, и это приносит новое понимание современной жизни). Замечание: для проведения терапии и создания метафоры, помогающей понять сегодняшнюю жизненную ситуацию, совершенно необязательно верить в реинкорнации и в то, что человек имел реальный опыт прошлой жизни.
Случай синхронности (переживание случаев, которые кажутся связанными, и происходят одновременно вопреки вероятностным законам совпадений). Например, солнце светит через оконное стекло на лицо человека как раз в тот момент, когда тот переживает состояние просветления.

Примеры трансперсональных переживаний, включающие необычные вещи.
Трансцендентальное, мистическое, "пиковое" переживание: переживание космического единства, единства со всем сущим.
Контакт с архетипами: коммуникация или отождествление с одним из архетипов, таким как Великая Мать.
Контакт с мифологической сферой: коммуникация или отождествление с божественными формами, богинями или божественными животными.
Опыт НЛО: встреча с инопланетянами или инопланетными ландшафтами.

Резюме: перечень возможных переживаний

Чувство блаженства.
Чувство агонии.
Путешествие вне тела.
Переживание иных форм жизни.
Переживание прошлых жизней.
Ощущение движения энергии сквозь телесные блоки без видений или понимания.
Плач, крик, смех, или необычные звуки.
Переживание покоя.
Танцевальные движения лежа на спине.
Понимание и решение проблем не драматическим способом.

Состояние йогического сна.
Иногда люди говорят, что ничего не происходило, что они просто спали. Однако, недели спустя иногда они начинают нечто припоминать из того, что происходило. Часто они пробуждаются после сессии с чувством обновленности, приятного состояния, покоя. Существует несколько йогических терминов для йогического сна или состояния потери сознания, которое йоги спонтанно переживали на различных стадиях медитации. Некоторые считают, что обычное сознание и память как бы отступают назад для того, чтобы произошло некоторое исцеление. Дышать глубже и чаще бывает довольно-таки трудно на протяжении длительного времени и поэтому происходит впадение в сон, в сон в обычном смысле этого слова.

Некоторые соображения по поводу ожидания переживаний:
Список возможных переживаний не является меню, из которого можно выбирать.
Такое внутреннее решение, как "я хочу возродится" или "я хочу пережить прошлые воплощения" будут воздействовать на способность внутренней природы продуцировать наиболее релевантный внутренний опыт.
Предложите участникам преодолеть соблазн стремления к переживаниям трансперсонального уровня, и принять то, что предлагает им их внутренняя мудрость.
Холотропное дыхание не всегда является драматическим опытом и не всегда возникают образы. Когда присутствуют образы, они не всегда яркие. Предложите участникам поверить в то, что все происходит так, как это необходимо. Образы и драма не являются необходимыми для понимания и исцеления.

ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ДЫХАНИИ
Размышление:

Если человек судит о своих переживаниях, сравнивая их с тем, что происходит у других: образы - нет образов; звуки - нет звуков, - нужно ему напомнить, что для переживаний не существует понятия правильного - неправильного.
Это переживание является уникальным для вас, потому что оно соответствует вашей жизненной ситуации в настоящий момент времени.
Если появляются суждения, страх неудачи или чувство замешательства, неуверенности, это, возможно, процесс, а не содержание. Другими словами, можно предложить человеку осознавать то, как он выносит суждения. Как он боится или теряется.
Если возникает слишком много мыслей о процессе, это может быть сигналом к тому, чтобы сконцентрироваться на дыхании до тех пор, пока не возникнет чувство присутствия в этом, вместо размышлений об этом.
Станислав Гроф дает совет дышащим дышать до тех пор, пока они не будут удивлены тем, что происходит.
Другой основной совет заключается в том, чтобы экспериментировать, отпускать, расслабляться и поддерживать дыхание.

Связь участников с музыкой
Если человек обычно анализирует или старается определить, что это за музыка, можно предложить ему слушать ее по-новому. Музыка может переживаться как волна или звук, движущийся через тело, помогающий дыханию стать легким, не требующим усилия. Переживаемая таким способом музыка также будет помогать выносить на поверхность эмоции или опыт.
Негативная реакция на музыку в необычном состоянии сознания чаще всего означает, что существует сопротивление какому-то переживанию. Человек может использовать негативную реакцию на музыку (или еще на что-либо в комнате) в качестве катализатора для глубокого переживания гнева или фрустрации.

Рисование мандалы
После сессии холотропного дыхания можно выразить свои переживания необычным способом. На листе бумаги с большим кругом, нарисованным внутри, участнику предлагают выразить свое переживание любым способом. Некоторые люди используют цвета, другие рисуют картины, изображающие переживания в образах. Некоторые просто берут краски и начинают водить ими по бумаге, не зная заранее, что из этого получится.
Рисование мандалы не является созданием произведения искусства, это способ выражения правополушарного опыта до его артикуляции через левое полушарие. Это способ ухватить переживание необычного состояния сознания и начать его интеграцию в обычном сознании и в словах.
Рисование мандалы часто становится завершением переживания, приносящим большое удовлетворение, и средством поделиться с другими тем, что произошло. Нужно поощрять экспериментирование с этим, даже если кто-то делает это с неохотой или думает, что не умеет рисовать.
Те, кто ассистировал во время сессии (сидящие) также могут рисовать мандалы, если хотят.

РАСПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
Выбор партнеров
Объясните, что участники должны выбрать себе партнера и создать атмосферу доверия для того. Чтобы усилить переживание. Партнерами могут быть незнакомые люди, если они чувствуют что им хорошо друг с другом, или люди, которые уже знакомы и чувствуют себе вполне комфортно для выражения своих чувств и переживаний в присутствии друг друга.
Позвольте супружеским парам работать или не работать вместе в зависимости от их желания в настоящий момент. Скажите им, что если они сомневаются в том, выбрать ли того, кого они знают, то они могут выбрать другого человека. Пусть они позволят своему внутреннему ребенку решить, с кем он хочет быть партнером в данный момент. Иногда работать с близким другом или супругом, а в другое время этот выбор не даст столь же успешных результатов.
Тем, кто не нашел сразу партнера, скажите, что они смогут найти себе партнера с помощью ведущего.

Триады
Иногда в группе бывает нечетное число участников. В этом случае можно использовать в работе триады - это три человека, которые будут работать вместе. Два человека будут ассистировать одному, а один будет ассистировать, двоим в следующей сессии. Хорошо, если человек, который будет сидеть с двумя, имел опыт холотропного дыхания, по крайней мере, один раз. Дышащих членов триады заверьте, что ведущий будет уделять триаде повышенное внимание. Другой возможный вариант, состоит в том, чтобы работали двое ситтеров и трое дышащих в одной сессии и наоборот в другой.

Обязательство не уходить раньше времени
Скажите о том, что нужно быть внимательным в течение сессии и оставаться в группе до конца работы. Это гарантирует полный опыт для всех участников. Обмен опытом в конце работы является важной интеграцией и завершением опыта.

Питание
Тем, кто дышит утром, рекомендуется пропустить завтрак, а тем, кто дышит во второй половине дня - обед. Пост усиливает необычные состояние сознания, а пищеварение подавляет. Предложите тем, кто дышит после обеда, позавтракать, если они не захотят поститься целый день.

Одежда
Надевайте удобную одежду.

Место для дыхательной работы
Принесите подушку, спальник или матрос (мат), одеяло и повязку для глаз. Объясните, что в необычных состояниях сознания температура тела изменяется в очень широких пределах. В то время как один человек будет скидывать одеяло, и потеть, другой, лежащий рядом, закутается тремя одеялами.

Лекарственные препараты
Никакие лекарственные средства, кроме тех, которые предписаны врачом, не нужно использовать для переживания. Если человеку прописаны лекарства, посоветуйте ему согласовать с доктором, можно ли отказаться от лекарства на день дыхательной работы. Иногда может быть полезным отказаться на этот короткий период от лекарств, расслабляющих мышцы, от обезболивающих средств или от транквилизаторов тем, чтобы психологические или психические симптомы стали более доступны. Антидепресанты и литий не влияют и могут приниматься как обычно.

Противопоказания
Перечислите причины, по которым нельзя участвовать в сессии холотропного дыхания

Глава 8

ВЕДЕНИЕ ГРУППЫ
ПОДГОТОВКА
Затемните комнату: проконтролируйте, чтобы комната была заранее нагрета и проветрена (см. выше раздел "Подготовка пространства" и прил.7). Выключите телефон, приготовьте полотенца, пластиковые пакеты, салфетки, подушки, воду и чашки и дополнительные одеяла. Проверьте звуковое оборудование и приготовьте кассеты с музыкой.

НАЧНИТЕ С КОРОТКОЙ ГРУППОВОЙ МЕДИТАЦИИ
Скажите группе, что в течение нескольких минут будет проведена медитация с закрытыми глазами, для того чтобы начать этот день. Попросите участников использовать это время, чтобы наладить связь со своим внутренним центром и объединить свой центр с другими, присутствующими в комнате.
Используйте гонг или колокольчик как сигнал для начала и конца медитации (2-3 минуты).

КОРОТКОЕ ЗНАКОМСТВО
Начните с себя, затем предложите участникам назвать свои имена и коротко рассказать о своем самочувствии в настоящий момент, что они чувствуют относительно предстоящей сессии и (по желанию, если это утро), были ли у них какие-либо интересные сновидения, связанные с предстоящим опытом
.
ОБЗОР РАСПИСАНИЯ
ОБЗОР ОСНОВНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
Попросите участников поднятием руки выразить свое согласие оставаться до конца семинара (до конца группового обсуждения).
Если у кого-то оказались какие-либо сомнения или дела, поясните, как это важно для группы и для партнеров, чтобы их поддержали: для группы и для ведущих, чтобы их не отвлекали от процесса мыслями о том, где тот или иной участник и как у него дела, если он ушел.

Замечание
Если беседа не была проведена полностью заранее, это идеальное время, чтобы завершить эту часть второй частью беседы.


ПЕРЕРЫВ
Дайте время (15-20 мин) для того, чтобы сходить в туалет, чтобы помощники могли перекусить, чтобы партнеры могли согласовать свои действия и подготовить пространство для дыхания.

ИНСТРУКЦИИ УЧАСТНИКАМ
Предложите участникам ослабить одежду, снять ремни, украшения, часы контактные линзы.
Напомните, что нужно сходить в туалет.
Покажите где находится туалет, чтобы в течение сеанса сидящие могли сопровождать туда своих подопечных в случае необходимости.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УПРАВЛЯЕМОЙ РЕЛАКСАЦИИ
Цель проведения релаксации в том, чтобы помочь участникам присутствовать в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, и помочь им войти в переживание как можно с большей открытостью, доверием и свободой от ожиданий.
Релаксация, которую проводит Кристина Гроф, поразительна по своей простоте и эффективности. Я пыталась придерживаться такой простоты (см. пример релаксации, предложенной в прил.9). Добавив только предположение, что пока тело расслаблено, энергетические центры также расслаблены и открыты.
Все ведущие по-своему проводят порядок расслабления частей тела. В примере (см. приложение 9) расслабление следует энергетическому потоку, описанному в китайской книге Мантак: вверх по позвоночнику до макушки головы и вниз по передней части тела.
Проводите релаксацию примерно в течение десяти минут, начинайте расслаблять тело без больших пауз между упоминаемыми частями, постепенно оставляя все больше пространства между предложениями, так, чтобы участники могли глубже войти в безмолвие.
Когда вы заканчиваете релаксацию, и начинаете говорить об углублении и учащении дыхания, усильте темп и энергию вашего голоса и сделайте тон голоса более нормальным. Это поможет тем участникам, которые ушли слишком глубоко, придти в сознание и следовать вашим инструкциям. По мере того, как вы даете инструкцию дышать глубже и быстрее, следите за тем, чтобы каждый действительно начал дышать быстрее и глубже. Если кто-либо не смотря на это остается в глубокой релаксации, подойдите к нему и повторите инструкцию, находясь рядом. Этого почти всегда достаточно, чтобы привлечь его внимание и заставить дышать.
Когда уже все дышат, скажите, что скоро начнется музыка и, что музыка будет помогать им в дыхании.

ЧТО НАБЛЮДАТЬ
Для начала важно, чтобы все поддерживали дыхание. Обойдите вокруг и наблюдайте каждого в течение 1-2 минут. В некоторых случаях сидящим необходимо подтвердить, что необходимо напомнить дышащему о дыхании.

ПОДДЕРЖКА СИДЯЩИХ
Если среди сидящих есть новички, то ваш взгляд или ободряющая улыбка могут иметь для них значение. Это особенно необходимо, если их подопечный или еще кто-нибудь в комнате делает нечто странное или слишком экспрессивен.
Переживания дышащих могут вызвать сильные эмоции (такие, как страх) у сидящих и им может потребоваться ваше присутствие и поддержка. Все, что им нужно - это видеть по вашему лицу, что все эмоциональные проявления - обычное дело для холотропного дыхания, и это является показателем того, что все идет замечательно.

УПОЛНОМОЧИВАНИЕ СИДЯЩИХ
Когда вы начинаете работать с дыханием, вы прежде всего фокусируетесь на дышащих, на помощи им и уважении к их переживанию. Попробуйте, однако, быть внимательными и к сидящим. Если сидящий может помочь, например, в работе с телом, объясните ему как можно проще, что делать, похвалите его несколько раз, когда он делает то, что нужно.
Общение с сидящими в это время столько же важно, как и с дышащим, поскольку в это время они учатся у вас:
тому, как доверять процессу
тому, что они могут эффективно помогать процессу
тому, что семинар по холотропному дыханию является безопасным способом для глубокого и рискованного исследования.
Если перед этим вы вместе с сидящим работали над процессом дышащего, выберете момент, чтобы шепотом или не вербально дать понять сидящему, что он хорошо вам помогал. Если между вами и дышащим была словесная коммуникация, а помощник не мог ее понять, перед тем, как отойти, коротко объясните ему, что происходит с его подопечным.

Глава 9

ФОКУСИРОВАННАЯ РАБОТА С ТЕЛОМ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Работа с телом используется для того, чтобы акцентировать симптом или ситуацию и более полно вывести ее в сознание. Симптом рассматривается как проявление процесса исцеления, а не как проблема. Симптом подразумевает то, что большей частью находится за ним и подавляется сопротивлением.
Нет стандартных процедур для проведения фокусированной работы с телом в холотропном дыхании. Этот вид работы с телом не является внешним вмешательством, основанным на каких-либо теоретических построениях. Существует лишь несколько методов, чтобы следовать энергии телесного опыта. Если энергия перемещается, то техника тоже меняется.
Будьте наготове, когда в конце сессии человек впервые открывает глаза. Это лучшее время для того, чтобы проверить нужна ли работа с телом, и провести ее пока человек еще находится в необычном состоянии сознания.

КОГДА РАБОТА С ТЕЛОМ ПРОВОДИТСЯ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
В большинстве случаев работа с телом производится в конце сессии. Изредка она требуется в первой половине сессии. Иногда она не нужна вообще. Ее нужно использовать только если сам дышащий не может разрешить материал сессии. Проводите ее
1. Когда возникает блок в горле, влияющий на дыхание, и усложняет продолжение дыхательного процесса.
2. Когда необходимо облегчить боль, уменьшить дискомфорт или уровень тревоги для того, чтобы продолжать сессию.
3. Когда человек слишком активен, а места в помещении слишком мало.
4. Если человек просит о том, чтобы ему помогли в течение сессии.

КОГДА ТРЕБУЕТСЯ РАБОТА С ТЕЛОМ В КОНЦЕ СЕССИИ
1. Если после окончания сессии в теле остался дискомфорт или напряжение мышц.
2. Если человек чувствует незавершенность материала сессии (присутствует ощущение, что требуется нечто большее, чем просто время и созерцание для интеграции эмоций и понимания).

ВИДЫ КОНТАКТА ПРИ ТЕЛЕСНОЙ РАБОТЕ
Сопротивление - помогайте дышащим чувствовать напряжение или симптом, создавая в этом месте сопротивление, против которого они могут прикладывать давление. Для этого вы можете использовать все ваше тело: локти, руки, пальцы, костяшки пальцев. Используйте вес тела для создания рычага, Удерживайте позицию, заставляйте человека выталкиваться против вашего сопротивления.
Массаж - увеличивайте чувствительность определенных точек тела дышащего.
Поза - пусть дышащий удерживает ту или иную позу.

КАК УЗНАТЬ ЧТО ИМЕННО ДЕЛАТЬ
Подождите до тех пор, пока вы не поймете как хочет проявится энергия.
Дышащий может сказать вам точно. Вы, возможно, видели или чувствовали (если вы уже работали с кем-то) определенные связывания мышц или напряжения. Начинайте прилагать к ним сопротивление, чтобы понять желанно ли оно. Наблюдайте, в каком месте человек производит движения или касается тела. Если необходимо, спросите дышащего прямо, что происходит и как ему помочь.

Позволяйте аутентичное проявление
Никогда не бывает предвзятой или стереотипной реакции, зачастую реакция будет сюрпризом. Она всегда является сюрпризом, когда она аутентична. Существует множество видов движений и звуков. Человек может трясти или скручивать, он может танцевать или корчится, или двигаться и издавать звуки, напоминающие какое-то животное: он может разговаривать, плакать, кричать и выражать себя другими странными и уникальными способами. Иногда дышащие хотят, чтобы их ограничивали, иногда наоборот хотят быть свободными, иногда хотят, чтобы их растягивали.
Позвольте человеку двигаться так, как он хочет, и следуйте за ним, прилагая сопротивление против этого движения.

Следуйте за энергией
Передвижение энергии от места к месту. Нет ничего необычного в том. Что человек чувствует напряжение сначала в одном месте, а затем в другом. Новичок в дыхательной работе, возможно решит, что все уже сделано, поскольку в том месте, где он просил помочь ему, он чувствует облегчение. Важно помочь ему проконтролировать тело, чтобы узнать не переместились ли энергия и напряжение в другое место, или уделить немного времени, чтобы до окончания сессии понаблюдать как себя чувствует тело.
Перемещение энергии от эмоций к эмоции. Гнев может смениться плачем, печаль - криком, или же гнев может освободиться и стать радостью. Тому, кого нужно было удерживать во время борьбы, вдруг становится необходима поддержка.
Волнообразное движение энергии. Этот процесс имеет свой собственный период времени, эти волны очень часто похожи на схватки при родах. Существуют периоды усиления, кризиса, спада и отдыха. Часто при работе с одним процессом наблюдается серия таких волн.

ОТСЛЕЖИВАЙТЕ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ И ВКЛЮЧЕННОСТЬ
Включайтесь в происходящее, но не ловитесь в сети драмы. Проверьте свое выражение лица, нет ли симпатических напряжений в теле, и если есть, сознательно расслабьтесь. Будьте внимательны, чтобы не подпитывать свои слабости и свое отождествление с процессом участников.

ПОДДЕРЖКА ПОСРЕДСТВОМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Положите руку на тело дышащего тогда, когда он отдыхает или собирает силы для следующего рывка.
Положите руку на голову дышащего, когда он работает с какой-то другой областью тела или в период отдыха.
Положите руку рядом с дышащим, чтобы он знал, что ваша рука здесь.
Возьмите его руку, если он реагирует на нее, и уберите, если она ему не нужна.
Побаюкайте его, если это уместно. Это особенно ценно, когда человек переживает возрастную регрессию или страх.

ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ, ПООЩРЯЮЩИЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ ДЫШАЩЕГО
Мы поможем, отпустите себя.
Именно так!
Продолжай делать это!
Вырази это!
Выпусти все Это!
Выталкивай это!
Громче!
Следуй энергии.
Поэкспериментируй, посмотри, что происходит.
Усиливай, преувеличивай.
Оставайся с этим.
Сильнее!

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕЛА
(ДЫШАЩИЙ ЛЕЖИТ НА СПИНЕ)
ГОЛОВА
Когда человек напряженно или как-то иначе двигает головой, поощряйте это движение.

ЛИЦО
Работайте плоскими ладонями, избегая попадания пальцев в глаза.
Не давите на нижнюю челюсть, и не тяните ее вниз.
Предложите дышащему сделать лицо подобным маске и усилить имеющееся выражение.

ГОРЛО
Не позволяйте прямого воздействия на горло.
Работайте с мышцами, расположенными с боков и ниже, или по сторонам ключиц.
При спазмах горла (особенно, если присутствуют движения рук) используйте свернутое полотенце. Предложите кому-либо держать полотенце за оба конца. Дышащий пусть скручивает полотенце, держа его близко к горлу. Поощряйте звуковое выражение и любое другое движение, которое появляется естественно. Таким способом человек становится как сдавливающей силой, так и удушающей жертвой, и приходит в сопротивление с обеими частями себя.

ПЛЕЧИ
Давите вниз на плечи, в то время, когда человек пытается вытолкнуть их вверх. Это мощный способ открывания груди.

ТУЛОВИЩЕ
Будьте осторожны при сильном воздействии на ребра, особенно на нижние ребра, которые легко ломаются.
Никогда не давите на место, где кончается грудина. Так можно сломать нижний конец хрупкого мечевидного отростка, Который затем может воткнуться в легкие или другой внутренний орган.
Предложите человеку выдохнуть и затяните пояс.
Положите человека на бок и используйте всю поверхность вашего тела, чтобы сжать эту область.
Если человек хочет, чтобы его сжимали и при этом он чувствует злость (и если он меньше вас по размерам), вы можете "сгрести его в охапку" и предложить ему сжимать вас, в то время, как вы будете сжимать его. Эта процедура также обращена как к удушающему, так и к жертве внутри личности.
Если человек качается или перекатывается, вы можете помочь ему, расположившись вместе с его ситтером с двух сторон и перемещая его руку вдоль перекатывающего движения.
Если в комнате недостаточно пространства, вы с его ситтером можете приподнять стороны одеяла с тем, чтобы он мог интенсивно двигаться и при этом не задевал других участников сессии.

ТАЗОВАЯ ОБЛАСТЬ
Работая с животом, будьте внимательны, чтобы не оказывать давление на аорту.
Если напряжена тазовая область, нужно приподнять колени, чтобы стопы стояли на полу, и в то время как человек удерживает колени вместе или наоборот пытается раздвинуть их, вы прилагаете противоположное усилие. Эта мощная техника часто применяется в случаях, связанных с сексуальными травмами (имеется в виду sexual obuse - психологическое понятие, включающее широкий спектр сексуальных травм в прошлом от непроизвольных сексуальных неадекватностей взрослых в присутствии ребенка до сексуального насилия - прим. перев.). При этом рекомендуется, чтобы с женщинами работали ведущие - женщины. Также можно подтянуть колени к груди и удерживать их в этом положении, ступни подняты над полом, а ситтер и/или ведущий пытается оторвать колени от груди.
Другой способ заключается в том, чтобы одну руку положить под колени, а другую обнять шею дышащего, сцепить руки. В этом положении человеку можно оказывать сильное сопротивление.
Полезны также йогические асаны, например, поза моста. Колени подняты, стопы на полу, поднимаются бедра и поясница, и в этом положении, на стопах и плечах, удерживается положение до тех пор, пока энергия не прорвется каким-либо способом.

СТОПЫ
При очень холодных ступнях предложите напрячь их и затем вытянуть вниз, в стороны или вверх. Найдите специфические зоны, в которых заблокирована энергия. Согласно системе рефлексологии, ступни являются картой всего тела. Поэтому боль или напряжение в стопах могут означать, что существует энергетический блок в соответствующей части тела.
Будьте осторожны, если дышащий дрыгает или лягается ногами, не попадите под удар. Если вас не просят, не удерживайте ноги и ступни, дайте им полную свободу.
Удерживайте ноги вместе немного скрещенными особенно в области больших пальцев. И слегка тяните и вращайте большие пальцы. Оказывается, это хорошо использовать на последних стадиях переживания рождения. Это, по-видимому, аналогично тому, что новорожденного тянут за пуповину.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА
(ДЫШАЩИЙ ЛЕЖИТ НА ЖИВОТЕ)
Попросите сидящего удерживать человека поперек пояса, прижатым к полу, в то время как вы работаете с головой, шеей и плечами. Для того, чтобы дышащий не становился на колени. Это позволяет создавать максимум стабильного сопротивления.
Ощущайте напряжение или вибрацию, предложите человеку экспериментировать с напряжениями в этих областях и создавать там некоторое сопротивление.

ОБЩЕЕ ТЕЛЕСНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Предложите человеку согнуть руки ладонями верх, сжать кулаки, напрячь руки и все тело. Два человека ч двух сторон поднимают напряженное тело за руки так, чтобы дышащий балансировал на пятках. Пусть человек удерживает эту позу как можно дольше и затем выразит как-то эту энергию.

Глава 10

Глава 11

ОБСУЖДЕНИЕ ОПЫТА И ЗАКРЫТИЕ СЕМИНАРА
ПОДГОТОВКА
Предложите группе расположиться в форме круга и все нарисованные мандалы положить в центр.
ЦЕЛИ ОБСУЖДЕНИЯ
Во время группового обмена опытом начинается интеграция опыта холотропного дыхания в обычной жизни. Это внутренние переживание, которое подчас кажется неосязаемым, невыразимым, начинает как-то оформляться. Оно возникает в форме нарисованной мандалы и затем собирается в форму, символ или концепцию и начинает артикулироваться в словах.
Таким образом, этот подарок и мудрость холотропической реальности может использоваться гилотропическим сознанием и влиять на него. И наоборот, гилотропическое сознание начинает ценить холотропическое сознание и доверять опыту необычных состояний.
Богатство обмена, между внутренней и внешней реальностями каждого индивида, оказывается еще более очевидным в группе. Из отчета других людей человек может понять какие-то аспекты себя самого и свои переживания, которые бы не были ему без этого понятны
Мы вызвали процесс, благодаря которому происходит этот ценный обмен и появляется ясность, сакральное внимание.
САКРАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Сакральное внимание описывает мощную силу групповой концентрации на одном человеке, как будто этот человек рождает внутреннюю истину или опыт во внешний мир.
Ту же самую концентрацию использует ситтер или ведущий создавая любовь и безоценочное присутствие. Это состояние ожидания без ожидания. Другими словами ожидание того, что процесс будет продолжаться от момента к моменту. Это равновесие между принятием того, что происходит, с полным осознанием, и отсутствием привязанности к какому-либо конкретному содержанию или форме, в которой это приходит.
Сакральное внимание всегда гибко и спонтанно реагирует в момент: смеха, слезами и моментами тишины. Помогая установить сакральное внимание в группе, включайте ролевое моделирование - готовность быть в процессе и реагировать по мере разворачивания процесса от момента к моменту.
ИНСТРУКЦИИ ГРУППЕ
Во время обмена опытом люди чередуются, рассказывая то, что они хотят рассказать о своем переживании.
Не нужно рассказывать то, что человек считает слишком личным. Не обязательно рассказывать вообще все. Однако, если есть сомнения рассказывать ли что-то, лучше было бы рискнуть, и попытаться артикулировать этот опыт. Доверие другим глубоко личного опыта и важного опыта иногда дает чувство полной завершенности.
Когда один человек закончил, другой, кто чувствует желание говорить, может поднять свою мандалу, чтобы все ее видели, и начать говорить.
Те, кто слушает, полностью концентрирует свое внимание, на том, что говорится. Самая ценная вещь, которую можно предложить говорящему - это полное внимание группы.
Иногда кажется, что необходимо что-то спросить для полной ясности. Как правило, лучше просто слушать. Иногда кажется вполне уместным предложить какую-то помощь или мысль, но на самом деле это почти всегда бывает не кстати - отвлекать внимание от того, кто делится своим опытом, предлагая вместо этого свой собственный опыт или анализируя переживание, о котором говорится. Анализ и интерпретация предполагают, что имеется уже полная информация для интерпретации. Когда возникает интерпретация, появляется тенденция к прекращению или замораживанию дальнейшего движения.
Эта карта (символ или переживание) не является территорией Каждое переживание ограничено. Рациональное понимание не является конечным или абсолютным. И даже в науке территории постоянно изменяются. Если как-то вмешиваться в отчет участника, лучше делать это в духе усиления. Усиление выносит на поверхность то, что известно относительно того или иного символа и помогает продвижению.
Перед обсуждением скажите группе сколько у вас всего времени для того, чтобы поделиться опытом, и попросите помощи у группы для того, чтобы времени хватило всем.
ИСПОЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ
Предложите рассказывающему о своем опыте поднимать вверх мандалу и/или пускать ее по кругу.
Предложите участникам сохранять свои мандалы, подписать их и поставить дату. Объясните, что в будущем они может быть увидят в мандале что-то, чего они не видят сейчас, или в последующих сессиях продолжаться тема, запечатленная в их мандалах, или может быть, они получат инсайд в смыслах этих символов в будущих сновидениях или каким-то иным способом.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>