<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ
Следите за тем, чтобы каждый человек закончил говорить перед тем, как начнет следующий.
Если у человека было некоторое чувство незавершенности, спросите у него как он чувствует себя сейчас, как чувствует себя его тело. Подтвердите, что вы готовы работать с ним и дальше после обсуждения, если это будет необходимо.
Поблагодарите каждого после того, как он закончил рассказывать о своем опыте. Удерживайте сакральное внимание группы, не давая при этом людям почувствовать, что они нарушили правила.
ЗАКРЫТИЕ ГРУППЫ И СЕМИНАРА
Иногда уместно сказать несколько слов о том, как вынести это переживание в обычную жизнь.
РАЗГОВОРЫ О ХОЛОТРОПИЧЕСКОМ ОПЫТЕ В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ
Объясните, что необходимо выбирать когда и с кем можно делиться своими переживаниями. Уважая этот опыт, сам человек и тот, которому этот опыт рассказывают, обычно нуждается в том, чтобы:
Не говорить об этом переживании пока вы еще находитесь в нем, лучше дайте себе время на созерцание и прочувствование этого опыта.
Различайте кто может понять вас, а кто не может.
Делитесь опытом с теми, кто действительно хочет знать, что значит для вас этот опыт и делайте это тогда, когда этот человек имеет время и может выслушать вас.
Делитесь своими переживаниями тогда, когда вам это необходимо сделать, от всего сердца, и тогда вам удастся создать и интимность и большее взаимопонимание, а не просто рассказать историю.
Используйте метафоры для того, чтобы слушающий мог правильно соотнести ваш опыт (например, вместо того, чтобы говорить "Я был египетским священником", лучше сказать "У меня было переживание того, что я был египетским священником").
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЦЕССА
Предложите, чтобы они:
Потратили некоторое время для созерцания собственного опыта до того как он поблекнет.
Запишите его.
Нарисуйте дополнительные мандалы.
Записывайте сновидения.
Медитируйте.
Гуляйте.
Танцуйте.
ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ТЕЛЕ
Предложите им хорошо восстановить свое тело как после любого интенсивного опыта.
Принимайте горячие ванны.
Принимайте витамины и минералы.
Хорошо питайтесь.
Пейте много воды для того, чтобы вывести токсины, которые могли выделиться.
Высыпайтесь.
РИТУАЛ ЗАКРЫТИЯ
Предложите группе соединить руки вместе и минуту сохранять молчание, или совершить групповые объятия, или произносите ОМ. Или какие-то другие спонтанные ритуалы, которые бы подчеркнули значимость коллективного процесса.
Будьте готовы к тому, что после окончания семинара кому-то нужно будет дополнительно поговорить с вами.

Глава 12

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ СЕМИНАРУ
ЗАПИСИ ВЕДУЩИХ
КРЕДИТ ДЛЯ СЕРТИФИКАТА
Необходимо сохранять списки людей, которые участвовали в практических семинарах на тот случай, что им понадобится тренинговый кредит для получения сертификата по холотропному дыханию.
МУЗЫКА И ПИТАНИЕ
Полезно также иметь перечень музыкальных отрывков, звучащих в каждой сессии и тех, кто дышал в каждой сессии, так чтобы слишком часто не использовать одну и ту же музыку для тех, кто снова приходит на ваши семинары. То же самое можно сказать о меню на каждом практическом семинаре.
ПРОЦЕСС
Заметки о процессе участников или мандалы также могут быть полезны, если проводится терапевтическая работа.
ОБСУЖДЕНИЕ С СО-ВЕДУЩИМИ
После семинара полезно найти время для того чтобы выяснить для себя что было сделано хорошо, а что - нет, дать друг другу оценку и отработать сложные аспекты партнерства и ведения группы (См. приложение 8: "Руководство по самооценке ведущих").
Эта оценка чрезвычайно важна. Вы оба провели, по крайней мере, день с полной самоотдачей, концентрируя свое внимание на других в эмоционально изменчивой атмосфере. Найдите время, чтобы расслабиться и припомнить, что у каждого из вас получалось хорошо, и что вы можете сказать друг другу относительно поддержки и ведения группы. Возможно, какие-то эмоции в группе включили ваш собственный процесс, и это как раз лучшее время, чтобы помочь друг другу завершить его.
КОНТРОЛЬ УЧАСТНИКОВ
Иногда у участников остается эмоциональный след. Для таких людей важно придти к вам на следующий день или через день, чтобы проконтролировать как они себя чувствуют.
Иногда, хотя и редко, после закрытия группы остаются еще и телесные симптомы. По каким-то причинам люди не захотели продолжать работу над ними во время семинара или они только заметили эти симптомы перед окончанием и слишком устали, чтобы работать с ними. Этим людям вы можете предложить на выбор терапевтические сеансы или сеансы массажа в последующие дни. Вы можете предложить дополнительный сеанс холотропного дыхания, если готовы провести его. В конце концов, просто позвоните им в течение двух дней, чтобы узнать об их самочувствии.
Если у вас есть договоренность рассылать приглашения участникам или звонить им, помните об этом соглашении.
РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Имейте список контактов, которые могут быть полезны в качестве сервиса для обслуживания процесса участников. Это список следующих профессионалов:
Психотерапевтов
Специалистов по работе с телом
Иглотерапевтов
Ведущих практических семинаров по голтропному дыханию в других географических областях.
Другие ресурсы включают слеты или соответствующие конференции, практические семинары и тренинги. Кроме этого ценными являются статьи, книги и специализированные библиографии.

Глава 13

СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ СЕМИНАРОВ
ПОКУПАЙТЕ ПРО ЗАПАС
Если у вас есть место для хранения, вы можете сэкономить деньги, покупая продукты, принадлежности бумагу и т.д. про запас (большими партиями).
ОБНОВЛЯЙТЕ СПИСОК АДРЕСОВ
Все адреса компьютерного списка держите в рабочем состоянии: адреса посетителей, интересовавшихся дыхательной работой; тех, кто участвовал и тех общественных организаций, которые, могли бы иметь отношение к вашим семинарам. Каждый год или каждые два года вы могли бы посылать им почтовую карточку, спрашивая о том, заинтересованы ли они в том, чтобы еще оставаться в вашем списке. Это снизит ваши рассылочные расходы.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К ВОЗНИККАЮЩИМ ПОТРЕБНОСТЯМ УЧАСТНИКОВ
Вот некоторые потребности, которые возникают у участников группы:
Семинар специально для женщин.
Семинар специально для мужчин.
Семинар для участников в других районах.
Семинар специально для студентов.
Более продолжительный семинар с определенным фокусом (например, инцест или сексуальные травмы).
Семинар для групп друзей или других общностей.
Поддерживающая группа для людей, включенных в регулярную дыхательную работу или другую практику глубинного самоисследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИНЦИПЫ ХОЛОТРОПИЧЕСКОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ*
Станислава и Кристины Гроф

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую. Перинатальную и трансперсональную область. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком.
Понимание того, что необычные состояния сознания, вызываемые холотропической дыхательной работой, а также и аналогичные состояния, возникающие спонтанно, мобилизуют внутренние целительные силы психики и организма.
Пол мере того, как разворачивается этот процесс, внутренние силы исцеления проявляют свою терапевтическую мудрость, выходящую за пределы знания, которое может быть выведено из когнитивного понимания отдельного практика или из какой-либо школы психотерапии или работы с телом.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Основными элементами холотропной дыхательной работы являются: более глубокое и более быстрое дыхание, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом. Это дополняется творческим самовыражением, таким как рисование мандалы, лепкой из глины, свободными танцами и обсуждением опыта. Холотропическую дыхательную работу можно проводить как один на один, так и в групповой ситуации, где участники меняются местами: то в роли переживающих, то в роли сидящих.
Перед первым опытом дыхания участники получают глубинную теоретическую подготовку, включающую основные типы феноменов, которые возникают в сессиях холотропного дыхания ( биографические, перинатальные и трансперсональные), а также технические инструкции как для переживающих, так и для сидящих. Кроме этого, обсуждаются физические и эмоциональные противопоказания, и если они касаются кого-то из людей, эти люди получают рекомендации специалистов.
Холотропическое дыхание является более частым и глубоким, чем обычное: как правило, не дается не каких других специфических инструкций перед или во время сессии, таких например, как скорость, способ или период дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы управления, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о вмешательстве.
Музыка (или другие формы акустической стимуляции - барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т.д.) является целостной частью холотропического процесса. Как правило, выбор музыки следует за характеристическими паттернами, отражающими наиболее общие черты разворачивания холотропического опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится во все увеличивающейся степени драматической и динамичной, и затем достигает качества прорыва. После кульминации музыка постепенно становится все более спокойной и в конце _ мирной, текучей, медитативной. Поскольку описанное выше развитие процесса является статистическим средним, его следует изменять, если динамика групповой энергии протекает иначе.
Сидящие во время сессии должны быть ответственными и ненавязчивыми, эта роль гарантирует эффективность, безопасность окружения, уважения к естественному разворачивания переживания и обеспечивает помощь во всех необходимых ситуациях (физическая поддержка, помощь; если нужно выйти в туалет, подать салфетку или стакан воды и т.д.). Для сидящих важно оставаться сконцентрированными, принимающими весь спектр возможных эмоций и поведения дышащего. В холотропической дыхательной работе не используются какие-либо виды вмешательства, исходящие из интеллектуального анализа или основанные на априорных теоретических конструкциях.
Очень важно иметь достаточно временя для проведения сессии. Обычно она занимает от двух до трех часов. За это время процесс, как правило, приходит к своему естественному завершению; однако в исключительных случаях он может продолжаться несколько часов. В конце сессии ведущий предлагает работу с телом, в том случае, когда посредством дыхания не разрешились все эмоциональные и физические напряжения, активированные во время сессии. Основной принцип этой работы заключается в том. Чтобы понять, что происходит с переживанием, и создать ситуацию, которая усилит существующие симптомы. В то время, когда энергия и осознавание удерживается в этой области, нужно поощрять человека к полному самовыражению, какую бы форму оно ни приняло. Эта работа с телом является существенной частью холотропического подхода и играет важную роль в завершении интеграции переживания.
Групповое обсуждение происходит в тот же день после большого перерыва. Во время обсуждения, ведущий не дает никаких интерпретаций материала, основанных на каких-либо теоретических системах, включая и холотропическую дыхательную работу. Лучше попросить переживающего и дальше прорабатывать и прояснять посредством рефлексии свои прозрения, полученные в сессии. В ходе обсуждения могут быть полезны мифологические и антропологические ссылки в русле юнговской психологии, также полезны могут быть мандалы. Возможно ссылки на переживания ведущих или других людей.
Существует множество подходов, дополняющих холотропическую дыхательную работу: практика гештальттерапии, песочная игра Доры Кальф, Биоэнергетика, различные формы массажа, акупунктура и т.д. Однако, что бы вы ни использовали, следует четко понимать, что это не является частью холотропической работы. И если практика проведения сессии значительно отличается от того, что описано выше, для такой практики не нужно использовать название "Холотропическая Дыхательная Работа" или "Холотропное дыхание". Мы просим заменить это другим термином, не связанным с нашими именами.

МИНИМАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА ПО ХОЛОТРОПИЧЕСКОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ**
1. Общее введение в холотропическую дыхательную работу
а. Целительный потенциал необычных состояний (1сессия)
б. Основные принципы работы с необычными состояниями (1сессия)

2. Картография человеческой психики:
а. Биографический уровень и система СКО (1 сессия)
б. Перинатальный уровень и перинатальные матрицы (2 сессии)
в. Трансперсональный уровень (2 сессии)
г. Древние карты сознания (5 сессий)

3. Психология нарушений:
а. Психопатологические симптомы и синдромы (1 сессия)
б. Архитектура психопатологии (2 сессии)
в. Традиционные подходы к психозам (1 сессия)
г. Духовный кризис и помощь (4 сессии)

4. Философский контекст Холотропного дыхания:
а. Вызов традиционной психиатрии (1 сессия)
б. Холотропическая теория и новая парадигма (2 сессии)
в. Духовный кризис и глобальный кризис (1 сессия)
г. Психологический и философский смысл смерти (2 сессии)

5. Практика Холотропической Дыхательной Работы
а. Основные принципы проведения сессии (2 сессии)
б. Холотропическая работа с телом (2 сессии)
в. Музыка и мандалы (1 сессия)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕР СООБЩЕНИЙ В ПРЕССЕ
(Для выпуска новостей)

(Ваш фирменный бланк)
(Дата)

Контакт: (Ваше имя и номер телефона)

ДЛЯ СРОЧНОГО СООБЩЕНИЯ

Семинар по Холотропному Дыханию Будет проводиться (ваше имя), (дата проведения), (место).

Метод Холотропного Дыхания, разработанный Станисловом Грофом и его женой Кристиной, является естественным методом для вызывания необычных состояний сознания. Необычные состояния сознания использовались во всем мире в различных культурах для исцеления и внутреннего исследования.

Стоимость участия в семинаре _____________. Подробную информацию Вы можете получить по телефону ____________________.


(приложите свою брошюру)

ПРИМЕР СООБЩЕНИЯ
(Для местного календаря)
(Ваш фирменный бланк)
(Дата)
Контакт: (Ваше имя и номер телефона).

ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ (число, когда должен быть опубликован выпуск).

Дни недели, числа: Холотропное Дыхание: практический семинар для внутреннего самоисследования (время); (цена); (ваш номер телефона).


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИМЕР ТЕКСТА ДЛЯ БРОШЮРЫ
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Холотропическая дыхательная работа предназначена для получения опыта личностного роста для тех, кто желает следовать путем внутреннего самоисследования и духовного роста.
Эти сессии являются в высшей степени эмоциональными. Они не заменяют психотерапию и не рекомендуются людям, страдающим маниакально-депресивными нарушениями, паранормальными психозами и другими душевными заболеваниями. Если есть сомнения, предполагаемые участники должны прежде проконсультироваться у психиатра или психотерапевта.
В течение сессии возможны интенсивные переживания. Поэтому этот метод не рекомендуется людям с кардиоваскулярными проблемами, глаукомой или эпилепсией, беременным женщинам и людям с недавними травмами костей и суставов. Если по каким-либо причинам у вас появились сомнения относительно того, можно ли Вам участвовать в семинаре, необходима консультация профессионала (врача, психиатра или психотерапевта).

КРЕДИТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА*
Сессии Холотропного Дыхания, проводимые (выше имя как ведущего), могут быть зачтены для получения сертификата, как ведущего по Холотропической Дыхательной Работе.

ОПИСАНИЕ ХОЛОТРОПИЧЕСКОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Холотропическая дыхательная работа является методом внутреннего самоисследования, разработанным Станисловом Грофом и Кристиной Гроф. Этот метод описан в следующих книгах: "Путешествие самооткрытия", "За пределами мозга" и "Неистовый поиск себя". Эта техника, интегрирующая древние духовные практики и современные исследования сознания, включает контролируемое дыхание, побуждающую музыку, фокусированную работу с телом, рисование и групповой обмен опытом. Каждое переживание является уникальным даже для тех, кто участвовал в дыхательной Работе много раз.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПОСЕТИТЕЛЯ
Дата обращения___________________________________________________________
Текст оставленного послания________________________________________________
Дата вашей беседы_________________________________________________________
Имя______________________________________________________________________
Адрес____________________________________________________________________
Номер телефона___________________________________________________________
Время, когда ему лучше звонить_____________________________________________
Что он хотел? (верное подчеркнуть)
Информация, групповая работа, индивидуальная работа, другое__________________
_________________________________________________________________________
Откуда он узнал о нас?_____________________________________________________
Дополнительная информация о нем__________________________________________
________________________________________________________________________
Информация, посылаемая ему________(дата): (верное подчеркнуть)
Брошюра, карта, личные заметки, другое.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Разное__________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
(Холотропное Дыхание)
Холотропическая Дыхательная Работа предназначена для получения личностного роста и не может рассматриваться как часть психотерапии. Холотропическая дыхательная работа может включать драматические переживания, сопровождающиеся сильными эмоциональными и физическими реакциями. В этом семинаре не могут принимать участие беременные женщины, люди с кардиоваскулярными проблемами, сильным повышенным давлением, серьезными душевными заболеваниями, недавно перенесенными операциями, свежими швами, обострениями инфекционных заболеваний и эпилепсией. Если Вы сомневаетесь относительно того, следует ли Вам принимать участие в семинаре, проконсультируйтесь со своим врачом или психотерапевтом, а также с ведущими семинара.
Ответы на следующие вопросы помогут вашим ведущим. Конфиденциальность данной информации гарантируется. Ответьте как можно более подробно.
1. Страдали ли Вы в прошлом или в настоящем время одним из следующих
заболеваний:
ДА
НЕТ
а. Кардиоваскулярные заболевания, включая сердечные приступы

б. Высокое кровяное давление

в. Серьезные душевные заболевания

г. Прошлые или недавние операции или физические травмы,
включая переломы и вывихи

д. Недавние ил текущие инфекции или заразные заболевания

е. Глаукома или отслоение сетчатки

ж. Эпилепсия

з. Остеохондроз

и. Астма (если "да", принесите ингалятор)

2. Беременны ли Вы сейчас?

3. Были ли Вы когда-либо госпитализированы по медицинским показаниям?

4. Лежали ли Вы когда-либо в психиатрической клинике?

5. Пользуетесь ли Вы сейчас услугами психотерапевта или какой-либо поддерживающей группы?

6. Принимаете ли Вы сейчас какое-либо лекарство?

7. Были ли какие-то осложнения во время Вашего рождения? Кесарево сечение? Анестезия?

8. Имеются ли у Вас какие-либо еще эмоциональные или физические особенности, на которые следует обратить внимание?


Расшифруйте, пожалуйста, все ответы "Да". Используйте обратную сторону листа, если Вам потребуется дополнительное место.
Я подтверждаю, что я прочитал и понял всю информацию и ответил на все вопросы подробно и честно, ничего не утаив. Мое общее состояние здоровья, насколько я понимаю, хорошее.
___________________________ _______________
(подпись) (дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА ПО ХОЛОТРОПНОМУ ДЫХАНИЮ
Дата____________________________________________________________________________
Место__________________________________________________________________________
Ведущие________________________________________________________________________


Пожалуйста, укажите Ваше имя, адрес и номер телефона:

ИМЯ
АДРЕС
ТЕЛЕФОН








































ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ПРАКТИЧЕСКОГОСЕМИНАРА
Сделать до начала семинара

_______Очистите и подготовьте пространство (стр. 24)
_______Проверьте отопление лил кондиционер.
_______Проверьте освещение.
_______Проверьте звуковую систему (стр. 21)
_______Нарисуйте круги на листах для мандал.
_______Распланируйте музыкальные отрывки (стр. 22-24)
_______Подберите очередность кассет (стр. 22)
_______ Приготовьте еду или договоритесь, чтобы вам ее принесли (стр. 20)
_______Выключите телефоны.
_______Настройтесь на работу (стр. 25).
_______Приготовьте оборудование и следующие принадлежности:
_______Автономную музыкальную систему на батарейках на случай поломки.
_______Воду и чашки.
_______Принадлежности для рисования.
_______Салфетки.
_______Полотенца.
_______Повязки для глаз (для желающих).
_______Пластиковые пакеты и пакеты для мусора.
_______Музыку.
_______Книги и статьи (Грофа и других) на выставке.
_______Имейте под рукой необходимые заметки.
Имейте под рукой регистрационные данные и чеки по оплате (стр. 25).

ИНФОРМАЦИЯ О ХОЛОТРОПНОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, КОТОРУЮ НУЖНО ДАТЬ УЧАСТНИКАМ
_______Обзор противопоказаний (см. карту стр. 35-36).
_______Беседа по истории и исследованиям необычных состояний сознания (стр. 26-29).
_______Сенсорный уровень
_______Биографический
_______Перинатальный (БМП 1,2,3,4)
_______Трансперсональный
_______Беседа о возможных видах переживаний (стр. 32).
_______Дайте разрешение для полного самовыражения.
_______Скажите, что насилие и сексуальные проявления по отношению и другим людям не позволительны. Однако насилие и сексуальность могут присутствовать как внутренний опыт (существуют, например, подушки, чтобы их бить, и т.д.) (стр. 38).
_______Попросите всех сохранять тишину в комнате для дыхания и в комнате для рисования мандал (стр. 38).
_______Расскажите о пространстве дышащего и его ситтера (сидящего) (стр. 37-38).
_______предложите партнерам о том, как они будут напоминать о дыхании. Предложите им поделиться информацией о травмах, которые могут всплывать в сессии друг другу что они приемлют и не приемлют относительно прикосновений и т.д. (стр. 40).
_______Скажите о том, что общаться нужно тихо, и только тогда, когда это необходимо для процесса Дыхательной Работы (обычно разговор в комнате отвлекает дышащих) (стр. 40-41).
_______Расскажите о роли дышащих (оставаться по возможности на спине, продолжать дыхание, сообщать, что им нужно или ненужно) (стр. 38).
_______Расскажите о роли сидящих (сидеть рядом, не вставать; поддерживать целостность пространства дышащего; помогать ему, когда это необходимо; Концентрировать заботливое и любящее внимание; создавать сакральное пространство) (стр. 37).
_______Попросите ситтеров воздержаться от "очищении ауры" над дышащим и от других "целительных ритуалов", о которых он вас не просил.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>