стр. 1
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
И.А.Бескова
КАК ВОЗМОЖНО ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ?
Москва
1993
ББК 15.13
Б 53
Ответственный редактор
доктор философских наук И.П.Меркулов

Рецензенты:
доктора философских наук А.Л.Никифоров, В.А.Смирнов;
кандидат философских наук А.А.Осовцов


Бескова И.А.
Б 53 Как возможно творческое мышление?
- М., 1993. - 198 с.

На материале когнитивной психологии,
психолингвистики, культурной антропологии, логики и
др. автор прослеживает трансформации архаичного
мировосприятия и мироощущения, приводящие к
зарождению и развитию современных форм образного и
символического представления информации.
Утверждается, что филогенетически первичные формы
познавательной деятельности в скрытом виде
функционируют и на более поздних этапах, являясь
компонентами творческого мышления.
Исследуются эмоциональные и психологические
особенности творческой личности, влияние характера
культуры на развитие креативности.
Для интересующихся проблемами творческого
мышления.




ISBN 5-02-008178-7 | И.А.Бескова, 1993
ISBN 5-201-01835-1 | ИФРАН, 1993




HOW CREATIVE THINKING IS POSSIBLE? ANNOTATION

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................... 3

1. Формирование предпосылок
творческого мышления
в филогенезе: реликтовые формы
мыслительной активности..........13

Символ как образ.................13
Образ как символ.................38

2. Современные формы восприятия и
переработки
информации.......................63

3. Система личностных смыслов и
творчество.......................86

Источники формирования...........86
Ролевые установки................93
Логико-методологический анализ...119
Сознание, подсознание,
бессознательное..................153

4. Личность и творчество.........165

Заключение.......................192


CONTENTS

Introduction..................... 3
197


1. Forming of creative thinking
precondition in phylogenesis.
Relic forms of human mental activity:
.................................13

- a symbol as an image,..........13
- an image as a symbol...........38

2. Modern forms of information
perception and processing........63

3. Personal meanings system and
creativity:......................86

- its sources;...................86
- roles people act;..............93
- logically-methodologic analysis;
119
- consciousness, subconsciousness,
unconscious......................153

4. Person and creativity.........165

Conclusion.......................192








Научное издание



БЕСКОВА Ирина Александровна

КАК ВОЗМОЖНО ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?



Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН


Редактор Л.Ф.Пирожкова
Художник В.К.Кузнецов
Технический редактор Н.С.Беляева


Подписано к печати
Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж 500 экз.
Компьютерный набор и верстка оригинала-макета осуществлены
в Институте философии РАН


Оператор М.А.Шулькина
Программисты: С.Л.Гурко, С.А.Павлов, Е.Н.Платковская
Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
118942, Москва, Волхонка, 14






HOW CREATIVE THINKING IS POSSIBLE?
ANNOTATION
Transformations of archaic world
perception and attitude leading to
origination and development of modern
figurative and symbolic modes of
information representation are
investigated in the monograph on the
basis of cognitive psychology,
psycholinguistics, sociobiology,
cultural anthropology and logic.
Is asserted that relic integral forms
of human mental activity are the
imprescriptible components of
creative thinking. They function not
only in the early stages of
phylogenesis but also (going deeply
into the sphere of unrealizable)
continue to participate in
information processing in modern
forms of reality comprehension.
Emotional and psychological specific
features of creative persons as well
as the culture influence upon the
development of creativity are inves-
tigated.
The monograph is intended for the
ones who are interested with the
problems of creative thinking.





198



ВВЕДЕНИЕ
Исследование природы творческого
мышления не возможно без сколько-
нибудь адекватного понимания
закономерностей функционирования
различных компонентов мыслительной
способности человека, включая
подсознательную и бессознательную
переработку ин формации.
В общей форме необходимость учета
подобных компонентов признается
многими исследователями. Но пока не
существует теоретических построений,
которые позволили бы более или менее
полно представить, в какой форме на
разных стадиях мыслительного процесса
функционируют механизмы
подсознательного и бессознательного
оперирования информацией. Есть и
трудности, связанные, например, с
принципиальной невербализуемостью в
каждый данный момент времени неко-
торых пластов психических содержаний
(вследствие их травмирующего
характера для данного субъекта,
несоответствия его "Я-концепции",
угрозы поколебать или разрушить
некоторые стереотипы, лежащие в
основании принимаемой им картины
мира).
Определенного прогресса, как нам
представляется, можно будет достичь,
если различные компоненты мыс-
лительной активности человека удастся
3

понять в их исторической взаимосвязи
и взаимообусловленности. Для этого мы
попытаемся реконструировать логику их
формирования в филогенезе.
Подобная реконструкция, мы надеемся,
позволит по-иному взглянуть на
достаточно устоявшиеся вещи. Кроме
того, попытка понять, как в
результате естественноисторического
развития одни компоненты мыслительной
способности человека зарождались и
вызревали в рамках других, поможет
установить, какие черты исходной
формы восприятия "наследуются" и
каким образом они трансформируются в
филогенетически более поздних
способностях. Все это даст
возможность видеть, как мышление
оперирует различными пластами системы
личностных смыслов (включая те,
которые содержат компоненты
общечеловеческого и индивидуального
опыта), используя при этом механизмы,
сформировавшиеся в ходе эволюции
человека.
Безусловно, такого рода реконструкция
не претендует ни на полноту, ни на
завершенность картины. Это не более
чем один из возможных подходов к
пониманию эволюции мышления и языка.
Поскольку в монографии
предпринимается попытка
проанализировать природу творческого
мышления как комплексного,
4

многопланового феномена, отдельные
параметры которого исследуются в
рамках самых различных дисциплин
(когнитивной психологии,
психофизиологии, психолингвистики,
культурной антропологии,
социобиологии и др.), постольку при
ее написании возникли трудности
определенного порядка. Они были
обусловлены тем, что каждая из
упомянутых областей научного знания
имеет свой категориальный аппарат,
свое видение поля исследования, свои
устоявшиеся методы решения задач,
свои приоритеты и т.п. Создать какой-
то универсальный язык, на который бы
достаточно корректно "переводились"
языки этих наук и который позволял бы
одинаково эффективно обсуждать все
асts
Аспекты проблемы творческого
мышления, не представлялось
возможным. Поэтому в работе (в какой-
то степени неизбежно) проявились
недостатки, связанные с
необходимостью использовать сходные
понятия для обозначения более или
менее серьезно различающихся
сущностей (например, понятие "смысла"
в формальной логике, в лингвистике и
в психологии). Чтобы уменьшить
отрицательные последствия такой ка-
тегориальной неопределенности, мы
старались в тех случаях, когда это не
5

было ясно из контекста, уточнять,
какое из возможных пониманий имеется
в виду.
Кроме того, обращение к данным
различных наук потребовало некоторых
предварительных пояснений. У людей,
хорошо знакомых с соответствующей
областью исследования, подобные
пояснения порой вызывают ощущение
затянутости. Однако предварительное
обсуждение монографии показало, что
представителями иной дисциплины те же
объяснения зачастую оцениваются как
недостаточно подробные.
С самого начала было очевидно, что
такого рода трудности возникнут.
Поэтому при написании монографии одну
из задач мы видели в том, чтобы попы-
таться каким-то образом соотнести
степень развернутости пояснений с
необходимостью не слишком удаляться
от основной темы исследования и не
загромождать рассмотрение
многочисленными ссылками на предысто-
рию вопроса, а также характер и
степень его исследованности в
настоящее время в каждой конкретной
области научного знания.
Совершенно очевидно, что подобное
положение вещей может вызвать
справедливые возражения у читателя,
специально занимающегося изучением
соответствующих аспектов проблемы. Но
иного способа обсудить интересующие
6

нас вопросы с привлечением данных
различных наук (и при этом не
упустить нить изложения) мы не
видели.
Доминирующими методами исследования в
данной монографии выступают, пожалуй,
логико-методологический и когнитивно-
психологический. Сначала попытаемся
обосновать обращение к первому из
них.
В этой связи необходимо отметить, что
некоторые из обсуждаемых в монографии
проблем относятся к таким сферам
мыслительной деятельности человека, в
которых получение непосредственных
экспериментальных данных затруднено
(например, анализ филогенетической
эволюции языка и мышления,
исследование функционирования
подсознания и т.п.). Это, конечно, не
означает, что подобных данных вообще
не существует. Так, определенные
этапы эволюции мышления могут рекон-
струироваться на основе изучения
языка и мышления культур, уровень
развития которых в настоящее время
достаточно близок архаичным
культурам. Но и здесь возникают свои
вопросы: во-первых, можно ли с уве-
ренностью утверждать, что имеющиеся
между ними различия не слишком
существенны и не препятствуют
экстраполяции выводов? И во-вторых,
не всегда удается в явной форме
7

выделить те основания, по которым
осуществляется уподобление культур. А
следовательно, нельзя быть уверенным
в том, что экстраполяция совершена на
достаточном основании.
Сходные сложности возникают при
рассмотрении проблемы
функционирования подсознания.
Соответствующие данные могут быть
почерпнуты из наблюдений-самоотчетов,
принадлежащих перу крупных иссле-
дователей, научная практика которых
содержала периоды творческих взлетов,
озарений. Но дело в том, что такого
рода данные сами нуждаются в
интерпретации, которая может быть
осуществлена лишь в рамках некоторых
более общих представлений о природе
творческого процесса. Именно поэтому
одни и те же результаты могут быть
основанием для совершенно различных
теоретических построений.
В связи с этим попытка ответа на
поставленные вопросы вряд ли может
оказаться успешной в случае, если
будет осуществлена только с учетом
фактической стороны дела.
Поэтому мы придерживались иного
подхода к выявлению природы
интересующих феноменов. Несколько
условно он может быть выражен
следующим образом: каким этот процесс
можно себе представить, если "на
выходе" мы имеем некоторые известные
8

характеристики мыслительной
активности, а исходим из предпосылки

стр. 1
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>