<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

на разных стадиях развития
человеческого мышления. А поскольку,
как представляется, все эти структуры
не отмирают и не исчезают из памяти
человека после формирования фи-
логенетически более поздних форм, а
сохраняются и продолжают работать (в
какой форме - это особый вопрос, и мы
его коснемся позднее), поставляя
субъекту новые психические содержания
(новые компоненты системы личностных
смыслов), постольку, как теперь ста-
новится понятным, на основе
предложенной реконструкции мы
получаем возможность более полно и
целостно воссоздать картину
функционирования мышления в процессе
творчества.
До сих пор наличные формы восприятия
и осмысления информации
рассматривались лишь в плане их
генезиса, что позволило выявить
некоторые особенности, существенные
для понимания их роли в творческом
63

процессе. Например, мы стремились
показать, что как ни богаты те
возможности переработки информации,
которые предоставляются нам
современными средствами
символического и образного
оперирования информацией, ими не
исчерпывается арсенал тех возмож-
ностей, которыми располагает человек
для нахождения нетривиальных решений
в нестандартных ситуациях.
Мы стремились показать, что
существуют, образно говоря,
"вместилища", "хранилища"
альтернативного, по отношению к
современной культуре, опыта, который
включает и альтернативные средства
восприятия мира, и альтернативные
способы его упорядочения, и такие
компоненты психических содержаний,
которые могут быть получены на основе
использования этих альтернативных
процедур.
Но сейчас хотелось бы подробнее
остановиться на тех вопросах, которые
связаны с пониманием закономерностей
восприятия и переработки информации,
осуществляемой на основе применения
современных средств символической и
образной репрезентации.
В настоящее время в когнитивной
психологии, психофизиологии и
психолингвистике имеются интересные
результаты, касающиеся особенностей
64

протекания интересующих нас
мыслительных процессов. Поэтому в
дальнейшем мы будем опираться на
некоторые данные, полученные в этих
дисциплинах.
Поскольку мыслительная активность
человека сложна и многопланова, в
процессе ее исследования оправданно
выделение некоторых параметров,
относительно которых осуществляется
последующее рассмотрение. Понятно,
что под разными углами зрения в каче-
стве базисных могут быть выделены
различные характеристики когнитивной
деятельности индивида. В данном
случае в качестве такого параметра
будет выступать функциональная
асимметрия головного мозга, поскольку
механизмы восприятия и преобразования
информации в различных полушариях
достаточно существенно различаются.
Последнее, на наш взгляд, позволяет
затронуть более широкий круг вопросов
в рамках обсуждаемой проблемы.
Итак, в процессе когнитивной
деятельности человек использует
различные мыслительные процедуры, с
помощью которых достигается получение
нового знания, а также выявляется его
место в системе имеющегося знания.
Целью такого рода мыслительной
активности, в конечном счете,
является улучшение адаптации индивида
к условиям окружающей среды,
65

повышение эффективности его
предсказаний относительно возможных
направлений развития событий и
поведения человека в изменяющихся
условиях.
В самом общем виде можно утверждать,
что существенными компонентами такого
рода деятельности являются этапы
восприятия и переработки информации.
Разумеется, в реальном мыслительном
процессе операции, составляющие
содержание этих мыслительных
процедур, осуществляются непрерывно и
параллельно, их результаты тесно
переплетены и взаимосвязаны. Поэтому
расчленение указанных моментов
мыслительной активности достаточно
условно.
Еще одним фактором, определяющим
специфику преобразования знания,
является, как уже отмечалось,
функциональная асимметрия головного
мозга, выражающаяся, в частности, в
том, что мыслительные операции,
совершаемые в ходе восприятия и
переработки информации, различаются в
зависимости от того, структуры какого
из полушарий преимущественно
используются в данном процессе.
Например, установлено, что1
переработка вербальной информации
____________________
1Анализ соответствующих результатов
см., напр.: Брагина Н.Н., Доброхотова
66

осуществляется главным образом в
левом полушарии, а невербальной,
образной - в правом. Для операций так
называемого "левополушарного мыш-
ления" характерны последовательность
и дискретность. Напротив,
операциональная деятельность,
осуществляемая в рамках правого
полушария, симультанна и непрерывна,
объектом оперирования являются
репрезентации, имеющие характер
образов: зрительных, слуховых,
тактильных и др.
Можно отметить и другие моменты, в
которых функциональная асимметрия
мозга является существенной для
понимания механизмов динамики знания
в процессе когнитивной деятельности
индивида. Так, для функционирования
левополушарного мышления характерно
выделение в информации главного и
второстепенного, определяющего и
определяемого. Напротив,
правополушарное мышление воспринимает
_____________________________________
Т.А. Функциональные асимметрии
человека. М.,1988; Ротенберг В.С.
Психофизиологические аспекты изучения
творчества//Художественное
творчество. Л.,1982; Mc.Calum R.S.,
Glynn Sh.M. Hemispheric
Specialization and Creative
Beahaviour//The Journal of Creative
Behaviour. N.Y.,1979. Vol.13, №4.
67

информацию нерасчлененно, целостно,
во всей сложности и многообразии
переплетения связей и отношений,
присущих объектам. Как уже
отмечалось, специфичны и способы
оперирования информацией. Например,
левополушарное мышление обычно
характеризуют как логическое. В
данной характеристике отражены такие
его особенности, как
последовательность в прослеживании
связей, в нахождении предпосылок
утверждаемого и его следствий,
возможность соотносить получаемые
результаты с определенными
критериями, которым (в рамках
современных представлений) должно
удовлетворять заслуживающее доверия
построение: его непротиворечивость,
возможность дать рациональное
объяснение для любого звена
рассуждения, последовательность и
т.п.
Как уже упоминалось, определенные
аспекты функционирования мышления на
стадиях восприятия и переработки
информации, а также в процессе ее
преобразования средствами лево- и
правополушарного мышления
экспериментально исследуются в рамках
различных наук. На пути такого рода
исследований стоят значительные
трудности, обусловленные многими
причинами, в числе которых сложность,
68

многоплановость самого феномена
мышления, наличие множества факторов,
существенным образом влияющих на
характер течения мыслительных
процессов, недоступность многих
компонентов мыслительной деятельности
непосредственному самонаблюдению,
сложность их вычленения в общем
потоке мыслительного процесса с целью
экспериментального изучения и др.
Вместе с тем, в настоящее время
имеются достаточно интересные
результаты, касающиеся различных
аспектов когнитивной деятельности
человека.
Но сначала остановимся подробнее на
некоторых существенных моментах
мыслительной активности индивида.
Известно, что в процессе восприятия
информации осуществляется ее
параллельное кодирование, в ре-
зультате чего элементы информации
оказываются зафиксированными как в
вербальной, так и в невербальной
форме.
Вербализация - это сложная
мыслительная процедура,
осуществляемая как в процессе
восприятия информации, так и в ходе
ее переработки, требующая в качестве
своей предпосылки осуществления ряда
предварительных операций по
преобразованию информации: ее
упорядочения, выделения определяющих
69

и зависимых параметров, более и менее
существенных характеристик и др. Если
учесть, что в действительности свой-
ства и отношения объектов
неоднозначны, сложны и переплетены,
то понятно, что такого рода процедуры
в известной степени видоизменяют,
огрубляют, иногда искажают реальную
картину взаимозависимостей свойств и
отношений воспринимаемого.
Вместе с тем, эти реорганизации
информации не только являются
необходимым компонентом осмысления
субъектом воспринимаемого, но и имеют
ряд положительных следствий для
последующего преобразования знания.
Известно, например, что стремление к
поиску регулярностей является
неотъемлемым свойством человеческого
разума. Эксперименты показали, что
испытуемые "выявляют" закономерности
даже в тех случаях, когда
предъявляемые им конфигурации их
заведомо не содержат. Вычленение
зависимостей (пусть даже и не вполне
адекватное) позволяет определенным
образом организовать свой опыт,
уменьшить исходную неопределенность
познавательной ситуации за счет из-
начального исключения некоторых
связей и зависимостей как
несущественных или менее
существенных. В ходе такого
упорядочения в памяти человека
70

формируются концептуальные схемы, в
свете которых рассматривается и
оценивается новая информация и
которые служат основанием для
последующей реорганизации полученного
знания. Структура такого рода
концептуальных схем специфична. Она
отражает не столько временную
последовательность реального
осуществления событий, обусловивших
возникновение соответствующих
репрезентаций, сколько те
зависимости, которые складываются в
процессе восприятия поступающей ин-
формации в сознании человека. Чтобы
несколько пояснить это утверждение,
необходимо более подробно оста-
новиться на отдельных особенностях
организации памяти.
Продолжительное время господствовала
точка зрения, в соответствии с
которой основное назначение че-
ловеческой памяти видели в сохранении
полученной информации. Однако в
настоящее время гораздо более
предпочтительной представляется
концепция, в рамках которой хранение
информации рассматривается как
средство, обеспечивающее возможность
реализации основной функции памяти -
концептуализации информации с целью
обеспечения более эффективного
приспособления человека к условиям
окружающей среды. В соответствии с
71

таким пониманием, назначение
человеческой памяти состоит не
столько в точном воспроизведении
предыдущих событий, сколько в
построении на основе их осмысления
абстрактных репрезентаций. При таком
подходе процессы запоминания и
концептуализации выступают как
противоположно направленные. Это
объясняется тем, что запоминание
требует регистрации информации во
всем многообразии индивидуальных
особенностей воспринятого.
Напротив, концептуализация имеет в
своей основе выявление того
прототипа, частным случаем которого
выступают индивидуальные особенности
оцениваемой информации. В этом случае
воспринятое рассматривается лишь как
проявление некоторого более общего,
известного субъекту класса событий
(свойств, отношений, взаимосвязей), и
впоследствии воспроизведение именно
данного восприятия во всей полноте
его индивидуальных особенностей будет
затруднено. Известны случаи, когда
чрезвычайно яркое выражение получает
способность запоминания информации.
Примером может служить уникальный
мнемонист С.В.Шерешевский2, который
помнил удивительные подробности давно
____________________
2Лурия А.Р. Маленькая книжка о
большой памяти. М.,1968.
72

ушедших событий. Это стало для него
тяжелым бременем: все воспринятое
фиксировалось им в бесконечном
разнообразии зрительных, тактильных и
других характеристик. Однако наличие
такой уникальной способности
сохранения и воспроизведения
информации заметно не влияло на
способность концептуализации, которая
в данном случае оказалась не выше
некоторого среднего уровня.
Вообще, способность забывать
представляет собой важный и
существенный в познавательном
отношении механизм преобразования
информации. В основе забывания лежит
утрачивание конкретной формы
выражения информации. Однако это не
означает утраты и значимого для
субъекта содержания. Компоненты этого
содержания оказываются включенными в
различные концептуальные схемы, что
является основанием формирования
абстрактных репрезентаций. Процесс
забывания является существенным также
и в том отношении, что невозможность
воспроизвести требуемую информацию
служит стимулом для активации
близлежащих и более отдаленных
концептуальных структур. В результате
индивид начинает оперировать более
обширными фрагментами знания, чем это
имеет место в случае непроизвольного
воспроизведения информации.
73

На основе привлечения более
разнообразного материала возможно
установление новых ассоциативных
связей, формирование новых
концептуальных структур. В
результате, сложившаяся ранее
репрезентация информации, отражающая
существовавший на данный момент
уровень знаний субъекта, характер
понимания им проблемы, представление
о направлениях решения задачи и др. -
все это может быть изменено.
В рамках единой системы человеческой
памяти различают кратковременную
память, для которой характерно
оперативное удержание и
преобразование данных, поступающих от
органов чувств и из долговременной
памяти, и долговременную - подсистему
памяти, обеспечивающую
продолжительное удержание знаний,
умений, навыков. Таким образом, в
кратковременной памяти удерживаются
элементы воспринимаемой информации и

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>