<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

информации, активированной из
долговременной памяти, по ассоциации
с вновь поступающей. Вот это
устанавливаемое субъектом отношение
поступающей и активированной (на
основе ассоциативных связей)
информации и составляет основу
концептуальных схем, формирующихся в
сознании человека и используемых как

74

для упорядочения, так и для оценки и
размещения новой информации.
Если принять во внимание компоненты
описанной выше динамики памяти, то
становится понятным, что
концептуальные схемы существенным
образом обусловливают возможности и
перспективы последующего пре-
образования знаний. Например,
известно, что наиболее креативные
исследователи, по отзывам своих
коллег, отличались именно тем, что
уже в момент поступления информации
воспринимали ее весьма нестандартно,
а намечаемые ими связи, отношения и
аналогии были нетривиальными. То же
относится и к характеристике
особенностей игровой практики
выдающихся шахматистов. Как
оказалось3, от перворазрядников их
отличало даже не количество
просчитываемых в той или иной си-
туации вариантов, а принципиально
иное исходное восприятие ситуации.
Вместе с тем, экспериментальные
исследования показали4, что
существует ряд факторов,
____________________
3Дрейфус Х. Чего не могут
вычислительные машины. М.,1978.
4Cognitive Theory. Vol.1. Hillsdale,
Erlbaum, 1975; Reynolds A.G., Flagg
P.W. Cognitive Pychology. Cambridge
(Mass.), 1977.
75

ограничивающих возможности
переработки поступающей информации
"на входе". В их числе может быть
назван фактор времени, отведенного
субъекту для восприятия информации,
объема воспринимаемого и др. Так,
временная последовательность
предъявления стимулов влияла на
степень разветвленности и сложности
сетей ассоциаций (с увеличением
скорости предъявления информации все
более тривиальными становились
ассоциации).
Что же касается объема воспринимаемой
информации, то была выявлена
достаточно устойчивая граница
способности восприятия человеком не
связанных по смыслу элементов
информации (7+2 единицы). Однако в
тех случаях, когда воспринимаемая
информация допускала возможности
объединения некоторых своих элементов
в определенные обобщающие категории
(например, страны света: Север, Юг,
Восток и Запад, или марки машин, или
виды животных), указанное ко-
личественное ограничение относилось
уже к числу категорий.
Кроме того, было установлено, что
классификация элементов информации
"на входе" существенным образом
обусловливает возможности ее
последующего воспроизведения. В
частности, если испытуемым предлага-
76

лось воспроизводить информацию в иной
последовательности или на основании
иной категоризации, результаты были
существенно хуже, чем в том случае,
когда изначальная категоризация
сохранялась. Такого рода данные, на
наш взгляд, достаточно наглядно иллю-
стрируют значимость изначальной
репрезентации информации для
последующего (в том числе и креатив-
ного) ее использования.
Вместе с тем неверно было бы
полагать, что концептуальные схемы,
сложившиеся в ходе изначальной
репрезентации информации, не могут
быть сколько-нибудь существенно
преобразованы. Реорганизация знания,
зафиксированного в соответствующих
концептуальных схемах, не только
возможна, но и реально осуществима.
Она обусловлена постоянным
поступлением новой информации,
изменением как общего объема
имеющихся у субъекта знаний, так и
характера ассоциативных связей,
возникающих в процессе соотнесения
новой информации с уже хранящейся.
В результате такого рода динамики
концептуальные схемы, в которых
фиксируется личностное знание, могут
видоизменяться. В самом общем виде,
вероятно, можно выделить два
направления их изменения: с одной
стороны, они могут усложняться за
77

счет добавления новой информации и
установления на этой основе сети
новых ассоциативных связей. С другой
- они могут более или менее
радикально перестраиваться вследствие
осознания субъектом неадекватности
устоявшихся представлений некоторым
новым результатам, которые он склонен
принять.
В рамках логико-методологического
анализа подобная динамика
концептуальных схем может быть пред-
ставлена следующим образом5: первый
вариант преобразования концептуальных
схем имеет место до тех пор, пока
система знания индивида остается
защитимой6. Новое утверждение,
добавляемое к такого рода системе,
рассматривается как совместимое со
____________________
5Используемое далее понятие
"защитимости" является центральным в
эпистемической концепции Хинтикки
(см.: Hintikka J. Knowledge and
Belief. Ithaca: Cornell Univ.
Press,1962) и служит аналогом понятия
непротиворечивости применительно к
анализу системы знания.
6Система знания защитима, если в ней
не существует таких утверждений, на
основании которых (или на основании
следствий из которых) оппонент мог бы
опровергнуть любое истинное
утверждение вида "а знает, что Р".
78

всем, что "а" знает, в том случае,
если его принятие не приводит к
превращению системы знания в
незащитимую. Соответственно, более
или менее радикальная перестройка
концептуальных схем оказывается
необходимой только тогда, когда
утверждение, которое субъект склонен
принять, делает всю его систему
знания незащитимой.
Здесь, однако, существует одна
особенность, на которую хотелось бы
обратить внимание: в том случае, если
вновь принимаемое субъектом
утверждение хотя и ложно, но не
связано по смыслу ни с одним из
истинных утверждений вида "а знает,
что Р", система знания индивида
сохраняет свойство защитимости, так
как на основании подобного
утверждения не может быть опровергнут
ни один из ее компонентов. Это
означает, что включение в систему
знания человека принципиально новой
для него информации, даже в том
случае, если принимаемое утверждение
объективно ложно, не приведет к
радикальной перестройке
концептуальных схем данного индивида
до тех пор, пока на основе новой ин-




79

формации не удастся выявить ранее
скрытые противоречия7.
Итак, упорядочение информации, ее
организация в рамках соответствующих
концептуальных структур являются
необходимым компонентом когнитивной
деятельности в процессе получения и
преобразования знания. Однако
упомянутые выше процедуры не исчерпы-
вают всего объема мыслительной
активности индивида, осуществляемой в
процессе вербализации информации. Еще
одно существенное звено - выделение
множества свойств, задающих данный
объект в рамках личностной
концептуальной системы (назовем
условно эту мыслительную процедуру
интенсионализацией информации). На
разных стадиях мыслительной
активности характер такого рода
свойств может меняться от внешних,
несущественных к внутренним,
сущностным. В познавательном
отношении способность
интенсионализации информации весьма
существенна. Прежде всего она явля-
ется предпосылкой сопоставления
исследуемого объекта с множеством
других, отличных от него предметов.
(Так, сравнение двух различных домов
может быть основано на сопоставлении
____________________
7Подробнее об этом см.94-102 данной
книги.
80

их высоты, размеров, формы,
используемого материала, времени
строительства и др. именно благодаря
способности человека вычленять при-
сущие предмету свойства и затем
оценивать их как относительно
самостоятельные объекты
рассмотрения.) В результате
интенсионализации объекта
определенные его свойства могут быть
классифицированы как вариант, частный
случай некоторых других, известных
субъекту свойств. Последнее весьма
существенно, поскольку позволяет
включать новую информацию в имеющиеся
концептуальные схемы.
До сих пор обсуждались вопросы,
связанные с репрезентацией и
преобразованием знания в рамках лево-
полушарной мыслительной активности
безотносительно к выявлению форм
влияния имеющейся информации на вновь
поступающую. Теперь хотелось бы
несколько подробнее остановиться на
этом вопросе.
Как уже отмечалось, в процессе
репрезентации информации
осуществляется ее упорядочение,
выделение более и менее существенных
(с точки зрения субъекта) связей,
определяющих и зависимых отношений и
др. Однако такого рода сопоставления
и оценки производятся не в некотором
концептуальном вакууме, а в рамках
81

сложившейся и достаточно устойчивой
системы представлений различной
природы: мировоззренческих,
методологических, стереотипов научной
картины мира, данных личностного
опыта, ценностных ориентаций и др.
Такого рода устойчивые представления
могут существенно видоизменять
картину воспринимаемого.
В этом отношении, на наш взгляд,
показательны результаты, касающиеся
выявления различных аспектов влияния
контекста восприятия информации, а
также ее предварительной
репрезентации на результаты воспри-
ятия. Например, проводились
экспериментальные исследования, в
ходе которых испытуемым предлагалось
плохо сфокусированное изображение.
Затем фокусировка постепенно
улучшалась. Характерно, что при этом
люди были склонны "видеть" то, что
они изначально вычленили в нечетком
изображении. Другой пример подобного
искажающего влияния (в данном случае
- влияния контекста) дает опыт,
осуществленный известным
кинорежиссером В.И.Пудовкиным8.
Однажды Пудовкин сделал крупным
планом снимок Мозжухина, выражение
лица которого было совершенно
____________________
8Дрейфус Х. Чего не могут
вычислительные машины. С.72.
82

бесстрастным. Затем он смонтировал
три отрывка, в каждом из которых этот
снимок шел после следующих кадров:
тарелки с супом, женщины в гробу и
ребенка, играющего с плюшевым мишкой.
В результате создалось впечатление,
что Мозжухин смотрит соответственно
на тарелку с супом, на женщину и на
ребенка. В первом случае - задумчиво,
во втором - с выражением горя, в
третьем - улыбаясь. Этот пример
весьма показателен для выявления
степени влияния контекста вос-
принимаемой информации на результаты
восприятия.
Если же говорить о природе
искажающего влияния системы
устоявшихся представлений на
результаты восприятия новой
информации, то можно выделить
следующие моменты: за счет принятия
субъектом некоторых исходных
ограничений определенные направления
движения мысли могут оказаться или
сознательно, или неосознанно
отброшенными. Некоторым характе-
ристикам, связям, отношениям может
быть приписано приоритетное значение
в силу их соответствия определенным
установкам субъекта независимо от их
реального статуса. И наконец,
результаты, по той или иной причине
нежелательные для субъекта, вообще
могут вытесняться из сферы сознания.
83

Однако упомянутые выше моменты
негативного взаимодействия новой и
хранящейся информации под другим
углом зрения имеют позитивное
значение. Так, изначальное
отбрасывание некоторых возможных
вариантов как бесперспективных,
осуществляемое на основании
определенных устоявшихся
представлений, позволяет существенно
сократить число вариантов, рассмат-
риваемых в процессе решения задачи,
придать направленность мыслительной
активности и соответственно дает
возможность наметить предпочтительные
(с точки зрения субъекта) пути
решения задачи. Помимо этого,
имеющаяся система знаний позволяет
частично устранить неопределенность в
вопросе выбора средств, используемых
для решения задачи. Даже в том
случае, если построенные на таком
основании концептуальные структуры не
будут адекватными, субъект,
впоследствии обнаружив
несоответствие, может отвергнуть не
некоторую нерасчлененную совокупность
представлений, а вполне определенные
предпосылки, обусловившие изначальную
репрезентацию информации и возникшее
несоответствие. Это весьма важно,
поскольку осознание неадекватности
наиболее значимых для субъекта стере-
отипов, лежащих в основе
84

соответствующих концептуальных схем,
обеспечивает возможность наиболее
радикальной перестройки знания. В
целом же, если сопоставлять
когнитивную ценность отрицательных и
положительных результатов, то можно
сказать, что вопреки интуитивному
представлению информационная значи-
мость последних выше, поскольку
негативные результаты позволяют
отвергнуть лишь одно из возможных
направлений, тогда как принятие
позитивного результата означает
одновременно элиминацию всех осталь-
ных альтернатив.
И наконец, еще одним моментом, на
который хотелось бы обратить внимание
в свете анализа механизмов
преобразования знания в рамках
левополушарной мыслительной
активности, является процедура
именования. Присвоение
соответствующего языкового ярлыка
элементам информации, предварительно
реорганизованной на основе описанных
выше операций, осуществляется в
рамках тех выразительных средств,
которые сложились в данной культуре.
Как известно, выразительные воз-
можности языка влияют на особенности
восприятия и переработки кодируемой с
его помощью информации (гипотеза
лингвистической относительности
Сепира-Уорфа). Природа такого влияния
85

коренится в закономерностях
формирования и развития человеческой

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>