<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

распоряжении вербальной информации. И
действительно, нередко человек с
удивлением обнаруживает неожиданное
для него самого сходство на первый
взгляд достаточно различных вещей,
событий и явлений. А поскольку не-
тривиальная, нестандартная аналогия
является существенным компонентом
развития продуктивного мышления,
очевидно, что переработка образной
информации играет принципиальную роль
в когнитивной деятельности индивида.
Итак, на основе данных когнитивной
психологии, психофизиологии и
психолингвистики удается наметить
некоторые моменты, существенные в
плане логико-методологического
анализа проблемы динамики системы
97

знания индивида. Например,
представление о различных формах
преобразования знания (условно го-
воря, эволюционной, когда получение
нового знания не требует радикальной
перестройки концептуальных структур,
и революционной, выражающейся в
отказе от существующих форм
упорядочения информации, ее оценки,
интерпретации и т.д.) может быть
конкретизировано за счет выявления
зависимости динамики знания от
особенностей концептуальных структур,
существующих в сознании индивида, от
специфики организации его памяти,
характера ассоциативных связей и др.
При этом можно проследить, какую роль
в динамике системы знания индивида
играют процессы забывания,
произвольного и непроизвольного
воспроизведения информации, а также
способность к концептуализации,
вычленению прототипов и вариантов
возможных отклонений от них. В плане
возможностей анализа творческого
мышления особенно значимой
представляется взаимосвязь,
существующая между последующим, в
целом, ригидным стилем мышления
(склонность отвергнуть результат) и
незначительной вариабельностью
предшествующего научения, а также
более высокой гибкостью мышления
(склонность к позитивной оценке
98

информации) и значительной
вариабельностью предшествующего
опыта. Эти результаты интересны,
поскольку гибкость мышления,
склонность к выражению позитивного
отношения к воспринятой информации
многими специалистами в области
исследования творческого мышления
рассматриваются как характерные
признаки креативности13.




















____________________
13Westcott M.R. Toward a Contemporary
Psychology of Intuition.
N.Y.;L., 1968. P.89-90.
99






3. СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ И
ТВОРЧЕСТВО
Мы рассмотрели некоторые современные
представления о характере процессов,
которые совершаются при переработке
информации в ходе когнитивной
деятельности человека. Теперь
хотелось бы обратиться к более
подробному изучению системы
личностных смыслов, которыми субъект
оперирует в процессе мышления. И в
частности, попытаться установить,
какие зависимости открываются в
данной области, когда мы обращаемся к
выявлению предпосылок
функционирования творческого
мышления.
Эту сторону проблемы мы попытаемся
проанализировать как бы в нескольких
плоскостях. Во-первых,
функционирование системы личностных
смыслов будет рассмотрено с точки
зрения выявления особенностей
психических содержаний системы в
зависимости от характера источников
поступления информации. Во-вторых,
оно будет проанализировано
применительно к существованию
определенных ролевых установок,
закрепленных в психике субъекта. И
наконец, в логико-методологическом
плане - с целью установления
специфики функционирования содержаний
системы личностных смыслов, как
86

относящихся к различным эпистемичес-
ким категориям: знания, мнения, веры,
иллюзий.
Источники формирования
Итак, рассмотрим некоторые
характеристики индивидуальной системы
личностных смыслов в зависимости от
степени осознанности передачи и
усвоения информации. При этом можно
выделить следующие варианты:
- осознанно передаваемая и осознанно
усваиваемая субъектом информация;
- неосознанно передаваемая
информация, которую субъект
сознательно фиксирует и в некоторой
модифицированной форме включает в
свою систему личностных смыслов;
- сознательно передаваемая, но
неосознанно усваиваемая информация
(возможно, к этому типу получения
знаний относятся различные виды
нетрадиционных форм обучения -
например, изучение иностранных языков
методом погружения, обучение во сне и
пр.);
- неосознанно передаваемая и
неосознанно фиксируемая информация.
Остановимся несколько подробнее на
характеристике психических
содержаний, столь различными путями
попадающих к субъекту и
встраивающихся в неизменном или до
неузнаваемости модифицированном виде
в его систему личностных смыслов.
87

Однако, прежде чем приступить к
непосредственному анализу, хотелось
бы отметить, что в реальном
мыслительном процессе механизмы
сознательной и неосознанной
переработки информации функционируют
параллельно, а результаты
соответствующих процессов
переплетены, тесно взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Поэтому
предлагаемый логико-методологический
анализ лишь с известной долей
приближения отражает реальные
процессы.
Кроме того, такая характеристика
психических содержаний как их
осознанность-неосознанность, может
изменяться в зависимости от
обстоятельств, от времени, от
характера решаемых задач и т.п.
Например, известно, что в сфере
восприятия человека может находиться
информация, незначимая для него в
данный момент, в данной конкретной
ситуации, но фиксируемая органами
чувств и кодируемая с помощью
невербальных средств (зрительных,
слуховых, тактильных и других
образов). При изменении ситуации или
изменении характера задачи человек
оказывается в состоянии воспроизвести
эту информацию и в случае
необходимости перекодировать ее
(например, визуальное восприятие
88

оформить с помощью вербальных
средств). Такого рода информация,
хотя и не осознается в момент ее
поступления, является в принципе
доступной осознанию и при опреде-
ленном усилии воспроизводится.
Если же говорить в целом, то
поскольку осознание определенным
образом связано с вербализацией,
существенные сложности возникают при
попытке осмысления тех сфер опыта,
для выражения которых не существует
достаточно развитых языковых средств.
Это, например, некоторые типы эмоций,
внутренних, пограничных состояний,
определенные результаты функци-
онирования сновидноизмененного
сознания и др.
Примером информации, степень
неосознанности которой достаточно
велика, является содержание инди-
видуального бессознательного. Это
могут быть компоненты личностного
опыта, которые имеют травмирующее
значение для данного человека,
поскольку их осознание может
причинить ему боль, страдание,
поколебать его систему ценностей. Они
блокируются механизмами
психологической защиты, призванными
поддержать сохранение внутренней
устойчивости системы. Такого рода
компоненты индивидуального
бессознательного могут служить
89

источником напряжения, скрытой
тревоги, конфликтов личности. Но
осознание их возможно только в
результате весьма существенных усилий
(и зачастую не индивидуальных, а
совместных со специалистом-
психотерапевтом).
Другим компонентом индивидуального
бессознательного являются разного
рода устоявшиеся представления,
имеющие характер когнитивных,
методологических, мировоззренческих и
подобных им штампов, на которых
базируется концептуальная система
человека и отказ от которых влечет
достаточно серьезные последствия в
плане перестройки целостной системы
представлений субъекта. Расшатывание
подобных стереотипов может привести к
разрушению базирующихся на них
концептуальных структур, в рамках
которых индивид воспринимает,
упорядочивает, оценивает и размещает
вновь поступающую информацию и с
опорой на которые он ориентируется в
постоянно изменяющемся мире. Поэтому
информация, способная поколебать зна-
чимые для субъекта стереотипы, как
нам представляется, также может
блокироваться механизмами психо-
логической защиты. Именно этим можно
объяснить то обстоятельство, что
зачастую исследователь "не замечает"
определенные, достаточно очевидные
90

феномены, что, естественно,
препятствует их осмыслению.
И, наконец, коллективное
бессознательное, которое К.Юнг
рассматривал как содержащее (наряду с
инстинктами) также и архетипы -
структурные элементы психики,
являющиеся необходимыми априорными
детерминантами всех психических
процессов. Архетипы настолько тесно
связаны с самим человеком, так плотно
вплетены в ткань его культуры
(обычаи, язык), что их вычленение и
осознание весьма затруднены.
Итак, мы рассмотрели некоторые пласты
системы личностных смыслов,
различающиеся по степени осо-
знанности. Не вызывает сомнения то
обстоятельство, что все эти
психические содержания самым
существенным образом влияют как на
результаты восприятия новых данных,
так и на их оценку и переработку.
Иначе говоря, большая или меньшая
степень осознанности информации не
является препятствием для ее участия
в мыслительном процессе (причем
участия, в значительной степени
предопределяющего результаты созна-
тельно осуществляемой переработки
имеющихся данных).
Как уже говорилось, источником
формирования системы личностных
смыслов могут быть различные по своей
91

природе типы передачи и усвоения
информации. Это прежде всего
информация, сознательно и направленно
сообщаемая субъекту и сознательно им
фиксируемая. К этому типу относятся
все виды обучения человека,
осуществляемые в рамках
регламентированных видов деятельности
(обучение в школе, профессиональная
подготовка и др.).
Анализируя данный источник
формирования системы личностных
смыслов, необходимо иметь в виду
следующее весьма существенное
обстоятельство: в процессе восприятия
сознательно передаваемой и созна-
тельно фиксируемой информации
происходит ее деформирование. В
частности, исследования психологии
детского мышления1 показали, что
подобного рода трансформация
поступающей информации является не-
обходимым компонентом ее
интериоризации. Понятно, что
некоторые особенности деформирования
сознательно усваиваемой информации
окажутся обусловленными спецификой
детского мышления вообще и поэтому
явятся достаточно общими. Другие же
____________________
1Выготский Л.С. Мышление и речь
(раздел "Проблемы речи и мышления
ребенка в учении Ж.Пиаже").
М.;Л.,1934.
92

будут определяться спецификой и
условиями становления личности именно
данного ребенка, некоторыми
генетически детерминированными, а
также сложившимися в результате его
жизненного опыта чертами личности.
Например, характером темперамента,
большей склонностью к принятию или
отвержению результатов, авторитетов,
"навязываемых" знаний и многим
другим.
Сфера личностных смыслов, почерпнутых
из анализируемого источника, играет
весьма существенную роль в развитии
последующих когнитивных возможностей
индивида. Ее значение при этом
определяется не столько объемом таким
образом усваиваемых знаний, сколько
тем, что ими оперирует сознание
человека, и на их основе позднее
формируются индивидуальные кон-
цептуальные структуры. Это означает,
что впоследствии вся поступающая и
осознаваемая субъектом информация
воспринимается, классифицируется и
размещается применительно к
концептуальным структурам, сложив-
шимся именно на основе такого
усвоения.
Другим весьма интересным компонентом
системы личностных смыслов является
информация, которая фиксируется
субъектом неосознанно. Причем
источником ее поступления может
93

служить как сознательно (например, в
ходе обучения), так и неосознанно
передаваемая информация. Неосознанным
восприятием сознательно передаваемых
знаний, вероятно, будут сопро-
вождаться все типы обучения, когда
субъект, наряду с сознательно
отбираемыми сведениями, воспринимает
и фиксирует также и определенный
объем так называемого информационного
шума. Неверно было бы преуменьшать
значение этого компонента системы
личностных смыслов. Некоторые
исследования, например, показали2,
что основным источником суждения в
межличностной коммуникативной системе
является шумовой компонент сигнала.
Только он безошибочно информативен в
отношении состояния системы.
Что же касается неосознаваемого
восприятия неосознанно передаваемой
информации, то, вероятно, этому
источнику создания системы
индивидуальных смыслов можно
приписать практически все типы

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>