<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

передачи знания в период становления
и развития детского мышления. По
своему объему, как нам
представляется, этот пласт системы
личностных смыслов является наиболь-
____________________
2Westcott M.R. Toward a Contemporary
Psychology of Intuition.
N.Y.;L.,1968. P.94.
94

шим. Степень развитости, богатства,
разносторонности приобретенных таким
путем знаний впоследствии весьма
существенно влияет на уровень
когнитивных возможностей человека. В
частности, некоторые исследователи
полагают, что примитивные образы,
рождающиеся из истории детских
отношений, позднее являются
источником интуиции3.
И наконец, информация, которая
передается неосознанно, но
фиксируется субъектом сознательно,
также составляет существенную часть
системы личностных смыслов. Эта
информация является в наименьшей сте-
пени откорректированной, так как не
предназначается специально для
передачи. Она представляет собой
естественную составляющую системы
жизненных ценностей, нравственных
установок, мировоззренческих и ме-
тодологических стереотипов данной
культуры. В процессе научения ребенок
может сознательно фиксировать
внимание на отдельных ее компонентах,
осмысливать их и включать в
собственную картину мира. Это содер-
жание, которое было в свое время
результатом сознательного восприятия
и усвоения информации, впоследствии
может перейти в сферу подсознания или
____________________
3Ibid. P.55.
95

бессознательного, однако его влияние
на когнитивную деятельность человека
будет сохраняться.
Конечно, в реальности существует
переплетение этих источников
формирования системы личностных
смыслов. Например, содержание
индивидуального бессознательного
может складываться в результате как
осознанного, так и неосознанного
усвоения осознанно или неосознанно
передаваемой информации (запреты ма-
тери на определенные виды поведения
ребенка, о которых ему прямо
сообщается, или вербально неформули-
руемое отношение к некоторым видам
деятельности, которое тем не менее
выражается в языке жестов, в пове-
дении, в собственных предпочтениях, в
системе жизненных ценностей, в самом
укладе жизни). Компоненты этой
неосознанно передаваемой информации
могут усваиваться как в результате
сознательного их вычленения,
осмысления, оценки и включения в
формирующуюся систему собственных
представлений, так и неосознанно
(например, в результате
бессознательного подражания
взрослому).
При этом надо отметить, что если на
первом пути (осознанное усвоение)
стоит барьер сознания ребенка,
позволяющий анализировать,
96

сопоставлять, прослеживать следствия
и искать причины (разумеется, на раз-
ных стадиях формирования системы
личностных смыслов эти виды
когнитивной активности будут
представлены в разном объеме), то
второй путь восприятия и усвоения
информации практически закрыт для
критики и контроля. На его основе в
подсознании и бессознательном ребенка
формируются наиболее устойчивые и
трудно преодолимые стереотипы видения
мира, понимания и оценки места
человека в нем и, в частности,
собственной стратегии поведения.
На основании вышеизложенного нетрудно
видеть, что, например, наилучших
результатов в плане воспитания
цельной личности удается достичь в
том случае, если непосредственное
окружение ребенка включает людей, у
которых расхождение между
информацией, предназначенной для
направленной передачи ребенку, и не-
осознанно передаваемой - минимально.
(Разумеется, если система ценностей,
составляющая содержание их личностной
концептуальной системы, позитивна.)
Таковы, в самом общем виде, некоторые
особенности формирования системы
личностных смыслов, рассмотреные с
точки зрения основных источников по-
ступления психических содержаний.
Ролевые установки
97

Вторая плоскость, в которой, на наш
взгляд, интересно рассмотреть
закономерности функционирования
системы личностных смыслов индивида,
- это анализ активации определенных
пластов психических содержаний,
связанный с той или иной ролевой
установкой, которую индивид выбирает
в каждом конкретном познавательном
или поведенческом эпизоде.
Хорошие возможности для такого
анализа, по нашему мнению,
предоставляет концепция известного
американского теоретика
психоаналитического направления Эрика
Берна4. Выбор именно этого ракурса
рассмотрения проблемы (наряду с ранее
упомянутыми) обусловлен тем, что, во-
первых, анализируемые в данной
концепции различные "лики" одного
человека, вероятно, действительно
представляют собой важнейшие
компоненты человеческой личности. И
во-вторых, психические содержания,
функционирующие в рамках такого рода
ролевых установок, составляют
принципиально важные пласты системы
личностных смыслов.
____________________
4Берн Э. Игры, в которые играют люди.
Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют
в игры. Психология человеческой
судьбы. М.,1988.
98

Эрик Берн утверждает, что в каждом
человеке совмещаются три личности -
Родитель, Взрослый и Ребенок.
Термином "Родитель" именуются
состояния "Я", сходные с образами
родителей человека. Термином
"Взрослый" - состояния "Я", автономно
направленные на объективную оценку
реальности. И наконец, термином
"Ребенок" - состояния "Я", все еще
действующие с момента их фиксации в
раннем детстве и представляющие
собой, по выражению Берна,
архаические пережитки5.
Исходя из этого, утверждение "Это ваш
Родитель" означает, что сейчас вы
"рассуждаете так же, как обычно
рассуждал один из ваших родителей
(или тот, кто его заменял). Вы
реагируете так, как прореагировал бы
он, - теми же позами, жестами,
словами, чувствами и т.д." Слова "Это
ваш Взрослый" означают: "Вы только
что самостоятельно и объективно
оценили ситуацию и теперь в
непредвзятой манере излагаете ход
ваших размышлений, формулируете свои
проблемы и выводы, к которым Вы
пришли". Выражение "Это ваш Ребенок"
означает: "Вы реагируете так же и с


____________________
5Там же. С.16.
99

той же целью, как это сделал бы
маленький ребенок"6.
Многие вещи в поведении людей,
которые окружающим кажутся
необъяснимыми и странными, продик-
тованы поочередным переключением
данной личности на ту или иную роль.
Вот весьма показательный пример.
Миссис Уайт (условное имя,
принимаемое Эриком Берном для
обозначения одного из персонажей
игры) постоянно жалуется своим
подругам на тиранию мужа, который
никуда не пускает ее одну, в
результате чего она оказывается
вынужденной отказаться от множества
потенциальных увлечений - танцев,
спорта и т.п. На первый взгляд, эта
жизненная ситуация кажется довольно
прозрачной, и акценты в ней
расставить нетрудно: положение дамы
вызывает сочувствие, а поведение ее
мужа заставляет вспомнить суровые
нравы средневековья. Но вот за дело
берется специалист, и ситуация
предстает совсем в ином свете.
Оказывается, из всех возможных
претендентов на свою руку миссис Уайт
в свое время выбрала самого
деспотичного. Что побудило ее к
такому "странному" выбору?

____________________
6Там же. С.17.
100

С детства сформировавшаяся
неуверенность в себе в сочетании со
значительными притязаниями на повы-
шение своего социального статуса
оказываются теми предпосылками,
которые обусловливают последующее
поведение миссис Уайт, и, в
частности, ее выбор будущего супруга.
Его деспотизм, жесткая регламентация
поведения жены дают ей возможность
потом всю жизнь сетовать на то, что
она могла бы заниматься разными
интересными делами, "если бы не он".
Как следствие, она под удобным
предлогом избегает ситуаций, которые
могли бы дать ей пищу для неприятных
размышлений, т.е. представляли бы
угрозу ее Я-концепции ("Я лишена
способностей", "Не умею красиво
двигаться", "Неуютно чувствую себя в
ситуациях, где приходится много об-
щаться с малознакомыми людьми", и
т.п.).
Подводя итог обсуждению этой
ситуации, Э.Берн заключает, что муж
оказывал миссис Уайт большую услугу,
запрещая ей делать то, чего она и
сама боялась. Более того, он
фактически даже не давал ей возможно-
сти догадаться о своем страхе. Это,
наверное, и была одна из причин, по



101

которой ее Ребенок весьма прозорливо
выбрал такого мужа7.
Итак, можно сказать, что все мы всю
жизнь носим в себе своего Родителя,
Ребенка и Взрослого. И в зависимости
от ситуации, от характера решаемой
задачи на первый план может выходить
то один, то другой, то третий.
Поэтому, например, обращения и
призывы "быть рациональным",
"вникнуть", "понять", "прислушаться",
часто звучащие в спорах, не всегда
могут достичь цели хотя бы потому,
что вашим оппонентом в данный момент
может быть Ребенок.
Данная концепция, хотя и разработана
применительно к анализу поведенческих
актов, представляет, на наш взгляд,
огромный интерес и в плане логико-
методологического анализа специфики
мышления человека. И в частности, в
рамках идивидуальной системы лич-
ностных смыслов мы можем выявить
такие компоненты психических
содержаний, а также такие способы
видения и осмысления мира, которые,
во-первых, являются результатом
фиксирования детского опыта данного
индивида, детских форм восприятия,
осмысления и оценки жизненных
ситуаций. Во-вторых, которые со-
хранили предпочтительно
____________________
7Там же. С.39.
102

использовавшиеся его родителями
структуры упорядочения информации,
оценки, рассуждения и реагирования. И
наконец, опыт, приобретенный самим
субъектом в процессе индивидуальной
истории становления и развития его
личности.
Когда мы обращаемся к анализу
детского опыта, то здесь, на наш
взгляд, интерес будут представлять не
только те факторы, которые
традиционно выделяются в психоанализе
и которые связаны с детскими
сексуальными переживаниями, и не
только те, которые включаются в сферу
рассмотрения в рамках неофрейдизма
(потребность добиться понимания,
признания, любить и быть любимым,
иметь друзей, отношение к идеалам,
ожидания, потребность получать и
давать одобрение и др.)8, - нам
хотелось бы обратить внимание и еще
на один класс феноменов, на наш
взгляд, имеющих самое
непосредственное отношение к
специфике протекания мыслительных
процессов данной личности. И в

____________________
8См., напр.: Arieti S. The Realm of
the Unconscious in the Cognitive
School of
Psychoanalyses//Бессознательное.
Тбилиси,1978. Т.3. С.49.
103

частности, к формированию ее
творческих потенций.
Мы имеем в виду те способы
упорядочения информации, те формы
восприятия и осмысления мира, которые
формируются в детстве и которые не
отмирают и не исчезают по мере
взросления субъекта, а остаются бес-
ценным хранилищем альтернативного (по
отношению к "взрослой" культуре)
опыта и альтернативных способов
оперирования информацией.
Вообще, детские переживания, детские
игры и рассуждения, детские
представления о возможном и невоз-
можном, допустимом и недопустимом
составляют целый мир. Степень его
богатства и значимости, как нам
кажется, не уступает миру взрослых. И
только наша недальновидность,
ограниченность стереотипами
"взрослой" культуры, возможно,
преувеличенная значимость, которую мы
приписываем собственным, чаще всего
небольшим достижениям и результатам,
заставляют нас так расточительно
относиться к тому богатству, которое
находится возле нас.
Мир ребенка не менее сложен и
многопланов, чем мир взрослого. И
одна из важнейших заслуг Ж.Пиаже - в
том, что его концепция базировалась
на глобальном изменении подхода к
восприятию ребенка, который больше не
104

был маленьким взрослым, чего-то еще
не узнавшим, чему-то еще не
научившимся, от чего-то еще не
избавившимся, а рассматривался как
целостная личность, каждая ступень
развития которой имеет свои соб-
ственные законы, отличные от законов
функционирования взрослого организма.
И на каждой такой ступени внутренний
мир ребенка представляет собой
сбалансированную развивающуюся
структуру с высоким уровнем ценности
всех компонентов его личности. (И
хорошее, и плохое, и зарождающееся, и
отработавшее - все не исчезает
бесследно, сохраняясь в особенностях
структуры личности и предопределяя во
многом последующий отбор жизненных
ситуаций, в которых человек будет
чувствовать себя комфортно, а как
отдаленное следствие, - и будущую
судьбу9.
____________________
9См.: Хекхаузен Х. Мотивация и
деятельность. М.,1986. Т.1. оИндивиды
отыскивают и даже формируют наличные
ситуации в соответствии со своими
личностными диспозициями
(предрасположениями, склонностями. -
И.Б.). Они, следовательно, сами
создают свою ситуационную
специфичность, a priori ограничивают
множество возможных ситуационных
влияний, лавируя между ними и
105

Поскольку, как мы уже отмечали, мир
детства чрезвычайно богат и
многопланов, мы попытаемся акценти-

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>