<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




128

ребенка с познавательными навыками
зрелого и реалистичного взрослого"13.
Теперь более подробно охарактеризуем
сферу психических содержаний,
квалифицируемую в структуре личности
как "Родитель". Благодаря этим
содержаниям система личностных
смыслов субъекта обогащается ус-
военными, а не самостоятельно
найденными стереотипами поведения,
реагирования, рассуждения и пр. Все
это, безусловно, важно. Но здесь
хотелось бы обратить внимание еще на
один момент. Человек, воспитывавший
ребенка, структуру личности которого
мы, допустим, в данном случае
анализируем, передавший ему свое
видение мира, свои способы и формы
его восприятия, осмысления и т.п., -
короче "подаривший" своему ребенку
того "Родителя", который всю жизнь
будет составлять компонент его
личности, - этот человек, в свою
очередь, также сохранял в себе
Ребенка, Родителя и Взрослого.
Содержание его Родителя точно так же
составилось из стереотипов и навыков,
"безвозмездно переданных" ему людьми,
____________________
13Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н.
Факторы, определяющие решение
задачи//Хрестоматия по общей
психологии. Психология мышления.
М.,1981. С.296.
129

его воспитавшими. А те, в свою
очередь, несли в себе своих
Родителей. Так становится ясным тот
механизм трансляции общечеловеческого
опыта, который лежит в основании
функционирования всех культур. Он
сохраняет преемственность жизненного
опыта даже тех поколений, между
которыми связь кажется полностью
нарушенной: прошлое забыто,
вычеркнуто из памяти народа. Но это
не совсем так. Каждый родитель,
воспитывающий сегодня ребенка, несет
в себе своего Родителя, который
воспитал его. Тот, в свою очередь,
передал ему компоненты жизненного
опыта своего Родителя и т.д. Поэтому
все перемены общественного сознания,
связанные с историческими событиями,
происходившими в культуре того
народа, к которому принадлежит данный
индивид, через действие этого
своебразного механизма трансляции
оказываются "встроенными" в структуру
его личности, причем в значительной
степени независимо от его воли и
желания. Этот исторический и
культурный опыт предопределит очень
многие формы жизнедеятельности
человека, варианты его индивидуальных
реакций на происходящие события, их
оценку и пр.
Применительно к обсуждению проблемы
творческого мышления данное
130

обстоятельство будет существенным
постольку, поскольку через длинные
цепи опосредований обеспечивает
индивиду возможность доступа к весьма
удаленным во времени и, возможно,
нетрадиционным, нестандартным для
современной культуры нормам оценки
информации, способам ее интерпретации
и использования. Наряду с ранее
упоминавшимися видами альтернативного
опыта они весьма ценны как источник
нахождения нетривиальных ассоциаций,
аналогий, решений. Таким образом,
более внимательное изучение
механизмов трансляции
общечеловеческого культурного опыта,
которая совершается "по вертикали", в
процессе усвоения субъектом форм
мироощущения и мировосприятия,
способов реагирования и оценок, ха-
рактерных для воспитывавших его
людей, позволяет объяснить то
обстоятельство, что, например, для
представителя современной
технократической цивилизации
оказывается доступным (в какой мере и
с какими оговорками - это другой
вопрос) культурно-исторический опыт
достаточно удаленных во времени
цивилизаций - вплоть до архаичных
форм восприятия мира, ощущения своего
места в нем, представления о
характере связей и зависимостей.

131

Это, на наш взгляд, очень интересный
момент. Он позволяет говорить о
передаче по каналам родственных
связей не только информации
генетического характера и не только
как следствия существования
генетической обусловленности
определенных форм и структур вос-
приятия, осмысления, поведения и др.
Здесь намечается и совсем иной канал
трансляции экологически значимой
культурной информации - также в
системе родственных связей, но не на
основе генетического аппарата, а
путем усвоения каждым ребенком
компонентов системы личностных
смыслов его родителя и передачи этого
опыта (естественно, с добавлением тех
элементов, которые накоплены в
процессе его собственной жизне-
деятельности и составляют содержание
его Взрослого) своему ребенку, частью
системы личностных смыслов которого
становятся уже эти психические
содержания и которые, в качестве
опыта Родителя будут переданы его
ребенку и т.д.
Размышление над этим механизмом
позволяет, кстати говоря, понять,
почему (как полагают многие ис-
следователи) для представителей
современной технократической
цивилизации доступ к содержаниям,
почерпнутым на основе использования
132

альтернативных форм упорядочения
информации, оказывается все более за-
трудненным. А поскольку он составляет
предпосылки интуитивных актов,
прозрений, озарений и т.п., то вопрос
о понимании причин его меньшей
доступности становится еще более
важным.
Как нам представляется, можно
предложить такую модель объяснения
этого феномена. Поскольку, как уже
отмечалось, в процессе вертикальной
трансляции экологически значимой
культурной информации каждый родитель
передает своему ребенку не только
психические содержания,
соответствующие своему Родителю, но и
свой собственный опыт (своего
Взрослого), то накопление информации
идет как бы по двум направлениям: с
одной стороны, определенная часть
усваиваемых в ходе подобной
трансляции содержаний будет
составлять (и передавать из поколения
в поколение, пусть и в измененной и в
скрытой форме) компоненты архаичного
опыта. Но вместе с тем будут
передаваться и усваиваться и те
компоненты культуры, которые идут
параллельно развитию цивилизации и
которые фиксируют знания, мнения,
стереотипы, представления,
характерные для каждой данной эпохи.

133

Но в том случае, если цивилизация
пошла по пути доминирующего развития
одной из возможных альтернативных
форм восприятия, репрезентации и
оперирования информацией
(применительно к современной
технократической цивилизации это
будут символические средства) и
сформировала соответствующие этому
направлению критерии оценки
компонентов содержаний на степень их
научности, достоверности,
объективности и пр., тогда может
оказаться, что наследуемые каждым
человеком архаичные формы
мировосприятия и мироощущения,
компоненты системы знания и опыта
просто-напросто противоречат тем
нормам и традициям, которые также
передавались ему и которые зафиксиро-
вали весь последующий путь развития
данной цивилизации.
При таких условиях "обнаружение"
субъектом содержаний, прямо
противоречащих принимаемым им
установкам, поставит его в
затруднительное положение, так как
будет вынуждать его каким-то таким
образом изменить собственную картину
мира, чтобы удалось совместить
взаимоисключающие фрагменты опыта.
Как известно, расшатывание той
системы представлений, на которой
базируется созданная субъектом сетка
134

концептуальных структур, ухудшает его
адаптивные возможности, грозит более
или менее тяжелыми кризисами лич-
ности. Поэтому для поддержания
устойчивости всей системы
нежелательная информация - а в данном
случае ею и окажется информация,
идущая от опыта и знаний архаичных
культур - будет блокироваться
механизмами психологической защиты14.
____________________
14Психологическая защита -
оспециальная регулятивная система
стабилизации личности, направленная
на устранение или сведение до
минимума чувства тревоги, связанного
с осознанием конфликта. Функцией
психологической защиты является
"ограждение" сферы сознания от
негативных, травмирующих личность
переживаний. В широком смысле термин
"психологическая защита"
употребляется для обозначения любого
поведения, устраняющего
психологический дискомфорт, в
результате которого могут
сформироваться такие черты личности,
как негативизм, появиться "ложные",
замещающие деятельности..,
измениться система межличностных от-
ношений. Психологическая защита,
понимаемая в узком смысле, ведет к
специфическому изменению содержания
сознания как результату
135

Именно поэтому доступ к сфере
альтернативного опыта, составляющей
важнейшую предпосылку интуитивных
актов, для представителей
технократической культуры оказывается
действительно затруднен.
На наш взгляд, иное положение
существует у представителей тех
культур, также современных, в которых
нет такой резкой ориентации системы
ценностей на символические средства
репрезентации и оперирования
информацией, например в так
называемых "восточных культурах"15.
_____________________________________
функционирования ряда защитных
механизмов: подавления, отрицания,
проекции, идентификации, регрессии,
изоляции, рационализации, конверсии
и др.п//(Психология. Словарь.
М.,1990. С.121).
15Следует отметить, что сама по себе
задача типологизации культур вряд ли
может иметь однозначное решение,
поскольку феномен культуры настолько
неоднороден и многопланов, что любое
отнесение его к тому или иному
классу (типу, виду) будет заведомым
его огрублением. Кроме того,
невозможно осуществлять сопостав-
ление культур, не используя
категориальный строй и выразительные
возможности того языка, который сам
является принадлежностью некоторой
136

Так, в рамках традиции, идущей от
буддистской культуры, акценты на
степени значимости различных
компонентов восприятия расставлены
совсем по-иному. Например, анализ
учения о "спасении" в китайском буд-
дизме дает основания говорить о более
низком статусе дискурсивного знания
по сравнению с интуитивным в рамках
этой традиции. И в частности, суть
"спасения" усматривалась в видении
вещей такими, каковы они есть. Но
достижение подобного видения
невозможно путем дискурсивного
знания. Последнее хотя и не отверга-
лось полностью, но рассматривалось
как этап подготовительный на пути
постижения истины. Истинная сущность
должна постигаться интуитивно,
непосредственно, внезапно16.
Весьма характерным в плане
сопоставления эволюции культур
является отношение к противоречиям. В
рамках технократической культуры
принцип непротиворечивости в
_____________________________________
культуры. А это еще более затрудняет
анализ и делает выводы еще более
относительными.
16Янгутов Л.Е. Психологические
аспекты учения о "спасении" в ки-
тайском буддизме//Психологические
аспекты буддизма. Новосибирск,1991.
С.42,44.
137

представлении и оперировании информа-
цией является одним из наиболее
мощных и могущественных регулятивов
динамики системы знания данной
культуры.
Но возможно и совершенно иное
отношение к нему: противоречивость
как неотъемлемый компонент адекватной
картины мира. Например, тезис о
тождестве нирваны и сансары,
провозглашенный основателем школы
мадхьямиков Нагарджуной17. Можно
привести и другие примеры
парадоксов18.
1) "Так Приходящий проповедовал, что
первейшая парамита не есть первейшая
парамита. Это и именуют первейшей
парамитой"19;
____________________
17Напомним, что под нирваной
понималось истинное бытие, рав-
нозначное освобождению от страданий
и достижению "состояния будды".
Напротив, сансара - это мир
страданий, в котором человек
пребывает до вступления в нирвану.
18Торчинов Е.А. О психологических
аспектах учения праджняпарамиты (на
примере "Ваджраччхедика -
праджняпарамита-
сутры")//Психологические аспекты
буддизма. С.106.
19Парамита - энергия, путь, ведущий к
другому берегу (нирване), а также
138

2) "Когда Будда проповедовал
праджняпарамиту, то тогда она уже не
была праджняпарамитой"20;
3) "Когда Будда проповедовал о
скоплениях пылинок, то это были не-
пылинки. Это и называют скоплением
пылинок".
Но дело, конечно же, не в этих
отдельных фрагментах, а в
принципиально ином, альтернативном -
по отношению к нашей культуре -
восприятии и видении мира, совершенно
иной системе ценностей и приоритетов:
то, что для нас чрезвычайно важно, в
рамках этой культуры оказывается
малозначительным или вообще
незначимым. То, на что мы опираемся в
своем мировосприятии и мироощущении,
рассматривается в ней как иллюзорное,
не-истинное, что должно быть преодо-
лено для достижения состояния
просветления и т.д.
И если мы вспомним некоторые из тех
архаичных форм восприятия и
осмысления мира, которые рас-
сматривались в первых двух главах
(прото-образы, спонтанно
продуцируемые как форма целостной,
непосредственной репрезентации мира в
_____________________________________
тот текст, в котором освещен этот
путь.
20Праджня - мудрость, высшая
мудрость.
139

комплексах собственных ощущений;
слитость, растворенность человека в
мире природы; удивительная открытость
внешним восприятиям, позволяющая как
бы вбирать в себя мир другого и
т.п.), то мы увидим, что
мировосприятие и мироощущение
буддистской традиции значительно
ближе опыту ранних культур, чем,

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>