<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Конечно, когда читаешь информацию о
подобного рода результатах,
полученных в процессе исследования
динамики психики под действием
психоделиков, невольно возникают
ассоциации с концепцией сансары
(беспрерывного перерождения,
круговорота жизней) индийской
философии. Как известно, эта
концепция основывалась на идее
родственности всего живого. Поэтому
151

смерть - это не переход от
существования к несуществованию, а
лишь изменение формы бытия, колебание
внешней оболочки (при сохранении
действительной сущности вещей).
Последующее рождение возможно не
только в образе человека, но и в
образе животного или бога. При этом
то, что осуществится, определяется
кармой - совокупностью деяний живого
существа в сочетании с последствиями
совершенных им поступков. Карма
предопределяет не только нынешние
условия его существования - здоровье
или болезнь, бедность или богатство,
счастье или несчастье, срок жизни,
социальный статус и т.д., но и
возможность продвижения к конечной
цели - освобождению от пут профанного
существования, возможности вырваться
из круга бесконечных перерождений.
В принципе, упоминавшиеся выше
результаты - при желании - наверное,
могут оцениваться как подтверждающие
концепцию перерождений, и уже на этом
основании отвергаться представителями
иного философского направления. Но
нам хотелось бы попытаться найти
рациональное объяснение существованию
подобных феноменов.
Возможность такого объяснения мы
видим в следующем. Вспомним некоторые
из тех особенностей архаичного
восприятия, о которых мы ранее
152

говорили и которые мы уподобляли (в
определенном отношении) восприятию
современных бушменов. Однако
экстраполяция характеристик мышления
ныне живущих этносов (находящихся на
ступенях развития, по некоторым па-
раметрам близких к развитию человека
на ранних этапах его истории) на
понимание специфики восприятия и
мышления архаичных культур,
представляет определенные сложности.
Мы не можем быть уверены в том, что
анализируемое явление таким образом
получает полное и адекватное
представление. Скорее, можно говорить
о выявлении тенденции, которая,
очевидно, реализовывалась и в рамках
ранних, архаичных культур. Поэтому,
на наш взгляд, специфическое
мироощущение представителей некоторых
современных нам этносов, о котором
уже шла речь, должно рассматриваться
лишь как более слабая копия, слепок
того типа восприятия, которое было
характерно для представителей
архаичных культур.
Определенные "замутняющие",
искажающие изначальную картину
моменты могут быть привнесены, если
мы не учтем того, что изучаемые
сегодня этносы, хотя и ближе к
"ранним" культурам, чем представители
современной технократической
цивилизации, но эта близость
153

относительна. Их мир радикально
отличается от мира древнего человека.
Им потенциально доступна информация о
многих составляющих технического
прогресса. Они пользуются многими
плодами цивилизации. В конце концов
они сосуществуют с более развитыми
культурами.
Таким образом, сфера осмысливаемоей
ими реальности в определенных
отношениях радикально отличается от
сферы реальности, осмысливавшейся
первобытным человеком. А это, как мы
пытались показать, не может не
вызывать отличий в характере
мышления. Причем, на основании
проведенного в первых двух главах
анализа, нетрудно видеть, что эти
отличия будут направлены в сторону
более высокого развития сознания,
большей отчлененности от мира
природы, осознания своего внутреннего
"Я", своего внутреннего мира, по-
скольку, например, бушмены
оказываются в состоянии описать
переживаемые ими метаморфозы своей
личности в предощущении наступления
тех или иных событий.
Поэтому та тенденция мировосприятия,
о которой шла речь применительно к
культуре бушменов, при обращении к
анализу так называемых примитивных,
архаичных культур, на наш взгляд,
приобретает более выраженные формы:
154

человек растворен во всем, что окру-
жает его, и все, что окружает его,
составляет часть его самого. Человек
полностью открыт восприятиям извне.
Не существует барьеров сознания и
критичности. "Мир таков, каков он
есть, и он весь во мне" - вероятно,
так можно было бы выразить
мироощущение человека на ранних
этапах эволюции мышления. И в этом
смысле, действительно, сама специфика
архаического восприятия определяет
достижимость полного вчувствования
человека в мир другого - будь то
человек, дерево или животное.
Особенности такого типа восприятия
обусловливают возможность получения
специфического знания23. Очевидно,
при желании человек, направив свое
внимание на какой-либо интересующий
его объект, мог раствориться в нем,
"стать" им настолько, чтобы ощущать
происходящие в этом объекте процессы
как совершающиеся в себе самом. Так,
возможно, что человек, никогда
____________________
23Хотя, конечно, это не знание в
современном смысле слова, а неко-
торое состояние психики, которому
трудно подобрать аналог в нашем
языке и в нашей культуре: это что-то
вроде уверенности, компонент
сомнения в которой не просто
отсутствует - он невозможен.
155

реально не превращаясь в пальму, в
лягушку или антилопу, может иметь
восприятия, в которых весьма точно
воспроизведены внутренний мир,
специфика состояния другого.
На этой основе, как нам
представляется, не прибегая к
мистическим моделям, а также не
отрицая сам факт существования
подобных нетипичных для нашей
культуры форм восприятия самого себя
(открывающихся, например, в
результате экспериментов с
психоделиками), мы можем объяснить
явления трансперсонального опыта,
когда человек, погружаясь в прошлое,
вдруг ощущает себя птицей или
деревом, или волком24.

____________________
24Причем оказывается, что он
исключительно точно воспроизводит
многие особенности их
жизнедеятельности, включая
психологию животных, о которых в
сознательной жизни и понятия не
имел. Например, человек вспоминает
некоторые эпизоды из жизни своих
предков. При этом все до мельчайших
подробностей может быть
воспроизведено - детали костюмов
прошлых эпох, архитектура и оружие,
ритуальная практика древних и т.п.
(см.: Grof S. Beyond the Brain:
156

На наш взгляд, эти эпизоды
свидетельствуют не о том, что он
когда-то действительно был этим суще-
ством; они могут означать, что память
человека хранит не только компоненты
его собственного опыта, приобре-
тенного в процессе его
жизнедеятельности, и не только того,
который составляет часть
общечеловеческой культуры, но и того,
который унаследован им от его соб-
ственных предков (допустим, в рамках
механизма трансляции Родитель -
Ребенок). Причем характеру приво-
дившихся здесь воспоминаний, как нам
кажется, соответствует тот уровень
филогенетического развития человека,
когда его восприятие было таким, что
позволяло полностью слиться,
раствориться в окружающем, ото-
ждествить себя с другим и
почувствовать его как составную часть
своего "Я". На той стадии человеку
без осуществления реальных
превращений, как представляется, была
доступна информация, которая в
настоящее время воспроизводится в
опытах в виде детального, чрезвычайно
яркого описания внутреннего мира или
состояния другого (будь то животное,

_____________________________________
Birth, Death and Transcendence in
Psychotherapy. N.Y.,1985).
157

растение, человек или неодушевленный
предмет).
Это отступление нам понадобилось для
того, чтобы представление о возможной
природе архаичного прото-эмоцио-
ментального комплекса (которое, как
нам кажется, не может быть адекватно
выражено в категориях современного
языка и науки) возникло у читателя
хотя бы как ощущение, формирующееся
через систему контекстов, в косвенной
форме затрагивающих сущность
интересующих нас процессов.
Таково, на наш взгляд, было архаичное
восприятие, и такова была система
психических связей, составлявших
содержание прото-эмоцио-ментального
комплекса, которая базировалась на
подобном типе восприятия.
Эволюция мышления человека,
происходившая в направлении
закрепления некоторых компонентов
первичных звукокомплексов в виде
образов-символов, и связанные с этим
изменения мыслительной способности
человека, на уровне динамики системы
личностных смыслов, могут быть
представлены как эволюция содержаний
прото-эмоцио-ментального комплекса в
направлении несколько большей
отчлененности его элементов,
формирования, условно говоря, прото-
мыслей и прото-эмоций.

158

"Прото-мысли", на наш взгляд,
представляли собой те же комплексы
первичных, целостных впечатлений
субъекта, но в которых - вследствие
начавшегося функционирования образов-
символов - появились элементы
интерсубъективности, а также
происходило некоторое акцентирование
одних компонентов как более реп-
резентативных в отношении
коммуникативного акта25 и элиминация
других - как менее репрезентативных.
"Прото-эмоции", по нашему мнению,
формируются как следствие изменения
восприятия природы и своего места в
ней, когда собственный внутренний мир
постепенно начинает отчленяться от
мира природы и рассматриваться как
относительно независимая сфера ре-
____________________
25Как мы уже говорили, это
равносильно признанию определенных
параметров объективной ситуации
более значимыми, так как собственные
впечатления выступали как составная
часть, непосредственное продолжение
космических процессов. Поэтому
акцентирование отдельных элементов
собственных впечатлений, явившееся
следствием функционирования образов-
символов, в силу специфики
архаичного восприятия, было
естественным образом продолжено,
перенесено на объекты внешнего мира.
159

альности. На основе такого изменения
значимости собственного внутреннего
мира становится возможным
формирование прото-эмоциональных
реакций, представляющих собой,
вероятно, некоторую наиболее раннюю,
первичную форму оценки субъектом
поступающей и хранящейся информации.
(Кстати говоря, при таком понимании
эмоций - как общечеловеческого
способа индивидуальной оценки
ситуации, сформировавшегося на ранних
этапах становления и развития
человеческого мышления, на наш
взгляд, становится особенно отчетливо
понятным современное значение
искусства для науки и ценность таких
эмоциональных критериев, как красота,
стройность, гармоничность гипотезы
или теории, на которую ссылаются
многие ученые при обосновании ими
выбора решения.)
Формирование средств символической и
образной (как уже отмечалось, ее
следует отличать от прото-образной)
репрезентации в процессе эволюции
мышления приводит к тому, что ранее
нерасчленимо слитые компоненты прото-
эмоцио-ментального комплекса
"расходятся" все дальше. Все в
большей мере они становятся
независимыми друг от друга - по
крайней мере на поверхности нашего
сознания.
160

Можно сказать, что логическим
завершением эволюции процесса в этом
направлении стало формирование такого
идеала научного знания, который
требовал от исследователя
бесстрастности и беспристрастности, а
от результата - независимости от
субъективных, личностных моментов,
системы ценностей и предпочтений уче-
ного, его установок, внутренних
мотивов и т.п. Хороший анализ степени
адекватности такого критерия действи-
тельному положению дел в науке
(характеру исследовательского
процесса, побудительным мотивам
возобновления и прекращения
исследования, факторам, влияющим на
отбор материала для исследования, на
выбор пути решения, оценки
результатов, гипотез и теорий) дал
М.Полани26.
Итак, мы рассмотрели одну из
составляющих системы личностных
смыслов - и, может быть, важнейшую
(по крайней мере в плане раскрытия
механизмов творческого мышления) -
прото-эмоцио-ментальный комплекс.
С логико-методологической точки
зрения его элементы в зачаточной
форме содержали в себе компоненты
знания и мнения, веры и иллюзий. В
____________________
26Полани М. Личностное знание.
М.,1985.
161

этом отношении эволюция мышления
предстает как история формирования
психических содержаний, имеющих в
современной культуре статус этих
эпистемологических категорий.
Однако, прежде чем продолжить анализ,
необходимо отметить, что вычленение
знаний, мнений, верований и иллюзий
носит до некоторой степени условный
характер. Граница между этими
феноменами иногда весьма
неопределенна. Те психические
содержания, которые недавно
рассматривались как неотъемлемый
компонент системы знания,
существующей в данной культуре, с
течением времени могут оказаться
отвергнутыми как не соответствующие
действительности. И напротив, то, что
недавно квалифицировалось как заблуж-
дение, с изменением картины мира
может приобрести статус знания.
Достаточно неопределенна грань и
между такими феноменами как знание и
мнение. На первый взгляд, это не так.
Кажется, что довольно просто найти
параметры, по которым их удастся
эффективно развести. Специальное
внимание этим вопросам уделяется в
рамках эпистемической логики. И в
частности, классическая работа



162

Я.Хинтикки "Знание и убеждение"27

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>