<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

50Thomas K. The Relevance of Social
Antropology to the Historical Study
of English Witchcraft//Witchcraft
Confessions and Accusation. L.,1970.
P.47-79.
185

получать следует по труду, с другой -
признавалось благом делиться с
неимущим. В такой ситуации обвинения
в колдовстве позволяли внутренне
оправдать наиболее эгоистические
формы собственного поведения.
Может быть, несколько менее очевидные
вещи, о которых нам хотелось бы
сказать, имеют отношение к регуляции
психической сферы. Как известно, одна
из возможностей устранения или по
крайней мере уменьшения тревожности -
очень важного негативного фактора,
влияющего на приспособительные
возможности индивида, - заключается в
том, чтобы обнаружить внешний
источник своей тревоги, иногда
совершенно иллюзорный, но тем не
менее позволяющий сказать себе: "Мои
проблемы связаны с тем-то и тем-то. И
поскольку я это знаю, я имею
возможность избежать неприятностей".
То есть определенные ограничения
собственного поведения позволяют в
целом уменьшить общий уровень
тревожности51.
Таким образом, табу, жестко
формулируемые запреты, как
____________________
51Березин Ф.Б. Некоторые механизмы
интрапсихической адаптации и
психосоматические
соотношения//Бессознательное. Т.2.
С.285-287.
186

представляется, именно благодаря
осознанию наложения известных
субъекту ограничений на возможности
поведения и действий, позволяют
получать определенную психологическую
компенсацию в форме снижения
тревожности и повышения уверенности в
себе: "Я не буду нарушать запреты и
этим не навлеку на себя гнев богов
(покровителей, предков)".
Это лишь незначительная часть того
обширного круга проблем, которые
связаны с логико-методологическим
рассмотрением динамики психических
содержаний, зародившихся когда-то в
рамках нерасчлененных элементов
прото-эмоцио-ментального комплекса и
трансформировавшихся постепенно в
знания, мнения, иллюзии и верования.
Мы стремились показать, что
адекватность анализа компонентов
системы личностных смыслов, имеющих
статус разного рода эпистемических
категорий, непосредственно связана с
решением некоторых более общих
вопросов. Приведенные примеры по-
зволили наметить определенные типы
возникающих методологических проблем.
(В их числе те, которые касаются
природы самих средств логического
анализа, и те, что связаны с
различиями в понимании анализируемых
феноменов.)

187

Какова роль рассмотренных психических
содержаний в формировании и развитии
способности творческого мышления?
Сначала то, что касается эмоцио-мен-
тального комплекса.
Мы видим причину его значимости для
функционирования творческого мышления
в специфике организации ассоциативных
связей. Поскольку основой восприятия,
на базе которого формируется
содержание эмоцио-ментального
комплекса, являются нерасчлененные,
целостные комплексы собственных
впечатлений субъекта, постольку
ассоциирование информации на этом
уровне основывается на соотнесении
собственных впечатлений по поводу
воспринятого. Представляется, что
именно на уровне эмоцио-ментального
комплекса - больше, чем где-либо в
рамках других систем психических
содержаний, - основой сопоставления
может выступать эмоциональная
окрашенность впечатлений субъекта.
Это, вероятно, одна из самых
нетривиальных (для сознания человека)
предпосылок ассоциирования, поскольку
эмоциональное восприятие базируется
на совершенно ином множестве исходных
данных, чем, например, "рассудочное".
На наш взгляд, основное отличие будет
складываться за счет возможности
выявления и учета содержаний так
называемой "невербальной
188

коммуникации". И в том числе -
семиотики телодвижений; "языков"
мимики, жестов, поз; особенностей
использования и структурирования
личностного пространства в процессе
общения и т.п.
Невербальная коммуникация позволяет
создавать контексты, в рамках которых
устраняется исходная неопределенность
вербального общения. Кроме того, не-
вербальное коммуникативное поведение
гораздо в меньшей степени поддается
сознательному контролю и коррекции,
чем вербальное. В этом смысле можно
утверждать, что выявление и учет
содержаний невербальной коммуникации
позволяют получать более достоверную,
более правдивую картину
происходящего, чем та, которая
формируется на основе учета лишь
декларируемых содержаний.
Понятно, что в реальном мыслительном
процессе взаимодействуют и
параллельно функционируют как сами
эти средства восприятия и
представления информации, так и
"картины", "образы", складывающиеся
на их основе (имеется в виду
вербальная и невербальная
коммуникация). Но в плане анализа
роли эмоцио-ментального комплекса в
работе творческого мышления нам
хотелось бы подчеркнуть именно то
обстоятельство, что иной (по
189

сравнению с функционированием созна-
ния) будет и база исходных данных, и
сама основа их соотнесения. Поэтому
решения, возникающие в результате
обращения к осмыслению проблемы на
уровне эмоцио-ментального комплекса,
могут быть весьма неожиданны и
нетривиальны.
Именно с такой организацией эмоцио-
ментального комплекса, на наш взгляд,
связано разрушительное влияние
дистресса на продуктивную
способность. Через воздействие на
эмоциональную сферу (а это именно
эмоциональное воздействие, поскольку
умом человек может понимать
бессмысленность и ненужность эмоци-
ональных реакций в определенных
стрессовых ситуациях, но "сердце" не
слушается) удар передается в прото-
эмоцио-ментальный комплекс,
результатом чего является
начинающийся вслед за ударом хаос,
разрушение систем сложившихся
взаимодействий. Существующие связи
рвутся. Все расстроено. Нормальное
функционирование комплексов нарушено.
В результате такой дезорганизации
утрачивается возможность установления
связей на одной из самых
нетривиальных для сознания человека
основ - на базе уподобления
собственных впечатлений по поводу

190

воспринимаемой и хранящейся
информации.
Очевидно, рутинное мышление в
подобной ситуации пострадает в
меньшей степени, поскольку может
осуществляться без обращения к этой
глубинной сфере (хотя, безусловно,
свои проблемы возникнут и в этом
случае из-за наличия взаимосвязей
интеллектуальной и эмоциональной
сферы). Что же касается продуктивного
мышления, то его нормальное
функционирование самым серьезным
образом зависит от эмоционального со-
стояния человека.
Как уже говорилось, на базе прото-
эмоцио-ментального комплекса
формируются психические содержания,
имеющие в современной культуре статус
знаний, мнений, представлений,
верований и т.п. Мы стремились
показать, что отношения между ними -
достаточно сложные, а граница,
разделяющая их, не всегда опреде-
ленна. Тем не менее, некоторые выводы
относительно их функционирования в
процессе формирования способности
творческого мышления, как
представляется, можно сделать.
Например, формирование знаний, в
отличие от навыков и умений, на наш
взгляд, связано с достаточно поздними
этапами человеческой истории, когда
получили определенное развитие
191

средства символического представления
и оперирования информацией. Знания
составляют элемент концептуальной
системы, поэтому их формирование и
эволюция связаны с формированием и
эволюцией такого рода систем.
Напротив, может показаться, что
верования возникают на самых ранних
этапах эволюции человеческого
мышления. Однако, на наш взгляд, это
не совсем так. Если исходить из
нетождественности веры и мнения, то
следует учесть, что феномен веры
связан с формированием некоторых
более или менее отвлеченных представ-
лений, в целом образующих достаточно
стабильно функционирующую (и при этом
устойчивую к критике) систему,
позволяющую на ее основе
интерпретировать самые различные
события, происходящие в окружающем
человека мире.
Попытаемся проиллюстрировать это на
примере анализа верований народности
азанде (Восточная Сахара), который
был проведен английским антропологом
Эд.Эванс-Притчардом52. Он обращал
внимание на исключительную
устойчивость верований к критике с
позиции иной объяснительной модели.
____________________
52Evans-Pritchard E. Witchcraft,
Oracles and Magic among the Azande.
Oxford,1937.
192

Им рассматривалась процедура гадания
на растительном ядовитом экстракте -
бенге, позволяющая, по мнению азанде,
установить, виновен ли подозреваемый
в содеянном. В рот цыпленку вливалось
снадобье, и при этом колдун вопрошал
оракула бенге, виновен ли данный
человек в данном преступлении. Если
цыпленок умирал, то считалось, что
оракул дал утвердительный ответ. Если
оставался жив, ответ был
отрицательным. Но результат мог
рассматриваться как окончательный
только после того, как проводилась
повторная проверка, в ходе которой
дух бенге должен был ответить, как мы
теперь сказали бы, на мета-вопрос:
"Если оракул яда сказал правду в
предыдущем испытании, пусть цыпленок
выживет. Если нет, пусть он умрет".
Если цыпленок вновь выживал, решение
считалось окончательным. Если умирал,
это означало, что результат был
неверен. Естественно, в ходе по-
добного рода испытаний оракул яда
довольно часто давал противоречивые
ответы. Но это отнюдь не обескура-
живало азанде. Противоречивый
результат, ошибки оракула, как это
для нас ни странно, служили
дополнительным доказательством его
непогрешимости: неправильные ответы
объяснялись действием мистических сил
и лишь подтверждали точность его
193

суждений, когда такие силы не
действовали.
Эванс-Притчард пробовал
интересоваться, а что будет, если
дать цыпленку магическое снадобье, не
задавая вопросов, или дать
дополнительную дозу яда выжившему
после обычных доз цыпленку? Но сама
постановка подобного рода вопросов
является в рамках верований азанде
нелепой. Азанде не знает, что
случится, его не интересует, что
случится, и никто никогда не был на-
столько глуп, чтобы тратить хороший
бенге на бессмысленные эксперименты,
придумать которые может только
европеец.
В этом примере, на наш взгляд,
примечательны следующие моменты. Во-
первых, наглядно видна историческая и
культурная обусловленность критериев
отнесения некоторых утверждений к
категории истинных или ложных,
осмысленных или бессмысленных. Во-
вторых, достаточно отчетливо
проступает то общее, что роднит
концептуальные построения с системой
верований: внутренняя
согласованность, оформление в соот-
ветствии с критериями, действующими в
рамках самих этих построений,
достаточно высокая устойчивость к
попыткам критики с позиции

194

альтернативных объяснительных моделей
и т.п.
В этой связи, на наш взгляд, можно
утверждать, что вера, так же как и
знание, является элементом некоторой
более общей системы представлений и
поэтому не возникает на ранних этапах
эволюции человеческого мышления. В
качестве своей основы она
предполагает наличие достаточно
развитой интерсубъективной системы
знаний, а также способности
оперирования символическими
репрезентатами.
Напротив, мнение теснее связано с
внутренним миром человека, с его
переживаниями по поводу той или иной
ситуации. И в этом смысле можно
утверждать, что в процессе эволюции
мыслительной способности оно
возникает раньше, чем вера и знание.
Иллюзии, на наш взгляд, представляют
собой некоторую разновидность мнения
- мнение вопреки знанию. Если
понимать иллюзии таким образом, то
они являются достаточно поздним
"приобретением" эволюции,
сопровождающим формирование знания.
Иллюзии - это, в некотором роде,
феномен метауровня, на котором только
и возможно сопоставление (в данном
случае противопоставление) знаний и
мнений.

195

Иллюзиям, очевидно, в определенной
степени родственны фантазии. И те и
другие возможны лишь на таком уровне
развития мышления, когда содержания
собственного внутреннего мира
приобретают для субъекта
самостоятельную значимость
(ценность), становятся объектом
внимания, рассмотрения, сравнения.
Фантазии, так же как и иллюзии,
достаточно опосредованно связаны с
реальным положением вещей, являются
порождением психики человека,
следствием свободного комбинирования
ранее сформировавшихся восприятий.
Может быть в этом еще одна причина
того, почему творческое мышление,
опирающееся на фантазию, является
относительно поздним продуктом
развития человеческой мыслительной
способности.
В акте творческого мышления
осуществляется оперирование самыми
различными пластами индивидуальной
системы личностных смыслов. Поэтому с
точки зрения развития творческой
способности необходимо не только
накопление знаний, но и приобретение
самого разнообразного опыта,
позволяющего формировать ин-
дивидуальные мнения, верования и даже
иллюзии. Все они оказываются
значимыми и могут быть использованы

196

на разных стадиях творческого
процесса.
Сознание, подсознание,
бессознательное
На наш взгляд, формирование сознания
происходило постепенно, в ходе
развития коммуникации и закрепления

<< Пред. стр.

стр. 22
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>