<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(допустим, между принимаемыми им
общими положениями и тем или иным
состоянием дел в действительности).
Собственно говоря, такое признание и
выражает осознание проблемной
ситуации.
Очевидно, наличие противоречия
определенным образом репрезентируется
и на уровне подсознания, которое,
если можно так выразиться, "знает",
что человек столкнулся с положением
вещей, эффективного выхода из
которого он в данный момент не видит.
Компоненты такой ситуации, в которых
выражается основное содержание
проблемы, также представлены в
подсознании.
Как оно оперирует ими? На наш взгляд,
на этом уровне фундаментальную роль
играют личностные и эмоциональные
компоненты опыта. Поэтому субъек-
тивная значимость информации
приобретает гораздо больший вес, чем
в сознании. В сознании доминируют
рассудочные оценки, рассчитанные
170

выгоды, в сознании действует и
определяет значимость информации та
шкала ценностей, которая согласуется
с нормами культурной среды данного
индивида. Взвешивая значимость
определенных фрагментов информации на
уровне сознания, человек
руководствуется теми соображениями,
которые не должны поставить под
сомнение его Я-концепцию. Однако все
эти соображения могут весьма мало
соответствовать той системе ценностей
и той шкале оценок, которая
укоренилась в подсознании и бессозна-
тельном индивида и которая явилась
результатом действия множества
факторов как субъективного, как и
объективного характера (имеются в
виду определенные генетические
предрасположенности, условия жизнеде-
ятельности человека и т.п.).
Компоненты такой внутренней, скрытой
шкалы отражают неповторимую историю
формирования именно данной личности.
Многие из них могут не осознаваться
субъектом в силу целого ряда причин.
Например, из-за их возможного
несоответствия тем "хорошим",
"правильным", "моральным" мотивам,
которые признаются допустимыми в
данной культуре и которые индивид
принимает и включает в свою
осознаваемую (или провозглашаемую
перед самим собой) систему ценностей.
171

Сложность при этом заключается в том,
что в случае наличия существенных
расхождений между двумя такими
системами ценностей (действующей на
уровне сознания и не осознаваемой
индивидом) осознание компонентов
последней может поколебать или даже
расшатать Я-концепцию данного
индивида, что неизбежно приведет к
необходимости переоценки и пересмотра
всей картины мира и понимания своего
места в ней. А это, в свою очередь,
затруднит адаптацию человека к
условиям постоянно изменяющейся
внешней среды и нарушит более или
менее устойчивое равновесие, в
условиях которого он (до осознания
неосознававшихся и травмирующих
компонентов информации) жил. Действие
механизмов психологической защиты
препятствует проникновению на уровень
сознания психических содержаний,
способных нарушить гомеостаз всей
системы. Поэтому существование
различий между "внешней" и
"внутренней" шкалой ценностей и
оценок может не восприниматься
субъектом.
Итак, для подсознания характерно
наличие мыслительных конструктов, в
некоторой форме репрезентирующих
осознаваемое человеком противоречие,
причем сами эти конструкты
характеризуются тем, что их субъ-
172

ективная значимость для данного
индивида не просто неразрывно связана
с их мыслительным содержанием, но
является одним из компонентов такого
содержания. Кроме того, эта
субъективная значимость установлена в
соответствии с внутренней
неосознаваемой шкалой ценностей, во
многих случаях принципиально отлича-
ющейся от внешней.
Как уже отмечалось, непротиворечивое
оперирование противоречивой
информацией в ряде случаев дости-
гается за счет того, что субъект
волевым усилием объявляет лишь один
из ее компонентов истинным. Понятно,
что тогда никакого противоречия не
остается: ведь если одно из
утверждений истинно, то
противоречащее ему ложно. В тех же
случаях, когда человек вынужден при-
нять и его истинность, создается
мощный очаг внутреннего напряжения,
нестабильности, тревоги, устранение
которого требует такой реорганизации
системы восприятия мира, в рамках
которой данное противоречие было бы
снято. Если этого так и не удается
достичь, оно вытесняется из сферы
сознания.
И здесь примечательным оказывается
следующее обстоятельство. При оценке
информации на уровне сознания индивид
склонен отдать предпочтение тем ком-
173

понентам, которые соответствуют
определенным стереотипам, штампам,
вписываются в систему ценностей и
приоритетов, действующих на уровне
сознания.
В подсознании же может оказаться
принципиально иной субъективная
значимость оцениваемых компонентов:
то, что в сознании выступало как
доминирующее, в подсознании может
потерять свою значимость, и наоборот.
Тогда, условно говоря, значение
"истина" может оказаться приписанным
утверждению, которое на уровне
сознания было оценено как ложное. В
результате произойдет радикальная
переоценка исходной ситуации, что
позволит изменить угол рассмотрения
проблемы.
Итак, компоненты информации,
воспринимавшиеся на уровне сознания
как более существенные, - в силу их
соответствия разного рода
стереотипам, установкам субъекта, его
ожиданиям, предпочтениям и т.п. - на
уровне подсознания могут
восприниматься как менее значимые. И
напротив, данные, или не
зафиксированные на уровне сознания,
или (по тем или иным причинам)
оцененные как не заслуживающие
серьезного рассмотрения, на уровне
подсознания могут стать опреде-
ляющими. Подобный механизм мог,
174

вероятно, сформироваться в процессе
эволюции человека вследствие
стремления уменьшить негативные
последствия изначальной репрезентации
информации на основе ранее
сложившихся стереотипов. В конечном
счете, это обеспечивает нахождение
более эффективных решений в постоянно
изменяющихся жизненных ситуациях и,
тем самым, способствует повышению
адаптивных возможностей человека4.
Весьма существенным параметром такого
механизма является то, что благодаря
ему, любой результат, полученный на
любом уровне осмысления информации (в
значительной степени независимо от
установок субъекта), на определенном
этапе ее переработки вовлекается в
процесс решения.
На наш взгляд, подобное изменение
значимости информации напоминает
механизм функционирования высшей
нервной деятельности, описанный
И.П.Павловым (в так называемой "фазе
внушения"), когда не сильные, а
слабые раздражители оставляют в
сознании и памяти наиболее устойчивые
____________________
4При этом, однако, не следует
забывать, что наличие устойчивых
концептуальных структур, кроме
упомянутых отрицательных, имеет и
бесспорные положительные следствия
для развития знания субъекта.
175

следы. Возможно, именно с таким
феноменом изменения субъективной
значимости информации в подсознании
связан пересмотр некоторых более или
менее фундаментальных стереотипов
(ранее исходным образом
ограничивавших поле решения задачи),
которым нередко соповождаются
озарения. Происходящее при этом
изменение значения информации, на наш
взгляд, возможно вследствие действия
двух факторов:
1. Психические содержания,
энергетическая значимость которых
ниже порогового значения (скажем, не-
которого d), попадают в подсознание,
а те, значимость которых выше d, - в
сознание. Тогда автоматически все те
содержания, которые функционируют в
сознании и имеют статус разного рода
стереотипов, окажутся для подсознания
незначимыми (просто в силу несоответ-
ствия их энергетических значений
параметрам информации,
перерабатываемой в подсознании). И
наоборот, информация, незначимая для
сознания из-за ее малого (меньше d)
энергетического значения, будет
основным объектом переработки в
подсознании. Если исходить из такого
понимания механизмов изменения
значимости элементов информации в
подсознании, можно сказать, что
оценка компонентов противоречия
176

становится иной просто в силу
специфической ориентированности со-
знания и подсознания на
соответствующие энергетические
значения психических содержаний.
2. Изменение субъективной значимости
компонентов противоречивой информации
на уровне подсознания может
происходить из-за того, что на этом
уровне действует совсем иная шкала
ценностей, чем в сознании. Вероятно,
степень отличия будет весьма
индивидуальной. Но уже тот факт, что
многие побудительные мотивы субъектом
не осознаются, говорит о том, что это
расхождение может быть весьма
значительным (отдельные компоненты
этой системы именно потому находятся
в сфере бессознательного, что их
осознание угрожает Я-концепции,
сформировавшейся на основе
осознаваемой шкалы ценностей).
Учитывая все сказанное,
представляется возможным говорить о
том, что подсознание в противоречивой
ситуации функционирует так же
уверенно, как в непротиворечивой -
сознание5. Это возможно, в частности,
____________________
5Поскольку информация,
функционирующая на уровне
подсознания, имеет иные параметры,
чем та, которой оперирует сознание,
такие характеристики, как
177

потому, что оценка информации на
непротиворечивость - один из наиболее
жестких стереотипов сознательного
восприятия, осмысления и
репрезентации информации - в
соответствии с действием
предложенного выше механизма -
оказывается на уровне подсознания, по
меньшей мере, весьма ослабленным.
Такого рода отношение подсознания к
противоречивой информации лишь на
первый взгляд кажется необычным. По
существу же известны такие состояния
сознания (например,
сновидноизмененное сознание), когда
человек не удивляется даже самым
фантастическим образованиям и
сюжетным поворотам, воспринимая их
как нечто совершенно естественное.
_____________________________________
"противоречивость-
непротиворечивость", осмысленные по
отношению к символической форме
репрезентации, автоматически на
область подсознания переноситься не
могут. Вероятно, применительно к
подсознанию имеет смысл говорить лишь
о наличии или отсутствии
определенного рода образований
(мыслительных конструктов), более или
менее адекватное выражение которых с
использованием естественного языка
приводило бы к формулированию
взаимоисключающих суждений.
178

Таким образом, можно сказать, что
мыслительные конструкты, более или
менее адекватная репрезентация
которых на уровне сознания позволяет
идентифицировать их как
противоречивые, являются неотъемлемым
компонентом той картины мира, которая
формируется на уровне подсознания. В
настоящее время в логике получены
результаты6, позволяющие утверждать,
что представление о возможных
положениях дел в действительности,
выражающееся в принятии
соответствующих описаний состояний,
задает и соответствующую логику
рассуждения. Например, переход от
традиционного понятия описания
состояний к понятию обобщенного
описания состояний обусловит переход
от классической логики - к
релевантной. В этом смысле7,
вероятно, можно говорить о том, что
наличие на уровне подсознания картины
мира, естественным компонентом
____________________
6Войшвилло Е.К. Понятие
интенсиональной информации и интенси-
онального следования//Логико-
методологические исследования.
М.,1980.
7Разумеется, с оговорками об
относительной применимости любых
понятий, определенных для вербальных
форм репрезентации информации.
179

которой являются противоречивые
мыслительные конструкты, обусловит
специфическую "логику" подсознания
(которая, возможно, в некоторых своих
аспектах будет близка
паранепротиворечивым построениям).
Еще один момент, на котором хотелось
бы остановиться - это специфика в
организации ассоциативных сетей. Как
известно, существуют различные
представления о том, какого рода
отношения в рамках оцениваемой
информации служат основанием для ее
ассоциирования. (Например, Аристотель
выделял отношения смежности, сходства
и контраста.) Однако независимо от
различий в понимании оснований
ассоциации в самом общем виде, на наш
взгляд, можно говорить о су-
ществовании особенностей в
формировании ассоциативных сетей на
основе сознательного осмысления
имеющейся информации и на уровне
подсознания8. В первом случае особую

____________________
8Бесспорно, такого рода различение
является огрублением реального
ассоциативного процесса, в котором
результаты сознательного и
подсознательного восприятия и
переработки информации переплетены и
взаимосвязаны. Речь, по существу,
может идти лишь о большей или меньшей
180

значимость приобретает способность
субъекта достаточно последовательно
анализировать имеющиеся данные и
максимально полно учитывать
выявленные свойства и связи
сопоставляемых сущностей. Природа
подсознательного выявления сходства
(подобия, контраста) представляется
существенно иной.
Известно, что в процессе восприятия
информации происходит ее параллельное
кодирование, в результате чего
элементы информации оказываются
зафиксированными как с помощью
вербального (символического) кода,
так и в невербальной форме, с
использованием зрительных, слуховых,
тактильных и других образов. И если
вербализация информации связана с ее
упорядочением, выделением однозначных
свойств и связей объекта, то в рамках
невербального восприятия формируется
некоторый нерасчлененный, целостный

<< Пред. стр.

стр. 25
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>