<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обозначаемым ими первичным (в
описанном выше смысле) опытом чело-
века, то находится определенный ключ
к пониманию воздействия слов
(например, в магических заклинаниях
шаманов, колдунов) на психическое
состояние человека, и даже более того
- на течение соматических процессов.
Интересной иллюстрацией, отражающей
характер воздействия определенных
звукосочетаний на психологическое
состояние субъекта, а также на
26

восприятие им возможностей
собственного воздействия на течение
объективных процессов, на наш взгляд,
могут служить зафиксированные в
буддистских сутрах "дхарани" - маги-
ческие формулы, представляющие
бессмысленный (с точки зрения
представителей иной культуры) набор
слогов или слов, произнесение которых
обеспечивает приобретение власти над
существами и понятиями, выраженными в
этих формулах. В качестве примера
можно привести дхарани, называемое
"Сила, которую трудно победить" и
соответствующее третьей ступени
продвижения бодхисаттвы к постижению
сокровенных истин Будды (ступень
"Сияние"): "да-чжи-та дань-чжай чжи-
пань чжай-чжи чжэ-ла чжи-гао-ла-чжи
чжи-ю-ли дань-чжи-ли со-хэ"7.
Итак, определенные данные заставляют
обратить внимание на существование
нетривиальных и не вполне объяснимых
в рамках современной картины мира
корреляций между бессмысленными (для
современной культуры)
звукосочетаниями самой различной
природы (произвольными - как в
____________________
7Игнатович А.Н. "Десять ступеней
бодхисаттвы" (на материале сутры
"Цзиньгуанмин цзюйшэ
ванцзун")//Психологические аспекты
буддизма. Новосибирск,1991. С.68.
27

эксперименте, который анализировался
выше, или зафиксированными в
традициях древней культуры - как в
случае буддистских сутр) и наличием
определенного отзвука, реакции на них
во внутреннем мире человека. Это
обстоятельство наводит на мысль о
только кажущейся бессмысленности
упоминавшихся звукокомплексов.
Очевидно, в глубинных пластах системы
личностных смыслов человека им все-
таки соответствуют определенные
содержания.
При этом возникает вопрос: какова
природа этих зависимостей? Как они
могли возникнуть, как эволю-
ционировали, если сегодня мы
практически полностью утратили
представление об их характере?
Все эти вопросы производят
впечатление относящихся к весьма
узким областям человеческого знания.
На самом же деле, ответ на них
позволит по-иному взглянуть на многие
вещи, фундаментально значимые для
понимания природы человеческой
мыслительной способности: эволюцию
языка и мышления, особенности
"внутренней речи", параметры
информации, функционирующей на уровне
подсознания, и др.
Как следствие, анализ природы
творческого мышления может
обогатиться за счет более адекватного
28

понимания механизмов оперирования
информацией на разных стадиях
мыслительного процесса и более вер-
ного представления о содержаниях
системы личностных смыслов8, которыми
человек оперирует в процессе твор-
чества.
Поэтому обратимся к исследованию
предпосылок формирования первичных
звукокомплексов в процессе
филогенеза.
Если мы сегодня зададимся вопросом,
представляет ли собой слово форму
образной или символической
репрезентации информации, то,
вероятнее всего, будет утверждаться
последнее. Но должны ли мы считать,
что так было всегда? А может быть
можно предположить, что на стадии
зарождения речи слово, звучащее слово
(а вернее, некоторый звукокомплекс),

____________________
8Понятие личностного смысла выражает
отношение субъекта к усваиваемой им
безличной информации о мире как
"значение-для-меня". Это понятие
исторически связано с представлениями
Л.С.Выготского о динамических
смысловых системах, выражающих
единство аффективных и
интеллектуальных процессов. (Анализ
различных аспектов проблемы
личностных смыслов см. в главе 3.)
29

выступало как спонтанная форма
образной репрезентации информации?
Вообще, здесь следует оговориться,
что попытки осмысления принципиально
иной реальности в терминах
современной культуры, о которых уже
шла речь, находят свое выражение и
тогда, когда мы задаемся вопросом,
было ли изначально слово средством
образного или символического
представления информации. По суще-
ству, ситуация в этом случае сродни
той, которая возникла, когда
исследователи задавались вопросом,
что обозначали первые
артикулированные звуки - слова или
предложения?9 Или - возник ли язык на
основе предварительного формирования
идей? Во всех этих случаях, на наш
взгляд, происходит перенесение
концептуальных схем более позднего
происхождения на осмысление
принципиально иного феномена, каким,
возможно, было архаичное восприятие.
Но за кажущейся очевидностью ситуации
кроется определенная методологическая
проблема: если мы обращаемся к
____________________
9Подобная постановка вопроса
содержится, например, в труде
Монбоддо, который в XVIII в. в
Эдинбурге опубликовал 6-томное
фундаментальное исследование "О
происхождении языка".
30

анализу альтернативных культур, мы
волей-неволей оказываемся вынужден-
ными рассуждать о формах
жизнедеятельности, в некоторых
существенных моментах весьма отличных
от того, что традиционно для нашей
культуры. При этом у нас есть два
пути: или изобрести новые термины со
строго фиксированными значениями,
исключающими кросс-культурный перенос
(но это чрезвычайно затруднит чтение
и понимание работы), или изначально
оговориться, что соответствующие
понятия лишь с известной долей
условности могут использоваться для
осмысления принципиально иной
реальности. Мы будем использовать
этот второй вариант.
Итак, изначально, звучащее слово, а
вернее звукокомплекс, на наш взгляд,
представляло собой форму спонтанного
выражения субъектом комплекса
собственных переживаний по поводу
некоторой ситуации. По своей природе
оно, с известной долей условности,
может быть отнесено к форме прото-
образного представления информации.
Это был некоторый целостный образ, в
снятом виде содержавший в себе образы
различных модальностей. Хотя и такое
утверждение не вполне правомерно,
поскольку предполагает возможность
расчленения их на отдельные
компоненты - вкусовые, зрительные,
31

тактильные и пр., что вряд ли было
возможно на ранних этапах
формирования мыслительной способно-
сти, когда человек представлял собой
некое единое, настежь распахнутое
навстречу миру "чувствилище". Соб-
ственные переживания и впечатления по
поводу тех или иных ситуаций еще не
могли быть объектом рассмотрения, так
как человек не выделял себя из мира
природы. Практически это выражалось в
том, что происходившие в нем самом
процессы, рождавшиеся чувства
воспринимались как продолжение и
составная часть процессов,
происходивших вокруг него.
Но даже если мы начинаем
рассматривать первичные
звукокомплексы как форму прото-
образного, целостного освоения мира
человеком, продолжает оставаться
вопрос, как оказалось возможным, что
различные представители одного
сообщества приобрели способность
спонтанно продуцировать сходно
звучащие звукокомплексы для
репрезентации сходных жизненных си-
туаций? Определенные основания для
ответа на этот вопрос, на наш взгляд,
дают исследования, осуществляемые в
рамках социобиологии, а также теория
экологического восприятия Дж.Гибсона.
Остановимся сначала на некоторых
результатах, полученных в рамках
32

социобиологии. В настоящее время уже
установлено, что самые различные
компоненты системы органов чувств
человека, когнитивной способности и
поведения имеют глубинные генетичес-
кие основания. В частности, это
касается цветового зрения, остроты
слуха, способности ориентации в про-
странстве и др. Но если генетическое
основание имеют те компоненты, на
базе которых формируется интегри-
рованный, целостный образ, то,
вероятно, можно предположить, что
подобная же обусловленность
существует и для него. Как это
допущение соотносится с возможностью
спонтанного продуцирования сходных
звуковых репрезентаций различными
представителями сообщества?
Здесь, пожалуй, необходимо подробнее
остановиться на некоторых положениях
популяционной генетики, чтобы
обосновать последующее рассуждение.
Итак, сообщество состоит из одной или
нескольких скрещивающихся популяций,
принадлежащих к одному или нескольким
видам, приспособленным к одной и той
же среде обитания. Под популяцией
понимается совокупность особей одного
вида, единство существования которых
поддерживается общностью
происхождения и территории.
Коэффициентом родства называют
вероятность того, что соответствующие
33

две особи несут в любом локусе
аллели, идентичные по происхождению.
(Здесь, очевидно, следует напомнить,
что локусом называют местоположение
гена в хромосоме. Аллель - один из
нескольких вариантов гена, которые
могут находиться в данном локусе
хромосомы10).
Синтетическая теория эволюции, как
известно, допускает, что генотипы с
более высокой приспособленность11
оставляют пропорционально большее
число потомков, поэтому их гены в
следующем поколении будут
представлены с большей частотой12.
____________________
10Все последующие определения даются
по книге: Солбриг О., Солбриг Д.
Популяционная биология и эволюция.
М.,1982.
11Напомним, что совокупность всех
генов данного организма называют его
генотипом. Под приспособленностью
понимается относительный вклад
особей в следующее поколение. При
этом различают абсолютную
приспособленность - участие особи в
создании следующего поколения, и
относительную - вклад в следующее
поколение по сравнению с вкладом
какого-либо другого генотипа,
существующего в данной популяции.
12Всегда, когда брачные партнеры в
среднем связаны более тесным
34

Таким образом, поскольку в рамках
одного сообщества скрещивание
близкородственных особей происходит
чаще, чем в различных, частота
аутозиготных особей будет выше. Если,
помимо этого, учесть, что более
приспособленные члены сообщества
оставляют более многочисленное
потомство, вследствие чего их гены в
популяции будут представлены с
большей частотой, то станет понятной
_____________________________________
родством, чем если бы они были
выбраны наугад из популяции, го-
ворят, что имеет место инбридинг
(Солбриг О., Солбриг Д. Популя-
ционная биология и эволюция. С.
179). Инбридинг - это скрещивание
близкородственных особей в пределах
одной популяции. Если данная особь
получит от родителей одинаковые
аллели, то ее называют гомозиготной
(Там же. С.58). Если такая
гомозигота имеет два гена,
происхождение которых можно
проследить от одного предка, ее
называют аутозиготной. Так вот,
инбридинг повышает частоту
аутозиготных особей. Коэффициент
инбридинга - это вероятность того,
что данный индивид получит от
родителей в данном локусе два гена,
идентичных по происхождению (Там же.
С.180-181).
35

относительная близость генотипов од-
ной популяции по сравнению с
генотипами, выбранными наугад из
различных популяций.
В то же время исследования,
проводимые в настоящее время в рамках
социобиологии, показали, что ге-
нетические вариации обусловливают
изменения в когнитивных способностях,
поведении, восприятии. Это, в
частности, касается цветового зрения,
остроты слуха, способности различения
запахов и вкусов, времени овладения
языком, правописания, перцептивных
психомоторных навыков,
экстравертности-интровертности,
времени прохождения стадий Пиаже,
некоторых фобий, некоторых форм
неврозов, психозов и др. Кроме того,
были выявлены единичные генетические
вариации, которые обусловливают
определенные когнитивные способности
(данные Ахтона и др). Стало также
очевидным, что мутации в отдельном
локусе могут выразиться в глубоких,
но очень специфичных изменениях в
архитектуре мозговых тканей (данные
Ракика). Эти изменения не только
модифицируют поведение на
локомоторном и перцептивном уровнях,
но также влияют и на такие вы-
сокоуровневые функции, как выбор и


36

решение (результаты Блисса и
Эррингтона)13.
Таким образом, наличие более высокого
генетического сходства представителей
одного сообщества (по сравнению с
представителями различных сообществ)
позволяет предположить, что
интегральная форма прото-образной
репрезентации одной и той же жизнен-
ной ситуации (имеющая генетическое
обоснование) будет у представителей
одного сообщества более сходной.
Итак, ссылаясь на социобиологические
и популяционно-генетические
исследования, мы попытались показать,
что представители одного сообщества
могут спонтанно продуцировать близкие
по звучанию звукокомплексы в сходных
жизненных ситуациях. Но существуют ли
основания, позволяющие понять, почему
результирующие звукокомплексы,
продуцируемые как форма спонтанной
прото-образной репрезентации, будут
различаться в зависимости от
характера ситуаций?
Определенные основания для ответа на
этот вопрос, на наш взгляд, дает


____________________
13Lumsden Ch., Gushurst A. Gene-
Culture Coevolution: Humankind in
the Making//Sociobiology and
Epistemology. Dordrecht, 1985. P.9.
37

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>