<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

оптического строя будет задаваться
относительной устойчивостью
отражательной способности
поверхностей, поскольку вещества, как
правило, проявляют химическую
инертность при соприкосновении с
воздухом и в силу этого сохраняют
относительное постоянство своего со-
става. Отсюда - устойчивый цвет22.
Нас же понятие инвариантов особенно
интересует в связи с необходимостью
объяснить, как возможно спонтанное,
естественное возникновение сходных
голосовых репрезентаций у различных
членов сообщества для выражения
комплекса собственных переживаний по
поводу ситуации. Представляется, что
____________________
21Там же. С.119.
22Там же. С. 136, 181.
49

теория Гибсона во многом позволяет
пролить свет на этот вопрос. И хотя
содержащиеся в ней выводы
непосредственно касаются зрительного
восприятия, многие положения (как
отмечал сам Гибсон) справедливы и для
образных репрезентаций других
модальностей - слуха, обоняния,
вкуса.
Но здесь возникают определенные
сложности. Согласно теории,
объемлющий оптический строй уникален
в каждой точке наблюдения. Как же
возможно наличие сходных восприятий
одной и той же точки одновременно?
Гибсон видит такую возможность в
потенциальной доступности точки,
занимаемой одним наблюдателем, для
любого другого наблюдателя. Более
того, возможное движение наблюдателя
из одной точки в другую, хотя и
влечет изменение светового строя, но
позволяет ему извлекать инварианты
(благодаря наличию относительно
устойчивой компоновки поверхностей и
сохранению пропорций проекций,
возникающих при движении). Таким
образом, потенциальная доступность
любой точки наблюдения для различных
субъектов, а также наличие
инвариантов объемлющей среды
обусловят возможность существования
сходных зрительных восприятий одной и

50

той же жизненной ситуации различными
субъектами.
Кроме того, так как выводы теории
Гибсона во многом справедливы для
слуха, вкуса, обоняния, осязания, то
каждая из этих способностей имеет в
своей основе определенные особенности
среды обитания, к условиям которой
адаптирован человек: возможность
слуха обусловлена проницаемостью
среды для акустических волн, обоняния
- возможностью диффузии молекул
химических соединений, цветового
зрения - химической инертностью в
воздушной среде тех веществ,
поверхности которых доступны
восприятию человека, и, как
следствие, относительной
устойчивостью их состава.
Но поскольку все эти формы
восприятия, очевидно, также
базируются на вычленении инвариантов,
задаваемых спецификой земной среды
обитания человека, постольку и
применительно к ним формируются
сходные репрезентации у потенциальных
"слушателей", "осязателей" и др. (так
же, как и у "зрителей").
Но если это так, тогда и
складывающиеся на их основе
интегральные прото-бразы, базируясь
на инвариантах объемлющего
оптического (химического, акусти-

51

ческого...) строя, будут у членов
одной популяции сходными.
Итак, потенциальная возможность
восприятия одних и тех же параметров
окружающей среды, возможность
вычленения сходных инвариантов
объемлющего оптического
(акустического, химического...) строя
обусловят и сходство результирующих
звуковых прото-образных репрезентаций
близких жизненных ситуаций членами
одного сообщества.
Но если это так, то возникает вопрос,
почему же языки различаются между
собой? Ведь если каждая точка
потенциально доступна наблюдателю, и
любой наблюдатель потенциально имеет
возможность извлечь одинаковые
инварианты объемлющего строя, то
получается, что и форма спонтанных
выражений подобным образом
складывающихся сходных восприятий не
должна различаться. В
действительности же существует
множество различных языков, у которых
одни и те же объекты и явления имеют
различные наименования. Причем
представители одной культуры именуют
их сходным образом, а различных - по-
разному. Может ли это обстоятельство
быть объяснено в рамках предлагаемой
гипотезы, а также теории Гибсона? Как
нам кажется, да.

52

Известно, что популяции различаются
по многим параметрам, в том числе и в
зависимости от занимаемой территории.
Иначе говоря, в пределах определен-
ного ареала обитания ее члены могут
осуществлять все формы
жизнедеятельности - кормиться,
отдыхать, заботиться о потомстве. Но
за его пределами может находиться (и
чаще всего находится) территория иной
популяции, активно защищаемая от
вторжения "чужаков".
Применительно к обсуждаемым вопросам
существенным представляется то, что
хотя по теории Гибсона любая точка
наблюдения является потенциально
доступной для любого наблюдателя, но
на практике эта установка может быть
реализована лишь с весьма суще-
ственными оговорками. А именно:
потенциально доступна любая точка,
находящаяся на территории, занимаемой
данным сообществом. Это, в свою
очередь, означает, что среда обитания
и, соответственно, инварианты,
которые служат источником
формирования собственных восприятий,
для представителей различных
сообществ будут более или менее
существенно различаться. В
результате, инварианты, доступные
членам одной популяции и характерные
для местности их обитания, могут
оказаться недоступными для членов
53

других популяций и не столь
характерными (или совсем не ха-
рактерными) для их среды обитания.
Например, "морские" цивилизации
достаточно существенно отличаются от
"сухопутных" (при такого рода
сопоставлениях необходимо учитывать
условия расселения соответствующих
этносов - всегда ли они занимали эти
территории, или, возможно, их
культура, язык, обычаи сформировались
в иных условиях и лишь затем были
принесены в новые места).
Поэтому отличия в наименованиях,
используемых для обозначения сходных
жизненных ситуаций в рамках различных
культур, могут объясняться также и
отличиями в характере среды обитания:
различные жизненные условия, отличия
территорий, на которых протекает
жизнь членов сообществ, обусловливают
отличия в характере тех инвариантов,
которые вычленяются ими в процессе
восприятия.
Данное обстоятельство, в сочетании с
ранее обсуждавшейся генетической
обусловленностью изменчивости
различных компонентов восприятия у
представителей разных сообществ, -
все это приведет к тому, что в рамках
единой культуры спонтанно будут
формироваться сходные звуковые
репрезентации комплексов собственных
впечатлений. И напротив, чем в
54

большей степени различается та
реальность, к восприятию которой
адаптированы органы чувств человека
(а также, чем больше отличия
генотипов), тем более существенными
будут отличия в результирующем
целостном прото-образном
представлении собственных впечатлений
по поводу близких жизненных ситуаций.
Итак, мы надеемся, что проведенный
анализ позволил показать, как, почему
и за счет чего возможно спонтанное
формирование сходных прото-образных
звукокомплексных репрезентаций для
выражения сходных содержаний.
Образ как символ
Следующий важный этап развития
языковой и мыслительной способности -
это начало более или менее
систематического функционирования
первичных индивидуальных
звукокомплексов в коммуникативных
актах.
Анализируя проблему формирования
фундаментальной для человека
способности обмениваться информацией,
автор ранее упоминавшейся теории
cinfo (культурно передаваемой
экологической информации) Д.Смайлли
пытается наметить некоторые стадии,




55

через которые этот процесс прошел в
филогенезе23.
Он опирается на изучение языковой
способности ребенка на ранних стадиях
его развития (от 9 месяцев до двух
лет). Смайлли соглашается с тем, что
широко распространенное представление
о повторяющихся в онтогенезе основных
моментах филогенетического развития
может быть принято лишь с известными
оговорками. Тем не менее он полагает,
что, когда старые структуры
используются в эволюции для
выполнения новых функций, виды
сохраняют то, что работоспособно в
старых паттернах24. Примерами такого
рода наследования могут служить
трансформации значения хватательного
рефлекса у младенцев или оперения у
птиц.
Так, например, данные свидетельствуют
о том, что рептильный предок птиц
культивировал оперение независимо от
его "летательной" функции, просто как
____________________
23Smillie D. Sociobiology and Human
Culture//Sociobiology and Epis-
temology. Dordrecht, 1985.
24Паттерн (pattern) -
труднопереводимое слово. Обычно
используется для характеристики
плоскостных конфигураций. Может ис-
пользоваться в значении
"упорядочение", "схема".
56

систему, способную обеспечить
изоляцию теплокровного животного от
холода. И лишь позднее эта форма пре-
адаптации была утилизирована
потомками как составная часть
системы, обеспечивающей возможность
совершения полетов25.
То же и хватательный рефлекс у
младенца. Известно, что в первые 2-3
месяца жизни ребенок крепко
схватывает все, что прикасается к его
пальцам. Эта форма поведения имела
жизненно важное значение и была
адаптивной у предковых видов, когда
детеныш был вынужден крепко держаться
за шерсть матери, чтобы не упасть. Со
временем первоначальный смысл этой
формы поведения утратился: тело
матери не покрыто шерстью, да и для
выживания ребенку больше не надо
хвататься за мать. Но рефлекс
сохранился. В нем зафиксирован реликт
старой адаптивной системы, но теперь
он служит реализации новой,
чрезвычайно важной с точки зрения
развития человека, активности -
манипулированию предметами26.
В рамках этой общетеоретической
установки о сохранении некоторых
компонентов филогенетически более
____________________
25Smillie D. Sociobiology and Human
Culture. P.83.
26Ibid. P.84.
57

ранних структур в том случае, если
они могут эффективно использоваться
для выполнения новых, значимых для
организма функций, Д.Смайлли
рассматривает отношения языка и
cinfo. Прежде всего он полагает, что
способность к языку - эволюционно
старая система с прочно заложенным
биологическим фундаментом, как в
мозгу, так и в голосовом аппарате
человека27. Д.Смайлли стремится
реконструировать процесс эволюции
мышления, приведший к возможности
передачи cinfo. При этом за основу,
как уже отмечалось, принимаются
определенные вехи в развитии языковой
способности ребенка. Между 9 и 13
месяцами ребенок начинает
использовать специфические жестовые и
вокальные сигналы, имеющие
идентифицируемое функциональное
содержание. Их можно рассматривать
как неязыковые, выполняющие некоторую
коммуникативную функцию, но еще не
являющиеся элементами истинной
лингвистической системы. Существуют
свидетельства, что эти сигналы
распознаются не только собственными,
но и чужими родителями, и даже
взрослыми, принадлежащими к другим
лингвистическим группам.

____________________
27Ibid. P.81.
58

Изучение двух групп детей одного
возраста - итальянцев и американцев -
показало, что ими использовались
четыре сигнала, которые условно могут
быть названы "давание", "ритуальная
просьба", "коммуникативное указание"
и "показывание". При этом первые два
опосредуют разделение ролей в ходе
социального взаимодействия, а вторые
два служат цели привлечения внимания
взрослого.
В плане анализа эволюции
коммуникативной системы этим функциям
сигналов до-лингвистического
поведения детей Смайлли ставит в
соответствие определенные формы
жизнедеятельности человека на ранних
стадиях филогенеза. Сигналы
разделения социального взаимодействия
он связывает с историческим формиро-
ванием типичного лишь для человека
разделения труда между мужчинами и
женщинами, выразившегося в том, что
первые могли больше времени и сил
отдавать добыванию пищи (в том числе
и на значительном удалении от дома),
а вторые - больше внимания и заботы
уделять потомству. Значимость этого
обстоятельства с эволюционной точки
зрения трудно переоценить, поскольку
продление периода детства, повышение
выживаемости за счет большего
внимания и заботы со стороны
родителей о потомстве (при прочих
59

равных условиях) обеспечивают большую
адаптивность28 вида.
Вторая функция, сыгравшая, по мнению
Смайлли, фундаментальную роль в
становлении человека как вида, - это
функция показывания, которую следует
отличать от имитации. Имитация
развита у многих видов и выражается в
воспроизведении одним некоторой
последовательности действий другого.
У человека же эта способность
опосредована множеством формальных
коммуникативных сигналов. Она
получает дальнейшее развитие за счет
формирования потребности
сознательного, преднамеренного
привлечения внимания партнера к
собственным действиям, а также
выработки определенных сигналов,
опосредующих эту активность.
Следующий этап в формировании
языковой способности ребенка
(примерно с 13 месяцев) - использо-
вание отдельных слов, чтобы выразить
____________________
28Адаптивные возможности оцениваются
как более высокие в случае более
высокой интенсивности размножения,

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>