<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

или относительно более высокой
выживаемости потомства, или когда
совокупный эффект смертности и
скорости размножения выражается в
увеличении числа выживающих
потомков.
60

и коммуницировать новые содержания. С
эволюционной точки зрения при этом
осуществляется переход от стадии, где
коммуникативные сигналы
использовались для опосредования
социального взаимодействия, к стадии,
где фокус перемещен на сами объекты.
В филогенетическом плане этой стадии,
по мнению Смайлли, соответствует
такое развитие человека как вида,
когда им предпринимаются сложные
коллективные действия, требующие от
участников высокой согласованности
поступков. При этом способность
обозначать объекты и дифференцировать
различные их виды могла придавать
совместной деятельности совершенно
новое качество и открывать новые
перспективы. Но пока - это инструмент
для оперирования перцептивно данным
миром. Он еще не может быть
использован для обмена информацией о
том, что отсутствует или что
неизвестно одному из коммуникантов.
После 18 месяцев ребенок начинает
комбинировать слова и овладевает
синтаксисом родного языка. С разви-
тием этой новой способности он
оказывается в состоянии передать то,
что происходит или происходило, и
даже иметь дело с воображаемым в
игре. Это один из смыслов того, что
Пиаже назвал эгоцентричностью - вера
в то, что все, известное ребенку,
61

известно и его аудитории. (К вопросу
о природе эгоцентрической речи мы еще
вернемся, поскольку она действительно
составляет важнейший этап
когнитивного развития человека.)
И наконец, тот самый момент, когда у
члена сообщества появляется
осознанное стремление передать ин-
формацию о некоторой ситуации,
которой он владеет, другому, кто не
был непосредственным участником со-
бытия и, следовательно, не может
иметь собственного знания о нем. С
этим этапом, по мнению Смайлли, и
связано формирование и закрепление
фундаментальной для человека и
бесценной с точки зрения эволюции че-
ловечества способности передавать
экологически значимую информацию,
которая может быть использована для
увеличения адаптивных возможностей
человека. Так создается совершенно
нового типа ресурс, именуемый одними
адаптивной зоной, другими - новым
экотопным пространством. Его
эксплуатация позволяет человеку
доминировать над средой.
Подобная реконструкция логики
формирования коммуникативной системы,
несмотря на возможную спорность
отдельных ее положений, на наш
взгляд, представляет значительный
интерес, поскольку в ней предпринята
попытка увязать такие формы современ-
62

ного знания, как развитие языковой
способности в детстве, эволюция
различных форм жизнедеятельности че-
ловека в филогенезе и стадии развития
отдельных компонентов коммуникативной
системы.
Хотелось бы также обратить внимание и
еще на один момент. Как уже
отмечалось, в основании приведенной
реконструкции логики формирования
коммуникативной системы лежит
убеждение в том, что привычные для
нас структуры (понимание роли которых
устоялось в современной культуре и
обусловлено анализом тех функций,
которые они выполняют в сложившихся
на сегодняшний день формах
жизнедеятельности) могли
формироваться как предназначенные для
выполнения совершенно других функций.
И лишь впоследствии, благодаря
возможности их использования в рамках
развития новых навыков, оказались
включенными в функционирование
позднее сложившихся структур.
Для нас подобные свидетельства очень
важны, поскольку среди функций языка,
давно ставших привычными для
современной культуры, мы стремимся
обнаружить те компоненты реликтового
существования этой системы, которые
формировались как предназначенные для
решения совсем других задач.

63

В этом плане такие функции языка как
коммуникативная, экспрессивная,
номинативная представляются нам более
поздними формами развития
человеческой мыслительной и языковой
способности. Исторически более ранней
формой прото-лингвистической активно-
сти, на наш взгляд, было
продуцирование первичных
звукокомплексов, выступавших как
форма спонтанной фонетической
репрезентации определенной жизненной
ситуации в виде некоторого
интегрального целостного образа
(вернее, прото-образа)29.
Вернемся теперь к обсуждению вопроса
об особенностях трансформации
первичных звукокомплексов в ходе
расширения и углубления сферы
коммуникативных актов. В каком
направлении будут эволюционировать
звукокомплексы, становясь частью
коммуникативной системы, и какое
влияние эти процессы окажут на
эволюцию мыслительной способности
человека?
Здесь, как нам представляется,
необходимо принять во внимание два
фактора. Первый - степень репрезента-
____________________
29Соотношения первичных прото-образов
и современных нашей культуре форм
образной репрезентации информации мы
специально коснемся позднее.
64

тивности отдельных компонентов
звукокомплексов (с точки зрения
кодируемого в них содержания) в
рамках коммуникативного акта. И
второй - постепенно происходящую
ритуализацию поведения.
Остановимся сначала на первой стороне
проблемы. Несмотря на то что
представители одного сообщества
оказываются в состоянии продуцировать
близкие по звучанию звукокомплексы,
как выражающие совокупность
собственных переживаний по поводу
сходных ситуаций, тем не менее эти
комплексы не могут быть полностью
тождественными. Существование
различий в них неизбежно. Оно
обусловлено целым рядом обсто-
ятельств: во-первых, генотип родичей
(кроме случая однояйцевых близнецов)
хотя и близок, но все же различается.
Значит генетическая обусловленность
различных компонентов восприятия,
будет хотя и достаточно близкой, но
не тождественной.
Во-вторых, несмотря на то что
потенциально члену сообщества
доступна вся территория, которую
занимает данное сообщество, все же
различные формы его жизнедеятельности
протекают в некотором более
ограниченном пространстве.
И в-третьих, различный жизненный и
личностный опыт у различных субъектов
65

также обусловит определенные отличия
в восприятии сходных феноменов. Все
эти обстоятельства (а возможно, и
некоторые другие) приведут к тому,
что результирующие первичные звуко-
комплексы хотя и будут у
представителей одного сообщества в
определенных компонентах сходными
(что и предопределит возможность
коммуникации), но сохранят на себе
печать "личности их творца", будут
содержать компоненты, отражающие то
особенное, неповторимое в восприятии,
что присуще именно данному индивиду.
В каком направлении будут
видоизменяться звукокомплексы в
процессе коммуникации? По мере расши-
рения и углубления коммуникативных
актов будут стираться,
нивелироваться, утрачиваться те
компоненты звукокомплексов, которые
представляют индивидуальное,
неповторимое в нем и поэтому
затрудняют коммуникацию, т.е. по
меньшей мере не способствуют лучшему
взаимопониманию. И напротив, те
составляющие звукокомплексов, которые
выражают общее в понимании,
восприятии, видении исходного
феномена и служат, по существу,
основой коммуникации, будут закреп-
ляться в сознании членов сообщества.
Еще один фактор, в том же направлении
влияющий на изменение характера
66

звукокомплексов, - это происходящая в
процессе эволюции ритуализация
поведения. О. и Д.Солбриг отмечают30,
что первоначальная функция поведения
может модифицироваться и приобретать
коммуникативный характер. В ходе
ритуализации первоначальное поведение
обычно упрощается и одновременно
усиливается, превращаясь тем самым в
более эффективный сигнал. Иногда это
сопровождается морфологическими
изменениями, делающими сигнал еще
более заметным.
Эта закономерность так же реализуется
применительно к интересующему нас
вопросу. И в частности, спонтанное
продуцирование членами сообщества
звукокомплексов, первоначально
являвшихся средством прото-образной
репрезентации комплексов собственных
впечатлений по поводу тех или иных
жизненных ситуаций, в процессе
эволюции будет приобретать коммуни-
кативный характер. В результате,
звукокомплексы будут изменяться в
направлении постепенного их упрощения
(в целом) и, вместе с тем, усиления
отдельных их компонентов. Упрощение,
вероятно, выразится в том, что
элементы звукосочетаний, являющиеся
____________________
30Солбриг О., Солбриг Д.
Популяционная биология и эволюция.
С.428-429.
67

менее репрезентативными в отношении
предмета коммуникативного акта, будут
постепенно элиминироваться. И,
напротив, те, что наиболее однозначно
воспринимаются и интерпретируются
членами сообщества, будут
закрепляться.
Все это приведет к тому, что
видоизмененные первичные
звукокомплексы, в большей мере
приобретая характер коммуникативных
сигналов, начинают функционировать в
сообществе как образы-символы: об-
разы, поскольку они производны от
определенных форм образной
комплексной репрезентации картины
мира; символы - поскольку они
приобретают черты совершенно иного
типа информации, который и функциони-
рует по-иному, и по-иному связан с
обусловившей его возникновение
реальностью. С развитием и расшире-
нием сферы коммуницируемых содержаний
субъекту уже нет необходимости
оживлять в своем сознании всю
целостную, яркую картину, которая
послужила первоисточником восприятия
ситуации. Минуя ее, образ-символ
оказывается достаточно
непосредственно связанным с
зафиксированным в нем содержанием.
Но здесь начинает действовать и
принципиально новый фактор,
обусловливающий эволюцию человечес-
68

кого мышления. Те компоненты
звукокомплексов, которые
функционируют в сообществе в качестве
образов-символов, косвенно начинают
влиять на характер восприятия
индивида. И в частности, совокупности
собственных переживаний (впечатлений)
субъекта, которые первоначально
выступали как целостные, нерасчлени-
мые сущности, становятся для него
неравноценными: то содержание
собственных впечатлений, которое
послужило источником формирования
компонентов звукокомплексов,
зафиксированных в образах-символах,
начинает восприниматься как более
значимое (и потому, что оно
наличествует и в комплексах
восприятий других членов сообщества,
и потому, что оно служит основой
взаимопонимания в коммуникативных
актах). И напротив, компоненты
восприятия, на которых базировались
элементы звукокомплексов,
затрудняющие взаимопонимание и не
закрепившиеся в символах-образах,
оказываются для субъекта в некотором
смысле менее значимыми.
Формирование такой способности
расчленения, оценки по степени
значимости своих восприятий, на наш
взгляд, служило источником
становления более сложной
мыслительной способности -
69

представления определенной ситуации
как совокупности ее признаков, иначе
говоря, процедуры интенсионализации.
С чем могло быть связано формирование
такой способности? Компоненты
звукокомплексов, в процессе
коммуникации закрепившиеся как
наиболее репрезентативные (для членов
данного сообщества) в отношении
некоторой ситуации, уже не были
выражением индивидуальных,
спонтанных, целостных ее переживаний.
Все личностное, неповторяющееся
отсеялось. Зафиксировалось то, что
наиболее однозначно воспринималось
членами данного сообщества, как
указывающее на некоторую данную
ситуацию.
Закрепление такого "ярлыка",
"репрезентата", заменившего исходные
индивидуальные формы звукового
выражения личностных переживаний по
поводу ситуации, в силу наличия
обратной зависимости, постепенно
изменило и характер индивидуального
восприятия соответствующих ситуаций.
Комплексное, нерасчлененное,
целостное, непосредственное
восприятие и выражение постепенно
уступало место "выжимке", "абстракту"
исходной ситуации, т.е. такому
восприятию, где некоторые ранее
присутствовавшие его компоненты
оказывались стертыми, другие же
70

начинали акцентироваться. Но и это не
все. Акцентированные параметры уже не
были в собственном смысле слова
компонентами тех исходных личностных
восприятий, которые послужили
источником формирования образов-
символов. Хотя в их основе и лежали
все те же компоненты чувственного
восприятия и представления
информации, но после формирования
образа-символа, как репрезентата
ситуации, и его обратного воздействия
на характер восприятия изменились и
сами исходные компоненты комплексного
восприятия индивидом ситуации. Они
были уже не столь непосредственными,
как первоначально: имели более
сложную историю формирования. В их
генезисе уже участвовали образы-
символы, закрепленные в данном
сообществе как наиболее репрезента-
тивные в отношении исходной ситуации.
Вероятно, этот процесс видоизменения
характера восприятия на основе
обратного воздействия на него формы
репрезентации и лежал в основе
формирования тех прото-форм
восприятия информации, которые мы
теперь именуем признаками (предметов,
объектов, явлений). Эти признаки были
двойственными по своей природе. С
одной стороны, они базировались на
индивидуальных комплексных спонтанных
переживаниях членами данного
71

сообщества некоторой исходной ситу-
ации (т.е. содержали момент
субъективного). С другой - они несли
на себе отпечаток зафиксированного в
процессе коммуникации и
видоизмененного (по отношению к

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>