<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

множеству исходных репрезентаций)
образа-символа, начавшего выполнять
функции обозначающего (и в этом
смысле содержали элемент
интерсубъективного в восприятии
исходной ситуации). В любом случае,
эти видоизмененные комплексы
восприятий, которые содержали в себе
знание о репрезентативности соответ-
ствующего образа-символа, не были
теми же самыми, что лежали в основе
формирования прото-образов и
представляли собой сугубо
индивидуальные конструкты.
В прогрессировании такого влияния мы
видим основу формирования и эволюции
операции интенсионализации информации
(представления ситуации в виде
совокупности признаков,
характеристичных для нее). Это
открывало пути для складывания
совершенно новых навыков оперирования
информацией. И прежде всего,
сопоставления объектов, выявления
некоторых классов, отнесения объектов
к классу и др.
Неверно думать, что в зачаточной
форме эти процедуры не существовали
72

ранее. И сопоставление ситуаций, и их
отнесение к некоторому классу событий
может осуществляться и в до-
символических формах. Однако оно
отличается по ряду параметров. Во-
первых, осуществляется спонтанно, не
является объектом сознательно
направляемых усилий. Во-вторых,
ситуации сопоставляются как целостные
сущности, причем сравнение в
значительной степени базируется на
уподоблении собственных впечатлений
по поводу этих ситуаций. Переход к
формированию средств символического
оперирования информацией, и в
частности складывание способности
интенсионализации информации, создал
предпосылки для более широкого
использования операции соотнесения. И
вот почему. Вряд ли имеет смысл отри-
цать, что жизненные ситуации
достаточно разнообразны, и их
буквальное и точное во всех деталях
повторение - относительно редкий
случай. К тому же внутренний мир
человека также подвержен
многообразным влияниям и вследствие
этого весьма изменчив. Поэтому как
комплексы собственных впечатлений по
поводу жизненных ситуаций, так и
результаты их сопоставления будут
различными в различных ситуациях. В
этой связи класс прототипов, который
может быть сформирован на основе
73

подобного типа восприятия и оценки,
будет достаточно ограниченным.
Напротив, в том случае, если
сформировался иной тип восприятия,
базирующийся на сопоставлении по
отдельным параметрам сравниваемых
ситуаций, появляется возможность
соотносить достаточно отдаленные
фрагменты жизненного опыта, в целом
не воспринимающиеся как сходные и не
вызывающие близких комплексов
восприятий. Иначе говоря, появляется
возможность сопоставлять ситуации не
только в целом, но и по отдельным
параметрам, что, безусловно, расширит
как сферу использования этой
мыслительной операции, так и класс
выделяемых на этой основе прототипов.
Одна и та же ситуация может
соотноситься с множеством других,
достаточно от нее отличных, по самым
разным параметрам. При этом
изменяется сама основа соотнесения -
не целостные комплексы собственных
впечатлений по поводу целостно
воспринимаемых ситуаций, а отдельные
свойства самих этих ситуаций.
Именно на этой основе, на наш взгляд,
становится возможной реализация
тенденции к выявлению регулярностей,
которая (в качестве необходимого
условия) предполагает возможность
отвлечения от множества параметров
сравниваемых ситуаций, что само по
74

себе является достаточно сложной
мыслительной процедурой, которая
становится возможной лишь с момента
формирования способности к
акцентированию отдельных компонентов
восприятия как более репрезентативных
по отношению к ситуации.
Сформировавшись, подобная тенденция,
очевидно, получает генетическое
закрепление, поскольку (как основа
развития прогностических спо-
собностей) обеспечивает существенно
большие адаптивные возможности для
особей, преуспевших в плане ее
развития31.
____________________
31Имеется в виду их более высокая
относительная приспособленность
(вклад в следующее поколение по
сравнению с вкладом другого
генотипа), являющаяся, одной
стороны, следствием общего
увеличения продолжительности жизни
более приспособленных членов
сообщества, с другой - возможностью
более интенсивного размножения
(поскольку, как известно, в
стрессовой ситуации продуктивная
способность снижается, а лучшая
адаптированность обеспечит и большую
стрессорную устойчивость). В целом
же эти факторы увеличат в генофонде
популяции частоту сочетаний генов,
унаследованных от тех сородичей,
75

Очевидно, можно утверждать, что
способность к эффективному вычленению
регулярностей в потоке восприятия
становится адаптивным признаком32.
Так в сфере мыслительной активности
человека наряду с ранее
существовавшими комплексами
целостных, нерасчлененных восприятий
начинают функционировать психические
содержания, имеющие несколько иные
характеристики. Во-первых, как было
показано, они содержат элемент
интерсубъективности. Во-вторых, в
ходе регулярного употребления в
коммуникативных актах их связь со
сферой обусловивших их феноменов
настолько упрочивается, что
соответствующий звукокомплекс на-
чинает выступать как достаточно
непосредственный заместитель
некоторой исходной ситуации. Понятно,
_____________________________________
которые оказались более эффективными
в плане развития способности
выделения регулярностей в потоке
восприятия и формирования на этой
основе адекватных форм поведения.
32Напомним, что адаптивен такой
признак, которому благоприятствует
отбор, сохраняя особей, обладающих
этим признаком, и элиминируя тех,
кто лишен его (Солбриг О., Солбриг
Д. Популяционная биология и
эволюция. С.327).
76

что следующим (хотя и довольно
отдаленным) шагом на этом пути станет
оперирование символами и относительно
независимо от обозначаемого
содержания (что нередко
осуществляется в разного рода
символических построениях).
Итак, все рассмотренные формы
оперирования информацией - и
интенсионализация (задание объекта
через совокупность его признаков), и
структурирование (выделение более и
менее существенных свойств, связей,
отношений), и сравнение информации по
выделенным признакам, и выявление
регулярностей в потоке восприятия -
все эти мыслительные процедуры прин-
ципиально отличаются от форм
оперирования информацией,
базирующихся на образных
репрезентациях. Как возможно их
формирование? Ведь если изначальное
восприятие нерасчлененно, целостно,
то откуда же берется расчленение,
выражение в совокупности признаков,
выявление регулярностей?
Как мы стремились показать - из
двойственной природы образов-
символов, возникающих вследствие
трансформации исходных прото-образов
в процессе коммуникации. Именно
отсюда - вычленение из всего
комплекса личностных восприятий
некоторых параметров ситуации, как
77

более существенных. И далее - через
систему обратных связей - влияние
такой дивергенции на характер
исходного восприятия. В этом смысле,
действительно, первоосновой всей
собственно человеческой культуры
стало слово. (Вспомним Евангелие от
Иоанна: "В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог... 3.
Все чрез Него начало быть, и без Него
ничего не начало быть, что начало
быть. 4. В Нем была жизнь, и жизнь
была свет человеков; 5. и свет во
тьме светит, и тьма не объяла
его"33.)
Когда первичный звукокомплекс в
процессе коммуникации превращается в
Слово, возникают и развиваются и все
формы представления и оперирования
информацией, которые создали
современную культуру, которые
обусловили развитие символического
мышления (и не только его, но и
современные формы образного мышления,
которые существенно отличаются от
реликтовых форм прото-образного
восприятия). Формируются новые типы
осмысливаемой реальности - симво-
лическая и - что не менее важно -
субъективная. А именно, то, что
раньше не вычленялось как более или
менее самостоятельная, достойная
____________________
33Святое Евангелие. СПб.,1907. С.249.
78

внимания и специального рассмотрения
область, выступало лишь как составная
часть, продолжение общемировых
процессов, с формированием образов-
символов начинает постепенно
становиться объектом рассмотрения,
оценки.
Подобное изменение восприятия
значимости мира собственных
переживаний формирует предпосылки для
целого класса новых отношений. Во-
первых, в рамках прежнего отношения к
природе, строившегося по типу "я -
ты", начинает вызревать отношение по
типу "я - оно". Это приводит к тому,
что то, что раньше рассматривалось
как одушевленное, действенное,
активное начало, постепенно начинает
восприниматься как пассивное,
подчиненное, зависимое34.
Во-вторых, благодаря изменению
статуса собственных восприятий
трансформируется понимание человеком
своего места в природе: от полной
слитости, растворенности в ней
____________________
34Концентрированным выражением
начинающейся трансформации понимания
отношения природы и человека, на наш
взгляд, могут служить существенно
более поздние сентенции: "Природа -
мастерская, а человек в ней
работник", "Не ждать милостей от
природы, а взять их у нее" и т.д.
79

начинается постепенный переход к осо-
знанию относительной независимости и
самостоятельности своего "я". Это
приводит к тому, что человек начинает
вычленять себя из окружающего мира.
Ему открывается совершенно новый тип
реальности - субъективная реальность,
которая оказывается столь же безгра-
ничной и неисчерпаемой, как и
объективная.
Очевидно, с этим этапом эволюции
мыслительной способности связано
формирование аутистического
мышления35. Это чрезвычайно важный
момент: именно внимание к своему
внутреннему миру, к его порождениям и
конструктам, к продуктам его
____________________
35Термин "аутизм" ввел Е.Блейлер для
обозначения определенных форм
психических нарушений (снижение
способности управлять своим
мышлением, сосредоточенность на
ограниченном круге тем и желаний,
стремление избежать внешних
контактов и др.). В норме термин
"аутистическое мышление" стал
использоваться для обозначения
ненаправленного мышления. Его
отличают от мышления реального,
ориентированного на решение задач
адаптации индивида к условиям среды.
Аутистическое мышление иногда на-
зывают "сном наяву".
80

активности, на наш взгляд, станет
основой формирования воображения,
фантазии, интуиции и, в конечном
счете, творческой способности
человека.
Известно, что продуктивная
деятельность мышления осуществляется
с опорой на невербальные средства
оперирования информацией. Однако, как
представляется, первичные
нерасчлененные и не выделявшиеся
субъектом комплексы впечатлений вряд
ли могли бы служить основой такой
активности. И дело не только в том,
что в процессе творческой
деятельности параллельно
функционируют средства
левополушарного и правополушарного
восприятия и переработки информа-
ции36, и не только в том, что без
этапов осознанного осмысления
информации (анализ исходных данных,
выявление возможных связей и
отношений поступающей информации с
хранящейся, оценка различных
компонентов информации с точки зрения
существующих в обществе культурных
традиций, функционирующей картины
мира, устоявшихся представлений раз-
личной природы и др.) творческий
результат не мог бы быть
сформулирован, осознан и включен в
____________________
36См. главу 2 данной книги.
81

существующую систему знания. Дело в
том, что прото-образные
репрезентации, продуцировавшиеся на
ранних этапах эволюции мышления,
вообще не выступали для человека как
потенциальный объект рассмотрения.
Его внутренние переживания, ощущения,
впечатления до определенного момента
воспринимались им как продолжение и
составная часть непрерывно
совершающихся вокруг него изменений.
Все это становится особенно отчетливо
видным, если принять во внимание
необыкновенную остроту, яркость,
сверхъестественную (с точки зрения
современной культуры) чуткость к
восприятию окружающего представителей
ранних культур. Так, бушмены способны
чувствовать приближение какого-либо
человека, животного или наступление
некоторого события задолго до того,
как это становится доступным
представителю "технократической
цивилизации".
При этом основанием такого узнавания
служит эмпатия, удивительное
уподобление (и даже слияние,
идентификация) своего "я" с
существованием другого - будь то
человек или животное. Например, о
приближении своего отца один бушмен
узнал, ощутив на своем теле его
старую рану, о приближении жены -
почувствовав на своих плечах ремни,
82

на которых она несла за спиной
ребенка. О близости антилопы они
догадываются, почувствовав на своих
ребрах полосы черной шерсти или
ощутив в глазах появление черных
крапинок. Иногда бушмену
представляется, что это его ноги шур-
шат в траве37.
Таким образом, налицо фантастическая,
необыкновенная слитость,
отождествление Себя и другого. Волей-
неволей на память приходит знаменитый
Киплинговский закон джунглей,
которому маленького Маугли учили
Багира и Балу: - "Мы все одной
крови".
Очевидно, такое видение и восприятие
окружающего мира и своего места в нем
характерно для ранних этапов эволюции
человеческой мыслительной способно-

<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 29)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>