стр. 1
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Путь бесхвостой птички


“Путь бесхвостой птички”
или Иероглифика по методу Шерлока Холмса


Данная книга посвящена приобщению читателя к таинствам японской
письменности; ее основная цель как можно быстрее избавить вас от страха перед
иероглифами и показать, как при помощи несложных мнемотехнических приемов
можно научиться распознавать в тексте очертания знакомых составных элементов
иероглифа и логически закреплять в памяти смысл каждого нового знака.

Я не следовал каким либо научным рекомендациям при создании этой книги;
скорее меня вдохновляли поэтические образы, возникающие при созерцании
отдельных кандзи и их бесконечных сочетаний. Отдельные графические элементы,
созданные тысячелетия тому назад, остались настолько ясными, что не требуют
дополнительного истолкования. Другие, из числа тех, которые подверглись
значительным изменениям и стали неузнаваемыми графически, я попытался
представить более или менее оригинальным путем, допуская иногда “насилие” над
здравым смыслом (пусть простят меня серьезные специалисты) и пытаясь найти в
изображении иероглифа то, чего там, возможно, никогда и не было.

Иероглиф от обычной буквы алфавита отличается тем, что хранит в себе не только
звук, но и законченный смысл, образ (представьте себе букву “Я”, используемую только
в качестве личного местоимения в данном смысле ее тоже можно было бы считать
иероглифом “пузечко” на “ножках”). Рожденный много веков тому назад, Его
Величество Иероглиф видоизменялся, переосмыслялся, оттачивался миллионами
умов (и рук каллиграфов); в современную жизнь он вошел наполненным зрелым и
глубоким смыслом, однако, при этом, совершенно лишенным признаков дряхлости,
как будто ему известен своеобразный секрет философского камня. Японские
трехстишия и пятистишия не могли бы появиться на свет божий, если бы в их создании
не участвовали активным путем сами иероглифы. Японцы не поражали бы весь мир
своим упорством в переосмыслении достижений заморских умов, если бы их не
воспитывали на изматывающем изучении иероглифического письма. Мир
иероглифики чудесный и загадочный, открывающий (если вы желаете этого)
поразительные глубины восприятия внешнего мира и внутреннего естества, охотно
вступающий в неспешный диалог с дремлющими в нас поэтическими и
художественными чувствами, несет в себе мощный эстетический заряд, который
позволяет вырваться сознанию из рутинного, подчас зомбирующего окружения.
Давайте войдем хотя бы на окраину этого реального и, в то же время, фантастического
мира, давайте сделаем по глотку свежего воздуха и поймем, насколько недостойны и
примитивны причины большинства наших забот и огорчений по сравнению с
космическим восприятием природы!

I. Раз два три, начали или догоним и перегоним японских
школьников!
Всегда в любом деле нужно с чего нибудь начинать, в том числе, и в изучении
кандзи; поэтому начнем, мысленно произнеся “раз два три!”, и погрузимся в
безбрежный океан неизведанного мира иероглифики.

Первый иероглиф наверняка удивит вас своей простой для запоминания формой.
Не нужно посвящать жизнь каллиграфии для того, чтобы нарисовать вполне приличную

3
Путь бесхвостой птички

по форме горизонтальную черточку


Однако, как это ни удивительно, перед вами на самом деле настоящий и
полноправный иероглиф. Он означает “единицу” при перечислении или обозначении
чего либо.

...

Добавив еще одну параллельную черточку, получим иероглиф “два”



...

Присоединив к «двойке» еще одну черточку (параллельно предыдущим), можно
провести первый тест на интеллект, из которого читатель наверняка выйдет
отличником, сказав “три” –



Вы, возможно, уже решили, что через пару часов обучения в соответствии с
данной методикой можно будет отправить иероглифическое послание в редакцию
книги рекордов Гиннеса; однако, не торопитесь, давайте без “головокружения от
успехов”.

Черточки обозначают пальцы на руке, которыми древние китайские (а затем и
японские) торговцы на базаре указывали цену, эффектно выбрасывая руку среди
неимоверного рыночного гвалта. Более красивый вариант запоминания первых трех
иероглифов (если их вообще придется с усилием вспоминать) это обозначение
“земли”, “неба” и “человека” между ними, то есть, цифру “три” можно воспринять как
предельно упрощенную модель окружающего мира. Этот вариант пригодится в
дальнейшем для истолкования некоторых других иероглифов, в составе которых
наличествует, к примеру, “небо”.

...

Отвлечемся от счета и познакомимся с иероглифом “король” (вы, надеюсь,
почувствуете себя в данной роли после прочтения книги). Итак, «король»




Подумаем над тем, как нам лучше узнавать этот знак в будущем. За нас, правда,
это уже сделали древние китайцы, скромно обозначая великого вождя простенькой
вертикальной черточкой, символизирующей связь, объединение “неба”, “земли” и
“человека” (абстрактно “человечества”) в единый божественно смысловой узел.

...

Мы видим, что иероглиф “король” включает в себя три “элемента”. В свою очередь
он является составным элементом других иероглифов, придавая определенное
значение для истолкования значения последних. Если на голове “короля” поместить
маленькую условную “корону” просто штришок, не более того, то мы получим новый
иероглиф со значением “владелец, хозяин”




4
Путь бесхвостой птички

(король является главным хозяином в своей вотчине).

...

Аналогичный штришок, но размещенный у ног “короля”




означает “жемчужину, сокровище”. “Корона” на голове символ власти, а у ног
просто сама по себе драгоценность.

...

“Сокровище” окруженное со всех четырех сторон “границами” (образно это
выражается большим квадратом) это, конечно, “страна”



...

Если в иероглифе “три” среднюю черту (“человека”) повернуть на 90 градусов,
то получится иероглиф со значением “работа, рабочий”




Для того, чтобы существовать в этом мире (между “небом” и “землей”) “человеку”
необходимо уметь разворачиваться, то есть, работать. А вертикаль,
символизирующую “короля”, из данного иероглифа удалена (Не королевское это дело
работа).

На приведенных примерах вы увидели, как “изобретаются” иероглифы из более
простых иероглифов или составных элементов, не имеющих самостоятельного
значения. Еще раз напомню вам о том, что я со священным трепетом отношусь к науке,
и если она подсказывает легкий и доступный путь запоминания, то я охотно им
воспользуюсь. Если же готового объяснения не находится, то для легкости
запоминания формы иероглифического знака (и только для этой цели!) я встаю на
путь искажения содержания во имя формы с тем, чтобы забыть о данном недостойном
способе после того, как начну автоматически правильно узнавать данный иероглиф в
японском тексте.

...

Итак, время возвратиться “к нашим баранам”, надо же правильно их сосчитать!
Число “десять” в древности демонстрировалось торговцами при помощи скрещенных
ладоней (5 + 5 = 10)



Более рационального объяснения, чем это, традиционное, мне обнаружить не
удалось.

...

Цифра “четыре” пишется странным на первый взгляд иероглифом




5
Путь бесхвостой птички

Для кодировки запоминания образа данного знака представьте себе данные 2
“ноги”, заключенные в границах “квадрата” в виде определения основы основ
школьной математики “Два в квадрате равно четырем”. Глядя на данное изображение
в тексте и мысленно выделив элемент “ножки” и элемент “квадрат”, вы автоматически
вспомните, о чем идет речь.

...

Цифра “пять” легко запоминается, как только вы “увидите” за знаком



образ старого “короля”, тяжело опирающегося на трость. Представьте себе, как
все пять пальцев его руки крепко уцепились за набалдашник трости, и этот образ уже
невозможно будет удалить из памяти при всем желании.

...

“Восемь” обозначается символом деления (крак! и разделили пополам),
наверное потому, что лучше всех других цифр поддается этой операции делится и на
два, и на четыре



...

Цифра “шесть”, вернее ее изображение, кодируется весьма спорной с точки
зрения морали, но актуальной для недавнего времени фразой “Шестерка тот, с кем
делятся под давлением”



Присмотритесь мы видим элемент “делиться” и элемент “пресс папье”, который
означает «принуждение, давление», под которым производится “деление”. Каждый
из элементов используется в своем дополнительном смысловом значении, но повторю
еще раз, “чисто” в учебных целях.

...

Чтобы завершить знакомство с цифрами первого десятка, нам осталось пару раз
изобразить уже знакомую “десятку”.

Вот эта десятка изображена явно неудачно; я так старался, что карандаш (кисть)
соскользнул (соскользнула) вправо, и вышло некое неудачное изображение, которое
по десятибалльной системе трудно оценить больше, чем в “семь” баллов



Итак, “семь” это “уродливая десятка”. А может быть вам удобнее увидеть в этом
иероглифе перевернутую нашу («арабскую») семерку.

...

В следующей попытке, решив реабилитироваться, я украсил “десять”
замечательным вензелем



По зрелом размышлении, однако, пришлось сделать вывод о том, что “лучшее враг
хорошего” и выставить себе “девять” баллов. Резюме “девять вычурная десятка”.

...

6
Путь бесхвостой птички

Мы успешно сосчитали до десяти, освоили иероглифы “король”, “хозяин”,
“сокровище”, “страна” и “работа”, познакомимся теперь с одним из наиболее часто
встречающихся и отдельно, и в составе других иероглифов знаком “человек”. Он
весьма прост, состоит из двух черточек, однако, открывает довольно широкое поле
для зрительной фантазии



Можно представить себе фигуру с широко расставленными ногами, это спешащий
(если в профиль) или широко расставивший (анфас) ноги, уверенный в себе
“человек”. Этот иероглиф один из наиболее “плодотворных” в иероглифике, его
очертания вы узнаете в десятках других иероглифов.

...

Если “человек” слегка склонился, то это означает, что он входит в низкую дверь
или вежливо кланяется гостеприимным хозяевам; слово “входить” обозначается
следующим иероглифом



...

Человек, широко расставивший руки это, видимо, рыбак, рассказывающий о
том, какую огромную рыбу ему удалось поймать. Иероглиф “большой” выглядит
следующим образом



...

Большой (взрослый) человек в “шляпе” это уже серьезный глава семьи, иероглиф
“супруг” образуется при помощи дополнительной горизонтальной черты (“поля
шляпы”)



...

Если “большой” велик настолько, что достает до небес, то здесь необходимо
переключить сознание на само понятие “небо”. Кодируем для себя определение “небо
большое”, при этом взгляд перемещается сверху вниз после одного такого упражнения
мы уже никогда не забудем, что означает встретившийся в тексте иероглиф




...

Взгляните на следующий иероглиф и представьте себе человека, в ужасе
вскинувшего руки и кричащего: “Пожар! Горим!”




Данный иероглиф означает слово “огонь”. На самом деле он образовался из
рисунка, изображавшего костер внизу расположены дрова, а сверху просматриваются
три языка пламени. Однако, при программировании в памяти цепочек связанных между
собой графическими изображений важно создавать достаточно длинную конструкцию
и четко отмечать для себя те отличия (часто на первый взгляд незначительные), которые

7
Путь бесхвостой птички

характерны для каждого из иероглифов. Рисунок “костра” достаточно образен, а
главное то, что он правильный с точки зрения правдивости формирования, но фигурка
человека также просматривается достаточно четко. В силу всех этих рассуждений вы
вполне можете отнестись с уважением к обоим определениям данного иероглифа,
самое существенное при этом то, что они не будут “выталкивать” друг друга из памяти,
а скорее просто дополнят смысл рисунка.

...

Следующий иероглиф изображает “большого” с “хвостиком”. Взгляните на него и
произнесите мысленно фразу “большой друг человека”, сразу становится ясно, что
это иероглиф “собака”



...

Если “хвостик” переместился вниз, то смысл рисунка выявляется мыслью о том,
что “большого” что то тянет вниз, он не только большой в смысле размера, но и в смысле
веса. Короче говоря, этот иероглиф означает “толстый”




...

Посвятив достаточное количество времени первоначальному знакомству с
“человеком”, перейдем к конкретным представителям рода людского. Начнем с самого
маленького из них ребенка. Иероглиф “ребенок” относится к явно выраженным
“пиктограммам”, то есть словам, смысл которых полностью определен рисунком. В
древности дитя изображалось маленьким существом с огромной круглой головкой; с
течением времени все закругленные детали рисунка изменялись на прямоугольники
или иные “угольники” (прямые линии требуют гораздо меньше усилий при написании,
чем идеальные кружочки). Соответственно, и головка “ребенка” преодолела некую
трансформацию, превратившись в изящно изображенный острый угол; однако,
небольшого усилия воображения будет достаточно для того, чтобы увидеть очертания
очаровательного малыша с головкой “тыковкой”



...

Данный иероглиф также часто наблюдается в качестве составного элемента в
других иероглифах и, при этом, довольно легко выделяется зрительно. Познакомимся
с парой нужных иероглифов, относящейся к условной цепочке “ребенка”. Первый из
знаков изображает “ребенка”, сидящего под “крышей” (присмотритесь элемент
“крыша” отличается от элемента “пресс папье”, изображаемого в иероглифе “шесть”).
Итак, воспитанный ребенок, находясь дома, должен изучать буквы; отсюда и значение
“буква, письмо”



...

Если же над “крышей” нарисованы два дополнительных штриха, то они
символизируют “знания”, щедро высыпаемые божественной рукой на данную крышу
(позднее мы еще встретимся с данными двумя штрихами в кандзи «золото», где они
указывают на «золотые жилы» в земле; «знание» в определенном смысле тождественно

8
Путь бесхвостой птички

«золоту»). Ясно, что ребенок находится не просто под крышей, а под крышей школы;
отсюда следует вывод, что данному иероглифу соответствует понятие “учиться”




...

Следующий иероглиф “женщина” представим себе для того, чтобы моментально
запомнить и уже ни с чем не путать в виде юбки, под подолом которой выглядывают
ноги, одна из которых кокетливо заброшена на другую. Это не имеет ничего общего с
реальным происхождением знака, однако, так уж удачно совпало графически; впрочем,
взгляните сами




...

Если “женщина” находится под “крышей”, то этот новый иероглиф приобретает
смысловое значение “спокойный” и, как это ни странно на первый взгляд, “дешевый”.
Ну, со спокойствием еще как то можно сразу согласиться; действительно, чаще всего
дом, в котором находится женщина, обретает упорядоченность, а нормальному мужику
гарантирована мирная жизнь у семейного очага (давайте не будем принимать во
внимание всякие достойные сожаления исключения из этого правила, даже если они
имеют тенденцию постепенно превращаться в правило). А вот понятие “дешевый” в
нашем сознании скорее имеет пежоративный оттенок (“дешевка под крышей”!), однако,
если вдуматься в смысл изображения без некой предвзятой и, к сожалению,
свойственной нам испорченности, то все быстро встает на свои места холостой
мужчина живет, разбрасывая деньги направо и налево; с появлением хозяйственной
супруги, умеющей считать деньги и правильно организовать быт, жизнь, безусловно,
станет для него менее дорогой вот в этом и состоит сермяжная правда иероглифа,
который выглядит следующим образом

стр. 1
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>