<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>





...

Мы с вами уже знаем кандзи “поле” (с высоты птичьего полета) и даже
использовали его в качестве составного элемента в таких иероглифах, как “мужчина”,
“думать” и “район,город”. Однако, наше “поле” настолько плодородно в плане
иероглифики, что нам предстоит изрядно попахать (головой, конечно) с тем, чтобы
собрать с него достаточно богатый урожай.

Начнем, как всегда, с самого простого. Изображение “поля” на родной “земле”
является иероглифом “деревня, родной дом”. Кроме того, если вы являетесь
коллекционером мер длины, то это японская мера длины приблизительно в 2,5 мили,
которая называется “ри”




...

Чтобы “деревня” жила нормальной жизнью, в ней должны “править” определенные
“принципы”, должна “царить” “логика”. Это вполне логично, иначе жителям предстоит
существовать в разладе и хаосе, что может логически завершиться изображением не
того иероглифа, который вы увидите сейчас, а следующего за ним




Проиллюстрируем значение этого кандзи, соединив его со знакомым иероглифом
“сердце”. Получим слово “душевное состояние, психология” (по японски “синри”)




Не правда ли красивое сочетание с бесконечно глубоким смыслом?

...

Как мы и обещали, следующий кандзи ужасен по происхождению, хотя вполне
безобиден по значению, это просто “черный” цвет. Видите “четыре полоски” внизу?


61
Путь бесхвостой птички

Это вам не ножки у птички, а ужасный элемент “огонь” в нижнем составном положении.
Вспомните кандзи “красный”, состоящий из “огня” и “земли”, представляющий собой
цвет раскаленной лавы, вытекающей из вулкана. Если уж огонь пройдется по деревне,
то ничего, кроме черных углей после себя не оставит. Я закодировал для себя в свое
время этот иероглиф фразой “враги сожгли родную хату”




Если вы помните кандзи “белый”, то в сочетании с иероглифом “черный”
образуется универсальное для любого языка понятие “черное и белое, плохое и
хорошее”, по японски такое сочетание звучит как “кокубяку” (и “коку” в жизни случалось,
и “бяку” разную переживали)




...

Гоним дальше по “деревне”. Элемент “стоять” над элементом “деревня” также
требует сначала дедуктивного анализа, а затем не слишком простого, но логичного
вывода для доктора Ватсона он явно не по зубам. “Ну стоит себе деревня, и стоит, а
при чем здесь дети?” спросил бы он своего великого друга, узнав, что название
иероглифа “ребенок” (я уже предупреждал вас о лексическом богатстве японского
языка). “Элементарно, Ватсон!” ответил бы на это Холмс “До каких пор может стоять
деревня, если не принимать во внимание всякие форс мажорные обстоятельства в виде
войн, наводнений и т.п. ? Пока в ней есть дети. Не будет детей, и деревня исчезнет с
лица земли” Только не забывайте еще раз взглянуть вместе с доктором на данный
кандзи, мысленно проговаривая: ”Деревня стоит, пока в ней есть “дети” “




...

Элемент “день, солнце” в сочетании с “единицей” и “деревней” образует иероглиф
“измерять, мера, количество”. Логично предположить, что в деревне ведется учет
собранного урожая, однако, в разгар работ времени на учет и контроль немного. В
соответствии с данным кандзи на оценку урожая положено тратить только один день,
поэтому ключевая фраза, которую вы проговариваете, глядя на иероглиф “день только
один для “измерений” урожая в деревне”




Слово “вес” (читается “фу:рё:”) образован иероглифами “тяжелый” и “измерять”




...

Чтобы продолжить наши “полевые” работы, нам придется вновь вслед за нашей
дорогой “бесхвостой птичкой” перепорхнуть на время к странному по форме иероглифу
“предыдущий, предварительный”




62
Путь бесхвостой птички

Мне представляется единственно правильным путем для запоминания его
значения привлечь в данном случае наше отличное знание “катаканы” (если же вы
начали сразу с третьей части, то вот вам повод заглянуть в первую). Фраза для
кодировки смысла знака может выглядеть так “Прежде, чем учить слог “ма”, нужно
предварительно освоить базовый слог “а” “.

...

Элементы “деревня” и “предыдущий” вместе образуют кандзи “чистое поле” (в
смысле неокультивированное, необработанное”). Есть вариант вместо “чистого”
использовать “дикое”. Для запоминания, глядя на знак, думаем следующим образом:
“Сейчас здесь расположена деревня, а до того было дикое поле”




...

В отличие от “чистого” поля “возделанное поле” образуется из элемента “поле”,
перед которым ставится элемент “огонь”. Понятно, что в древности основным
удобрением на поле служила зола сожженных растений и это было основным
агротехническим приемом культивации




...

“Нить” + “поле” наверняка лирический намек на “узкую” как ниточка тропинку
через поля. Есть у данного кандзи и такой смысл, как “детальный, подробный”,
который можно связать с уборкой урожая до последней ниточки




...

Следующий иероглиф снова предлагаю запомнить с помощью знака катаканы,
который мы только что повторили при дедутивном анализе “чистого” поля. “Мужчина”,
который говорит “ма” (ма а ма!), наверняка отчаянный “храбрец”




...

Продолжая беседу об урожае, рассмотрим следующий кандзи “число,
порядковый номер”, состоящий из элементов “рисовое зерно” на “поле”. Вряд ли
конечно считалось количество выращенных зерен (хотя Восток дело тонкое), но сам
иероглиф достаточно выразителен, и вы его встретите в каждом учебном пособии




...

Опять прервемся на минуту для того, чтобы познакомиться с иероглифом
“вместе”. Мы не будем использовать классический путь объяснения, согласно
которому необходимо понять, что в нем присутствовали две “руки”, поддерживающие
не то “шарик”, не то “жемчужину”; трудно, во первых, понять такую ситуацию без


63
Путь бесхвостой птички

напряжения, а, во вторых, разглядеть ее в весьма видоизмененном веками рисунке.
Предлагаю вам увидеть в данном кандзи “растения” (мы уже неоднократно
использовали данный элемент в предыдущих объяснениях) и неправильный, но
логичный “столик” на “ножках”. Представим, что это знаменитый “кавказский стол” (без
трав его представить себе невозможно). Закодируем рисунок для запоминания
“Кавказский стол и трава “неотделимы” друг от друга. Оба эти понятия существуют
только “вместе” ”




...

Иероглиф “отличаться, быть нестандартным” состоит из элементов “вместе”
и “поле”. Для крестьянина, который посетил бы наши дачные участки, на которых растет
вместе все, что душе угодно, мог бы тактично заметить, что они отличаются от полей, к
виду которых он привык




...

Вспомните иероглиф “синтоистский храм, компания”. В нем мы встретились с
“божественным” элементом, который во многих классических трудах истолковывают,
как “алтарь”. Не представляю себе, как мог выглядеть древний алтарь для
жертвоприношений, поэтому придется запомнить его в таком виде. Сочетание этого
элемента с “единицей”, “ртом” и “полем” увязывается довольно логичным образом в
иероглиф “удача”. Жертва, принесенная богам на “алтаре” и хотя бы “одна” молитва
(понятно, произнесенная вслух, о чем свидетельствует “рот”) об урожае (“поле”)
неминуемо принесут удачу




...

Если же жертва принесена не была, то молитвы над полем приведут к
“вторичному” результату урожая не будет и придется зарезаться самому (о чем
свидетельствует элемент “нож”, который в составных кандзи выглядит именно так)




Иероглиф “вторичный” или “вице ” может быть использован, скажем в слове
“вицепрезидент фирмы” или “вторая работа” (у тех, кому не хватает зарплаты
вицепрезидента на первой).

...

Познакомимся еще с парой чисто “полевых” кандзи. Первый из них
“останавливать” и включает в себя “поле”, “клинок” и странный элемент, который
определяется как вариант “склоненной фигуры”. Запомним такой вариант “”Останови”
мечом скрюченного ворюгу на своем поле”, хотя он глуп не настолько, чтобы надежно
закрепиться в памяти.




64
Путь бесхвостой птички

Данный иероглиф вместе с иероглифом “охрана, защита” образует интересное
сочетание




Когда вы слышите, что кто то “отсутствует дома” (“русу дэс”), то знайте, что слово
“русу” как раз выглядит так, как это изображено в сочетании “охрана остановлена”
(ценная информация для грабителя).

...

Иероглиф “сокращать, пропускать” составлен из элементов “поле”, “рот” и еще
одного нового элемента, который вроде определяется, как “скрещенные ноги”, но мне
представляется удачной трактовка этого элемента в виде “долгих вечеров” (похоже на
элемент “вечер”, черточка посередине которого намного удлиннена по сравнению с
обычным вариантом, поэтому я представляю себе его как “долго длящийся вечер”).
Идея толкования иероглифа предлагается следующая “Долгими вечерами некто
только и знает, что говорит о своем поле. Было бы неплохо, чтобы он сократил свой
рассказ, говоря по русски, “закруглился” “




...

В “поле” вырос “столб”. Почему? Отчего? Должна же быть какая нибудь “причина”
этого




Кто позволил? А вот я позволил. Что хочу, то и делаю. В сочетании с иероглифом
“сам, свой собственный” (кончик носа, если вы помните) получается замечательное
слово “свобода” (“собственная причина”!) или по японски “дзию:”




Если же впереди поставить ту “птичку”, которая оторвалась от коллектива и потому
называется “не”, то получим слово “несвобода” или “неудобство” “фудзию:”




...

Столб, который вы вкопали на своем поле понятно, что на это у вас была причина.
Но вот если к изображению “причины” добавить элемент “три капли слева”, то считайте,
что у вас появилась причина сойти с ума от радости на вашем поле ударил фонтан,
название которому “нефть” ! Есть и второе значение этого кандзи “масло”, которое
в качестве фонтана я бы тоже приветствовал на своем поле. Посмотрите на источник
своего возможного благосостояния и срочно покупайте поле и лопату




Кстати, есть забавное слово, которое мне почему то нравится “абурамуси”
(представляю, что меня зовут Абрам, и нежная японская жена зовет меня из кухни или
из спальни “Абраму у уся”). Взгляните на это слово


65
Путь бесхвостой птички




На самом деле, у многих полна кухня таких кандзи, потому что по японски
“абурамуси” это “таракан”.

...

Итак, мы представили, что на нашем поле вдруг ударил фонтан драгоценной
жидкости; первая реакция на такое явление изображена на следующем кандзи




Нахлынувшее счастье буквально “согнуло” вас; опьянев от него, вы идете
нетвердым шагом к полю, “поворачивая” то в одну, то в другую сторону, так как в глазах
“двоится” (вы видите уже “два” фонтана на “поле”). Вдобавок ко всем этим ощущениям
в ушах у вас звучит небесная “мелодия”. Сосредоточьтесь на своих ощущениях, они
помогут вам легко узнавать этот многозначный иероглиф в дальнейшем.

...

Элемент “причина”, но на этот раз в буквальном значении “столбика, палочки”
при добавлении элемента “бамбук” образует кандзи “флейта” (столбик из бамбука)




...

Дополним нашу цветовую палитру иероглифом “желтый”. Когда я смотрю на
данный иероглиф, из подсознания выплывает фраза “я знаю восемь причин, по которым
растения “желтеют” ” (мысленно взгляд при этом перемещается снизу вверх “восемь”
> “причина” > “поверхность замли” > “растения”). Присмотритесь внимательно,
подумайте, может быть. у Вас возникнет не столь громоздкая ассоциация




...

Иероглиф, состоящий из элементов “причина” и “крыша”, знакомит нас с третьим
вариантом “неба” и вторым “небесного пространства” (вспомните кандзи “небесная
твердь” и “пустое пространство” как варианты “неба”). Назовем его “космическое
пространство” и закодируем “Циолковский” в память нашего великого мечтателя и
ученого (наверное у древних китайцев тоже были такие гении, иначе откуда такой
парадокс?). Итак, “причина нахождения под крышей может заключаться, как у
Циолковского, в расчетах полетов в “космос” “




...

Иероглиф “сообщать, достигать” состоит из элемента “согбенная фигура”
(основа для иероглифа “дверь”) и “причины”. Причина того, что внимание обращено
на “дверь” (почтительную фигуру почтальона, если вам это нравится больше), состоит
в том, что к вам пришло “сообщение” (“достигло” вашего дома, говоря иначе)




66
Путь бесхвостой птички



...

Кандзи “линия иероглифа” или “картина” состоит из элемента “причина” и
элемента “границы” со смещенной линией одной из границ. Представьте себя
землемером или чиновником с соответствующими полномочиями, обладающим
правом изменять границы полей. Вы держите в руках карту с изображением участков
земли и многозначительно проводите на ней новые “линии” границ... Божественное
занятие, но еще более божественным, как мне кажется, является искусство
каллиграфии, заключающееся в сотворении кандзи при помощи прекрасных линий.
Часто надпись, сделанная каллиграфом высокого класса занимает свое место на стене
музея, наряду с полотнами великих художников отсюда вытекает возможность
использовать иероглиф в смысле “художественное произведение” или “картина”




...

Снова “упорхнем” на некоторое время в сторону, для того, чтобы сотворить с
помощью кандзи “картина” очень известное слово “кино”.

В отличие от кандзи “середина” в данном иероглифе заложена идея “строго по
центру” “большого”. Можно при желании сравнить данный кандзи с прицелом винтовки,
направленным в “центр” мишени




...

Похоже, что древние китайцы прекрасно знали принцип образования
изображения при помощи камеры обскуры. Свет от изображения, пройдя через
маленькое отверстие в центре камеры, позволял получить отраженную копию на
плоской поверхности экрана. Иероглиф “отражение” или “проецирование” выглядит,
как схема данного процесса




Получение “картины” на экране “проецированием” изображения весьма
понятный термин “кинофильм” или просто “кино”, по японски “эйга”

<< Пред. стр.

стр. 10
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>