<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




...

Продолжая причинно следственную тему не могу обойти стороной кандзи
”призывать, говорить”. Графически он, на первый взгляд, весьма похож на “причину”,
которая настолько увеличилась в размерах, что проткнула насквозь многострадальное
поле. Если бы земля была плоская, то можно было бы представить себе огромный столб,
вылезающий в пространство с другой стороны поля. Призовем на помощь дедуктивный
метод уважаемого Ш. Холмса и воскликнем вслед за ним: ”Элементарно, Ватсон! Здесь
речь идет не о “поле”, а о “солнце”, которое сделало себе “пирсинг”, что по японски
значит “харакири”, а по русски “проткнуло себя насквозь”, “взывая” к человечеству быть
бережливее по отношению к окружающей среде. Если бы вы, Ватсон, были настолько


67
Путь бесхвостой птички

же газообразны, насколько солнце, то такой метод воззвания могли бы использовать
ежедневно без последствий для здоровья




...

Незаметно мы с вами перешли к “псевдополевым” кандзи, включающим в себя
изображение, весьма похожее на “поле”, но по сути таковым не являющееся. Начнем с
изображения якобы “поля” на вершине “дерева”. В принципе и “поле”, и “дерево”
приносят “плоды”, поэтому понятие “поле” и “плод” на вершине дерева легко
соединяются в сознании в единый образ полезного результата труда землепашца или
садовника. Итак, данный кандзи несет в себе смысл “плод, результат”




...

“Плодотворные” “слова” это не что иное, как “урок”. Если вы после прочтения
этой книги начнете улавливать смысл в некоторых японских текстах, то это будет
означать, что “урок” вам пришелся впрок




...

Следующий кандзи, при взгляде на который просматривается “поле”, это
“желудок”




В данном кандзи и “поле” не “поле”, и “луна” не “луна”; не кандзи а сплошной
обман зрения. В основном, во встречавшихся вариантах истолкования предлагается
считать “луну” “мясом” (этот вариант замены обусловлен тем, что на каком то этапе
развития то ли по рассеянности, то ли для ускорения письма иероглиф “мясо” с
извилистыми линиями (“человечками”) стали изображать с помощью прямых линий
(интересно, не возникло ли в тот момент небольшой войны “мясников” против
“лунатиков”?) ). А наше щедрое “поле”, на котором мы с вами собрали замечательный
урожай кандзи, не очень внятно предлагается считать неким “контейнером”,
вместилищем для “мяса”. Что то мне такая правда жизни не нравится, уж слишком
много в ней изворотливости, начисто лишенной фантазии. Впрочем, если кому
“контейнер для мяса” по душе, то нет проблем (даже если вы вегетерианец, и мясо на
дух не выносите). Предлагаю вариант запоминания данного кандзи натощак
посмотрите на него, ощущая в своем желудке пустоту “лунного поля”. Что может быть
в нашем представлении более пустынным. Хотя, конечно, с другой стороны “пустое
брюхо к советам глухо”. Ну, тогда возобновим войну “мясников” против “лунатиков” Я
за “лунатиков”.

...

Последний “околополевой” кандзи вообще выглядит порождением воспаленного
воображения. Можно напрячься и увидеть “хвост” в форме рыбьего, хотя все таки это
ближе к “огню” или к “четырем птичьим лапам”. О “поле” вообще нечего говорить.
Короче, иероглиф “рыба” не поддается дедуктивному методу. Предлагаю вам

68
Путь бесхвостой птички

вспомнить о спасительной поэзии и представить себя популярным поэтом песенником.
Представьте, что к вам пришел молодой композитор с мелодией для предполагаемой
песни. Чтобы вам было проще вступить в эту игру воображения, представьте себе
мелодию “Стеньки Разина”. Если вы не рождены в эпоху расцвета Богдана Титомира,
то у вас в голове должна возникнуть эта мелодия, воспевающая грустную судьбу
“персидской княжны”, погибающей во имя высокого патриотизма (скорее даже
“матриотизма” к Волге) донского казака. Ну как, вспомнили мелодию? Так вот, все новое
это хорошо забытое старое; поэтому данная мелодия, как вы заново сейчас
представите, вам незнакома, нот вы не знаете, магнитофона у вас нет (жили у нас так
когда то и поэты песенники). Так вот, подходим к кульминации нашей игры для того,
чтобы вы смогли написать качественный текст к данной мелодии, не мучая себя
попытками вспомнить ее, вам во время первой встречи с композитором необходимо
записать любой, пусть даже самый бессмысленный текст, который по своему размеру
идеально ложился бы на данную мелодию. Поэты такой текст называют “рыбой” вот
мы и добрались к финалу умозаключений. Предлагаю вам написать строчку “рыбы”,
совпадающей с началом мелодии “Стеньки Разина” и запомнить в следующий раз, глядя
на кандзи, что рыба наша не физическая, а поэтическая. Итак, начали

? ?Naiu? ?iieae? ?iaiai? iauyou, ?
e, anee aai oaiaii, ii?ai i?iaie?eou -
?Iu iiai ia an? no?aio,
Iieaoae iiyo ai?aaoue
A iaaa?aaoo? aieio?
Aio aai e ??uaa” -



...

Все таки мы с вами изрядно напряглись... А до конца главы уже недолго. Давайте
“пометем по сусекам” в поиске простых графических идей, автоматически
закрепляющихся в памяти и не требующих усиленного шевеления мозгов. Ведь главное
при обучении состоит в том, чтобы не переесть, пусть это будет даже самая
замечательная “рыба”.

Иероглиф “поворот, поворачивать” (что мы образно и делаем). Вы прекрасно
усвоили, что все квадратное в самые самые древние времена, когда появлялись первые
иероглифы, было круглым. Данный кандзи наверное появился в эпоху изобретения
колеса, живым памятником которому он и является




Он также может использоваться для повторяющегося явления. Например, “никай”




Это и “дважды”, и “второй раунд”, и “второй тайм” и т.п.

...

А вот наши с вами отличительные качества “доброжелательность,
человечность, гуманность”

69
Путь бесхвостой птички



Смысл этого кандзи скрыт в незабываемой строке “за себя и за того парня”. Что
тут еще добавишь?

...

Так потянуло к чему то хорошему, что не выдержу, приведу несколько графически
более сложных, но очень красивых и поэтичных кандзи...

“Любовь” здесь мы видим еще один новый элемент, встречающийся только в
составе более сложных кандзи. Этот элемент давайте представим в виде когтистой
лапы хищной птицы, вытянутой вниз и готовой схватить жертву и назовем “коготь”.
Теперь смотрите на кандзи в направлении сверху вниз “коготь”, “крыша”, “сердце” и
“долгие вечера”. Так и просится на свет божий какой нибудь “верлибр”

“Хищные когти пытаются сердце мне вырвать,

Ночь бесконечна, как мысли мои о любимой”




Если один знак способен вызвать подобные ощущения, то представьте, какое
многообразие чувств можно выразить в маленьком трехстишии, записанном
иероглифами!

Произносится этот кандзи при чтении доверчиво и нежно “Ай”

Сочетая предудущую “доброжелательность” с “любовью”, получим слово
“милосердие” “дзин’ай” или “дзинъай”




А “любимый человек” по японски будет “айдзин”




“Дзин” здесь выглядит по другому, но это китайское наследие которым
необходимо мучиться с любовью (, “дзин”ов вы еще встетите много самых разных).

Кстати вспомнил старый анекдот (а может правдивую историю) о японке, которая
страшно хотела выйти замуж за русского. На вопрос “почему?” девушка мечтательно
закатила глаза к небу и сказала: “Они там так мучаются!”.

А знаете как по японски выглядит “патриотизм”?




И произносится “айкокусин”.

...

О чем может говорить человек, сердце которого переполнено любовью? Первое,
что, как правило, “приходит на ум” это звезды.

Иероглиф “звезда” состоит из составных кандзи “солнце” и “жизнь, рождаться”.
Наверное, древние представляли себе, что маленькие звездочки на небе дети


70
Путь бесхвостой птички

огромного солнца. А может они уже прекрасно представляли себе, что звезды живут,
как солнце? Не знаю, право, но кандзи по смыслу красивый




...

Вспоминаю выступления сатирика Михаила Задорнова, и, в соответствии с его
методом работы, говорю вам: “А сейчас вы у меня вообще растаете (но не от смеха, а
от лирики)!”.

Иероглиф “в трех частях” “вода”, “старый” и “луна”; соединяя их попарно (“старая
(непроточная) вода” + “месяц на небе”, “старая луна” + “вода”, “луна в воде” + “старые
воспоминания” и далее в том же стиле) можно вообразить себе такие фантастические
картины на тему кандзи “озеро”




...

У вас не шевельнулось желание бросить все и уехать в Японию? Почему то
вспомнился еще один старый анекдот, про то, как воспитательница в советские
рассказывает малышам в детском саду: “Дети, только в Советском Союзе забота о
детях является самым важным делом; им отдают все лучшее самую вкусную еду, самую
яркую одежду, самые прекрасные книги...” и далее, в таком же духе... Вдруг один из
малышей заплакал. “Зачем же ты плачешь, Вовочка?” спрашивает воспитательница,
на что зареванный малыш отвечает: “Хочу в Советский Сою у уз!”

Воистину, хорошо там, где нас нет...

...

Последний кандзи в данной главе вновь привожу для вашего расслабления, хотя,
на первый взгляд, он вам таковым не покажется. Это кандзи “то же самое”




Вспомниете кандзи “внутри, дома” (“человечек” в “ограниченном пространстве”).
А теперь вновь посмотрите на новый иероглиф, он вам ничего не напоминает? Не может
быть. “Один” “рот” в том же “ограниченном пространстве” да это тот же самый
“человечек”, только иными выразительными средствами.


VIII. I?iaie?aiea iooaoanoaey ii nianoaaiiiio oaeo, aieia ia?ao
?iynieeaie? e ?eoiaoeeaie? a ?acaa?a
Вы уже знаете кандзи “язык” в смысле совокупности слов для передачи мыслей.
“Язык” в физическом смысле изображается знаком “тысяча”, прикрепленным к
изображению “рта” (глубокий смысл “без костей” на самой поверхности изображения)




...




71
Путь бесхвостой птички

В сочетании с элементом “слова” образуется новый кандзи “рассказ, говорить”




...

“Вода” + “язык” это еще одно свидетельство диагностической мудрости
китайских врачей, наряду с памятным кандзи “закон, пульс”. По степени влажности
языка они прекрасно определяли энергетическое состояние пациента, его
жизнеспособность. Значение данного кандзи “внутренняя энергия”, однако он может
также переводиться, как “приведение в чувство, оживление”




При объединении данного кандзи с иероглифом “жизнь” получаем широко
используемое слово “сэйкацу” “быт, существование”




А в совокупности с иероглифом “двигать” образуется слово “кацудо:”
“активность, деятельность”




...

Присмотримся к собственной руке; посмотрите как подвижны на ней трудяги
пальцы. Если бы их у нас не было, и вместо этого выросли копыта, то скакать бы нам до
сих пор по диким степям или выть на луну посреди сумрачного леса. Труд создал нас, а
пальцы открыли нам возможность трудиться, поэтому самое время уделить внимание
этому важнейшему органу тела.

Но, как обычно, сначала придется познакомиться с более простым по графике
иероглифом, выходящим за пределы намеченного нами к изучению объема, но
необходимым при нашем методе “от простого к сложному”. Кандзи “принцип, польза,
эффект” состоит из элементов “сидящий человек” и “солнце” и объясняется несложно
“сидеть на солнце “полезно” и “эффективно” для здоровья”




...

“Рука” в сочетании с вышеприведенным кандзи образует новый иероглиф “палец,
указывать”. Опять же, понятно, что играет полезную роль на руке, что делает ее столь
эффективной



...

Хотите поподробнее познакомиться с каждым из своих пальцев? Если это так, то
придется немного поднапрячься и узнать несколько новых кандзи. Первый означает
“близкие, родственники”, а также “дружить” и состоит из двух знакомых элеметов
“стоит дерево” (вспомните иероглиф “новый”, где топор постоянно рубит, деревья,


72
Путь бесхвостой птички

встающие на месте старых) и “смотреть” (“глаз” на “ножках”). Трудно точно поймать
взаимосвязь данных элементов, но предположим, что древние китайцы (а вслед за ними
и японцы) при их трепетном и гармоничном отношении к природе могли отождествлять
природу с душами предков (вроде друидов) и считать деревья чем то близким и
родственным, способным заглядывать в твою душу, в том случае, если тебе дано свыше
взаимное чувство единения с ними “видеть в стоящих деревьях “родственную” душу”




Правда, для меня было сюрпризом узнать, что слово “синсэцу” (“доброта”)
выглядит, на первый взгляд, парадоксальным образом




По доброму порежем близких это выше нашего понимания. Может быть, правда,
здесь дело в том, что у кандзи “резать” есть еще значение “настоятельно”; тогда все
становится логичным. Но все таки слово “доброта” запоминается лучше в
парадоксальном варианте.

...

Следующим на очереди у нас будет кандзи “музыка, приятный, облегчение”.
Один вариант “музыки” мы уже знаем (помните, как на вашем поле ударил фонтан
нефти, и начал двоиться в ваших глазах?). В данном кандзи мы видим, как верхушки
“дерева” коснулся “солнечный луч” (“белый” по цвету, как вы сразу же автоматически
подумали) и во все стороны полилась музыка птичьего пения (вы также должны были
сразу же вспомнить изображение нашей любимой “бесхвостой” красавицы,
собравшейся с подругами на вершине дерева кандзи “собираться вместе”). Можно
попытаться закодировать в памяти черточки по обе стороны от “луча” в виде каких
нибудь “золотых” искр (из кандзи “золото”), но не проще ли просто представить себе
изображение звуков, разносящихся во все четыре стороны (как из акустической
колонки)




Поскольку этот кандзи читается, как “гаку” и на слух воспринимается как “учиться”
(вспомните слово “гакусэй” или “гакко”), то для облегчения устного понимания к нему
добавляется иероглиф “звук” и “музыка” произносится как “онгаку”




Если сюда добавить еще кандзи “встречать”, то получим красивое по смыслу
выражение “музыкальный концерт” (по японски “онгакукай”)




...

Если к кандзи “музыка” с акцентом на его значении “облегчение” добавить
знакомый элемент “растения”, то получим иероглиф “лекарство” с позднейшим
расширением значения до “химических препаратов”

73
Путь бесхвостой птички




В сочетании с кандзи “учиться” получим слово “фармацевтика” или “якугаку”




А если перед кандзи “лекарство” (с акцентом на “химический препарат”) поставить
кандзи “огонь”, то мы, вслед за древними китайцами, получим слово “порох” (по
японски “каяку”)




...

Как же, однако, далеко улетели мы с вами от исходной точки “пять пальцев”! Время

<< Пред. стр.

стр. 11
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>