<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

его иероглифы, то получим слово “сякай” (общество). “Сякайтэки” в переводе с
японского означает “направленный на цели общества” или “социальный”




...

Продолжая наше движение и удерживая в руках “нить”, мы попадаем к хорошо
известному элементу “восток”. Движение в направлении востока (к познанию японской
иероглифики, в частности) предполагает постоянное “совершенствование стиля”,
“тренировку ума”




...

Напряженная тренировка ума и стиля не может быть чересчур интенсивной.
Давайте расслабимся и отполируем стиль знакомством с изящным кандзи,
составленным из элементов “белый”, “ткань” и “нить”. Нити из белой ткани подумайте,
что бы это могло быть? Такие тонкие тонкие, спутанные нити, настолько тонкие и
спутанные, что их структура практически не просматривается. Ну, конечно, вы угадали
это “вата”. А знаете из какого языка мы позаимствовали это название? Предчувствия
никакого нет по этому поводу? Я ощущаю заранее, как вы подумали: “Неужели?”. Да,
это исконно японское слово, а дополнительное значение данного кандзи просто
“хлопок”




Как читается данный кандзи в японском варианте (кун чтение) вы уже знаете. Но
если вы хотите проверить, из какого материала сделана ваши новые японские носки,
то ищите на изделии надпись “момэн” “из хлопка”, которая выглядит следующим
образом
100
Путь бесхвостой птички



...

Еще один старый знакомый кандзи “цвет, страсть” в сочетании с элементом
“нить” приводит нас к неожиданному результату. Хотя, если в данном случае думать
только о “страстях”, то название следующего кандзи вполне может представиться
логичным “цепочка страстей приводит к уничтожению рода людского” отсюда
вытекает название иероглифа “прекращение, вымирание”




Выражение “обморок” представляет собой сочетание иероглифов “энергия, дух”
и “прекращение”. Не правда ли, достаточно образно? А читается “кидзэцу”




...

Следующий кандзи сочетание “нити” с элементом “работа”. Результат “кармин,
темно красный цвет” с производным от него значением “губная помада”. Видимо
когда то шелковые нити окрашивали в основном в такой цвет, но запомнить это
ассоциативным путем нелегко, поэтому предлагаю другой вариант кодирования
значения этого кандзи “Шелкопряд работает до аппоплексического удара (говорят
при этом цвет лица становится “темно красным”) “




Более образно выражение “работать до посинения”, и если вы уверены, что
“посинение” вы воспримете равнозначно вышеуказанному цвету, то кодируйте себя
именно таким образом.

Кстати, если вы помните, то привычный нам “черный чай”, в отличие от “зеленого”
(который по японски называется просто “тя”) требует добавления перед кандзи “чай”
именно иероглифа “темно красный”, после чего вы должны, обращаясь к японцам за
чашкой чая, уточнить, что вам нужен “ко:тя” (если вы не привыкли к зеленому чаю)




...

“Нить” + “внутри, дома” образует кандзи “платить”, а также “получать, убирать
(на хранение)”. Дом всегда связан с финансовыми проблемами с оплатой, а иногда
и сполучением денег




Популярное выражение “дебет с кредитом” по японски звучит как “суйто:” (почти
как “суета”) и выглядит следующим образом




Понятно, что расход выражается иероглифом “выходить”, соответственно на долю
нашего нового кандзи приходится смысл “приход”.


101
Путь бесхвостой птички

...

“Нить” у нас получается слишком длинная, и не все ее звенья легко ассоциируются
с образами, созданными для их запоминания. Поэтому для завершения цепочки
предлагаю в качестве последнего кандзи “редактировать” (весьма актуальный). Но,
как обычно, сначала познакомимся с более простым графически иероглифом “счетный
суффикс для книг, журналов”. Японский счет не простое занятие, он требует при
обозначении количества различных предметов использования различных счетных
суффиксов (по аналогии с нашими выражениями “десять головок сахару” или “десять
голов скота” или “пять пар носков”. Так вот, по японски книги и журналы считаются с
добавлением служебного суффикса “сацу” иероглифа, по форме напоминающего
стопку книг или журналов




...

Если рядом с “дверью” лежит “стопка книг”, то напрашивается “связь” с их
изучением, то есть, “редактированием”




...

Кстати, мы с вами изготовили длиннейшую нить, подобно шелковичному трудяге,
а образ его для нас остается неизвестным. Срочно знакомимся с кандзи “шелковичный
червь”, который не потребует от нас никаких усилий к его запоминанию. В самом деле,
ну кто еще может претендовать на образ “небесного насекомого”?




“Шелковая нить” также вполне логично изображается двумя кандзи и читается,
как “санси”




...

Итак, подобно трудолюбивому шелкопряду приступим к редактированию самой
первой логической цепочки “королевской”. Убираем из нее то, что отвлекает нас от
логической связи (кандзи “земля”, “верх”, “низ” и “правильно”) и добавляем кандзи
“монарх” (“король” + “белый солнечный луч”)




Добавление кандзи “небо (жилище богов, небесная твердь)” позволяет нам узнать
официальный титул императора Японии “тэнно:” “небесный лучезарный император”




...

Последним добавлением будет кандзи “сокровище”, с добавлением “крыши”
несколько расширяется значение уже знакомого кандзи “жемчужина”

102
Путь бесхвостой птички




...

В окончательной редакции “королевская цепочка” выглядит следующим образом




Повторим еще раз мысленно значения иероглифов, скользя по цепочке взглядом


“раз, два, три (небо, земля, человек)” “работа (нужно крутиться между небом и
землей, чтобы жить)” “король (божественная связь неба, земли и человека), пять
(всей пятерней за жезл), император (лучезарный) или царь всея белыя” “владелец
(знак короны), проживать (там, где ты хозяин), наливать и при этом сохранять
концентрацию, колонна (по хозяйски обработанное дерево), уходить (в мир иной, к
истинному хозяину, от которого ты отделен на земле)” “жемчужина (корона у ног
просто сокровище), сокровище (под крышей), страна (сокровище, окруженное
грагицами)” “золото (король металлов, у ног которого власть и богатство), полностью
(отсутствуют и власть и богатство)”.

Если вы уверенно вспоминаете значения кандзи, скользя взглядом по цепочке,
значит ассоциации были подобраны нами удачно; если же возникают затруднения,
попробуйте сами вызвать в памяти образ, который покажется вам более подходящим.

...

Иероглифика изучает живой язык, на поддающийся математической обработке
полностью; не всегда “метод Холмса” является универсальным способом запоминания
искусственно закрепленных в памяти ассоциаций. Например, давайте посмотрим на
кандзи, значение которого “столица”




Если мы автоматически разделим этот иероглиф на элементы “давление”, “рот”
и “немного”, то, безусловно, можно придумать искусственный вариант объединения
полученных составных частей в определенную идею “столичного города” типа “для
города всегда характерно небольшое давление на свободное высказывание мыслей”
или иной вариант. Но, для чего напрягать ассоциативное мышление, если классическое
объяснение “каменный светильник на ножках обычно находился около императорского
дворца” вполне создает яркий образ, присущий только столице? Нужно просто на
минуту сосредоточить взгляд на изображении и мысленно нарисовать себе массивный
каменный светильник (у каждого он получится несколько иным по форме и размерам,
но общие признаки три массивные ножки поддерживают “домик”, внутри которого
зажигают светильник будут одинаковы). Вообразите себе фасад императорского
дворца и соедините образ с простой идеей о том, что императорский дворец может


103
Путь бесхвостой птички

находиться только в столице на этом мыслительный процесс завершается фиксацией
абстрактного образа в голове.

Не забывайте этого никогда никакую, даже самую прекрасную идею нельзя
возводить в степень абсолюта.

Соединив иероглиф “столица” с иероглифом “восток” мы получаем название
столицы Японии




Токио (“Восточная столица” или “То:кё:”)

Бывший некогда также столицей город Киото (“Кё:то”) также включает в свое
название элемент “кё:” (столица), однако второй элемент не “восток”, а тоже “столица,
метрополия” (вспомните образ “некто”, стоящего рядом с “социальной пирамидой”)




...

Другим примером иероглифа, не требующего разделения на элементы и
практически не используемого, в свою очередь, в качестве элемента является кандзи
“волос, шерсть”. Он является своеобразной “кошкой, которая бродит сама по себе”
между стройных логическоих цепочек и требует, как и “столица” особого отношения.
Посмотрите на него внимательно, создайте образ пушистого волоска, только что
извлеченного из шкуры животного. На первый взгляд он похож на “руку”, но “корешок
волоса”, закрученный на конце напоминает нам о природе своего происхождения




Для лучшего запоминания данного кандзи познакомьтесь с парой слов, в состав
которых он входит




“Кэито” “шерстяная пряжа”




“Кэмуси” “гусеница” (вспомните таракана “масляное насекомое” по имени
“абурамуси”)

...

Еще один кандзи “эгоист”, ничем не напоминающий своего названия “круглый,
шарообразный”. Вспомните кандзи “девять” и “спроецируйте” всю округлость нашей
девятки арабского происхождения на данный иероглиф. Запомните фразу “не девятка,
но тоже округлая”, может быть она поможет вам легко определять данный кандзи в
тексте




Попробуйте также вспомнить кандзи “ветер” и представить себе в черточке
несчастного насекомого, застрявшего на парусе, данная ассоциация позволит связать


104
Путь бесхвостой птички

данный кандзи с его использованием в названиях японских морских судов в качестве
суффикса “ мару”.

...

“Бесхвостая птичка” вновь взмахнула крылышками, и мы от кандзи индивидуалов
вновь возвратимся к редактированию цепочек и, на этот раз, вплотную займемся
логической последовательностью, которую можно назвать цепочкой “большого
человека”. Как обычно, внесем некоторые дополнения в виде пары кандзи, логически
подходящих к “климату” цепочки.

Графически несложный кандзи из двух элементов “человек” и “открытый рот (в
профиль)”. Человек с открытым ртом, как правило, относится к числу тех, кто “звезд с
неба не хватает”; можно сказать иначе “у него слегка не хватает (шариков в голове)”.
В любом из этих случаев мы с вами правильно отразили смысл иероглифа
“недоставать, нуждаться в чем либо”




...

Следующий кандзи называется “причина” и представляет из себя нечто
“большое”, надежно укрытое со всех сторон “границами”. Можно представить себе
любое явление, которое при рассмотрении его извне не позволяет нам проникнуть в
свою суть, причину. Только проникнув внутрь этого явления (сквозь видимые
ограничения), можно догадаться о причине его возникновения




Проиллюстрируем возможность использования данного иероглифа выражением
“причинно следственная связь”, звучащим по японски романтично “инга” (некогда
популярное у нас женское имя) и изображаемым иеролифами “причина” и “плод,
результат”




...

Приступаем к повторению цепочки “большого человека”, которая после
редактирования приняла следующий вид:




“Человек, входить (слегка поклонившись при входе), огонь (горим! всплеснув в
ужасе руками), не хватать (стоя с открытым ртом “перед новыми воротами”), мужичок
с локоток (30, 3 см, но с разнообразными способностями), достигать (утроив усилия)”
“большой (рыбак), собака (самый большой друг человека), толстый (тянет вниз),
центр (через прицел), причина (укрытая видимыми границами)” “небо (достижимое
для самых великих), стрела (большая неприятность для маленького человечка), терять
(человечка, которого насквозь пронзило)” “супруг (большой и в шляпе), весна (от

105
Путь бесхвостой птички

радости супруг подпрыгнул до небес, пригретый весенним солнцем), плодоносить (если
весной супруга поместить под крышу, то от него можно такого добиться, и это чистая
правда)”

...

Напоследок предлагаю вашему вниманию загадку, вполне доступную для
поклонников метода Шерлока Холмса. Поппробуйте сами догадаться о возможном
значении следующего кандзи, а затем проверьте себя, заглянув в начало следующей
главы (подсказка иероглиф был рожден в старые времена, когда жилищное
строительство не порождало многоквартирных монстров)




“Кто догадался молодец, а нашей сказочке конец” такими словами
Шехерезада Ивановна закончила свой юбилейный десятый вечер встречи с любителями
восточной старины.


XI. Oaa?aiiie iinooiu? - e naa?a yecaiaia aoi?ie nooiaie ?Ii??eo
neeyi?
“Человек сто под одной крышей” это не многоэтажное жилое помещение в
современном понимании, а просто “гостиница”.

...

В сочетании с “нитью” элемент “гостиница” образует кандзи “сжимать(ся),
уменьшать(ся)”. Включаем на полные обороты потенциал нашего образного
мышления и представляем себе нашу книгу, как некую “гостиницу”, заполненную
иероглифами, живущими на ее страницах. “Нить” логики, которой мы вооружились,
ведет нас от одного иероглифа к другому; при этом количество неизвестных нам кандзи
“сокращается”, мы постоянно “уменьшаем” границы области нашего неведения
относительно иероглифики. Обыграйте для себя мысль о “нити Ариадны в обиталище
иероглифов”, глядя на изображение данного кандзи; при повторной встрече с ним в
тексте “озарение” этой идеей вам гарантировано




...

Мы начали постепенно осваивать графически сложные кандзи, которые требуют
несколько большей сосредоточенности при их освоении. Познакомимся с иероглифом
“сад, парк”, который, на первый взгляд, кажется беспорядочным нагромождением
штрихов. Но, внимательно присмотримся к нему, спокойно и последовательно выделяя
для себя отдельные элементы (цельный образ, как в случае со светильником в кандзи
“столица” здесь явно не вырисовывается). Раскладываем мысленно “по полочкам”
элемент “границы” (сад окружен надежной стеной), вслед за этим элемент “земля”
(на котором раскинулся сад) и элемент “рот”. Нам остался не очень понятный, но уже
не столь графически сложный образ, в котором я предлагаю вам выделить образ
“человека” (как он выглядит обычно слева в составных кандзи) и представить
оставшиеся два штриха в качестве широкого рукава кимоно (в классическом
истолковании мы также найдем ссылку на одежду).



106
Путь бесхвостой птички

Сосредоточенно ведем взгляд снизу вверх по той части изображения, которая,
расположена внутри “границ” и мысленно повторяем ключевую идею “люди в
праздничных одеждах, разговаривая, бродят по земле” и добавляем “внутри ограды”.
Все, мы с вами создали из скопления штрихов довольно четкую картину для
распознавания в будущем

<< Пред. стр.

стр. 16
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>