<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(текст закона, против которого не пойдешь, особенно если он завершен, “против,
комплект”) (путь на основе закона, “руководить”) (полей десятки, а закон один,
“единственный”) (десять уникальных, “распространять, универсальный”) (на дереве
хоть десяток горошин должны появиться, “выращивать, плодоносить”) (тело
пульсирует при попадании пули, “стрелять”) (слова и тело пульсируют от высказываний
благодарности, “благодарность”) (солдат марширует строго по закону “командовать,
намереваться”) (место, где ощущается пульс земли, “храм”) (наблюдение за
движением солнца из храма, “время”) (рука храма, “иметь, владеть”) (слова,
рожденные в храме, “поэзия”) (люди ожидают чудес около храма, “ждать”) (для
ожидающих взойдет солнце удачи, “прибыль”) (бамбук около храма не простой,
“качество”) (корова около храма тоже неординарная, “специальный”)

“Храмово законодательная” цепочка вышла у нас несколько длинной, и при
желании ее можно разделить на две части до “храма” и после “храма”. Но если вы не
испытывали трудностей, пробегая по цепочке взглядом, то оставьте ее в целости и
тренируйтесь время от времени, как и с другими цепочками.

Продолжим разговор о чувствах, истолковав несколько кандзи, опорным
элементом которых (снизу) является “сердце”

Если “на сердце” вы видите элемент “середина”, то смысл данного кандзи
выражается в том, что все чувства исходят из самой середины сердца, то есть, они
наиболее искренные и прямые. Значение кандзи полностью соответствует этой идее
“преданность, честность”




...

Если же вместо “середины” вы видите другой элемент, с которым мы сейчас
познакомимся, то ... но, впрочем, сначала посмотрите на кандзи, который выходит за
пределы экзаменов первых трех уровней, но без которого трудно понять смысл
иероглифа, в состав которого он входит. Данный кандзи представляет собой как бы
уже знакомую “середину”, но подвергшуюся раздвоению (в середине размещается
римская цифра “два”). Смысл заключается во “второстепенности” того, что обозначется
данным кандзи; он обычно образует приставку “суб ” или “под ”. Наиболее точно можно
выразить его значение позволяет термин “эрзац”. По чисто фонетическим признакам
(произносится “а”) используется для обозначения “Азии”, что у меня лично вызывает
возражения




...

Итак, если вместо “середины” на “сердце” располагается некий “эрзац”, то смысл
иероглифа будет заключаться в выражении “эрзацчувств”, что явно настраивает нас
на критическое к нему отношение. Официальное значение данного кандзи “плохой,
злой, вредный” и он образует множество слов, имеющих, как правило, резко
негативное значение




120
Путь бесхвостой птички

Приведем пару примеров




“Варумоно” плохой человек, негодяй




“Варукути” ругательство, злословие

...

Вариант для запоминания следующего “сердечного” кандзи получился в виде
некоего ребуса. Выделим в нем уже встречавшуюся нам “арабскую семерку”, “руку” и
“сердце” и попробуем связать эти элементы со значением иероглифа “спешить”.
Задача не из легких, но мы с вами уже не раз демонстрировали определенную
изворотливость ума. Фраза, кодируемая в сознании, может выглядеть так: “Настолько
“спешил” жить, что успел семь раз предложить руку и сердце”. Несколько абстрактно,
но зато легко превращается в устойчивый образ




Образует много слов, связанных со спешкой и внезапностью, например, в
сочетании с кандзи “болезнь” получается слово “кю:бё:” или “внезапный недуг”




Сочетание же с кандзи “идти, двигаться” дает нам слово “кю:ко:”, что в переводе
означает “скорый поезд, экспресс”




...

Следующий кандзи состоит из элементов “сам, свой” и “сердце”. Его можно
представить себе, как родительское сердце, для которого самым родным или “своим”
на востоке, прежде всего, является “сын” продолжатель твоего рода, твоя кровиночка,
твое “дыхание”. Посмотрите на этот кандзи и зафиксируйте в сознании материнские
чувства восточной матери к своему “сыночку”, на которого она не “надышится”




...

Мы уже познакомились с кандзи “причина, основа” (нечто “значительное,
большое” в “границах” какого либо явления). При добавлении к нему снизу элемента
“сердце, чувства” образуется новый иероглиф “доброта, расположение”
выражающий по сути мысль о том, что причиной для больших чувств в человеке является
именно его доброта




“Доброта” в сочетании с кандзи “человек” не может образовать ничего иного, чем
слово “благодетель” (по японски “ондзин”)



121
Путь бесхвостой птички



...

Для продолжения пути вновь необходимо отвлечься и внимательнее
присмотреться к нашему бесхвостому гиду, отсутствие хвоста у которого подчас
заставляет нас бросаться из стороны в сторону (всегда возвращаясь, однако, на путь
истины). Может быть кроме проблем с хвостиком у нашей красавицы возникли
проблемы с крыльями? Если крылышки смотрят в разные стороны и совсем не похожи
на уже известный нам иероглиф с одноименным названием “крылья”, то это может
привести к беде мы можем вслед за птичкой избрать “неверный, ошибочный” путь




...

Одна из возможных ошибок может состоять в том, что мы перепутаем данный
кандзи с очень похожим на него иероглифом “триллион”, имеющим также значение
“предзнаменование”. Представьте себе крылья, не просто по ошибке вывернутые в
разные стороны, но и весьма изношенные после “триллиона” взмахов. На них уже явно
меньше перьев и это является плохим “предзнаменованием”




...

Если вы ощущаете, что у вас “на сердце” что то не так как надо, если вас гнетут
совершенные “ошибки”, то вполне понятно, что вас переполняет печаль и грусть. Я
думаю, что вас не удивит значение приведенного ниже кандзи “печальный, грустный”




...

Для того, чтобы с полным правом сказать себе: “Хватит о грустном...”, давайте
завершим с изучением ошибок, благо таких иероглифов осталось немного, а уж затем
с легким сердцем продолжим изучать дела сердечные.

“Человек” + “ошибочный, неверный” скорее всего трактуется по смыслу “не такой,
как все остальные”. Из всех известных нам профессий самые “не такие” люди это,
пожалуй, актеры. Значением данного кандзи как раз и является “актер”, а
дополнительно этот иероглиф означает “юмор, шутку”, то есть, то, на что скорее всего
способны именно актеры




...

Смысловое значение следующего иероглифа будет уловить значительно проще,
если вы вспомните кандзи “покупать” (“ракушки” в качестве денег в обмен на “товары”,
выстроенные в один ряд). В новом кандзи мы видим, что вместо денег для покупки
“товаров” пытаются использовать что то “неверное”, может быть это происходит по



122
Путь бесхвостой птички

“ошибке”. Однако, и в том, и в другом случае налицо совершение “преступления” и
это большой “грех”




Человек, совершивший преступление, называется по японски “дзайнин” или
“цумибито”, но, при этом, данное слово пишется одинаково, несмотря на варианты
его произношения (один китайское наследие, второй чисто домашний вариант, но
оба означают “преступник, грешник”)




...

На этом с ошибками покончено, продолжим изучение сердечных тайн, и
попробуем поразмыслить над тем, что может означать “след от клинка” на изображении
“сердца”. Давайте, как договорились, не будем о грустном, поэтому представим себе,
что речь идет о любви, которая нанесла сладкую рану нашему сердцу. Для каждого из
нас это чувство должно однажды оставить глубокий след на сердце, и это произойдет
(произошло) “обязательно, неизбежно”, иначе вы попросту никогда в жизни не взяли
бы в руки эту книжку. Итак, взгляните на кандзи “обязательно”, и убедите себя в
неизбежности сердечной раны; при следующей встрече с этим знаком что то слегка
шевельнется в вашем сердце и вы, безо всяких сомнений, сразу определите, о чем
идет речь




...

Кандзи, состоящий из элементов «дерево» и «глаз», означает понятие “аспект,
сторона“ чего либо. С одной стороны мы наблюдаем за деревом, с другой стороны,
исходя из того, что природа наполнена жизнью не в меньшей степени, чем мы, процесс
наблюдения является “взаимным“. Есть еще одно значение данного иероглифа “
правительственный министр “, подразумевающее то, что столь ответственная
персона обязана по долгу службы наблюдать за определенными аспектами
жизнедеятельности страны. Итак, если вы видите изображение «дерева» и рядом с ним
«глаз», подумайте о том, что мы постоянно следим за определенными аспектами
природы, а она, в свою очередь, постоянно наблюдает за нами. Самый ответственный
наблюдатель – это министр






Если данный кандзи в качестве элемента располагается над элементом «сердце»,
который, как известно, связан с идеей «мыслить, думать», то значение кандзи «мысль,
идея» становится вполне обоснованным. Раздумья над определенными сторонами
чего либо приводят нас к возникновению идей








123
Путь бесхвостой птички

Попробуйте вспомнить кандзи «смысл, значение» («звук» + «сердце»
«сердцебиение» при проникновении в «смысл» очередного иероглифа). Если этот
кандзи в качестве элемента соединен с фигурой «человека», то сочетание «смысл
существования человека» наводит на мысль о бесконечности (сколько смысловых
значений в вашем существовании?) Бесконечное количество, не поддающееся
реальному учету, но, тем не менее, оно обозначает число «сто миллионов». Есть одна
идея, приближающая нас к объяснению, об истинности которой судить вам, читатель.
Дело в том, что сто миллионов секунд составляют приблизительно тридцать лет
человеческой жизни. Может быть в данном иероглифе и содержится тайный смысл,
заключающийся в том, что для осмысленной жизни человеку отпущено сто миллионов
секунд (древние, согласно научным данным, жили в среднем примерно столько) –






И вновь немного о грустном... Следующий иероглиф по форме напоминает
половинку гроба (левую), оттенок чего то давящего придает ему наличие элемента
«пресс папье». В соответствии с формой кандзи означает «умирать, гибнуть»






Канлзи «забывать» составлен из элемента «умирать», расположенного на
«сердце». Если у вас на сердце мысли об умерших, то об остальном невольно забываешь






Завершим пока гадания о том, что «на сердце лежит», слишком уж сложны
графически оставшиеся несколько иероглифов. Остановимся на простых кандзи с
изображением человека. Вы наверное запомнили иероглифы «добродетель,
человечность» («за себя и за того парня»), «служить» («служи казак, самураем будешь»),
«прикреплять, приклеиваться» (««человек» и его «пульс» неотделимы»), «делать»
(«человек с пилой»). Имеется довольно много похожих кандзи, в которых слева
расположена хорошо знакомая фигурка человека. Начнем с кандзи «честность,
доверять», в котором рядом с «человеком» расположены «слова». Древние японцы (и
их учителя китайцы), видимо, доверяли человеку и его слову –






Следующий легко запоминаемый (но не столь часто встречаемый) кандзи
означает «отношения между людьми» и состоит из «человека» и элемента «середина».
Отношения среди людей выражаются именно этим сочетанием –








124
Путь бесхвостой птички

Кандзи «сообщать, передавать» также состоит из знакомых нам элементов
«человек» и «два носа» (которые под элементом «треугольная крыша» мы знаем как
кандзи «встреча, встречать»). Люди при встрече, как правило, обмениваются
новостями; вот вам и маленький ключик для запоминания данного иероглифа –






В следующем иероглифе появляется новый “кирпичик”, который не встречается
отдельно и истолковывается, как “палка, столб”, но мне при взгляде на него
представляется образ, похожий на одну из пиктограмм олимпийских видов спорта, а
именно стилизованная фигурка копьеметателя в момент броска, когда он уже оторвался
от земли и готов мощным броском послать свой снаряд к рекордной отметке. Кроме
“копьеметателя” (это выдуманный образ) в японском языке существует образ “копья”,
весьма похожий на него (внизу дополнительный поперечный штрих (запасное копье?)),
с которым мы познакомимся позднее. При объединении “копьеметателя” с образом
просто “человека” появляется новый кандзи с определенным философским смыслом.
Полет копья напоминает истолкование типичного образа человеческой жизни полет
ввысь, достижение высшей точки, и далее постепенное снижение до завершения
полета. Такой путь проходит каждое “поколение”, сменяя предыдущее и предваряя
“полет” следующего. При этом происходит “смена” поколений, каждое из которых
оставляет свой след в истории, который может быть оценен, отсюда еще одно
значение “цена”.




В совокупности с кандзи “время” получим слово “дзидай”, которое переводится
на русский язык, как “век”, “эра”, “эпоха”






Если под изображением “поколения, замены” появляется значок “раковины”,
имеющий значение “денег”, то смысл этого нового для нас кандзи может быть
истолкован, как передача материальных ценностей от одного поколения другому или,
иначе говоря, “одалживание”. Можно предстваить себе данный образ и по другому
“деньги” “меняют” хозяина, а это возможно при “заимствовании” либо “одалживании”




“Дом” + “одалживать” означает “дом, сдаваемый внаем” или “касия”






Раз уж мы определили новый “кирпичик” в виде “копьеметателя”, то продолжим
знакомство с иероглифами, в составе которых он используется. Сочетание “работы” и


125
Путь бесхвостой птички

“копьеметателя” образует значение “церемония, форма, стиль”




Для закрепления в памяти этого значения нам опять придется немного
пофилософствовать. Образ “копьеметателя” связан с понятием “поколение”. Каждое
поколение “вырабатывает” свой стиль жизни, свои особые формы существования, свои
“церемонии” именно эти слова должны отныне появляться у нас в голове при взгляде
на данный кандзи. В качестве примера приведем слово “кэйсики” , означающее
“формальность”




“Гюльчатай, открой личико” = “форма”(лица Гюльчатай) + выработанный
поколениями “стиль, церемония”. Формальность это и есть определенная стилевая
форма поведения, которую необходимо соблюдать.



Стиль, модель поведения постоянно подвергаются проверкам, заключающимся
в обсуждении (+ “слова”), поэтому следующий кандзи “испытание, тестирование”
выглядит таким образом






Напоследок в данной главе наша птичка взмахнула крылышками и перед нашим
взором появляется знакомый профиль “лошади”, рядом с которой вместо “мужичка с
грузом” (вспомните кандзи “станция”) появился новый персонаж. Если Вы
сосредоточите свое внимание на нем, то различите два уже известных элемента
“человек” и “подходить, соответствовать” (“закройте рот” замечание молодой дамы
в соответствии с замечанием “сейчас” же закрыть ноги). Итак, перед нами лошадь,
изучаемая на предмет ее соответствия человеку. Значение этого иероглифа

<< Пред. стр.

стр. 19
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>