<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



...

“Рот” и “десять” свидетельствуют о том, что о чем то говорилось уже десятки раз,
то есть, это “старая история”, отсюда значение данного иероглифа “старый”
(напрашивающееся изображение “надгробия” мне почему то активно не нравится)




...

Попробуем изобразить из усвоенных элементов “лицо” в целях чисто учебных;
любая картинка представляет при наличии в ней логических связей своеобразную
цепочку (которыми мы с вами вскоре займемся)




...

“Голова” нам еще пока не по силам, в этом иероглифе слишком много новых
элементов, однако, иероглиф “шея” при всей своей парадоксальности запомнится
легко “свой нос”, над которым линия глаз, сливающихся в одну черту, и брови,
приподнятые в удивлении “по всем признакам я голова, но меня почему то чаще
называют шеей”. Во многих составных иероглифах данный элемент все таки часто
истолковывается и как “голова”




...

Иероглиф “рука” настоящая растопырка, но верхний палец кокетливо загнут
крючком; очень похожие руки изображены на картине кисти О. Бендера в кинофильме
“Двенадцать стульев” (вспомните “мальчика” Кису, лежащего на пароходной палубе и
“великого комбинатора”, склонившегося в артистическом экстазе над холстом)




...

“Нога” тоже не шедевр, однако, я считаю этот иероглиф с точки зрения графики
стоит на более высоком уровне, чем вышеприведенный представитель “школы
Бендера”. Глядя на него, я вспоминаю двухгодовалую дочку в маминых туфлях, в
восхищении протягивающую руки к своему изображению в зеркале. Приглядитесь к


16
Путь бесхвостой птички

иероглифу, “туфли” явно мамины, поскольку на высоких каблуках




...

Мы достаточно подробно изучили собственное лицо и конечности. Прежде, чем
познакомить вас с иероглифом “тело”, кратко коснемся вопроса “ключевого” положения
иероглифа. Иероглиф “человек”, если он входит в качестве составного элемента в более
сложный по графике иероглиф, всегда располагается слева или сверху. При
расположении слева он сжимается по горизонтали и превращается в изображение, по
форме весьма напоминающее нашу “единицу”; если же элемент “человек” находится
сверху, то он сильно сплющивается по вертикали. Оба изображения носят название
“ключ” и помогают быстро обнаружить нужный иероглиф в японском словаре.
Подробнее к пояснениям относительно ключей мы возвратимся позднее, для начала
попросту усвоим, что ключ является составным элементом иероглифа, принимаемым
в качестве главного и определяющим положение данного иероглифа в японском
словаре. Итак, посмотрим на практике, что нам дает знание “бокового” элемента
“человек”. В сочетании с уже знакомым элементом “дерево” мы получим иероглиф
“отдых, отдыхать”




Данное сочетание легко кодируется в памяти при взгляде на иероглиф сразу
определяется “человек”, расположившийся на природе, рядом с “деревом”. Идей,
связанных с этим сочетанием, может быть порождено множество, но наиболее
бесспорной представляется мысль об отдыхе.

...

Похожее на первый взгляд сочетание “человек” + “корень, источник” используется
для того, чтобы обозначить наше “тело”




...

Об анатомии, мне кажется, говорить нам будет еще очень и очень трудно, но внутрь
нашего тела мы на секундочку заглянем, чтобы увидеть и запомнить изображение
самого важного и весьма плодовитого с точки зрения иероглифообразования органа
сердца. Иероглиф “сердце” можно представить в виде следующего описания если
вы смотрите на человека, то местоположение его сердца левая грудь. Присмотритесь
к иероглифу вот она левая грудь, а рядом с ней начинается изображение правой груди
(не имеющее для данного иероглифа большого значения, поэтому лишь намеченное).
Сверху изображены две черты, символизирующие импульсы биения сердца




...

Сердце входит в состав многих иероглифов, занимая базовое положение внизу
(и, как мы уже видели на примере других иероглифов, сжимаясь по вертикали). Элемент
“сердце” + элемент “поле” означают “думать”. Сердце у народов востока далеко
выходит за пределы значения просто механического насоса, в русском языке также

17
Путь бесхвостой птички

“сердце” является вместилищем, синонимом “души”. Говоря “сердце болит о ком то
или чем то” человек выражает мысль о том, что постоянно думает о данном человеке
или предмете. Иероглиф “сердце болит о поле” это постоянные думы об основном
источнике существования отсюда и смысл данного кандзи



...

Пришло время научиться ориентироваться в пространстве, а заодно, начать
формирование “цепочек”, состоящих из кандзи для упражнений с ними.

Итак, начнем с направлений “правое левое”. Оба этих иероглифа включают в
себя элемент “рука”, который в сочетании с элементом “рот” образует кандзи “правый”;
запоминаем “правой рукой едят”



...

Иероглиф “левый” это сочетание элементов “рука” и “работа”. Завершаем идею
“правой рукой едят, левой работают”




...

Идея запоминания направлений “верх низ” связана с уже известными
элементами “королевского” иероглифа. Смотрите, половина “народа” стремится от
“земли” вверх они находятся в состоянии “роста, развития” этот иероглиф “верх,
подниматься, почтительно подавать что то стоящему вверху на социальной
лестнице”




...

Половина людей для сохранения равновесия в обществе направляется в
направлении “от неба вниз”, иероглиф “вниз, опускаться, давать стоящему ниже”
выглядит так



...

Для того, чтобы начать строить “королевскую”, как я ее для себя назвал, цепочку,
мы можем добавить еще два иероглифа, связанных общими элементами, но
объяснения, с точки зрения этих элементов будут несколько натужными, классическое
объяснение более образно, но оно основано на ином видении того, что появится сейчас
перед вашим взором. Итак, иероглиф “правильно”




Я пытался объяснить этот иероглиф так “половина людей под властью короля,
другая под властью других правителей или живет в демократическом обществе и это
правильно”. Если все будут под единой властью, то такое общество быстро развалится.

...

18
Путь бесхвостой птички

Если из предыдущего кандзи удалить элемент “неба”, то есть власть
“помазанника” будет лишена определения “божий”, то нормальное течение жизни
остановится. Отсюда значение данного иероглифа “останавливать,
останавливаться”




В принципе ход мысли при взгляде на два предыдущих иероглифа, может быть, и
не так уж сложен, но в его основе заложены весьма спорные теории, которые скорее
отвлекают мысль читателя в ненужном направлении. Классическое объяснение гораздо
более практично; вам просто нужно переключить свое видение “образа” картинки на
иные “рельсы”, а именно, увидеть в иероглифе “останавливать (ся)” свою собственную
правую ступню. Посмотрите на изображение слева большой палец ступни, правее
более длинный “указательный” (не знаю, носит ли он на ноге такое же название, как на
руке?), а еще правее все остальные три пальца изображены горизонтальной чертой.
Данное изображение вполне логично передает идею, легкое напряжение мысли
приводит нас к окончательному выводу “свою ступню можно увидеть в таком ракурсе,
только если ты остановился”.

Еще один вариант истолкования связан с иероглифом “нога” (малышка в маминых
туфлях) можно представить себе, что каблук сломался и это также наводит на мысль
об остановке.

“Остановиться” у самой “черты”, не переступив ее, это “правильно”. На мой
взгляд оба толкования иероглифов вполне логичны и без усилий воспринимаются в
качестве ассоциации. Одно только замечание я был поражен до самых глубин своего
ассоциативного мышления, когда узнал, что несчастные японские дети сначала узнают
о существовании иероглифа “правильно” и только через год учитель сообщает им о
существовании иероглифа “остановить(ся)”, который по логике является его составным
элементом! То ли таким путем насилия из детских умов начисто удаляют опасное
стремление к логическому анализу, то ли японские учителя исповедуют тот же
логический путь, при помощи которого я попытался истолковать два данных иероглифа
неклассическим путем?

Итак, давайте начнем составлять нашу первую логическую цепочку кандзи
“королевскую”.




Для тренировки памяти пройдемся по этой цепочки наиболее логическим путем
“один” “два” “три” “работа” (необходимо разворачиваться, крутиться между небом
и землей, то есть, работать) “король” (символ единения неба, земли и людей) “хозяин,
владелец” (корона на голове символ власти) “сокровище” (корона у ног уже не символ
власти, а просто драгоценность) “страна” (наше сокровище, окруженное со всех
сторон границами) “пять” (старый король тяжело опирается на палку, цепляясь за
набалдашник всеми пятью пальцами) “земля” (переключимся на классический вариант
из земли пробился росток с двумя листочками) “верх, подниматься, давать что либо


19
Путь бесхвостой птички

вышестоящим” (половина людей стремится вверх, к небесным, духовным сферам)
“вниз, опускаться, давать нижестоящим” (половина людей стремится к земным делам)
“остановить(ся)” (классический вариант ступни с тремя пальцами, изображенными
горизонталью) “правильно” (остановиться вовремя, у самой черты).

...

Первая цепочка большое дело (кстати, вспомните иероглиф “большой” из
нашей будущей цепочки, связанной с “человеком”). Помня о большом, нельзя забывать
и о малом; познакомимся с иероглифом “маленький”. Это изображение маленькой
птички, летящей вверх



...

Иероглиф с изображением “птички”, у которой косым ударом меча или иного
режущего предмета отсекли часть хвостика




показывает что от “малого” можно отрезать еще “немного”.

...

Маленькая птичка, взлетевшая высоко и наткнувшаяся в небе на невидимую
преграду




это обозначение отрицания в словах (например, в виде приставки «не») «Так выпьем
же за то, чтобы никто из нас, как бы он высоко не взлетал, никогда бы “НЕ” отрывался
от коллектива!». Когда я вижу этот значок, в голове непроизвольно возникает «Птичку
“не” жалко!».

...

Приближаясь к завершению второй главы, вспомним еще раз о самом важном в
нашей жизни о женщинах. Иероглиф “женщина”, как мне кажется, должен сразу
проявиться в вашей памяти, от него мы перейдем к иероглифу со значением “мать”.
“Женщина” по форме, на которую накладывается изображение “груди”, это конечно и
будет данным иероглифом, а то, что грудь повернута на 90°, означает то, что “мать легла,
готовясь кормить своего ребенка”




...

Великолепный по смыслу иероглиф, объясняемый практически везде одинаково
включает в себя “мать” и ключевое обозначение “человека”, расположенное сверху




Толкование значения “каждый” не поддается переиначиванию “у каждого
человека есть мать”.

...


20
Путь бесхвостой птички

“Море” изображается иероглифом “каждый” с добавлением слева одного из
«ключевых» значений иероглифа “вода” (новый для нас элемент, располагающийся во
многих иероглифах слева “три капельки” ). Роль моря в жизни островитян переоценить
невозможно, оно «мать» и для «людей» и для «каждой капли воды»




...

В заключение мы не можем обойти вниманием и отца. При взгляде на данный
иероглиф




у меня возникает ассоциация с двумя составляющими его элементами, далекими от
классических вариантов истолкования; я вижу здесь элемент “делить” и просто “крест”.
Запомним, “отец” это тот, кто все “делит” между членами семьи и на этом “ставит
крест” (“обжалованию не подлежит”).

...

Чтобы довести количество иероглифов, с которыми мы познакомились в данной
главе, до требуемых сорока, приведем стоящий несколько особняком от изображения
“человека” иероглиф со значением “стоять”. Мне кажется, что нет нужды разбивать
данное изображение на составные части, просто представьте себе фигурку человечка,
уверенно и прочно стоящего на земле




...

Восемьдесят кандзи мы с вами так или иначе разместили в сознании и могли бы
уже приступить к переводу простеньких текстов (не зная, как читаются иероглифы, но
понимая их смысл в этом один из парадоксов иероглифики, как уникальной системы
письма). Как мы уже знаем, столько иероглифов изучают бедные, оторванные от
абстрактного мышления и логических умозаключений, японские школьники за целый
год. Сколько у вас ушло на это, уважаемый читатель? Если вам было интересно, то
спорю, что не больше пары часов. Вот так мы с вами, сообразительные россияне, на
том стоим и стоять будем (смотри последний иероглиф). Один только маленький вопрос
если мы такие умные, то почему... Наверное в этом состоит один из наших величайших
секретов?

III. Поэтическое восприятие кандзи, отправление в путешествие от
станции “3,03 см”
Начнем новую главу с пары иероглифов, состоящих из уже известных нам
элементов, но предполагающих некое усилие в истолковании их значения; при этом,
правда, вы можете испытать определенное удовольствие от некоторой необычности
восприятия предлагаемых кандзи в качестве коротких, но емких по смыслу поэтических
форм.

Иероглиф, состоящий из элементов “стоять” и “солнце”, несколько неожиданно
выражает понятие “звук”. Остановитесь на минуту и представьте себе картину раннего
летнего утра, когда солнце только только начинает подниматься над горизонтом. Еще


21
Путь бесхвостой птички

несколько минут назад кругом было темно и призрачно тихо; но вот, как бы отвечая на
появление первых благодатных лучей светила, природа начинает свое пробуждение и
отовсюду доносятся разнообразные звуки, постепенно заполняющие пространство...
Глядя в следующий раз на этот иероглиф, вы наверняка испытаете легкое шевеление
поэтических струн в вашем сердце



...

Кстати, в следующем кандзи как раз и появляется дополнительный элемент
“сердце”, и мы готовы к новому поэтичному образу глядя на иероглиф “звук” мы
испытываем некий подъем, некое легкое учащение биения нашего сердца, проникая в
сокровенный смысл иероглифа, понимая его значение. Вольно или невольно, но мы с
вами только что проникли в самую суть данного кандзи, который и носит название
“смысл, значение”



...

Еще один “поэз” под воздействием парадоксального на первый взгляд иероглифа
“темный, темнота”




Парадокс его в том, что он наполнен изображениями солнца, однако, несложный
мысленный экзерсис позволит понять, почему именно это значение представляется
нам вполне логичным и обоснованным. Вновь представьте раннее летнее утро,
пробуждение природы, наполненное разнообразными звуками; вы вышли встречать
рассвет и случайно взглянули на диск, поднимающийся над горизонтом. В глазах
потемнело, яркий солнечный свет на какое то мгновение ослепил вас не правда ли, и
это объяснение кажется вполне логичным и выражает ощущение, которое отныне на
ничтожное мгновение будет возникать в вашей памяти при взгляде на приведенный
выше иероглиф.

Удивительно, но если прочитанные вами истолкования трех последних иероглифов
оказались в чем то созвучны вашему жизненному восприятию, то вы уже никогда не
забудете их, как бы вы ни старались в этом секрет удачного приема запоминания.
Если же прочитанное показалось вам легким бредом, то давайте разойдемся по
хорошему подарите эту книгу чудаковатой любительнице Верлена и Северянина и
приобретите “
Japanese for Busy People” (Классная книга для бизнесмена с одной
аудиокассетой!)

Тем же, кто продолжил скользить легким взором по страницам моих трудов,
предлагаю отправиться в далекое путешествие от станции, которая несколько
неожиданно носит название “3,03 сантиметра”, изображаемое иероглифом

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>