<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Иероглиф, который состоит из элементов “двойка” и “ножки”




Это просто настоящая загадка, которой можно позабавиться в кругу друзей.
Покажите им этот кандзи и попросите догадаться, что он может означать. В моей
практике было много вариантов ответа, но больше всего понравился тот, который я и
предлагаю вам для запоминания это невеста на руках у жениха (“двое”, а по земле
идет только одна пара “ног”) “начало” любви или “происхождение” семьи
(государства и частной собственности расширительное толкование смотрите у Маркса
и Энгелса в работе с соответствующим названием).

...

Вторая загадка на эту тему это продолжение первой: “Что часто происходит,
когда двое влюбленных попадают под общую крышу?” Нетрудно догадаться, что часто
“семейная лодка” разбивается “о быт” наступает “конец” романтических чувств




...

Еще один графически небогатый иероглиф со значением “талант” и “... лет от
роду”. Иногда, чем беднее графика, тем более пышным цветом расцветает фантазия.
С данным иероглифом я связываю кадры проникновения на пароход товарища Бендера
в картине “Двенадцать стульев”. Помните, как он отвечает на вопрос: “И это ваш
мальчик?”, поворачиваясь к Кисе Воробьянинову “Пусть бросит в меня камень тот,
кто скажет, что это девочка”. Глядя на иероглиф, состоящий из уже знакомого элемента
“запястье” (вспомните иероглиф “пульс, закон”) и следа клинка (отрезающего еще чуть
чуть в иероглифе “немного”) я мысленно дополняю речитатив Остапа Ибрагимовича
следующими словами: “Даю руку на отсечение, большего таланта, да еще в столь юном
возрасте вы не найдете”




...

А теперь иероглиф “товары”, состоящий из трех “коробок”. Вряд ли стоит
связывать данный кандзи с изображением трех “ртов”, тем более у него имеется и такое
значение, как “элегантность, утонченность”. Чем больше у вас разнообразных
товаров, тем легче вам выглядеть элегантно




42
Путь бесхвостой птички

При помощи соединения данного иероглифа с иероглифами “посреди, внутри” и
“старый” получается прелестное слово для запоминания целых 3 х онных чтений




Как вы думаете, что может обозначать данное сочетание иероглифов “среди
старых товаров” или “товары, внутри которых поселилась старость”? А можно еще
определить это слово, как “товары средней старости”. Безусловно, это то, чему мы
присвоили звонкое название “секонд хенд”. Читается это как “тюкохин”. Интересно,
жил ли на свете когда нибудь старьевщик по фамилии Тюкохин? У меня почему то
разыгрывается воображение при взгляде на только что приведенное слово, так и
представляю себе ворчливого старика с тюком старья на спине... Глупо, но
очаровательно, а главное полезно сразу три “она” застряли в голове.

...

Ну как, передохнули? Тогда за работу, и, как обычно, от простой графики к более
сложной.

Иероглиф “земля” нам уже очень хорошо известен. Познакомимся теперь с
внешне похожим на него кандзи “самурай, человек”. Графику данного иероглифа
классически привязывают к половому созреванию мужчины, однако, мне кажется, что
ее вполне достаточно и для того, чтобы представить себе здорового мужика с широкими
плечами (это вам не какое нибудь хилое растение с двумя листочками)




Иероглиф легко определяется зрительно “по ширине плеч” и не вызывает
путаницы даже у начинающего читателя. Данный иероглиф, как и “земля” весьма
плодотворен и легко соединяется с другими элементами, образуя новые кандзи.

...

“Человек” + “самурай” образуют иероглиф “служить”. Идея понятна “Служи
казак, атаманом будешь”



...

А вот иероглиф “голос” “самурай”, а перед ним то ли “согбенная фигура”
(вспомните иероглиф”цвет, страсть”), то ли вариант иероглифа “дверь” (мы с ним скоро
встретимся). Ученые люди говорят, что раньше здесь размещался элемент “ухо”, но
подвергся со временем трансформации с целью упрощения графики




Остановимся на варианте “согбенная фигура” и закодируем для памяти вариант
типа “Кто это голос подает? Здесь только джигиты (они же самураи) разговаривают”.

...

Каждый имеет только одно “желание”, одну “цель” в жизни чтобы его “сердце”
стало сердцем настоящего “самурая”




43
Путь бесхвостой птички

...

И только “слова”, выражающие стремление к подобной “цели”, достойны того,
чтобы их стоило “записывать”




...

А вообще то, самураю ничто человеческое не чуждо, иначе зачем бы его на веки
вечные поместили за “стойку” в иероглифе “продавать”? Смотрите, вот “крышка”
стойки, вот ее “ножки”, а вот и он родной что то нам усиленно предлагает




...

Нельзя оторвать “продай” от “купи”, поэтому отвлечемся на минуту от нашего
дорогого “самурая” в пользу иероглифа “покупать”, состоящего из знакомых нам “трех
коробок”, выстроенных в один ряд и “раковины” (которая на ранних этапах развития
многим людям служила эквивалентом денег)




...

Товарообменную операцию с двумя кандзи мы совершили; вновь пришло время
подумать о духовном. Элемент “слова” в сочетании с элементом “продавать”
неожиданно для меня образовали иероглиф “читать”. Данную операцию я скорее
связывал с “покупкой” слов, однако, если вдуматься, то можно вывернуться в стиле
“чем продажнее пресса, тем охотнее ее читают”. Каково? Я хочу, чтобы моя книга стала
продажной! В смысле, чтобы ее читали! Ладно, лучше обратим внимание на сам
иероглиф




...

Самурай без оружия не воин. С его клинком мы, правда, уже встречались; стрелы
тоже нам знакомы пришло время других игрушек настоящего мужчины. Прежде всего,
раз имеются стрелы, то это должен быть “лук”, форма которого узнаваема без каких
либо сомнений



...

“Лук” с показанной отдельно “тетивой” акцентирует внимание на действии с
последней; тетиву нужно “тянуть”




Если иероглиф “тянуть” сочетается с иероглифом “буква, письмо”, то мы получим
“словарь”, откуда при желании всегда можно “вытащить” нужное слово (по японски
читается “дзибики”)



44
Путь бесхвостой птички



...

Сочетание “лука”, “носа” и “насекомого” несколько неожиданно дает нам иероглиф
“сильный”. Однако, нас неожтданностями врасплох не застанешь; легкое
поскрипывание шестеренок в голове и объяснение готово “иногда комар (“насекомое”
с “носом”) может ужалить так же сильно, как стрела из лука”




...

Прежде, чем заговорить о “слабости” (что вполне логично после знакоства с
“силой”), бросим взгляд на иероглиф “крылья”, вполне понятный и несложный; нужно
только отметить для себя, что крылья развернуты в одну сторону (их обладательница
летит направо)




Иероглиф не бог весть насколько часто встречающийся, но красивый пример
словообразования с ним я рискну привести это название одного из токийских
аэропортов “Ханэда”




“Поле крыльев” или “крылатое поле” неплохо для аэродрома, куда образнее,
чем “Дедовнуково” или “ДжФК”.

...

Возвращаемся к обещанному кандзи “слабый” некоему симбиозу из “луков” и
“крыльев”




Объяснение предлагается такое “Вот если комарище угрызет мало не
покажется, а птичка клюнет это будет слабовато”. Если подобный “ключ” к смыслу,
закодированному в данном иероглифе, покажется вам тоже “слабоватым”, то взгляните
еще раз на него и расслабьте тело, скажите себе: “Мои руки (ноги, веки) тяжелые” и
зафиксируйте на мгновение данное состояние. При каждой встрече с данным кандзи в
тексте это состояние будет повторяться; самые впечатлительные из вас, возможно,
будут терять сознание; зато иероглиф “слабый” после порции нашатыря будет
определен безошибочно!

...

Почему то внезапно мне расхотелось продолжать беседу о “луке”, самое время
перейти к “топору”, который у древних воинов одновременно служил “меркой для
определения веса” (выкупа? мозга врага?) и тянул по нашим понятиям граммов этак
на шестьсот. (Строго говоря, этот иероглиф выходит далекр за пределы нашего
иероглифического минимума, также как приведенный несколько выше “гром”, но я
снова не понимаю, каким образом мы будем запоминать те “топоры”, которые щедро
разбросаны по обязательному минимуму в совокупности с другими элементами, если



45
Путь бесхвостой птички

не будем понимать, что это именно “топор”. Только японцы могут старательно заучивать
то, что лишено логики; а еще по пословице “дурацкое дело нехитрое”; оказывается
оно чрезвычайно хитрое. А может в этом великий секрет японской нации, готовой
столетиями выполнять не рассуждая; может только из таких образцовых винтиков
необходимо строить надежный и эффективный механизм?) Итак




...

“Топор” не менее продуктивен, чем “лук” при образовании новых иероглифов.
Приведем лишь несколько примеров.

В первом из этих примеров встречается один из самых часто встречающихся
элементов “иероглифостроения”, который самостоятельно не используется, но, тем
не менее, обладает собственным наименованием “движение”. Форма данного элемента
явно связана с графикой иероглифа “нога” не нужно сильно напрягаться, чтобы
разглядеть в нем “туфли на каблуке”, несколько увеличившиеся в размере, и фигурку,
которая напротив уменьшилась, не вытягивает “руки”, но “голова” зато получила право
на отдельное от “тела” существование.

В совокупности с “топором” получаем иероглиф “близко, рядом”. Смысл данного
кандзи определим так: “Отправляясь в путь, держи топор под рукой, рядом с собой”




...

Придется привести, как и было обещано ранее, иероглиф “дверь”. Мне видится
в этом изображении согнутая фигура человека под верхней границей входного проема
(вспомните иероглиф “входить”, там также “человек” застыл в поклоне). Может быть
вход в древних китайских (и японских) домах был очень низок для сохранения тепла в
помещении, а может все древние были предельно вежливы и низко кланялись, приходя
в гости?




...

“Топор” + “дверь” = “место”. Для запоминания этого кандзи подумайте о том,
что времена были небезопасные (об этом же свидетельствует и иероглиф “рядом”, с
которым мы только что познакомились), логично представить себе картинку, смысл
которой закодирован во фразе “место топора около двери”




...

Забавное сочетание “топора” с элементами “стоять” и “дерево” образует
иероглиф “новый”. Забавным оно мне кажется потому, что, глядя на него, я сразу
вспоминаю из далекого детства “у попа была собака, он ее любил ...”. Нечто подобное
по смыслу складывается в голове “стояло дерево, пришел топор, чтобы его срубить,
и чтобы на этом месте выросло новое дерево, чтобы пришел новый топор, чтобы его
срубить...” и так до бесконечности


46
Путь бесхвостой птички



...

Если в “руке” у вас “топор”, то запросто можно все “ломать” и всех “сгибать”




...

Добавим к “топорной” коллекции еще иероглиф “солдат” это попросту
“шестерка” с “топором”




...

Наш воин, как мне кажется, достаточно вооружен. Но ему чего то не хватает...
Перефразируя популярную некогда песню Николая Сличенко “Самурай без лошади
как без крыльев птица”. Кстати это ключевая фраза призыв к тому, чтобы не путать
“лошадь” с “птицей”.

В иероглифе “лошадь” явно просматриваются натуральные художественные
формы, акцент при этом сделан на мощную “гриву”, развевающуюся по ветру, “изгиб
хвоста” и “четыре ноги”. Главное запомнить, что “грива” состоит из одной вертикальной
и трех горизонтальных четрочек; других проблем не предвидится




...

С изображениями “лошадь” и “длиннохвостая птица” у меня вначале случалась
путаница “хвост” у них идентичен (как, впрочем, и “четыре ноги” (!), которые мы найдем
даже в иероглифе “рыба” (!!) ). Однако запрокинутая “головка с клювом” (птица явно
певчая) и “крыло” восстанавливают в голове распознаваемый образ пернатого
существа это явно “птица”




...

Указанные два иероглифа участвуют в создании немногих более графически
сложных кандзи, но образы, создаваемые при этом, весьма запоминающиеся.
“Лошадь” объединяется с кандзи, по форме напоминающим “человека с грузом на
спине” , который на самом деле является не более, чем старинной “мерой длины в
30,3 см” (что соответствует десяти единицам 3,03 см, вспомните иероглиф “пульс,
закон”). Для запоминания, однако, рекомендую сохранить нижеследующий кандзи в
образе, скажем, “мужичок с локоток”




...

“Мужичок” рядом с “лошадью” воспоминания о тех временах, когда путешествия
велись на лошадях. Мы можем представить его в образе “ямщика” или “станционного



47
Путь бесхвостой птички

смотрителя” (вот и Пушкина вспомнили!). Дальше углубляться не стоит, “станция” вряд
ли смешается с каким либо другим кандзи




...

Если рядом со “смотрителем” размещается элемент “говорить, слова”, то можно
представить себе образ “смотрителя за словами” с полным мешком этих самых слов,
отсюда ассоциация приводит нас к значению “перевод, переводчик”




...

“Рот” + “птица” означает “петь”, и это вполне логично, но у него есть еще значение
“выть, кричать”, а также “стрекотать”. Это на первый взгляд кажется удивительным,
но вполне согласуется с “четырьмя лапами”, сохраняемыми в иероглифе “птица”
(оказывается, это расширительное значение птиц, как представителей всего животного
мира)




...

А вот перед нами во всей своей поэтической красе иероглиф “остров”.
Дополнительную прелесть этому кандзи придает потеря птицей неуклюжей
“четрырехлапости”. Представьте безбрежный океан, над которым тяжело летит
обессилевшая птица. Внезапно о чудо! внизу посреди безбрежной пучины показалась
скала. Уставшая птица садится на вершину (вспомните кандзи “гора”) и, запрокинув
головку, поет гимн, прославляющий высшие силы, воздвигшие на ее пути спасительный
остров

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>