<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




...

Богатство восточного пернатого мира древние авторы отметили путем создания
еще одного иероглифа в виде птицы; эта птичка отличается от только что изученной
нами отсутствием хвоста и тем, что не используется самостоятельно; однако, она, на
мой взгляд, весьма симпатична и очень шустра залетела во многие кандзи и играет в
них не просто символическую, а существенную смысловую роль.

Иероглиф, созданный из двух несамостоятельных элементов “движение” и
“короткохвостая птичка” напоминает наш путь по страницам этой книги мы несколько
суетливо порхаем от одного кандзи к другому, не всегда соблюдая логические схемы,
но, не смотря ни на что, упорно продвигаемся к благой цели. Значение иероглифа
вполне соответствует данному описанию “продвигаться вперед, прогрессировать”




...




48
Путь бесхвостой птички

“Бесхвостая птичка” на вершине “дерева” означает “собирать, собираться”.
Представьте себе неумолчное чириканье маленьких пташек на вершине дерева; в
отличие от своих крупных собратьев пичуги не выносят одиночества и всегда
собираются в шумные ватаги, оккупируя окружающие деревья, на ветвях которых они
чувствуют себя необычайно комфортно




...

“Бесхвостая птичка” вместе с элементом “рука” образует кандзи со значением “
предполагать, делать выводы”, а также “выдвигать кого либо” (на должность).
“Синичка в руке или журавль в небе вывод известен нам еще со школьной поры”.
Второе толкование “Кто у меня в руке того и выдвигаю” (известное правило в
политике)




...

Последний иероглиф с “бесхвостой птичкой” “день недели”. В его состав входят
кроме “птички” “солнце” и “крылья”, что превращает данный кандзи при громоздком
строении из 18 черточек в явного кандидата на исчезновение при одной из
последующих реформ японского языка. Только для того, чтобы произнести “ё”
суффикс в составе другого слова, необходимо потрудиться даже самому скоростному
из каллиграфов; что уж тут сказать о простых смертных! И тем не менее, полюбуйтесь
на этого монстрика




Давайте познакомимся с днями недели, их названия довольно образны (можете
добавлять или не добавлять то, что в скобках)

Гэцуё(би) “день луны” ( )


Каё(би) “день огня” ( )


Суё(би) “день воды” ( )


Мокуё(би) “день дерева” ( )


Кинъё(би) “день золота” ( )


Доё(би) “день земли” ( )


Нитиё(би) “день солнца” ( )

...

Давно мы с вами, однако, не занимались логическими цепочками. Давайте
потренируемся на “законодательно храмовом” направлении



49
Путь бесхвостой птички




Добавим сюда для ровного счета еще один кандзи “ожидать”. “Люди” собрались
у “храма” и небезосновательно ожидают всяких чудес




VI. I na?uaciuo aauao e oao, eoi eie caieiaaony
В качестве первого иероглифа данной главы я выбрал для вас “язык”; пора бы
нам уже понять, что, собственно, мы с вами так старательно изучаем. Смысл иероглифа
прост до прозрачности “Если на нем говорят пять ртов, то это уже язык”




“Онное” чтение данного иероглифа определяется элементом “пять” “го”. Вы
вполне в состоянии прочитать сами, то что приведено ниже




Для сомневающихся сообщаем “Нихонго”. Вот, чему вы посвящаете драгоценные
часы своего досуга (и надеюсь, не начали жалеть об этом).

А телефон по японски, кстати, будет “дэнва”




...

Читать мы с вами уже немного умеем и даже узнаем в тексте соответствующий
кандзи. Познакомимся с иероглифом “писать”, предварительно взглянув на кандзи
“кисть” (древние писали кистью, и какую красоту создавали!). Этот иероглиф относится
к тем, в которых легко просматривается настоящая кисть для письма, которую пищущий
взял в руку. Разделите мысленно этот кандзи на элементы “рука” (условная, поэтому
трехпалая), собственно сама “кисть” (ручка и волоски на конце, направленном вниз), а
также “бамбук” (указывает на материал, из которого изготовлена кисть)




...

Кандзи “писать” это изображение “кисти” в “руке” (указание на материал
“бамбук” для упрощения отсутствует). “Солнце” синоним “дня” указывает на то, что
пищущий передает свои впечатления от прожитого дня




...

Если пишущий повернул кисть вверх (смотрите, нижняя пара волосков набухла
от стекающей туши), это значит, что он задумался над тем, что описывает в данный
момент. Задумался он над какими то вещами духовного плана событиями,



50
Путь бесхвостой птички

обстоятельствами, одним словом, над каким то “делом” нематериального,
нефизического характера




То чем вы занимаетесь, ваша работа, по японски носит название “сигото”
(“служить” + “дело”)




Фраза “Сигото ва нани ёри дэс ё” (“Нет ничего важнее работы!”) может стать
ключом к сердцу любого серьезного японца и он сразу станет смотреть на вас совсем
другими глазами.

...

Вещь реальная должна быть связана с изображением грубого, зримого предмета.
В качестве такого предмета древние по каким то своим соображениям выбрали корову.
Иероглиф “корова, бык” это условное изображение коровьей морды со сломанным
рогом (по типу овечьей, но одним штрихом меньше). Мне, кроме того, в данном
изображении видится фигурка “человека” (в верхнем положении), насаженного на
“десятку”, поэтому фраза для кодировки может быть и такой “каждая десятая корова
бодается”




...

Отвлечемся еще на миг от “вещей” и приведем вне очереди иероглиф “полдень”,
весьма похожий на изображение “коровы”. Вспомните иероглиф “рано”, в котором
солнце указывало на десять, но для “совы” это еще очень рано. В иероглифе “полдень”
изображены “десятка” и фигурка “человека”, но этот человек не “сова”, а “жаворонок”,
поэтому полдень (середина дня) для него наступает уже в десять. Итак, фраза для
запоминания “для некоторых людей полдень наступает уже в десять”




Наше предположение об отнсительности наступления полуденного времени
можно подкрепить тем, что для обозначения 12 часового полудня существует слово
из 2 х кандзи “правильный” + “полдень” (ровно полдень), что читается, как “сё:го” и
выглядит для вас вполне знакомо




...

Возвращаемся, как наша маленькая “бесхвостая птичка”, трепеща крылышками,
на ранее указанный путь и приступаем к реальной вещи или иероглифу “предмет,
имущество”.

Вообще то он состоит из двух элементов “корова” и “слон”, но “слон” настолько
редко встречается в современной иероглифике, что мне не хотелось бы перегружать
наш конструктор дополнительными элементами. Хотите, запоминайте; я бы конечно
оставил подобную трактовку, если бы вместо коровы была изображена коза тогда


51
Путь бесхвостой птички

можно было бы представить себя маленьким волшебником из песни Аллы Пугачевой
“плачут коза и слон, плачут и говорят ”Что с нами сделал ты?” и как либо обыграть эту
ситуацию. А здесь, на мой взгляд, достаточно “увидеть” тощее тело коровы со всеми
четырьмя ногами “корова, хоть и тощая, вполне реальная вещь”




...

Вновь перепорхнем на один иероглиф назад и попробуем завершить цепочку
сочетаний с верхней фигуркой “человека”, приведя примыкающий по графике к
“корове” и “полудню” иероглиф “год” при первом знакомстве с ним сразу бросается
в глаза определенное сходство и с уже знакомым иероглифом “жизнь”. “Человечек” на
вершине “базовой конструкции”, которая в иероглифе “жизнь” представляет собой
“землю”. Трактовать такую связь в иероглифе “жизнь” легко “человек привязан к земле
жизнью”. Кандзи “год” не представляет из себя легко узнаваемой формы, нужно
проявить известную долю изворотливости для того, чтобы сформировать легко
узнаваемый и образ. Прежде всего, вспомним иероглиф “король” три понятия “земля”,
“небо” и “народ”, связанные “стержнем” королевской власти. По аналогии с
приведенным рассуждением представим иероглиф “жизнь” как “объединение трех
уровней “земли” (нижняя черта), “народа” (средняя черта) и конкретного “человека”,
заменившего собой “небо” (редко кому захочется протестовать против роли
“небожителя”). “Человек” привязан к “народу” и “земле” “стержнем жизни”, постепенно
смещающимся вниз. Как только этот стержень опустится в “землю” настолько, что
“человек” отделится от него, произойдет его реальный переход “на небо” (конец
иероглифа “жизнь” не только как иероглифа). Возвратимся к иероглифу “год” и
представим его как определенную меру срока “жизни” видно, как “стержень”
перемещается, а “народ” и “земля” связаны фиксированной “вертикальной черточкой”,
отмеряющей ход течения жизни. Закройте глаза и мысленно представьте себе иероглиф
“год”, как “единицу измерения жизни”. Представьте себе, как “стержень”, опускаясь
вниз, когда нибудь оборвет свою связь и с “человечеством”




...

В прошлой главе мы свами слегка развлеклись для снятия возможно возникшего
напряжения, сейчас же, в соответствии с возникшей темой бренности существования,
я позабавлю вас несколькими “страшилками”.

Начнем с продолжающего “насекомоядную” цепочку (мы и такую с вами построим)
иероглифа “ветер”. Помните “Ветер, ветер, на всем белом свете...” Иероглиф состоит
из элемента “насекомое”, “воздух” (вспомните иероглиф “энергия, дух” в данном
случае фигурки призраков сверху отсутствуют, речь идет о чистой энергии) и наконец
еще одного элемента, который в данном случае можно назвать “парус”. Несчастное
насекомое попало во власть жестокой стихии, потоки воздуха несут его над бескрайним
морем прямо на парус такого же одинокого “летучего голландца”... Сейчас произойдет
трагедия сначала насекомое сильно ударится о парус, а затем неминуемо пойдет на
дно вместе с кораблем...



...

52
Путь бесхвостой птички

Ну как, страшно? Так, тогда другая история про “тарелочку”, котрая древними
изображалась так




...

Просто прямоуголник (профиль тарелочки с ребристыми стеночками)... А теперь
вопрос в стиле внучки из сказки про Красную Шапочку “А почему она такая глубокая?”
Отвечаю “А это чтобы в нее побольше крови входило. Древние собирали в тарелку
кровь жертвы, когда приходило время ее приносить”. Поэтому иероглиф “кровь”
изображен в виде “тарелки”, в которой кое что имеется




...

Еще один графически простой иероглиф “давление” из двух знакомых элементов
“земля” и “склон”. Представьте, что вас принесли в жертву и закопали, представьте,
как давит вашу обескровленную грудь земля внутри склона, насыпанного на вашу
могилу




...

А ночью появился вампир из соседней могилы и начал жаловаться вам на свою
жизнь (поняв, что у вас внутри крови уже не осталось): “Тяжко нам, вампирам. Давно я
тепленькой крови не пробовал...” Вот вам и кандзи “теплый” (“солнце” + “вода” +
“тарелка” (для вампира кровь то же, что для нас вода) )




...

Ну как? Давление не поднялось? Кстати по японски это будет “кэцуацу” (кровь +
давление)




А внутреннее кровотечение не открылось? По японски говоря “най сюккэцу”




Смотрите, как образно “внутри” “выходит” “кровь”.

...

А может вам уже и жить не захотелось? Пожалуйста, вот для вас иероглиф
“смерть, умирать” (о чем еще думает “вечерами” одинокий “сидящий человек” под
“небом”?)




...



53
Путь бесхвостой птички

Ну ладно, пошутили и хватит. А может кто из вас, как моя мама родом с
Вологодчины и соответствует пословице “Вологодский конвой шуток не понимат”
(кстати, вам должно быть известно, что все урожденцы Вологды букву “о” говорят как
урожденные японцы)? Перед теми, кому все предыдущие “страшилки” не пришлись по
вкусу, я искренне приношу свои извинения (Сицурэй итасимасйта); ничего кроме благих
мнемотехнических целей я при этом не преследовал.

Продолжим серьезную работу (сигото ва нани ёри дэс ё!) с иероглифа “некто”
(человек), который для меня связан с мифом о сотворении Адама. Всмотритесь в этот
кандзи кусок “земли”, глины, от которой творец “отрезал немного” и изваял первого
мужчину, после чего, как опытный гончар, просушил свое творение на “солнце”




Сам по себе этот иероглиф не обозначает ничего более конкретного, чем «некто»;
чтобы превратить его смысл в более конкретный, необходимо впереди поставить
другой иероглиф. Добавляем “читать” и “некто” превращается в “докуся” “читателя”




Если же, к примеру, использовать иероглиф “учиться, изучать”, то перед нами
возникнет образ “ученого” (“гакуся”)




...

Для того, чтобы «создать», к примеру, врача, необходимо добавить иероглиф
“лечение”, но мы его еще не знаем. Вспомните иероглиф “стрела”. Если он
располагается в “сумке” (новый, но не сложный элемент, не имеющий самостоятельного
существования и очень редко встречающийся, поэтому не будем уделять ему большого
внимания) врача, то, видимо, служит ему чем то вроде скальпеля и используется для
того, чтобы “лечить, исцелять”




Врач, соответственно, будет “ися”




Напоследок превращений «первого на Земле человека» в специалиста разных
отраслей попробуем научить его каллиграфии. Если иероглифика превратится в
дальнейшем в Ваше новое увлечение, то не исключено, что и Вы станете каллиграфом.
Но для этого необходимо взять в руки кисть




Каллиграф (“хисся”) “некто”, имеющий “кисть” для письма и благодаря этому
превратившийся в замечательного специалиста.

...




<< Пред. стр.

стр. 8
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>