<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

54
Путь бесхвостой птички

Пришло время нам с вами осторожненько, чтобы не испугаться, коснуться темы
лексического богатства японского языка. Я не говорю здесь о том, сколькими
способами, в зависимости от различных обстоятельств, японец может сказать простое
местоимение “я” (иначе вы сразу выбросите книжку и прервете общение, приносящее
мне заранее столько радости и удовольствия), я не касаюсь темы счетных суффиксов
(ибо это тоже может привести к печальному для меня результату). Я хочу в качестве
иллюстрации “величия и могучести” японского языка привести пример, какими
способами японцы обозначают “человека”. Мы с вами знаем иероглифы “человек”,
“самурай” (тоже спользуется для обозначения просто человека), только что
познакомились с таинственным “некто”, превращаемым в различных спецов. Возникает
впечатление, что при его добавлении к иероглифу, служащему для обозначения какого
либо занятия (музыка, живопись, защита от преступников, спорт и т.п) автоматически
образуется наименование специалиста данного занятия. Ошибочка вышла (тигаимас)!

Борец (“рикиси”) будет обозначаться иероглифами “сила” + “самурай”




Точно такое же “си” будет в слове “бэнгоси” (адвокат)

...

Перед продолжением разговора на тему о различных “специалистах”
познакомимся еще с несколькими важными иероглифами.

Иероглиф “компания” составлен из элемента “земля” и не встречающегося
отдельно элемента “синтоистское божество”. Мне трудно вдаваться в какие либо
объяснения касательно этого элемента. Во первых, Бог непознаваем, во вторых
графическую идею данного понятия мне не удалось обнаружить (придумывать что то
было бы богохульством). Беру на вооружение практику древнеегипетских жрецов,
демонстрировавших толпам быка и объявлявших его богом Аписом, и повторяю вслед
за ними: “Вот этот кандзи изображение божества, а кто не верит в это, да будет проклят
во веки веков!”) Иероглиф несложен для запоминания знак “зорро” на “палочке” под
воображаемым “нимбом”. В совокупности с “землей”, как уже сказано выше, образуется
понятие “синтоистский храм” (“земля богов”) или в более широком смысле “компания
людей, собирающихся для благой цели” или просто “компания”




...

Иероглиф “встеча, встречать” это знакомый нам элемент “два носа” под
треугольной “крышей”




Два указанных вместе иероглифа “встреча” и “компания, собирающаяся для
благой цели” образут слово “фирма” или по японски “кайся”




...

Иероглиф, соответсвующий нашему “член, участник, служащий” выглядит
несколько курьезно это “раковина”, над которой размещается элемент “рот”; то ли

55
Путь бесхвостой птички

“говорящая ракушка”, то ли “говорящий о деньгах”




“Сотрудник фирмы”, как вы уже себе наверняка представляете будет изображен
следующим образом

или

В первом случае мы произносим “кайсяин”, во втором просто “сяин”

...

Возвращаемся к мифу о сотворении нашего “некто”. Творец долго раздумывал
перед тем, как приступить к своему творению. Кодирующая фраза для иероглифа
“думать, мысль” может выглядеть примерно так “Некто был задуман на отлично”
(Проектный замысел господа можно оценить на пять баллов)




...

“Некто” должен был отличаться “сыновней почтительностью” к своему
создателю (“некто” “ребенок”)




...

Для этого его нужно было “учить” (один из вариантов “руки” с “палкой” рядом с
элементом “сыновняя почтительность”)




...

Жизнь божьего творения была продумана до самой “старости” (“сидящая фигура”
старика вместо “ребенка”)




...

Далее следует этап создания, отраженный в иероглифе, который мы уже в деталях
обсудили выше (“некто” в завершенном виде вплоть до обжига боги обжигают не
горшки, а людей). С этих пор “некто” полюбил “жару”




...

Со временем некто переехал в “столицу”. В данном иероглифе появился новый
элемент, похожий на греческую букву “бета”. Он означает некую пирамиду со ступенями,
символизирует “социальную лестницу”, по которой одни поднимаются вверх,
преуспевая в жизни, а другие наоборот. Столица это как раз образ подобной
“пирамиды”, ступени которой усеивают многочисленные “некто”


56
Путь бесхвостой птички



...

“Некто” работал в “государственном учреждении” (элемент “товары” может быть
в один ряд, как и в иероглифе “покупать”)




...

“Много” всего, самое “разное” происходило с нашим героем в его жизни (кем он
был, мы уже представляем себе и ученым, и врачом, об этом он часто рассказывал
элементы “некто” и его “слова”)




Для иллюстрации приводим пару примеров практического использования данного
кандзи.




Так выглядит выражение “разные страны” (“сёкоку”)




А так “группа островов” (“сёто:”)

...

В конце жизненного пути наш “некто” решил “написать” книгу о своей богатой
впечатлениями жизни (при этом для развития фантазии, о ужас! пользовался травой)
и, благодаря своим мемуарам, получил эпитет от потомков “выдающийся”




Смотрите, а ведь вышла неплохая логическая цепочка, хотя логика ее образования
отличается от предыдущих (здесь отсутствует постепенное наращивание количества
дополнительных элеметов, и отдельное звено в отрыве от цепочки не обладает само
по себе убедительным на 100% объяснением)




(отличный “замысел” творца создать из земли некоего человека, отсекая все
лишнее ребенком должен отличаться “сыновней почтительностью” этому его надо
“учить” (пусть даже и с палкой в руке) получился “некто” путем обжига земли на солнце
с тех пор он полюбил “жару”, постоянно бывая на солнце уехал в “столицу”
(социальную пирамиду для людей) работал в “госучреждении” с разными товарами
“много разного” с ним происходило (по его словам) стал “выдающимся” писателем,
“написав книгу” (накурившись травки) )

Недостаток такой цепочки в том, повторяю, что встретив отдельный элемент в
тексте, не всегда легко его поначалу идентифицировать; часто необходимо
восстановить в памяти предшествующие звенья, если не всю цепочку полностью. При
этом вы обречены, по выражению современной молодежи, на роль ужасного “тормоза”.


57
Путь бесхвостой птички

Но это не будет продолжаться долго, как и другие неизбежные “болезни роста”.

На этом прервем пока довольно сложный рассказ о “некой” цепочке и займемся
чем нибудь простеньким, к примеру, пройдемся по подворотням

...

Для того, чтобы попасть в подворотню, надо сначала научиться находить “ворота”.
Этот иероглиф напоминает мне вход в салун из ковбойских фильмов входящего можно
видеть не только с головы, но и снизу (интересно с какой целью, здесь у меня пробел;
может для того, чтобы увидеть где у входящего пистолет в кобуре или уже взведен?)




...

Первый из “подворотных” иероглифов под изображением “ворот” мы видим
“солнце”. Поскольку солнце видно, значит “между” створками ворот имеется
“пространство, интервал”




...

Замена элемента “солнце” на элемент “рот” позволяет нам познакомиться с
иероглифом “спрашивать”




...

“Ухо” между створками “ворот” указывает на смысл “слушать, узнавать”




В сочетании с иероглифом “новое” образуется хорошо знакомое нам слово
“симбун” (газета). Обратим внимание на то, что онные чтения в данном примере “син”
и “бун”, в процессе соединения “син” превращается в “сим”




...

Помните иероглиф “форма, очертания” (Гюльчатай, открой личико!). Пришло
время, как мы и обещали, пояснить смысл не очень графически ясного элемента в этом
кандзи. В соединении с “воротами” легко узнается смысл “открывать” (две “руки”
отодвигают “щеколду”, установленную на “створкеах”)




...

Если же вы видите между створками ворот подпорку (наклонно стоящий столб,
надежно удерживающий воротный замок, то это уже будет, наоборот, иероглиф
“закрывать”




58
Путь бесхвостой птички



...

Элемент, не имеющий самостоятельного существования “барьер” представляет
из себя, если к нему внимательно присмотреться, две горизонтальные линии (дорога)
и переброшенное через них препятствие (вертикальная линия, расположенная на
треугольных упорах стойках, нечто вроде шлагбаума). При добавлении “ворот”
иероглиф “барьер, преграда” получил право на самостоятельность под этим
наименованием




Данный иероглиф можно, некоторым образом, считать историческим. Было
время, когда феодальная Япония утопала в крови междоусобных войн. Основным
считалось деление на восточную и западную часть, получившие названия “Канто:” и
“Кансай”, основой которых является иероглиф “барьер”. На русском языке можно
представить перевод данных областей, как “к востоку от барьера” и “ к западу от
барьера”. Эти названия, как ни странно закрепились в языке; вы наверняка что то
слышали о “кансайском диалекте”.

Маленький урок на тему географии Японии




Канто: Регион, в котором расположен Токио и окружающие префектуры.




Кансай регион, в котором находятся Киото и Осака.

...

Мы еще возвратимся в будущем к “подворотной” цепочке, вряд ли сейчас имеет
смысл вводить большое количество новых элементов. Давайте дополним несколькими
звеньями “королевскую” цепочку; видимо скоро придется выделять из нее новую
цепочку слишком уж длинной она становится.

Итак, “человек” (в левом ракурсе) + “владелец, хозяин”. Идея “Человек “хозяин”
в своем доме, там, где он проживает. Вывод это иероглиф “жить”




...

Вместо “человека” в следующем кандзи мы видим воду (“три капли” слева, как
обычно выглядит этот элемент в составном иероглифе). Если “жидкость” в вашем
владении, то вы можете ею распоряжаться, то есть, “наливать”. Другое значение
“концентрироваться”; а вы попробуйте налить что либо из бутылки, не
сконцентрироваться. Если кто видел незабываемого Евгения Лебедева в сцене
утреннего похмелья, тот легко воспримет данную связь




“”Наливая” воду постарайся “сконцентрироваться”, владеть собой”


59
Путь бесхвостой птички

...

“Вода” уступает место “дереву”. Посмотрите на этот кандзи внимательно,
сосредоточив мысль на глупом “владельце”, который переводит “деревья” на
изготовление “столбов”. Не забудьте при случае попытаться в следующий раз, когда
увидите этот кандзи, вспомнить данную идею; уж со второго раза вы точно запомните,
что это “столб”. А если столб украсить резьбой, то выйдет “колонна”




...

Еще один кандзи на “королевскую” тему “уходить”. Вспомните иероглиф “идти”,
у нашего нового кандзи идея примерно та же “человек” оторван (элемент “разделять”
сверху), но не от родного “квартала”, к которому он стремится добраться, а от “владыки”
(здесь я представляю себе верховного владыку, небесного). Направляясь к Богу,
человек уходит от нас




Приведем пример слова с данным кандзи “уходить” + “жизнь” означает “кончину”
или, по меньшей мере, “попадание в крайне тяжелую ситуацию” (по японски это слово
произносится “о:дзё”)




...

В заключение поговорим о последней букве алфавита личном местоимении “я”.
Мы уже касались темы особенностей восточного менталитета, не допускающего
выпячивания собственной личности перед другими. Нам это тоже иногда бывает
свойственно, хотя иногда хочется втайне, чтобы тобой повосхищались. В подобном
случае мы, к примеру, лезем в портмоне и вытаскиваем фотографию любимого чада, с
внутренним трепетом ожидая косвенных похвал “Ах, какая прелесть!” (А кто такую
прелесть мог произвести, кроме меня?).

У древних китайцев, которые много чего изобрели, не было фотоаппаратов, и даже
древние японцы в те далекие времена еще не создавали фирм “Коника” и “Фудзи”.
Может быть они таскали с собой мешки с зерном (рисовым), выращенным на своем
поле, и по первому требованию предъявляли их собеседнику? Тогда понятно, почему
иероглиф, означающий “я, мое собственное” составлен из элементов “частный” и
“зерно” (новый для нас элемент, коллективистский по натуре, поскольку отдельно
существовать не может). Так что, если взыграет в вас западная составляющая, то вместо
того, чтобы закричать “Я! Я!” и получить, в соответствии с нашими обычаями
соответствующую рифму в ответ, лучше возьмите клочок бумаги и изобразите
приведенный ниже кандзи столько раз, сколько душа попросит. И может собеседник с
интересом взглянет на ваш шедевр и спросит: “Неужели это ты нарисовал?”




И тогда вы гордо ответите: “Я!”



60
Путь бесхвостой птички

VII. Почти непаханая тема или “Эрэмэнтаруно, Вацусон”
В конце прошлой главы речь у нас пошла о перемещении в пространстве “идти,
ехать”, “уходить” , давайте дополним это действие еще парой кандзи.

“Земля” в сочетании с элементом “нога” означает “бежать”; а что остается делать
при таком сочетании, если для обозначения “идти” есть другой кандзи надо “бежать”




...

Еще один иероглиф “ходить пешком” образован элементами “останавливаться”
и “немного”. Идею, безусловно, понять также несложно хождение пешком чаще всего
связано с прогулками, во время которых, как правило, гуляющие останавливаются
ненадолго, получая удовольствие от окружающего пейзажа и от самой возможности
спокойно подышать свежим воздухом

<< Пред. стр.

стр. 9
(общее количество: 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>