стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Digitally signed
by Auditorium.ru
Reason: (c)
Open Society
Institute, 2002,
electronic
version
Location:
ignature http://www.audito
ot
rium.ru
erified




Доктор юридических наук, профессор В. А. КАРТАШКИН

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
И СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Вступив в Совет Европы, Россия взяла на себя обязательство признавать
«принцип верховенства закона и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся
под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными
свободами» (ст. 3 Устава Совета Европы). На этих принципах должно основываться
любое демократическое правовое общество.
Господство закона и соблюдение основных прав и свобод человека — это суть
демократии. Не может быть демократии, если в обществе господствует беззаконие и
нарушаются права личности.
Формирование демократического правового государства предполагает
решение сложного и многообразного комплекса проблем1. В таком государстве
должны признаваться плюрализм мнений и верховенство закона, принцип
разделения властей, независимость судебной власти, гарантироваться основные
права и свободы человека. Эти принципы правового государства были закреплены в
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая стала
первым многосторонним региональным международным соглашением, принятым
государствами—членами Совета.
В этой Конвенции, как и в ряде других многосторонних международных
документов, принятых европейскими странами, делаются ссылки на справедливость
и принцип справедливости, которые составляют «основу правового государства»2.
Соблюдение подобной справедливости, как подчеркивается в преамбуле
Европейской конвенции, «зависит, с одной стороны, от подлинной демократической
системы, и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека».
Такой подход, закрепленный в Конвенции и других европейских международных
документах, опирается на убеждение, что права и свободы человека и гражданина
являются самым главным и в конечном счете высшим критерием и важнейшим
принципом любого правового государства. Поэтому не случайно в Конституции 1993
г. подчеркивается, что политика Российской Федерации как социального государства
«направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека» (ст. 7). Конституция нашей страны исходит из того, что права и
свободы человека незыблемы и никакие другие ее положения не могут им
противоречить. Парламент страны не имеет права принимать поправки к главе 2
Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Ее изменения возможны
только с использованием особого механизма — путем созыва Конституционного
Собрания или проведения референдума.
Согласно Конституции России, «права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Все это,
разумеется, не означает, что права и свободы человека, зафиксированные в
Конституции, реально и повсеместно осуществляются на практике. Для этого



1
См.: Правовое государство в России: замысел и реальность. М., 1995.
2
См.: Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, 29
июня 1990 г.//Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М.,
1993. С. 295.
должны быть созданы соответствующие политические, экономические,
законодательные и иные предпосылки3.
Существенной гарантией реализации прав и свобод человека и гражданина,
ликвидации их нарушений служат международные соглашения, ратифицированные
нашей страной. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров,
«каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими
добросовестно выполняться» (ст. 26).
Государство — участник любого международного договора «не может
ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания
невыполнения им договора» (ст. 27). Международные договоры и общепризнанные
принципы и нормы международного права рассматриваются Россией в качестве
составной части ее правовой системы. Более того, если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
российскими законами, применяются нормы международного договора (п. 4 ст. 15
Конституции). Из подобных положений исходит не только Конституция России, но и
законы многих стран мира. С этой точки зрения ратификация нашей страной
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод явится
существенной гарантией их незыблемости и реального осуществления.
1. Права и свободы, закрепленные в Европейской конвенции,
и становление правового государства в России
В правовом государстве законы, права и свободы человека и гражданина
должны отвечать самым высоким правовым принципам, основанным на
справедливости, которая состоит в признании личности как высшей ценности.
Многие из этих принципов содержатся в Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод. Они существенно ограничивают сферу правовой
компетенции государства и возможность нарушения им законности. Эти принципы
служат основой для становления и развития правового государства и
демократических структур гражданского общества. Они лежат в основе конкретных
норм, касающихся основных прав и свобод человека. Первоначально не все эти
принципы и нормы были закреплены в Европейской конвенции. Как подчеркивается
в Преамбуле этого документа, его участники поставили перед собой цель
предпринять лишь «первые шаги» для осуществления «некоторых прав»,
зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека (Преамбула Конвенции). И
действительно, в Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во
Всеобщей декларации и Пактах о правах человека. Однако достоинство созданной
системы состоит в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми
соглашениями. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему
европейской защиты прав человека многие важные правовые принципы, а также
практически весь перечень гражданских и политических прав и некоторые
социально-экономические права. Они постоянно развиваются, уточняются и
конкретизируются посредством принятия как новых протоколов к Конвенции, так и
решений Европейского суда по правам человека, имеющих значение прецедента. Эти
решения оказывают значительное влияние на формирование и развитие европейского
правового и гуманитарного пространства, и ими в повседневной практике
руководствуются судебные и иные органы государств — членов Совета Европы.
Какие же правовые принципы, закрепленные в Европейской конвенции и
получившие развитие в протоколах к ней и в решениях Европейского суда, имеют
принципиальное значение для полного воплощения прав человеческой личности,
осуществления основных прав и свобод человека и гражданина? К числу таких


3
Мартышкин О. В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России//Государство и
право. 1996. № 15. С. 3—13.
принципов, имеющих основополагающее значение для формирования правового
государства, относятся следующие:
1. Основные права и свободы личности являются естественными, а не
дарованными государством, и принадлежат каждому от рождения. Они
неотъемлемые и неотчуждаемые. Перечень этих прав закреплен во Всеобщей
декларации, Пактах о правах человека, Европейской конвенции и других
международных документах. Обязанность государства состоит в закреплении этих
прав в законе и создании условий для их обеспечения.
2. Права человека регулируются только законом, подлежащим обязательной
публикации, и никакой подзаконный акт не может их ограничить.
3. Равенство всех перед законом. Это относится не только к гражданам
страны, но и к любым государственным и негосударственным структурам.
Государство и личность равны перед законом, а конфликт их интересов решается в
судебном порядке. При этом сфера властных полномочий государства должна быть
ограничена правами человека, которые призваны предотвращать любые акты
произвола со стороны государства и его органов.
4. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории
государства, и их обеспечение и защита являются предметом федерального
законодательства и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов
местных органов власти.
5. Коллективные права граждан вытекают из прав и свобод, личности и не
должны им противоречить. Государство или группа лиц не может ликвидировать
какие-либо права, закрепленные в Конвенции, под предлогом защиты коллективных
прав.
6. Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации,
в том числе во время войны или иного чрезвычайного положения. Отступление от
некоторых из этих прав правомерно лишь в том случае, если опасность является
«реальной или неминуемой», ее последствия угрожают государству и обществу «в
целом», а кризис носит «исключительный характер»4.
Значение указанных основополагающих принципов, касающихся прав
человека, состоит в том, что все конкретные нормы в законодательстве государств —
участников Европейской конвенции должны разрабатываться в соответствии с этими
принципами, которые одновременно являются критерием их законности.
При этом особо следует отметить, что основой принципов и норм,
закрепленных в Европейской конвенции, является естественное право, которое
включает в себя идеалы свободы, равенства и справедливости, признание народа в
качестве единственного источника власти. Эти идеи естественного права
пронизывают все содержание Всеобщей декларации прав человека, которая уже в
своей первой статье провозгласила, что «все люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве и правах». Позднее они были конкретизированы и
закреплены в Европейской конвенции, Пактах о правах человека, других
международных документах и стали, таким образом, позитивными принципами
современного универсального и регионального межгосударственного права.
Правовая система каждой страны — члена Совета Европы, включая Россию,
должна закреплять конкретные принципы и нормы, основанные на этих идеях
естественного права. К их числу относятся, во-первых, основные права и свободы
человека и гражданина, зафиксированные в указанных международных документах,
и, во-вторых, демократические принципы и нормы организации и деятельности
любой государственной власти — народовластие, разделение властей, господство
права и наличие независимых судебных органов.
4
См решения по этому вопросу Европейского суда и Европейской комиссии в книге Д. Гомиен
«Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека» (Страсбург, 1994. С. 100—103).
Какие же конкретные нормы, закрепленные в Европейской конвенции, имеют
особо важное значение для нынешнего этапа развития России и формирования
правового государства в посттоталитарном обществе?
Прежде всего это обязательство государств-участников «проводить свободные
выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях,
которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной
власти» (ст. 3 Протокола № 1 к Европейской конвенции). Эта статья в отличие от
многих других положений Конвенции не предусматривает невмешательства со
стороны государства по обеспечению прав и свобод личности, напротив, в ней прямо
устанавливается позитивная обязанность государств проводить свободные выборы,
поскольку, как отмечалось Европейской комиссией при рассмотрении дела Греции
(1969 г.), «существование представительной власти, выбираемой с разумной
периодичностью, является основой демократического общества»5. Свободные
выборы, подчеркнул Суд при рассмотрении дела «Матье Моэн и Клерфейт против
Бельгии» (1987 г.), имеют «первостепенное значение» для всей системы прав и
свобод, так как они знаменуют собой «характерный принцип демократии»6. При этом
Суд заявил, что выборы могут проводиться в один или два тура, на основе
мажоритарной системы или пропорционального представительства. Главное, чтобы
предусмотренные государством условия выборов не являлись помехой для их
свободного проведения и осуществления защищаемых Конвенцией прав и свобод
человека7. Любые меры, которые ограничивают или подрывают волю народа,
представляют собой нарушение Конвенции. К ним следует отнести, например,
требования, касающиеся сроков проживания избирателей в стране, их грамотности,
знания государственного языка и др.
Международные стандарты, касающиеся выборов, связаны с тремя
основными правами: правом принимать участие в управлении страной, правом
избирать и быть избранным и, наконец, правом на равный доступ к государственной
службе (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Пакта о гражданских и
политических правах).
Сами по себе выборы еще не означают, что в стране восторжествовала
демократия и сформировалось правовое государство. Это лишь шаг, хотя и важный,
на пути к демократизации и господству права в жизни общества, к реализации права
каждого принимать участие в управлении страной. Демократия — это не только
выборы, но и всесторонний и многообразный процесс участия граждан в
политической жизни своих стран.
Ни в Европейской конвенции, ни в других международных документах не
раскрывается критерий «разумной периодичности» выборов. Однако совершенно
очевидно, что обеспечение стабильного демократического порядка в стране
предполагает проведение выборов достаточно часто, чтобы законодательная власть и
иные выборные органы постоянно отражали волю народа — основу законной
деятельности любых избранных должностных лиц.
«Свободное волеизъявление народа», о котором говорится в Протоколе № 1 к
Европейской конвенции и других международных документах, предполагает
предоставление избирателям реального выбора на основе политического
плюрализма, выдвижения альтернативных кандидатов и существования оппозиции.
Для того чтобы выборы были действительно свободными, каждый человек должен
обладать широким комплексом прав и свобод, закрепленных в Европейской
конвенции. К ним следует отнести в первую очередь право каждого на свободу
выражения своего мнения (ст. 10) и право на свободу мирных собраний и свободу

5
Гомиен Д. Указ. соч. С. 92.
6
Там же. С. 92—93.
7
См : Там же. С. 93.
ассоциации с другими (ст. 11). Эти права имеют большое значение как для
проведения свободных выборов, так и для формирования многих институтов
демократического правового государства. Право каждого на свободное выражение
своего мнения включает, согласно ст. 10 Конвенции, «свободу придерживаться
своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со
стороны государственных органов и независимо от государственных границ».
Средством выражения такого мнения могут быть любые формы, включая печатные,
художественные и иные способы изложения идей. При этом правовое государство не
должно препятствовать выражению своего мнения сторонникам различных групп
населения, организаций и партий, обеспечивая тем самым плюрализм идеологий и
информации. Европейский суд при рассмотрении ряда дел относительно свободы
информации довольно широко трактовал понятие свободы в демократическом
обществе. «Свобода выражения своего мнения, — отмечал Суд, — является
существенной основой такого общества, одним из основных условий его прогресса и
развития каждого человека... Это относится не только к «информации» или «идеям»,
которые благожелательно рассматриваются и применяются как неоскорбительные и
нейтральные, но и к тем, которые вызывают раздражение, шок или недовольство
государства и широких слоев населения. Таковы требования плюрализма,
терпимости и широты мышления, без которых не существует демократического
общества»8.
Это, однако, не означает, что свобода информации является неограниченной.
Статья 10 Конвенции предусматривает, что такая свобода может быть ограничена в
соответствии с «законом... и в интересах государственной безопасности,
территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях
предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности,
защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации,
полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности
правосудия». Такие ограничения, как подчеркивается в этой статье, являются
необходимыми в демократическом обществе.
Государство должно иметь достаточные полномочия, чтобы воздействовать на
свободу выражения информации, особенно в тех случаях, когда та или иная
информационная деятельность направлена на подрыв других прав, закрепленных в
Конвенции.
Здесь имеются в виду прежде всего выступления в поддержку национальной,
расовой или религиозной ненависти, деятельность различных групп, организаций и
партий, направленных на подрыв государственной безопасности, территориальной
целостности, конституционного и общественного порядка в стране, и др. Вместе с
тем, как подчеркнул Европейский суд в деле «Хэндисайд против Великобритании»,
такие ограничения должны быть «пропорциональны» преследуемым незаконным
целям9.
Неотъемлемым компонентом политической жизни любого демократического
правового государства являются и публичные демонстрации, митинги, шествия и
политические собрания. Их проведение — часть процесса свободных выборов.
Однако такая деятельность должна осуществляться мирным путем в целях
обеспечения прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Если же митинги, шествия и
собрания направлены на разжигание вражды и насилия, они, как предусмотрено в ст.
11 Конвенции, могут быть запрещены.
Исключительно важное значение для формирования правового государства
имеет принцип независимости судебной власти. Он особенно актуален для России в
связи с ее тоталитарным прошлым, когда судебная власть подчинялась партии, а
8
Janis M., Key R. European Human Rights Law. Hartford, 1990. P. 241.
9
Ibid.
судебные работники получали указания от партийных органов. В Европейской
конвенции зафиксированы основополагающие принципы, на которых должна
основываться действительно независимая и беспристрастная судебная власть и в
соответствии с которыми она должна функционировать. К ним, в частности,
относятся следующие:
1. Суд должен создаваться на основании закона, быть независимым и
беспристрастным, а его решения — объявляться публично (п. 1 ст. 6).
2. Судебные органы должны обеспечивать справедливое ведение судебного
разбирательства, соблюдение прав задержанных, арестованных и обвиняемых, а
также всех лиц, участвующих в уголовном или гражданском процессе (ст. 5, 6, 7).
3. Каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье и
имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на
освобождение от суда (п. 3 ст. 5).
4. Любое лицо может быть лишено свободы и содержаться под стражей
только на основании признания его виновным компетентным судом (п. 1 ст. 5).
5. Каждый, кто был жертвой неправомерного ареста, содержания под стражей
или наказания в результате судебной ошибки, имеет право на компенсацию (п. 5 ст. 5
Конвенции и ст. 3 Протокола № 7).
Европейский суд по правам человека в ряде своих решений подверг
толкованию положения Конвенции, относящиеся к принципам функционирования
независимой и беспристрастной судебной власти10.
Для формирования правового государства в России и развития рыночной
экономики особое значение имеют положения ст. 1 Протокола № 1 к Европейской
конвенции о праве каждого физического или юридического лица «беспрепятственно»
пользоваться своим имуществом. Эта статья запрещает лишать кого-либо имущества,
«кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и
общими принципами международного права».
Европейская конвенция явилась первым региональным международным
договором, закрепившим право каждого на частную собственность. В
международных договорах универсального характера право каждого владеть частной
собственностью не провозглашалось. Это объяснялось тем, что Советский Союз и
другие социалистические страны неизменно выступали против закрепления этого
права в международных договорах, так же как и права граждан и их объединений
иметь в частной собственности землю. Именно поэтому в Международных пактах о
правах человека не закреплены эти важнейшие права.
Развитие всех форм собственности наряду с признанием частной
собственности является необходимым условием и предпосылкой для приобретения
каждым человеком экономической свободы, без которой невозможна и свобода
политическая. Только в условиях экономической свободы, предполагающей
сосуществование и конкуренцию различных форм собственности —
государственной, кооперативной, муниципальной и частной, — возможно
формирование рыночной экономики, становление правового государства и развитие
гражданского общества. Признание частной собственности «священной и
неприкосновенной» во многом способствует формированию личности, свободной от
страха и нужды, способной реализовывать как свои гражданские и политические, так
и социально-экономические и культурные права. Именно поэтому Конституция
России провозглашает право каждого «иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими
лицами» (п. 2 ст. 35). «Граждане и их объединения, — подчеркивается в
Конституции, — вправе иметь в частной собственности землю» (п. 1 ст. 36). В

10
Ibid. P. 315—394.
основном законе России закреплена исключительно важная норма о том, что
«принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (п.
3 ст. 35).
Европейский суд по правам человека в своих решениях, толкуя положение
Конвенции о праве каждого «беспрепятственно пользоваться своим имуществом»,
отмечал, что государство не имеет право изымать любую собственность без
ограничений. Такое изъятие даже с оставлением собственнику права на его
использование и распоряжение нарушает положение ст. 1 Протокола № 1. Конвенция
требует, подчеркнул Суд в решении по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции»
(1982 г.), установления равновесия между интересами общества и основными
правами отдельных лиц. В случае лишения собственности, ограничений на
пользование ею и в других аналогичных случаях лицо, затронутое такими мерами,
имеет право обжаловать их в судебном порядке или получить компенсацию11.
Трудно переоценить значение Европейской конвенции и решений
Европейского суда для развития российского законодательства и утверждения
принципов правового государства. Как отметила в своем Заключении № 193 от 25
января 1996 г. по заявке России на вступление в Совет Европы его Парламентская
ассамблея, «правовая система страны... все еще страдает рядом недостатков. Вместе с
тем наблюдается рост общего осознания необходимости в утверждении верховенства
закона и прогресс в соблюдении законности»12.
В настоящее время Россия преодолевает наследие тоталитарного прошлого и
формирует демократическое правовое государство, в котором должны быть
обеспечены все без исключения основные права и свободы его членов. Эти права и
свободы, как уже отмечалось, закреплены в Конституции России и в ряде законов,
принятых парламентом. В законодательной сфере началось сближение с
международными стандартами: отменены основные ограничения в отношении
выезда граждан за рубеж, в общество утверждается свобода мысли и плюрализм
мнений, свобода совести и религии, свобода каждого на выражение своего мнения,
вводится суд присяжных, упразднены некоторые виды уголовных наказаний,
сокращена сфера применения смертной казни, усилены гарантии по защите прав
обвиняемых и подозреваемых в уголовном процессе.
Несмотря на определенный прогресс в законодательной сфере, в России
продолжают нарушаться как вышеперечисленные общепризнанные принципы и
нормы, относящиеся к правам человека, так и конкретные статьи Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных
документов. Законодательные реформы осуществляются медленно и
непоследовательно, а парламент страны постоянно запаздывает с выполнением
утвержденных им планов законотворческих работ.
Особо следует указать на отставание реформы отраслевого законодательства,
отсутствие существенных сдвигов в вопросах судебной защиты прав граждан, на
бездействие механизма ответственности за их нарушение. Опасную угрозу правам и
свободам российских граждан несут рост преступности и обострение
межнациональных отношений, нарушения законов и обычаев войны, которые
происходили во время вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Сложным остается положение с соблюдением прав человека в Вооруженных
Силах; бедственное положение наблюдается в пенитенциарных учреждениях страны.
Одной из наиболее острых и нерешенных проблем является обеспечение прав и
свобод беженцев и вынужденных переселенцев; не гарантируется право граждан на


11
См.: Гомиен Д Указ соч. С. 85—86.
12
Док. EOPI. № 193. WP. 1403. 1996. Jan. 25.
свободу передвижения и выбор места жительства. Негативным фактором являются
дискриминация, нетерпимость, расовые и национальные предрассудки.
Очень трудная ситуация сложилась и с обеспечением социально-
экономических прав российских граждан. Это далеко не полный перечень острых
проблем, стоящих перед Россией в области соблюдения и защиты прав человека и
гражданина.
После вступления России в Совет Европы и накануне ратификации Россией
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других
соглашений, принятых в рамках этой организации, со всей остротой встает вопрос о
приведении российского законодательства и практики его применения в соответствие
с европейскими стандартами. Какие меры должны быть предприняты Россией в этом
отношении? Какие последствия для законодательства и правоприменительной

стр. 1
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>