<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Convention on Human Rights and its Protocols and the Convention on Human Rights of the Commonwealth
of Independent States (CIS) Strasbourg, 1995 P 37
21
Ibid. P. 22—23.
22
Frowein I. Analysis of Legal Implications for States ratifying both the European Convention on Human
Rights and its Protocols and the Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms of the
Commonwealth of Independent States (CIS). Heidelberg, 1995. P. 10—11.
Союза. Это может способствовать увековечению нарушений прав и свобод человека
на территориях ряда бывших советских республик.
По нашему мнению, речь должна идти о расширении и укреплении такого
сотрудничества. В Конвенцию СНГ должны быть внесены в этом направлении
конкретные поправки. Во-первых, все государства-участники должны взять на себя
обязательство каждые два года направлять в Комиссию по правам человека доклады
о принятых ими мерах по осуществлению прав и свобод человека, закрепленных в
Конвенции. Кстати сказать, такая процедура рассмотрения докладов государств-
участников не предусмотрена в Европейской конвенции. Во-вторых, для
рассмотрения индивидуальных жалоб должен быть создан Суд СНГ по правам
человека.
При решении вопроса о юрисдикции такого Суда необходимо принимать во
внимание два фактора: участие в Совете Европы значительного числа государств —
членов СНГ и функционирование Европейского суда по правам человека; тот факт,
что многие нарушения прав человека, происходящие на территории государств
Содружества, совершаются в отношении граждан России и других бывших
республик Советского Союза. Поэтому юрисдикция Суда СНГ должна быть
ограничена рассмотрением индивидуальных жалоб граждан Содружества,
находящихся временно или постоянно на территории другого государства
Содружества, а также в отношении лиц, проживающих в государствах Содружества,
которые не являются участниками Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод.
В отличие от Европейского суда, рассмотрение дел в котором зачастую
происходит в течение многих лет, Суд СНГ по правам человека мог бы действовать
быстро и решительно, в особенности в отношении нарушений, требующих
немедленного вмешательства судебного органа.
За выполнением конкретных рекомендаций Комиссии по правам человека
СНГ, выносимых при рассмотрении докладов государств, и решений Суда должен
наблюдать Совет глав правительств — участников Конвенции. Этот Совет мог бы
ежегодно обсуждать вопросы имплементации рекомендаций и решений органов,
созданных в соответствии с Конвенцией СНГ.
Система органов Содружества Независимых Государств, дополненная
европейским региональным механизмом, явилась бы существенной гарантией
претворения в жизнь основных прав и и свобод человека и гражданина на территории
всех государств СНГ23. Тем самым будут созданы наилучшие условия для сближения
правовых норм и принципов на Европейском континенте и формирования правового
демократического государства как в России, так и на территории других
независимых государств бывшего Советского Союза.
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время еще не созрели условия
для объединения существующих региональных органов в единую организацию, в
которую войдут все государства Европейского континента.
Политические события конца 80-х — начала 90-х годов на востоке Европы
кардинальным образом изменили геополитическую карту этого континента. Однако
последствия «холодной» войны и разделения государств на военные блоки все еще
остаются. Глубинные различия в политической и правовой ориентации
западноевропейских и восточноевропейских государств постепенно стираются, но
они не исчезли. Политические предпосылки интеграции всей Европы зреют
постепенно. На современном этапе развития интеграционных процессов еще нельзя

23
Опасения экспертов Совета Европы относительно опасности существования двух региональных
механизмов имплементации прав человека, на наш взгляд, являются неосновательными. Council of
Europe. Parliamentary Assembly. Report on Russian Request for Membership of the Council of Europe. Doc.
7443. 1996. Jan 2. P. 26.
объединить все существующие региональные механизмы и создать единую
региональную организацию. В то же время необходимо расширять
межгосударственное сотрудничество, искать пути и формы сближения правовых
норм и принципов, создания общеевропейских органов. При этом надо исходить из
того, что лишь когда в России и других восточноевропейских странах сформируются
правовые сообщества, только тогда созреют условия для интеграции всей Европы,
создания единой европейской региональной организации и единого европейского
правового пространства.

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ