<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


169
Высокая или умеренная рождаемость и очень низкая смертность обусловливает в большинстве стран Юго-Западной Азии высокий естественный прирост. Ниже всего он в двух преимущественно немусульманских странах: на Кипре - 10% и в Израиле - 16%. Еще в одной стране - ОАЭ, где велика доля иммигрантов, естественный прирост несколько ниже 20%. В Ливане, Турции, а также в ряде арабских государств Персидского залива, где высок процент некоренных жителей (Катар, Бахрейн, Кувейт), естественный прирост составляет от 20 до 30%. Наконец, в шести странах (Саудовская Аравия, Иордания, Ирак, Йемен, Сирия, Оман) естественный прирост превышает 30%. Последние три государства входят в число государств мира, где население в результате естественного воспроизводства растет наиболее быстро (Йемен - 36% в год, Сирия и Оман - 37%). Коэффициент младенческой смертности по разным странам Азии очень сильно колеблется: если в Японии этот показатель - один из самых низких в мире (4,5%), то в Афганистане, Непале, Бутане, Камбодже и Йемене он очень высок (соответственно 128, 128, 130, 132 и 182%).
В большинстве стран Азии демографические показатели у разных народов не столь резко различаются между собой, чтобы на протяжении короткого периода существенно изменить их долю в общем населении. Одним из немногих исключений из этого общего правила являются достаточно большие различия в рождаемости и естественном приросте между евреями и арабами в Израиле (у арабов оба эти показателя почти вдвое выше, чем у евреев). Однако на динамику этнической ситуации в этой стране большое влияние оказывает не только этнический аспект демографических процессов, но и миграции, прежде всего въезд евреев, что несколько замедляет рост доли арабов в населении в результате их более высокого естественного прироста.
Вообще миграции оказывают во многих азиатских странах существенное влияние на динамику этнического состава их населения. Значительные внешние миграции характерны для подавляющего большинства стран Азии, хотя масштабы их в разных странах все же сильно различаются.
В течение длительного времени двумя основными источниками эмигрантов в Азии были две крупнейшие и наиболее населенные страны этой части света - Китай и Индия.
Эмиграция из Китая, прежде всего в страны Юго-Восточной Азии, началась еще несколько веков назад. В последней четверти XIX начале XX вв. миграционный поток из этой страны резко усилился. Миграция направлялась в Сиам (Таиланд), Нидерландскую Индию (теперешнюю Индонезию), на п-ов Малакку и о-в Сингапур, во Французский Индокитай (в нынешние Вьетнам, Камбоджу, в гораздо меньшей степени - в Лаос), в принадлежавшую Великобритании северную часть Борнео (ныне малайзийские штаты Саравак и Сабах и государство Бруней), на Филиппины, в США, Канаду, страны Океании (прежде всего на Гавайи и Таити) и т.д. В некоторых из стран, куда ехали китайские эмигранты (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Синга
170
пур), китайцы образовали колонии в несколько миллионов человек.
Индийская эмиграция тоже началась очень давно. Первые группы южных индийцев (тамилов) в Шри-Ланке появились еще в 1 тысячелетии до н.э. Два тысячелетия назад началась эмиграция индийцев в Индонезию, уже много веков индийцы мигрируют в страны Индокитая. Однако массовая эмиграция индийцев в различные страны мира началась с конца 30-х годов XIX в. Наибольшее число эмигрантов выехало из Британской Индии в период с 1880 г. по 1929 г. Индийцы направлялись на принадлежавшие Великобритании о-в Цейлон (Шри-Ланку), п-ов Малакку, остров Сингапур, в Южную и Восточную Африку, на остров Маврикий, о-ва Фиджи в Океании. В некоторых из этих стран потомки выходцев из Индии ныне составляют значительную долю населения (на Маврикии - 68%, в Гайане - 51, на Фиджи - 50, Тринидаде и Тобаго - 40, в Суринаме - 38, Шри-Ланке - 19, Малайзии - 9, Сингапуре - 6%).
В конце XIX - начале XX в. миграции шли и из некоторых других азиатских стран, хотя масштабы их были гораздо более скромными. Так, яванцы из Нидерландской Индии (Индонезии) ехали на п-ов Малакку и о-в Сингапур, в Нидерландскую Гвиану и на Новую Каледонию, японцы - на Гавайские о-ва, в США (Калифорнию и другие штаты) и некоторые страны Латинской Америки.
Из сказанного видно, что в самой Азии основным районом притяжения эмигрантов была Юго-Восточная Азия и в меньшей мере о-в Цейлон. В результате миграций этнический состав населения таких стран, как Таиланд и особенно Малайя (западная часть теперешней Малайзии), Сингапур, претерпел существенные изменения. В Таиланде появилась значительная (свыше 1/10 населения страны и 2/5 населения столицы - Бангкока) и экономически очень влиятельная группа китайцев. В Малайе, где прежде почти все население составляли малайцы, находятся очень крупные группы китайского и индийского населения. Небольшой о-в Сингапур, который в начале XIX в. был почти не заселен, в настоящее время имеет почти трехмиллионное население, среди которого преобладают китайцы, но есть также малайцы и индийцы.
XX век ознаменовался для многих стран Азии крупномасштабными миграциями, осуществленными по политическим причинам. Так, на востоке современной Турции находилась большая часть этнической территории армянского народа (другая часть была в составе России), и численность армян в Турции в начале XX в. составляла 2,5 млн человек. Однако во время первой мировой войны (начиная с 1915 г.) и в последующие годы в результате резни, организованной турецкими властями, погибло 1,5 млн армян, а большинство избежавших гибели либо спаслись бегством, либо были депортированы в соседние страны. В Турции армян осталось очень мало.
После первой мировой войны, в соответствии с Лозаннским мирным договором, был произведен обмен населения между Турцией и Грецией. Из Турции в Грецию выехало более 1 млн греков, в Турцию же
171
прибыло из Греции около 400 тыс. турок. Миграционный обмен между Турцией и странами Балканского п-ова продолжался и позже: после второй мировой войны значительная группа турок переехала на родину из Югославии и Болгарии19, а многие боснийцы, болгары и греки выехали из Турции.
Организованные миграции имели место после второй мировой войны и в других странах. Так, свыше 6 млн японцев из Кореи, СевероВосточного Китая (Маньчжурии), с Южного Сахалина и из некоторых других районов Азии были депортированы на родину, а Японию покинуло более 1 млн корейцев.
После раздела Британской Индии в середине 1947 г. на два государства - Индию и Пакистан (последний, как известно, состоял из двух частей - Западный Пакистан и Восточный Пакистан, однако вторая часть провозгласила себя в 1971 г. независимым государством под названием Бангладеш) - из обеих частей Пакистана в Индию переселилось свыше 10 млн человек, а из Индии в Западный Пакис- тан - около 7 млн и в Восточный Пакистан -1,3 млн. По этноконфессиональной принадлежности 5 млн мигрировавших в Индию были бенгальцами-индуистами, около 4 млн - панджабцами-сикхами, 1 млн синдхами-индуистами и т.д. Мигрировавшие в Западный Пакистан были в своем подавляющем числе (около 6 млн) — панджабцами-мусульманами. В Бангладеш мигрировало говорящее на языке урду мусульманское население штата Бихар, а также некоторое число мусульман другой этнической принадлежности.
Большие миграционные перемещения последовали и после создания в 1948 г. на части территории Палестины государства Израиль. С 1948 г. вплоть до настоящего времени в это новое государство прибыло из разных стран мира около 3 млн евреев. Только в 1990 г. и 1991 г. в Израиль переселилось 340 тыс. человек, в том числе 300 тыс. из распавшегося в 1991 г. СССР20, 24 тыс. из Эфиопии (так называемые фалаша) и 16 тыс. из других стран.
Последовавшие за разделом Палестины арабо-израильские войны привели к тому, что около 3 млн палестинских арабов бежали с территории своего прежнего проживания в ряд стран Юго-Западной Азии.
После подавления китайскими вооруженными силами восстания в Тибете, с 1959 г. началось бегство из этой страны больших групп местных жителей, и в настоящее время за рубежом, главным образом в Индии и Непале, находится около 100 тыс. тибетцев.
Еще одна волна беженцев хлынула после создания государства Бангладеш. Во время попытки разгрома этого государства, предпринятого в 1971 г. вооруженными силами Пакистана, с территории Бангладеш бежало несколько миллионов человек, но уже в начале следующего года подавляющее большинство из них вернулось на
19 Из Болгарии большая группа турок, как отмечалось выше, выехала также в 1989 г.
20 Всего же в Израиле в настоящее время живет 700 тыс. бывших граждан СССР.

172
родину. В то же время положение поддерживавших пакистанскую сторону бихари, как мы знаем, стало после поражения Пакистана непростым и большинство из них изъявило желание выехать в государство, по отношению к которому они проявили свою солидарность. Однако Пакистан согласился в разное время принять лишь четверть миллиона бихари, и многим из них пришлось остаться в Бангладеш.
После событий 1974 г. на Кипре турецкими властями было переселено на этот остров значительное число турок, правда, многие из них из-за плохих условий жизни в оккупированной турецкими войсками северной части Кипра вернулись через некоторое время на родину. Тем не менее есть основания полагать, что свыше 30 тыс. переселенных на Кипр турок до сих пор остаются на острове.
Как нам уже известно, после победы в 1975 г. лаосских коммунистов над генералом Ванг Пао он вместе со своими хмонгскими партизанами ушел в Таиланд, и в 1986 г. в этой стране насчитывалось около 40 тыс. хмонгских беженцев. Кроме того, 40 тыс. хмонгов (мяо) переселилось в США и 6-8 тыс. - во Францию.
Значительные перемещения населения вызвал также приход в 1978г. коммунистов к власти в Афганистане и последовавший позже ввод советских войск. Множество афганцев бежало в соседние Пакистан (3 млн) и Иран (2,8 млн.). Вывод советских войск и победа сил исламской оппозиции создали условия для возвращения беженцев, и многие из них уже прибыли на родину.
В последние десятилетия основным центром притяжения мигрантов в Азии были богатые нефтью арабские страны Персидского залива, прежде всего Саудовская Аравия, Кувейт21, ОАЭ и Катар. Мигрируют в эти государства в основном жители более бедных арабских стран, а также выходцы из Ирана, Пакистана, Индии, Бангладеш и даже некоторых государств Юго-Восточной и Восточной Азии. В Саудовской Аравии преобладают мигранты из Йемена, но есть также египтяне, палестинцы, персы, турки, переселенцы из Пакистана, индийцы, сиамцы, корейцы. В Кувейте среди иммигрантов больше всего палестинцев, им уступают выходцы из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, Йемена, Омана, а также Ирана, Индии, Пакистана, Таиланда. В ОАЭ мигрируют палестинцы и другие арабы, персы, жители Пакистана и Индии, в Катар - прежде всего палестинцы.
В послевоенные годы, и особенно в последние три десятилетия, довольно большие масштабы приобрела миграция в Великобританию для занятия в основном невысоко оплачиваемых рабочих мест (шоферов, уборщиков и т.д.) выходцев из Индии, Пакистана и в меньшей мере Бангладеш. Хотя переселенцы из Индии и Пакистана принадлежат к различным народам этих стран, удельный вес представителей разных этносов среди индийских и пакистанских мигрантов далеко не одинаков.
21 Миграции в Кувейт, связанные с началом разработки нефтяных месторождений, начались еще с конца 30-х годов, однако широкий размах приобрели лишь в последние десятилетия.

173
Так, очень большая часть всех живущих в Великобритании индийцев принадлежит к сикхской этноконфессиональной общине, хотя ее доля в общем населении Индии составляет менее 2%.
Последние три десятилетия происходила также интенсивная миграция из Турции в поисках прилично оплачиваемой работы в Германию и в меньшей степени в Нидерланды, Францию, Данию и другие наиболее богатые страны Европы. В одной только Германии находится около 1,5 млн мигрантов из Турции, причем наряду с турками среди них несколько сот тысяч курдов.
Внутренние миграции в азиатских странах оказывают влияние на этнодемографическую ситуацию в них только в тех случаях, когда эти переселения приводят к этническому перемешиванию населения.
В определенной мере содействует этническому перемешиванию наблюдающаяся практически во всех странах Азии тенденция к переселению из сельских местностей в города. Поскольку в полиэтничных странах в города переезжают из сел, населенных разными народами, они превращаются в центры, где наиболее интенсивно происходят ассимиляционные и другие этнообъединительные процессы.
Для некоторых азиатских стран характерно также перемещение из одних сельских районов в другие. Так, в Пакистане из Пенджаба и Северо-Западной Пограничной провинции в последние четыре десятилетия идет миграция в Синд и Белуджистан. В результате этого переселения в населении северной части Синда высок процент панджабцев, а среди жителей северных округов Белуджистана уже преобладают пуштуны.
Значительные подвижки населения, влекущие за собой некоторые изменения его этнической структуры, характерны для Индии. Если такие штаты, как Уттар-Прадеш (коренные жители - хиндустанцы), Бихар (бихарцы), Пенджаб (панджабцы), Раджастхан (раджастханцы), Тамилнаду (тамилы), теряют своих жителей, то штаты Западная Бенгалия (бенгальцы), Ассам (ассамцы), Мадхья-Прадеш (хиндустанцы), Махараштра (маратхи), Карнатака (каннара) и столица государства - Дели (хиндустанцы), наоборот, привлекают население.
В Индонезии имеют место организованные миграции с перенаселенной Явы (средняя плотность - около 800 человек на 1 км2) на менее плотно заселенные острова страны. Так, яванцами осваивается юговосток Суматры, где они селятся по соседству с коренными народами реджанг и абунг, и Ириан-Джая, где их поселяют в районах обитания папуасов.
Во Вьетнаме вьетов из густонаселенных дельтовых районов переселяют в горные районы, потесняя живущие там национальные меньшинства: тай, тхай, хмонг (мяо), яо и др.
Широкий размах приобрели внутренние мирации на Филиппинах. Население из густонаселенных районов страны переселяется в местности с невысокой плотностью населения. Особенно много переселенцев среди бисайя. Со своих островов Самар, Лейте, Бохоль, Себу, Негрос, Панай они мигрируют на Минданао, где почти уже догнали по числен
174
ности коренное население, Палаван, архипелаг Сулу. Переселяются с Лусона на другие о-ва Филиппин тагалы. Илоки, помимо своей исконной территории - северо-западной части Лусона, живут теперь также в долине р. Кагаян и на северо-западе центрального Лусона.
Особенно существенные и во многом драматические последствия для этнической ситуации в стране имеют внутренние миграции, организуемые с начала 60-х годов властями Китая. Китайцев стали селить во все большем числе не только в автономном районе Внутренняя Монголия, куда их начали переселять уже давно и где они составляют ныне подавляющее большинство населения, но и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где раньше их было мало, но где теперь они образуют уже весьма значительную долю населения. Большие группы китайцев были переселены также в Тибет, и теперь в этом автономном районе их насчитывается, по неофициальным данным, около 400 тыс. человек.
Весьма существенное влияние на изменение этнической структуры населения некоторых азиатских стран, помимо миграций, оказывают также процессы этнического развития, и прежде всего этнообъединительные. Если для Европы наиболее характерны ассимиляционные процессы, то для Азии — консолидационные.
Подавляющее большинство крупных и средних по численности азиатских этносов не достигло еще высокой степени консолидации: в их составе до сих пор имеются субэтнические группы, по некоторым своим особенностям довольно сильно отличающиеся от основного этнического массива. Ныне происходит консолидация таких этносов, постепенное стирание отличий, которые пока еще сохраняют их субэтнические группы. Например, все более сливаются с основной массой турецкого народа такие его субэтносы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни и сохраняющие патриархальный уклад, как юрюки, тахтаджи, зейбеки и др.
Весьма интенсивно идет консолидация арабских народов Юго-Западной Азии. Хотя в Саудовской Аравии и некоторых других арабских странах часть арабов все еще сохраняют племенное деление, культурно-бытовые и диалектные различия между племенами неуклонно сглаживаются. Правда, консолидация ряда арабских этносов несколько осложнена их конфессиональной неоднородностью. Например, арабский народ Ирака разделен на две основные конфессиональные группы: шиитов, к которым принадлежит несколько более половины иракских арабов, и суннитов. Еще более резкие конфессиональные рубежи разделяют арабов Ливана. Некоторые из ливанских религиозных групп, например марониты и друзы, настолько выделяются среди прочих арабов Ливана, что фактически превратились в особые субэтноконфессиональные общности. В южной части Йемена консолидация затруднена также тем, что часть населения, считая себя арабами, говорит на особых семитских языках, весьма отличных от арабского (махри, шхаури, харсуси, сокотри и др.).
В Израиле идет процесс консолидации различных этнолингвисти
175
ческих групп евреев, из которых сформировалось население страны: так называемых сабра - уроженцев Палестины, лучше других групп усвоивших иврит, объявленный государственным языком; ашкеназов выходцев из европейских (кроме некоторых южноевропейских) и американских стран, Южной Африки и Австралии; сефардов, живших прежде на Балканском п-ве и ряде стран Ближнего Востока, и т.д. Языковые и культурные различия между этими группами существенно замедляют процесс консолидации.
С основной частью персидского народа, родным для которой является язык фарси, консолидируются субэтнические группы Центрального Ирана, говорящие на сильно отличающихся от фарси диалектах (хунсари, наини, натанзи, хури, семнани и др.)22, а также субэтнические группы провинции Фарс, также весьма существенно обособленные в языковом отношении23.
Крупнейший народ Афганистана - пуштуны - становится все монолитнее за счет сплочения его субэтнических групп, являющихся племенными объединениями или племенами: дуррани, гильзаи, сафи, моманд, шинвари, хугиани, дзадран, дзадзи, мангал, вазир, какар и др. Происходит консолидация пуштунских племен и племенных объединений, расселенных в Пакистане: юсуфзаи, африди, тарклани, оракзаи, хоттак, а также живущие и в Афганистане моманд, вазир, какар и т.д.
В Пакистане процессом консолидации охвачены племена, образующие народ белуджей: марри, бугти, ринд, рахшани, раис и др. Вместе с тем наличие у пуштунов и белуджей сильных пережитков родоплеменных институтов существенно замедляют у обоих этих народов консолидационные процессы.
В Индии консолидация характерна для очень многих народов. Правда, у разных этносов она находится в различной стадии. Если у маратхов, гуджаратцев, ассамцев, ория и других народов, населяющих эту страну, консолидация зашла достаточно далеко, то у раджастханцев до полного слияния их многочисленных этнических групп (джодхпури, уджаини, аджмири, марвари, хараути, нимари и др.) еще далеко. Определенным тормозом консолидации раджастханцев является отсутствие у них собственного общепризнанного литературного языка (его функции выполняет "чужой" для этой этнической общности язык хинди). Сильно препятствует консолидации индийских этносов также их кастовое деление.
Консолидация охватывает не только крупные индийские народы. Она имеет место у многих из средних по численности этносов, в первую
22 В то время как фарси относится к юго-западной группе иранских языков, все перечисленные диалекты Центрального Ирана принадлежат к северо-западной группе и с фарси взаимонепонимаемы.
23 Большинство этих субэтносов говорят на особых отличных от фарси диалектах югозападной группы иранских языков, но есть в провинции Фарс и северо-западные диалекты.

176
очередь у тех, которые добились создания собственных штатов: кхаси и гаро (штат Мегхалая), нага (Нагаленд)24, мейтхеи, или манипури (Манипур), типера (Трипура), мизо, или лушеи (Мизорам).
Консолидируются и некоторые средние по численности индийские народы, не имеющие своих отдельных штатов, особенно гонды и санталы (как мы помним, лидеры национальных движений, развернувшихся среди этих народов, ставят вопрос о создании отдельных населенных этими этносами штатов).
Национальная консолидация имеет место также у основного народа Шри-Ланки - сингалов: все более сближаются две их субэтнические группы - прибрежные сингалы и горные сингалы, или кандийцы. Правда, этот процесс затрудняют значительные социальные и культурные различия между двумя группами.
Внутреннее сплочение характерно для ряда крупных народов Индокитая, и прежде всего тех из них, в составе которых до сих пор имеются сильно обособленные субэтнические группы (так, у бама за последние десятилетия заметно сгладились отличия, пока существующие у таких субэтнических групп, как инта, камман мямма лэйя, мергуйцы, тавойцы).
В Восточной Азии процесс консолидации идет, в частности, у двух крупнейших этносов этого региона. У японцев он заключается во все большем сближении с Основным японским этническим массивом субэтнической группы рюкюсцев и сослосно-кастовой группы буракуминов (см. выше). У китайцев, для локальных групп которых характерны весьма сильные диалектные (до взаимонепонимаемосги) и культурные различия, одним из основных направлений консолидационного процесса является все более широкое распространение принятого в качестве языкового стандарта пекинского диалекта. Сглаживаются и сохраняющиеся у некоторых групп (например, у группы хакка, или кэцзя) культурные отличия.
В некоторых странах Азии имеет место этнообъединительный процесс трансформационного характера - этническая фузия.
Так, в Монголии наблюдается постепенное слияние основного этноса страны - халха-монголов с другими близкими ему по языку и культуре народами и этническими группами: дербетами, баятами, хошутами, захчинами, олетами, торгутами, хонгами, дархатами, хотогойтами и др.
На Филиппинах начался процесс этнической фузии всех народов страны, однако сильные религиозно-культурные различия между равнинными прибрежными народами (тагалы, илоки, бикол, пангасинан, пампанган, ибанаг, самбал, бисайя), придерживающимися христианства, горными народами (ифугао, калинга, инибалои, канканаи, букиднон, субанон, манобо и др.), в значительной мере сохранившими тради
24 Относительно нага довольно трудно сказать, является ли идущий среди них процесс этнической консолидацией или это только еще этническая фузия, поскольку разные группы нага (актами, лхота, сема, ао, ренгма, коньяк и др.) говорят пока на различных, порой довольно сильно отличающихся друг от друга языках.

177
ционную культуру и верования, и так называемыми моро (маранао, магинданао, таусог, якан, сулу, самаль и др.), исповедующими ислам, будут сильно препятствовать его быстрому течению.
Еще один пример этнической фузии - постепенное слияние близких между собой так называемых батакских народов Суматры (тобабатаков, каро-батаков, сималунгун, пакпак, мандайлинг и ангкола) в один батакский этнос. Этот процесс близок к завершению, и некоторые исследователи уже считают батаков единым народом.
На другом входящем в состав Индонезии о-ве - Калимантан происходит аналогичный процесс этнической фузии родственных даякских этносов, однако в отличие от предыдущего процесса он находится лишь в самой зачаточной стадии.
В литературе высказывается мнение, что процесс этнического слияния характерен и для каждой из двух крупных индийских этнолингвистических общностей - хиндустанцев и бихарцев. Но если первые, представляющие совокупность близких по культуре и языку, но не имеющих общего самосознания локальных групп без четких этнических и лингвистических границ (феномен так называемой этнической и лингвистической непрерывности), в весьма отдаленной перспективе могут сложиться в единый этнос, то вторые скорее всего будут развиваться как три самостоятельных народа: бходжпурцы, магахи и майтхильцы.
В отдельных странах Азии происходит межэтническая интеграция25. Речь идет в первую очередь о таких полиэтничных странах, как Пакистан и Индия, где, несмотря на сохраняющиеся этнические противоречия и даже сепаратистские устремления у отдельных этносов (например, у пуштунов в Пакистане, панджабцев-сикхов, тамилов, ассамцев и некоторых других народов в Индии), наряду с центробежными тенденциями налицо и весьма сильные тенденции к межэтнической интеграции. Вероятно, немалую роль в развитии интеграционных процессов в Индии и Пакистане играет исторически сложившееся и продолжающее сохраняться по сей день противостояние между двумя этими соседними гигантскими странами.
Еще более четко межэтническая интеграция обозначилась в другой очень крупной азиатской стране - Индонезии, где после завоевания независимости стала, вне всякого сомнения, складываться национальнополитическая общность. Важную роль в этом интеграционном процессе играло широкое распространение малайского диалекта архипелага
25 Следует, впрочем, отметить, что в нашей отечественной этнографической литературе еще недавно реальные возможности появления интеграционных тенденций в ряде азиатских стран сильно переоценивались. Так, без достаточной научной аргументации говорилось о межэтнической интеграции в Иране, где наличие острых этнических антагонизмов в настоящее время, конечно, не дает каких-либо оснований утверждать, что в этой стране намечаются контуры устойчивой этнополитической общности. Весьма спорно в свете усилившихся в последнее время в Афганистане сепаратистских тенденций и выдвигавшееся ранее положение о сложении в Афганистане межэтнической общности территориально-политического характера.
178
Риау, который стал именоваться индонезийским языком (бахаса индонесиа). Успех внедрения бахаса индонесиа в определенной мере связан с тем, что этот язык, и ранее в силу ряда обстоятельств достаточно широко распространенный на территории Нидерландской Индии (будущей Индонезии), являлся как бы "нейтральным" для подавляющего большинства населения страны (он был родным для сравнительно небольшой части населения). В этом отношении он явно выигрывал по сравнению с яванским языком, который, будучи языком яванского народа, составляющего почти половину населения Индонезии, давал, в случае придания ему государственного статуса, дополнительные большие преимущества крупнейшему народу страны.
Некоторые исследователи, основываясь на том, что подавляющее большинство индонезийских народов говорит на австронезийских языках, пытались квалифицировать имеющий место в стране этнообъединительный процесс как этническую фузию ("межэтническую консолидацию", по их терминологии). Однако такая точка зрения вряд ли верна. В отличие от языков Филиппин, которые сравнительно близки друг другу, многие австронезийские языки Индонезии весьма далеко отстоят друг от друга (не менее далеко, чем индоевропейские русский и английский языки), и происходящий в этой стране процесс, конечно, правильнее считать не этнической фузией, а межэтнической интеграцией.
Хотя ассимиляционные процессы для большинства стран Азии менее характерны, чем для стран Европы, и особенно тех из них, где живет много эмигрантов, тем не менее в ряде азиатских государств происходит поглощение мелких этносов и этнических групп крупными народами страны. Например, в Турции турки ассимилируют туркмен26, так называемых черкесов27, грузин-мусульман, лазов, часть арабов и другие мусульманские этнические группы.
В арабских государствах также идет процесс ассимиляции: с коренным населением постепенно сливаются как мигранты из других арабских стран (этот процесс, который точнее назвать конверсацией, особенно интенсивен), так и иные мусульманские этнические группы (туркмены, турки, черкесы, представители различных африканских народов, пакистанцы, индийцы-мусульмане).
В Иране персами ассимилируются гилянцы, мазандеранцы, луры, бахтиары, азербайджанцами - близкие к ним афшары, шахсевены и карапапахи, а отчасти живущие по соседству с ними талыши.
В Афганистане в известной мере наблюдается таджикизация узбеков, ряда групп чараймаков, памирских народов, мунджанцев, парачи, части ормури и пуштунизация других групп чараймаков, нуристанских
26 Некоторые исследователи считают, что туркмены уже превратились в Турции в субэтническую группу турецкого народа.
27 Черкесами в Турции и прочих странах Юго-Западной Азии именуют не только представителей адыгских народов, но и потомков других выходцев с Кавказа (абхазов, абазин, убыхов, чеченцев, ингушей, осетин, лезгин).

179
народов, части ормури, живущих в городах белуджей. В сельских местностях некоторых районов Южного Афганистана белуджи, наоборот, ассимилируют пуштунов.
В Пакистане частичной ассимиляции окружающей этнической средой подвергаются мигрировавшие из Индии мусульмане и их потомки. В пакистанской провинции Белуджистан и в сопредельных областях Ирана и Афганистана ираноязычные белуджи постепенно ассимилируют тесно ассоциированный с ними в социальном, экономическом и культурном отношении дравидоязычный народ брагуи.
В Индии идет ассимиляция основными этносами индийских штатов переселенцев из других районов страны, давно проживающих среди них, а также отдельных представителей малых народов (например, бхили частично ассимилируются живущими по соседству с ними маратхами, гуджаратцами, раджастханцами, некоторые группы народов мунда, гондов и кхонда - ория28, часть гондов - хиндустанцами, маратхами и телугу).
В Бангладеш восточные бенгальцы ассимилируют ряд малых народов страны, живущих в периферийных районах.
В Мьянме основной народ уже в очень большой степени ассимилировал древних жителей этой страны монов, ассимилирована также часть чинов и некоторых других народов.
Весьма специфичен этнообъединительный процесс, происходящий в Таиланде, где живущие на севере и востоке лао29 постепенно сливаются с основным этносом страны - сиамцами, или кхонтай. Этот процесс отличается от обычного ассимиляционного тем, что в культурном и языковом отношении оба народа очень близки (сиамский и лаосский языки взаимопонимаемы). Таким образом, в данном случае можно говорить об этнической конверсации.
Ассимиляционные процессы характерны и для других стран Индокитая (например, кхмеры ассимилируют близких им по языку, но значительно отставших от них в культурном отношении так называемых горных кхмеров: мнонг, брао, стиенг и др.), а также для Индонезии (где сунды ассимилируют бадуй, яванцы - тенггер и т.д.).
Широко развиты ассимиляционные процессы в Китае, где многие национальные меньшинства уже частично ассимилированы китайцами. Почти полностью перешли на китайский язык такие крупные этносы, как маньчжуры и туцзя, однако языковая ассимиляция их пока не сопровождается в полной мере ассимиляцией этнической (численность этих народов от переписи к переписи возрастает).
В Японии объектом ассимиляции служат первопоселенцы Японских о-вов - айны.
Процессы этнического разделения гораздо менее характерны для азиатских государств, чем этнообъединительные процессы. И тем не
28 В свою очередь, сами ория, живущие в пограничных с Западной Бенгалией районах, ассимилируются западными бенгальцами.
29 Численность лао в Таиланде почти в 5 раз больше, чем в самом Лаосе.

180
менее в некоторых странах они имеют место. Так, после политического раздела в 1947 г. Британской Индии по религиозному принципу бенгальский народ из-за своей конфессиональной неднородности оказался в составе двух разных государств. Дополнение религиозного обособления обособлением политическим привело к началу процесса этнической парциации: на месте единого народа формируются две новые нации восточные бенгальцы (ныне называемые бангладешцами) и западные бенгальцы. Подобный же процесс начался после раздела между Индией и Пакистаном Пенджаба и последующего выделения из индийской части Пенджаба (опять-таки по религиозному принципу) штата Харьяна. Из единого панджабского народа стали формироваться три новых этноса: западные панджабцы (мусульмане) в Пакистане, центральные панджабцы (сикхи) в индийском штате Пенджаб и восточные панджабцы (индуисты) в штате Харьяна.
Что касается второго типа этноразделительных процессов - этнической сепарации, то примером его в Азии может служить возникновение мальдивцев - населения ныне независимых Мальдивских о-вов. Этот народ произошел от потомков небольшой группы сингалов, переселившихся на Мальдивские о-ва со своей родины в III-I вв. до н.э.
Ранний этап этнической сепарации наблюдается в Мьянме, где субэтническая группа бама - араканцы (рокай), среди которой широко распространен ислам (основная религия бама - буддизм), настолько отдалилась от основной части этноса, что некоторые исследователи считают их отдельным народом. Начальную стадию этнической сепарации можно видеть также в Сингапуре и Малайзии, где местные китайцы не только территориально и политически, но и в культурном отношении, а также по своему этническому самосознанию уже несколько обособились от материнского этноса.


Глава 13
ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ АФРИКИ

Африка, площадь которой составляет 30,3 млн км2, а население насчитывает свыше 700 млн человек, по числу независимых государств опережает ныне любую другую часть света. Однако свою независимость подавляющее большинство африканских стран получило лишь после второй мировой войны1, а точнее начиная с 50-х годов. Особенно много стран Африки (32) стали независимыми в 60-е годы. 1960 год, в котором достигли независимости 17 африканских государств, называют иногда даже "годом Африки".

1 В 1945 г. в Африке было только четыре независимых государства: Египет, Либерия, Южно-Африканский Союз (с 1961 г. - Южно-Африканская Республика) и Эфиопия.

181
В настоящее время перечень независимых африканских государств таков: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Кабо-Верде, Сенегал, Мали, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гвинея, СьерраЛеоне, Либерия, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Гана, Того, Бенин, Нигерия, Нигер, Чад, Центральноафриканская Республика (ЦАР), Камерун, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Конго, Заир, Ангола, Намибия, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Лесото! Свазиленд, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Малави, Мозамбик, Танзания, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Сомали, Джибути, Эфиопия, Эритрея, Мадагаскар, Коморские Острова, Маврикий, Сейшельские Острова.
Только четыре африканские территории пока еще не обрели независимость: Западная Сахара - бывшее испанское владение, оккупированное Марокко и ведущее борьбу за освобождение2, о-в Святой Елены и так называемая Британская территория Индийского океана (архипелаг Чагос и другие мелкие острова), остающиеся британскими колониями, о-в Реюньон, являющийся заморским департаментом Франции. Франция фактически управляет также о-вом Майотта - одним из Коморских о-вов (он имеет статус заморской территории), но Республика Коморские Острова считает, что этот остров должен принадлежать ей.
Два города, являющиеся анклавами в Марокко - Сеута и Мелилья, а также расположенные у марокканского побережья о-ва Чафаринас, Алусемас и Велес-де-ла-Гомера представляют собой интегральную часть Испании.
Если подразделение Азии на регионы более или менее общепринято, то сколько-нибудь устоявшегося районирования Африки пока нет. Можно указать лишь на одно из таких районировании, согласно которому в Африке выделяются два основных региона: Северная Африка, охватывающая все арабские страны (Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Мавритания) и Тропическая Африка (иногда ее называют Африкой к югу от Сахары), к которой относят все другие страны.
Эти два региона коренным образом отличаются друг от друга по этнической структуре своего населения. Если страны первого региона (за исключением Судана) имеют относительно простую этническую структуру, причем состав населения всех стран более или менее сходен, то подавляющая часть стран второго региона весьма сложна в этническом отношении. Именно за их счет так велико число этносов Африки: 1,5 тыс., если исходить из предположения, что каждую лингвистическую общность можно в большинстве случаев одновременно считать и этнической общностью, или даже 7 тыс., если каждое племя рассматривать как отдельный этнос (что вряд ли верно).
Народы Африки по языковому признаку объединяют в следующие
2 В 1976 г. было объявлено о создании Сахарской Арабской Демократической Республики, которая признана более чем 70 государствами.

182
семьи: афразийскую (34% всего населения), нигеро-кордофанскую (56%), нило-сахарскую (6%), австронезийскую (около 2%), индоевропейскую (2%), койсанскую (0,05%).
Афразийская (семито-хамитская) семья, представленная преимущественно в Северной и Северо-Восточной Африке3, подразделяется на семитскую4, берберскую, кушитскую и чадскую группы. Самая крупная из них семитская, к которой относится 2/3 всего населения, принадлежащего к афразийской семье. В состав семитской группы входят прежде всего арабские народы Африки: египетские арабы (55 млн), алжирские (22 млн), марокканские (20 млн), суданские (13 млн), тунисские (8 млн), ливийские арабы (4 млн), мавры, или мавританские арабы (1,8 млн), арабы Чада (1,5 млн), арабы шува в Нигерии и Камеруне5 (0,4 млн;, сахарави, или арабы Западной Сахары (0,3 млн). К семитской группе также принадлежит ряд народов Эфиопии: амхара (20 млн), гураге (1,4 млн) и др:, а также живущие в Эфиопии и Эритрее тиграи (4 млн) и обитающие в Эритрее тигре (0,8 млн).
Берберскую группу образуют близкородственные берберские народы. Наиболее значительными по численности из них являются шильх (3 млн), тамазигхт (свыше 2 млн) и риф (1,3 млн) в Марокко, кабилы (3 млн) и шауйя (1,1 млн) в Алжире, а также туареги (1,3 млн) в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и некоторых других странах.
К кушитской группе относится большое число этносов, крупнейшими из которых являются оромо (20 млн), расселенные главным образом в Эфиопии, сомали (11 млн), проживающие преимущественно в Сомали, а также в соседних странах, беджа (1,9 млн), живущие в основном в Судане, омето6 (1,2 млн), обитающие в Эфиопии, афар (около 1 млн), занимающие территорию на стыке трех стран: Эфиопии, Эритреи и Джибути.
Чадская группа также объединяет очень много народов, в числе которых резко выделяется своей численностью один из самых крупных этносов Африки — хауса (24 млн), расселенный прежде всего в Нигерии, а также в Нигере и других странах. Из прочих народов чадской группы отметим бура (1,8 млн), живущих преимущественно в Нигерии.
Наибольшее число этносов Африки относится к нигеро-кордофанской семье, которая, в отличие от афразийской семьи, почти целиком ограничена пределами африканского континента. Она охватывает три основные группы: манде7, нигер-конго и кордофанскую.
К группе манде, расположенной на северо-западной периферии территории распространения нигеро-кордофанской семьи, относятся малинке (свыше 4 млн), живущие в Гвинее, Кот-д'Ивуар, Мали, Сенегале,
3 Под Северо-Восточной Африкой подразумевается территория так называемого Африканского Рога, включающая Эфиопию, Эритрею, Джибути и Сомали.
4 Эта группа широко представлена и в Юго-Западной Азии.
5 Часть арабов шува живет в Чаде и включена здесь в состав чадских арабов.
6 Омето представляют собой не один народ, а группу близкородственных этносов.
7 Некоторые исследователи включают манде в группу нигер-конго.

183
Гамбии и ряде других стран, бамбара (около 4 млн), сосредоточенные главным образом в Мали, менде (1,6 млн), являющиеся одним из двух основных этносов Сьерра-Леоне, сонинке (1,4 млн), расселенные в Мали, Буркина-Фасо, Сенегале и некоторых прочих странах, и многие другие народы.
Группа нигер-конго делится на две подгруппы: западноатлантическую и центральных нигер-конго. К западноатлантической подгруппе принадлежит чрезвычайно дисперсно расселенная этническая общность фульбе (20 млн); свыше половины фульбе живет в Нигерии, а остальные - в Гвинее, Мали, Сенегале, Камеруне и многих других странах Западного Судана8. Кроме фульбе, к западноатлантической подгруппе относятся волоф (3 млн) и серер (1,4 млн), проживающие преимущественно в Сенегале, и темне (1,4 млн) - один из двух (наряду с менде) основных народов Сьерра-Леоне.
Огромная по составу подгруппа центральных нигер-конго распадается на несколько еще более дробных подразделений: кру, догон, гур, адамауа-убангийское, иджо-дефака, западное и восточное.
В составе подразделения кру наиболее крупный народ бете (около 3 млн), полностью сосредоточенный в Кот-д'Ивуар и являющийся самым значительным из этносов страны, а подразделение догон состоит из одного лишь народа догон (насчитывает лишь 0,4 млн человек), расселенного в основном в Мали. В подразделении гур - ряд довольно крупных этносов: моси (около 8 млн), живущие в Буркина-Фасо и Гане, сенуфо9 (около 4 млн), расселенные на стыке границ Кот-д'Ивуар, Мали и Буркина-Фасо, гурма (1,4 млн), обитающие в пограничных районах Ганы, Буркина-Фасо и Того, лоби (1,3 млн), проживающие главным образом в Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуар.
В адамауа-убангийском подразделении выделяются своей численностью занде10 (около 4 млн), банда11 (1,6 млн), живущие в ЦАР и Заире, и гбайя (1,1 млн), расселенные преимущественно в ЦАР, а также в небольшом числе в некоторых других странах.
Подразделение иджо-дефака включает живущий в Нигерии народ иджо12 (около 2 млн).
Западное подразделение состоит из большой группы этносов, в том числе и таких крупных, как ашанти (свыше 3 млн) и фанги (1,6 млн)13, сосредоточенных в Гане, эве (4 млн.), живущих в Гане и Того, фон (свыше 3 млн), сконцентрированных в Бенине, аньи (2 млн), расселен
8 Западный Судан - одна из историко-культурных областей Африки, расположенная к югу от Сахары.
9 Сенуфо, возможно, не один народ, а группа близкородственных этносов.
10 Занде объединяют группу весьма разнородных по происхождению этнических образований, и не вполне ясно, сложились ли они уже в единый народ.
11 Не исключено, что банда представляют собой не один народ, а группу близкородственных этносов.
12 Иджо состоят из нескольких заметно отличающихся племенных групп и, возможно, еще не сложились окончательно в единый народ.
13 Ашанти и фанги говорят на одном языке акан.

184
ных в Кот-д'Ивуар и Гане, и бауле (1,6 млн), проживающих в пределах Кот-д'Ивуар.
К весьма большому восточному подразделению относится почти половина всех африканских народов. Среди этих этносов такие крупные, как йоруба (20 млн), игбо (16 млн), ибибио (5 млн), бини (3 млн) и нупе (1,1 млн) в Нигерии, тив (2 млн) в Нигерии и Камеруне. Кроме того, в это же подразделение входит очень большое число близкородственных народов, расселенных в Центральной и Южной Африке и получивших название банту: руанда, шона, конго, макуа, рунди, зулу, коса, луба, ньямвези, кикуйю, монго, тсонга, тсвана и многие другие (табл. 9).
В отрыве от двух остальных групп нигеро-кордофанской семьи на плато Кордофан в Республике Судан живут народы, принадлежащие к кордофанской группе этой семьи. Все эти этносы (тумтум, катла, эбанг, тегем, тегали и др.) малочисленны и в совокупности насчитывают лишь 0,7 млн человек.
Между афразийской и нигеро-кордофанской семьями непосредственно к югу от Сахары узкой полосой тянется территория расселения народов нило-сахарской семьи. Намного уступающая по численности первым двум семьям эта семья включает 9 групп: сонгай, сахарскую, мабанскую, фур, восточносуданскую, центральносуданскую, берта, кунама, комуз (по другой классификации, восточносуданская, центральносуданская, берта и кунама считаются не отдельными группами, а подгруппами в составе шари-нильской группы).
Группа сонгай объединяет три народа, говорящих на языке сонгай, крупнейший из которых также называется сонгай (1,6 млн). Он расселен в Мали, Нигере и ряде других стран.
Сахарская группа включает также три этноса, и только один из них может быть отнесен к числу крупных. Это канури (около 5 млн), проживающие в Нигерии и некоторых других странах.
Мабанская группа охватывает несколько небольших народов (маба, мими и др.), обитающих преимущественно в Чаде, общей численностью всего 0,4 млн человек.
Лишь два этноса относятся к сосредоточенной в основном в Судане группе фур (0,6 млн), названной так по имени более крупного из них.
Самая большая группа нило-сахарской семьи - восточносуданская, объединяющая многие народы на востоке Африки. Самыми крупными из них являются луо (около 4 млн), живущие главным образом в Кении, динка (3 млн), сконцентрированные в Судане, нубийцы (около 3 млн), расселенные по течению Нила в Судане и Египте, тесо (2 млн), проживающие преимущественно в Уганде, нуэр (1,4 млн), обитающие главным образом в Судане, и ланги, или ланго (1,2 млн), сосредоточенные в Уганде.
Из этносов центральносуданской группы наиболее значителен сара (вместе с родственными племенами насчитывает 1,5 млн), живущий преимущественно в Чаде и частично в ЦАР.
Группы берта и кунама каждая состоит из одного народа того же наименования. Оба народа малочисленны. Берта (160 тыс.) расселены в
185
Таблица 9
Численность и расселение народов банту, насчитывающих свыше 1 млн человек
Название народа
Численность, млн человек
Основные страны расселения
Название народа
Численность, млн человек
Основные страны расселения
Руанда
13
Руанда, Заир, Уганда
Яо
3
Малави, Танзания, Мозамбик
Шона

10

Зимбабве, Мозамбик, Замбия

Амбунду

2

Ангола

Конго

9

Заир, Ангола, Конго

Бобанги

2

Заир

Макуа

9

Мозамбик, Малави

Свази

1,9

ЮАР, Свазиленд

Рунди

9

Бурунди, Заир

Маконде

1,8

Танзания, Мозамбик

Зулу

8

ЮАР

Ндебеле (матебеле)

1,7

Зимбабве

Коса

8

ЮАР

Гусии

1,7

Кения

Луба

7

Заир

Сога

1,6

Уганда

Ньямвези

61*

Танзания

Ньянколе

1,6

Уганда

Кикуйю

6

Кения

Теке

1,5

Заир, Конго

Монго

52*

Заир

Нгони

1,5

Малави, Танзания, Замбия

Тсонга (шангаан)

5

Мозамбик, ЮАР, Зимбабве

Тонга

1,5

Замбия

Тсвана

5

ЮАР, Ботсвана

Дуала

1,5

Камерун

Луйя (лухья) 3*

4

Кения, Танзания

Меру

1,4

Кения

Суто

4

ЮАР, Лесото

Гису

1,4

Уганда

Овимбунду

4

Ангола

Чига (кига)

1,4

Уганда

Педи

3

ЮАР

Венда

1,3

ЮАР, Зимбабве

Ганда

3

Уганда

Чокве

1,2

Заир, Ангола

Фанг4*

3

Камерун, Габон, Экваториальная Гвинея

Гого Лунда
Буа (боа)

1,1 1,1
1

Танзания Замбия, Заир, Ангола Заир

Бемба

3

Замбия

Овамбо

1

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>