стр. 1
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Казацкий О.Н., Ерицян М.Р. - Жизнь после жизни. Знания XXI века



Главы
Обращение Школы Даля
Вступление
От составителей
Глава 1. Серьёзный разговор о смерти
§ 1. Почему мы не любим говорить и думать о cмерти?
§ 2. Почему мы боимся смерти?
§ 3. Почему не нужно бояться смерти?
Глава 2. Глава 2. Человек и постижение мира
§ 1. Человек и тонкий мир
§ 2. Душа и тело
§ 3. Методы познания
§ 4. Почему мы не можем принять существование феномена жизни после жизни
§ 5. Сообщение о смерти на расстоянии
Глава 3. Вера. Наука. Религия.
§ 1. Введение
§ 2. Проблема неверия
§ 3. Материалистическое мировоззрение
§ 4. Наука и религия
§ 5. Наука и новые открытия

Глава 4. Что такое смерть?
§ 1. Что такое смерть с точки зрения науки?
§ 2. Техника реанимации
Глава 5. Доказательства существования феномена жизни после жизни
§ 1. Введение
§ 2. Современные медицинские исследования
§ 3. Исследования Раймонда Моуди
§ 4. Исследования Михаила Сабома
§ 5. Метод регрессии
§ 6. Мудрецы о бессмертии
§ 7. Отцы церкви о бессмертии
§ 8. Древние источники о бессмертии
§ 9. Священные Писания о бессмертии
§ 10. Литературные источники о бессмертии
§ 11. Информация, полученная по контакту
§ 12. Источники ХХ века о бессмертии

Глава 6. Терминальная болезнь
§ 1. Введение
§ 2. Стадии терминальной болезни
§ 3. Стадия роста
§ 4. Смысл страданий
§ 5. Уход за больным
§ 6. Предчувствие своего ухода
§ 7. Психологический настрой больного
§ 8. Молитва

Глава 7. Утрата близкого человека
§ 1. Переживание утраты
§ 2. Последняя помощь ушедшему
§ 3. Организация похорон
§ 4. Молитвы за ушедших
Глава 8. Уход
§ 1. Уход праведников
§ 2. Уход грешников
§ 3. Уход ребёнка
§ 4. Момент ухода
§ 5. Внезапный переход
§ 6. Самоубийство

Глава 9. После ухода
§ 1. Состояние Души сразу же после ухода
§ 2. Светящееся существо
§ 3. Первый суд
§ 4. Возвращение
Глава 10. Мир по ту сторону жизни
§ 1. Введение
§ 2. Семь стадий бытия
§ 3. Почему не нужно бояться смерти?
Глава 11. Новые знания о жизни после жизни
§ 1. Введение
§ 2. Три уровня Мироздания
§ 3. Тонкие тела человека
§ 4. Отделение тонких тел
§ 5. Переход самоубийц
§ 6. Клиническая смерть - начало второй инкарнации
§ 7. Переживания во время клинической смерти
§ 8. Похороны или кремация?
§ 9. Длительная кома
§ 10. Адаптация человека

Заключение
Литература


Обращение Школы Даля
"Школа Даля" - философско-эзотерическое духовное объединение людей, занимающихся изучением вопросов жизни и смерти.

Рано или поздно каждый из нас задается вопросом: что такое "человек" или кто такой "человек"? На этот вопрос, многие ответят: "человек - это тело + душа"; другие - "тело + душа + разум"; третьи - "тело + душа + разум + характер". Все так, но все не так просто. Сложности начинаются, когда вопросы продолжаются: "А что такое тело? Душа? Разум? Характер?" И в итоге, вдруг начинаешь понимать, что по большому счету мы не знаем, что такое человек. Все знания, почерпнутые из области медицины, философии, теософии, логики, психологии, безусловно, дают представление о человеке, но не совсем конкретное, скорее в общих, чертах. А когда пытаешься разобраться с собой, то ни одна из вышеперечисленных наук не способна помочь найти исчерпывающий ответ на вопросы: "Кто я?", "Зачем я живу", "В чем смысл жизни, не вообще, а мой личный конкретный смысл", "В чем причины моей неудовлетворенности, неудач, потерь, одиночества", в конце концов "Что такое смерть?" Вопросы можно задавать бесконечно. А ответы? Опираясь на источники (книги мудрых философов, учебники общей и практической психологии) можно собрать по крохам цельное знание сути человека и его жизни на Земле.

Но все равно, нет-нет, да у человека возникает вопрос: за счет чего весь этот сложный механизм приходит в действие. Слаженно работает на протяжении многих лет и довольно часто дает сбой, затем стареет и, наконец, прекращает работу? Раздумья на эту тему оставляют человека неудовлетворенным знаниями, которые предлагает ему современная наука.

Концепция учения нашей школы: "Смертью жизнь не кончается". Если пределом жизни на Земле считать физическое тело, а оно подвержено разрушению, то уместно говорить о смерти. Но если знать, что человек - это не только биологическое существо, но еще и энергетическое, наделенное Душой, а центром жизни считать сознание, способное эволюционировать, то в этом случае понятие "смерть" можно применить только к физическому телу, а Душа бессмертна.

Восточные религии говорят о бессмертии Души и о том, что Душа не раз возвращается на Землю. Наша школа использует такое понятие как инкарнация. На Землю человек отправляется в своеобразную командировку, которая является частью основной жизни, проходящей в мирах Внеземных Цивилизаций: Сириуса, Дессы, Ориона, Дайи - материальных мирах родины всего Человечества.

Планета Земля - это своеобразная школа для Души, которая, прибывая на Землю, вселяется в земное физическое тело, чтобы очистить себя от той отрицательной энергии, которую она накопила в основной жизни и наработать качество для дальнейшей эволюции. Очищение и личностный рост проходят сквозь призму испытаний, потерь, боли и страданий. Но человеку, думающему, ищущему, работающему над расширением своего сознания, становится доступной для понимания информация, позволяющая ослабить страдания и избежать лишней боли.

Данной книгой мы продолжаем серию книг под общим названием "Всемирная духовная академия". Почему это название?

Мир, в котором мы живём - это не только Земля. Наше мироздание безгранично и населено разумными существами. Знания, которые мы вам предлагаем, рассматривают не только земное бытие, но и те аспекты, которые применимы и ко всему мирозданию.

Мы распространяем эти знания с единственной целью - помочь человеку стать лучше, помочь ему стать на Путь Познания, Путь Духовного совершенствования.

Мы верим, что наш мир - это мир Света, а не Тьмы. Мы верим в людей, верим, что Добро всегда побеждает Зло. Мы верим, что Любовь - самое лучшее чувство во всём Мироздании.

Мы верим, что мир можно сделать лучше. Но начинать нужно с самого себя. И начинать никогда не поздно. Не ждите понедельника, начните прямо сейчас. Оглянитесь. Ведь вокруг вас столько людей, которым нужна ваша помощь. В ней нуждаются любимые вами, ваши близкие. Отдайте им частичку себя и сделайте их счастливыми. И подаренное Добро вернётся вам многократно.

Дарите радость.
Подаренная радость - это всегда Дар Господу.
К кому бы ни был обращён дар радости,
через этого "кого-то" дар транзитом достигнет Господа...

Вступление
Всех людей интересует их будущее, не только обозримое, но и отдалённое. Чем дальше пытается заглянуть человек, тем большее он испытывает беспокойство. Это беспокойство усиливается мыслью о смерти. Чем старше человек, тем вопрос смерти для него актуальнее. Ведь с самых древних времен каждого человека волнует вопрос: "Что же будет со мной после смерти?" Эта мысль одновременно притягивает и внушает мистический страх, потому что нет, на первый взгляд, никаких доказательств того, что существует жизнь после смерти.

С другой стороны, человеку казалось, что смерть - это всегда несправедливость. Ведь окружающий нас мир, по своей сути, является гармоничным, а какая гармония в смерти? Неужели смерть - это всему конец? Это никак не укладывается в голове. Человеческий разум бунтует против этого вывода.

Однако человек всегда подсознательно понимал, что не может быть так устроен мир, что смерть - это конец жизни. Для наших предков это понимание было естественным. Они жили в гармонии с миром, природой, и этот вопрос даже не возникал у них.

Несколько десятков лет назад Всемирная психотерапевтическая ассоциация разработала шкалу наибольших стрессов в жизни человека. По этой шкале стресс от потери близкого человека занимает первое место. Это говорит о том, что с любой проблемой человек может справиться самостоятельно, а вот уход из жизни близких людей - это действительно сильнейший стресс, от которого оправиться чрезвычайно трудно. Почему это так?

Всё дело в том, что смерть для подавляющего большинства людей - это необратимая разлука, это - проблема, которая не имеет разрешения. Само понятие "смерть" лишает человека сил и надежды. Материалистичное и чисто научное мировоззрения порой не дают человеку возможности найти утешение в религии и духовных учениях. Таким образом, человек остается один на один со своим горем.

Кого-то горе обездвиживает, а кто-то начинает задавать вопросы и задумываться о смысле жизни, о её значимости, ценности. Вот для таких ищущих и не отдавших душу отчаянию - наш сборник

Нашу задачу мы видим в том, чтобы помочь устранить из сознания людей страх перед смертью и рассказать им, что лежит за чертой земной жизни. Нам всем нужно понять, что смерти в действительности нет, и что в смерти нет трагедии. Есть только изменения в форме сознания.

Освещение этого вопроса необходимо для людей многих профессий. Это необходимо для врача, который иногда ежедневно сталкивается с тем, что мы называем смертью. Это нужно и для священника, который помогает человеку правильно и с чистой душой перейти в другой мир. Это необходимо также для психологов и психиатров. Для того, чтобы назначить подходящие и эффективные методы лечения душевных заболеваний, им необходимо знать, что представляет собой сознание и может ли оно существовать отдельно от тела. Так как сознание может существовать отдельно от тела, то и лечение нарушений сознания должно происходить не только с помощью лекарств.

Ещё одна цель этого сборника - помочь людям, потерявшим близких, выйти из психологического кризиса, вернуть их в русло нормальной жизни, помочь переосмыслить их собственную жизнь.

В сборнике затрагиваются вопросы ещё более важные, чем чисто научные и медицинские. От того, что мы узнаем о смерти, зависит то, как мы будем жить. Мы не можем достаточно полно понимать эту жизнь, если мы не можем понять, что лежит за ней.

Почти все религии учат, что Душа бессмертна и что после смерти тела она переходит на другие уровни бытия и там продолжает сознательное существование. В это можно верить или не верить. Счастливы те, кто может просто верить, и кому не нужны никакие доказательства. Их жизнь светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех.

Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык для всего искать доказательств. В этом нет ничего плохого. Один из путей к вере ведет через знание. Неверие никогда не бывает результатом знания. Тот, кто утверждает, что знание разрушает веру, - ошибается.

Человечество неуклонно идёт к новым горизонтам своего развития, с каждым шагом вперёд всё шире и глубже осознаёт и осваивает просторы Единой Вселенной.

Наша страна также вступает в новый и светлый период своей истории. Сейчас, после многих лет антирелигиозной пропаганды, в России повсеместно растет интерес к духовному знанию, к духовным практикам. Можно сказать, что процесс духовного и просто морального возрождения уже начался и в дальнейшем будет только прогрессировать.

Личность, наше Сознание, продолжает жить и после смерти тела. Понимание этой истины приходит в наш мир. Чем скорее это знание станет достоянием всех людей, тем лучше будет для нас и наших потомков.

Смерть - это не конец существования личности. Жизнь человека на Земле - это только часть его жизни, только начало развития его Личности и Сознания. Опыт, приобретённый человеком на Земле, даёт человеку новый толчок в его развитии как Личности. То направление, которому следовал человек на Земле, продолжается и в других мирах. И каким будет это направление - светлым или тёмным, определяет сам человек именно в земной жизни.

Так как смерть - это ещё не конец, то смысл жизни на Земле будет восприниматься человеком по-иному. Образ жизни начнет меняться. Люди станут более ответственными, будут с большим вниманием относиться к самим себе и к другим, и это сделает наше существование здесь чище и лучше.

Изменит ли что-нибудь это понимание? Каждое большое открытие в чем-то меняло образ жизни людей. Использование силы пара, электричества, энергии атома сделало жизнь удобнее и комфортабельнее. Это были крупные открытия в материальной сфере, а теперь сделано новое и большое открытие в сфере жизни духовной.

Смерть - самое важное событие нашей жизни, но не потому, что умирает тело, а потому, что все будущее нашей бессмертной души зависит от того, каким будет наша сознание в момент перехода, потому что за гробом не начинается новая жизнь, а продолжается прежняя.

Нам необходимо понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и наша жизнь на Земле, наши отношения с другими людьми намного важнее, чем мы думали.

Наш последний экзамен может быть очень трудным, но может быть столь же и лёгким. Смерть нужно встретить так, чтобы умирание было достойным и не очень трудным.

Многие из тех, кто ближе узнал, что такое жизнь после жизни, пришли к вере в Бога и изменили свой образ жизни, стали серьезнёе. Некоторые сменили профессию, некоторые пошли работать в больницы или дома для престарелых, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи. Соприкосновение с тем, что лежит за последней чертой, почти всегда меняет характер людей в лучшую сторону.

Смерть совсем не такая, какой мы её чаще всего себе представляем. Зная, что с нами происходит в этот момент, мы будем меньше бояться и испытывать меньше страданий. Свидетельства людей, переживших клиническую смерть, позволяют взглянуть за пределы земной жизни и узнать немного больше, чем мы знали до сих пор.

Для современных людей эти открытия настолько неожиданны, что для их понимания и усвоения потребуется время, возможно несколько поколений. На смену материализму и атеизму скоро придёт светлое понимание Мира в его Единстве. Мы постараемся шаг за шагом разобраться в таком важном для всех вопросе.

Нам могут возразить: "Не имеет права говорить о смерти тот, кто не умирал. Так как никто ещё не возвращался из-за черты, мы не можем достоверно знать, что там происходит". На это есть простой ответ. Во-первых, каждый из нас возвращался в этот мир много раз. Немногие избранные помнят свои предыдущие воплощения. Помнят для того, чтобы рассказать о том, что смерти в том виде, какой её знают - вовсе нет. Во-вторых, если нам что-то не нравится, это ещё не значит, что это закрытая для обсуждения тема.

Мы надеемся, что эта книга поможет людям, забывшим о своём бессмертии, забывшим древнюю мудрость о смысле человеческой жизни, осознать реальное единство и бессмертие нашего сознания и нашей личности. Мы считаем, что любой свет, который может быть пролит на эту тайну, будет на благо всего человечества. Очень важно, чтобы человек имел представление о том, как происходит переход в другой мир.

Возможно, многое из того, что здесь написано, покажется вам безнравственным и даже циничным. Мы к этому готовы. Единственным нашим оправдание служит то, что эти знания рано или поздно пригодятся всем. Даже, если человек по каким-то причинам не сможет их принять сейчас, то в момент своего перехода он обязательно вспомнит их. Вспомнит, и будет действовать правильно. И для нас это будет высшим признанием.


От составителей
В нашем сборнике широко представлены материалы других авторов. Это произведения Артура Форда, Раймонда Моуди, Петра Калиновского, Михаила Сабома и других. Все они являются современными исследователями, которые с научной точки зрения подошли к изучению вопросов жизни после жизни. Благодаря им, современное человечество смогло по-новому взглянуть на сам феномен жизни после жизни.

Мы выражаем им искреннюю благодарность. Без их титанических усилий мы вряд ли смогли бы привлечь к этой теме столь широкую публику.

Список авторов и их произведений вы можете найти в списке литературы.

Там, где это возможно, мы будем избегать слова "смерть" и заменять его другими словами, например "уход".

Наш сборник составлен таким образом, что чтение можно начинать с любой главы, в зависимости от того, насколько интересны читателю те или иные вопросы, а также - насколько он осведомлён с данной темой.

Читателям, которые впервые сталкивается с этим феноменом, а также читателям, которым нравится во всём разбираться досконально, мы рекомендуем прочитать сборник с самого начала. Тогда, шаг за шагом, в сознании человека сложится полная и ясная картина жизни после жизни.

Завершающая глава нашей книги является в некотором роде эксклюзивной. Сведения, которые в ней изложены, ранее нигде не публиковались. Мы постарались изложить их как можно более доступно для понимания.

Мы вполне допускаем, что некоторые из этих сведений будут восприняты очень критично. Ещё раз повторим, что мы к этому готовы. Единственным нашим оправданием служит то, что эти знания рано или поздно сослужат всем добрую службу.


Глава 1. Серьёзный разговор о смерти

§ 1. Почему мы не любим говорить и думать о cмерти?
Большинство современных людей очень мало знают о смерти, о том, как происходит умирание, и что будет после него. Что значит смерть? Что значит умирать? Нужно ли готовиться к смерти и как это делать? Эта тема затрагивает самые глубокие чувства людей. И в тоже время, эта тема - самая трудная для разговора. Если вы попробуете поговорить об этом с кем-либо из ваших знакомых, то, скорее всего, услышите: "Мне не хочется говорить об этом". Или могут спросить: "А о чём думать и к чему готовиться? От нас это не зависит. Придёт наше время - умрём и всё. Думать не о чем". Многие так и делают.

Для людей, которые за всю свою жизнь ни разу серьёзно не подумали о смерти, её приход - это конец земной жизни, конец существования личности. А это совсем не так. Тело умирает, но какая-то часть человека продолжает существовать, сохранив способность видеть, слышать, думать и чувствовать.

Человек, как это ни странно, думает о чём угодно, а подумать о смерти у него нет ни желания, ни времени. Многие люди имеют лишь кое-какие смутные представления о жизни в ином мире. Это можно объяснить тем образом жизни, который мы ведем - или, как иногда кажется, вынуждены вести.

Большинство современных людей до тех пор, пока они здоровы и благополучны, о смерти не думают. Они всегда заняты, день расписан по минутам. Нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чём-то успеть, что-то закончить. Ежедневная суета, работа, семейные хлопоты оставляют нам мало времени и энергии для любых раздумий о смысле своей жизни. Человек в буднях мало обращает внимания на эти вопросы. Он занят другими делами и поглощен другими заботами.

В самом деле, ведь если со смертью кончается существование человека, зачем что-то планировать, трудиться, стараться создать что-то новое? Ради чего приобретать новое знание, воспитывать в себе новые качества, зачем вообще думать о будущем? Пока ещё есть время, нужно взять от жизни всё, что она может дать - нужно есть, пить, "любить", добиться власти и почёта. Не нужно думать о чём-то трудном и неприятном и, конечно, не допускать мысли о смерти. Так многие и делают.

Это может показаться странным, так как смерть - самое важное событие во всей земной жизни человека. Со 100%-й вероятностью оно случится с каждым из нас. Нет ничего более определенного и более окончательного для человека. Каждому из нас придется перейти через этот рубеж. Это ясно всем, и всё же во время нашей жизни почти все мы о смерти не думаем или только стараемся не думать.

Почему же человек не хочет думать и говорить о смерти? Мысль о смерти трудная и неприятная. Сама тема и её обсуждение ставят нас перед фактом-перспективой собственной смерти, делает её более реальной. Обсуждая эту тему, человек приходит к неминуемому выводу, что он и сам смертен. Этот вывод пугает его, и у любого нормального человека срабатывает своеобразная защита - не обсуждать эту тему, чтобы уберечь самого себя от излишних переживаний. Этот вывод вытесняет знание того, что когда-то самому человеку придется умирать. Это можно сравнить с политикой страуса, когда голова в песке позволяет тешить себя иллюзией, что то, чего не видишь, не существует вовсе.

В любом случае, для всех нас остаётся проблема встречи со своей собственной смертью. В своей жизни человек довольно часто сталкивается с явлениями, которые его заставляют задуматься о бренности земного бытия. Это несчастные случаи, приступы опасных болезней и т.д. Пережив очередную беду, человек, как правило, обо всём быстро забывает.

Лев Николаевич Толстой как-то сказал по этому поводу: "Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьёзно не думал о смерти".

Наше мышление очень ленивое, хотя мы часто считаем наоборот. Есть хорошая книга - "Искусство мышления", написанная А. Димнэ. Автор полагает, что только один человек из десяти способен на отвлеченное мышление. Большинство людей живут изо дня в день каждодневными заботами - как быть сытым, как прокормить семью и тому подобное. Думают ещё о развлечениях и, если остается свободное время, думают о том, как убить его. Одним людям некогда думать, другие боятся думать. И так люди живут до того времени, когда придёт смерть и думать будет уже поздно.

Думая о конце нашего земного существования, мы часто думаем не о смерти тела, а о смерти вообще, о чем-то страшном и непонятном. Это - ошибка мышления и она пугает. Приходит желание спрятаться: "Лучше об этом вовсе не думать". В результате мы знаем о смерти очень мало, в то время как самое страшное в ней именно неизвестность - "а что со мной будет?".

Вся наша общественная жизнь построена так, чтобы смерти не видеть. Например, тяжело заболел кто-либо из близких. Раньше его лечили дома. Приходил доктор, назначал лечение. Теперь чуть что, сразу в больницу.

Когда человек умирает, при нём обычно медсестра или санитарка, редко врач, но не родственники. Когда человек умер, его тело в доме не лежит, родные его не видят, с ним не остаются и не прощаются. Затем - короткая церковная служба, а часто и вовсе без нее, несколько хвалебных слов, траурный марш и быстрые похороны или кремация.

Наша современная цивилизация направлена на отрицание смерти. Для многих сейчас смысл жизни в погоне за наслаждениями. А это со смертью совсем не вяжется. В результате мы не видим смерти и привыкаем не думать о ней, и не только о своей смерти, но и о смерти вообще.

Христианские учители говорят об этом совершенно ясно. Святой Иоанн Дамаскин учил [3]:

"Помышление о смерти важнее всех других деланий. Оно рождает чистоту неистлеваемую. Память смертная побуждает живущих к трудам, к терпеливому принятию огорчений, к оставлению забот и к молитвам".
Ещё есть мудрый житейский совет на все времена:

"Каждый день нужно прожить так, как, если бы это был последний день вашей жизни".

§ 2. Почему мы боимся смерти?
Почти все мы в той или иной степени смерти боимся. Как это произойдёт? Будем ли мы страдать? Будет ли больно? Настало время ответить на этот вопрос уже определенно.

Любому человеку присущ страх перед смертью. Это не что иное как животное нежелание расстаться с привычным телесным домом. Привязанность к своему телу зарождается сама по себе. Срабатывает заложенный самой природой инстинкт самосохранения. Страх смерти есть желание жизни и помогает сохранять её. Это неизбежное чувство, и всем нам придется испытать его.

Смерти боятся не только люди, а всё живое. Страх смерти - это естественное чувство, нужное в жизни природы. Животные, птицы, рыбы, насекомые прежде всего стараются сохранить свою жизнь. Птица, долго прожившая в клетке, колеблется, перед тем как покинуть свой привычный дом, когда перед ней открывают дверцу.

Страх перед смертью - общий для всех эпох и поколений. Но большинство наших страхов происходит большей частью от невежества. А самое сильное лекарство от невежества - это знание. Ведь всё, что мы смогли понять и объяснить, делается менее страшным. Люди мистически боялись грома и молнии только до тех пор, пока не узнали их причины.

Все мы, в той или иной степени, смерти боимся. Обычно, не анализируем, не стремимся разобраться, а просто боимся. Страшит неизвестное, угрожающее и неотвратимое.

Внезапная смерть, болезни, старческий возраст - все это следствия того, что человек почти отождествил свое сознание с хрупким и бренным физическим телом и не осознает себя без него. Его тело все время нуждается в воздухе, пище и сне, чтобы вообще как-то существовать. А когда жизнь человека подходит к концу, страх смерти целиком овладевает им. Он судорожно цепляется за свое немощное тело, думая, что исчезает навсегда.

Страх не притягивает - он отталкивает. Слишком долго, в течение многих веков людей призывали к порядку с помощью угроз наказания адом. Горизонты радости, свободы, безграничной Вселенной за чертой земной жизни были закрыты взору. Страх перед адом - одна из причин неверия в продолжение нашей жизни. Кто захочет поверить в жизнь после смерти, если это нечто неприятное? Разве могут люди, постоянно подвергаемые подобным испытаниям, смотреть вперед, в будущую жизнь иначе, как с содроганием?

Мы боимся смерти, может быть, сильнее, чем она этого заслуживает. Стараясь не думать о смерти, мы боимся её больше, чем могли бы.

Многих больше всего страшит неизвестность, а что с нами будет? Страшит ощущение, что со мной будет происходить что-то неизвестное, независимое от моего желания, и я ничего не смогу сделать.

Как правило, человек видит в смерти врага, который хочет лишить его жизни. Бороться с ним он не может и старается не видеть, закрыть глаза, спрятаться. Но смерть, оттого что о ней не думают, не исчезнет и страх смерти тоже не исчезнет, а уйдет глубже, в подсознание. Без осознания там он будет опаснее и вреднее.

Один из православных святителей писал [3]:

"Странно было бы, если бы в это время не было у нас боязни неизвестного будущего, не было бы страха Божия. Страх Божий будет, он благодетелен и нужен. Он помогает очищению души, готовящейся выйти из тела".
Но страх Божий - это не панический страх смерти, и в наших молитвах мы просим Бога даровать Нам мирную и непостыдную кончину.

Закрывая глаза и не думая, избавиться от страха смерти не удастся. Смерть не только естественна, но и неизбежна. Однако помнить и думать о смерти не значит - бояться её. Память о смерти необходима для полноценного и достойного человеческого существования. Ещё в Древнем Риме учили - "Memento mori" ("Помни о смерти").

Что же делать? Можно ли как-нибудь ослабить этот страх или хотя бы объяснить? Прежде всего, что пугает нас больше всего? Чего мы, собственно, так сильно боимся? Может быть, физических страданий, связанных с умиранием? В последней стадии жизни может быть много телесного страдания, но оно присуще болезни, а не смерти. Умирание само по себе безболезненно и вообще неощутимо. Даже больше того, если были боли, то при умирании они исчезают. Исчезают и все симптомы болезни, и личность человека, переступив земной порог, продолжает жить в новых условиях существования.

Может быть, пугает мысль о небытии: "Меня больше не будет?" Теперь мы знаем, что при переходе личности в другой мир сознание чаще всего не теряется, а если теряется, то только на одно мгновение. Умерший продолжает чувствовать и мыслить как и раньше, без перерыва. Говорят, что, освобождаясь от физической оболочки, человек обретает бессмертие. Но на самом деле он всегда и был бессмертен.

Христианство учит, что страх смерти естествен и нужен. Мы живем на Земле не только для того, чтобы получать наслаждение. Конечно, Господь хочет, чтобы люди радовались жизни, и дал им всё необходимое для этого. Но Он также дал каждому из нас определённую жизненную задачу в соответствии с нашими силами и способностями. За время жизни на Земле мы должны сделать что-то входящее в Божий Замысел. Об этом говорит и притча Иисуса Христа о талантах, где господин в конце веков спрашивает у рабов, как они использовали данное им время и таланты (и деньги и способности) (Евангелие от Матфея 25, 14 - 30). Жизнь дана нам для того, чтобы сделать что-то нужное и полезное, и её нужно хранить.

Христианские философы, думавшие о страхе смерти, учат, что здесь нужно различать два неодинаковых состояния, и дают им разные названия. Игумен Синайской горы пишет об этом в "Лествице" [3]:

"Боязнь смерти есть свойство человеческого естества... а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных прегрешений... Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойство двух естеств".
Архимандрит Серафим Роуз в 1980 году выпустил книгу на английском языке "Душа после смерти". Он пишет, что свидетельства людей, переживших временную смерть тела, часто рисуют неверную и опасную картину. В ней слишком много света. Создается впечатление, что страшиться смерти не нужно. Смерть - это, скорее, приятное переживание, а после смерти ничто плохое душе не угрожает. Бог никого не порицает и всех окружает любовью. Раскаяние и даже мысли о нём излишни.

Отец Серафим пишет:

"Сегодняшний мир избалован и не хочет слышать о реальности духа и ответственности за грехи. Гораздо приятнее думать, что Бог не очень строг и что мы безопасны под любящим Богом, который не будет требовать ответа. Лучше чувствовать, что спасение обеспечено. В наш век мы ждем приятного и часто видим то, чего ждем. Однако действительность иная. Час смерти - это время дьявольского искушения. Судьба личности в вечности зависит, главным образом, от того, как она сама смотрит на свою смерть и как готовится к ней". [3]

Это может навести на мысли, что, пока мы на Земле, можно наслаждаться жизнью и не думать о последствиях. Разумный человек поймёт, что это не так.

* * *
Что может представлять собою смерть для человека, в котором внедрена мысль, что после смерти он совершенно исчезнет? Такая смерть - это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния. Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Часто звучит такое пожелание: "Если умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться".

Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает и панически боится её. В таком желании - большая ошибка. Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и Личность не исчезает. Даже если человек умрет во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и при желании ничего не чувствовать, эти люди, полные страха, теряют весь период роста души. Что такое период роста вы узнаете в главе 6.

Полностью избавиться от страха смерти мы никогда не сможем, потому что этот страх нужен. Жизнь дана человеку потому, что он должен исполнить на Земле своё предназначение, и страх смерти заставляет его беречь свою жизнь. Люди, прожившие свой срок в трудах и с пользой для других, часто чувствовали, что они свое дело на Земле уже сделали и, когда приходило их время, страха смерти у них не было.

Жизнь - драгоценный дар, и чтобы его сохранить, нам вместе с жизнью дан и страх смерти. Это естественно. Но плохо, когда этот страх больше и сильнее, чем он того заслуживает.

§ 3. Почему не нужно бояться смерти?
Материалистическая философия утверждает, что страха смерти вообще быть не должно. Она советовала людям: "Не бойтесь смерти. Не может быть страшно то, что естественно". Разве это может кого-то убедить?

Нашим предкам было ясно, что смерть - явление столь же естественное как и жизнь, и они принимали её спокойно. У умирающих могло быть чувство горя; ему жаль было покидать близких людей, природу, всё, что он любил на земле, но сожаление и горе - это не страх смерти, а совсем другое чувство.

Все, кто побывали за чертой этого мира, говорили, что в сам момент перехода никакой боли не было. Боль и другие симптомы были связаны с самой болезнью, но они продолжались только до момента перехода. Во время перехода и после него никакой боли уже не было. Наоборот, приходило чувство покоя, мира и даже счастья. Сам момент перехода неощутим. Некоторые говорили о потере сознания лишь на короткое время.

Радостно знать, что в критическое время не будет ни боли, ни каких-либо неприятных физических ощущений. И все-таки каждому из нас иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: "А что будет со мной потом? А что если это не так? А что если смерть не конец, и после смерти тела я, неожиданно для самого себя, вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность видеть, слышать и чувствовать? И самое главное - а что если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили наше время и какими мы были, когда перешагнули смертный порог?"

Нужно постараться понять, что смерть не уничтожает навсегда сознательный опыт. Можно уверенно сказать, что определенная часть человеческого существа - его сознание, продолжает жить даже после того, как физическое тело прекращает функционировать и полностью разрушается.

Тому, кто до сих пор никогда серьёзно не думал о том, что ждет его после смерти, трудно сразу принять новые данные. Они противоречат самому духу нашего времени, и человеку, живущему материальными интересами, кажутся необычными и неправдоподобными.

Конечно, даже поняв это, бояться смерти мы не перестанем. Но все же, если почувствовать и умом и сердцем, что смерть не враг наш, а часть жизненного процесса, то искать ответ станет легче. Отказываясь думать и узнавать, мы делаем неизвестность ещё более тёмной.

Мы теперь знаем, что сам переход не страшен и что начало жизни "там" тоже не страшно. Одиночества нет, а есть помощь, и первые восприятия благополучны и даже приятны. Но окончательная судьба души неизвестна. Каким будет определение Господа, человек ещё не знает. Все мы грешны, и "дела наши идут за нами", и судьбы у всех нас будут разные.

Старец Амвросий Оптинский учил: [3]

"Перед судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Главное в христианском отношении к смерти - страх и неуверенность... однако страх этот не безнадежен. Люди хорошей жизни смерти не боятся".
В Мироздании нет бессмыслицы, а смысл земной жизни реален только в том случае, если смерть тела не есть конец существования человека.

Христианство и все великие ученые учили, что во Вселенной существует всеобъемлющий разум, много выше человеческого разума. Они всегда говорили о существовании высших условий жизни для духа.

Отцы Церкви учат, что совершенное чувство смерти свободно от страха. В "Вестнике Русского христианского движения" (№ 144, 1985) есть статья христианского философа О. Матта эль Мескина. Он пишет: "Первым и определенным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша свобода от ощущения смерти и её страха. Человек, живущий в Боге, испытывает глубокое чувство, что он сильнее смерти, что он вышел из её тисков. Даже умирая, он не будет ощущать этого; напротив, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге". [3]

Есть ещё опыт христианской жизни. Один из отцов Церкви советует: [3]

"Попробуйте жить по заветам Христа, и вы перестанете бояться смерти; ваша жизнь станет полной и счастливой, исчезнет пустота, уйдут неудовлетворенность, неясность и страх будущего".
Выйдя из умершего тела, Душа человека переходит в другие условия существования и продолжает жить там. Кроме знакомого нам видимого материального мира существует другая реальность, которую мы, живя на земле, не видим. В этом другом мире тоже есть жизнь.

Смерть не разделяет два мира непроходимой стеной. Смерть - это только переход из одного мира в другой. Мы знаем также, что души умерших людей, могут иногда посещать и наш мир. Теперь мы знаем об этом немного больше, чем раньше

Новое знание и понимание придут не сразу, но они обязательно придут. Нужно постараться понять, что у нас не две жизни, а одна. Жизнь после жизни есть естественное продолжение нашей жизни на Земле. При переходе личность человека не меняется и его индивидуальность сохраняется. После смерти тела развитие души будет продолжаться, но уже в других сферах Бытия.

В качестве примера приведём рассказ солдата, который пережил клиническую смерть. Произошло это в 1917 году.

"Физическая смерть ничто. Её действительно не надо бояться. Некоторые из моих друзей горевали обо мне, когда я ушел "на тот свет". Они считали, что я умер на самом деле. А вот что на самом деле случилось.

Я прекрасно помню, как все произошло. Я ждал в изгибе окопа, когда придет мое время заступать на пост. Был прекрасный вечер, у меня не было никакого предчувствия опасности, но вдруг я услышал вой снаряда. Где-то позади раздался взрыв. Я невольно присел на корточки, но было поздно. Что-то меня ударило так тяжело, тяжело и сильно - в затылок. Я упал и, пока падал, не заметив даже на время никакой потери сознания, очутился снаружи самого себя! Вы видите, как просто я это рассказываю, чтобы вы лучше все поняли. Вы сами узнаете, как мало значит эта смерть...
Через пять секунд я стоял рядом со своим телом и помогал двум моим товарищам нести его по траншее в перевязочную. Они думали, что я просто без сознания, но жив. Я не знал, навсегда или на какое-то время я выскочил из своего тела из-за контузии от взрыва снаряда. Вы видите, как мало значит смерть, даже насильственная смерть на войне!..

Моим товарищам не нужно бояться смерти. Некоторые её боятся - конечно, за этим стоит страх перед тем, что ты можешь быть уничтожен, что ты исчезнешь. Я тоже боялся этого, многие солдаты боятся смерти, но у них редко бывает время об этом раздумывать... Мое тело положили на носилки. Мне все хотелось узнать, когда же я снова окажусь внутри него. Вы видите, я был так мало "мертв", что воображал, будто я все ещё живой...

Я начал новую главу в своей жизни. Я расскажу, что я чувствовал. Это было похоже на то, как будто я долго и тяжело бежал, пока не взмок, не потерял дыхания и не сбросил с себя одежду. Этой одеждой было мое тело; казалось, если бы я его не сбросил, я бы задохнулся... Мое тело доставили сначала в перевязочную, а оттуда - в морг. Я простоял возле него целую ночь, но ни о чем не думал, просто смотрел...

Мне все ещё казалось, что я пробужусь в своём собственном теле. Потом я потерял сознание и крепко уснул. Когда я проснулся, то увидел, что тело мое исчезло. Как я его искал!.. Но вскоре я перестал искать. Тогда пришло потрясение! Оно навалилось на меня внезапно, без предупреждения: я убит немецким снарядом, я мертв!..

Что это такое - быть мертвым! Я просто чувствовал себя свободно и легко. Мое существо, казалось, расширилось...

Я, наверное, и сейчас нахожусь в каком-то теле, но я мало, что могу рассказать вам о нем. Оно меня не интересует. Оно удобно, не болит, не устает. Кажется, что по форме оно напоминает мое прежнее тело. Есть здесь какая-то тонкая разница, но я не смогу это проанализировать...

Я почувствовал себя очень одиноким. Я сознавал, что рядом со мной никого нет. Я не был в материальном мире, но я и не мог быть уверенным, что вообще нахожусь где-нибудь, в каком-нибудь месте! Кажется, я уснул во второй раз... и, наконец, проснулся. Груз упал с меня. Мне кажется, что сейчас я в полном порядке и уже могу владеть моими новыми способностями. Я могу думать, двигаться, я чувствую...

Теперь я уже не один. Я уже встретился со своим родным братом, который здесь уже три года и теперь пришел встречать меня. Уильям сказал, что долго не мог до меня добраться. Он хотел быть со мной в нужное время, чтобы уберечь меня от первого потрясения, но ему это не удалось. Он работает с теми, кто только что сюда прибывает, и у него большой опыт". [1]

Для иллюстрации приведём известный рассказ о молитве солдата. Во время Отечественной войны в бою был убит красноармеец Александр Зайцев. Его друг нашел в кармане гимнастерки убитого стихотворение, написанное накануне боя.

Послушай, Бог, ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет всегда мне говорили,
Что нет Тебя, и я дурак поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу и Ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.

Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой,
Ты видишь, что со мной случилось,
Что нынче я прозрел?
Прощай, мой Бог! Иду я, вряд ли уж вернусь.
Как странно, что теперь я смерти не боюсь.
Вера в Бога пришла совершенно внезапно и эта вера уничтожили страх перед смертью.

Нам нужно понять, что наши умершие близкие никуда не уходят. Они живут в той же Вселенной, что и мы. Разница в том, что они более свободны, чем мы. Оба наших мира - одно и то же.







Глава 2. Человек и постижение мира

§ 1. Человек и тонкий мир
Рассмотрим фундаментальный вопрос - кто или что такое человек - homo sapiens? Само латинское определение говорит о том, что человек - это, прежде всего, разумное существо, наделенное сознанием. Причём, в отличие от животных, также наделённых сознанием, человек может развивать своё сознание, может самосовершенствоваться. Это стремление к самосовершенствованию изначально заложено в его природе.

В основном человек взаимодействует с окружающим миром посредством своих органов чувств. При этом надо отметить, что даже тот физический мир, который мы воспринимаем с помощью пяти органов чувств - намного разнообразнее, чем мы его ощущаем. Очевидно, что существует другой - тонкий мир. Он в корне отличается от грубого физического мира - мира видимой материи. В этом тонком мире человек живёт такой же полной жизнью независимо оттого, что с ним происходит в материальном мире. Такую жизнь можно назвать жизнью в параллельном мире.

Языки многих народов свидетельствуют о том, что в мире существуют понятия материальные и понятия духовные. Даже примитивные язычники-дикари в той или иной форме верят в потусторонний мир и в то, что смерть - не конец существования. Вера в духовность присуща человечеству с самого начала его истории и до сих пор.

Есть явления, которые можно увидеть, пощупать, услышать, измерить, воспринять одним или всеми нашими органами чувств. И есть понятия другого порядка: любовь, ненависть, сострадание, зависть, совесть, стыд. Ни увидеть, ни взвесить, ни измерить их нельзя, но все они существуют. Эти понятия также реальны и, наверное, более важны, чем все явления видимого физического мира. В книге Сент-Экзюпери "Маленький принц" есть замечательная фраза об этом: "Самое главное для глаз невидимо".

Мы почти перестали ощущать, что за всеми проявлениями видимого мира существует некая невидимая реальность, изначальная и вечная. Мы почти перестали чувствовать Божественный Замысел, лежащий за каждым явлением природы. Мы перестали понимать, что древние иконы, фрески и храмы, которыми мы не устаем восхищаться - это свидетельства духовной мудрости их создателей. Художники, скульпторы, зодчие того времени видели не только проявленный мир, но и его духовную составляющую.

Тонкий мир был хорошо известен древним индийским мудрецам и греческим философам. Платон писал [3]:

"По-моему в чувственном теле пребывает постоянно не вся наша Душа, а только некоторая её часть, которая, будучи погружена в этот мир... и засоряясь и омрачаясь, препятствует нам воспринимать то, что воспринимает высшая часть нашей души".
Лютер писал: "У созданной души человека два глаза - один может созерцать вечное, другой - только временное и сотворенное. Но эти два глаза души могут делать свое дело не оба разом... и только когда человек близок к смерти, когда его физический глаз умер или почти умер, открывается духовное зрение..." [3]

Одно только признание того, что существует тонкий, непроявленный мир - серьёзный шаг для самого человека на Пути познания самого себя.

§ 2. Душа и тело
Все мировые религии утверждают, что человек - это не просто сочетание химических элементов. Человек имеет Душу и тело. Пока человек жив, они образуют единое целое. В момент смерти Душа не умирает, а оставляет тело и продолжает жить и развиваться в новых условиях.

После выхода Души, тело становится неподвижным и теряет все признаки жизни. В то время, когда Душа и тело существуют раздельно, именно Душа, а не тело сохраняет контакт с окружающей средой.

Это утверждение имеет доказательства. В рассказах людей, переживших клиническую смерть, часто описываются события, которые происходили не в том месте, где находилось тело, а в том месте, где находилась Душа человека. Его тело в это время находилось в состоянии клинической смерти и ничего не видело и не слышало.

стр. 1
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>