<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

"Смерть" - отсутствие мозговой активности.

Современные технические достижения позволили создать чувствительную аппаратуру, которая позволяет фиксировать течение различных биологических процессов, скрытых от непосредственного наблюдения. Один из таких приборов - электроэнцефалограф. Это прибор, который усиливает и регистрирует даже самые слабые электрические сигналы мозга.

С появлением этого прибора, на первый взгляд, появилась возможность делать заключение о состоявшейся смерти на основании отсутствия электрической активности мозга. В момент смерти на экране электроэнцефалографа появляется хорошо заметный ровный участок (плато).

Однако такое плато получали и у людей, которых в последствии удалось реанимировать. Также учёные установили, что наркотики являются депрессантами нервной системы и их повышенный уровень в организме также приводит к появлению плато. Такое же плато появляется и при понижении температуры человеческого тела.

Поэтому и этот метод установления смерти также не совершенен.

Определение № 3

"Смерть" - необратимая утрата жизненных функций.

Это определение говорит о том, что уже началось структурное изменение тканей. Реанимация возможна только в том случае, если ещё не появились необратимые разрушения тканей организма. После того как ткани начали распадаться, никакая реанимация уже невозможна.

Некоторые специалисты предлагают ещё более строгое определение, согласно которому никто не может быть признан мертвым, независимо от того, есть или нет клинические признаки жизни, если последовала реанимация. Другими словами, "смерть" это такое состояние, когда вернуть человека к жизни уже невозможно.

Однако не стоит придавать этому чересчур большое значение. Ведь мы говорим не только о моменте перехода, но и о самом существовании удивительного феномена жизни после жизни, когда какая-то часть человека выходит из своего тела и может наблюдать это тело и всё окружающее со стороны. Становится ясно, что сознательная жизнь может продолжаться вне зависимости от физического тела.

Тело, как известно, состоит из клеток и тканей, и при умирании человека разные клетки и ткани разрушаются не в одно и то же время. Первыми умирают клетки головного мозга. Клетки некоторых других тканей, более примитивных, ещё некоторое время могут жить и даже размножаться. Например, человека уже умер, но у него ещё несколько дней растут волосы и ногти.

Поэтому с точки зрения науки нельзя говорить о единовременном умирании всего организма человека. Можно ли как-то установить момент, когда Душа и жизнь полностью покинули тело? Можно об этом долго спорить, но факт остаётся фактом. Медицина в настоящее время не имеет абсолютно точных критериев для определения момента смерти.

Отсутствие научного определения смерти, на первый взгляд, удивительно. И если нет определения, может и самой смерти нет? С другой стороны, ведь появилось же в лексиконе врачей, изучающих вопросы смерти слово "переход". Обычно под смертью понимают конец человеческой жизни. Теперь же известно, что со смертью тела жизнь личности не кончается. Поэтому слово "переход", кажется, довольно точно отражает суть событий.

Нам кажется, что бесполезно искать точного определения понятия "смерть". Можно допустить, что смерть есть отделение Души от тела, и что с этого момента Душа действительно переносится в другое измерение бытия. Из этого следует, что существует некоторый механизм, с помощью которого Душа может выйти из тела.

Иногда этот механизм запускается ещё до фактической смерти. При этом люди могут испытывать необычные ощущения, например, увидеть за несколько секунд всю свою прошлую жизнь. Некоторые люди накануне своей смерти реально предчувствуют её, а иногда даже ощущают, как и когда это произойдёт.

Объективности ради необходимо отметить, что в настоящее время, по-видимому, нельзя точно определить, с какого момента возврат к жизни невозможен. Этот момент зависит не только от самого человека, его качеств, физического состояния, но и от множества факторов. Несомненно одно. Ещё несколько десятилетий назад большинство людей, не могли бы быть возвращены к жизни. Также несомненно, что в будущем техника реанимации позволит возвращать многих из тех, кого мы не в состоянии спасти сегодня.

Правильное констатирование смерти очень важно при пересадках органов от умершего живому человеку. Такие операции чрезвычайно дороги, но очень популярны во всём мире. Однако здесь возникает много различных моральных и юридических нюансов.

На врачей, которые проводят реанимацию, и на врачей, принимающих для пересадки орган умершего человека, возлагается колоссальная ответственность. Врачи-реаниматоры обязаны до конца использоваться все возможности для возвращения человека к жизни. Это их моральный и профессиональный долг.

Но с другой стороны, сердце, почку или печень нужно изъять из тела донора достаточно быстро, сразу же после смерти донора, пока орган ещё жив и способен функционировать. Соответственно, бригада врачей, производящая изъятие органа, должна находиться поблизости. Поэтому в мире сложилась определённая процедура.

Когда в реанимацию поступает человек, у которого мало шансов на возвращение к жизни, реаниматологи сразу сообщают о таком случае своим коллегам, которые занимаются пересадкой органов. К месту реанимации немедленно выезжает специальная бригада врачей, которая ожидает результатов реанимации. В случае смерти донора, после официальной её констатации, эта бригада немедленно изымает из тела умершего необходимый орган.

Однако только в теории всё выглядит гладко. Та же практика показывает, что иногда врачи в погоне за материальным вознаграждением или не выполняют свой моральный долг, или выполняют его спустя рукава и, таким образом, лишают человека права на продолжение жизни.

§ 2. Техника реанимации
В популярной, научной и художественной литературе достаточно описано случаев, когда уже объявленный умершим человек иногда оживал. Самые известные случаи - это воскресение Иисусом Христом умершего Лазаря на третий день после смерти (Библия, Евангелие от Иоанна, глава 11), и, конечно же, само удивительное воскресение Христа.

Сам факт, что воскресение возможно, заставлял людей делать попытки оживления. Самые древние попытки были, конечно, очень примитивны. Чаще всего умершего пороли крапивой, вдували мехами воздух в легкие, сажали на лошадь в надежде, что тряска вернет его к жизни. Позже стали использовать для оживления электрический ток. Всё это говорит о том, что люди подсознательно чувствовали, что необходимо сильное раздражение.

Разумеется, все ранние попытки редко приводили к успеху. Тем не менее, во все времена люди надеялись, что когда-нибудь станет возможным возвращать умерших к жизни.

Еще недавно, жизнедеятельность всего организма зачастую зависела от работоспособности одного из органов. Если жизненно необходимый орган переставал работать, человек умирал. Например, остановка сердца или отказ печени приводил к смертельному исходу.

Однако с развитием медицины удалось решить и эту проблему. Ученые разработали новые методы оживления: искусственное дыхание, переливание крови, пересадка органов. Всё чаще стали использоваться искусственные органы: сердце, лёгкие, почки и т.д.

Попытки реанимации бывали успешными, как правило, только в первые минуты после угасания жизненных функций. Если состояние смерти продолжалось недолго и ещё не произошел необратимый распад тканей организма, то человека стало возможным вернуть к жизни.

Люди, прошедшие через клиническую смерть, потом рассказывали о своих переживаниях, которые они испытали в момент смерти. Удивительно, но они сохраняли способность воспринимать окружающее. Могли, например, со стороны смотреть на свое мертвое тело, видеть, как врачи пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом, оказалось, что возвращенный к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал. А ведь в это время он не подавал признаков жизни.

Отсюда напрашивается логический вывод. "Личность" или "Душа" человека, не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, Душа снова возвращается в тело.







Глава 5. Доказательства существования феномена жизни после жизни

§ 1. Введение
До недавнего времени в нашей стране всё, что касалось эзотерики, духовных знаний, тонкого мира подвергалось строжайшей цензуре. Отсутствовала соответствующая литература, да и люди были далеки от этих тем. Наша эпоха в основном уделяет внимание лишь тому, что приносит прибыль. Однако в последние годы наметился определенный прорыв в этой сфере. Произошёл своеобразный информационный взрыв, и на человека обрушилась лавина информации.

На тему того, что происходит с человеком после смерти, продолжается ли после смерти тела какое-то существование, сейчас написано много книг и статей. На телевидении эта тема тоже очень популярна. Однако все эти сведения часто носят отрывочный характер и неискушённому человеку трудно увидеть полную картину.

Мы приведём вначале уже известные доказательства жизни после жизни, которые взяты из хорошо известных источников. Их список приведён в конце этого сборника.

В конце сборника мы предъявим читателям новые факты, которые ранее нигде не публиковались.

§ 2. Современные медицинские исследования
Раньше можно было по-разному думать о смерти, можно было даже сомневаться в существовании жизни после жизни. В наше время никаких сомнений больше быть не может, потому что уже существуют неоспоримые факты существования этого феномена.

За последние годы наука сделала много новых открытий. Появилось больше знаний о том, чем является по своей сути смерть, как происходит умирание человека, что чувствует умирающий, что ждет всех нас после того, как Душа оставит тело. У науки практически не осталось в этом вопросе противоречий с тем, о чём говорят Священные Писания.

Наука о жизни после жизни - молодая и быстро развивающаяся наука. Её прогресс для всех очевиден. Она принесла в мир новое понимание процесса умирания и самой смерти. Наука подтвердила религиозные учения. Благодаря современным методам реанимации ученые немного приоткрыли завесу над тайной смерти и увидели немного больше, чем было возможно до сих пор.

В научно-медицинских центрах теперь ведутся постоянные наблюдения и исследования, широко изучается опыт врачей-реаниматологов и их пациентов.

Оказалось, что смерть тела ещё не означает конец существования человеческой личности. Конечно, наука не говорит о вечном бессмертии Души. Этого никакая наука доказать не может. Однако доподлинно известно, что какая-то часть человека, можно назвать её "Душа", "личность", "сознание", оставляет умершее тело и продолжает сознательную и разумную жизнь в новых условиях. Личность продолжает развиваться подобно тому, как она это делала во время своей жизни на Земле.

Этому всегда учила религия, а вера в жизнь после жизни никогда не покидала людей. Но многие, с детства воспитанные на теориях материализма и атеизма, религию всерьёз не воспринимают. И вот наука подтверждает то, чему всегда учила религия.

Исследователи феномена жизни после жизни сначала были поражены полученными результатами и встретили их с недоумением, можно сказать, почти с недоверием. Но факты оставались фактами и не признать их было невозможно.

В Бога можно верить или не верить, но с фактами так поступить не удастся. От них можно отворачиваться, их можно замалчивать, но пройдёт какое-то время, и они станут известны всем.

Еще совсем недавно лишь немногие ученые осмеливались высказывать мысли, крамольные с точки зрения официальной науки. Многие учёные изначально были большими скептиками, атеистами, не верившими в существование Бога и Души. Но, в конце концов, и они были вынуждены признать, что феномен продолжения жизни после жизни реально существует.

Так профессор К. Дж. Дюкасс делает вывод, что, "сознательная жизнь личности продолжается в некой форме и после смерти. Это предположение можно считать установленным как с естественнонаучной, так и с философской точки зрения. Существуют полученные опытным путём свидетельства того, что индивидуальный разум переживает смерть и в некоторых случаях способен общаться с живущими на Земле". [1]

Главное достижение последних лет состоит в том, что труды врачей-реаниматоров полностью подтвердили религиозные учения о Душе. Самый важный для нас факт - после смерти тела жизнь человека продолжается. Это подтверждено и религией и наукой.

В настоящее время медицинская наука пересматривает свои старые, традиционные теории. Сейчас ученые думают и спорят уже не о наличии феномена жизни после жизни, а о том, как его использовать для практических целей.

Однако, понимая, что без каких-либо доказательств вообще не обойтись, давайте попробуем их отыскать.

§ 3. Исследования Раймонда Моуди
В самом начале изучения феномена жизни после жизни доказательства базировались на рассказах людей, переживших клиническую смерть. Огромную работу в этом плане проделал доктор Раймонд Моуди. Он был одним из пионеров в новой отрасли медицины, изучавшей этот феномен.

В ноябре 1975 года вышла в свет его книга на английском языке "Жизнь после жизни" с подзаголовком "Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела", а в 1977 году вышла его вторая книга "Размышления о жизни после жизни".

Раймонд Моуди собрал большой материал - более 150 рассказов людей, перенесших клиническую смерть. Также он приводит несколько историй болезни с описанием заболеваний, характера смерти и методов реанимации.

Доктор Моуди пишет, что в 1965 году, ещё будучи студентом, он был на лекции профессора психиатрии, который, рассказал, что он дважды был в состоянии клинической смерти, но был возвращен к жизни. Профессор также описал свои переживания в то время, когда он был без признаков жизни.

Этот рассказ заинтересовал Раймонда Моуди, но вскоре он о нём почти забыл. Однако спустя несколько лет он встретился с аналогичным случаем и был поражен тем, что необразованная старая женщина описала то же самое, о чём говорил профессор психиатрии. После этого доктор Моуди всерьез занялся изучением феномена - продолжения жизни после смерти тела.

Во всех собранных им историях можно уловить общую мысль. За порогом смерти не начинается новое существование, а продолжается прежнее. Перерыва в жизни не происходит. Рассказы о пережитом очень похожи, отличаясь друг от друга только в деталях. Удивительно, но люди разного возраста, разных профессий, национальностей, говорят об одном и том же. Это поражало всех ученых, занимавшихся этим вопросом.

Обычно человек, вышедший из тела, видел свое тело со стороны, часто сверху. Также он видел врачей и сестер, старавшихся оживить его, и всё, что происходило вокруг.

Несмотря на правдивость и искренность, эти сообщения все ещё не были доказательны, так как во многом они основывались на рассказах людей, прошедших через временную смерть. Не хватало объективной научной проверки - действительно ли существует этот, как его называют ученые, феномен продолжения жизни после жизни.

§ 4. Исследования Михаила Сабома
Следующий шаг сделал доктор Михаил Сабом - профессор медицинского факультета в университете Эмори в США. Он врач-кардиолог, член Американского общества кардиологов и имеет большой практический опыт реанимации. Его книга на английском языке "Воспоминания о смерти" с подзаголовком "Медицинское исследование" вышла в 1981 году. Он научно доказал, что сообщения о жизни после жизни не выдумка и что личность после смерти тела действительно продолжает существовать, сохраняя способность видеть, слышать, думать и чувствовать.

В принципе доктор Сабом подтвердил то, о чем писали другие. Однако он собрал не только рассказы людей, переживших клиническую смерть, но и документально запротоколировал события, которые происходили в тот момент, когда пациент находился в состоянии клинической смерти.

Доктор Сабом рассказывает, как он пришел к изучению этого феномена. Он работал в больнице на ночных дежурствах и его часто вызвали к умирающим. В то время его взгляды на смерть были очень простыми. Он пишет: "Если бы меня спросили, что я думаю о смерти, я ответил бы, что, когда приходит смерть, человек умирает, и это всё". [4]

В то время он был человеком неверующим и строго отделял науку от религии. Смысл религии он, как и многие атеисты, видел в моральных наставлениях и утешении умирающих. В основном он признавал только науку. Иногда он наталкивался на что-либо необъяснимое и тогда он считал, что наука сможет объяснить это позже.

В тех рассказах, которые приводит доктор Сабом, много схожего с рассказами из книг Раймонда Моуди.

В то время когда тело было мертвым, человек видел включенные медицинские аппараты и приборы. В последствии он детально мог их описать и точно указать показания этих приборов, хотя раньше никогда их не видел. Он слышал разговоры врачей и сестер, а также видел всё, что они с ним делали, стараясь вернуть его к жизни. Наблюдая сверху или со стороны, он чётко видел их и мог в дальнейшем довольно точно описать их внешность.

Выйдя из тела, он мог свободно перемещаться в другие помещения, видеть своих родственников, ожидавших конца операции в коридоре, слышать их разговоры. Причём всё это он делал в то время, когда его тело лежало без признаков жизни на операционном столе.

Доктор Сабом решил проверить все эти сообщения. Он проверял, совпадают ли рассказы больных с тем, что в это время происходило на самом деле. Действительно ли врачи применяли медицинские приборы и методы оживления, которые описывали эти люди? Действительно ли в других комнатах, происходило то, о чём они говорили после возвращения к жизни?

Доктор Сабом собрал и опубликовал более 150 случаев, которые им проверены лично. Он сверял рассказы больных с историями болезни, расспрашивал тех людей, которых видели и слышали его пациенты, возвращенные к жизни, опять-таки сверяя показания тех и других.

Так, например, он проверял, действительно ли указанные люди находились в определённой комнате, и в какое именно время. Он составлял точные протоколы с учетом места, времени, участников, произнесенных слов и так далее. Для своих наблюдений он отбирал только психически здоровых и уравновешенных людей.

К большому его удивлению, такая проверка полностью подтвердила существование феномена жизни после жизни. После смерти тела существование личности продолжается. Какая-то часть человека продолжает жить. Она видит, слышит, думает и чувствует, как и раньше.

Для иллюстрации приводим несколько примеров из сообщений доктора Сабома.

44-летний мужчина перенёс тяжелый сердечный приступ с остановкой сердца. Для оживления пришлось применить несколько электрических шоков. Пациент наблюдал происходившее, находясь вне своего физического тела. Вот что он рассказывал после того, как к нему вернулось сознание.

"Я был как-то отдельно, стоял в стороне. Я не участвовал, а смотрел безучастно, меня это не очень интересовало... Прежде всего, впрыснули что-то через резинку, которая там для вливаний... потом они подняли меня и положили на доску. И тогда один из докторов начал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород - такая резиновая трубочка для носа, а теперь они её вынули и положили на лицо маску. Она покрывает рот и нос. Она для давления... светло-зеленого цвета... Я помню, как они вкатили столик, на котором было что-то, как лопасти. И на нем был манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась... она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или других приборах. Первый раз она дошла до.... между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а на третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась каждый раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они её починили и она остановилась, а другая двигалась... И были две лопасти с проводами от них; это - как два круглых диска с ручками. Они держали в каждой руке по диску и клали на мою грудь. На ручке были маленькие кнопки... я видел, как меня дергало..." [4]

Врачи, которые участвовали в его реанимации, позже подтвердили этот рассказ во всех деталях.

Вот ещё один случай из его книги. 60-летний рабочий, который пережил остановку сердца, рассказывает о своих переживаниях.

"Умирая, я видел там мое тело, и мне было жаль бросать его. Я видел всё, что делалось. Я смотрел сверху и тихо поднимался все выше.

Я все понимал. Я видел моих родных в приемном покое госпиталя. Они стояли там - моя жена, мой старший сын, моя дочь, а также доктор. Не было никакой возможности, чтобы я был где-то там, меня в это время оперировали. Но я видел их и чертовски хорошо знаю, что я был там. Я не знал, что происходит и почему они плакали. А потом я пошел дальше, я попал в другой мир" [4]

Позже доктор Сабом расспросил жену и дочь своего пациента. Жена полностью подтвердила рассказ своего мужа. Дочь вспомнила, что в это время они втроем были в комнате для ожидающих и разговаривали с лечащим врачом отца.

Состояние клинической смерти может наступить у человека и во время хирургической операции. Доктор Сабом описывает случай из своей практики. Его пациент был в состоянии клинической смерти, под глубоким наркозом, сердце его остановилось. Он был с головой укрыт простынями и не мог ничего видеть или слышать. Позже этот пациент описал свои переживания. Он видел во всех деталях операцию на своём собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что действительно происходило.

"Анестезиолог обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, очевидно, заснул, я ничего не помню, как они перевезли меня из этой комнаты в ту, где оперируют. А потом вдруг я увидел, что комната освещена, но не так ярко, как я ожидал. Мое сознание вернулось. Но они уже что-то сделали со мной. Моя голова и все тело были покрыты простынями. И тогда я вдруг начал видеть то, что делается. Я как бы был на пару футов над моей головой, будто был ещё одной персоной в комнате. Я видел двух докторов, как они зашивали меня. Они пилили грудную кость. Я мог бы нарисовать вам пилу и вещь, которой они раздвигали ребра. Она была завернута вся вокруг и была из хорошей стали, без ржавчины.

Было много инструментов. Доктора называли их зажимами. Я удивился, я думал, что везде будет много крови, а её было очень мало. И сердце не такое, как я думал. Оно большое; большое сверху и узкое внизу, как континент Африка. Сверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темнее, чем остальное, вместо того чтобы все было одного цвета. Доктор С. стоял с левой стороны, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал. И у них был большой спор, нужно ли делать обвод или нет. И решили этого не делать. У всех докторов, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью. Это было странно и, по-моему, антигигиенично". [4]

Записи в операционном журнале полностью совпадали с фактами, приведёнными пациентом.

Конечно, рассказы, вроде приведенных выше, могут показаться просто выдумками. Однако факт остается фактом. Раймонд Моуди и Михаил Сабом, которые работали над проблемой изучения жизни после жизни, не знали друг друга и проводили исследования отдельно, но результаты их наблюдений оказались схожими. Все они начинали свою работу, будучи скептиками. Они ожидали, что их исследования, скорее всего, покажут ошибочность веры в загробную жизнь. Но к их чести, они были объективными учеными и не побоялись признать существование феномена жизни после жизни.

В начале своих исследований ученые сомневались, а не выдумывают или не приукрашивают ли свои переживания те, кто пережил клиническую смерть? Почему так мало подобных свидетельств?

Однако оказалось, что такие случаи - не редкость. Доктор Сабом после своих исследований начал читать лекции о жизни после смерти и по окончании лекции приглашал желающих выступить. Каждый раз в аудитории из 30-35 человек находились один или двое, которые сообщали, что и они испытывали подобные переживания. И все эти переживания, хотя и отличались в деталях, были в основном похожи. Причём, ещё раз повторим, эти переживания не зависят от того, верующий ли это человек или нет. Не зависят они также от возраста, пола, образования или профессии.

Иногда кто-то из учёных спрашивал пациента: "А почему вы до сих пор никому об этом не рассказывали?". Ответы, как правило, были похожими. "Я боялся, что мне не поверят, будут высмеивать или сочтут ненормальным".

Обычно люди, испытавшие подобный опыт, скрывают от других свои переживания. Однако, если они видели заинтересованность, а не любопытство, то были рады поделиться тем, что их смущало. Некоторые начинали сомневаться в себе и радовались, когда узнавали, что и с другими случалось то же самое.

Многим было трудно найти слова для описания того, что они пережили. Они говорили: "В нашем языке нет таких слов... это другое... это не наш мир трех измерений..."

Важно лишь одно - в наше время наука подтвердила утверждение религиозных учений о продолжении жизни после смерти тела. При умирании мозг разрушается, а сознание сохраняется и продолжает существовать.

§ 5. Метод регрессии
В современной популярной литературе часто описывается метод регрессии. В чём он заключается? Человека погружают в гипнотическое состояние и в этом состоянии человек видит свои прошлые воплощения.

В настоящее время собрано и опубликовано огромное количество подобных воспоминаний. Поэтому мы не будем заострять на этом внимание. Тем более, что не все воспоминания могут быть проверены. Однако, этот метод также косвенно доказывает существование жизни после жизни, а также реинкарнации.

§ 6. Мудрецы о бессмертии
Лучшие умы человечества, великие философы, самые благородные люди, которые получили признание ещё при жизни, подтверждали, что жизнь после смерти продолжается. Они видели духовную сторону мира, верили в Бога и в бессмертие души человека.

Философ Платон был одним из величайших мыслителей. Он жил в Афинах с 428 по 348 г. г. до н. э. Философское наследие Платона - 22 диалога, большинство из которых включает учение его учителя Сократа и несколько писем.

Платон твердо верил в необходимость разума и логического мышления для достижения истины и мудрости. Кроме того, он был великим ясновидцем, который говорил, что полная истина приходит как мистическое откровение и внутреннее озарение.

Платон учил:

"Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни".
Он был убеждён, что имеются планы Бытия, которые отличаются от видимого физического мира. Платон интересовался главным образом Душой человека и его сознанием. Он рассматривал физическое тело лишь как временную оболочку для Души.

Платон определял смерть как отделение нетелесной части живого существа, т. е. Души, от его физической части, т.е. тела. Больше того, эта нетелесная часть человека имеет меньше ограничений, чем его физическое тело.

В своих произведениях Платон часто говорит, что Душа, отделившись от тела, может встречаться и разговаривать с Душами других людей. Душа после смерти тела переходит к следующему этапу существования, и о том, как на новом этапе её опекают ангелы-хранители. Эта информация удивительным образом совпадает с современными знаниями, о которых мы поговорим в последних главах нашего сборника.

В десятой книге "Республики" Платон рассказывает миф про Эра, греческого солдата. Эр сражался в битве, в которой множество греков было убито. Тело Эра, как и другие тела его соотечественников, было положено на жертвенник для сожжения.

Через некоторое время Эр ожил. Он описывает то, что он увидел во время своего путешествия в потустороннем мире. Эр сообщает, что когда его Душа вышла из тела, он присоединился к другим Душам и они пошли по тропинкам, которые вели от Земли в царство будущей жизни. Здесь Эр и другие души были остановлены и судимы какими-то священными существами. Им показывали всё, что они совершили за время своего земного существования. Однако самого Эра не судили.

Другие души попросили его вернуться обратно к людям, чтобы сообщить им, что существует другой мир. После этого Эр вернулся в свое тело. Как это произошло, он не помнит. Он просто проснулся на погребальном костре.

Платон также говорит, что тело есть тюрьма души, и что смерть является освобождением из этой тюрьмы. Согласно Платону, Душа приходит в человеческое тело из более высокой и божественной сферы бытия. Рождение есть сон и забытье, поскольку Душа, родившись в теле, переходит из состояния величайшей осознанности на более низкий уровень сознания и забывает истины, известные по внетелесному опыту. И эта информация совпадает в тем, что известно в настоящее время. (См. главу 10)

Смерть, напротив, является пробуждением и воспоминанием. Платон замечает, что Душа, отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем раньше, и различать вещи гораздо яснее, видеть суть вещей.

Более того, после смерти Душа предстает перед судьей, который показывает человеку дела, как хорошие, так и плохие.

Приведём несколько цитат из произведений Платона.

"Смерть есть разделение бесплотной части живой личности, души, от её материальной части - тела".

"Душа не подвержена времени. Душа может встречаться и беседовать с духами, с духом хранителем".

"На пути от земли к будущей жизни души проходят суд. Высшие существа судят людей".

Фалес Милетский, греческий мудрец, живший в VI веке до н. э. учил, что нет никакой разницы между жизнью и смертью. "Тогда почему же, - спросил его противник, - ты не умираешь?" - "Потому, - отвечал Фалес, - что это не даст никакой разницы".

Русский писатель Ф. М. Достоевский придавал огромное значение вере в бессмертие души.

"Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать".
Схожие мысли высказывал немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте:

"При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно".

§ 7. Отцы церкви о бессмертии
Многие апостолы и ученики Иисуса Христа, а потом многие святые и просто ученые-богословы писали, что смерть - это не конец человеческого существования и что Душа живет вечно. Нам кажется, этим людям можно верить. Ведь многие из них отдали свои жизни за то, во что они верили. И их убеждения - это результат увиденного и пережитого, а не плод размышлений.

О том, что происходит с душой сразу после её выхода из тела, пишет архиепископ Антоний Женевский.

"Итак, умирает христианин. Душа его, очистившаяся в какой-то степени в самом исходе из тела, благодаря только страху смертному, покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотою той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие её жизни на земле". [3]

Отсюда можно сделать вполне логичный вывод, что личность человека после его ухода остается неизменной.

Архиепископ Антоний поясняет это такими словами: "Если бы смерть изменяла коренным образом состояние Души, то это было бы насилием над неприкосновенностью человеческой свободы и уничтожило бы то, что мы называем личностью человека". То есть это противоречило бы Божественному Замыслу.

После перехода человек живет всей полнотой жизни. Его личность развивается и дальше либо в сторону света, либо в сторону темноты.

Архиепископ Антоний продолжает:

"Если умерший христианин был благочестив, молился Богу, надеялся на Него, покорялся Его воле, каялся перед Ним, старался жить по заповедям Его, то Душа его после смерти радостно ощутит присутствие Божие, приобщится сразу, в большей или меньшей степени, к жизни божественной, открытой ей...

Если же умерший в земной жизни потерял любящего Отца небесного, не искал Его, не молился Ему, святотатствовал, служа греху, то Душа его после смерти не найдет Бога, не способна будет ощутить любовь Его.

Лишенная божественной жизни, ради которой был создан богоподобный человек, неудовлетворенная Душа его начнет тосковать, мучиться в большей или меньшей степени".

Святой новомученик Герман пишет о том же:

"Когда человек полностью и совершенно становится на путь вечной правды или, наоборот, полностью отворачивается от нее, он больше не живет и должен умереть. Он прошел через все, что может ему дать эта жизнь, и он созрел для будущего". [3]

Если хорошо задумать об этом, то становится понятным смысл жизни, к которому мы должны стремиться, живя на Земле.

Восточные религии говорят о том же самом. Человек на Земле может пойти двумя путями. Первый путь - это Путь света и добра. Второй - это путь тьмы. Когда направление жизни человека уже окончательно определилось, ему уже незачем оставаться на Земле. И выбранному направлению человек следует уже на других планах Бытия. Таким образом, направление движения человека предопределено его жизнью на Земле.

Двум разным дорогам соответствуют и два разных состояния души после смерти тела. Вот как это поясняет архиепископ Лука:

"Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами.

А мрачный дух злодеев и богоборцев будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость которого познает наконец, и той невыносимой отравой, которую таят в себе зло и ненависть.

В вечном мучении тяжких грешников нельзя, конечно, винить Бога и представлять Его бесконечно мстительным, карающим вечной мукой за грехи кратковременной жизни. Всякий человек получает и имеет дыхание Духа Святого. Никто не рождается от духа сатаны. Но как черные тучи затемняют и поглощают свет, так злые акты ума, воли и чувства, при постоянном их повторении и преобладании, постоянно затемняют свет Христов в душе злого человека.

Кто возлюбил зло, а не добро, тот сам уготовал себе мучения в жизни вечной". [3]

Архиепископ Антоний говорит то же самое и напоминает, что возможности души после ухода с Земли ограниченны:

"Продолжая жить после смерти тела, Душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает.

Несмотря на то, что души после смерти тела обладают полнотою личности и совершают все психические функции, возможности их ограниченны". [3]

Как понимать эти слова? На Земле человек проверяет способность свою продвигаться по тому или иному пути. Земля - это своеобразная школа для духа человека. А это значит, что циклы уроков заканчиваются экзаменами, на способности духа. То есть, жизнь на Земле является испытанием, проверкой того Пути, который выбрал человек для себя.

На других планах бытия (мы будем о них говорить в конце сборника) человек продолжает выбранный путь, но проверить себя не может, так как там нет острых, проверяющих ситуаций. А на Земле всегда максимум провокаций для проверок. Там провокаций нет, а значит рано или поздно возникает вопрос: осилю ли я весь Путь? Достоин ли я? И для того, чтобы ответить окончательно на этот вопрос, человек принимает рождение на Земле.

Это же говорит и Иисус Христос (Евангелие от Иоанна 15,1-2):

"Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода".
Смысл этой фразы в том, что человек, который творит зло и противится Замыслу Господа, начинает процесс эволюции заново, начиная с низших ступеней. А человек, который еще не потерян для Господа, может быть наставлен на верный Путь, иногда пройдя и через чистилище.

Таким образом, каждая жизнь человека должна быть плодотворной. Дать плоды - это дать добро другим. Как лоза накормит и напоит человека, так и человек должен кормить и поить свой дух через творение добра другим. А иначе иссохнет душа ("ветвь будет отрезана").

Для человека, осознавшего, что его жизнь на Земле - это только часть его жизни и что потом он будет продолжать развитие, начатое здесь, сама жизнь приобретает новый смысл.

О жизни в других планах Бытия пишет также епископ Феофан Затворник:

"Внутри или в глубине мира, нам видимого, скрыт другой мир, столь же реальный, как этот, либо духовный, либо тонко материальный. Бог знает... Но известно, что в нем живут святые и ангелы... Душа стремится вверх, но только до той степени, какую допускают её духовные силы... Вокруг души теперь все новое. Она вне привычных пространства и времени. Она может мгновенно переноситься куда захочет, может проходить сквозь стены, двери, сквозь все материальное...". [3]

Отцы Церкви учат, что основные черты характера личности после ухода не меняются. После перехода в другие планы Бытия человек имеет возможность ещё раз посмотреть на свою земную жизнь и подвести её окончательные итоги. Это и есть своеобразный суд. Но это не Страшный Суд, а суд собственного сознания.

Осознание, того, что все земное выполнено, помогает человеку покинуть своё прежнее тело без сожаления. Он теперь готов к тому, чтобы продолжить жизнь в новых условиях.

Также человек познаёт, что есть любящий Бог, и что сам человек бессмертен. Переступив порог, человек убеждается теперь в существовании тонкого мира и мира Духа.

Отец Серафим Роуз пишет:

"Душу по смерти встречают ангелы. Ангелы - не чистые духи, у них есть "воздушное тело"; являясь людям, они сохраняют человеческую форму - юноши в белых одеждах. Ангелы - единицы и, значит, уже где-то в пространстве, а не в духе только. Они могут быть только в одном месте. Только Бог - чистый дух и вездесущ.

Души умерших тоже имеют форму тела человека, поэтому умерший может некоторое время думать, что он жив. Царство Небесное не просто состояние ума, а более реально. Простое разделение вселенной на материю и дух не точно". [3]

Протоиерей Сергий Булгаков пишет:

"Весь мир являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе - духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира". [3]

Архиепископ Иоанн Максимович писал:

"Если бы жизнь кончалась смертью, она была бы бесцельной. К чему были бы тогда праведность и добрые дела? Но человек был создан для бессмертия. Наша земная жизнь есть подготовка к жизни будущей, и подготовка кончается со смертью. Тело человека разрушается... Душа же продолжает жить, ни на секунду не прерывая своего существования.

Когда прекращается телесное зрение, открывается зрение духовное. После смерти Душа будет воспринимать яснее, чем раньше". [3]

Отец Сергий Булгаков пишет:

"Смерть есть великое посвящение, откровение духовного мира. Смерть открывает человеку врата духовного мира. Появляется реальность, самоочевидность бытия духовного мира, бытия Божия...

Уже умирающему становятся зримы существа духовного мира и самое небо с Живущим в нем... Загробное состояние человека - это не смерть и даже не обморок души, но продолжение его жизни, начавшейся на Земле. Душа, лишенная тела, не может принимать участие в земной жизни, но она меняется и развивается в жизни духовной. Она получает связь с миром духов - светлых и темных - и с другими Душами.

Судьба каждого и там индивидуальна, как и здесь, с тем лишь отличием, что вместо ложного света и полутеней здешнего мира в загробном мире все освещено светом солнца правды, проникающего в глубины душ и сердец.

Познание Бога становится явным и смысл всех поступков яснее. Совесть - свет Божий. Там Бог так же ясно виден, как здесь солнце". [3]

Авва Дорофей пишет:

"Души умерших помнят, что было здесь... все заботы об этом мире исчезнут, но что мы делали порочного или благого останется. Душа после смерти не дремлет, не теряет сознания, сохраняет страх, радость, горе; она начинает предчувствовать, что получит на общем суде. Покинув тело, Душа встречает других духов, хороших или злых, обычно тех, под чьим влиянием она находилась при жизни тела. Эта зависимость останется и теперь. Дальнейшая судьба и приговор Бога будут соответствовать внутренней склонности души". [3]

Богослов И. М. Концевич пишет:

"Земная жизнь коротка и исчезает совершенно перед бесконечной вечностью; но последняя всецело зависит от первой. Залог истинной жизни должен получить свое начало здесь, в месте смерти". [3]

Души праведников после перехода будут испытывать блаженство, братскую любовь к окружающим и чувство близости к Богу. Люди, не верившие в Бога, познают, наконец, что Бог и Духовный Мир действительно существуют.

Таким образом, отцы церкви признают то, что после смерти физического тела, Душа продолжает своё существование, но уже в других планах материального мира и в других условиях. Земная жизнь является своеобразным экзаменом на зрелость Духа и во многом определяет тот путь, по которому в дальнейшем будет следовать человек.

§ 8. Древние источники о бессмертии
Обратимся к истории. Древние люди - неандертальцы и кроманьонцы, жившие соответственно от 100 000 до 25 000 лет назад, верили, что умершие продолжают жить в каком-то таинственном духовном теле. Захоронения у них делались с особой заботой, так, чтобы умерший не нуждался в загробной жизни ни в пище, ни в орудиях труда.

Можно сказать, что с течением времени вера в жизнь после смерти у человека только усиливалась.

К 10 000 году до н. э. началось возведение гробниц. В некоторых случаях в жертву приносились даже живые люди - жены и слуги, для того, чтобы вельможа имел спутников в загробном мире.

Со временем было признано, что мертвые иногда могут возвращаться на Землю, а также могут проявлять себя во всех отношениях, как в добрых, так и в недружелюбных.

Позже распространился обычай вызывать души умерших людей, с которыми в последствии происходило общение. Первый такой случай описан в "Одиссее" Гомера.

Греки доэллинской эпохи считали, что умершие продолжают жить в подземном мире, подвластном великой богине - Матери Земли.

Самой старой книгой, которая рассказывает о жизни после жизни, следует считать египетскую "Книгу мёртвых" (примерно 1450 год до н. э.). Она содержит весьма полные инструкции, что следует делать, чтобы жизнь в потустороннем мире была счастливой.

Тибетская "Книга мёртвых" - это наставление, в котором рассказывается, как умирает человек. В отличие от египетской "Книги мёртвых", которую клали в гробницу как путеводитель души в потустороннем мире, тибетская книга предназначалась не только для умирающих, но и для живых.

Эта книга составлялась в течение многих веков из учений мудрецов Тибета, передаваемых в устной форме. Записана она была в VIII веке нашей эры, но даже и тогда её тщательно скрывали, чтобы она не попала к случайным людям.

Тибетская "Книга Мертвых" пишет о том, что смерть - это искусство, к ней нужно готовиться и нужно уметь встретить ее. Чтение этой книги было частью похоронной церемонии. Также её читали умирающему в последние секунды его жизни.

Книга помогала умирающему подготовиться к тому, что он скоро увидит. Также эта книга помогала живущим правильно думать о смерти и не задерживать умирающего своей любовью и эмоциями, чтобы он мог уйти в правильном духовном состоянии, освобожденный от всех физических тревог.

Книга содержит описания стадий, которые Душа переживает после физической смерти. Эти описания поразительно похожи на то, о чем рассказывали люди, испытавшие клиническую смерть.

Также тибетская книга описывает мгновения, когда Душа отделяется от тела. На какое-то время Душа погружается в забвение и находится как бы в пустоте, хотя и сохраняет сознание. Человек очень удивлен тем, что находится вне своего физического тела. Он видит своих родственников и друзей, рыдающих над его телом, которое они готовят к погребению. Но, когда он хочет с ними поговорить, никто не видит и не слышит его. Он ещё не осознает, что умер, и поэтому смущен. Когда он, наконец, осознает, что умер, он некоторое время не знает куда идти и что делать. Поэтому ненадолго он остается на том месте, где жил.

Он замечает, что у него по-прежнему есть тело, которое состоит из нематериальной субстанции. В этом теле он может проходить сквозь стены, не встречая ни малейшего препятствия. Перемещение в пространстве происходит мгновенно, лишь только он подумает о том месте, куда бы хотел попасть.

Если он при земной жизни был слепым или глухим, то с удивлением обнаружит, что стал зрячим и может слышать. Все его физические недостатки больше не существуют.

Он может встретить другие существа, находящиеся в таком же состоянии.

Книга описывает также чувство безмерной радости и покоя, которое приходит спустя некоторое время. Человек также видит нечто вроде зеркала, в котором отражается вся его жизнь на Земле и все его дела, - хорошие и не очень.

Приведём несколько цитат.

"Ты должен понять, что научиться умирать - это самая полезная из всех наук, превосходящая все прочие. Научись умирать и ты научишься жить".

"Поскольку все люди должны покинуть оболочку плоти и пройти через смерть, то крайне необходимо знать им, как правильно встретить смерть, когда она придёт".

"Ограниченной только земным медицинской науке нечего сказать в напутствие умирающему, чтобы подготовить его к переходу в посмертное состояние, она чаще усугубляет, нежели облегчает, безосновательные страхи и крайнее нежелание умирать среди своих пациентов, прикованных к смертному одру, которым зачастую прописывает притупляющие ум таблетки и инъекции".

"Переход из человеческой плоскости сознания через процесс, называемый смертью, может и должен быть торжественным и радостным".

"От того состояния, в каком умирающий находится перед самым моментом смерти, зависит состояние бытия или небытия, в которое он вступит после смерти".

"Закрой двери всем чувствам и думай сердцем только о Боге".

"Сохраняй ясность ума, не отвлекайся ни на что, будь ясен и спокоен. Думай, что Душа скоро выйдет. Наблюдай, как ты умираешь; будь готов, что появляется яркий свет. Погрузись целиком в этот свет".

Чуть позже мы рассмотрим другие свидетельства жизни после жизни, и вы увидите, как точно они повторяют эти слова.

§ 9. Священные Писания о бессмертии
Самыми авторитетными источниками, которые подтверждают существование жизни после жизни, являются Священные Писания. В наш век материалистического мировоззрения мало кто их читает. А ведь в них состредоточена вся человеческая мудрость, вся история эволюции сознания.

Читая Священные писания, можно получить ответы практически на все вопросы, которые касаются духовной стороны жизни. Это признают даже ученые. Доктор философских наук Геннадий Батыгин сказал по этому поводу следующее: "Библия нужна не только миллионам верующих, но и любому культурному человеку". [3]

Иудеи времен Ветхого Завета были одними из первых, кто признал потусторонний мир и описал его. Они говорили о "том свете" как о жизни, в которой человек полностью обладает умственной энергией и сознанием. Жизнь там так же активна и созидательна.

Даже само появление понятий "рай" и "ад" говорит о том, что жизнь после ухода человека продолжается и его сознание сохраняется. Человек также продолжает какое-то время помнить о своих земных поступках. Иначе бы тогда не было вообще смысла в самих понятиях "рай" и "ад", так как человек не связывал бы всё, что с ним происходит в раю или аду, с тем, что он совершал в земной жизни.

Рай для иудеев тех времен - это место, куда они попадали после ухода с Земли. Там они проходили адаптацию, отдыхали. Эти представления удивительным образом совпадают с теми сведениями, которые мы представим вам в конце нашего сборника.

Часто не признают факт существования феномена жизни после жизни, а также реинкарнации, ссылаясь на отсутствие в Библии подобных свидетельств. Но это не совсем так. В качестве примера приведём один из эпизодов, подтверждающих, что и Иисус Христос, и его ученики знали о перевоплощении.

Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: "Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?". (Евангелие от Иоанна, 9, 2). То есть, ученики спрашивают о том, грешил ли человек в своей прошлой жизни и поэтому родился слепым? Конечно, можно отвергать саму реинкарнацию как факт. Но нельзя отвергнуть то, что и Иисус Христос и его ученики знали о ней.

Иисус Христос знал о жизни после жизни и говорил о ней очень убедительно. Однако он всегда избегал подробного описания. Видимо, он чувствовал, что его ученики ещё не готовы понять всю сложность существования жизни после жизни. Им он говорил, что излишние раздумья и предположения о загробной жизни мешают человеку в исполнении земного предназначения. Поэтому в его учении всегда подчеркивается концентрация на настоящем и земном. Он неустанно подчеркивает важность земной жизни, как арены духовного развития личности человека, его духа.

Жизнь, прожитая в стремлении к любви, милосердию, благодарности, пониманию, приведёт человека к продолжению жизни в другом мире. Чрезмерные размышления об этих мирах ни к чему. Достаточно просто знать, что они есть.

Библия говорит о бессмертии души человека совершенно определенно. Вот что по этому поводу говорил Иисус Христос (Евангелие от Иоанна 5,24):

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>