<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Да будет так.

Создателю Вселенной, Пресвятой Богородице, Всем Святым, всем, всем, кто с Создателем Вселенной, желаю чистосердечной, беспредельной, безмерной любви, добра и счастья.

Аминь".

Рекомендуется также регулярно повторять молитву "Отче наш":

"Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки.

Аминь".

Всегда хорошо помнить и повторять пасхальное песнопение:

"Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".
Отцы Церкви пишут об Иисусовой молитве:

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
Они советуют читать её часто и подолгу, произнося её святые слова, вслух или про себя, до самого ухода. Эта молитва учит любви и приближает нас к Богу.

Можно молиться о прощении грехов и даровании мира и покоя в час смертный:

"Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшном Судище Христове, просим".
Вот несколько молитв об исцелении:

"Господи Иисусе Христе, на одре болезни лежащего и страждующего раба Твоего (имя) посети и исцели: Ты бо еси недуги и болезни рода нашего несомый и вся могий, яко Многомилостив".

"Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Его (имя)".

"Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя)".
Следует также молиться ангелу-хранителю и своему святому. Можно молиться об умерших - наших родных и близких. Они ждут нас и встретят нас.


Молитва о защите к Ангелу-Хранителю

"Ангел-Хранитель, мне Господом посланный, дабы охранить чистоту и Свет Присутствия истинного в сокровенном сердца моего, просвети мой разум, мысли и чувства, наставляя ко благим деяниям в день сегодняшний и не оставь в испытаниях, во благо мое ниспосылаемых, укрепляя Дух, Душу и Тело могуществом своим Во Имя Господа.

Аминь".







Глава 7. Утрата близкого человека

§ 1. Переживание утраты
Наша жизнь состоит из эмоциональных взаимоотношений между людьми - симпатий и антипатий. В этом смысле жизнь каждого из нас зависит от жизней других. Когда же жизнь одного человека прерывается, сеть взаимной зависимости оказывается нарушенной. Такая перестройка чаще всего вызывает боль, с которой нужно будет справиться.

Чувство утраты и боли, как правило, очень сильно. Также возникает подавленность, потеря интереса к жизни, чувство вины. Поэтому нельзя убитого горем человека утешить простым заверением в том, что его близкий на самом деле не умер, что он в другом мире и ему там хорошо.

Первая стадия горя - шок. Осознать потерю ещё невозможно. Все, что нужно сделать, делается автоматически. Нет сна и аппетита. Приходит рассеянность и уныние.

Нормальный исход - это когда человек при поддержке понимающих его и сочувствующих друзей постепенно осознает, что тот, кто ушёл и дальше продолжает жить. Хотя процесс этот может быть длительным, но человек разумный рано или поздно приходит к этому выводу.

Человек может попытаться забыть о своём горе всё время занимаясь какой-либо деятельностью, например, полностью отдав себя работе. Он будет стараться не показывать своё состояние до тех пор, пока через какое-то время, не последует острый кризис.

Если же человек, понесший утрату, не уклоняется от того, чтобы сполна пережить свою боль и полностью осознать значение своей утраты, если он призывает на помощь все свои силы, чтобы перестроить свое бытие, то у него вновь появляется вкус к жизни.

Горе нужно принять и глубоко пережить. Потеря должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, то есть эмоционально. Без такого полного переживания горе будет очень продолжительным и может повести к хронической депрессии, потере радости жизни и даже всякого желания жить. Могут развиться тяжелые болезни.

Известно, что неизжитое горе чаше всего бывает у тех, кто не мог проститься с умершим. Такое неизжитое горе будет тяжелым, продолжительным и опасным. Человеку будет очень трудно вернуться в русло нормальной ежедневной жизни.

В горе может быть чувство протеста и всегда есть чувство подавленности и стремление что-то исправить. Если ушёл близкий вам человек, вы можете чувствовать себя виноватым, думать, что сделали для него не все, что могли.

Переживание горя и дальнейшее избавление от него, делают человека способным вспоминать ушедшего без эмоциональной боли и сохранить чувства для оставшихся.

Помочь в изживании горя может ясное представление о том, что на самом деле умер не человек, а умерло его земное тело, что наш земной мир - один из многих миров, где могут жить люди, что существуют и другие миры, которые также хорошо организованы. Это очень важный момент. В таком представлении заключён огромный смысл. Он влияет и на наше состояние и на состояние ушедшего. Возможно, вы сразу не примете его, так как горечь вашей утраты очень велика. Но знать этот смысл всё равно нужно.

В чём же этот смысл? Чем лучше и чище мы думаем о другом мире, тем легче нам переносить боль утраты. Тем легче адаптация ушедшего человека. Ведь после своего ухода он что видит? Он видит страдающих родственников, которые не находят себе места и никак не могут успокоиться. Соответственно, такая реакция его близких вызывает в нём ответные чувства. Он хочет помочь им, но, к сожалению, уже не может.

Подумайте о том, что ушедший не хотел бы, чтобы вы всё время горевали. Его Душа продолжает жить, она в это время находится вблизи тела и видит вас и всё, что происходит. Ваши страдания вызывают в нём ответные страдания.

Грамотное поведение родных в этот момент очень помогает ушедшим. Часто они впадают в панику от одного вида своего бездыханного тела. Они не знают, что делать, куда идти.

Никто не говорит, что родственники не должны испытывать горе, плакать и так далее. Все эти проявления чувств просто необходимы. Главное, чтобы они не заходили чересчур далеко. Ведь иногда нам кажется, что с уходом любимого человека вся наша жизнь потеряла смысл. Иногда могут прийти мысли и о самоубийстве.

Подумайте в этот момент не только о себе, но и об ушедшем человеке. Каково ему видеть вашу реакцию, ведь он теперь точно знает, что он продолжает жить. И любые ваши неправильные действия также будут его огорчать.

Через какое-то время ушедший человек окончательно переместится в другие планы Бытия. Задайте себе вопрос: "С каким настроением он там находится? Всё ли я сделал для того, чтобы там ему было хорошо? Может быть он ещё больше переживает за меня, так как я всё ещё не могу успокоиться?"

Постарайтесь больше быть на людях. Больше общайтесь. Не старайтесь уединиться. Это всё равно не поможет. Помните, что горе нужно изжить, а не подавить.

Иногда нужно записать пережитое. Записывая, вы ещё раз испытываете то, что было, и немного утоляете ваше горе.

Постарайтесь молиться за душу умершего - это нужно и ему и вам. Надейтесь на будущую встречу. Пройдет некоторое время, и постепенно эмоциональный баланс начнет восстанавливаться.

Вот как об этом писал Плутарх своей жене, получив известие об уходе одной из дочерей: "Мы признаем за непреложную истину, что наша Душа нетленна и бессмертна. Нам следует думать, что мертвые перешли в лучший мир и живут счастливее нашего. Давай же будем вести себя соответственно этому, будем упорядочивать нашу внешнюю жизнь, а внутренне становиться все более чистыми, мудрыми и честными". [1]

Если обратиться в недалёкое прошлое, то можно вспомнить, как раньше прощались с ушедшим близким человеком. Родственники, как правило, не скрывали своих чувств, плакали и горевали открыто. Тело держали в доме, проводили у него ночь, читая Псалтырь или молясь.

Приходил батюшка, который совершал отпевание. Похороны с участием всей семьи, поминки, плакальщицы - всё это помогало родственникам в изживании горя.

Сейчас же мы пытается скрывать свои чувства. Всё делается быстро и без эмоций. Может быть, стоит вернуться к старым добрым временам?

Феофан Затворник в одном из своих писем, адресованном матери, потерявшей дочь, написал следующее:

"Милость Божия да будет с вами. Плачьте, плачьте. В этом нет ничего неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не плакала о смерти дочери. Но, при этом, надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством.

Умерла. Не она умерла, а умерло тело; а она жива, и так же живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, когда ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы вы могли поговорить с ней лицом к лицу и попросить её опять войти в тело, она ни за что не согласилась бы... Ну вот и поплачьте. Только все немножко... Благослови вас, Господи, и утеши!" [3]

Переживший тяжелую утрату человек часто становится глубже, великодушнее и лучше, чем был прежде. Самое лучшее, что могут сделать при этом его родственники и друзья, - это создать вокруг него атмосферу любви и доброты. При таком отношении человек со временем и сам может справиться с горем и восстановить свою жизнь.

§ 2. Последняя помощь ушедшему
Как это ни странно, но даже после ухода человека, мы можем оказать ему неоценимую помощь. Это касается как и близкого человека, так и вашего знакомого. В чём может заключаться такая помощь?

Как правило, первые часы и сутки после своего ухода, человек находится если не в панике, то в недоумении точно. Только что он был жив, а теперь видит своё тело со стороны. Видит бегающих врачей, плачущих родственников. Он может попытаться вернуться в своё тело. Только через какое-то время до него доходит, что он умер.

Первые часы и дни для него - самые трудные. Во-первых, он видит безутешных родственников. Он пытается им объяснить, что он всё ещё жив, но скоро понимает, что его никто не видит и не слышит. Во-вторых, видя своих страдающих родственников, он начинает страдать и сам. В-третьих, у него на Земле осталась масса дел, которых он не успел выполнить. И, наконец, он не знает, что ему делать дальше.

Наверняка, первые дни после своего ухода, он проведёт возле своего тела и возле родственников. Поэтому первые сутки или двое нужно целиком посвятить ушедшему. Можно посидеть возле него, можно даже поговорить с ним, так как он всё прекрасно слышит. Не слышим лишь мы его. Если вы его друг, то можно тактично попросить родственников оставить вас на короткое время наедине.

О чём нужно говорить в такой момент?

Во-первых, нужно постараться успокоиться самому и таким образом успокоить его. Сказать, что вы его по-прежнему очень любите, что для вас это невосполнимая утрата, но вы постараетесь взять себя в руки.

Постарайтесь донести до него мысль, что вы знаете, что он продолжает жить. Также посоветуйте, как ему себя вести дальше. Расскажите ему то, что вы знаете о жизни после жизни, о том, что происходит с человеком после его ухода, что его ждёт в дальнейшем. Постарайтесь его успокоить. Более подробную информацию о жизни после жизни вы сможете прочитать в главе № 10.

Если у вас были взаимные обиды, то попросите прощения у ушедшего. Возможно, вы чем-то его обидели или он вас обидел.

В какой-то момент вы можете почувствовать даже его присутствие, можете почувствовать, что он вас внимательно слушает и понимает. Такое понимание может принести облегчение и вам и ему.

Если есть возможность, расскажите то, что вы знаете, остальным родственникам. Сделайте это как можно корректнее. Возможно, в состоянии безутешного горя они не смогут сразу воспринять новую для них информацию, но попытку нужно сделать. Ориентируйтесь по обстановке. Если вы видите, что вас не понимают или не хотят понять, то перенесите разговор на более позднее время.

§ 3. Организация похорон
Часто нам бывает трудно ещё и потому, что современный общественный уклад старается смерти не видеть, и когда она приходит, мы не готовы и не знаем, что делать. Особенно это касается первых минут и часов после ухода близкого человека. Вот он ещё только что дышал, и вдруг, его уже нет с нами. Часто родственники впадают в панику. Что делать? Куда бежать?

Мы постараемся вкратце описать то, что нужно делать родственникам после ухода их близкого, который находился дома.

Если при его уходе вы были с ним, закройте ему глаза, подвяжите челюсть и сложите руки на груди.

Первое что нужно сделать - это засвидетельствовать сам факт смерти. Для этого вам нужно обратиться в регистратуру районной поликлиники. В регистратуре вам, возможно, дадут по этому поводу краткую консультацию. Как правило, на дом приходит участковый врач и проверяет, действительно ли человек умер. Вызвать врача можно по телефону.

После того, как врач зафиксирует факт смерти, он выдаст заключение. На основании этого заключения вы сможете получить в поликлинике справку о смерти. На основании этой справки в ЗАГСе вам выдадут свидетельство о смерти. Если какие-то моменты по оформлении документов вам не совсем понятны, то проконсультируйтесь или в регистратуре поликлиники или в самом ЗАГСе.

После получения справки о смерти, вы можете обратиться в бюро ритуальных услуг. Для того, чтобы заказать гроб и ритуальные услуги вы должны предъявить сотрудникам бюро справку о смерти. Если есть возможность, то перед поездкой в бюро позвоните им и узнайте все нюансы.

Как правило, современные ритуальные бюро предлагают весь комплекс услуг. В бюро вы также можете получить все необходимые консультации по тем или иным вопросам.

Не старайтесь заказывать для ушедшего самые дорогие атрибуты похорон - гроб, венки, ленты, оркестр, памятник и так далее, даже если вам позволяют средства. Часто родственники испытывают чувство вины перед ушедшим и таким образом пытаются загладить перед ним свою вину. Для человека, который оставил этот мир, уже всё равно, что будет с его земным телом.

Конечно, и совсем скромничать не стоит. Человек должен видеть, а он видит все ваши действия, что вы по-прежнему его любите. Если у вас есть лишние средства, то лучше потратьте их на хорошие поминки или на оплату проезда для других родственников, которые по материальным причинам не могут приехать на похороны. В любом случае, похороны должны происходить с уважением и к ушедшему и к его близким.

Непременно оповестите об уходе ближайших родственников. Проще и быстрее это сделать по телефону. Если у каких-то родственников нет телефона, то необходимо послать им срочные телеграммы.

Если некоторые родственники проживают в вашем городе, то сообщите им об уходе в первую очередь. Также попросите их помочь вам оповестить других родственников, а также помочь вам в организации похорон. Времени у вас не так уж и много. Поэтому распределите между собой обязанности, так чтобы можно было их выполнять параллельно.

Некоторые проблемы могут возникнуть, если ушедший родственник - житель не вашего города. В этом случае, возможно, понадобится об его уходе сообщить и в милицию, так как в регистратуре районной поликлиники вам могут отказать в приходе врача без предварительного уведомления органов внутренних дел. Однако, если перед уходом вы успели вызвать карету "скорой помощи", но она не успела ничем помочь больному, то оповестить милицию о случившемся могут и сотрудники скорой помощи.

Если вы хотите совершить над ушедшим отпевание, то для этого обратитесь в ближайшую церковь. Справки можно также получить тоже по телефону.

Перед тем как положить тело в гроб, его необходимо по традиции омыть и одеть. Если можете, сделайте все сами. Если это слишком трудно для вас, то попросите других родственников или знакомых. За небольшую плату это могут сделать и сотрудники бюро ритуальных услуг.

Если есть возможность, то закажите поминки в ближайшей столовой, кафе или ресторане. Справки о такой услуге вы можете получить тоже по телефону. Заранее подумайте, сколько вы хотите пригласить человек. Это могут быть ближайшие родственники, друзья и коллеги по работе. К общему количеству мест прибавьте ещё 5-10, так как кто-то может присоединиться в последнюю минуту.

Если такой возможности нет, то соберите родных и близких ушедшего у себя или у кого-то дома.

Еще раз хотим напомнить, что желательно делать все эти печальные процедуры по возможности параллельно. Для этого попросите помощи у других родственников.

После того как выполнены необходимые процедуры, побудьте у тела, вспомните вашу совместную жизнь, расскажите ему о жизни после жизни. Попросите у него прощения за причинённые вами обиды. Нельзя чтобы человек покидал Землю с обидой на кого-то.

Даже после похорон можно продолжать такие беседы. Человек уходит с земного плана лишь на сороковой день после оставления тела. Поэтому велика вероятность, что все эти дни он будет около своего дома и своих близких.

Если у ушедшего были дети, близкие родственники, друзья, то они тоже могут с ним поговорить и проститься ещё до официальной процедуры похорон.

Над телом ушедшего церковь рекомендует прочитать Канон на исход души. Также рекомендуется читать как можно дольше Псалтырь. Это может сделать священник, а в его отсутствие это могут сделать ближайшие родственники.

Существует мнение, что родственникам необязательно ехать на кладбище. Неправильно считать, что, чем меньше вы увидите, тем легче перенести потерю. Такое отношение к уходу близкого человека неправильно и по отношению к нему и для оставшихся жить. От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить.

Помогите нести гроб до машины. На кладбище мужчины могут помочь опустить гроб в могилу. Бросьте горсть земли в яму. На могиле желательно поставить обычный деревянный крест.

Существует обычай поминать ушедшего прямо на кладбище, у могилы. Это не совсем верно. Кладбище - это место скорби, а не место для распития спиртных напитков. Если вы хотите помянуть ушедшего, то лучше это сделать в кафе или дома.

Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, возьмите немного земли с могилы и принесите её в церковь для совершения отпевания, а после этого обязательно верните взятую землю на могилу. Необходимые детали мы можете уточнить в самой церкви.

На поминках за столом вспомните важные моменты жизни ушедшего, какие-то события, связанные с ним, случаи, когда он вам или кому-то помог. Вспомните всё хорошее, связанное с этим человеком. Непременно скажите, что вы его любите, помните и за многое ему благодарны.

Если есть возможность, то иногда посещайте кладбище. На кладбище сами собой приходят мысли о смысле жизни и смерти.

Хотя православная церковь и порицает кремацию, страшного в ней ничего нет. Однако, желательно проводить её, как и похороны, не раньше чем через двое суток после ухода человека. Об этом мы подробно поговорим в главе № 10.

Похороны - это последнее прощание, но они должны быть и началом преодоления горя. Уход близкого человека должен стать реальностью, должен быть принят не только умом, но и сердцем. Это очень трудно, но ещё труднее будет жить дальше, если этого не сделать.

После похорон возвращение в опустевший дом может быть очень горьким. Жизнь может показаться пустой и бессмысленной. В такой момент может помочь молитва и мысль о том, что смерть - это только переход в другие сферы бытия и что вы через какое-то время снова встретитесь. Кроме того, у всех есть друзья, и они в это время помогут разделить горе.

Часто люди хранят вещи своих близких, которые уже ушли. Время от времени эти вещи напоминают вам об ушедшем человеке. Если эти вещи причиняют вам боль и через несколько месяцев или лет после его ухода, то ваше горе ещё до конца не изжито. Конечно, добрая память о человеке нужна, но задайте себе вопрос, какая вам польза от этих вещей? Ведь для того, чтобы помнить о человеке, не обязательно же хранить его вещи. А ушедшему они вообще уже не нужны...

§ 4. Молитвы за ушедших
По христианской традиции необходимо молиться за ушедшего. Если вы молитесь утром или вечером, то поминайте его во время молитвы. Помолитесь за ушедшего, даже если вы ни во что не верите. Ваша помощь очень нужна ему и он ждёт её, особенно в этот тяжёлый для него момент.

Иногда ушедшие являются живым в их снах и просят молиться за них. Часто после молитв и церковных служб Душа ушедшего обретала долгожданный покой.

Молясь за умерших, можно повторять:

"Упокой, Господи, душу раба Твоего".

Попросите Душу ушедшего принять участие в ваших молитвах за неё. Это помогает ей очиститься.

Веря, что при вашей помощи может молиться Душа ушедшего, можно произносить такую молитву:

"Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, нами Тебе молящегося".

Есть ещё две короткие молитвы за ушедших:

"Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (рабы Твоея), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная".

"Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися души его".

Мужу своей умиравшей сестры Феофан Затворник написал следующее письмо:

"...Что судил Бог, тому надо покориться... Вашей жене нужна помощь. Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к умершему Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если вы с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжение шести недель да и далее... не забудьте сделать так - вот и любовь! А слишком горевать и убиваться - мало имеет смысла". [3]

Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют:

"... Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами... просто думай об умерших, это поможет и им и тебе... беседуй с ними во имя Божие..."

Также можно заказать в церкви панихиду, особенно на 3, 9-й и 40-й день, а затем в годовщину ухода.

Особенно действенны молитвы за умерших, творимые в церкви, во время Божественной литургии. Вы можете подать просфору за упокоение души и с ней записку с именами тех, за кого вы просите священника помолиться.

Из поданных молящимися просфор священник вырезает частицы и, опустив их в чашу, молится об упокоении усопших. Это самое большое, что вы можете сделать для ушедших близких вам людей.

Христианство учит: "Души святых и праведных и любящих нас умерших родственников молятся за нас, как и мы им и за них. Общение в молитве между живыми и умершими никогда не прекращается". [3]

Сохраняйте чувство любви к ушедшему, как можно дольше. Жизнь вечна и любовь тоже вечна. Любовь вместе с душой переходит в другие миры, где без любви ничего не может быть.

Протоиерей Путятин пишет:

"Связанных союзом любви не разлучит Бог. Бог есть беспредельная любовь. Неужели, научая здесь нас любить друг друга, Бог будет по смерти отлучать нас от этой любви?" [3]







Глава 8. Уход

§ 1. Уход праведников
Есть ли различия между тем, как уходит человек праведной жизни и человек, который в своей жизни грешил? Нам думается, что разница есть. Это подтверждается и некоторыми наблюдениями.

Когда смерть уже совсем близко, больному часто становится легче. Проснувшись утром, больной чувствует себя бодрым, почти здоровым. Ум становится яснее, исчезают все боли, беспокойство и страх. Иногда врачи и родственники ошибочно думают, что больной начал выздоравливать. Но это не выздоровление.

Наступает момент, когда уход уже предрешён и близок. Организм прекращает борьбу за жизнь и обретает покой. По сути, это последний подарок Господа умирающему - светлый и радостный день с родными. К вечеру такой больной может спокойно заснуть, а утром уже не проснется.

Учёные изучавшие феномен жизни после жизни, отмечают, что верующие имели видения чаще, чем неверующие, что эти видения были светлее именно у верующих.

Об этом сказано и в Библии (Откровение Иоанна Богослова 14, 13):

"Блаженны мертвые умирающие в Господе... они успокоятся и дела их идут за ними".
Как правило, люди праведной жизни не боятся смерти. Всю свою жизнь они трудились ради других и заботились о других. Поэтому свой уход они воспринимают естественно, как логическое завершение своей земной жизни.

Все люди уходят по-разному. Этот уход может быть легким, но может быть и очень трудным. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, описывая смерть праведников и грешников, подчеркивает это различие:

"Тихая и непостыдная кончина есть такое благо, к достижению коего можно отказаться от многих удовольствий жизни. Но тот, кто работает греху и служит страстям, должен знать заранее, что если он не исправится, то сие благо для него потеряно; что под конец жизни, при разлуке души с телом, его ожидают не покой и услаждение, а скорбь и муки. Смерть грешников люта, говорит слово Божие. Те, кто были при кончине людей праведных, видели, что они не умирают, а как бы засыпают и отходят с миром куда-то от нас. Наоборот, смерть грешников мучительна". [3]

Чем ближе человек к природе, тем меньше он боится своего ухода. Часто хорошо умирали крестьяне. Они верили в Бога, трудились на полях, помогали другим, воспитывали достойную смену. Конечно, не обходилось и без греховных поступков. Но они каялись и старались их не повторять.

В их жизни был смысл. И эту жизнь они проживали не зря. Свой уход они воспринимали, как завершение дел на Земле, поэтому и уходили легко.

Часто легко и спокойно умирали ученые, которые посвятили свою жизнь науке. Легко уходят люди семейные, для которых семья - не просто ячейка общества, а смысл жизни.

Священник Сергий Булгаков пережил клиническую смерть во время операции. Позже он описал свои переживания в "Автобиографических записках". Вот что он пишет:

"После страшной муки адского горения, которое было как бы хождением по мытарствам, в котором вскрывались жгучие раны души... прохлада и утешение проникли вдруг в огненную пещь моего сердца... Я вдруг почувствовал, как ничто не отделяет меня от Господа, ибо я искуплен Господом... Небесная, невыразимая на человеческом языке радость исполнила все мое существо... И в тот же миг я почувствовал, как... все, связанное любовью и заботой с сердцем моим... все мои любимые... от меня отделились, куда-то отошли, я умер и оказался за гранью этого мира.

Во мне все светилось особенной радостью. Явилось сознание, что живы и близки одинаково все - и живые, и умершие. Я всех духовно чувствовал с собою... вызывал к себе, как бы ощупывая, духовно лобызал давно, давно умерших, так же как и живых, и была для меня также свобода от чувства места...

Надо всем же царило присутствие Божие. Навсегда я познал, что есть только Бог и милость Его, что жить надо только для Бога, любить только Бога, искать только Царствия Божия..." [3].

Иногда к праведным людям в такие моменты являются святые, чтобы успокоить их.

Церковь часто называет уход праведников из земной жизни не смертью, а успением. То есть, смерть похожа на сон, с той лишь разницей, что при переходе человек засыпает в одном мире, а просыпается в другом. Нормальный переход - это простое и спокойное погружение в приятный, иногда и блаженный, восстанавливающий силы сон.

Однако лёгкость перехода ещё ничего не говорит о будущей судьбе Души. Легкий переход - это милость Господа в трудное время жизни. Солнце тоже равно светит всем людям, хорошим и плохим. Но определение Господа все ещё впереди и все ещё скрыто от ушедшего.

Зависят ли переживания жизни после жизни от того, исповедовал человек какую-то религию или нет? Может быть, все эти его переживания связаны с его религиозным опытом, это своего рода фантазии на вечную тему ада и рая?

Учёные установили, что подобные переживания могут быть различными в зависимости от вероисповедания пережившего этот опыт. Однако не зафиксировано ни одного описания ада или рая, чем-либо напоминающие привычные картины, описанные в религиозных учениях.

Напротив, многие лица подчеркивали, как непохож их опыт на то, что они представляли себе в соответствии с их религиозными взглядами.

Одна женщина рассказывала:

"Я всегда слышала, что когда умираешь, то сразу видишь и рай, и ад, но я не видела ни того, ни другого".

Другая женщина, пережившая не телесный опыт после жестокой травмы, говорила:

"Странная вещь! Согласно моим религиозным представлениям, я всегда думала, что в минуту смерти вы оказываетесь перед прекрасными жемчужными вратами. Но тогда я просто парила вокруг моего собственного физического тела, вот и все! Это было совершенно неожиданно".

Однако интересен и другой факт. Существует масса рассказов людей, не придерживавшихся никаких религиозных верований до пережитого ими. Их рассказы по содержанию не отличаются заметным образом от рассказов людей верующих.

В нескольких случаях встречались люди, которые были когда-то религиозными, но впоследствии, ещё до предсмертного опыта, отошли от религии. После пережитого ими, их религиозные переживания вернулись с ещё большей глубиной.

Другие говорили, что, хотя они и читали некоторые книги религиозного содержания, например, Библию, они никогда не понимали многих вещей, о которых читали до тех пор, пока не пережили предсмертного опыта.

Таким образом, подобные переживания не зависят от вероисповедания человека, а также не зависят от того, верующий человек или нет.

§ 2. Уход грешников
Человек, потративший всю свою жизнь на поиски материальных благ и удовольствий, ни разу не подумавший ни о Боге, ни о собственной душе, счастья так и не находит. Также около него нет людей, по-настоящему любящих его. Уход такого человека, озлобленного на всех и вся, часто бывает очень трудным. К уходу он не готов, поэтому и умирает в отчаянии и страхе.

Человек, переживший временную смерть, мог видеть духов, ожидавших его. Эти духи должны были воздать ему за те страдания, которые он доставил другим людям. После возвращения к жизни, такой человек, как правило, менял своё поведение в лучшую сторону.

О таких видениях написано в одной из христианских книг:

"Перед кончиною завеса, скрывающая невидимый мир, приподнимается уже рукою смерти, и умирающий видит то, что незримо для всех прочих, окружающих его. Праведные, уходящие с миром, видят хорошее, светлое и обретают мир и покой душевный... иногда при умирании праведников бывает свет, аромат, воспринимаемые всеми присутствующими...

А что увидит нераскаянный грешник? Что может предстать ему из духовного мира, кроме духов злобы, с которыми он при жизни вошел в невидимое, но тесное содружество? И сейчас они встретят его, чтобы взять то, что принадлежит им, в свое всегдашнее общество, в тьму кромешную". [3]

Архимандрит Пантелеймон так пишет о грешниках: "Перейдя в загробный мир, все они ясно и в деталях увидят свои грехи на земле. Их будет мучить совесть, которая после смерти станет очень ясной. Их также будут мучить желания, к которым привыкла плоть во время земной жизни, так как удовлетворить их больше нельзя. Они не стремились к духовному, а теперь поздно; и их будет мучить отдаленность от Бога и близость злых духов". [3]

Тяжело страдал перед смертью Вольтер. Он жаловался: "Я оставлен Богом и людьми". Обращаясь к Богу, он просил ещё полгода жизни и обещал стать лучше.

Страшные картины ада видел умирающий Талейран: "Я страдаю, о Боже!"

Такие видения - это последний шанс, который даёт Господь для грешного человека. Это Его призыв понять, что жизнь прожита неважно, и что нужно обратиться к Богу с молитвой. Покаяние и мольба о прощении может успокоить измученную Душу и облегчить её участь.

Конечно, нельзя достоверно знать про человека, грешен он или нет. Скорее всего, это должно быть внутренне самоощущение. В любом случае, у человека, который редко задумывается о последствиях своих поступков, меньше шансов покаяться в них, особенно если смерть приходит к нему внезапно.

Иногда человек может почувствовать, что он действует не по своей воле, как будто кто-то всё делает его руками, что он ведом тёмными силами. Внутреннее его состояние может быть одно, а внешне нечто или некто заставляет вести себя совсем иначе.

Тёмные силы заставляют человека делать не то, что свойственно его природе, не то, что естественно его положению, а то, что нужно этим силам. Чтобы определить такое влияние, надо просто остановиться на секунду и спросить себя: "Конкретно мне - это нужно? Это принесет пользу не только мне, но еще и людям? Не приношу ли я вреда кому-то? Не торможу ли кого своими действиями, мыслями, желаниями?" Анализ и еще раз анализ.

Если в основе действий человека лежит эгоцентризм и эгоизм - это всегда повод задуматься над вопросом: "Это мое личное несовершенство или это внедренные в меня программы?"

Если человек не может справиться с таким состоянием и чувствует, что катится вниз, то лучший и правильный выход для него - уйти в монастырь, чтобы не исполнять роль искусителя.

Поддаться на искушение - это слабость. Слабость можно исправить и Господь в этом человеку поможет. А вот быть искусителем, даже не ведая, что творишь, это отнимать у Господа его детей, то есть травить не только собственную Душу, но и другую Душу.

В монастыре же человек ограничен в своих контактах. Его жизнь подчиняется физическому труду и молитвам. Спасая свою Душу, он спасает и Души других, которых не успел искусить.

§ 3. Уход ребёнка
Уход близкого человека всегда приносит горе, но особенно трудно бывает родителям, потерявшим ребенка. "Почему он, а не я?". "Он был так молод, он только начинал жить". Родители могут считать Бога несправедливым и обвинять Его в жестокости.

Если уход пожилого человека ещё как-то можно объяснить, то уход ребёнка объяснить практически невозможно. Не помогает даже расхожая фраза, что Господь забирает лучших.

Можно посмотреть на эту проблему философски. Если бы со смертью тела, жизнь прекращалась навсегда, то смерть молодого существа была бы не только несправедлива, но и бессмысленна. Но бессмыслицы в нашем мироздании нет, а волю Бога нам знать не дано.

Тема взаимоотношений родителей и детей - это отдельная тема для обсуждения. Мы хотим обратить ваше внимание лишь на несколько моментов.

До 14 лет ребёнок полностью зависит от родителей, как энергетически, так и материально. Он практически не несёт ответственности за свои поступки. Этот факт даже отражён в законодательствах многих стран, где уголовная ответственность за некоторые тяжкие преступления начинается только с 14 лет.

И только по достижении 14 лет ребёнок полностью отвечает за свои поступки. Говоря словами эзотерики, ребёнок, начиная с этого возраста, попадает под действие Законов Кармы. Все его поступки хорошие или плохие, будут иметь определённые последствия.

До 14 лет ответственность за ребёнка несут родители. И если ребёнок уходит из жизни до 14 лет, то с большей степенью вероятности можно сказать, что его уход - это серьёзное предупреждение для родителей, своеобразный толчок к пересмотру своих ценностей, особенно духовных. Нужно внимательно проанализировать свою жизнь и постараться понять, может быть вы что-то делаете неправильно? А сможете ли вы это понять и принять - целиком зависит только от вас.

С 14 лет ребёнок - полностью самостоятельная личность. И за свои поступки теперь отвечает только он сам.

В 1919 году, во время гражданской войны, один писатель встретился с вдовой, недавно потерявшей своего единственного 12-летнего сына. Его поразило спокойное отношение матери к её потере, и она рассказала ему о том, как это произошло.

Сын тяжело заболел, и был момент, когда мать поняла, что ребенок умирает. В отчаянии она вспомнила про великого старца иеромонаха В., жившего в монастыре, на краю города. Она нашла старца в церкви, бросилась к нему и стала умолять его спасти её ребенка. Старец ответил: "Я могу его вымолить. Но возьмешь ли ты на себя все те грехи, которые совершит твой сын потом? А вдруг он станет разбойником или душегубцем?"

Эти слова поразили её и открыли ей то, о чем она раньше никогда не думала. Мать мальчика и старец несколько минут молча, как бы испытывая, смотрели друг на друга. Потом старец ушел в алтарь, а она вернулась домой, где застала мальчика уже мертвым. Женщина закончила свой рассказ словами: "Эта смерть дорогого для меня существа раскрыла для меня двери вечности. Вот почему я так спокойна. Я поняла милосердие Бога". [3]

Часто дети знают, что они умирают. Иногда они говорят об этом не боясь. Во время болезни дети становятся более серьезными, как бы сразу повзрослевшими.

Многие люди, видевшие, как умирают дети, рассказывают, что у детей, как и у взрослых, черты лица незадолго до ухода принимают выражение покоя.

Доктор Кюблер-Росс считает это состояние покоя признаком, предвещающим близость ухода. Дети в это время могут видеть уже умерших, особенно тех, кого они любили.

Однажды сидя у постели тяжелобольного ребенка, она разговаривала с ним. На свой вопрос часто получала ответ: "Нет, мне теперь хорошо, папа и Петя ждут меня". Оказалось, что отец и брат больной девочки умерли раньше.

Есть много и других подобных сообщений. Дети часто видели, что их ждут родные и всегда только те, кто уже умер. В последние часы своей жизни они никогда не видели, чтобы их встречали ещё живущие на Земле родственники

Медицинские сестры, работающие в детских больницах, рассказывают, что дети перед смертью часто беседуют с уже умершими родными или близкими.

Описаны случаи, когда дети видели уже ушедших людей, о смерти которых ещё не знали. Кроме родных, они могут видеть других умерших детей, с которыми они играли, а также ангелов-хранителей. Детям это помогает ознакомиться с местом, куда они идут.

У тяжелобольных детей, в возрасте от двух до семи лет, бывают эпизоды выхода души из тела не только при умирании тела, а иногда и раньше, например, в полузабытьи и во сне. В одном из медицинских журналов описан следующий случай. Девочка, после нескольких эпизодов выхода из тела, рассказывала, как хорошо было все то, что она видела. Её маме это не нравилось. Наконец, девочка рассказала отцу, как она встретила брата, и какой хорошей была их встреча. Кончив рассказ, она добавила: "Только ведь у меня никогда не было брата". Её отец начал плакать и сказал ей, что у нее действительно был брат, но он умер за три месяца до её рождения, и они никогда не говорили ей о нем.

Больные дети обычно очень боятся одиночества. Они просят маму или медсестру не уходить. А потом вдруг ребенок говорит маме с заботливостью взрослого человека: "Мама, пойди домой, отдохни, я теперь не один". Может быть, ребенок видит ушедшего отца или брата и знает, что они ждут его и помогут ему.

Если мать или отец больного ребенка уже ушли, можно сказать ему, что они ждут и встретят его.

Иногда случается, что родители старались ни на минуту не оставлять больного ребенка одного, но он ушёл, когда они отлучились на короткое время, а их известили из больницы по телефону. Родители будут чувствовать себя виноватыми - ребенок был покинут в самое трудное для него время. Вы можете облегчить их горе, объяснив, что он ни на секунду не оставался одиноким, что он все время был окружен заботой и любовью.

Как и чем можно облегчить горе родителей? Как это ни трудно, горе нужно принять и изжить. Другого пути нет. Обо всём этом мы могли прочитать в предыдущей главе.

В одном из сборников статей доктор Кюблер-Росс приводит рассказ одного старого и мудрого человека. Двухлетний мальчик, его внук, утонул в бассейне соседа. Тело отвезли в покойницкую ближайшей больницы. Через 24 часа после смерти ребенка старик посетил родителей мальчика. Его сын и невестка сидели за столом, курили и молча смотрели на стоявшие перед ними стаканы остывшего кофе. Они буквально онемели от горя и сидели неподвижные и без мыслей. Пришедший понял, что происходит, и обратился к ним: "Ребенок в морге. Отнесите туда одежду и оденьте его. Сами оденьте, не поручайте другим". Родители послушались, и это было началом изживания их горя. [3]

Облегчить горе родителей может искреннее сочувствие и теплая задушевная беседа, особенно если родные смогут понять истинный смысл ухода ребенка. Им наверняка станет легче.
§ 4. Момент ухода
Думая об уходе, мы чаще всего представляем себе процесс оставления Душой тела, как какой-то короткий момент или мгновение. Конечно, переход может быть и моментальным. Однако при естественном уходе, когда больной или старый человек умирает в своей постели, этот процесс занимает какое-то время. В христианской литературе тоже пишется не о моменте, а о часе смертном.

Нужно понять, что переход - не момент, а процесс, занимающий некоторое время. До какой-то стадии перехода Душа иногда может вернуться в тело.

Людям, находящимся вблизи умирающего, нетрудно увидеть, что этот переход уже начался. Тело стало неподвижным, дыхание прекратилось. Многие видят, что лицо умирающего стало спокойным и серьёзным, даже когда больной умирал в состоянии депрессии и раздражения

Последние стадии терминальной болезни могут принести тяжкие страдания. Обычно в последние часы и даже дни земной жизни страдания прекращаются. Боль исчезает, и все неприятное уходит.

Ученые-медики, изучавшие феномен жизни после жизни, описывают три стадии перехода.


1. Потеря зрения.
2. Потеря чувствительности, включая потерю способности чувствовать боль.
3. Полное расслабление с прекращением дыхания, кровообращения и регистрируемой мозговой деятельности.

Когда вы стоите рядом с умирающим, вы ясно можете почувствовать, что происходит что-то невидимое и необъяснимое.

Когда переход уже очень близок, в сознании умирающего постепенно тускнеют картины земного мира и на их место приходят картины другого мира. Восприятие и мысли становятся яснее, а чувства острее. Человек все ещё в этом мире, но он видит что-то новое, вам недоступное. В богословской литературе это называется "духовным зрением".

При умирании духовное зрение часто открывается ещё до перехода. Все ощущения земного мира постепенно слабеют и угасают. Одновременно начинают восприниматься образы тонкого мира, с каждой минутой всё реальнее и ярче.

Это тоже своеобразный дар Господа. Он показывает умирающему, что мир, в который человек вступает, также реален как и земной. И что не нужно бояться ни этого мира, ни перехода в него.

Доктор Кюблер-Росс сообщает, что больничные сиделки часто слышат разговоры умирающих стариков со своими ранее умершими друзьями.

В одном случае умиравшая вдруг сказала своей сестре: "О, как их много: там и Фред и Руфъ... что они там делают..." Она ещё не знала об уходе Руфи, скончавшейся неделю тому назад.

<< Пред. стр.

стр. 6
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>