<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Душа покидает тело, когда оно ещё живет. Об этом пишут многие, в том числе и один православный богослов в "Сергиевских листках" 1930 - 1931 годов. Вот его слова:

"Тело ещё борется со смертью, а Душа уже свободна, она уже вне тела и парит вблизи... Это объясняет те не редкие случаи, когда Душа, в форме земного тела, появляется вдали от тела своим любимым людям. Душа умирающего стремится к близким, и тогда муж может ощутить присутствие любимой жены или мать - присутствие сына, умирающих в это время вдали от них. Это происходит перед наступлением смерти". [3]

Сознание умирающего постепенно отрывается от нашего мира. Слабеет зрение, слабеет слух, всё вокруг становится неважным и неинтересным. Внимание всё больше обращается к новым образам. Человек видит и воспринимает что-то нездешнее. Он уже примирился и готов покинуть этот мир и перейти в другой.

Книга Мертвых советует в этой время не бороться, не стараться что-то делать, а спокойно наблюдать, как умираешь, и ждать появления света. Христианство советует молиться. При спокойном ожидании и наблюдении не будет никакого страха.

В то же время чрезмерные эмоции родных могут помешать человеку тихо и спокойно перейти в вечность.

Есть сообщения, что больные, несколько раз возвращенные к жизни усилиями врачей, просили больше не делать этого. Они видели, что "там" хорошо, и они просят отпустить их.

Одна из умиравших просила больше не молиться о её выздоровлении. Несколько раз дыхание её останавливалось, но её возвращали назад к жизни. Наконец пришел день, когда она попросила родных перестать молиться за неё. Родные перестали молиться о сохранении её жизни, и она скоро умерла.

Сам переход неощутим и безболезнен. Если смерть наступила в результате тяжелой травмы, то человек может испытывать мгновенную боль. Сознание сразу отключается. Боль быстро исчезает и появляется чувство парения и лёгкости.

Некоторые люди слышат легкий шум в голове, звон колокольчиков или тихую музыку. Может быть мимолетная потеря сознания, но затем вдруг человек начинает очень ясно воспринимать окружающее, но уже совсем по-иному.

Иногда первым ощущением бывает выход души из тела. Доктор Кюблер-Росс пишет, что все мы, умирая, почувствуем отделение нашего бессмертного "Я" от его временного дома - физического тела. Одна из умиравших женщин сказала: "Я выхожу, а тело - пустая оболочка".

Иногда переход настолько незаметен, что человек может некоторое время не понимать, что происходит. Он все ещё продолжает считать себя живым. Некоторые слышат, что врачи объявляют его мертвым, но его сознание это не фиксирует. Поэтому в первые минуты мысль о собственном уходе в голову не придет.

Через какое-то время он начнет замечать, что происходит что-то странное. Он не стоит на земле, а парит в воздухе, видит в стороне, отдельно от себя свое собственное тело... и постепенно приходит мысль: "А не умер ли я?"

Иногда может прийти минутный страх или чувство одиночества, но они быстро проходят. Одиночества в другом мире нет. Его встретят ранее ушедшие родные и близкие. Очень скоро появится его ангел-хранитель, который может сказать: "Я помогал тебе до этой стадии твоей жизни, а теперь я передам тебя другому".

Доктор Кюблер-Росс в одном из своих докладов сказала: "Мы не можем быть одни: ангелы-хранители, "помощники", умершие любимые, бывшие с нами при жизни на земле, встретят нас и помогут нам. Все мы пройдем через это. Это должны будут пережить все люди. Эти ощущения появляются тогда, когда уже нет никаких признаков жизни". [3]

Человек, переступив порог, видит людей, слышит их слова, может попытаться помочь им или что-то сказать, но скоро убеждается, что его не замечают. Войти в контакт с живущими он не может.

После перехода меняется не только отношение души к окружающему. Какие-то изменения происходят и с ней самой.

В мифах Древней Греции Харон перевозил умершего через реку забвения - Лету, и, вступая в царство теней, умерший забывал всё, что случилось с ним за время земной жизни.

Теперь мы знаем, что это не совсем так. Всё вечное и главное сохраняется, но Душа теряет интерес ко всему материальному и земному. Этому есть много свидетельств. Душа, вышедшая из тела во время клинической смерти, смотрит на это тело и на то, что с ним делают без каких-либо эмоций.

Доктор Кюблер-Росс тоже говорит о таком угасании эмоций. Не только умерший теряет интерес к окружающему, но и люди, бывшие вблизи него, тоже иногда теряют эмоциональную связь с ним. Кюблер-Росс часто присутствовала при уходе детей. "Я была близка к моим больным, - говорит она, - и через минуту после их смерти я больше не чувствовала к ним ничего, это была только пустая оболочка. И они больше не нуждались во мне. Любимого больного в теле не было". [3]

Когда человек понимает, что он умер, он ещё не знает, куда идти и что делать. Некоторое время его Душа остается вблизи тела, в знакомых ей местах. Согласно христианскому учению первые два дня Душа сравнительно свободна. Потом она перейдет в иной мир, но в эти первые минуты, часы и дни она может посетить дорогие ей места на Земле и людей, бывших ей близкими.

Человек скоро начинает видеть, что у него все ещё есть тело, хотя несколько другое, чем то, которое он покинул. Некоторые видели себя в их обычном земном облике, иногда в более молодом возрасте. Почти все воспринимали своё новое тело, как нечто неосязаемое и нематериальное. Его трудно описать. В новом теле исчезнут все физические недостатки. Люди, которые в земной жизни были слепыми, снова обретут зрение. Глухие снова начнут слышать.

Душа сохранит всё то, что достойно для сохранения. Останутся и все её основные качества и индивидуальные черты. В другом мире человек будет развиваться в том направлении, которое он начал на Земле - к добру или злу.

Непосредственно после перехода личность имеет тот же уровень сознания, как и при умирании тела. Но её рост будет идти с большой силой.

Об этом пишет архиепископ Лука: "Наш внутренний трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, глубине и долготе. То, что непостижимо земным умом, станет понятно озаренному Христовым Светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека" . [3]

§ 5. Внезапный переход
Душа может покинуть тело внезапно в результате аварии или несчастного случая, а также под влиянием сильных эмоций. Часто уход провоцируется внешним воздействием на психику человека - угрозой или внушением.

Сильное и неожиданное переживание может привести к моментальной смерти. "Умер от испуга" - не только оборот речи. На войне солдат может умереть в момент близкого разрыва снаряда, не получив никаких повреждений. Человек может также уйти из жизни в приступе глубокого горя или даже при неожиданной большой радости, в момент любого мелкого, но острого ощущения, связанного с опасением или ожиданием чего-то неприятного.

Один из таких случаев описывает доктор Раймонд Моуди. Его пациент, крепкий мужчина средних лет, получал раз в неделю внутримышечные инъекции. Их можно делать безболезненно, вкалывая иглу в момент шлепка ладонью по ягодице. Шпепок не сильный, должен быть очень острым и коротким. Боли нет, но от неожиданности больной может вздрогнуть.

Его пациент уже получил две или три такие инъекции, но каждый раз был беспокоен, ожидая этого безобидного укола. При его последнем визите к врачу, получив укол, он упал ничком на пол без дыхания и без пульса. Доктор в тревоге бросился поворачивать его на спину, чтобы делать сердечный массаж, но он вдруг вздохнул, и через несколько минут они уже мирно и посмеиваясь беседовали о происшедшем. Доктор не придал всему этому никакого значения - простой обморок.

Через два дня доктор уехал в месячный отпуск. Следующую инъекцию делал его заместитель. Произошло то же самое, что и после предыдущей инъекции. Больной упал, но на этот раз к жизни уже не вернулся.

В книге "Откровенные рассказы странника" описан следующий случай. Крестьянский обоз подъехал к проточному пруду с ледоходом. Молодой крестьянин захотел выкупаться и начал раздеваться. Его отговаривают, не пускают. Он вырывается. "Ах так, ну вот тебе!" - и, шутя, обливают его холодной водой из ведра. Он вскрикивает: "Ах, как хорошо", - спокойно ложится на землю и умирает. Вскрытие причин смерти не установило. [3]

Мишель Монтень в первом томе своих "Опытов" описывает такой случай. Шла война короля Фердинанда со вдовою венгерского короля Иоанна. В битве при Буде немецкий военачальник Рейшах увидел вынесенное из схватки тело какого-то всадника, который сражался на глазах у всех с отменною храбростью. Рейшах решил узнать, кто же всё-таки этот всадник. С убитого сняли доспехи. Обнаружилось, что это его собственный сын. Все вокруг него начали плакать. Он же не промолвил ни слова, не проронил ни слезы. Выпрямившись во весь рост, он так и стоял с прикованным к мертвому телу взглядом. Сила его горя была так велика, что он, оцепенев, упал на землю замертво.

Если говорить об ощущениях, то внезапный переход происходит также как и обычный, мирно и спокойно.

Большинство людей умирает после длительной терминальной болезни. Постепенно угасая, человек имеет время подумать, понять и в какой-то степени подготовиться. Как правило, при внезапном переходе у Души не бывает времени, чтобы подготовиться к нему.

Люди, верящие в Бога и в бессмертие души, боятся скоропостижного ухода. Они боятся не столько самого ухода, сколько ухода Души из тела без покаяния, без молитвы, без примирения с Богом.

М. Лодыженский пишет в своей книге "Свет Незримый":

"Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием из всего... Смерть - это, в своём роде, главнейший экзамен человеку... насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти... сделало его легким или даже радостным..." [3]

Нужно поблагодарить Бога, если переход не застал нас врасплох, и нам было дано время подумать и приготовиться.

§ 6. Самоубийство
Есть ли какие-то отличия в переживаниях тех, кто умер естественной смертью, и тех, кто покончил жизнь самоубийством?

Можно сказать, что переживания самоубийц, возвращенных к жизни на земле, носили далеко не радостный характер. Мужчина, покончивший с собой после ухода любимой жены, попадает в такие ужасные условия, что не находит слов для их описания.

Как сказала одна женщина, "если вы покидаете этот мир со страдающей душой, ваша Душа будет страдать и там". Это говорит о том, что конфликт, который человек пытался разрешить путем самоубийства, остается и в жизни после жизни, но появляются новые трудности. В другом мире он уже ничего не сможет сделать для решения своих проблем, и, кроме того, ему приходится видеть трагические последствия совершенного им.

Один человек, подавленный уходом своей жены, застрелился, "умер", но потом был оживлен. Он рассказывает: "Я не попал туда, где была моя жена. Я попал в ужасное место... Я немедленно увидел, какую ошибку совершил... Я подумал, - я хотел бы, чтобы это не было сделано мною".

В результате своих действий самоубийцы испытывают сильные страдания. Своим поступком они причинили горе другим. Они плачут, просят прощения у тех, перед кем они виноваты, но их не слышат.

Другие, испытавшие это неприятное состояние, говорили, что им казалось, что они обречены на долгое пребывание в таком положении. Они говорили о том, что самоубийство - большое несчастье, которое сопровождается жестоким наказанием. Наказание за то, что человек преждевременно захотел освободиться от исполнения определенного жизненного предназначения.

По мнению Канта, самоубийство есть действие, противоречащее Божественному, действие против своего Создателя. Господь, как любящий Отец, обеспечил своих детей всем необходимым - природой, жилищем, едой, водой, воздухом, а также определённым телом. Убивая своё тело, человек отвергает дар Господа.

Один человек, который пережил предсмертный опыт во время несчастного случая, говорил следующее: "Пока я был там... я отчетливо ощущал, что есть две вещи, совершенно запрещенные для меня, - убить себя и убить кого-либо другого... Если бы я совершил самоубийство, это означало бы, что я швырнул бы Божий Дар Ему в лицо... Убить кого-либо другого, - означает помешать Божественному замыслу в отношении этого человека".

Святой Фома Аквинат высказывал убеждения, что жизнь есть Божественный дар, и что лишать её есть божественная прерогатива, а не человеческая.







Глава 9. После ухода

§ 1. Состояние Души сразу же после ухода
Что же происходит с Душой после того, как она оставляет своё тело? В данной главе мы пока ещё будем опираться на рассказы людей, побывавших в состоянии клинической смерти. А в следующих главах мы приведём совершенно новую информацию.

Через какое-то время человек начинает ощущать себя отдельно от физического тела. Он видит свое собственное тело на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками врачей вернуть его к жизни. Боль, если она и была, практически сразу исчезает.

В этот момент человек может пережить потрясение, так как он вдруг видит свое тело со стороны как посторонний наблюдатель. Для многих это настолько серьёзное потрясение, что даже пережив его, они не могут понять и признать, что это связано с их смертью.

Большинство людей отмечают, что сначала они испытывают отчаянное желание возвратиться в свое тело, но не знают, как это можно сделать. Другие рассказывают, что они испытали очень сильный панический страх или внутренний протест против происходящего.

Проходит некоторое время, и до человека начинает доходить его нынешнее состояние. Он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению.

Человек с радостью обнаруживает, что, несмотря на то, что его тело лежит без дыхания, он по-прежнему остаётся жив. Сознание, если и терялось, то совсем ненадолго. Он продолжает видеть и слышать всё происходящее.

Один врач спрашивает своего пациента о том, как он умирал: "А в какой момент вы потеряли сознание?" Пациент с раздражением отвечает: "Я никогда не терял сознания. Я все видел и помню". Продолжая свой рассказ, он говорит: "... и я сперва не знал, что это мое тело, над которым они трудились, мне и в голову не приходило, что я мертв... никакой боли... смерти бояться нечего". [3]

Далее человек замечает, что он обладает новым телом, которое отличается от тела, которое он оставил. Он начинает осознавать существование своего нового тела тогда, когда понимает ограниченность его возможностей. Часто человек хочет пообщаться со своими близкими, но вскоре замечает, что его никто не слышит и не видит. Нередко в таком состоянии человек испытывает чувство глубокой изоляции и одиночества.

Также он замечает, что новое тело не такое плотное, как его старое тело. Новое тело позволяет проходить также через любые стены и двери. Физические объекты, окружающие его, с легкостью проходят сквозь него, и он не может взять какой-либо предмет. Также новое тело не имеет веса.

Перемещение в пространстве становится довольно лёгким, почти мгновенным. Испытавшие это говорят не о полете, а о моментальном перемещении: "Это чисто мыслительный процесс и очень приятный. Захотел - и я там".

Почти все отмечают, что когда находишься вне тела, времени не существует или оно не фиксируется.

Слух и зрение не пропадают. Они даже становятся более совершенными по сравнению с жизнью в физическом теле. Человек в новом теле даже может читать мысли других людей.

Часто человек встречает души других людей. Он может с ними разговаривать. Однако этот разговор происходил мысленно, без участия органов речи. Но все друг друга хорошо понимали.

Со временем чувство одиночества проходит. Окончательно оно исчезает, когда на помощь приходят души других людей. Душа, перешедшая в другой мир, встречает и каким-то образом безошибочно узнает тех, кого она знала на Земле. Она встречает только тех, кто был ей близок. Это души уже умерших родственников и друзей. Ни в одном рассказе не описывается встреча с ещё живущими людьми.

Родственники помогают ушедшему адаптироваться в новом мире, а также иногда сообщают, что час его смерти ещё не наступил, и он должен вернуться в свое физическое тело. Иногда люди называют такие души "ангелами-хранителями".

Если человек задаёт вопросы, то пришедшие ему на помощь души стараются успокоить его и уверить, что всё будет хорошо. Таким образом, человек перестаёт чувствовать себя одиноким.

Одна женщина рассказывает, что видела своих родственников, которые приветствовали её и пожимали ей руки. Они были одеты в белое, радовались и были счастливыми... "и вдруг повернулись ко мне спиной и стали уходить, а бабушка обернулась через плечо и сказала: "Мы увидим тебя позже, не на этот раз". Бабушке, когда она умерла, было 96 лет, а она выглядела... ну, на 40 - 45, здоровой и счастливой".

Есть рассказы о том, что люди видели нечто похожее на большой научный центр. В громадных залах в полном самозабвении трудятся люди. Кругом сложные машины, диаграммы и чертежи. Как будто идёт какое-то сложное исследование.

Иногда люди видят то, что они ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, патриархов. Индусы видят индусские храмы. Неверующие видят фигуры в белом, юношей, иногда ничего не видят, но чувствуют чьё-то присутствие. Они могут также видеть свет. Но, в любом случае, они не хотели возвращаться к жизни на Земле.

Христианское учение обещает встречу с ушедшими близкими и учит, что Душу очень скоро встретит ангел-хранитель, которому нужно молиться при жизни. Ангел будет направлять и сопровождать душу при её первых шагах в новом мире.

Большинство людей описывает своё новое состояние как исключительно приятное и светлое. Чем дольше человек находится вне тела, тем ярче его переживания. Женщина, которую вернули к жизни после сердечного припадка, так описывает своё состояние: "Я начала испытывать совершенно необычные ощущения. Я не чувствовала ничего, кроме мира, облегчения, именно покоя. Я обнаружила, что все мои тревоги исчезли, и я подумала про себя: "Как покойно и хорошо, и нет никакой боли". [2]

Почти все имевшие подобный опыт говорили о мире и покое. Они были окружены любовью и чувствовали себя в безопасности.

Однако есть единичные рассказы о том, что некоторые выходили не в свет, а в "тусклую тьму", в "серый сумрак", в темноту. Есть рассказы об отталкивающих фигурах, озере огня и так далее.

Есть свидетельства одного пациента, который во время остановки сердца попал в место, напоминающее ад. В процессе оживления он несколько раз приходил в себя, но сердце снова останавливалось. Когда он был в нашем мире и обретал дар речи, он все ещё видел то место. Он был в панике и просил врачей продолжать оживление. Эти процедуры болезненны, и, обычно, больные, возвращаясь к земной жизни, просят прекратить их.

Христианские писатели предупреждают, что злые духи могут принимать любую форму, чтобы, давая лживые советы, направить душу на неверный путь. Мы вернемся к этому вопросу немного позже.

Также человек может услышать какой-то шум, иногда неприятный. В некоторых случаях это может быть негромкая мелодичная музыка.

Часто, одновременно с шумовым эффектом, у людей возникает ощущение движения с очень большой скоростью через какое-то темное пространство - туннель.

Часто вернувшиеся к жизни, не могут точно подобрать слова для описания событий, которые с ними происходили. Эти события лежат вне человеческого опыта, и поэтому людям действительно трудно описать происшедшее. Многие подчеркивают это. "Просто нет слов, чтобы выразить то, что я хочу сказать. На Земле такого нет. В нашем языке нет таких слов. Это не наш мир трех измерений".

Одна женщина описала это в очень сжатой форме так: "Для меня настоящая проблема попытаться вам сейчас это объяснить, потому что все слова, которые я знаю, являются трехмерными. В то же время, когда я это переживала, я не переставала думать: "Ну вот, когда я проходила геометрию, меня учили, что существуют только три измерения, и я всегда этому верила. Но это неверно. Их больше.

Да, конечно, наш мир, в котором мы сейчас живем, - трехмерный, но мир иной совершенно определенно не трехмерен. И именно поэтому так трудно рассказать вам об этом. Я должна описать вам это в словах, которые являются трехмерными. Это наилучший способ объяснить, что я имею в виду, но и это объяснение не вполне адекватно. Практически я не могу передать вам полную картину". [2]

Во всех рассказах о пережитом опыте умирания имеется поразительное сходство, несмотря на то, что рассказчики - совершенно разные люди.

После перехода происходит какое-то изменение в эмоциональной сфере личности. Она теряет интерес к своему телу и к тому, что с ним происходит.

Никто не жалел о материальных потерях, но оставалась любовь к родным, забота о покидаемых детях, иногда даже появлялось желание вернуться назад, несмотря на то, что "там" лучше, чем на Земле.

Однако никаких коренных изменений в характере личности сразу не происходит. Она остается той же, что и была. В другом мире она увидит и осознает много совершенно для нее нового, но у неё пока не появляется какое-то высшее знание или понимание.

Конечно, в другом мире личности предстоит познать много нового, но во время перехода и сразу после него она остается такой же, какой была в земной жизни. Она видит и понимает происходящее так же, как и раньше, иногда очень примитивно и наивно.

§ 2. Светящееся существо.
Многие возвращённые к жизни описывают удивительную встречу со светящимся существом, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой они никогда не встречали. Вышедшая из тела Душа в присутствии Света испытывает его неописуемую любовь и чувствует, что она в безопасности.

Вот как описывает свои переживания один пациент:

"В присутствии Света вы испытываете неописуемую любовь и безопасность. Это трудно передать. Свет - абсолютная любовь. В Его присутствии вы понимаете, чем вы могли бы быть".

Также почти все утверждают, что существо обладало личностью.

Человек ощущает неотразимое влечение к этому свету и необъяснимым образом притягивается к нему. Человек в его присутствии чувствует полное облегчение и тепло. Свет всегда приносил любовь, понимание и покой.

Описания потустороннего света очень интересны. Это не тот солнечный свет, к которому мы привыкли на Земле. Тем, кто пытался описать этот свет, было трудно найти слова:

"Это был не свет, а отсутствие тьмы, полное и совершенное. Этот свет не создавал теней, было просто отсутствие темноты. Свет не был виден, но он был всюду, вы были в свете" [4]


Святой Григорий Палама писал:

"Во время мистического созерцания человек видит не интеллектом и не телом, а духом; он знает с полной уверенностью, что сверхъестественно воспринимает свет, который превосходит всякий другой свет, но он не знает, каким органом он воспринимает этот свет". [3]

В священных книгах пишется, что люди воспринимают этот свет тогда, когда они видят или чувствуют присутствие небесных духовных сил. Этот свет сиял при крещении Иисуса Христа, при Его воскресении, при преображении на горе Фавор.

Когда фигуры Богоматери, ангелов, святых являются живущим на Земле во сне или наяву, они всегда окружены светом, часто ослепительно ярким светом.

Свет понимают по-разному. Люди религиозные считают свет Иисусом Христом. Интересно, что в "Тибетской Книге Мертвых" тоже пишется про встречу со светом и что, приближаясь к свету, нужно стараться чувствовать только любовь и симпатию.

Интересное описание есть в Новом Завете Библии в книге "Деяния Святых Апостолов", глава 26, где апостол Павел рассказывает о своём обращении в христианство. Он преследовал христиан до своего знаменитого видения и откровения по дороге в Дамаск. Вот как описывается этот свет:

13.9среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мной.

14.9Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: "Савл, Савл! ("Павел, Павел!") что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна".

15.9Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь.

16.9Но встань и стань на твои ноги; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе,

19. Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению,

24.9Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: ты безумствуешь, Павел! большая учёность доводит тебя до сумасшествия.

25.9Нет, достопочтённый Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.

Когда Павел пробует рассказать о своём видении, над ним смеются, называя его безумцем. Тем не менее, видение изменило течение всей его жизни. Он с тех пор стал ведущим проповедником христианства и вел жизнь, исполненную любви к людям.

Мотовилов писал о Серафиме Саровском, что, когда тот молился, Мотовилов не мог смотреть на него. Свет, исходивший от лица святого Серафима, ослеплял его.

§ 3. Первый суд
Вскоре после своего появления светящееся существо начинает разговаривать с пришедшим человеком. Часто люди утверждают, что они не слышали никаких звуков, исходящих от существа. Происходила непосредственная передача мыслей. Хотя это общение происходило не на родном языке человека, однако он всё прекрасно понимал.

Одна женщина так описывает свои впечатления:

"Когда пришел Свет, Он спросил меня: "Что ты сделала в своей жизни? Что ты можешь показать Мне?"

И тогда начали появляться эти картины. Они были очень ясные, трехмерные и в красках. И они двигались. Перед моими глазами прошла вся моя жизнь. Вот я ещё маленькая девочка. Потом я вышла замуж. Дольше всего стояло перед глазами время, когда я приняла Иисуса Христа. Это было много лет тому назад".

Она продолжает: "В каждом эпизоде, а Свет выбирал их, Он показывал мне самое главное. Он не обвинял, а как бы наставлял меня, что нужно учиться любви и просто учиться, приобретать знания, потому что это непрерывный процесс, и я буду продолжать его после того, как Он во второй раз придет за мной. Свет сказал, что на этот раз я вернусь назад" [2]

Таким образом, светящееся существо задает человеку вопросы, позволяющие ему оценить свою жизнь: "Подготовлен ли ты к смерти?", "Готов ли умереть?", "Что сделал в своей жизни, что можешь показать мне?", "Что значительного было сделано в твоей жизни?".

Эти вопросы задаются без осуждения. В них чувствуется только любовь и поддержка вне зависимости от того, каким может быть ответ. Содержание вопросов заставляет человека заново подумать о цели и смысле своей жизни.

Также существо из света показывает ему картины важнейших событий его жизни, проходящие перед мысленным взором человека, часто в обратном порядке. Единственное намерение существа из света - помочь человеку проанализировать пройденный им путь, извлечь из всего пройденного определённые уроки.

Во время просмотра светящееся существо подчеркивало, что в жизни самыми важными являются две вещи: научиться любить других людей и приобретать знания, то есть избавляться от невежества.

Одна женщина рассказывала:

"Свет показывал мне самое главное. Он не обвинял, а как бы наставлял меня, что нужно учиться любви и просто учиться, приобретать знание, потому что это непрерывный процесс, и я буду продолжать его после того, как Он во второй раз придет за мной".

Здесь может возникнуть вопрос, какие знания нужно приобретать? Ведь известно, что знания не всегда идут человеку на пользу. В "Поучении" Фомы Кемпийского есть такое предостережение:

"Каждый человек желает получить знание, но что значит это знание без страха Божия... Чем больше и чем лучше твое познание, тем строже ты будешь судим, если с ростом твоего познания не возрастает твое благочестие". [3]

Библия говорит также словами апостола Петра во втором его послании (3, 18):

"...но возрастайте в благодати и познании нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и теперь и в вечный день. Аминь".
Отцы Церкви также учат познавать Бога в Его творениях.

Также человеку даётся понять, что важны не личные достижения, а любовь к Богу и людям.

Существо показывает на примерах самого человека, когда он был эгоистичен по отношению к другим людям, а также случаи, в которых человек действительно проявлял любовь. Оно указывает, что человек должен стремиться помогать людям, стремиться быть лучше. Свет не обвинял и не хвалил, а объяснял и учил.

Также большое внимание уделяется эпизодам, связанных с получением знаний. Стремление к учению остается и после ухода. Это постоянный процесс и он продолжается вечно.

Профессор Войно-Ясенецкий в своей книге "Дух, Душа и Тело" описывает известный ему случай. Адмирал Бофр рассказал, что, когда он тонул, он видел "...детство, проказы, время, потраченное зря, прежнее плавание с кораблекрушением; все это в панораме, причем, каждый шаг мой являлся предо мною, сопровождаясь сознанием правильности или неправильности его, с точным пониманием его причины и следствия. Многие маленькие приключения моей жизни, на самом деле уже забытые, предстали пред моим духовным взором в полной ясности". От падения в воду до извлечения прошло всего две минуты. [3]

Вот ещё один пример:

"Теперь я думаю, что голос понял, что я не готов к смерти. Он как бы проверял меня. Но с того момента, когда Свет начал говорить, мне стало очень хорошо; я чувствовал, что я в безопасности и меня любят. Любовь, шедшая от Света, была невообразимой, неописуемой". [2]

Когда один из фарисеев-законников спросил Иисуса Христа о наибольшей заповеди в Законе, Иисус Христос сказал ему (Евангелие от Матфея 22,37-40):

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки".
Иисус Христос учил, что самое главное во время жизни на Земле - учиться любить. Без любви даже полезные и добрые дела не принесут пользы Душе.

С того прошло много времени, но и сейчас, в наше время, Свет, являясь Душам умерших людей, учит тому же.

Развитие Души, особенно в отношении духовных способностей к любви и познанию, не прекращается со смертью тела. Напротив, оно продолжается и в других измерениях Бытия, причем, ещё с большей интенсивностью.

Рамачараки в своей книге "Философия йогов" пишет:

"В то время как "Я" медленно выходит из физического тела, вся жизнь личности от детства до старости проходит перед его мысленным взором... картина за картиной, быстро сменяя одна другую, проходят перед его сознанием, и многие вещи становятся понятными уходящей душе... выясняется смысл многого происходившего... Душа... понимает всю свою только что законченную жизнь, потому что она видит её всю целиком. Эти видения имеют характер яркого сна, но оставляют глубокое и незабываемое впечатление; они сыграют свою роль в будущем". [3]

Христианство всегда учило, что вскоре после смерти тела Душа приходит на первый суд. Каждый из нас после своего ухода увидит всю свою прошедшую жизнь и сможет оценить её. Мы увидим не только наши дела, но и их последствия. "В окончании человека открытие дел его" (Сирах 2, 27).

Протоиерей Сергий Булгаков пишет о первом суде: "После конца земной жизни - частный суд. Это скорее самосознание, самосуд, нежели судебный приговор, это суд совести пред лицом Бога". [3]

Просмотр своей земной жизни, о котором рассказывают возвращенные к жизни люди, это и есть частный суд, суд собственного сознания. По сути, это не суд, а самооценка своей жизни на земле, помощь Господа Душе, вступающей во вторую часть своей жизни.

Душе показывают все её поступки, мысли, чувства, а также их последствия для других людей. При виде своих дел, принесших страдание другим людям, могут явиться угрызения совести, огорчение и желание исправиться.

На этом первом суде Душа чувствует себя обнаженной. Обман и утаивание не возможны. При жизни мы многое скрываем, а здесь видно всё, включая мысли и намерения. Видны и мотивы: если что-либо делалось по любви к другим, Душа радуется, если по эгоистическим мотивам, она стыдится.

Видя Свет, Душа испытывает радость и блаженство. Свет - это любовь, понимание и сочувствие. В Его присутствии невозможны зависть, гнев, ненависть, невозможны никакие негативные эмоции.

Первый суд подводит итоги, оценивает сделанное за время земной жизни, показывает душе её ошибки и направляет её на правильный путь.

§ 4. Возвращение
В какой-то момент человек обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, которая разделяет земную и последующую жизнь.

В этот момент человеку даётся возможность выбора - остаться в другом мире или вернуться в земную жизнь. Светящееся существо может спросить: "Готов ли ты умереть?" Иногда человеку против его желания приказывают вернуться на Землю. Душа его уже успела привыкнуть к чувству радости, любви и покоя, но её время ещё не пришло.

Довольно часто человек сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Несмотря на свое нежелание, он, тем не менее, каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни.

Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим, но ему трудно это сделать. Ему трудно подобрать соответствующие слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он сталкивается с насмешками и недоверием.

Тем не менее, пережитые события оказывают глубокое влияние на жизнь человека и особенно на его представления о жизни и смерти.

Большинство этих людей считают пережитое не каким-то сном, а действительно реально пережитым событием. Все уверены, что пережитое и описанное ими произошло на самом деле.

Многие после пережитого опыта стали чувствовать себя более уверенными, чувствовать, что их жизнь стала глубже и содержательнее. Человек как будто повзрослел, для него открылся новый мир, о существовании которого он даже не подозревал.

Один человек так описывает своё состояние после возвращения:

"С того момента, как это случилось, я всегда думаю о том, что я сделал в своей жизни и что должен буду делать дальше? Я стал задумываться: а как я жил? Хорошо ли я жил: для всех или только для себя?

Раньше я реагировал на что-либо просто импульсивно, теперь же я стал всё взвешивать. Теперь мне кажется, что любой поступок, любое дело следует сначала хорошенько обмозговать, а потом совершить. Теперь я стараюсь строить свою жизнь на более значимых делах, на том, что приносит радость и душе и сердцу. Я стараюсь избегать предубеждений и не осуждать людей. Я стараюсь делать только добро, потому что это хорошо для всех, а не только для меня. И мне кажется, что я стал теперь гораздо лучше разбираться в жизни. Я чувствую, что обязан этим тому, что со мной произошло, то есть, своему опыту смерти, тому, что я тогда увидел и пережил". [2]

Другой человек говорил следующее:

"Наш разум гораздо более важная часть нас, чем вид и форма нашего тела. После того, как это произошло со мной, разум стал меня интересовать больше, чем тело. Тело является только оболочкой для разума. Теперь меня не беспокоит, как я выгляжу. Самое важное в человеке - это сознание, его разумное начало".

Одна женщина говорит почти то же самое:

"Это сделало для меня жизнь гораздо более ценной".

Иногда после таких событий человек начинает задумываться о том, что его предназначение на Земле - научиться любви к ближнему.

Главный результат для людей, переживших смерть и вернувшихся к земной жизни - это осознание того факта, что не нужно бояться смерти, а состояние смерти - это не дверь за семью печатями. Многие считают, что Господь специально послал им эти испытания, чтобы они избавились от страха смерти.

В заключении хотим привести отрывок из одного свидетельства, которое содержит большую часть тех эпизодов, которые обсуждались выше. Кроме того, в данном повествовании имеется один уникальный момент: светящееся существо заранее говорит человеку о неминуемой смерти, но впоследствии решает сохранить ему жизнь.

"В то время, когда оно произошло, я страдал жестокими приступами бронхиальной астмы и эмфиземы; такие приступы у меня бывают и сейчас. Однажды, во время сильного приступа кашля, я, очевидно, повредил позвонок в нижней части позвоночника. Через несколько месяцев я был на консультации у группы докторов в связи с мучительными болями, начавшимися у меня. Наконец, один из них направил меня к нейрохирургу, доктору Уатту. Он осмотрел меня и сказал, что мне немедленно надо ложиться в больницу. Я согласился, и меня поместили в машину для перевозки.

Доктор Уатт знал, что у меня больные легкие, поэтому он пригласил специалиста по легочным заболеваниям, который сказал, что анестезиолог, доктор Колеман, будет присутствовать в качестве консультанта на случай, если придется давать наркоз. Таким образом, специалист-легочник готовил меня в течении двух недель, после чего передал меня в ведение доктора Колемана. В понедельник доктор Колеман, наконец, согласился на операцию, хотя он был очень обеспокоен моим состоянием. Они назначили операцию на следующую пятницу.

В понедельник вечером я заснул и спокойно проспал всю ночь. Но рано утром, во вторник, я проснулся от страшной боли. Я поворачивался с боку на бок, чтобы занять более удобное положение. Как раз в этот момент появился свет в углу комнаты, под потолком. Это был просто светящийся шар похожий на мяч, не слишком большой, не более 12-15 дюймов в диаметре, и как только он появился мной овладело странное чувство.

Я не могу назвать его ощущением ужаса, нет, это было не так. Это было ощущение полного мира и невероятного облегчения. Я увидел руку, которую свет протянул мне. Как только он сделал это, я почувствовал, как меня что-то вытягивает, и что я оставляю свое тело. Я оглянулся и увидел себя лежащим на кровати, в то время как я продолжал двигаться по потолку комнаты.

Теперь, когда я оставил свое тело, я принял ту же самую форму, что и свет. У меня было ощущение, - я буду употреблять свои собственные слова для описания всего этого, так как я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил о чем-либо подобном, - что эта форма была, определенно, духовной природы. Это не было телом, скорее, просто клуб дыма или пара. Это выглядело почти как облачко сигаретного дыма, каким мы его видим в тот момент, когда оно плывет около лампы. Впрочем, эта форма была окрашена. Я различал оранжевый, желтый и ещё, не очень отчетливо, индиго и голубой.

Эта духовная сущность не имела формы, подобной форме тела. Она была более или менее округлой, но у нее имелось то, что я буду называть руками. Я помню это, потому что, когда свет спустился ко мне, я мог взять его протянутую руку своей рукой. В то же время ладонь и рука, принадлежащие моему телу, оставались неподвижными, - я мог видеть их, когда поднимался к свету. Но тогда, когда я не пользовался этими духовными руками, мой дух опять принимал шарообразную форму.

Итак, я был привлечен в то же место, в котором находился свет, и мы начали двигаться сквозь потолок и стену палаты в коридор, потом через коридор вниз, по этажам и так до нижнего этажа больницы. Мы безо всякого труда проходили двери и стены. Они как бы просто расступались перед нами, когда мы к ним приближались.

Все выглядело так, как будто мы путешествовали. Я знаю, что мы двигались, однако скорость была не слишком большой. В какой-то момент я вдруг понял, почти мгновенно, что мы достигли послеоперационной палаты. До этого я даже не знал, где находится эта палата в этой больнице, но мы были там и я опять находился под потолком комнаты, в углу. Я видел врачей и сестер, которые ходили в своих зеленых халатах, видел стоявшие там кровати.

Это существо сказало, вернее, показало мне: "Вот где ты будешь, когда тебя привезут после операции. Тебя положат вон на ту кровать, но ты не проснешься. Ты не будешь ничего знать, что происходит с тобой с того момента, когда тебя поместят в операционную и до тех пор, пока я не приду за тобой некоторое время спустя".

Я не хочу сказать, что все это было сказано словами. Это не был слышимый голос, потому что в таком случае находившиеся в комнате слышали бы его, но этого не было. Это было нечто большее, чем просто мое собственное представление. Все это было так живо, что я не могу сказать, что не слышал этого или не чувствовал. Это было нечто совершенно определенное, переданное мне.

В то время, когда я был в этой духовной форме, я гораздо быстрее воспринимал все, что я видел, по сравнению с обычным состоянием. Я был весьма удивлен: "Вот то, что он хочет показать мне". Я мгновенно понимал все, что он имел в виду. Это, несомненно, было именно так.

Я видел кровать, которая была сразу справа, как войдешь в палату, я понимал, что это именно та кровать, на которой я буду лежать, и что он показывает мне все это с определенной целью. Потом он сказал мне зачем. Он показал мне все это потому, что не хотел, чтобы я боялся того момента, когда мой дух выйдет из тела, но он хочет, чтобы я знал, что ждет меня.

Он хотел убедить меня, чтобы я не боялся, потому что он придет ко мне не сразу, что вначале я должен буду пройти через другие ощущения, но что он будет охранять меня и в конце концов будет со мной.

Сразу же после того, как я присоединился к нему для этого путешествия в послеоперационную и сам стал духом, мы, в некотором смысле, слились в одно целое, но в то же время мы были и отдельны. Но, насколько я мог судить, он полностью главенствовал. Даже тогда, когда мы проходили сквозь стены и потолки, казалось, что мы так едины, что никакая сила не могла бы отделить меня от него. В то же время сохранилось ощущение мира, спокойствия и ясности, которого я никогда не испытывал раньше.

Итак, после того как он сказал мне все это, он вернул меня обратно в мою палату. Я увидел мое тело, все ещё лежавшее в том положении, в каком я его оставил, и в то же мгновение вошел в него. Я полагаю, что был вне моего тела минут пять или десять, но обычное протекание времени не имеет ничего общего с тем состоянием. Я даже не помню, - думал ли я об этом в то время.

Сейчас все это для меня так удивительно. Все это было так живо и реально, более реально, чем в обычной жизни. На следующее утро я уже совсем не болел. Когда я брился, я заметил, что мои руки не дрожат, как это было на протяжении шести или восьми недель до этого. Я знал, что умру, но это не огорчало меня и не пугало. Я не думал, скажем, "что бы мне такого сделать, чтобы избежать этого?" Я был готов.

В четверг днем, то есть за день до операции, я был в своей палате, когда мной овладело беспокойство. У нас с женой был сын, и мы ещё взяли на воспитание племянника, с которым у нас было довольно много хлопот. Так что я решил написать одно письмо жене и другое племяннику и изложить в них то, что меня беспокоило и спрятать письма так, чтобы они могли быть найдены только после операции.

После того, как я исписал две страницы письма к жене, получилось так, как будто у меня что-то внутри сломалось и я разрыдался. Впервые я рыдал так сильно. Я боялся, что своими рыданиями я привлеку внимание сестер, и они прибегут узнать, что случилось. Но я не слышал, чтобы открывалась дверь.

В этот раз я снова ощутил его присутствие, но на этот раз я не видел никакого света. До меня только доходили мысли или слова, как раньше. Он говорил мне: "Джек, почему ты плачешь? Я думаю, что тебе будет хорошо со мной". Я ответил: "Да, я плачу. Я очень хочу идти к тебе". Голос спросил: "Тогда почему же ты плачешь?" Я ответил: "У нас довольно сложные отношения с племянником, вы знаете, и я боюсь, что моя жена не будет знать, как его воспитывать". Я старался передать словами то, что я чувствовал, и как мне хотелось помочь жене воспитывать его. Я также говорил о том, что мое присутствие могло бы все поставить на место.

После этого ко мне пришли мысли от этого существа: "Поскольку ты просишь за другого и думаешь о других, Джек, я помогу тебе в этом. Ты будешь жить до тех пор, пока твой племянник не станет взрослым мужчиной".

Я перестал плакать и порвал написанное письмо, чтобы жена случайно не нашла его. В тот вечер ко мне приходил доктор Колеман и говорил мне, что предстоит немало трудностей с операцией, чтобы я не удивлялся, если после операции я проснусь и увижу себя в окружении шлангов, труб, машин и что, возможно, потребуется некоторое время, чтобы я отошёл от наркоза. Я не говорил ему ничего о моем опыте, поэтому я просто кивнул и сказал, что приму к сведению все сказанное им.

На следующее утро меня оперировали. Операция заняла много времени, но прошла успешно. Когда я очнулся, возле меня был доктор Колеман. Я сказал ему: "Я точно знаю, где я сейчас нахожусь". Он спросил: "На какой вы кровати?" Я сказал: "На той, которая первая справа, как выйти из холла". Он рассмеялся, но, конечно, подумал, что я разговариваю, будучи в состоянии наркоза.

Я хотел рассказать ему о том, что со мной произошло, но как раз в этот момент вошел доктор Уатт и спросил: "Он проснулся. Что вы хотите сделать?" Доктор Колеман ответил: "Собственно говоря, делать нечего. Я никогда в жизни не был так потрясен, как сейчас. Я здесь со всем своим оборудованием, а ему, оказывается, ничего не требуется". Когда я смог подняться с кровати и оглядеть комнату, я увидел, что я был на той самой кровати, которую мне показывал свет несколько дней назад.

Это произошло три года назад, но я все помню так же живо, как и тогда. Это самая фантастическая вещь в моей жизни и я очень изменился после этого. Я рассказывал об этом только моей жене, моему брату, моему пастору и вот теперь вам. Я не стремлюсь к тому, чтобы произвести какой-то радикальный сдвиг в вашей жизни и я не хочу хвастать. Просто после этого случая у меня больше нет никаких сомнений. Я знаю, есть жизнь после смерти". [2]







Глава 10. Мир по ту сторону жизни

§ 1. Введение
Отдельным людям предоставляется возможность ещё при жизни заглянуть за черту, которая отделяет земной мир и другие миры.

Свидетельства этому есть в религиозных источниках. Описания небесного мира есть у святых, которые при жизни получили возможность взглянуть на этот мир. Это апостолы Иоанн, Петр и другие. Они видели луга, цветы, реку; видели птиц и слышали их пение.

Одним из таких людей был также Эммануил Сведенборг. Свои впечатления он изложил в своей книге "О небесах, о мире духов и об аде".

Он описывает устройство "царства небесного", могущество и мудрость ангелов, их вид и способы общения, браки на небесах и многое другое.

Существуют ли эти миры в действительности? Сейчас на этот вопрос можно ответить вполне определённо. Да, существуют.

Епископ Феофан пишет:

"Внутри или в глубине мира, нам видимого, скрыт другой мир, столь же реальный, как этот, либо духовный, либо тонко материальный..." [3]

В Библии в Первом послании Коринфянам, 15, 40-51 сам апостол Павел рассуждает о вечности Души, о феномене жизни после жизни, о том, что есть другие миры и планы Бытия:

40.9Есть небесные тела и земные тела; но иная слава небесных, иная земных.

41.9Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды отличается в славе.

47.9Первый человек - из земли, из праха; второй человек - Господь с неба.

48.9Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха; и каков небесный, таковы и небесные.

49.9И как мы носили образ того, кто из праха, будем носить и образ небесного.

51.9Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся.

<< Пред. стр.

стр. 7
(общее количество: 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>