стр. 1
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ИННОВАЦИОННОГО


теория
и практика
Учебник
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Под редакцией
д.э.н., профессора Л. К. Казанцева,
д.э.н., профессора Л. Э. Миндели


Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 521 500 «Менедснсмент»,
специальности 061100 «Менедэюмент организации»




^

ЭКОНОМИКА
www.economizdat.ru
УДК 65.01:001.895(075.8)
ББК65.290-2я73
0-75




Под редакцией
Д.Э.Н., проф. А. К. КАЗАНЦЕВА,
д.э.н. проф. Л. Э. МИНДЕЛИ




Авторский коллектив:
Л.С. Барютин, д. э. и. проф. (гл. 10);С.5. Валдайцев, д. э. и. проф. (5.2; 5.3; 12.4);
А.В. Васильев, к. э. и, доц. (11.3); П.Н. Завлин, д. э.н. проф. (гл. 1; 8; 11.1; 11.2);
B.C. Кабаков, д. э. к. проф. (4; 14); А.К. Казанцев, д. э. и. проф. (гл. 2; 7; 13);
Л.Э. Миндели, д. э. и. проф. (гл. 3; 5.1); И.С. Минко; д. э. и. проф. (гл. 9);
К.Ф. Пузыня, д. э. н. проф. (гл. 6); Л.С. Серова, к. э. н, доц. (гл. 12).




ISBN 5-282-02345-8 © Коллектив авторов. 2004
© Казанцев A.K., Миндели ЯЗ., редакция, 2004
© Оформление, оригинал-макет ЗАО
«Издательство «Экономика», 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ




Последнее десятилетие XX в. для России стало периодом радикальных
социальных и экономических реформ, масштабных политических и инсти­
туциональных преобразований, протекавших на фоне затянувшегося сис­
темного кризиса.
Однако экономические результаты России на рубеже смены веков пре­
взошли самые смелые ожидания и породили оптимистические надежды на
ближайшую перспективу. Период с 1999 по 2003 г. характеризуется положи­
тельной динамикой основных макроэкономических показателей -- индекса
промышленного производства, валового внутреннего продукта, внешнетор­
гового оборота, объема инвестиций в основной капитал и др. Давно ожидав­
шиеся экономические успехи способствовали появлению иллюзии начала
периода устойчивого роста экономики и автоматического разрешения на
этой основе существующих острых проблем в научно-инновационном ком­
плексе страны.
В действительности же устойчивое экономическое и научно-инноваци­
онное развитие не может возникнуть спонтанно. Оно требует наличия и
успешного функционирования адекватного ситуации механизма роста,
предусматривающего создание необходимых хозяйственных, финансовых и
организационно-правовых условий. Многие из них пока либо отсутствуют,
либо не используются по различным причинам в реальной практике.
Во-первых, требуется создание методологических основ и реальной прак­
тики формирования и реализации эффективной государственной инноваци­
онной политики на федеральном и региональном уровнях. В условиях
жестко ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для со­
хранения и развития научно- тех1п<1ческого потенциала, важнейшей задачей
становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направ­
лений развития науки и техники. Необходим объективный и достаточно
прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их
основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей
науки и отдельных научных учреждений. Селективный, избирательный под­
ход должен очевидно стать в ближайшей перспективе основным инструмен­
том стратегического планирования развития инновационной сферы.
Во-вторых, необходимы мощные и разнообразные инструменты финан­
сового обеспечения инновационной деятельности. Финансовый механизм
должен гармонично сочетать бюджетные и коммерческие источники, пря-
мые и косвенные формы стимулирования научно-инновационной деятель­
ности в целях создания благоприятного инновационного климата.
В-третьих, требуется в соответствии с новым законодательством создать
в науке и инновационной сфере специфические инструменты управления
интеллектуальной собственностью. Новое патентно-лицензионное законо­
дательство лишь создало основу правовой защиты интеллектуальной соб­
ственности, но не выработало действенных инструментов для хозяйствен­
ного управления ею, объективной оценки и коммерческого использования
значительных нематериальных активов организаций и научных учрежде­
ний.
В-четвертых, необходимо выработать формы гармоничного сочетания
национальных интересов в научно-инновационном развитии с международ­
ной дифференциацией, специализацией и сегментацией рынков наукоемких
технологий. Чрезмерно активная интеграция ослабленной национальной
науки в мировое сообщество под влиянием развивающихся процессов гло­
бализации может привести ее к периферийному позиционированию и не
дать ожидаемого развития.
В-пятых, требуется сформировать субъект научно-инновационного раз­
вития, охватывающий все разнообразие направлений науки, видов научной
и инновационной деятельности, стадий процесса создания и трансферта
современных технологий. Субъект научно-инновационной деятельности в
виде структурированной сети научных и инновационных организаций дол­
жен обладать рациональными пропорциями, развитой инфраструктурой.
Его стратегические интересы и институциональное положение должны быть
связаны с общенациональными стратегическими интересами.
Перечисленные аспекты являются составными элементами создаваемой
в стране целостной национальной инновационной системы. Управление ее
функционированием и развитием составляет содержание инновационного
менеджмента.
Инновационный менеджмент — это область экономической науки и
практической деятельности, изучающая системы управления процессами
создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправлен­
ной деятельности человека.
Изучение теоретических основ и практических методов инновационного
менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины,
предусмотренной учебными планами большинства экономических специ­
альностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в оди­
наковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными ис­
следованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансово-
экономическим работникам различных сфер бизнеса.
Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы
управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их
объединений, связанной с:
• созданием новых потребительских ценностей;
• освоением их производства;
• распространением и использованием;
• введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.
Задачи изучения дисциплины заключаются в:
изучении теоретических основ управления инновационной деятельнос­
тью организаций;
знакомстве с практическими методами принятия стратегических, такти­
ческих и оперативных решений в сфере управления инновационной дея­
тельностью организаций;
приобретении навыков применения различных приемов и средств при­
нятия решений в области инновационного менеджмента.
В предлагаемом читателю втором издании книги систематизирован тео­
ретический и методический опыт, накопленный в отечественной и зарубеж­
ной практике управления инновациями. В работе приняли участие ученые-
экономисты Москвы и Санкт-Петербурга, посвятившие много лет изучению
экономических проблем научно-технического прогресса и инноваций. В
книге раскрыты основные понятия и категории современной инноватики,
рассмотрены особенности масштабных инновационных процессов в эконо­
мике страны, изложены основные положения современной концепции инно­
вационного менеджмента и обобщена практика формирования и развития
российской национальной инновационной системы.
Структура работы предусматривает детальное изучение содержания ин­
новационных процессов в экономике страны (гл. 1), методологических
основ построения менеджмента в инновационной сфере (гл. 2) и принципов
государственного регулирования инновационных процессов (гл. 3). В гла­
вах 4-10 основное внимание уделено практическим методам стратегическо­
го управления инновациями, методам инновационного маркетинга, органи­
зации, планирования и финансирования инноваций. Значительное место в
работе отведено изложению методов оценки эффективности отдельных ин­
новационных проектов и инновационной деятельности организаций. Главы
12-14 посвящены рассмотрению специфических аспектов экономики и уп­
равления инновационными проектами, предпринимательством, а также
правовому обеспечению инновационной деятельности.
Издание ориентировано на широкий круг специалистов, занятых в инно­
вационной сфере, а также на студентов и аспирантов, изучающих экономику
и менеджмент.
Авторский коллектив будет благодарен всем читателям, высказавшим
замечания и пожелания с целью дальнейшего совершенствования издания.
Глава 1

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ




1.1. Основные определения

1.1.1. Инновации

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества,
и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические
словари). В литературе встречается несколько подходов к определению сущ­
ности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном слу­
чае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде
Ьовой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как про­
цесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо дей­
ствующих. Нам более импонирует определение инновации как результата
творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потреби­
тельных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц
либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навы­
ков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного
хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств.
Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, поня­
тие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их
производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследо­
вательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее
экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Инновация возникает в результате использования результатов научных
исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса
производственной деятельности, экономических, правовых и социальных
отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах дея­
тельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных
контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, по­
лучивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта,
реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологическо­
го процесса, используемого в практической деятельности [ И ] . Таким обра­
зом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной эко­
номики базируется на международных стандартах, рекомендации по кото­
рым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Они
разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают
новые продукты и процессы, а также их значительные технологические из­
менения [17]. Инновация считается осуществленной в том случае, если она
внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно раз­
личаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенст­
вованных продуктов (см. 1.2.3).
Процессные инновации — это освоение новой или значительно усовершен­
ствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продук­
ции невозможен при использовании имеющегося оборудования или приме­
няемых методов производства.
Следует отметить различия американской и японской систем инноваций:
в США Va всех инноваций относится к процессным, а 2/з к продуктовым; в
Японии — обратное соотношение.
Более подробно классификация инноваций рассматривается в 1.2.1. Все
существующие определения можно классифицировать по пяти основ­
ным подходам: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае
в качестве определяемого термина часто выступает термин «нововведе­
ние»); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитар-
ному; 5) процессно-финансовому [1].
Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инно­
вации выступает объект — результат НТП: новая техника, технология. Раз­
личают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и
становятся основой формирования новых поколений и направлений техни­
ки; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобре­
тения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития
научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие инно­
вации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений тех­
ники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо
не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).
Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая ин­
новация, если речь идет о продукте, возможная область применения которо­
го, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или
использованные материалы и компоненты существенно отличают его от
ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение
новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых
технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их при­
менении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут
служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикато­
рами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего
сгорания.
Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, каче­
ственные или стоимостные характеристики которого были заметно улучше­
ны за счет использования более эффективных компонентов и материалов,
частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае
сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершен­
ствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых
моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров про­
изводимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД
двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов
к кассетным — примеры улучшающей инновации. В обоих случаях ни одно
из этих готовых изделий не выпускалось ранее.
Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по
ее осуществлению. За этим разделением стоят два различных инновацион­
ных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию
на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — де­
шевле и может дать быстрый результат (например, Япония). Это выражается
в большом количестве разработанных в США патентов, а в Японии —
приобретенных лицензий. В то же время в Японии очень высокий коэффи­
циент изобретательской активности (число национальных патентных за­
явок в расчете на 10 000 человек) — 28,3 против 4,9 в США (в России — 1,13).
В России в 2001 г. по отношению к 2000 г. на 16% возросло число поданных
патентных заявок, но на 10% снизилось число выданных патентов [14].
В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплекс­
ный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммер­
циализацию новых потребительных ценностей — товаров, техники, техноло­
гии, организационных форм и т. д.
Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация»
характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инно­
вации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на
достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной
стороне нововведения — способности удовлетворить общественные потреб­
ности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного
процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» за­
ключается в том, что в данном случае инновация представляется как ком­
плексный процесс создания, распространения и использования нового прак­
тического средства.
В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается
процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой
техники, технологии, научные исследования.
Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется при­
менительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскры­
вается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определе­
ния инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого
любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное ново­
введение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия
8
понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций
целеполагания и развития. На основе анализа 14 авторами сущности поня­
тия «инновация» дано обобщающее его определение как «процесс реализа­
ции новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствую­
щий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий
экономический эффект» [2].
Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неоп­
ределенности при получении научно-технического результата, особым ха­
рактером финансирования, т.е. риском временнбго разрыва между затрата­
ми и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности
спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреж­
дающую роль.
Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновацион­
ного предприятия (ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул ин­
новационной активности — необходимость замены устаревшего оборудова­
ния с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке.
При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономичес­
кого кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы
внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.
Переход мировой экономики на новую ступень научно-технического раз­
вития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к
нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы XX в.
внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и
инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйству­
ющих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего по­
ведения в этой области.
Именно инновации становятся главным «действующим лицом» теорети­
ческих сценариев и практической реализации современной научно-техни­
ческой революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много
лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях,
как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспро­
изводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается
как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неуди­
вительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить
явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в
этих теоретических построениях никогда не было места рынку. Однако
принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь
изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от
привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во
многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на
современном этапе.
Нововведение — это такой товар, который непосредственно руками не
потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без
определенного минимума научных знаний (особенно математических), про­
фессиональной компетенции и необходимой информированности; его без
соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализо­
вать. Специфической чертой такого товара является его способность к неог­
раниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный
товар — информация, изобретение, ноу-хау и т. д., — защищенный в соответ­
ствующей юридической форме, может быть продан его законным владель­
цем столько раз, сколько найдется на него покупателей.
Инновационная продукция — результат внедрения продуктовых иннова­
ций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию из­
делия, а также изделия, производство которых основано на новых или зна­
чительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продук­
ция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения
процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе
передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов
производства, реализованных ранее в производственной практике других
стран или предприятий и распространяемых путем технологического обме­
на (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг) [17].


1.1.2. Инновационный процесс

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания
в инновацию, который можно представить как последовательную цепь собы­
тий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта,
технологии или услуги и распространяется при практическом использова­
нии. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрени­
ем, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведени­
ем до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается
и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество
совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не из­
вестные потребительские свойства. Это открывает для него новые области
применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые вос­
принимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для
себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком
продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со
средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономичес­
кой среды, в которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения
новой техники (технологий) — ПСНТ. Техника — совокупность веществен­
ных факторов производства (средств и предметов труда), в которых матери­
ализованы новые знания и умения человека. Технология — совокупность
приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования
природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.
ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных
на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных
закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями,
10
познать закономерности развития природы и общества безотносительно к
их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований заключаются в научных откры­
тиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.
К поисковым относятся исследования^ задачей которых является открытие
новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее
свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поиско­
вых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или
менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В
ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предполо­
жения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии
инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве

стр. 1
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>