<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нительных расходов. Еще больших затрат требует реализация нововведе­
ний. Это значительные капитальные вложения, связанные с техническим
переоснащением производства, расходы на поиск и приобретение научно-
технической информации, прогнозирование конъюнктуры, обучение персо­
нала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию сложив­
шихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции
и услуг. Определенных затрат требуют экспертиза, патентование, сертифи­
кация новой продукции и т. д.
Во-вторых, многие инновации могут оказаться экономически эффектив­
ными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный кри­
тический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку абсо­
лютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают,
увеличивается и доля условно-постоянных затрат в производственных из­
держках. Для отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограничен-
103
ную производственную базу и лимитированный рынок сбыта продукции,
инновационные вложения могут оказаться недостаточно прибыльными, так
как он не сможет получить значительную экономию на масштабах производ­
ства. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с низкой скоростью
оборота капитала.
В-третьих, изолированное осуществление инноваций ведет к сущест­
венным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом. С
ростом научно-инновационных затрат неоправданное дублирование расхо­
дов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной роско­
шью для цивилизованного общества. Кроме того, гипертрофированная
самостоятельность хозяйствующих субъектов в реализации инновационных
процессов может привести к несовместимости различных звеньев техноло­
гических цепей, что в нынешних условиях также сопряжено с крупными
экономическими потерями.
В-четвертых, существуют инновационные процессы, которые вообще не
могут осуществляться на коммерческой основе. К ним относятся фундамен­
тальные научные исследования, результаты которых, как правило, не могут
быть коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство инно­
ваций связано с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся ин­
новации в областях и видах деятельности, полностью или преимущественно
направленных на удовлетворение потребностей общества в целом (оборона,
охрана правопорядка, экология и т. д.), а также в тех областях, которые
финансируются за счет государственных средств (здравоохранение, образо­
вание и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов неиз­
бежно ложатся на плечи всего общества.
В-пятых, инновационные проекты в большинстве случаев характеризу­
ются значительной степенью неопределенности результата и длительностью
лага получения отдачи. Вкладывая средства в инновации, предприниматель
или фирма подвергает себя значительному инновационному риску, склады­
вающемуся из нескольких элементов. Технологический риск связан с воз­
можной неудачей проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с
возможностью превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся
в распоряжении хозяйствующего субъекта; коммерческий риск — с неопре­
деленностью конъюнктуры рынка; динамический риск — с возможностью
значительного изменения общеэкономической среды за время реализации
проекта. Требуются определенные внешние стимулы либо гарантии полного
или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы предпринима­
тель предпочел инновационный проект альтернативным, менее рискован­
ным способам помещения капитала.
В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных
видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую
превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования про­
екта. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, на­
пример, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, применения инно­
вационных технологий в других отраслях, разработки инновационных про-
104
ектов в других областях с использованием элементов первоначальной раз­
работки, стимулирования инноваций у поставщиков и потребителей через
технологические цепочки и т. п. На микроуровне весьма сложно заранее
оценить полную эффективность проекта (с учетом как позитивных, так и
негативных факторов) и принять обоснованное решение о его реализации.
Помимо этого, значительная доля сопряженных инновационных эффектов
реализуется вне сферы приложения средств первоначального инвестора.
В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхпри­
были за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями.
Развитие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов
позволяет предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зре­
ния стремления хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами
общества.
В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто
делает их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно
связано с высокими затратами как на начальных этапах инновационного
цикла, так и на стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкач­
ки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и за­
тормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для эко­
номики.


3.1.3. Основные функции государственных органов
в инновационной сфере

Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также эко­
номическая и социальная роль государства в современном обществе опреде­
ляют функции государственных органов по регулированию инноваций.
Наиболее важные из них следующие.
1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Не­
обходимая концентрация ресурсов может достигаться за счет как действия
общих механизмов перераспределения через бюджет, так и формирования
специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только
непосредственным финансированием инновационных процессов из госу­
дарственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в част­
ных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международ­
ных) структурах. Государство может концентрировать как финансовые
средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные,
материально-технические ресурсы. Особое внимание при распределении
средств должно отводиться государственной поддержке фундаментальных
исследований, являющихся базой для инноваций, а также имеющих общего­
сударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.
2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит
задача определения общих стратегических ориентиров инновационных про­
цессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимо­
действию различных институтов в осуществлении инноваций. Государст-
105
венные структуры формируют единое технологическое пространство, обес­
печивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются
координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по тех­
нологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цик­
личности инновационных процессов.
3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощ­
рение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы
участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное
или полное государственное страхование инновационных рисков. Государ­
ство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие
субъекты введением санкций за выпуск-устаревшей продукции или исполь­
зование устаревших технологий.
4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только
формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность
и своевременную корректировку в соответствии с общественными и техно­
логическими изменениями, но и создание реально действующих механиз­
мов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государ­
ственной защите прав создателей научно-технической продукции и иннова-
торов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности,
распространению международных стандартов и сертификатов.
5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в
государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию
творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости
специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалан­
сированности универсальных и специальных знаний, а также представлений
о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянно­
му самообразованию в течение всей активной жизни.
6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство
обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных
каналов распространения нововведений. Государственные структуры ока­
зывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультаци­
онные и т. д. Государство может также выступать посредником между инно­
вационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключе­
нии сделок под государственные гарантии и т. п.
7. Развитие малого инновационного предпринимательства. Государство
формирует благоприятные условия для образования и успешного функцио­
нирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им госу­
дарственной поддержки на начальном этапе деятельности.
8. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь
прежде всего выделяется создание государственных организаций и подраз­
делений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отрас­
лях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и
т.д.). Государство также содействует распространению в экономике органи­
зационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирова­
ния и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т. п.).
106
9. Регулирование социальной и экологической направленности иннова­
ций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку
инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание эко­
логического равновесия. С другой стороны, только на государственном
уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздейст­
вий, связанных с научно-техническим прогрессом.
10. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Го­
сударство организует пропаганду научно-технических достижений и инно­
ваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную за­
щиту и т. п.
И. Региональное регулирование инновационных процессов. Федераль­
ные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инноваци­
онных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных
преференций (налоговых льгот и т. п.). Государство содействует рациональ­
ному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как
правило, центральные государственные структуры стремятся к выравнива­
нию условий распространения инноваций по территории страны.
12. Регулирование международных аспектов инновационных процес­
сов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновацион­
ной стратегии стимулирует международную научно-техническую и иннова­
ционную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инно­
ваций.
13. Реализация инвестиционной политики в отраслях промышленности
и науки. Федеральные и местные органы исполнительной власти участвуют
в подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования
в инвестиционной сфере, выступают распорядителями средств федерально­
го бюджета и государственными заказчиками по объектам отраслей про­
мышленности и науки. Однако наиболее важной является выполняемая
государством функция стратегического инвестора наукоемких и высокотех­
нологичных отраслей промышленности, активного инициатора инвестици­
онных вложений частного капитала в выбранные приоритеты инновацион­
ного развития, а также эффективного менеджера инвестиционной деятель­
ности государственных и контролируемых государством организаций и
предприятий инновационной сферы.


3.2. Государственная инновационная политика
3.2.1. Место инновационной политики в системе регуляторов
социально-экономических процессов

Сложность объекта и широта спектра аспектов регулирования обуслов­
ливают развертывание государственного участия в инновационных процес­
сах в систему целевых установок и способов их осуществления. Под государ­
ственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также
методов воздействия государственных структур на экономику и общество в
107
целом, связанных с инициированием и повышением экономической и соци­
альной эффективности инновационных процессов. Инновационная полити­
ка призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны
за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и
технологий на базе развития научно-технического потенциала, создания
системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Необ­
ходимы учет сложившегося уровня спроса на продукцию отраслей промыш­
ленности на внешнем и внутреннем рынках и тем самым определение пер­
спектив их развития, структурных изменений основных производственных
фондов, объемов ресурсов, необходимых для обновления и модернизации
производственного потенциала на основе реализации отечественных дости­
жений науки и техники. В данной связи следует отметить комплексность,
взаимосвязанность инструментов государственной инновационной полити­
ки. Спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций, даже
весьма радикальные, как правило, малорезультативны, а зачастую приносят
противоположный эффект. В настоящее время инновации пронизывают
буквально все стороны экономической жизни и государственная инноваци­
онная политика все теснее переплетается с другими составляющими госу­
дарственного регулирования социально-экономических процессов [3].
Меры государственной инновационной политики можно разделить на
создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду
и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные про­
цессы. Механизмы выработки и реализации государственной инновацион­
ной политики в обновленной России находятся в стадии становления [7].
Стимулирование конкуренции, ограничение монополий являются важней­
шими общеэкономическими условиями распространения инноваций. За
счет государственной поддержки, совершенствования налоговой системы,
введения определенных налоговых льгот и государственных гарантий и кре­
дитов возможно обеспечить равные условия для инновационной деятель­
ности всех субъектов независимо от форм собственности и источников фи­
нансирования. Нормативной базой поощрения конкуренции является
антимонопольное законодательство, т. е. совокупность юридических актов
различной правовой силы, направленных на развитие конкурентного пред­
принимательства, ограничение деятельности ИП-монополистов, создание
предпосылок для демонополизации экономики, предотвращения недобро­
совестной конкуренции.
К числу важнейших общеэкономических предпосылок инновационных
процессов следует отнести также информатизацию общества, поскольку
инновационная информация в значительной мере распространяется по ка­
налам общего пользования и выделить инновационную составляющую ин­
формационных потоков на практике весьма затруднительно. Среди направ­
лений государственной политики в области информатизации необходимо
подчеркнуть создание общих условий для реализации и защиты всех форм
собственности на информационные ресурсы, формирование государствен­
ного информационного ресурса, создание и развитие информационных сис-
108
тем и сетей, условий для улучшения информационного обеспечения граж­
дан и организаций, формирование и осуществление научно-технической
политики в области информатизации с учетом мировых достижений в сфере
информационных технологий.
Единое технологическое пространство для масштабных, в том числе ин­
новационных, проектов обеспечивает государственная деятельность в об­
ласти стандартизации и сертификации продукции и услуг. Под стандарти­
зацией понимается деятельность по установлению норм, правил и характе­
ристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информа­
ционной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества
продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники
и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопас­
ности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и
техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособ­
ности и мобилизационной готовности страны.
Целями сертификации являются создание условий для деятельности
предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином то­
варном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом,
научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содейст­
вие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя
от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль
безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имуще­
ства; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изгото­
вителем.
Требования государственных стандартов должны основываться на совре­
менных достижениях науки, техники и технологии, международных стан­
дартах, прогрессивных национальных стандартах других государств.


3.2.2. Сохранение и совершенствование научно-технического и
инновационного потенциала страны

Поддержка НИОКР является органической составной частью государст­
венной инновационной политики. С одной стороны, государство призвано
обеспечить свободу научного поиска, результаты которого формируют
почву для генерирования нововведений. С другой стороны, государственные
структуры ориентируют сферу НИОКР на производство продукции и услуг,
пригодных к прикладному использованию, коммерциализации.
Центральной категорией, отражающей состояние научно-технической
сферы, является понятие «научно-технический потенциал» — способность
страны к производству новых знаний и технических решений. При анализе
рационально рассматривать научно-технический потенциал как совокуп­
ность различных видов научно-технических ресурсов (кадровых, финансо­
вых, материально-технических, информационных и др.), взаимодействую-
109
щих в процессе производства научно-технической продукции в рамках оп­
ределенных институциональных механизмов.
Ведущее место в регулировании научно-технического потенциала зани­
мает поддержка его кадровой составляющей. Государство должно гаранти­
ровать талантливым ученым и инженерам жизненный уровень, достаточный
для плодотворной деятельности, а также востребованность после прохожде­
ния пика творческих способностей. Государство организует аттестацию на­
учных кадров и способствует постоянному росту их квалификации. На го­
сударственные структуры в значительной степени ложится обеспечение
преемственности в науке, достигающееся развитием систем подготовки на­
учных кадров и стимулированием притока талантливой молодежи в сферу
НИОКР. Государство непосредственно финансирует из бюджетных средств
фундаментальные научные исследования и важнейшие прикладные
НИОКР общегосударственного, межотраслевого, социального значения.
Одновременно государство способствует широкому привлечению в сферу
НИОКР средств инвесторов негосударственного сектора. Необходимо под­
держивать на определенном уровне индикаторы ресурсного обеспечения
исследований и разработок (например, долю затрат на НИОКР в валовом
внутреннем продукте). Государство организует производство и размещение
заказов на выпуск уникальных научных приборов и оборудования, в част­
ности на научно-технические средства национального значения (космичес­
кие аппараты, научно-исследовательские суда, радиотелескопы, ускорители
элементарных частиц и т. п.). Необходимо оказывать содействие рациональ­
ному, в том числе коллективному, использованию дорогостоящего оборудо­
вания.
Дополнительным финансированием, льготным доступом к информаци­
онным сетям общего пользования или формированием специализирован­
ных государственных систем научно-технической информации государство
обеспечивает публикацию научных результатов, ознакомление ученых с до­
стижениями коллег в стране и за рубежом, информационную кооперацию в
науке. За счет государственных средств, как правило, финансируются такие
центры распространения научных знаний, как научные библиотеки, музеи,
выставки и т. п.
Одной из целей государственной политики должна быть рационализация
структуры научно-технического потенциала страны по направлениям и
видам исследований. В частности, как показывает практика, в ведущих госу­
дарствах доля затрат на фундаментальные исследования не опускается ниже
10%. В настоящее время весьма актуальной становится поддержка междис­
циплинарных исследований, результаты которых во многом определяют
облик постиндустриального общества. Процессы формирования научно-
технического потенциала носят кумулятивный характер (определяются
всей предшествующей траекторией), им присущ длительный лаг между вло­
жениями и получением результатов. Восстановление утраченного «интел­
лектуального капитала» может потребовать нескольких десятилетий и зна­
чительно больших по сравнению со своевременной поддержкой затрат.
110
в критических условиях государственная политика должна быть ориен­
тирована на сохранение наиболее продуктивного ядра научно-технического
потенциала, поддержку научной элиты — генераторов идей, предотвращение
масштабной безвозвратной «утечки умов», т. е. эмиграции квалифицирован­
ных научно-технических кадров за рубеж и их перехода в другие сферы
экономики. Подобные меры вынужденно носят селективный характер, в
связи с этим особую остроту приобретает проблема выбора приоритетов (см.
3.2.3).
В первые годы рыночных реформ произошло резкое (в несколько раз)
сокращение реального финансирования российской науки и численности
занятых в ней. Состояние российской сферы НИОКР того периода можно
охарактеризовать как системный кризис. Президентом и Правительством
РФ был принят ряд мер по поддержке научно-технического потенциала
страны. Наиболее важной из них стало принятое в 1995 г. постановление
Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. № 360 «О государственной поддерж­
ке развития науки и научно-технических разработок». Система мер по вы­
воду науки из кризисного состояния нашла дальнейшее развитие в поста­
новлении Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 543 «О неотложных мерах
по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации».
Этим документом предусматривалось выделение с 1998 г. на финансирова­
ние научных исследований и экспериментальных разработок гражданского
назначения не менее 4% расходной части федерального бюджета, привлече­
ние кредитов международных финансовых организаций на финансирование
высокоэффективных научно-технических и инновационных проектов, вве­
дение контрактной системы в научно-технической сфере, включающей про­
ведение конкурсов (тендеров) на выполнение государственного заказа на
НИОКР прикладного характера; рациональное использование федерально­
го имущества, закрепленного за научными организациями, с целью создания
дополнительных источников финансирования научно-технических работ,
установление ежегодной компенсации научным работникам, имеющим уче­
ную степень и работающим в научных организациях федеральных органов,
РАН и отраслевых академий, для приобретения научной литературы и оп­
латы научно-информационных услуг и другие мероприятия.
Годом раньше, в 1996 г., был принят Федеральный закон «О науке и
государственной научно-технической политике», в котором признавалось,
что наука является социально значимой отраслью, обусловливающей разви­
тие производительных сил страны. Основные цели, принципы и направле­
ния государственной научно-технической политики были связаны с реше­
нием комплекса задач, отражающих все аспекты научно-технической дея­
тельности. Среди них выбор и концентрация ресурсов на приоритетных
направлениях развития науки и техники; гарантия приоритетного развития
фундаментальных научных исследований; использование института экспер­
тизы проектов, выполняемых на конкурсной основе; интеграция научной,
научно-технической и образовательной деятельности. Внимание государст­
венных органов должно быть сосредоточено на вопросах, связанных с под-
111
держкой конкуренции и предпринимательской деятельности в области
науки и техники; стимулированием научной, научно-технической и иннова­
ционной деятельности через систему экономических и иных льгот; развити­
ем научной, научно-технической и инновационной деятельности посредст­
вом создания системы государственных научных центров и других структур;
стимулированием научной, научно-технической и инновационной деятель­
ности субъектов Российской Федерации и интеграцией их научно-техничес­
кого потенциала; развитием международного научного и научно-техничес­
кого сотрудничества Российской Федерации.
Законом «О науке и государственной научно-технической политике»
устанавливался порядок формирования и реализации государственной на­
учно-технической политики, разграничивались полномочия органов госу­
дарственной власти в этой области. Кроме того, определены основные права
научного работника, положения, касающиеся деятельности научной органи­
зации, введена государственная аккредитация научных организаций, уста­
новлен государственной статус Российской академии наук, а также отрасле­
вых академий наук, определены их права по владению, пользованию и рас­
поряжению переданным им имуществом, включая право сдачи в аренду
неиспользуемого имущества. Значительное внимание в законе уделено фи­
нансовому обеспечению научно-технической деятельности, предусматрива­
ющему множественность источников финансирования, а также сочетание
финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования
конкретных научных и научно-технических программ и проектов. Установ­
лено, что на финансирование научных исследований и экспериментальных
разработок из федерального бюджета должно выделяться не менее 4% его
расходной части.

<< Пред. стр.

стр. 13
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>