<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Законодательно закрепляя основы политики государственного регули­
рования сферы исследований и разработок, данные документы были направ­
лены на устранение негативных для научно-технического комплекса послед­
ствий перехода к рыночной экономике. Принятые государственными орга­
нами управления меры позволили поддержать продуктивную часть накоп­
ленного научно-технического потенциала, а также в определенной мере
сохранить уникальную опытную и экспериментальную базу исследований и
разработок. Наука в России стала более демократичной и открытой, расши­
рилось участие ученых и научных организаций в международных програм­
мах и проектах, был устранен жесткий административный контроль.
Важным элементом государственной политики стало формирование сис­
темы государственных научных центров. Начало данному институциональ­
ному процессу было положено в июне 1993 г., а его законодательной основой
стал Указ Президента РФ № 939 «О государственных научных центрах
Российской Федерации», предусматривающий особую государственную
поддержку и обеспечение предприятий, учреждений и организаций науки,
вузов, которым присвоен этот статус. Государственный научный центр
(ГНЦ) рассматривается в качестве объекта науки федерального значения с
особыми формами комплексной государственной поддержки его деятель-
112
ности [13]. Деятельность центра осуществляется в соответствии с програм­
мами работ, отвечающими приоритетным направлениям развития науки и
техники, утвержденными заинтересованным министерством (ведомст­
вом) и согласованными с Минпромнауки РФ. К началу 2002 г. насчитыва­
лось 58 ГНЦ РФ.
Значимым инструментом осуществления селективной научной полити-
1^и, поощрения состязательности в науке и обеспечения множественности
источников финансирования стало создание Российского фонда фундамен­
тальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного
фонда (РГНФ), а также государственная поддержка ведущих научных школ
Российской Федерации путем предоставления безвозмездных целевых суб­
сидий (грантов) РФФИ.
В конце 1994 г. из РФФИ выделился РГНФ, бюджет которого составил
0,5% государственных расходов на науку, а в 2001 г. приблизился к 1%. В
условиях когда представители гуманитарной науки могли рассчитывать в
основном на политически ангажированные программы зарубежных фондов,
РГНФ стремится в первую очередь поддерживать исследования в тех облас­
тях, которые находятся на грани исчезновения, междисциплинарные иссле­
дования и другие направления и темы, нуждающиеся в безвозмездных суб­
сидиях.
Эти фонды, созданные в 1992-1994 гг. в соответствии с решениями Пра­
вительства РФ, составили систему государственных целевых бюджетных
научных фондов, широко использующих в своей работе принципы конкурс­
ного отбора научных и научно-технических проектов на основе независимой
экспертизы. И если в 1993 г. из федерального бюджета на функционирова­
ние фондов было выделено 2,6% государственных расходов на науку, то в
2001г.-уже8,1%.
С 1997 г. была начата реализация Федеральной целевой программы «Го­
сударственная поддержка интеграции высшего образования и фундамен­
тальной науки на 1997-2000 годы», направленной на преодоление искусст­
венного обособления академической и вузовской науки и позволяющей эф­
фективно использовать накопленный в этих секторах потенциал. В этом
аспекте шло развитие совместных исследований фундаментального харак­
тера, опытно-экспериментальной и приборной базы, формирование инфор­
мационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствова­
ния учебного процесса в высших учебных заведениях, проводились экспеди­
ционные и полевые исследования.
В качестве путей обеспечения государством сохранения потенциала
науки в кризисный период могут быть рекомендованы:
• создание условий для временной вторичной занятости научных работ­
ников в областях, позволяющих сохранять квалификацию;
• организация бирж интеллектуальной научно-технической продукции,
облегчающих поиск заказчиков для научных коллективов;
• зачет интеллектуальной продукции в счет погашения части долгов на­
учно-технических организаций государству;
ИЗ
• защита интересов научных организаций при временной сдаче оборудо­
вания и помещений в аренду;
• содействие в поиске зарубежных заказчиков и др.
Важнейшие принципы, определяющие дальнейшее развитие механизмов
государственного регулирования научной деятельности, формирование бу­
дущей научной политики, закреплены в «Доктрине развития российской
науки», одобренной в июне 1996 г. Указом Президента РФ. Разработаны «Кон­
цепция реформирования российской науки на период 1998—2000 годы» и
«Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—
2000 годы» [7], стержневыми аспектами которых выступают активизация
государственной научной и инновационной политики, реструктуризация
сети научных организаций, в первую очередь государственного сектора, на
базе аттестации и аккредитации, значительное расширение целевого финан­
сирования на инновационную деятельность, привлечение дополнительных
источников средств на проведение НИОКР и реализацию инноваций, в том
числе из промышленных структур.
Новым шагом государства стало формирование государственной полити­
ки в инновационной сфере, направленной на развитие научно-технологичес­
кого комплекса страны, создание оптимальных условий для широкомас­
штабного использования научных разработок в отечественной промышлен­
ности, определение перспектив развития отечественной науки.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу были утвержде­
ны Президентом РФ в марте 2002 г. [12]. В данном документе обозначены
основные направления государственной политики, связанные с развитием
самого научно-технологического комплекса, становлением национальной
инновационной системы и созданием привлекательных условий для роста
инвестиций в инновационную деятельность.
Ключевыми направлениями, в которых государственное содействие раз­
витию науки и технологий становится наиболее актуальным, являются: раз­
витие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и
разработок; реформирование научно-технологического комплекса; форми­
рование национальной инновационной системы; эффективное использова­
ние результатов научно-технической деятельности; интеграция науки и об­
разования; совершенствование государственного управления развитием
науки и технологий; расширение международного научно-технологического
сотрудничества.
Политика в научно-технической и инновационной сфере, проводимая
государством в последние годы, тесно связана с задачами структурной поли­
тики. Это определяется общностью поставленных задач. Ими являются:
содействие повышению конкурентоспособности отечественных производи­
телей на внутреннем и мировом рынках и повышение доли высокотехноло­
гичных отраслей экономики и сферы услуг; реструктуризация убыточных
структур, искусственно поддерживаемых системой бюджетных субсидий,
путем эффективной их «селекции»; содействие процессам интеграции и
114
формирования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний;
завершение трансформации малоэффективного института государственной
собственности.


3.2.3. Государственные приоритеты
в сфере науки и технологий
В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут
выделить на развитие науки, техники и инноваций, возникает проблема
определения государственных приоритетов в данной области. Приоритет­
ные направления развития науки и техники — тематические области науки
и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения теку­
щих и перспективных целей социально-экономического и научно-техничес­
кого развития [16]. Они формируются под воздействием прежде всего наци­
ональных социально-экономических приоритетов, политических, экологи­
ческих и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития,
более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ре­
сурсов. В зависимости от масштаба выделяются глобальные (общемировые),
международные (ряда стран) и национальные (отдельных стран) приорите­
ты в развитии науки и техники.
Значительно повысить степень объективности при определении приори­
тетов позволило введение за рубежом в оборот понятия «критические тех­
нологии». Под критическими технологиями понимаются такие, «которые
носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для
развития многих технологических областей или направлений исследований
и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых
проблем реализации приоритетных направлений развития науки и техноло­
гии и без которых реализация приоритетного направления невозможна»
[10].
Выбор приоритетов и селективная поддержка на их основе конкретных
направлений исследований и разработок, а также отдельных научных орга­
низаций являются основным элементом государственной научно-техничес­
кой политики. Приоритетные направления реализуются в виде крупных
межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению техно­
логий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом ба­
зисе экономики, по развитию фундаментальных исследований, научно-тех­
ническому обеспечению социальных программ, международному сотрудни­
честву. Приоритетные направления развития науки и техники, а также пере­
чень критических технологий федерального уровня в России утверждаются
Правительственной комиссией по научно-технической политике. Из этих
направлений формируются государственные научно-технические програм­
мы. Финансирование работ, выполняемых научными организациями по
приоритетным направлениям развития науки и техники, осуществляется
целевым назначением Минпромнауки РФ из средств федерального бюджета
(раздел 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техничес-

115
кому прогрессу»). Преимущественной государственной поддержкой поль­
зуются инновационные процессы в областях, являющихся приоритетными
с точки зрения общей социально-экономической политики государства, а
также имеющих первостепенное значение для достижения общенациональ­
ных целей. В этой связи для России в нынешних условиях особую роль
приобретают инновационные проекты в таких областях, как производство и
переработка продовольствия, топливно-энергетический комплекс, химия,
производство новых материалов, инновационно-коммуникационные систе­
мы, транспорт, освоение космического пространства, биотехнологии, раци­
онализация природопользования, медицина, социально-культурное разви­
тие. Выбор приоритетных областей диктуется как мировой практикой, так и
спецификой социально-экономического и культурно-исторического разви­
тия страны, остротой проблем текущего этапа.
Гораздо более сложным и конфликтным является выбор конкретных
приоритетных направлений научно-технического развития. С одной сторо­
ны, здесь гораздо выше вероятность ошибки. С другой стороны, в данном
случае затрагиваются интересы многих специалистов и организаций, пре­
тендующих на государственную поддержку. Заметим, что существуют науч­
но-технические и инновационные приоритеты разного уровня — общегосу­
дарственные, ведомственные, региональные и т. д.
Полностью исключить субъективизм при выборе государственных при­
оритетов в области научно-инновационного развития невозможно. Поэтому
перед государством стоит задача обеспечения независимой экспертизы ин­
новационных проектов. В качестве критериев выбора инновационных при­
оритетов на государственном уровне могут выступать [6]:
• совокупная коммерческая эффективность проекта;
• общегосударственная, социальная значимость нововведения;
• степень научной и технической новизны;
• направленность на решение актуальной технической или технологичес­
кой задачи в соответствующей области;
• межотраслевая направленность, способность инновации дать импульс
спектру новых технологий в смежных областях;
• вклад в укрепление позиций страны на международной арене, мировых
рынках товаров и услуг;
• наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуаль­
ного потенциала;
• степень информационного и патентно-лицензионного обеспечения;
• возможность привлечения различных источников финансирования;
• наличие организационно-управленческих механизмов реализации
проекта;
• воздействие на состояние окружающей среды;
• уровень риска и др.
Мощным импульсом к развертыванию инновационных процессов может
стать инициирование и осуществление государством демонстрационных
116
проектов. Одновременно возрастает актуальность обоснованной государст­
венной оценки выполнения инновационных программ, финансируемых за
счет средств налогоплательщиков. Это позволяет своевременно корректиро­
вать приоритеты и эффективно перераспределять государственные ресурсы,
направляемые в научно-инновационную сферу.
Государственная научно-техническая программа — комплекс взаимоувя­
занных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих
эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приори­
тетных направлениях развития науки и техники. Организация работ по
формированию и реализации государственных научно-технических про­
грамм и их финансирование возложены на Министерство промышленности,
науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России), кото­
рое в большинстве случаев выступает также в качестве государственного
заказчика программ. С целью более рационального использования ограни­
ченных бюджетных средств были реализованы 39 подобных программ в
качестве подпрограмм единой Федеральной целевой научно-технической
программы (ФЦНТП) на 1996-2000 годы «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского на­
значения». Программа состояла из 8 разделов, соответствующих выделен­
ным приоритетным направлениям науки и техники.
В настоящее время реализуется Федеральная целевая научно-техничес­
кая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлени­
ям развития науки и техники на 2002-2006 годы», утвержденная постанов­
лением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. Х» 605.
Данная программа, базируясь на основных принципах ФЦНТП 1996-
2000 гг., предполагает дальнейшее совершенствование программного метода
решения научно-технических задач, объединенных целями, способами ре­
шения, сроками и их ресурсным обеспечением. В рамках проектов новой
программы предполагается выполнение исследований, направленных на по­
лучение новых знаний; научно-техническое обеспечение перехода отраслей
экономики на качественно новые технологические уровни. Отводится вни­
мание созданию научно-технологической базы федеральных целевых про­
грамм, обеспечивающих инновационный рост экономики страны, выход на
внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции. Ряд проек­
тов направлен на развитие научно-технического и интеллектуального потен­
циала России, сохранение ведущих научных школ и коллективов, а также
приоритета страны в ряде важных отраслей науки, техники и технологий,
сохранение и развитие научно-технического и производственного потенциа­
ла в области создания современных научных приборов и оборудования;
создание основ государственной научно-технической политики, систем при­
оритетов науки и техники и механизма их реализации за счет средств феде­
рального бюджета.
Основной задачей этой программы является концентрация ресурсов на
проектах, имеющих наибольшее значение для повышения качества жизни
117
населения, конкурентоспособности экономики и безопасности страны, раз­
вития высокотехнологичных и наукоемких производств.
Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных
научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ас­
сигнований федерального бюджета на научные исследования и разработ­
ки. Оно охватывает объем их финансирования за счет средств федерального
бюджета с выполнением научных исследований и разработок, научно-техни­
ческих услуг и прочих видов деятельности, а также за счет других источни­
ков. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки
рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей
науки [16].
На обеспечение технологической безопасности и равноправного между­
народного сотрудничества в области высоких технологий направлены мно­
гие президентские программы, которые отражают цели государственной ин­
новационной политики и носят межведомственный характер. Среди них
программы: «Национальная технологическая база», «Электронная Россия»,
«Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация Рос­
сии», «Технологии двойного назначения» и др.


3.2.4. Организационная структура разработки и
реализации инновационной политики
Организационный механизм выработки и реализации государственной
инновационной политики должен обеспечить учет мнений всех прямо или
косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для
согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами
инновационной политики выступают органы государственной власти (цент­
ральные и местные), предприятия и организации государственного сектора,
самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организа­
ции, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Непосредственное принятие решений в области экономического регули­
рования инновационных процессов осуществляется государственными
структурами. Общие принципы построения системы государственных орга­
нов и их подразделений, занятых вопросами выработки и реализации инно­
вационной политики, заключаются в отражении инновационных проблем в
деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, испол­
нительной, судебной), обеспечении координации как по вертикали, так и по
горизонтали, оптимальном сочетании централизации и децентрализации,
четком разделении полномочий и ответственности, устранении дублирова­
ния, критическом использовании зарубежного опыта. Кратко остановимся
на разделении функций регулирования инновационных процессов между
структурами федеральной власти РФ.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах
Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел
науки и образования аппарата Президента. В 2001 г. создан Совет при Пре-
118
зиденте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, являю­
щийся консультативным органом, созданным для информирования главы
государства о положении дел в сфере научно-технической политики, обес­
печении его взаимодействия с научными организациями и деятелями науки.
Основными задачами Совета являются: выработка предложений Президен­
ту по определению приоритетных направлений государственной научно-
технической политики и мер по ее реализации; проведение экспертизы про­
ектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касаю­
щихся государственной научно-технической политики, и подготовка соот­
ветствующих предложений; подготовка информации Президенту о
развитии науки и высоких технологий в России и за рубежом; выработка
предложений о взаимодействии Российской академии наук, отраслевых ака­
демий, иных научных организаций Российской Федерации с зарубежными
и международными научными организациями в целях координации их дей­
ствий при реализации совместных проектов в области науки и высоких
технологий; выработка предложений Президенту по вопросам социальной
защиты научных работников в Российской Федерации.
Органы законодательной власти РФ — Государственная Дума и Совет
Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-техничес­
кой и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соот­
ветствующие комитеты — Комитет Госдумы по образованию, культуре и
науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.
В аппарате Правительства РФ вопросы научно-инновационного разви­
тия находятся в ведении Департамента науки, высоких технологий, образо­
вания и культуры. Основным органом, координирующим деятельность ми­
нистерств и ведомств в научно-технической и инновационной области, яв­
ляется Правительственная комиссия по научно-технической политике, ко­
торую непосредственно возглавляет председатель правительства.
Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной ра­
боты федеральных органов исполнительной власти и исполнительных орга­
нов субъектов РФ, РАН, отраслевых академий наук по формированию и
реализации государственной научно-технической политики, стимулирова­
ние реализации в производстве научно-технических достижений, определе­
ние путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыноч­
ной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осущест­
вляется Координационным межведомственным советом по военно-техни­
ческой политике.
Минпромнауки России является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управ­
ление в сфере науки и технологий гражданского назначения. К числу основ­
ных задач Минпромнауки России относятся: разработка и реализация еди­
ной государственной промышленной политики; формирование и обеспече­
ние совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель­
ной власти реализации единой государственной научно-технической
политики; определение приоритетных направлений развития науки и техни-
119
ки и перечня критических технологий гражданского назначения федераль­
ного уровня; лицензирование видов деятельности в отраслях промышлен­
ности и науки, находящ;ихся в сфере ведения министерства. На Минпром­
науки России возложены функции разработки и реализации федеральных
целевых программ, включая государственные научно-технические програм­
мы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация. В ведении министерства находятся во­
просы реализации инвестиционной политики в отраслях промышленности
и науки; подготовки предложений о присвоении научным организациям
статуса федеральных центров науки и высоких технологий, государствен­
ных научных центров, федеральных научно-производственных центров. В
задачи Минпромнауки входит обеспечение государственной поддержки
фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приори­
тетных направлений прикладной науки, разработка и реализация программ
фундаментальных и поисковых исследований межведомственного характе­
ра, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов ис­
полнительной власти, а также Российской академии наук и отраслевых ака­
демий наук, имеющих государственный статус. Минпромнауки решает и
другие важные задачи, связанные с реализацией программ по информацион­
ным технологиям, развитию научно-технической информационной сети; ор­
ганизации и проведению информационно-рекламной выставочной работы.
Участвует в разработке и реализации государственной политики в области
создания и вовлечения в оборот объектов интеллектуальной собственности
и иных результатов научно-технической деятельности, в передаче и исполь­
зовании технологий, распространении международных стандартов и серти­
фикатов. Минпромнауки разрешено также иметь резерв средств на финан­
сирование фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ,
важнейших прикладных научно-исследовательских и опытно-конструктор­
ских работ и мероприятий, направленных на обеспечение научно-техничес­
кого прогресса, в размере до 2% ассигнований, предусмотренных в федераль­
ном бюджете на соответствующий год по разделу «Фундаментальные иссле­
дования и содействие научно-техническому прогрессу».
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разра­
ботки форм и методов государственного воздействия на экономику непо­
средственно разрабатывает государственную инновационную политику, оп­
ределяет приоритеты в развитии народного хозяйства по стране в целом и ее
регионам, разрабатывает основные направления инвестиционной политики,
в том числе меры по стимулированию инновационной активности, органи­
зует разработку федеральных целевых программ по развитию приоритетных
отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономи­
ческих проблем. В Минэкономразвития России функционирует специаль­
ное подразделение, отвечающее за подготовку инновационных программ.
Регулирование научно-инновационного потенциала высшей школы за­
нимает существенное место в деятельности Минобразования России. В част­
ности, разработаны и реализуются межвузовские научно-технические про-
120
граммы «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей
школы России», «Конверсия и высокие технологии», «Поддержка малого
предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном
обслуживании высшей школы» и др.
В бюджетном обеспечении инновационной политики ведущая роль при­
надлежит Министерству финансов РФ. Роль Министерства внешних эконо­
мических связей РФ в регулировании инновационных процессов состоит
главным образом в разработке предложений по повышению эффективности
внешнеэкономических связей Российской Федерации и конкурентоспособ­
ности экспортных товаров на мировом рынке, участии в подготовке технико-
экономических обоснований и разработке проектов сотрудничества с зару­
бежными странами, подготовке предложений по государственному стиму­
лированию экспорта наукоемкой продукции, заключению международных
договоров РФ по вопросам торгово-экономического сотрудничества, орга­
низации экспертизы, выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров и услуг.
В выработке государственной инновационной политики активно участ­
вует Российская академия наук. Важное значение имеет деятельность ми­
нистерств и ведомств, стимулирующих инновационные процессы в науко­
емких областях (Росавиакосмоса, Минатома, Минобороны и др.). Для ми­
нистерств и ведомств, курирующих развитие традиционных, базовых отрас­
лей, важной составной частью работы является содействие техническому
перевооружению в соответствующих областях на базе инноваций.

<< Пред. стр.

стр. 14
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>