<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


3.3. Способы государственного воздействия
на эффективность инновационных механизмов
3.3.1. Прямые и косвенные методы государственной
поддержки инновационной деятельности

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как
непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связан­
ных с этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвен­
ными методами и создавая соответствующий экономический механизм.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования за­
нимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных
средств.
Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться госу­
дарственному и негосударственному секторам на собственно инновацион­
ные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций
многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение
между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и иннова­
ционную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств
на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и
проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инноваци­
онных вложений государства возможно создание специализированных госу-
121
дарственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение
для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на
инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и
государственные заказы на инновационную продукцию.
Действенность контрактной системы связана со стимулированием спро­
са и предложения на эффективные научно-технические проекты для госу­
дарственных нужд и их реализацией на выгодных для государства условиях.
Поэтому задачей контрактной системы является не только обеспечение вза­
имодействия между государственным заказчиком и исполнителем, но и оп­
ределение взаимных обязательств и прав, в том числе и на результаты
НИОКР. Важной составной ее частью становится система возвратного фи­
нансирования, распространение которой обеспечивает строгий отбор инно­
вационных проектов с точки зрения их народнохозяйственной целесообраз­
ности [15].
Выбор механизмов реализации контрактной системы в инновационной
сфере обусловлен прежде всего экономическими приоритетами обеспечения
рационального и эффективного использования средств на научно-техни­
ческие исследования для государственных нужд, определяемых как потреб­
ности Российской Федерации и удовлетворяемых за счет средств соответст­
вующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Эффективность инновационных процессов существенно повышается
при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных
средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или частично
бюджетные (смешанные) фонды. В настоящее время в РФ действуют Рос­
сийский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия разви­
тию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Федеральный
фонд производственных инноваций и др. В частности, государственные ин­
вестиции для Федерального фонда производственных инноваций выделя­
ются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в раз­
мере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.
Защита прав субъектов инновационной деятельности предполагает нали­
чие блока законодательных актов по вопросам интеллектуальной собствен­
ности, государственной патентно-лицензионной системы. Должно быть ог­
раничено действие антимонопольных механизмов в отношении доконку-
рентных стадий научно-производственного цикла, а также важнейших ин­
новационных проектов. Механизмы санаций и процедуры банкротства для
инновационных субъектов должны быть значительно смягчены. Правовое
регулирование инновационной деятельности детально освещается в гл. 15.
Наряду с разработкой законодательных норм государству необходимо сфор­
мировать и поддерживать механизмы, обеспечивающие их реальное дейст­
вие. Так, практическая реализация прав интеллектуальной собственности
(ИС), защита от ее несанкционированного («пиратского») использования
требуют создания специализированных судебных и арбитражных органов,
например патентных судов. С этой целью необходимо внедрение специали­
зации судей по ведению дел по исключительным правам на интеллектуаль-

122
ную собственность. В последующем целесообразно инициировать создание
специализированных коллегий, рассматривающих дела об интеллектуаль­
ной собственности. Следует обеспечить оценку объектов интеллектуальной
собственности и ее учет в качестве нематериальных активов экономических
субъектов при различных хозяйственных операциях (акционирование, со­
здание совместных предприятий и т. п.).
Государству также следует обратить внимание на проблему оценки объ­
ектов ИС. Отсутствие единых стандартов оценки федерального уровня сни­
жает качество оценки объектов ИС. Разработанный Российским обществом
оценщиков стандарт по оценке объектов ИС (СТО РОО 26-01-95) имеет
серьезные методологические ошибки. Это приводит к произвольному тол­
кованию тех или иных аспектов оценки. В частности, невозможно опреде­
лить меру ответственности оценщика в случае ошибки, приведшей к круп­
ным материальным убыткам. При этом заметим, что профессиональная от­
ветственность оценщика предусмотрена законом «Об оценочной деятель­
ности», однако мера ответственности устанавливается только в судебном
порядке. Вместе с тем при отсутствии федеральных стандартов оценки до­
казать ошибочность проведенных оценочных расчетов практически невоз­
можно.
Государству следует инициировать работу по созданию стандартов оцен­
ки федерального уровня, основываясь на следующих положениях: разработ­
ке более четкой терминологии видов стоимости ИС; уточнении алгоритма
базовых методов оценки; исследовании понятия износа для объектов ИС;
обосновании принципа применения наиболее лучшего и наиболее эффек­
тивного использования.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов —
формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государ­
ство может создавать сети центров распространения нововведений и кон­
сультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Для
реализации этой задачи необходимо стимулировать развитие технологичес­
ких посредников в сфере лицензионной торговли (поощрение создания
частных адвокатских фирм, работающих в этой области, патентных бюро,
технологических брокеров, осуществляющих поиск и подбор потенциаль­
ных покупателей и продавцов лицензий, и т.п.). Целесообразно создание
сети некоммерческих центров (или агентств) по передаче технологий на
федеральном (при Минпромнауки России, РАН) и региональном уровнях
(региональных отделениях РАН, а также правительствах субъектов РФ),
способных оказывать весь комплекс услуг по подготовке и заключению
международных лицензионных соглашений. Финансирование таких цент­
ров могло бы осуществляться на смешанной основе: часть их расходов могла
бы покрываться из федерального и региональных бюджетов, а остальное
центры должны будут зарабатывать за счет оказания клиентских услуг. Го­
сударственное финансирование этой инфраструктуры должно стать услови­
ем приемлемого уровня цен для российских ученых, изобретателей, научно-
123
исследовательских институтов, пользующихся услугами таких центров для
коммерциализации своих научно-технических результатов.
В области создания и развития инфраструктуры для продвижения объ­
ектов И С на рынок следует предусмотреть развитие широкой посредничес­
кой сети деловых услуг. В ее рамках может осуществляться сопровождение
коммерциализации ИС по всем этапам вплоть до создания инновационных
продуктов и услуг и продвижения их на отечественный и мировой рынки. В
связи с этим одним из направлений развития инновационной инфраструк­
туры должно стать создание и законодательное оформление статуса различ­
ных ее элементов. В их числе — центры, фирмы, офисы, агентства или бюро
по оказанию посреднических услуг различного характера: информацион­
ных, инжиниринговых, консалтинговых, маркетинговых, рекламных, по тех­
нологической или финансовой экспертизе проектов, трансферу технологий
по всем этапам инновационного процесса, патентованию и лицензированию,
венчурному инвестированию, страхованию инновационных рисков, техно­
логическому аудиту. Необходимо создание системы сетевой структурной
кооперации и партнерства, которая, как свидетельствует мировой опыт,
особенно эффективна для создания базовых технологий, которые могут
быть использованы в разных отраслях экономики. Для этого необходимо
при проведении совместных НИОКР заключать кооперативные соглаше­
ния, соответствующие нормативные документы по которым предстоит раз­
работать.
Государственные органы призваны развивать рынок страхования на объ­
екты ИС, который должен быть направлен на обеспечение снижения риска
непредвиденных расходов, связанных с реальной защитой интересов вла­
дельцев ИС. Сегодня рынок страхования объектов интеллектуальной собст­
венности практически не сформирован: нет достаточного количества полно
разработанных схем страхования; страхуемые виды рисков никак не связаны
с суммами ущерба, понесенного патентообладателями от несанкциониро­
ванного использования их ИС. Для стимулирования развития страхования
прав на объекты ИС должны быть выработаны нормы правового сопровож­
дения страховых случаев. В настоящий момент таким документом, регули­
рующим взаимоотношения сторон при возникновении страховых случаев,
являются только «Правила страхования убытков, связанных с нарушением
или утратой прав на объекты интеллектуальной собственности», разрабо­
танные Федеральным институтом сертификации и оценки интеллектуаль­
ной собственности и бизнеса совместно со страховой компанией «ГУТА-
страхование». Эти правила утверждены в фонде интеллектуальной собст­
венности в январе 2000 г. и могут быть использованы в качестве типовой
формы для других страховых компаний.
Государство способствует формированию рынка инноваций (информа­
ция в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само
выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Госу­
дарственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирова­
ние инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наи-
124
более эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое
место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, по­
скольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно
оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. ИП
могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи,
электроэнергии, тепла и т. д.
В межведомственной программе активизации инновационной деятель­
ности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы (1998 г.) в
качестве базовых элементов инфраструктуры инновационной деятельности
были определены инновационно-технологические центры (ИТЦ). Статус
ИТЦ получили структуры, успешно адаптированные к рыночным условиям
и имеющие опыт коммерциализации научно-технических результатов и тех­
нологий, действующие в регионах с высоким научным потенциалом и актив­
но поддерживаемые местными органами власти. Наличие такого статуса,
присваиваемого на конкурсной основе, дает возможность организации полу­
чать целевую поддержку на паритетных началах со стороны государства и
региональных органов, позволяет сокращать срок выхода на режим финан­
совой самостоятельности. Финансовая поддержка распространяется не
только на развитие материально-технической базы ИТЦ, но и на их внутрен­
нюю инфраструктуру, на инновационные проекты, выполняемые находящи­
мися в их составе фирмами. Финансирование инновационных проектов осу­
ществляется в форме прямого выделения средств на выполнение начальных
стадий инновационного цикла (фундаментальных и поисковых исследова­
ний, приоритетных НИОКР) в том случае, когда затраты являются наимень­
шими, а риски, наоборот, наиболее высокими. Кроме того, на государствен­
ные органы возлагается также функция стимулирования и страхования ин­
вестиций негосударственных финансовых структур.
Именно наличие соответствующей инфраструктуры и возможность по­
лучить инвестиции определяют привлекательность ИТЦ для малых и сред­
них инновационных фирм [ 1 ].
Государство создает условия для оживления инвестиционной и иннова­
ционной активности различных субъектов производственной деятельности
путем создания инновационно-промышленных комплексов (ИПК). Их ос­
новной функцией является расширение производства инновационной про­
дукции организациями, инновационно-технологическими центрами и про­
мышленными предприятиями, развитие организационно-экономических
механизмов привлечения внебюджетных средств для финансирования ин­
новационных проектов в области высоких технологий. Существенные по­
тенциальные возможности функционирования данных институциональных
единиц основаны на объединении мобильности малого бизнеса и технологи­
ческих возможностей крупных предприятий. Тем самым обеспечивается
сокращение сроков создания, промышленного освоения и продвижения на
рынок инновационной продукции.
Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности
способствует прогнозирование развития науки и технологий на государст-
125
венном уровне. Результаты развития наукоемких отраслей отечественной
промышленности, укрепление ее позиций на мировых рынках высоких тех­
нологий и, как следствие, изменение международной специализации страны
в значительной степени определяются динамикой научного и инновацион­
ного потенциала. Поэтому важное значение имеют как долгосрочные про­
гнозы, раскрывающие перспективный общественный заказ на принципиаль­
но новые технологии, их ожидаемые количественные параметры и качест­
венные характеристики, так и среднесрочные тренды, горизонт которых
примерно соответствует периоду сменяемости поколений техники. При оп­
ределении перспектив научно-технологического развития должны учиты­
ваться современные процессы глобализации в научно-технической сфере.
Не следует игнорировать меры моральной поддержки, среди которых
можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государствен­
ных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных спо­
собов хозяйствования, потребление инновационных продуктов и услуг,
имеющихся в стране научно-технических и инновационных традиций, посе­
щение руководителями государства ведущих ИП, участие представителей
научно-технической интеллигенции в важнейших государственных меро­
приятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и
т. д. Так, существенным стимулом инновационной активности ряда россий­
ских предприятий стало участие в борьбе за учрежденные Правительством
РФ премии в области качества. Свой вклад в распространение инновацион­
ной парадигмы хозяйствования должны вносить средства массовой инфор­
мации.
Немаловажную роль играет государство в подготовке инновационных
кадров, формировании социального слоя менеджеров по управлению инно­
вационными проектами [21]. В России подготовка управляющих необходи­
мой квалификации начата в Академии народного хозяйства при Правитель­
стве РФ. Подготовкой госслужащих и предпринимателей в области иннова­
ций занимается Российская академия государственной службы при Прези­
денте РФ. В Академии менеджмента и рынка могут получить необходимые
знания об инновационной сфере руководители малых предприятий.
Еще в 1999 г. четырьмя федеральными министерствами — Миннауки
России, Минобразования России, Минэкономики России и Минтруда Рос­
сии — был утвержден координационный план по созданию многоуровневой
системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности. Соглас­
но плану в 7 экономических районах России были определены 11 опорных
образовательных учреждений по подготовке соответствующих специалис­
тов. Они имеют современное научно-методическое обеспечение учебного
процесса и необходимую для подготовки высококвалифицированных спе­
циалистов материально-техническую базу. За последние два года здесь про­
шли обучение менеджменту в сфере инноваций более 2,5 тыс. человек. Толь­
ко в 2000 г. повысили квалификацию более 1000 представителей малых
инновационных предприятий [15].
126
Центральным звеном многоуровневой системы подготовки менеджеров
для инновационной сферы является созданный в соответствии с распоряже­
нием Правительства от 31 декабря 1999 г. Российский государственный
университет инновационных технологий и предпринимательства. Его учре­
дителями стали федеральные органы, имеющие опыт в области инновацион­
ной деятельности, — Минобразование России, Миннауки России и Минэко­
номики России. В качестве базовой структуры была выбрана организация,
подведомственная Минобразованию, — Центр содействия развитию научно-
технического предпринимательства в высшей школе с его развитой инфра­
структурой.
Создание данного университета можно рассматривать как важнейший
элемент реализации государственной научно-технической и инновацион­
ной политики, обеспечивающей соединение образовательной и научной де­
ятельности с ориентацией на нужды инновационного предпринимательства,
реальную интеграцию вузовских, академических и отраслевых организаций
в сфере инновационной деятельности.
Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций оп­
ределяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует
значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финанси­
рованием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных
субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная
программа стимулирования нововведений может позволить стране занять
передовые позиции в мировом научно-техническом развитии. Это, в част­
ности, наглядно подтверждено опытом послевоенной Японии. Среди мер
косвенного регулирования прежде всего подчеркнем налоговые льготы.
Льготное налогообложение прибыли реализуется путем как сокращения
налогооблагаемой базы, так и уменьшения налоговых ставок, а также выче­
тами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесе­
ние различного рода инновационных затрат на издержки производства, се­
бестоимость продукции. В России в настоящее время в себестоимость вклю­
чаются только затраты, связанные с изобретательством и рационализацией
производства.
Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на
прибыль. В РФ в настоящее время основная инновационная льгота по нало­
гу на прибыль состоит в уменьшении облагаемой прибыли на сумму средств,
направленных на техническое перевооружение, реконструкцию, расшире­
ние, обновление производства. От налога на прибыль освобождаются науч­
ные организации, прошедшие государственную аккредитацию, в случае ее
направления на проведение и развитие научно-исследовательских и опыт­
но-конструкторских работ. В перечень работ, на которые распространяются
льготы, входят НИОКР, отнесенные к фундаментальным исследованиям, и
НИОКР, выполняемые в таких областях, как информационные технологии
и электроника, производственные технологии, материалы и химические
продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, эко-
127
логия и рациональное природопользование, оборона и безопасность госу­
дарства.
Распространение инноваций стимулируется также налоговыми льготами
по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции. В РФ
в настоящее время от налога на добавленную стоимость освобождаются:
НИОКР, выполненные за счет бюджета, а также средств РФФИ, РФТР и
образуемых для этих целей внебюджетных фондов; НИОКР, выполняемые
учреждениями образования на основе хоздоговоров; патентно-лицензион­
ные операции, связанные с объектами промышленной собственности (кроме
посреднических); ввозимые на территорию РФ оборудование и приборы,
используемые для научно-исследовательских целей; товары и технологичес­
кое оборудование, ввозимые в РФ в соответствии с договорами с иностран­
ными организациями и фирмами для проведения совместных научных
работ.
Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не
собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-
производственном цикле на той или иной стадии. В РФ не облагается нало­
гом имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий и ор­
ганизаций РАН, Российской академии сельскохозяйственных наук, Россий­
ской академии медицинских наук. Российской академии образования, со­
ставляющее их научно-исследовательскую, опытно-производственную или
экспериментальную базу, ГНЦ, а также научно-исследовательских учрежде­
ний министерств и ведомств по перечню, ежегодно утверждаемому Прави­
тельством. Аналогичную направленность имеют льготы по уплате земельно­
го налога. К настоящему времени от платы за землю, используемую для
научных или опытно-экспериментальных целей, в РФ освобождены практи­
чески все научно-исследовательские, дроектно-конструкторские и проект-
но-технологические организации независимо от организационно-правовой
формы и форм собственности. В мировой практике используются наряду с
перечисленными следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инно­
вационную деятельность [5, 13]:
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового
кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на
инновационные цели;
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, получен­
ную от реализации инновационных проектов;
• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц,
полученных по акциям инновационных предприятий;
• связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых
проектов;
• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате исполь­
зования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов,
входящих в состав интеллектуальной собственности;
128
• снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и со­
вместные НИОКР;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов
и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим
ИП;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные
фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
• зачисление части прибыли ИП на специальные счета с последующим
льготным налогообложением в случае использования на инновационные
цели.
В связи со значительными масштабами многих инновационных проектов
и относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществления
нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредитова­
ния. Государство может стимулировать инновации льготными (по срокам
погашения и процентным ставкам) кредитами государственных банков или
предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инно­
вационную деятельность (льготное налогообложение, смягчение резервных
требований и т. п.). Тем не менее коммерческие банки зачастую не заинте­
ресованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому
важно стимулировать инновационные вложения финансовых структур, ори­
ентированных на продолжительное «замораживание» средств, — страховых
компаний, пенсионных фондов, ссудосберегательных ассоциаций и т. п. До­
полнительный источник средств на инновационное развитие предприятия
получают при проведении государством политики ускоренной амортизации
основных фондов [2].
Доступу к передовым инновационным технологиям способствует госу­
дарственная поддержка финансового лизинга [8]. Под финансовым лизингом
понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании
средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей
их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование
за установленную плату. В ряде стран государство применяет также меры
стимулирования франчайзинга, являющегося одним из способов распро­
странения нововведений. Под франчайзингом понимается право на созда­
ние ИП, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в
договоре.
Мощным рычагом инновационной политики многих стран стала под­
держка малого и среднего инновационного предпринимательства, обладаю­
щего достаточной гибкостью для продуцирования и распространения ново­
введений, а также формирующего благоприятную для инноваций конку­
рентную среду. Содействие малому и среднему бизнесу провозглашается
одним из главных приоритетов государственного уровня, поскольку такого
рода предприниматели зачастую не могут сами защитить свои экономичес­
кие интересы. Государством создаются различные структуры, оказывающие
малым предприятиям те или иные услуги. Для малого наукоемкого бизнеса
особое значение имеет поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, а
129
также информационное обеспечение, ибо средства на самостоятельное осу­
ществление инновационного маркетинга отсутствуют. При распределении
государственных заказов и контрактов за малым бизнесом часто резервиру­
ется определенная доля финансирования. Весьма действенной мерой явля­
ется государственное страхование рискового (венчурного) предпринима­
тельства. Наибольшее распространение получило субсидирование государ­
ственными структурами венчурных фирм в обмен на часть акций, обеспечи­
вающее участие государства в прибыли в случае успеха проекта. В ряде стран
предусматриваются специальные дотации на наем научно-технического пер­
сонала.
Превращение инноваций в доминирующий фактор мирового экономи­
ческого развития происходит в условиях широкого спектра национальных
экономических систем и находит отражение в формировании специфичес­
ких для той или иной страны инновационных механизмов. Основными осо­
бенностями научно-инновационных систем отдельных стран выступают:
формы связи сферы НИОКР и производства, трансфер научно-технических
достижений в промышленность, структура источников финансирования
НИОКР и инноваций, ведущие направления науки и технологий, соотноше­
ние фронтальности и селективности в структуре научно-инновационного
потенциала по областям, основные экономические структуры — генераторы,
распространители и акцепторы инноваций, уровень вовлечения в мировой
научно-технический комплекс, ориентация преимущественно на собствен­

<< Пред. стр.

стр. 15
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>