<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

странных благотворительных организаций. Первостепенное значение для
активизации российского участия в мировых научно-технических связях
имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организа­
ции, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственнос­
ти и другим международным соглашениям.
Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна
из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих ос­
воение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных
партнеров должны способствовать освоению невостребованного научно-
технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, про­
движению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию
импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освое­
нию передовых форм организации производства. При этом предусматрива­
ется расширение практики проведения международных инвестиционных
конкурсов (тендеров). При Минэкономики РФ был создан Российский
центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для
включения России в международное разделение труда на инновационной
139
базе являются разрабатываемые в настоящий момент федеральные програм­
мы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зару­
бежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В
целях государственного содействия реализации международных приклад­
ных проектов при Миннауки РФ был создан Российский дом международ­
ного научно-технического сотрудничества.
В систему государственного регулирования входит также экспортный
контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновацион­
ных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в стра­
ны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и
мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторон­
них системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаар-
ским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью
разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит прави­
тельственному контролю.
Государственные стратегия и тактика в области международной научно-
технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и
регионам мира. Страновая диверсификация направлений и форм сотрудни­
чества позволяет достичь высокой суммарной эффективности международ­
ных связей. Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущи­
ми странами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизи­
ровать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающи­
мися государствами, а также восстановить связи с государствами бывшего
СССР, со странами Восточной Европы. Доступ к мировым инновационным
ресурсам, а также рынкам инновационной продукции значительно облегча­
ется активным участием страны в работе международных организаций ин­
новационного профиля, таких, как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО,
МАГАТЭ и многих других. Развитие инновационных процессов на про­
странстве СНГ зависит от динамики восстановления и дальнейшей интен­
сификации научных и производственных связей этих стран. Усилия в дан­
ной области координируются Межгосударственным комитетом по научно-
технологическому сотрудничеству СНГ.
В конечном счете государственное регулирование международной науч­
но-технической кооперации призвано обеспечить рациональное сочетание
между протекционизмом по отношению к отечественным производителям
инновационной, наукоемкой продукции и степенью либерализации между­
народных связей в области науки и высоких технологий.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные аспекты^ определяющие общегосударственное значение ин
вационных процессов?
2. В чем проявляется ограниченность рыночных механизмов как экономической
среды инноваций?
3. Назовите основные функции государства по регулированию инноваций,
140
4. Что понимается под государственной инновационной политикой?
5. Каковы основные цели стандартизации и сертификации продукции?
в. Перечислите основные меры для вывода НИ ОКР из кризисного состояния.
7. Каковы приоритетные направления науки и техники, критических технологий ?
8. Каковы основные критерии выбора приоритетов в инновационной области?
9. Укажите функции органов государственной власти РФ по регулированию науки
и инноваций.
10. Каковы основные методы, используемые государственными структурами, для
стимулирования инновационных процессов?
11. Что понимается под национальной системой нововведений? Какие типы по­
добных систем вы знаете?
12. Укажите важнейшие аспекты государственного регулирования инновацион­
ной деятельностью в регионах.
13. Какие инструменты могут применяться в сфере государственного регулиро­
вания международного научно-технического сотрудничества?


Литература
1. Арзамасцев Н.В. Повышение конкурентоспособности отечественного про­
мышленного производства — основа государственной инновационной политики / /
Инновации. 2000. № 7-8.
2. Афанасьев М. Забытая амортизация / / Вопросы экономики. 1996. № 1 1 .
3. Дагаев А. А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука,
1994.
А.Дежина И. Финансирование российской науки: новые формы и механиз­
мы / / Вопросы экономики. 1996. № 10.
5. Инновационная и инвестиционная политика структурной перестройки на­
родного хозяйства Российской Федерации. М.: ИЭ РАН, 1993.
6. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н.Завлина,
А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
7. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998—
2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г.
№ 832 / / Российская газета. 1998. 19 авг.
8. Копейкин М. Российская государственная политика в области инвестиций и
инноваций / / Маркетинг. 1995. № 4.
9. Научно-технический прогресс и инвестиционная политика: Зарубежный
опыт. М., ИНИОН, 1995.
10. Николаев И. А. Приоритетные направления науки и технологий: Выбор и
реализация. М.: Машиностроение, 1995.
11. Основы научно-технической политики: Теория и практика. Москва; Париж:
Ин-т мировой экономики РАН, ИЭ РАН, 1993.
12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и тех­
нологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом
Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № Пр- 576.
13. Повышение инновационной активности экономики России. М., 1994.

141
14. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества
стран. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.
15. Реформирование российской науки: анализ и проблемы / Л.Э. Миндели,
А.В. Мартыненко, А.А. Гудкова, В.А. Диссон. М., 2001.
16. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под
ред. Л. М. Гохберга. М.: ЦИСН, 1996.
17. Фонотов А. Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному
обществу. М.: Наука, 1993.
18. Фридлянов В.Н., Марушкина МЛ, Интеграция инновационной сферы / /
Экономист. 1997. № 2.
19. Шайбакова Л. Региональное регулирование инновационных процессов / /
Экономист. 1996. №J9.
20. Экономическая безопасность и инновационная политика: Страна, регион,
фирма. М.: РЭА им. Плеханова, 1993.
21. Яковец Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса / / Эконо­
мист. 1998. № 1.
22. Freeman Ch. The economics of industrial innovation. London, 1982.
Глава 4

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИННОВАЦИЯМИ




4.1. Цели и задачи
стратегического управления инновациями

Стратегическое управление инновациями является составной частью ин­
новационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации
инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный
скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде пред­
приятия. В широком смысле стратегическое управление на предприятии
имеет дело с процессом предвидения глобальных изменений в экономичес­
кой ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, обеспе­
чивающих его выживание и устойчивое развитие за счет выявленных буду­
щих факторов успеха.
По своей сущности любые стратегические меры, принимаемые предпри­
ятием, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе осно­
ваны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбыто­
вом потенциалах. Стратегия нововведений (инновационная политика) пред­
полагает объединение целей технической политики и политики капиталов­
ложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.
Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помо­
щью которых предприятие в первую очередь осуществляет систематический
поиск новых технологических возможностей. В этом смысле стратегическое
управление инновациями ориентируется на достижение будущих результа­
тов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований,
ввод инноваций в производственное использование, ввод нового продукта в
рыночную среду). Стратегическое управление инновациями затрагивает как
концептуально-предпринимательские, так и организационно-процедурные
аспекты стратегического развития предприятия и, следовательно, реализует
свою функцию через подсистемы общего и функционального менеджмента.
Общий менеджмент определяет генеральную линию стратегического разви­
тия и включает:
143
• нормативный менеджмент — разработка философии, предпринима­
тельской политики, определение позиции предприятия в конкретной нише
рынка; формулирование общих стратегических намерений;
• стратегический менеджмент — выработка набора стратегий, их реали­
зация во времени, фиксирование изменений, переформулирование страте­
гий, стратегический контроль и контроллинг, управление стратегическими
решениями в целом;
• оперативный менеджмент — разработка и реализация оперативных
(тактических) мер, связанных с практическим осуществлением мероприя­
тий по внедрению стратегий в действие.
В рамках функционального менеджмента разрабатываются и реализуют­
ся частные (функциональные) стратегические задачи, связанные с иннова­
циями в отдельных сферах деятельности на ИП (маркетинг, сбыт, производ­
ство, кадры, финансы, информационная база и др.).
Разработка инновационной политики ИП предполагает определение
целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективы
исходя из оценки потенциальных возможностей ИП и обеспеченности его
соответствующими ресурсами.
В жизненном цикле любого ИП четко прослеживаются состояния отно­
сительной статики и относительной динамики. Все зависит от содержания
цели, которая ставится перед каждой стадией. Рассматривая цели как пред­
восхищение результата, на который направлены усилия предпринимателя
(менеджера), их подразделяют на функциональные (поддержание достигну­
того состояния системы) и новые (приобретение нового качественного со­
стояния системы).
Новые цели требуют выхода на новые ориентиры, новые критерии рав­
новесия в системе, новые решения, новые организационные структуры, т. е.
вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий,
которые определяются как стратегии.
Стратегия в общем виде — это поиск наиболее результативных вариан­
тов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с
главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в насто­
ящий момент, так и ожидаемой в будущем. Стратегия предполагает раз­
работку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения
намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и
производственный потенциалы предприятия и его рыночно-сбытовые воз­
можности.
Стратегические цели отражают генеральную линию развития ИП. Они
призваны с учетом условий внешней среды и достигнутого потенциала ма­
териализовать принципы и намерения, которые заложены в философии,
предпринимательской политике и стратегическом облике (миссии) ИП. По
предмету цели они находят отражение в совокупности планируемых продук-
тово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое
развитие ИП и необходимые для этого ресурсы. Стратегическая цель в ко­
нечном счете ориентирована на решение той или иной проблемы, или задачи,
144
связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости ИП.
Они характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого
результата.
К количественным целям относятся: рыночные (оборот, рост, доля
рынка); экономические (прибыль, рентабельность); финансовые (структура
капитала, ликвидность).
К качественным относятся: стандарт качества продукции; независимость
ИП; стратегический облик ИП (миссия); инновационное поведение; сервис­
ное обслуживание клиентов; уровень управления фирмой; политическое и
общественное влияния.
Постановка и формулирование стратегических целей служат исходной
базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий.
Рассматриваемая в широком смысле стратегия показывает, как ИП вводит в
действие свои наличные и потенциальные активы (сильные стороны), с тем
чтобы целенаправленно встретить изменения в окружающей обстановке.
При этом различают следующие виды стратегий:
1. Базовые стратегии — модель поведения ИП в целом и отдельной
стратегической хозяйственной единицы (СХЕ) в той или иной конкретной
рыночной ситуации. Например, стратегия выбора рынков и конкуренции на
выбранном рынке: достижение преимущества в конкуренции на основе ли­
дерства в качестве предлагаемой продукции; лидерство в ценах; рыночная
специализация; рыночная кооперация.
2. Функциональные стратегии — комплексы мероприятий и программ
для отдельных функциональных сфер и подразделений ИП. Они имеют
подчиненное значение и являются по существу ресурсными программами,
обеспечивающими практическую реализацию базовых стратегий.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы
стратегий: оборонительные и наступательные. Оборонительные стратегии
отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на
потребности и поведение потребителей. Их можно подразделить на следую­
щие типы стратегий: защитные, имитационные, выжидательные, непосред­
ственного реагирования. Наступательные стратегии включают: активные
НИОКР; ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии
приобретения. Наступательные стратегии обычно требуют кредитных ин­
вестиций и, следовательно, более применимы на ИП, располагающих доста­
точно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом
менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.
Стратегическое управление инновациями означает значительно более
широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных
новшеств, оно включает ситуационный анализ и прогноз влияния всего
диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в
том числе внешних (продукты, рынки, поставщики, патенты и лицензии) и
внутренних (новые технологии, финансирование, мощности, сотрудники,
технический уровень); потенциал сферы НИОКР; систему управления; ее
организационные формы; этику и культуру предпринимательства (филосо-
145
фия и предпринимательская политика). Общие задачи стратегического уп­
равления инновациями позволяют ответить на следующие вопросы:
1. Какими продуктами и на каких рынках должно развивать свою актив­
ность ИП в перспективе, учитывая ограничения со стороны внешней среды?
2. Посредством каких нововведений, какими методами (программы, про­
екты) будут достигнуты стратегические цели?
3. В каких масштабах и из каких источников будут выделены ресурсы под
стратегические цели?
4. В рамках каких организационных форм (традиционная линейно-штаб­
ная структура, матричная или проектная структура, СХЕ или центры руко­
водства каждой стратегической целью) осуществляется инновационный
процесс на ИП?
5. Посредством какого стиля управления, с каким составом сотрудников
и с помощью какого инструментария следует обеспечить регулирование и
контроль стратегического инновационного процесса?
Выработка инновационных стратегий на предприятии входит в прерога­
тиву высших эшелонов управления и основана на решении следующего
комплекса задач: разработка стратегических целей; оценка возможностей и
ресурсов ИП для их реализации; анализ тенденций в маркетинговой дея­
тельности и в научно-технической сфере; определение инновационных стра­
тегий с выбором альтернатив; подготовка детальных оперативных планов,
программ, проектов и бюджетов; оценка деятельности ИП (отдельного стра­
тегического звена) на основе определенных критериев с учетом установлен­
ных целей и планов.


4.2. Содержание и формы
стратегического управления инновациями
Инновационная деятельность, обеспечивая необходимые организацион­
но-технические и экономические условия для выхода ИП на новые рубежи,
по своей сущности является в рыночных условиях важной формой предпри­
нимательства. В свою очередь рынок создает реальные возможности для
развития НТП. Стратегический аспект инновационной деятельности в этих
условиях заключается прежде всего в ее ориентации на запросы потребите­
ля. Решение внутренних инновационных задач ИП как производителя так
или иначе носит подчиненный характер. Отсюда важной составной частью
общей стратегии любого ИП является его инновационная стратегия, опре­
деляющая направленность и содержание инноваций, адекватных потребнос­
тям и изменениям внешней среды, а в конечном счете интересам потребите­
ля (покупателя, клиента).
По своей содержательной направленности стратегическое управление
инновациями носит прагматический характер. В нем на переднем плане
стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые ИП должно
учитывать, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем. В то же
время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количе-
146
ственной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инно­
вационных намерениях, из которых формируется предпринимательская
концепция ИП, определяются реализующие ее базовые и функциональные
стратегии и разрабатывается формальная система обеспечивающих опера­
тивных планов. Например, главная цель — обеспечить доминирующее по­
ложение ИП на рынке продукта А; базовая стратегия — увеличить объемы
производства продукта А в границах маркетингового прогноза; одна из
функциональных стратегий — произвести техническое перевооружение
производства продукта А; альтернативы функциональной стратегии: а) мо­
дернизация действующей технической базы; б) переоснащение производст­
ва на базе новых технологий; в) полная организационно-техническая рекон­
струкция производства продукта А.
Единой для всех ИП модели инновационной стратегии не существует,
равно как и единого универсального стратегического управления иннова­
циями. Каждое ИП, действующее в рыночной экономике, уникально по
своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического уп­
равления инновационным процессом является уникальным, а его формы и
методы не могут тиражироваться для многих ИП. Выбор стратегии зависит
от многих факторов, в том числе от рыночной позиции ИП, динамики ее
изменения, производственного и технического потенциала ИП, производи­
мого продукта или услуг, состояния экономики, культурной среды и др. В
то же время существует ряд основополагающих подходов, которые могут
рассматриваться как некоторые обобщенные принципы выработки иннова­
ционных стратегий и осуществления стратегического управления иннова­
циями.
Стратегические мероприятия ИП независимо от его типа и размера осу­
ществляются по определенному сценарию, отработанному в практике ры­
ночного хозяйствования в течение десятилетий в развитых промышленных
странах. Он представляет собой логическую последовательность шагов
(актов), предпринимаемых ИП для достижения поставленных им стратеги­
ческих целей. Содержание и масштабы инновационных мероприятий на
разных ИП могут быть разновеликими, но внутренняя логика шагов оста­
ется для всех постоянной.
Методической предпосылкой разработки стратегического сценария
предприятия является понимание его сущности как открытой системы,
тесно взаимодействующей с внешней средой (рис. 4.1). Взаимодействие с
окружающей средой, необходимость учета факторов внешнего влияния на
жизнедеятельность ИП определяют содержание шагов (стадий) разрабаты­
ваемого сценария его стратегического поведения (рис. 4.2).
Первый, основополагающий шаг сценария — разработка философии ИП,
под которой следует понимать кредо его существования, руководящие прин­
ципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров
поведения, принятых ИП, условий движения к ним, существующих объек­
тивных ограничений. Философия — это не свод обязательных нормативных
актов какого-либо внешнего воздействия на деятельность ИП со стороны
147
Внешняя среда

Вход: Выход:
сырье, готовая
Процессы трансформации
энергия, продукция,
финансы, финансы,
рабочая промышленные
III
сила, отходы,
информация информация
Внешняя среда


ч осудар-/ Обще- / Креди- I Покупа-\ ПоставЛ
ство / ство 1 торы I тели \ щики



Рис. 4,1. Взаимодействие ИП с внешней средой




Философия
предприятия
1
Предпринимательская
политика
1
Внешняя Потенциал
Стратегический
среда предприятия
облик предприятия
1
Цели
1
Стратегии
1
Оперативные
задачи



Рис. 4.2. Сценарий стратегического поведения ИП


государства или иных органов, а отражение его собственного самовоспри­
ятия как субъекта предпринимательской активности в экономической сис­
теме, в национальной и региональной экономике, в отрасли, корпорации. В
ней излагается представление о смысле его предпринимательской деятель­
ности, его готовности нести ответственность за работников, отношение к
окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологи-
148
ческим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к
предпринимательскому риску и т. п.
Философия формулирует позиции ИП в отношении его управления:
способ управления (предпочтительный стиль — авторитарный, кооператив­

<< Пред. стр.

стр. 17
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>