<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положитель­
ный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной
экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить от­
раслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет
бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать
внебюджетные средства.
Наука в России, а если более широко — сфера идей, как правило, носила
чисто утилитарный характер и никогда не представляла ценности сама по
себе. Развитие получали только те идеи, поддерживались только те направ­
ления науки, которые могли привести к какому-нибудь конкретному резуль­
тату. Если ситуация изменится и будет цениться и поощряться всякое зна­
ние, даже если оно не несет сиюминутной пользы, то тогда будет дан толчок
развитию всей нации. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта
истина проникла в общественное сознание. ФИ — будущее науки и, в полном
смысле слова, завтрашний день России.
В публикациях крупных ученых назван ряд конкретных причин сложив­
шегося положения в фундаментальной науке, одной из которых считается
отсутствие механизмов объективной оценки научных результатов, измере­
ния уровня фундаментальности вклада отдельных ученых и научных кол­
лективов. Академик С. Г. Струмилин, один из первых советских ученых,
который обратил внимание на эту проблему, писал: «До сих пор, как это ни
странно на первый взгляд, наука, которая в сущности только там и начина­
ется, где мы имеем дело с мерой, весом, счетом, не удосужилась разрешить
задачу измерения объективной оценки ценности даже собственных дости­
жений. Мы не знаем никакого общепризнанного мерила эффективности
научного труда» [18].
Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они
направлены на исследование путей практического применения открытых
ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) при­
кладного характера ставит своей целью решение технической проблемы,
уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных науч­
ных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве
И
научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме
того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.
Информационные работы — научные работы, направленные на улучше­
ние поиска и совершенствование анализа научно-технической информации.
Важнейшей составной частью информационных работ являются патентные
исследования.
Организационно-экономические работы направлены на совершенствова­
ние организации и планирование производства, разработку методов органи­
зации труда и управления, методов классификации и оценки эффективности
научных работ и т. д.
Научно-учебные работы — деятельность по подготовке научной работы
аспирантов, студентов и т. д.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается примене­
ние результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствова­
ния) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР ˜ завершающая
стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных
условий и экспериментального производства к промышленному производ­
ству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного
объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка
идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов,
т.е. способов объединения физических, химических, технологических и дру­
гих процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).
Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов
новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испы­
таний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой
стадии производится окончательная проверка результатов теоретических
исследований, разрабатывается соответствующая техническая документа­
ция, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероят­
ность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. При­
мерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практи­
ческого использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются поло­
жительно.
В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в %)
между ФИ, ПИ и ОКР увеличиваются в сторону ОКР: в 1990 г. — 11:34:55;
в 2001 г. — 14:16:70 [14]. Это является следствием перехода к рыночной
экономике и заставляет науку с целью «выживания» заниматься приклад­
ными работами. В заводской науке аналогичные соотношения изменились
более резко: в 1990 г. - 1,5:18,1:80,4; в 2000 г. - 0,1:9,1:90,8. Подобный
научный потенциал ориентирован на восприятие и применение заимство­
ванных научно-технических достижений и не может обеспечить значитель­
ное внедрение базисных и улучшающих инноваций. Так, в 2000 г. объемы
принципиально новой продукции составили 8,8% всей отгруженной продук­
ции, а доля усовершенствованной продукции — 6,5%.
Завершающей стадией сферы науки является освоение промыгиленного
производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производст-
12
венное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) про­
дукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.
На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы
на опытной базе науки. Их цель — изготовление и отработка опытных об­
разцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные
работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального
(нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов,
макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и раз­
работок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные
работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные
работы, типографские услуги и т. д.), и осупцествляют выпуск мелкосерий­
ной продукции [17].
Опытная база науки — совокупность опытных производств, выполняю­
щих опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является
составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использова­
ние характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку ре­
зультатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непре­
рывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и
материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опыт­
ных, экспериментальных работ. Опытные производства могут быть различ­
ных организационных форм — завод, цех, мастерская, опытно-эксперимен­
тальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местона­
хождение, разную степень хозяйственной самостоятельности, находясь на
балансе научной организации или являясь юридическим лицом [17].
В целом по промышленности лишь 5% организаций самостоятельно за­
нимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры
научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше
40% научных организаций в области машиностроения не имеют эксперимен­
тальной базы [И].
К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, отно­
сятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие
ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и
экономический риск освоения новой продукции.
После стадии освоения начинается процесс промышленного производства
(ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит
свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение
выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные пред­
приятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными
предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том,
чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е.
были бы реализованы потребителю.
Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь
будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией.
Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гаран­
тирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствую-
13
щей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного
выполнения прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических услови­
ях не надо никого директивно принуждать.
На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство
новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап — непосред­
ственное общественное производство материализованных достижений на­
учно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потре­
бителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой
продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы
собственности и строго централизованного управления народным хозяйст­
вом это происходило путем планового распределения. В условиях рыночной
экономики новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и
рыночных цен.
Нам представляется, что до сих пор актуальны предложенные Г.М. Добро-
вым следующие рациональные соотношения стоимостных затрат между ста­
диями ПСНТ, имеющие квадратичную зависимость от стадии к стадии [8]:

ФИ НИР ОКР Ос
20 2^ t t

За производством инноваций следует их использование конечным потре­
бителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварий­
ной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего
и созданием вместо него нового производства. На стадии использования
осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредствен­
ное использование материальных и культурных благ, произведенных на
основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание,
включающее технические и организационные мероприятия, обеспечиваю­
щие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение
нормативного срока службы.
Период, который начинается с выполнения фундаментальных и приклад­
ных исследований и включает последующую разработку, освоение и приме­
нение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических
параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а
заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно
новой, более эффективной, называется жизненным циклом.
Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет
свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и опреде­
ляющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи;
техника — следующее звено — материализует эти идеи в определенной сис­
теме машин и соответствующей технологии; производство представляет
собой сферу использования научно-технических достижений. В жизненном
цикле этапы освоения новой техники и организация ее широкого выпуска
играют решающую роль в материализации и применении в народном хозяй­
стве научных открытий. Поэтому их в широком смысле можно назвать внед-
14
рением новой техники в производство. Жизненный цикл продукции имеет
временное, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организа­
ции планирования, финансирования и использования научно-технических
достижений.
В табл. 1.1 приводятся временнйе и стоимостные затраты ПСНТ по ста­
диям, а также указываются типы научных организаций, участвующих в этом
процессе. При этом следует отметить, что стадии проектирования (Пр) и
строительства (С) необязательны. Они связаны, как правило, с реконструк­
цией заводов, осваивающих новую технику по разработкам ИП. Соотноше­
ния затрат по стадиям ПСНТ во многом определяются характером выпол­
няемых работ и спецификой разрабатываемых проблем. Поэтому в скобках
данной таблицы приведены данные без учета Пр и С.
Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-техничес­
кой идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процес­
сы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными
отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной эконо­
мике предпринимательскими структурами как средство решения производ­
ственных и коммерческих задач.
Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного по­
требителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как
комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до
использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем.
Понятие <:инновационный цикл^ предполагает наличие обратной связи
между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные
циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой
стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствова­
ния способа удовлетворения своей потребности. Как известно, на современ­
ном мировом рынке технологий основным требованием является миними­
зация инновационного цикла. В России, наоборот, он продолжает удлинять­
ся. Это произошло еще и потому, что из-за недостаточности финансирова­
ния науки имеет место интеллектуальное истощение страны, вызванное в
первую очередь эмиграцией многих тысяч ученых, квалифицированных спе­
циалистов (см. 8.1.1).


1.1.3. Инновационная деятельность
Инновационная деятельность —деятельность, направленная на исполь­
зование и коммерциализацию результатов научных исследований и разра­
боток для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества
выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии
их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией
на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связан­
ная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-
инвестиционной деятельностью. Наше определение понятия «инновацион-
15
Таблица!.1


Временные и стоимостные затраты по стадиям

Стадии процесса создания Фундамен­ Прикладные Опьпно- Проекти­ Строи­ Освоение Промышленное
новой техники исследо­ конструкторские рование производство
тальные те
вания
исследования разработки льство
(ПСНТ) (ПИ) (Ос) (ПП)
(ФИ) (ОКР) (Пр) (С)

Отраслевые
Научные организации и Институты Проектные Строительно- Промышленные
Промышленные
промышленные пред­ Академии (вневедомственные ) ИП, институты монтажные и инновационные
предприятия,
предприятия
приятия, участвующие организации
наук отраслевые,
промышленные
в ПСНТ вневедомственные
предприятия
ИП

Вузы
**
Временная оценка (Т) 0,5-1[
0,5-1,0 1,0-2,0
1-1,1 1-1,1
в годах
Т = 4 - 6,2 (2,5 - 3,2)

Затраты ( 3 ) в относи­ 4,0-5,0 0,5-1 10,0-20,0 1-4
- 1,0
тельных единицах при
3 = 16,5 - 31 (6 - 10)
ПИ (НИР) = 1



* Вневедомственные ИП — негосударственные научные организации, созданные в последнее время на коммерческой основе, как правило, в
виде малых предприятий различных организационно-правовых форм.

** По данным института НАМИ (Москва), продолжительность поисковых исследований колебалась от 0,7 до 1,3 года.
пая деятельность» очень близко с аналогичным определением, представлен­
ным в [ И ] .
Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных,
технологических, организационных, финансовых и коммерческих меро­
приятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут
быть: «а) подготовка и организация производства, охватывающие приобре­
тение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а
также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качест­
ва», необходимых для создания нового технологического процесса; «б) пред-
производственные разработки, включающие модификации продукта и тех­
нологического процесса, переподготовку персонала для применения новых
технологий и оборудования, ...; в) маркетинг новых продуктов, предусмат­
ривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на
рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта
к различным рынкам, рекламную кампанию,...; г) приобретение неовещест-
вленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия
ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического
содержания; д) приобретение овеществленной технологии — машин и обо­
рудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрени­
ем на ИП продуктовых или процессных инноваций; е) производственное
проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определе­
ния производственных процедур, технических спецификаций,...» [17].
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая дея­
тельность (ПТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространени­
ем и применением научно-технических знаний во всех областях науки и
техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой катего­
рией международных стандартов в статистике науки и техники. В соответ­
ствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает
три ее вида: а) научные исследования и разработки; б) научно-техническое
образование и подготовку кадров; в) научно-технические услуги [17]. При
осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб научных
работку которое охватывает следующее:
• научное (научно-техническое) направление — наиболее крупная науч­
ная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению
важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того
или иного научного направления возможно усилиями ряда научных орга­
низаций;
• научная (научно-техническая) проблема — часть научного (научно-тех­
нического) направления, представляющая один из возможных путей его
решения. Научная работа может решаться в виде целевой научно-техничес­
кой программы, которая является комплексом увязанных по ресурсам, ис­
полнителям, срокам работ (подробнее см. 3.2.3). Координацию этих работ
должны проводить головные научные организации;
17
• научная тема — часть проблемы, которая решается, как правило, в
пределах научной организации и выступает основной единицей тематичес­
кого плана при финансировании, планировании и учете работ. Цель темы —
эффективное решение конкретной задачи исследования патентных или эко­
номических работ и т. д. Тема в зависимости от своей сложности может
разбиваться на этапы и подэтапы.
При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объек­
ты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработ­
ки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности на территории
страны.
Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо
от организационно-правовой формы и формы собственности, физические
лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также
лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права
субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации (подроб­
нее см. 3.2.1). Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор —
автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного ре­
шения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида
инновации).
НТД, как правило, осуществляется в научных организациях (или в ИП).
Научная организация — организация (учреждение, ИП), выполняющая
НИОКР «в качестве основной деятельности независимо от ее принадлеж­
ности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы
и формы собственности» [17].
Ресурсный потенциал инновационной деятельности в последние годы
имел тенденцию к абсолютному количественному сокращению и ухудше­
нию качества по всем его составляющим (см. табл. 1.2 [4,14]). Из табл. 1.2
видно, что продолжает сокращаться численность персонала отрасли «Наука
и научное обслуживание». Количество организаций, выполняющих научные
исследования и разработки, с 1999 по 2002 г. существенно не изменилось.
В России резко упала инновационная активность промышленности в
целом. Количественно она выражается показателем удельного веса органи­
заций, осуществляющих разработку и использование инноваций: в конце
80-х годов — 50%, в 2000 г. — 10,6%. В ближайшее время не прогнозируется
существенного роста инновационной активности промышленных организа­
ций [И]. Сохранение этой тенденции чревато вытеснением отечественной
промышленности с внутреннего рынка и закреплением России на позициях
поставщика сырья.
С 1995 г. начинают увеличиваться количество организаций, выполняю­
щих исследования и разработки, а также ассигнования на науку (до 2001 г.).
Объем ассигнований на развитие науки в 2003 г. предусмотрен в сумме всего
0,3% валового внутреннего продукта (ВВП) (хотя в 1999 г. было 1,01%
[14]), а к 2005 г. увеличится более чем в 1,6 раза (т.е. 0,5% ВВП [4]). В 2003 г.
предусматривается комплекс мер по улучшению положения российской
18
Т а б л и ц а 1.2

Основные показатели развития науки России за 1991—2002 гг.

Показатели Ед. изм. 2000
1995 1998 1999 2001
1992 1993 1994 1996 1997 2002
1991

4037
4555 4059 4137
Организации, выполняю­ шт. 4564 4269 4122 4019 4089 4099 4050*
3968
90 89,7
щие исследования и раз­ 99,8 88,9 90
100 93,5 86,9 90,3 91,0 88
%
работки
855,2 872,4 887,7 885,6 882,2**
Персонал, занятый иссле­ тыс. чел. 1061 990,7
1677,8 1532,6 1315 1106,3 934,6
дованиями и разработка­ 78,4 63,2 56 52 53 53 53
91,3 59 51
100 65,9
/0
ми
137
в расчете на 10 000 за­ 227 134 138 138
чел. 213 162 160 145 138
186 150
нятых в экономике
Среднегодовая численность тыс. чел. 2307 2237 1302 1201 1205 1194**
1688 1514 1431 1209
2769 1833
47
занятых в отрасли «Наука 52 44 43 44 43
83,3 66,2 61
80,8 57,5
100
%
и на^^ное обслужива­
ние»
1,74 1,56**
Ассипювания на науку из 4,52 2,22 3,59 3,32
5,72 3,25 3,14 4,13
7,43 2,83
%
средств федерального бюд­
жета к его расходам
4,2 4,3 Нет
5,7 2,9 2,3
Машины и оборудование В пост. 0,8 3,6 5,5 4,8
9,9
данных
ценах 1990
г., млрд
руб.

<< Пред. стр.

стр. 2
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>