<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• государственной системы трансфера инноваций из одних отраслей на­
родного хозяйства в другие, от авторов инноваций к их потребителям.
Реальным направлением конверсии оборонной науки и внедрения ее
инновационных продуктов должно стать создание системы трансфера НТД
и высоких технологий, полученных оборонными предприятиями, в граждан­
ские отрасли народного хозяйства и для реализации за рубежом. Основные
цели функционирования системы трансфера инноваций:
• использование достигнутых научно-технических результатов в оборон­
ных НИОКР, проектных и технологических работах для увеличения объ­
емов, расширения номенклатуры и повышения качества и конкурентоспо­
собности выпускаемой гражданской продукции в гражданской промышлен­
ности и на конверсируемых оборонных ИП;
• сохранение научно-технического и производственного потенциала обо­
ронной промышленности и создание новых рабочих мест в гражданском
секторе народного хозяйства;
219
• ускорение НТП в гражданских отраслях народного хозяйства, по­
вышение техновооруженности ИП и их конкурентоспособности на внеш­
них рынках;
• увеличение валютных поступлений для ВПК за счет трансфера рассек­
реченных НТД за рубеж и для ИП за счет продажи за рубеж конкурентоспо­
собной продукции, созданной на основе высоких технологий, переданной из
оборонного сектора страны.
Объектами передачи в системе трансфера являются: техническая доку­
ментация и права на использование созданной интеллектуальной собствен­
ности, воплощенной в технической документации, в ноу-хау, изобретениях,
патентах. Исходной предпосылкой эффективного трансфера инноваций,
разработанных на ИП ВПК, в другие отрасли народного хозяйства и за
рубеж является создание такой организационной системы, в которую наряду
с ИП, ВТК и изобретателями, авторами и участниками создания инноваций
должны войти заинтересованные ИП — потребители инноваций, а также ряд
посредников, в том числе органы управления трансферными процессами и
их правового обеспечения, рекламно-информационные центры, инвестици­
онные фонды и банки.
Основными участниками системы трансфера НТД должны быть оборон­
ные ИП-авторы и владельцы НТД и гражданские ИП ˜ потребители высо­
ких технологий. ИП ВПК должны: предусмотреть в своей деятельности и
организационных структурах создание условий для выявления НТД «двой­
ного» применения, а также научно-технических результатов, полученных
параллельно с основной деятельностью, и возможностей их реализации в
гражданских отраслях народного хозяйства и за рубежом; осуш;ествлять
доработку или переработку высоких технологий применительно к условиям
ИП, надзор и консультационную помощь при адаптации НТД в гражданском
производстве на договорных условиях (за счет конверсионных или собст­
венных средств).
Активную роль в трансферных процессах должны играть гражданские
ИП всех форм собственности, заинтересованные в выпуске наукоемкой,
конкурентоспособной (в том числе на мировых рынках) продукции, создан­
ной на базе трансфера из оборонного сектора. Их маркетинговые службы
должны иметь возможности для ознакомления с имеющимися рассекречен­
ными НТД. На базе крупных комплексных научных и технологических обо­
ронных ИП и головных отраслевых (подотраслевых) технологических ин­
ститутов либо в качестве самостоятельных фирм целесообразно создать ком­
мерческие структуры — «трансферные акционерные общества закрытого
типа» (ТАО), основными задачами которых будут: выявление возможностей
оборонных ИП по трансферу НТД в гражданский сектор и за рубеж, прове­
дение маркетинговых исследований возможных потребителей этих НТД и
определение спроса гражданских ИП на высокие технологии; осуществле­
ние дилерских функций по определенным направлениям высоких техноло­
гий (типичных для данного научно-технологического института, ИП), ока­
зание посреднической помощи в нахождении партнеров и заключении до-
220
говоров, а также в покупке ряда НТД от оборонных ИП и их последующая
реализация заинтересованным потребителям.
Эти структуры будут разрабатывать бизнес-планы по конкретным пере­
дачам, оказывать посреднические услуги по привлечению инвестиций, под­
готовке рекламы, выставок-продаж, презентаций и т. д. Для обеспечения
возможностей государственного контроля за деятельностью ТАО, недопу­
щения утечки информации и тем более государственной тайны, потери ин­
теллектуальной собственности количество таких фирм в каждом научно-
промышленном регионе, технопарке должно быть минимальным. При этом
доля государства должна составлять в уставном капитале ТАО не менее 51%.
ТАО должно оформлять договорные отношения со всеми участвующими в
процессе трансфера сторонами.
С учетом специфики оборонных отраслей народного хозяйства и необхо­
димости соблюдения условий национальной и экономической безопасности
страны процессы трансфера НТД должны осуществляться на основе ряда
нормативно-правовых документов и управляться специальной правительст­
венной организацией.
Важное место в системе трансфера НТД должны занять инвесторы, опре­
деляемые в результате закрытых конкурсов, инвестиционных торгов и др.
(«трансфер-банки», коммерческие банки, венчурные компании, инвестици­
онные фонды и неспециализированные предприятия любого профиля), а
также рекламно-информационные и выставочные центры трансфера высо­
ких технологий и конверсии оборонного производства. Для создания зако­
нодательной, нормативно-правовой и организационно-экономической ос­
новы функционирования систем трансфера НТД из оборонного в граждан­
ский сектор народного хозяйства России и за рубеж в структуре отраслей
оборонной промышленности на базе одного из головных научно-исследова­
тельских институтов необходимо создать Научно-методический центр по
правовым и экономическим проблемам трансфера НТД.

Контрольные вопросы

1. Что такое организация инноваций?
2. Что такое организационная форма реализации инноваций и какие ее виды
используются?
3. Каковы особенности малых ИП?
4. Назовите типы и особенности оргструктур ИП.
5. Каковы требования к рациональной оргструктуре ИП и принципы ее формиро
вания?
6. Назовите задачи и этапы совершенствования организационной структуры И
7. Что такое технология НИОКР?
8. Какова структура творческого процесса при создании новой техники?
9. Назовите особенности организации выполнения основных и вспомогательны
работ при создании новой техники.
10. Что такое внедрение использования результатов НИОКР?
221
11. Назовите принципы и задачи организации внедрения результатов НИОКР.
12. Каковы современные оргформы внедрения инноваций?
13. Назовите цели и задачи конверсии и трансфера научно-технических дости­
жений.
14. Каким должен быть целесообразный организационный механизм трансфера
инноваций?


Литература
1. Лнисимов Ю. П. и др. Организация и управление нововведениями: Учеб.
пособие. Воронеж, 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. М.: ИНФРА-НОРМА,
1996.
3. Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. П.Н. Завлина,
А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЦИСН, 1998.
4. Казаков В. Н., Лесной Л. В. Новые формы организации научной деятельности
в современных условиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
5. Кирина Л. В., Кузнецова С. Л. Управление нововведениями. Новосибирск:
ИЭиОПП, 1994.
6. Медымский В.Г., Шаршунова Л.Г. Инновационное предпринимательство:
Учеб. пособие. М.: ИНФРА - М., 1997.
7. Менеджмент: Дайджест осн. разд. и тем для студ. всех спец. и форм обуч. / Под
ред. А.К. Казанцева. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
8. Менеджмент и организация изобретательской деятельности: Конспект лек­
ций / Под ред. Ю. П. Конова. М.: НПО «Поиск», 1993.
9. Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг: Учеб.
пособие. СПб.: СПбГУ, 1994.
10. Новые формы связи науки с производством. М.: Наука, 1992.
11. Поршнев А. Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.:
РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.
12. Пузыня К. Ф.у Казанцев А. К., Барютин Л. С. Организация и планирование
научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. пособие. М.:
Высшая школа, 1989.
13. Устинов В. А. Управление инновационной деятельностью в процессе созда­
ния новой техники, освоения производства новой продукции: Учеб. пособие. М.:
ГАУ, 1995.
14. Шайбакова Л. Ф., Лебедев Ю. А, Инновационный процесс в регионе: Орг.
экон. аспект. Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 1995.
15. Экономика и управление в отраслевых НТО: Справ, пособие / Под ред.
П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. М.: Экономика, 1990.
Глава 7

ПЛАНИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ




7.1. Сущность планирования инноваций

7.1.1. Задачи планирования инноваций

Планирование составляет один из основных элементов системы внутри­
фирменного управления деятельностью ИП. Как элемент системы менедж­
мента планирование представляет собой относительно самостоятельную
подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, пра­
вил, структурных органов, информации и процессов, нацеленных на подго­
товку и обеспечение выполнения планов. Планирование инноваций — это
система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП
и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. В
рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования
выполняет семь частных функций.
1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным пла­
нам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на
достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или
ИП в целом.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах
развития ситуации. План намечает желаемое в будущем состояние объекта
и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благо­
приятных тенденций или сдерживание отрицательных.
3. Координация деятельности всех участников инноваций. Координация
осуществляется как предварительное согласование действий при подготов­
ке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы
при выполнении планов. В процессе планирования инноваций используют­
ся четыре основные формы координации: распорядительная, инициативная,
программная и бюджетная. Распорядительная форма координации выража-
223
ется в директивном утверждении плановых документов, обязательных для
исполнения всеми участниками инновационных процессов. Инициативная
форма координации — в добровольном и осознанном согласовании действий
менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий
и общих ограничений. Программная координация осуществляется в форме
установленных каждому участнику частных плановых заданий в соответст­
вии с программой работ по инновационному проекту. Бюджетная форма
координации осуществляется при разработке планового бюджета в виде
ограничений по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделя­
емым каждому участнику.
4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наи­
более распространенные в инновационном менеджменте управленческие
решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выпол­
няются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономи­
ческое обоснование наиболее рационального решения. Планирование вно­
сит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в
систему менеджмента на ИП.
5. Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы уста­
навливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный
период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку
деятельности предприятия путем сравнения фактических значений пара­
метров с планируемыми по принципу «факт—план». Тогда контроль стано­
вится предметным, направленным на обеспечение целевого состояния сис­
темы.
6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, про­
гнозах, альтернативах, сроках, ресурсах и административных условиях про­
ведения инноваций. Устойчивость системы планирования позволяет обес­
печивать эффективную актуализацию информации благодаря своевремен­
ному контролю и корректировкам планов.
7. Мотивация участников. Успешное выполнение плановых заданий, как
правило, является объектом особого стимулирования и основанием для вза­
имных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и ско­
ординированной деятельности всех участников.
Значимость отмеченных частных функций подсистемы планирования
делает ее важнейшей составляющей системы менеджмента на ИП. При пла­
нировании осуществляются обоснованный выбор основных направлений
инновационной деятельности для ИП и каждой структурной единицы;
формирование программ исследований, разработок и производства инно­
вационной продукции; распределение программ и отдельных заданий по
отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями; установ­
ление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потреб­
ности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных
расчетов.


224
7.1.2. Принципы планирования инноваций


Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие
общие правила разработки и эффективного функционирования этой под­
системы в инновационном менеджменте: единство научно-технических, со­
циальных и экономических задач развития; научной обоснованности и оп­
тимальности решений; доминирования стратегических аспектов; комплекс­
ности, непрерывности, гибкости и эластичности; бюджетной сбалансирован­
ности.
Осуществление инновационной деятельности ИП направлено на дости­
жение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и
финансового развития. При этом как социально-экономическая система ИП
должно обеспечить комфортные социальные и психологические условия в
коллективе для эффективной творческой деятельности. Поэтому планиро­
вание инноваций на ИП должно быть направлено на обеспечение единства
и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и со­
циальном развитии. Это требование находит выражение в составе целевых
параметров планирования деятельности ИП, видах разрабатываемых пла­
нов, в критериях оценки плановых решений.
Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях,
когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и
экономического развития, учитывает объективные условия и специфичес­
кие черты конкретного ИП. Уровень научной обоснованности планирова­
ния и оптимальности принимаемых решений повышается по мере развития
теории инновационного менеджмента и совершенствования методов плани­
рования инноваций. Соблюдение этого важного требования обеспечивается
применением современных информационных технологий, прогрессивных
процедур и методов осуществления инновационных процессов, использова­
нием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации
плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и об­
работки данных.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании выте­
кает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осущест­
вления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурен­
тоспособности ИП. Такая ориентация на отдаленные результаты требует
обязательного использования специфических форм стратегического плани­
рования инновационных процессов на ИП и подчинения ему всех других
видов оперативного планирования.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку
всех разрабатываемых на ИП планов. Система планирования инноваций
имеет сложную структуру и включает подготовку различных по целевой
направленности, уровню разработки и содержанию планов. Требование ком­
плексности означает необходимость учета в планировании инноваций сле­
дующих аспектов единства и полноты: этапов инновационных процессов;
225
охвата функциональных элементов проектируемых комплексов; учета всех
сфер и направлений инновационной деятельности.
Реальное воплощение принцип комплексности в планировании иннова­
ций на ИП находит в составе разрабатываемых планов и методах их взаим­
ного согласования. Одним из существенных условий обоснованности пла­
нов и методов обеспечения комплексности планирования является бюджет­
ная сбалансированность планов. Соблюдение принципа сбалансированности
повышает степень реальности планов и уровень их обеспеченности. Это
достигается применением балансового подхода к составлению различных
планов, при котором ограниченные ресурсы распределяются по различным
исполнителям в соответствии с установленными заданиями. Принцип бюд­
жетной сбалансированности реализуется составлением во всех сферах и на
всех уровнях ИП материальных, трудовых, финансовых, энергетических и
прочих видов балансов.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает
требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или
изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов
характеризует их способность реагировать на проявление случайных факто­
ров в инновационных процессах, учитывать слабые и сильные стороны ИП,
а также способность отражать риски и шансы, свойственные условиям ры­
ночной экономики. Эластичность планирования проявляется в способности
сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предус­
матривать плановые альтернативы. Принцип эластичности имеет особое
значение в финансовом планировании инноваций, обеспечении платежеспо­
собности ИП. Реализация принципа гибкости и эластичности исходя из
специфики инновационных процессов должна рассматриваться как обяза­
тельное условие при проектировании системы планирования инноваций и
обусловливаться соответствующими процедурами подготовки и принятия
плановых решений.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемст­
венность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование
постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяю­
щимися условиями и возникновением отклонений. Планирование иннова­
ций обязательно предусматривает разработку планов различного упрежде­
ния во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различ­
ной продолжительности устанавливает определенную периодичность их
формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс раз­
работки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления пла­
нов. Можно привести следующую диаграмму периодичности планирования
инноваций (рис. 7.1).
Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное вы­
ражение в концепции скользящего планирования^ в которой благодаря перио­
дическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочета­
ются с краткосрочным детальным планированием. Тем самым преимущест-
226
Вид плана
Стадия
планирования
краткосрочный среднесрочный долгосрочный

Ежемесячная Полугодовая Годовая
Разработка

Годовая Годовая
Детализация

По необходимости По необходимости
Корректировки

На 3 года
Полугодовое На год
Продление

Период Свыше 5 лет
До 5 лет
До 1 года
планирования



Рис. 7.1. Схема периодичности планирования инноваций


ва долгосрочного планирования дополняются достоинствами детальных
краткосрочных планов. Схематически концепция скользящего планирова­
ния инноваций представлена на рис. 7.2. Перечисленные принципы, состав­
ляя методическую основу формирования системы планирования иннова­
ций, находят выражение в составе, содержании, порядке и методах разработ­
ки планов на ИП.
Годы
t2 t4
t3 t6
t5
ti

Детальное
Укрупненное планирование
планирование



^^И
^^И
1К8.


Пкв.
^^ш
^^И
Ill кв.



^^^И
IV кв.




Pvic. 7.2. Концепция скользящего планирования инноваций




227
7.2. Система внутрифирменного
планирования инноваций

7.2.1. Виды планирования инноваций
на предприятии

Система планирования инноваций на ИП включает комплекс различных
планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществле­
ние основных функций и задач планирования. Существенными факторами,
определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают органи­
зационная структура и профиль инновационной деятельности ИП, состав
осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их
проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды
планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам
планирования. Принципиальная схема классификации видов планирования
инноваций приведена на рис. 7.3.

<< Пред. стр.

стр. 26
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>