<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

кого прогресса.
Одним из наиболее перспективных подходов к разработке прогнозов
считается моделирование процессов развития науки и техники, т. е. опреде­
ление перспектив изменения техники на основе адекватных моделей ее раз­
вития. По характеру используемых моделей различаются логические, ин­
формационные и математические модели прогнозирования. Логическое мо­
делирование включает тщательное изучение внутренней логики развития
прогнозируемого объекта и разработку на этой основе соответствующих
исторических моделей (образцов). Исторические аналогии используются
затем при решении конкретных ситуаций и задач развития прогнозируемого
объекта. Практический интерес представляют методы построения различ­
ных информационных моделей. Так, статистический анализ числа научных
публикаций, научных журналов, частоты использования печатных работ и
т. п. дает возможность судить о темпах и характере развития научных дис­
циплин, тех или иных видов техники. В настоящее время разработаны и
используются методы научно-технического прогнозирования, основанные
на анализе информационных массивов, содержащихся в заявках на изобре­
тения и выданных патентных документах. Отдельные подходы предусмат­
ривают комплексную оценку инженерно-технической значимости и эконо­
мической целесообразности использования анализируемых патентов и оп­
ределение перспективности различных технических решений. Во многих
странах использование патентной информации определяет техническую по­
литику ИП.
Математические модели прогнозирования представляют собой наиболее
универсальные и достаточно строгие методы анализа тенденций развития
техники. Они позволяют дать количественное описание динамики развития
реальных объектов прогнозирования, изучить характер и направления вли­
яния на их изменение различных факторов. Для моделирования процессов
научно-технического развития особенно часто используются методы статис­
тического анализа, исследование производственных функций, динамичес­
кое программирование. Необходимо особо отметить, что ни один из реально
существующих прогнозов не разрабатывается на основе только одного мето­
да. Создание прогноза развития конкретного вида техники представляет
собой сложное исследование, в процессе выполнения которого используют­
ся самые разнообразные методы и подходы, образующие комплексные сис-
244
темы прогнозирования. В зарубежной практике прогнозирования известны
такие системы, как ПАТТЕРН, ЦППО (Франция), ФОРКАСТ и КВЕСТ,
Дельфи и др.
Система прогнозирования развития науки и техники включает создание
прогнозов по приоритетным направлениям научно-технического развития
страны, региональным, отраслевым и подотраслевым проблемам, а также
прогнозов развития отдельных видов техники. Координацию работ по мето­
дологическим и организационным вопросам государственного научно-тех­
нического прогнозирования осуществляет Минпромнауки РФ. Единство в
подходах и обязательности прогнозной проработки разрабатываемых пла­
нов и инновационных программ в стране должно обеспечиваться Федераль­
ным законом «О государственном прогнозировании и программах социаль­
но-экономического развития РФ». Однако основная роль в научно-техни­
ческом прогнозировании принадлежит ИП, использующим прогнозы в мар­
кетинговых исследованиях и при формировании продуктово-тематических
планов инновационной деятельности. Можно выделить три вида задач, ре­
шаемых на ИП в системе научно-технического прогнозирования: создание,
накопление и постоянное обновление информационной базы прогнозов; ме­
тодическое и организационное обеспечение и координация работ по разра­
ботке научно-технических прогнозов.
Информационная база прогнозирования включает данные о структуре и
объемах спроса на инновационный продукт или разработки ИП, сведения о
законченных работах, данные о состоянии отечественных разработок в ис­
следуемой области, сведения о зарубежных достижениях, патентную инфор­
мацию и сведения о конъюнктуре внешнего рынка и т. п. Организационное
обеспечение системы прогнозов на ИП предусматривает создание специаль­
ных служб, осуществляющих сбор и систематизацию научно-технической
информации, разработку прогнозов развития науки и техники, размножение
результатов прогнозирования и обеспечение использования их в процессе
формирования тематических планов.


7.3.2. Продуктово-тематическое планирование
инноваций
Сущность и виды продуктово-тематического планирования. Продукто­
во-тематическое планирование составляет важнейший элемент системы
внутрифирменного планирования инноваций на всех уровнях управления.
Его задачи заключаются в определении направлений и пропорций в научно-
техническом развитии ИП, установлении тематики НИОКР, формировании
структуры перспективной производственной программы выпуска иннова­
ционной продукции и осуществления всего комплекса инновационных ме­
роприятий.
В самостоятельных НИИ и КБ продуктово-тематическое планирование
представлено формированием тематического плана, содержащего перечень
НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию приня-
245
той концепции перспективного развития И П. В процессе тематического
планирования осуществляются отбор важнейшей тематики, оценка ее эф­
фективности и уровня качества планируемых результатов, определяются
исполнители, сроки и сметная стоимость выполнения работ. От качества и
уровня обоснованности расчетов при формировании тематического плана
ИП зависят научно-технические и хозяйственные результаты ее деятельнос­
ти в текущем периоде и в перспективе.
На ИП, реализующих заключительные стадии инновационного процесса,
продуктово-тематическое планирование выражается в формировании про-
дуктово-рыночного портфеля предприятия и планировании его производст­
венной программы на определенный период времени. Производственная
программа ИП определяет номенклатуру и объем производства конкретных
видов инновационной продукции. При ее формировании осуществляется
изучение конъюнктуры рынка, ценовой политики ИП, калькулирование и
планирование затрат на производство новой продукции, осуществление ме­
роприятий по технической подготовке производства новой продукции, рас­
пределение производственных заданий по цехам и участкам, а также по
отрезкам времени календарного периода.
Продуктово-тематическое планирование в НИИ, КБ и ИП представляет
собой сложный и длительный процесс сбора и переработки научно-техни­
ческой и конъюнктурно-рыночной информации о потенциале ИП, состоя­
нии рынков и конкурентов, прогнозах развития отдельных направлений
науки и техники, а также анализа имеющихся обязательств предприятия по
государственным и прочим заказам. Эта область плановой работы относится
в большей степени к высшему звену менеджмента на ИП, однако захватыва­
ет все низовые уровни управления. Большое значение приобретает страте­
гическое мышление, ориентация на долгосрочный потенциал успеха ИП и
научная обоснованность принимаемых решений. Научная обоснованность
продуктово-тематического планирования обеспечивается при соблюдении
следующих требований:
• наличие и успешное функционирование маркетинговой системы в об­
ластях стратегического интереса и специализации ИП; наличие и успешное
функционирование системы научно-технического прогнозирования, спо­
собствующего раннему распознаванию перспективных направлений разви­
тия науки и техники в областях специализации ИП;
• использование системы ранжирования и отбора предложений при фор­
мировании продуктово-рыночного портфеля ИП, основанной на примене­
нии объективных множественных критериев;
• наличие на ИП эффективной и динамичной информационной системы
обеспечения маркетинга научно-технического прогнозирования и планиро­
вания инноваций;
• использование научных методов оценки и экономического обоснования
инновационных предложений и проектов.
Продуктово-тематическое планирование на ИП реализуется в рамках
специальной системы исполнительных органов, имеющих сложную содер-
246
жательную, иерархическую и процедурную структуру. С точки зрения со­
держания расчетов различают стратегическое и оперативное продуктово-те-
матическое планирование. Стратегические планы формируют научную и
продуктовую политику ИП на долгосрочную перспективу, определяющую
состав развиваемых научно-технических направлений, структуру рынков и
характер поведения ИП на каждом из них, перспективные сдвиги в структу­
ре и порядок обновления выпускаемой продукции, требования к техничес­
кому развитию ИП. Оперативные продуктово-тематические планы, состав­
ляемые на годовой отрезок времени, обеспечивают реализацию стратегичес­
ких решений и предусматривают формирование конкретного тематического
плана НИОКР и производственной программы ИП. По уровню разработки
и реализации продуктово-тематическое планирование охватывает как ИП,
так и его подразделения, создавая иерархическую структуру тематических и
производственных заданий по инновациям. Тематические и производствен­
ные планы ИП в целом конкретизируются по срокам и исполнителям в
планах подразделений. В отечественной и зарубежной практике использу­
ются три процедурные схемы продуктово-тематического планирования ин­
новаций:
• «сверху вниз», или схема декомпозиции, при которой задания планов
ИП в целом последовательно детализируются и доводятся до отдельного
исполнителя и рабочего места;
• «снизу вверх», или схема синтеза, при которой инициативные предло­
жения низовых подразделений обобщаются в сводные планы ИП в целом;
• смешанная, наиболее распространенная в практике, при которой целе­
вые установки и ограничения формируются на высшем уровне менеджмен­
та, а способы их достижения определяются низовыми структурами.
Продуктово-тематическое планирование должно быть тесно увязано с
другими видами плановых расчетов в системе инновационного менеджмента
на ИП. Планирование маркетинга и научно-техническое прогнозирование
на ИП создают информационную базу для разработки тематических планов
и формирования производственных программ. Технико-экономическое пла­
нирование, расчеты ресурсов и финансовое планирование устанавливают
ограничения и обеспечивают необходимую сбалансированность тематичес­
ких и производственных программ. Календарное планирование конкретизи­
рует задания тематических планов и обеспечивает их координацию во вре­
мени и по исполнителям.
Процесс продуктово-тематического планирования инноваций. Продук­
тово-тематическое планирование представляет собой сложный, многоуров­
невый итерационный процесс, в котором принимают участие менеджеры,
плановые службы, аналитические, исследовательские и разрабатывающие
подразделения ИП. Он включает информационное обеспечение, аналити­
ческие исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснова­
ния и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обосно­
вания управленческих решений. Общий процесс продуктово-тематического
планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов: форми-
247
рование продуктово-тематических предложении, оценка предложении и
отбор тематики, выполнение плана.
Первая стадия — формирование продуктово-тематических предложе­
ний — имеет своей задачей подготовку возможно большего числа перспек­
тивных инновационных идей относительно состава инновационного про­
дукта, изменения структуры рынков или технического развития ИП. Основ­
ными источниками инновационных предложений на этой стадии выступают
результаты маркетинговых исследований, выполненных научно-техничес­
ких прогнозов и разработка перспективной продуктовой политики ИП.
Маркетинговые исследования в рыночных условиях составляют важней­
ший источник и необходимое условие научного подхода к продуктово-тема-
тическому планированию на ИП (см. гл. 5). Маркетинговые исследования в
рамках продуктово-тематического планирования ориентированы на форми­
рование продуктово-рыночного портфеля ИП. Продуктово-рыночным
портфелем ИП принято называть возможную совокупность продуктово-ры-
ночных и научно-технических направлений его деятельности на длительную
перспективу, обладающую наибольшей способностью по обеспечению по­
тенциала прибыли данного ИП. Главным компонентом продуктово-рыноч­
ного портфеля ИП выступает продуктово-рыночное направление как ком­
бинация предполагаемого инновационного продукта и определенного сег­
мента существующего или потенциально возможного рынка. В качестве
формы представления продуктово-рыночного портфеля ИП при планирова­
нии инноваций в мировой практике используют так называемые портфель­
ные матрицы. На рис. 7.10 представлена схема такой матрицы, определяю­
щая четыре возможные структурные концепции развития инновационного
направления ИП или отдельного продукта.

^"^'"---..^^^^ Рынки
Освоенные рынки Новые рынки
Продукты ^"""""^s^..,^^^

Интенсификация рынков:
Освоенные Развитие рынков:
продукты позиционирование продукта вариация продуктов
резервирование ниши рынка аппликационные
исследования


Новые Развитие продуктов: Диверсификация
продукты исследования и разработки
модификации продуктов




Рис. 7.10. Продуктово-рыночная матрица инновационного портфеля ИП


Первая концепция, отраженная в матрице, характеризует поведение ИП
относительно освоенных продуктов, реализуемых на существующих рын­
ках. Инновационное поведение ИП в этой ситуации должно быть направле­
но на интенсификацию использования возможностей существующих рын-
248
ков путем позиционирования на них освоенных продуктов, т. е. обеспечения
им конкурентоспособного положения на рынках. Если продукт по своим
характеристикам уже не представляется перспективным, то инновационная
позиция ИП может проявиться в мерах, направленных на выведение его с
рынка, с тем чтобы открыть нишу для нового инновационного продукта.
Вторая концепция характеризует поведение ИП относительно продвиже­
ния освоенных продуктов на новые рынки. Это связано с инновационной
активностью, направленной на поиски новых сфер применения или возмож­
ностей использования уже имеющегося продукта. Реализация этой концеп­
ции требует проведения научных исследований с целью создания продукта
с новыми потребительскими свойствами, учитывающими требования новых
рынков и соответствующих вариаций в производственной программе ИП.
Инновации при этом реализуются в форме аппликационных исследований
и разработок, расширяющих области применения продукта, изобретения
или технологии.
Третья концепция характеризует инновационное поведение ИП в усло­
виях продвижения на освоенные рынки нового продукта. Развитие исследо­
ваний и разработок с целью создания новой конкурентоспособной модифи­
кации продукта составляет основное направление инновационной деятель­
ности предприятия в этой ситуации. Речь в данном случае идет об иннова­
циях, направленных на создание и освоение производства новой продукции
или такой модификации старого продукта, которая бы обладала новыми
потребительскими свойствами. Инновации реализуются в форме апплика­
ционных исследований и разработок, расширяющих области применения
продукта, изобретения или технологии.
Четвертая и наиболее продуктивная концепция связана с созданием но­
вого продукта и продвижением его на новые рынки. Такую инновационную
политику ИП принято называть диверсификацией, т. е. расширением науч­
ного или производственного профиля ИП за счет создания и освоения про­
изводства качественно новой продукции и освоения новых рынков ее реали­
зации. Это наиболее сложная, рискованная и самая перспективная с точки
зрения создания потенциала успеха концепция инновационного развития.
Составление и анализ портфельных матриц должны производиться по
всем научным и продуктовым направлениям ИП как результат инновацион­
ного маркетинга и служить важнейшим и обязательным источником форми­
рования предложений к продуктово-тематическому плану инновационной
деятельности предприятия. В маркетинговых исследованиях находят свое
отражение внешние условия и факторы инновационной деятельности пред­
приятия. Однако развитию научного или технического направления свойст­
венны и свои внутренние закономерности и тенденции. Они определяются
спецификой направления, его общественным статусом, ролью в развитии
общества, внутренней логикой и достигнутыми результатами. Основным
инструментом исследования внутренних закономерностей и тенденций в
развитии научного направления или вида техники являются научно-техни­
ческие прогнозы. Научно-техническое прогнозирование как составная часть

249
планирования инновационной деятельности выступает источником форми­
рования принципиально новых направлений техники или решений при ее
конструировании (см. 7.3.1).
Предложения по тематике инновационной деятельности предприятия
формируются и из третьего важного источника — политики развития его
производственной программы, разрабатываемой на основе маркетинговых
исследований и научно-технических прогнозов. При формировании произ­
водственной программы ИП возможны по крайней мере четыре варианта его
программной политики: стабилизация, модификация, вариация и диверси­
фикация. Схематически они представлены на рис. 7.11.
продукт
продукт продукт продукт
Ai В, Ai В,
Ai В, Ci
Ai Б,
С2
Дг Бг Аг ^2
А2 Б2
^2 Б2
Аз Бз Аз Бз Аз Бз
Аз Бз Сз
А, А4м А4 А4
Аб
_А^
диверсификация 1
модификация вариация
стабилизация



Рис. 7.11. Виды продуктовой политики инноваций ИП


Стабильная продуктовая политика ИП не требует инновационной актив­
ности и предусматривает сохранение принятой ассортиментной структуры
производственной программы ИП. Политика модификации имеет своей
целью освоение производства модифицированного продукта с новыми по­
требительскими свойствами в соответствии с требованиями рынка. Эта по­
литика реализуется при ограниченных производственных мощностях ИП и
отсутствии возможности их расширения. Поэтому освоение производства
модифицированного продукта kj^^ осуществляется взамен ранее выпускае­
мого продукта А4.
Политика вариации состоит в том, что благодаря увеличению производ­
ственной мощности ИП используются дополнительные варианты расшире­
ния номенклатуры производственной программы за счет поиска новых сфер
применения модифицированных продуктов и продвижения их на новые
рынки. На практике подобная вариация производственной программы осу­
ществляется чаще всего при использовании блочного конструирования ин­
новационной продукции, позволяющего осуществлять гибкую модифика­
цию изделий в соответствии с требованиями новых рынков.
Политика модификации и вариации производственных программ позво­
ляет продлить жизненный цикл инновационного продукта. Однако перспек­
тивная политика требует при формировании инновационной производст­
венной программы ориентироваться на новые продукты и продвижение их
на новые рынки. Такую продуктовую политику в производстве принято
250
называть диверсификацией. В мировой практике различают три вида дивер­
сификации при формировании продуктовой политики ИП: горизонталь­
ную, вертикальную и смешанную. Вертикальная диверсификация связана с
расширением научно-производственного профиля ИП за счет развития
новых научных направлений и освоения инновационной продукции. Гори­
зонтальная диверсификация связана с инновациями, направленными на рас­
ширение состава и структуры рынков реализации продукции ИП. Смешан­
ная форма диверсификации отражает наиболее интенсивную и рискован­
ную инновационную концепцию ИП. Осуществление масштабной диверси­
фикации при формировании продуктово-тематических планов ИП
возможно путем реализации следующих инновационных мер: проведение
собственных НИОКР, приобретение лицензий на использование чужих
разработок, расширение производства за счет приобретения новых ИП,
развитие кооперации с партнерами.
Анализ возможных сочетаний форм и методов диверсификации произ­
водства на основе инновационных процессов может осуществляться с помо­
щью специальной матрицы, изображенной на рис. 7.12. Он позволяет ИП
сформировать целостную продуктовую политику, ориентированную на мас­
штабные инновации.
^"^^^ Формы Смешанная
Горизонтальная Вертикальная
диверсификация
диверсификация диверсификация
Методь1\^

Собственные
Дз
Дг
Д1
исследования

Приобретение
Дв
Д4 Дб
лицензий

Приобретение
Дв
Д7 Д9
ИП

Кооперация Дю Ди Д12




Рис. 7,12. Формы и методы инновационной диверсификации ИП


Анализ портфельных матриц по отдельным продуктам продуктовой по­
литики способствует формированию предложений к тематическому плану
инновационной деятельности ИП. На этом этапе особое значение имеет
использование специальных методов и приемов поиска перспективных ин­
новационных идей. Процесс поиска и оценки инновационных идей требует
в современных условиях постоянной и достаточно строгой регламентации.
В последние годы в отечественной и зарубежной практике используется
большое число разнообразных методов и приемов поиска инновационных
идей. Они составляют две большие группы: пассивного и активного поиска
(см. рис. 7.13).
251
МЕТОДЫ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ


АКТИВНЫЙ поиск
ПАССИВНЫЙ ПОИСК



Эмпирические методы:
Анализ патентов
опросы специалистов
опросы потребителей
Маркетинговые исследования материалы выставок и ярмарок
оценка публикаций
Предложения по лицензиям

Системно-логические методы:
Предложения потребителей морфологический анализ
или заказчиков функционально-стоимостный
анализ

<< Пред. стр.

стр. 29
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>