<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

28,2
31,2 28,2 28,5 27,5 29,8
39,2 29
59,3 45,6 35,1
Уд. вес, %

* Оценка в [4].
** Оценка ЦИСН.
*** В постоянных ценах 1993 г.
науки, созданию задела для перехода на инновационный путь развития эко­
номики России. Расходы на эти цели возрастут на 40% [4]. Определяя вклад
научно-технического прогресса в рост ВВП той или иной страны, современ­
ные экономисты отводят этому фактору долю в 70-80%. Принимая эту
оценку, можно утверждать, что российская экономика не сможет добиться
высоких темпов роста в течение длительного времени при сегодняшнем
уровне вложений в науку. Российская экономика сегодня вкладывает в
науку, как правило, около 1% ВВП. Доля науки в расходной части бюджета
России в последние годы резко сократилась: в 2000 г. — 3,32%, в 2001 г. —
1,74 и в 2002 г. — 1,56% вопреки обещаниям правительства выделять на эти
цели не менее 3-4% бюджета. Для нормального развития науки Евросоюз
советует всем своим членам довести уровень вложений в науку до 2,5%
ВВП [9]. Впрочем, очевидно, что эта цифра далеко не предел. США с их
высоким ВВП действительно могут позволить себе, постоянно инвестируя
в НИОКР 2,7-2,8%, чувствовать себя спокойно на рынке высоких техноло­
гий. Странам же с меньшим ВВП в этом смысле рекомендуют тратить на
науку более высокий процент, поскольку цены на НИОКР в мире медленно,
но верно унифицируются. Япония, например, сознательно инвестирует
больше, поскольку собирается соревноваться с США в экспорте интеллек­
туальной продукции (Япония — единственная, кроме США, страна с устой­
чиво положительным торговым сальдо по операциям с интеллектуальной
собственностью).
В результате недальновидной научно-технической политики Россия ут­
рачивает былые позиции на рынке высоких технологий. Так, ранее на рынок
стран -- бывших членов СЭВ приходилось до трети мировых технологичес­
ких обменов. Сейчас около 40% этого рынка принадлежит США, 20% —
странам ЕС, 20% — Японии и лишь 0,5% — России.
Снижение уровня и качества ресурсного обеспечения инновационной
деятельности обусловлено отсутствием необходимых финансовых средств.
Это объясняется, во-первых, низким удельным весом централизованных
расходов на науку в федеральном бюджете; во-вторых, тем, что еще меньшие
средства направляют на поддержание инновационной деятельности мест­
ные органы власти. Так, в 2001 г. финансовая поддержка, оказываемая ИП
из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, составляла около
2%. В США долевое участие федеральных, территориальных властей и про­
мышленности чаще всего соотносится как 2:1:2.
Рассмотренные в табл. 1.2 показатели значительно ниже аналогичных
показателей развитых стран мира. Следует также отметить, что в среднем
по промышленности России 60% приобретенных технологий являлись ино­
странными и около 40% — российскими. Такой поток иностранных техноло­
гий подавляет прикладную науку, создает реальную опасность возникнове­
ния технологической зависимости отечественной промышленности от зару­
бежных разработок [6]. В результате возрастает вероятность утраты накоп­
ленного в течение десятилетий отечественного научного потенциала. В этом
случае страна будет вынуждена расширить импорт высокотехнологичной
20
продукции. Не исключено, что со временем России придется перейти от
экспорта высокотехнологичных вооружений к их импорту.


1.2. Цели и виды инноваций

1.2.1. Классификации инноваций и их специфика

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по сте­
пени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации
можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рацио­
нализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных
процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на
достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешев­
ле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути
создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связан­
ные с улучшением свойств существующих процессов производства и про­
дуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации в
качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-про­
дукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с
той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
Классификация инноваций по степени новизны — распределение сово­
купности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью
оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к
продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной
новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и
характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций
выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базис­
ные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам;
улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования
существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением
новых или в значительной степени усовершенствованных методов произ­
водства.
Следует различать инновации и несущественные видоизменения продук­
тов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации)^ под
которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т. п.), а также
незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляю­
щие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие доста­
точно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия
и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры
продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на дан­
ном ИП, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения
текущего спроса и увеличения доходов ИП.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по
технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения
21
технологических параметров инновации подразделяются на: а) продукто­
вые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплек­
тующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые
продукты); б) процессные — новая технология производства, более высокий
уровень автоматизации, новые методы организации производства (приме­
нительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе
инноваций выделяются: новые изделия для отрасли в мире, новые изделия
для отрасли в стране, новые изделия для данного ИП (группы ИП).
Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или
новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, опреде­
ляющего последовательность прохождения инновационного проекта по от­
дельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями
целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организацион­
ной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожи­
даемых результатов. В литературе предлагаются различные варианты клас­
сификации и определения стадий и этапов жизненного цикла инновацион­
ного проекта как процесса, протекающего от момента возникновения новой
идеи до момента его коммерциализации и практического воплощения.
Предлагается следующая градация инновационных процессов: ранняя
стадия — от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя —
от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная —
до массового производства. В ряде публикаций используется более подроб­
ная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее
на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и
разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует от­
метить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном
терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает
четыре стадии: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое
производство и обслуживание [3].
НИОКР — творческая деятельность, систематически осуществляемая с
целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и
обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР
выступают как важнейший вид НТД (см. 1.1.3) и основной объект наблюде­
ния в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения зани­
мают центральное место в рекомендациях международных статистических
организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида
работ (деятельности): ФИ, ПИ и ОКР (см. 1.1.2).
Науку как отрасль деятельности людей характеризуют следующие осо­
бенности: «технологический» характер проведения исследований и разрабо­
ток; состав кадров; специфика предмета, средств труда и конечного продукта
[3]. «Технологией» науки являются исследование и разработка, т. е. труд,
направленный на открытие или познание нового явления или его свойства,
создание на этой основе новой техники. Особенностью этой деятельности
является невозможность заранее точно оценить конечный результат и затра-
22
ты времени на его достижение, что во многом определяет индивидуальный
характер исследований.
Труд в сфере науки является творческим не только по методам проведе­
ния исследований, но и по получаемым результатам. Исследовательская
работа в своей основе является умственной, но это не исключает необходи­
мости применения физической энергии при проведении отдельных этапов
работы. Любое исследование начинается прежде всего с постановки задачи.
Эта фаза «научной технологии» включает: разработку технического задания
(определение конечной цели исследования, подбор возможных способов ее
достижения и их сравнительную оценку, установление требований и огра­
ничений, предъявляемых к конечному результату потребителем), изучение
литературы по проблеме и научно-технического опыта, анализ задачи (оп­
ределение идеального конечного результата, выявление научно-техничес­
ких противоречий, мешающих получению этого результата, и порождающих
их причин, установление условий, при которых идеальный результат может
быть получен), разработку программы эксперимента. На следующей фазе,
которая носит полупроизводственный характер, происходит соединение ум­
ственного труда с физическим (проведение эксперимента, испытание и до­
водка опытных образцов). Результатом этих работ являются определение
оптимальных условий функционирования нового объекта или процесса, не­
обходимых изменений в смежных процессах и объектах и, наконец, установ­
ление области применения.
Научному труду присущ ряд специфических черт, которые обусловлены
прежде всего характером трудового процесса. К их числу можно отнести
вероятностный характер и риск, уникальность и неповторяемость, новизну
и оригинальность выполняемых работ. Труд в сфере науки представляет
собой органическое единство теоретической и экспериментальной деятель­
ности, объединяющей работников различных категорий: ученых, инжене­
ров, рабочих, обслуживающий и административный персонал.
Предметом научного труда являются знания, средством — материальное
обеспечение труда, а продуктом, как правило, новые понятия, суждения и
умозаключения, т. е. новые знания, зафиксированные на любом информаци­
онном носителе. В процессе воплощения новой информации в материаль­
ную продукцию на всех стадиях ПСНТ научный труд обычно сопровожда­
ется научно-техническим трудом, причем доля последнего возрастает от
начальных стадий к конечным. Это положение объясняется тем, что, реали­
зуя на практике результаты своей деятельности, научные работники занима­
ются научным экспериментом, испытаниями с использованием при этом
техники и технологии.
Результаты научного труда без научно-технического не всегда могут быть
поставлены на службу обществу, равно как совокупные результаты научной,
научно-технической и инженерно-производственной деятельности не могут
быть реализованы без материально-производственной деятельности. Науч­
но-технический труд возник в связи с необходимостью проведения исследо-
23
ваний и разработок и, как следствие, резкого усложнения техники научного
эксперимента.
Являясь разновидностью инженерно-технического труда, научно-техни­
ческий труд выделился в самостоятельный вид трудовой деятельности срав­
нительно недавно в процессе общественного разделения труда. Инженеры-
производственники могут совершенствовать процесс изготовления продук­
та, но принципиальные его изменения — задача ученых, научных работни­
ков. Переход от фундаментальных знаний о технике и технологии к их
материальному воплощению в условиях ИП осуществляется с помощью
научно-технического труда, который является как бы промежуточным
между научным и инженерно-техническим.
Отметим ряд особенностей научно-технического труда. В отличие от
научного целью научно-технического труда, так же как и материально-про­
изводственной деятельности, является практическая реализация идей, со­
здание технического объекта с конкретной структурой, функциями и свой­
ствами. Таким образом, конечный продукт научно-технического труда всег­
да материален. Безусловно, гарантировать 100%-ный положительный ре­
зультат научно-технического труда, особенно если проводится эксперимент,
нельзя. Как правило, научно-техническому труду не присущ познаватель­
ный момент, так как он сам по себе не создает качественно новых знаний. Но
это вовсе не значит, что научно-технический труд не может быть творческим.
В процессе научного труда выводятся законы, представления, методы
расчета, т. е. новые знания, которые в процессе научно-технического труда
используются для создания материальной продукции. Научному труду
свойствен дискретный характер, поскольку он состоит из различных непо­
вторяющихся элементов. В научной деятельности, как правило, отсутствует
строго регламентированный технико-логический процесс; имеет место твор­
ческий поиск нового; работа подчас идет «на ощупь», интуитивно. Напри­
мер, на ИП обычно НИР никогда не повторяются. ОКР, которые выполня­
ются на основе научного задела, созданного в НИР, и имеют более конкре­
тизированную научно-техническую информацию, часто повторяются, так
как здесь либо создается параметричес1сий ряд новых изделий, либо они модер­
низируются. Именно НИР более свойственна научная работа, а ОКР —
научно-техническая.
Результатом научного труда является научная информация (новые фун­
даментальные знания) о технике и технологии; научно-технического
труда — научно-техническая информация (конкретизированные новые зна­
ния в виде технического описания по разработке технического объекта, из­
готовлению опытного образца); промышленного труда — материальная про­
дукция, сопровождаемая технической информацией (в виде технического
описания ее изготовления, эксплуатации). Следует отметить, что разделе­
ние информации на научную и научно-техническую условно.
Научно-технический труд опирается, как правило, на конкретные прак­
тические знания, даваемые, например, техническими науками. Эти знания
конкретизируются применительно к определенному техническому объекту.
24
Ясно, что эти особенности научно-технического труда отражаются в его
организации, планировании, нормировании и управлении. Например,
нормирование трудовых затрат практически невозможно при проведении
ФИ, но вполне осуществимо при переходе от стадии ПИ к ОКР (т. е. при
научно-техническом труде) и совершенно необходимо в промышленном
производстве.
Директивное планирование процесса научной деятельности (как и жест­
кие сроки выполнения задания) также фактически невозможно при прове­
дении ФИ. Здесь речь может идти об установлении программных сроков
решения определенных задач. В НТД прогноз должен сочетаться с директив­
ным планированием, например, при проведении ОКР. Однако и здесь жест­
кие сроки выполнения работ с заранее заданной ритмичностью неприемле­
мы, но при этом целесообразно учитывать циклический характер работ.
Наибольший объем творческой деятельности характерен обычно для ФИ,
хотя и здесь значительное место занимает техническая работа. Чем ближе к
промышленному производству, тем больше используются типовые реше­
ния, схемы и т. д., что не только позволяет подчас сократить объем работ по
конструированию нового изделия и подготовке его производства, но и спо­
собствует повышению его качества. Научный и научно-технический труд
лежит в основе инновационной деятельности и присущ как академическим,
вузовским, так и отраслевым ИП. Эти ИП участвуют в создании и освоении
новой техники, т. е. выполняют комплекс научно-конструкторских, техно­
логических, производственных и экономических работ в определенной пос­
ледовательности и взаимосвязи.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие
областей и способов использования требуют разработки их классификации.
В табл. 1.3 [19] предложен классификатор инноваций^ использование кото­
рого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно
определять их результативность и направления инновационного процесса,
требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднород­
ность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекват­
ные особенностям каждого инновационного процесса.
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся
по областям применения и этапам НТП:
• технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми
или улучшенными свойствами;
• технологические возникают при применении улучшенных, более совер­
шенных способов изготовления продукции;
• организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оп­
тимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные решают задачи организации рациональных информа­
ционных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятель­
ности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем
здравоохранения, образования, культуры.
25
Т а б л и ц а 1.3

Классификация инноваций
1№ Классификационный Классификационные группировки инноваций
п/п признак
i 1 Области применения иннова­ Управленческие, организационные, социальные, про­
ций мышленные и т.д.
2 Этапы НТП, результатом ко­ Научные, технические, технологические, конструк­
торские, производственные, информационные
торых стали инновации
1 3 Степень интенсивности инно­ «Бум», равномерная, слабая, массовая
ваций
4 Темпы осуществления инно­ Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие,
равномерные, скачкообразные
ваций
Трансконтинентальные, транснациональные, регио­
5 Масштабы инноваций
нальные, крупные, средние, мелкие
6 Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
7 Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интег­
ральная 1

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъяв­
ляют специфические требования к инновационному механизму. Так, техни­
ческие и технологические инновации, влияя на содержание производствен­
ных процессов, одновременно создают условия для управленческих иннова­
ций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы но­
вовведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно,
формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на
экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отли­
чаться многообразием. Используя известные подходы к классификации ин­
новаций, можно построить классификатор, имеющий практическое значе­
ние для создания системы управления инновациями (табл. 1.4 [23]).
Т а б л и ц а 1.4

Классификатор инноваций
признаки Значения признаков
классификации
Глобальное Локальное
Широта воздействия и Отраслевое
масштабность
Псевдоинновация
Улучшающая
Степень радикальности Базисная
инноваций
Источник идеи Изобретение Рационализаторское Прочие
Открытие
предложение
Вид новшества Живые
Конструкция Технология Материал,
вещество организмы
и устройство
Способ замещения су­ Системное замещение
Свободное замещение
ществующих аналогов

26
Данный классификатор позволяет различным образом группировать ин­
новации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей поль­
зователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адрес­
ность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций оп­
ределяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве
источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерчес­
кой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида нов­
шества.
Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и
разнообразие областей и способов использования требуют разработки их
классификации. Такая попытка была сделана P.P. Бездудным, Г.А. Смирно­
вой и О.Д. Нечаевой [2]. Нам представляется, что в классификации следует
учитывать особенности инновационных процессов, которые необходимы
при проектировании организационно-экономического механизма управле­
ния и вытекают из преобладающего типа инноваций, образующих данные
процессы. В целом система инноваций может быть представлена основными
группами, показанными на рис. 1.1.
Выделено 12 основных признаков классификации, большинство из кото­
рых рассмотрены различными авторами [4, 5, 7, 12, 25]. По данным призна­
кам определено 39 типов инноваций. Поскольку некоторые признаки час­
тично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по
тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга, что будет показано
ниже. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать
объемную характеристику совокупности инноваций.
По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные
и стратегические [25, с. 43-44].
Реактивные инновации (РИ) — это обеспечивающие выживание фирмы
инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е.
РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состо­
янии вести борьбу на рынке.
Стратегические инновации (СИ) -- это инновации, внедрение которых
носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преиму­
ществ в перспективе. На рис. 1.2 и 1.3 показано поведение кривой взаимо­
связи затрат и эффективности инноваций.
В первом случае конкурент вводит инновацию, в результате чего точка
стандартного (среднего) соотношения между затратами и эффективностью
(точки эффективности) перемещается из А в В. Чтобы не отстать, фирма
вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и пере­
меститься в точку эффективности В (на кривую эффективности конкурен­
та). В случае стратегической инновации предприятие разрабатывает новый
процесс, в котором стандартная точка эффективности (В) достигается с
меньшими затратами.
Классификационный признак по предмету и сфере приложения иннова­
ций [12] предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продук­
ты и новые материалы), рыночные инновации (инновации, открывающие
27
Отрасль Новый род
Псевдо­ Расширяю­ Адаптивные
изменения
щие возникно­
инновации
вения
Перегруппи­
Новый вид
Рациона­ ровка
Отрасль
Улучша­
лизиру­ внед­
ющие
Новое
ющие рения
Изменение
поколение
количества
Отрасль
Замеща­
Базис­ Новый
потреб­ Регенериро­
ющие

<< Пред. стр.

стр. 3
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>