<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ветственно нормо-час или тыс. руб.; Qn, Ql, — объем опытных работ, вновь
начинаемых в планируемом периоде, соответственно нормо-час или
тыс^.руб.; QJ, 0^" — объем работ по изготовлению разовых партий, соответст­
венно нормо-час или тыс. руб.; Р — списочная численность основных рабо­
чих, человек; Fp — фонд времени одного рабочего в плановом периоде, ч;
квл — средний коэффициент выполнения норм, установленный по опытно­
му производству; Pnpj — годовая производительность труда однот^о основно­
го рабочего, установленная на плановый период, тыс. руб./человек.
268
Для обеспечения комплексного выполнения работ всеми цехами и участ­
ками опытного производства большое значение имеет правильный выбор
планово-учетной единицы, по которой планируются и учитываются конеч­
ные результаты их деятельности. Положительные результаты для обеспече­
ния комплектности сдаваемых деталей и узлов опытных образцов дает при­
менение товаро-комплектного метода. В этом случае задания цехам, участ­
кам опытных производств формируются не в натуральных узлах и деталях,
а в условных единицах — товаро-комплектах, являющихся сквозной плано­
во-учетной единицей на всех стадиях подготовки опытного производства к
изготовлению и испытанию опытного образца. Такая форма объемного пла­
нирования подразделений опытного производства способствует комплекс­
ному обеспечению основных научных и конструкторских подразделений
продукцией опытного производства, равномерной реализации готовой про­
дукции заказчику в соответствии с установленными сроками.
Календарное планирование осуществляется с целью установления взаи­
мосвязанной совокупности сроков опережения начала и конца производства
по всей планируемой номенклатуре опытных работ по цехам, участкам, ра­
бочим местам. Расчет сроков выполнения опытных работ и календарных
заданий исполнителям с целью обеспечения равномерной загрузки произ­
водственных участков осуществляется путем построения специальных гра­
фиков длительности производственного цикла, которые разрабатываются
первоначально по каждому опытному образцу в отдельности. На основе
таких частных графиков составляется годовой сводный график выпуска
опытных образцов с поквартальной разбивкой сроков и заданий. Составле­
ние календарных планов опытного производства должно предусматривать
поэтапное выполнение расчетов и построений, включающих:
1) расчет длительности производственного цикла главной сборки образ­
ца и его испытаний, сборки основных узлов, изготовление наиболее трудо­
емких (ведущих) деталей и наиболее сложных видов технологического ос­
нащения;
2) составление графика подготовки и изготовления опытного образца,
определение длительности производственного цикла изделия и сроков опе­
режений по схеме: испытания—главная сборка основных узлов—изготовле­
ние ведущих деталей—подготовка заготовок для ведущих деталей—инстру­
ментальная подготовка производства опытного образца;
3) построение графика опытных работ по всей номенклатуре планируе­
мых изделий.
Основой для расчета производственного цикла главной сборки образцов,
сборки основных узлов и изготовления ведущих деталей служат производ­
ственные спецификации, технологические процессы изготовления опытно­
го образца, нормативы трудоемкости выполнения опытных работ, сведения
о составе производственного оборудования, численности, профессиональ­
ном и квалификационном составе кадров. Общий вид графика производст­
венного цикла общей сборки и испытания опытного образца приведен на
рис. 7.18. Его построение осуществляется в такой последовательности:
269
Продол­
Опера­ Узлы и ведущие Норма­ Число Коэф­ Календарные дни и
Опере­

л/п фици­ житель­
ции об­ детали тивная работа­ жение опережение сборки
ент вы- ность сдачи
щей трудоем­ ющих,
шифр полне- образ­
опера­
сборки кость, чел.
наиме­
ния ца, дни 1 2 3 . . . 2 6 27 28
ции, дни
образца чел 7ч
нова­
норм 28 27 2 6 . . . 3 2 1
ние

10




Рис. 7,18. График производственного цикла общей сборки
и испытания опытного образца


1. Первоначально в графе 2 перечисляются в заданной технологической
последовательности укрупненные операции общей сборки. При их выделе­
нии в самостоятельные позиции на графике руководствуются рядом сообра­
жений: постоянство количества и состава исполнителей, постоянство места
и внешних условий выполнения операции, конструктивная завершенность
определенной части изделия или вида испытаний, возможность контроля
качества выполнения операции.
2. В графах 3-4 указываются наименования и шифры узлов и ведущих
деталей, необходимых для выполнения соответствующей операции сборки.
Проставляются (графы 5-7) норма времени в часах и количество необходи­
мых рабочих, уровень выполнения норм.
3. По каждой операции сборки рассчитывается продолжительность ее
выполнения в днях (графа 8). Продолжительность, или календарный период
времени от начала до конца работы, как по отдельной операции, так и по
всему объему сборочных работ определяется из выражения:


Et"'
i«l
т„= PF,рКв.и (7.6)


где Тц — длительность цикла, дни; tHi — нормативная трудоемкость выполне­
ния i-й операции, сборки, ч; Р — количество рабочих, выполняющих опе­
рации, человек; Fp — продолжительность рабочего дня одного рабочего, ч;
Квл — коэффициент выполнения норм.
270
4. Вычерчивается график общей сборки по каждой укрупненной опера­
ции в соответствии с расчетами продолжительности их выполнения. График
строится в масштабе, заданном «сеткой» календарного периода. При этом
могут быть использованы три формы сочетания сложных операций: после­
довательная, параллельная и параллельно-последовательная. Выбор формы
сочетания сложных операций определяется конструкцией узла и технологи­
ческими возможностями проведения сборочных операций и испытаний или
наличным настроечным контрольным оборудованием и испытательными
стендами.
5. В соответствии с построенным графиком по каждой операции устанав­
ливаются значения опережения ее начала по отношению ко времени завер­
шения всего комплекса работ по изготовлению и испытанию опытного об­
разца (графа 9). При этом опережение первой операции устанавливается
равным продолжительности цикла всего комплекса работ. Опережение каж­
дой последующей операции устанавливается (в днях):

Ti_,, (7.7)
"•oni-l


где Топ i — опережение i-й операции по отношению к длительности цикла
комплекса работ; Toni-i — опережение операции, предшествующей i-й; Ti-i —
продолжительность операции, предшествующей i-й. В общем виде опереже­
ние по любой операции выражено:
п-1

Т„„„ = Т „ - Х Т , , (7.8)
1=1

где Топп — время опережения п-й операции; Тц — продолжительность произ-
п-1

водственного цикла общей сборки и испыгания опыгаого образца; J ) Ti — сум-
»=1
марная продолжительность выполнения операций, предшествующих п-й
операции.
Графики производственных циклов разрабатываются не только по общей
сборке, но и по изготовлению и сборке основных узлов, ведущих деталей и
сложных видов технологической оснастки. Порядок их построения аналоги­
чен схеме построения и расчета графика общей сборки. В качестве основных
узлов и ведущих деталей выбираются элементы опытного образца наиболь­
шей продолжительности изготовления и отладки. Для календарного плани­
рования изготовления и испытания опытных образцов широко используют­
ся сетевые графики. В практике сетевого планирования опытного производ­
ства используются как детерминированные, так и стохастические сетевые
модели. Детерминированные — отражают строго определенный состав работ
по изготовлению и испытанию опытного образца изделия, установленную
технологическую последовательность их выполнения и заданную оценку
продолжительности проведения каждой работы. Стохастические — учиты­
вают вероятностный характер одного или всех трех параметров работ (со-
271
став работ, последовательность их выполнения и оценка продолжительнос­
ти). Сетевое планирование отражает прогрессивное направление в развитии
календарно-плановых расчетов в опытном производстве. Календарные гра­
фики выполнения работ по изготовлению и испытанию отдельных опытных
образцов (цикловые или сетевые) используются для построения сводного
графика опытных работ по всей номенклатуре планируемых изделий.
Оперативное планирование опытного производства осуществляется в
виде сменно-суточных заданий, составляемых для цехов и участков опытно­
го производства на основании подетально-пооперационных ведомостей.
Сменно-суточное задание служит основанием для оперативной подготовки
производства и обслуживания рабочих мест.

Контрольные вопросы
1. Назовите основные задачи и принципы планирования инноваций.
2. Какие виды плановых расчетов осуществляются в инновационной сфере?
3. Как должно быть организовано планирование инноваций на предприятии?
4. Каково значение научно-технического прогнозирования для управления иннова
циями?
5. Какие методы используются для разработки научно-технических прогнозов?
6. Раскройте сущность и формы программно-целевого планирования инноваци
7. В чем состоит содержание продуктово-тематического планирования инно
ваций?
8. Какие методы применяются для календарного планирования инноваций?
9. Назовите основные понятия и опишите процедуру сетевого планирования ин
новаций.
10. В чем заключается производственное планирование инноваций?

Литература

1. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и
биржи; ЮНИТИ, 1995.
2. Завлин П. Я., Васильев Л. В., Кноль Л. И. Оценка эффективности инноваций.
СПб.: БИЗНЕС-Пресса, 1998.
3. Кругликов Л. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.:
Наука, 1991.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.:
Дело, 1995.
5. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный
закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
6. Пузыня К. Ф., Казанцев Л. К., Барютин Л. С. Организация и планирование
научных исследований и опытно-конструкторских разработок: Учеб. пособие. М.:
Высшая школа, 1989.
7. Тоёта: Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.
8. Холт Р. Н., Барнес С. Б. Планирование инвестиций. М.: Дело, 1994.
9. Энциклопедия предпринимателя / Сост. С. М. Синельников и др. СПб.: Ком­
пания «Олбис»; «Сатись», 1994.
Глава 8

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В
ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ




8.1. Кадры

8.1.1. Состав и функциональные особенности
научно-технических кадров

Кадры инновационного предприятия (ИП) — это прежде всего активные
участники процесса создания и освоения новой техники (ПСНТ). Слож­
ность структуры кадров обусловливается особенностями задач инноваций,
а также спецификой научного и научно-технического труда (см. гл.1). Со­
ставляющими этой структуры являются кадры научных и инженерных ра­
ботников, управленческий персонал, рабочие опытного производства, вспо­
могательный и обслуживающий персонал. Функциональное разделение
труда в ИП, как и в любой другой организации, осуществляется распределе­
нием работников по профессиям, специальностям, квалификации и долж­
ностям.
Профессия означает определяющий вид трудовой деятельности, связан­
ный с разделением общественного труда и требующий специальных знаний
и навыков. Профессия предопределяется характером продукта труда и усло­
виями его производства. Различают рабочие профессии (токарь, фрезеров­
щик, слесарь, лаборант и т. п.) и профессии, связанные с инженерно-техни­
ческой деятельностью, наиболее характерной для ИП (инженер-электрон­
щик, инженер-механик, техник-электрик и др.).
Специальность связана с разделением профессионального труда, опреде­
ляемого особенностями средств труда, технологии и в целом производст­
венным процессом в отраслевом плане. Так, в профессии токаря можно
выделить специальности токаря-инструментальщика, токаря-универсала,
токаря-расточника и т. д., а профессия инженера-электрика может иметь
несколько специальностей: инженер-электрик по измерительным, электро­
вакуумным или полупроводниковым приборам и т. д.
Квалификация работника определяется уровнем специальных знаний и
практических навыков. Наименование всех рабочих профессий, руководи-
273
телей, специалистов, служащих и их квалификационная характеристика
регламентируются государственным классификатором [10, 14].
Научные кадры — профессионально подготовленные специалисты, непо­
средственно участвующие в производстве научных знаний и подготовке
научных результатов для практического использования, включая научно-
информационную и проектно-конструкторскую деятельность. Научно-тех­
нические кадры «в международной статистике определяются как совокуп­
ность всех лиц, проживающих в стране, имеющих законченное образование
третьей ступени (по Международной стандартной классификации обра­
зования) в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых
научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квали­
фикация» [20].
Среди научных кадров существует сложная дифференциация, строящая­
ся на внутрипрофессиональном и межпрофессиональном разделении труда.
Это не только функционально-производственные различия, но и социаль­
ные различия, обусловленные неоднородностью труда, условиями труда,
престижем и т. п. Основные структурные характеристики научных кадров:
функциональная, профессиональная, квалификационная, возрастная.
Функциональная структура кадров — это распределение работников, за­
нятых в фундаментальных и прикладных исследованиях, разработках и экс­
периментах. В современных условиях возрастает роль таких категорий ра­
ботников, как менеджеры в науке, специалисты по маркетингу наукоемкой
продукции.
Интеллектуальный потенциал специалистов — совокупность природных
способностей и приобретенных знаний, умений, навыков, которые приво­
дятся в действие и используются для достижения определенных научно-тех­
нических целей с затратой умственной энергии.
Мобильность научных кадров — «способность ученых к изменению спе-
циализацрш, объекта исследования, места работы, места жительства и т. п.»
Она «определяет перспективы развития новых научных направлений, спо­
собствует усилению интеграции различных областей знания, более полному
удовлетворению общественных потребностей. В условиях экономического
роста мобильность расценивается как один из решающих факторов, обеспе­
чивающих успехи страны в сфере науки и техники. В то же время в кризис­
ной ситуации значительный отток кадров из научных организаций может
представлять угрозу для дальнейшего развития науки. Изучение мобильнос­
ти даст возможность оценить перспективы изменения структуры, уточнить
направления подготовки научных кадров, наметить меры по их перераспре­
делению» [20]. Задача по обеспечению притока молодых кадров в науку
находится в органической взаимосвязи с другой — воссозданием в России
системы раннего выявления талантов, отбором, подготовкой талантливых
кадров и вовлечением их в научный процесс, тем более что в,настоящее
время наблюдается процесс старения кадров в науке.
Снижается общее количество высококвалифицированных специалистов,
выполняющих НИОКР (см. табл. 1.2). Произошло изменение структуры
274
персонала, занятого НИОКР, в сторону снижения удельного веса исследо­
вателей с 52,4% в 1991 г. до 48% в 2001 г., техников — соответственно с 12,0
до 9,0%. Заметно сократилась численность высококвалифицированных на­
учных работников, имеющих ученую степень кандидата наук. За девять лет
их число снизилось на 26%. В то же время наблюдается рост численности
докторов наук на 28%. Любопытна тенденция снижения соотношений кан­
дидатов наук, приходящихся на одного доктора наук: от 8,2 в 1991 г. до 3,7 в
2001 г. Имеет место рост удельного веса исследователей с учеными степеня­
ми в общей численности исследователей: в 1991 г. доктора наук — 1,6%,
кандидаты наук — 13,4%; в 2001 г. — соответственно 5 и 19%.
Каждый год ( 1990-1996 гг.) свыше 2 тыс., с 1997 г. — свыше 1 тыс. ученых
уезжают из России. Так происходит 4:утечка мозгов» за рубеж. Причины
эмиграции различны: в основном низкий уровень оплаты труда, отсутствие
необходимого оборудования и информации, возможности участия в между­
народных конференциях и т. д. Непосредственной причиной эмиграции вы­
ступают, как правило, противоречия между уровнем развития личности, ее
потребностями и возможностями, с одной стороны, и условиями их удовле­
творения, с другой.
Существует и внутренняя миграция: в коммерцию и иные виды деятель­
ности ушли и продолжают уходить лучшие из специалистов. Многие круп­
ные российские коммерческие банки и компании создали и возглавляют
бывшие научные сотрудники.
В самом общем виде кадры сферы науки подразделяются на такие группы
[6]:
1) научные работники (включая ученых научно-исследовательских сек­
торов вузов, ведущих научные исследования), а также научно-руководящий
персонал;
2) научно-технический и научно-вспомогательный персонал;
3) производственный персонал;
4) административно-хозяйственный персонал.
Научные работники представляют особую социально-профессиональ­
ную общность. В нее включается целая группа родов занятий, профессий,
специальностей, классифицируемых по предмету исследования, роду дея­
тельности в соответствии с разделением труда в науке. В номенклатуру
должностей этих специалистов входят: главный научный сотрудник, веду­
щий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник,
младший научный сотрудник. Номенклатура специальностей научных ра­
ботников — это принятый в РФ перечень отраслей науки и научных специ­
альностей, применяемый в сфере подготовки и аттестации научных кадров
высшей квалификации — кандидатов и докторов наук [20]. Ныне действую­
щая Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная
приказом Миннауки РФ № 24 от 28 февраля 1995 г., содержит 23 отрасли
науки, а именно: физико-математические, химические, биологические, гео­
лого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, историчес­
кие, экономические, философские, филологические, географические, юри-
275
дические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные,
искусствоведение, архитектура, психологические, военные, социологичес­
кие, политические, культурология. Отрасли науки подразделяются на груп­
пы специальностей (математика, механика, астрономия, физика, машино­
строение и машиноведение и др.), которые в свою очередь включают около
660 научных специальностей. Номенклатура специальностей научных ра­
ботников используется для статистического наблюдения за численностью
аспирантов и докторантов, а также исследователей.
Одной из особенностей науки является ее высокая инерционность, про­
являющаяся в продолжительных периодах формирования научных школ,
исследовательских направлений и коллективов. Для обеспечения передо­
вых позиций в мировой экономике государство должно поддерживать спрос
на научную продукцию независимо от рыночной конъюнктуры.
Особые требования должны предъявляться к руководителям ИП любого
уровня. Это прежде всего высокий профессионализм, организаторские спо­
собности, коммуникабельность, умение создать в коллективе нормальный
психологический климат, направить усилия всех его членов на решение
поставленных задач. Современный руководитель обязан уметь планировать
и контролировать деятельность подчиненных, оперативно принимать и реа-
лизовывать управленческие решения. В квалификационную характеристи­
ку каждого руководителя и специалиста входят три составляющие: долж­
ностные обязанности с перечислением функций работника; требования к
специальным и правовым знаниям, которые работник использует при вы­
полнении должностных функций; квалификационные требования, опреде­
ляющие уровень (сложность), профиль специальной подготовки работника.
При построении организационных структур ИП целесообразно исполь­
зовать укрупненную группировку специалистов: исследователи, конструк­
торы, технологи и рабочие опытного производства. Дадим краткую характе­
ристику каждой из этих категорий.
Исследователи — «работники, профессионально занимающиеся НИР и
непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, про­
цессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятель­
ности. Исследователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию
включается также административно-управленческий персонал, осущест­
вляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (ру­
ководители научных организаций и подразделений, выполняющих НИР).
Техники участвуют в НИР, выполняя технические функции, как правило,
под руководством исследователей (эксплуатацию и обслуживание науч­
ных приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники,
подготовку материалов, чертежей, проведение экспериментов, опытов и ана­
лизов и т. п.). В основном техники имеют среднее специальное (профессио­
нальное) образование и (или) необходимый профессиональный опыт и зна­
ния» [20].
Конструктор осуществляет разработку конструкторской документации
на основании результатов прикладных исследований или самостоятельного
276
поиска конструктивных решении изделии, средств эксперимента, техноло­
гического оборудования, инструмента и оснастки. Конечные продукты дея­
тельности конструктора — комплект чертежной документации в соответст­
вии с требованиями Единой системы конструкторской документации
(ЕСКД), результаты испытаний опытных образцов, опытных партий и уста­
новочных серий, техническое задание на технологическую подготовку для
последовательного освоения их производства.
Технолог осуществляет разработку технологических процессов в соответ­
ствии с результатами конструирования и исследований в области получе­
ния новых изделий и материалов для условий конкретного производства.
Конечные продукты деятельности технолога — комплекты технологичес­
кой документации в соответствии с Единой системы технологической
документации (ЕСТД), проекты организации производства и задания на
приобретение или проектирование технологического оборудования, оснаст­
ки и инструмента.
К производственному персоналу относятся рабочие, которые участвуют
в технологических процессах по изготовлению материальных ценностей или
в работах по оказанию производственных услуг (ремонт, техническое обслу­
живание, перемещение грузов, обеспечение сохранности материалов и ком­
плектующих изделий, участие в проведении экспериментов), а также лабо­
ранты всех профессий. Рабочие опытного производства участвуют в произ­
водственном процессе и выполняют все виды работ по изготовлению и ис­
пытанию элементов макетов, опытных образцов и опытных партий изделий,
материалов, средств эксперимента, технологического оборудования, оснаст­
ки и инструмента. В то же время не все лаборанты в ИП относятся к рабочим.

<< Пред. стр.

стр. 32
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>