<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ные вариант
ления вание
первоначальных
По глубине
По направ­ способов
По значи­ По отрас­ изменения
ленности 2
мости 1 левой 4
структуре
жизнен­
ного цикла
3




По времени Инновации-
Инновации, По отношению
выхода на лидеры
разработанные к разработке
рынок 10
силами данного 5
предприятия Инновации-
последователи
Внешними По причинам
Стратегические
силами возникно­
ИННОВАЦИИ
вения 11
Реактивные
Для создания 1
новой отрасли Г Научно-
технические
По предмету
По масштабам
Применение во 1 и сфере
распростра­ Социально-
всех отраслях Г приложения
6
нения культурные
12



По характеру Про­ Про­
По роли в По степени Рынки
дукты цессы
процессе удовлетворя­ новизны 9
производства емых потреб­
7 ностей 8 Про­
На основе
Новые Новые
нового извод­
про­ сферы
научного ства
Основные
дукты приме­
открытия
(продуктовые
нения
Новые
и технологи­
потребности
ческие) Новые
На основе Управ­
Новые
нового матери­ ление
рынки и адми
алы
способа
Дополняющие Существу­ нистри-1
применения
(продуктовые ющие рованиё
к давно
и технологи­ потребности открытым
ческие) явлениям


Рис. 1.1. Система инноваций и ее классификация


28
Эффективность
Обновленный
процесс
Новый




Дополнительные
затраты
для выживания


К Н Затраты

Рис. 1.2. Реактивная (адаптивная) инновация

Эффективность


Новый
с ^^ процесс
Ч/ _; P^PSQ®'STiJEiy *
^
(благоприятный)
стандарт




Н К Затраты

Рис. 1.3. Стратегическая инновация


новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовать
продукт на новых рынках), инновации-процессы (технологии, организация
процесса производства и управленческие процессы) [25].
По степени новизны [9] инновации могут быть основаны на новых откры­
тиях или быть созданными на основе нового способа, примененного к откры-

29
тым явлениям [12, с. 15]. Техническое обновлерше 80-х годов в области
электроники коренным образом отличается от всех предыдущих тем, что оно
зарождалось не в русле последовательного освоения новых изобретений, а в
повышении эксплуатационных характеристик изобретенного ранее [7].
По характеру удовлетворяемых потребностей [8] инновации могут быть
ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.
По месту и роли в процессе производства [7] можно выделить основные и
дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые
рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — рас­
ширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические —
составляют базис крупных технологических систем, дополняющие техноло­
гические — развивают имеющиеся базиснйе технологии. Данная классифи­
кация предложена Ван Дейном [7, с. 60], Нетрудно видеть, что классифика­
ция по данному признаку перекликается с классификацией по рыночному
признаку.
По масштабам распространения [6] могут быть выделены инновации,
ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и
инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народ­
ного хозяйства [12, с. 15]. Часто эти два типа инноваций во времени следуют
друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать
примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промыш­
ленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и
автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация [12, с. 16].
Классификация инноваций по значимости [1] предполагает выделение
базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли, основ­
ных) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базис­
ных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения ба­
зисных [12, с. 16].
По направленности воздействия на процесс производства [2] инновации
подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие
[7, с. 61]. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникно­
вение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (на­
пример, компьютеризация — от ограниченного использования больших
ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализи­
рующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназна­
чены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новы­
ми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газо­
вых светильников на электрические.
Классификация инноваций по глубине вносимых изменений [4] затрагива­
ет многие из рассмотренных признаков, но тем не менее ее наличие позволя­
ет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уров­
ня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классифи­
кацию по другим признакам [5, с. 32-34].
Приводимая ниже классификация предложена чехословацким эконо­
мистом Ф. Валентой [5]:
30
инновации нулевого порядка — регенерирование первоначальных
свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
инновации первого порядка — изменение количественных свойств сис­
темы;
инновации второго порядка — перегруппировка составных частей систе­
мы с целью улучшения ее функционирования;
инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов произ­
водственной системы с целью приспособления друг к другу;
инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качествен­
ное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; перво­
начальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучше­
ние их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более
мощным двигателем);
инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или боль­
шинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется
(например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);
инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение пер­
воначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения
функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого
станка);
инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функци­
ональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный
принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классическо­
го воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит: осу­
ществлять «привязку» к типу инноваций тот или иной тип стратегии
(иными словами, тип инновационной стратегии любого уровня зависит от
преобладающего типа инноваций); конструировать экономические механиз­
мы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций
(организационно-экономический механизм является подсистемой иннова­
ционной стратегии); определить положение, формы реализации и продви­
жения на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов
инноваций.
В экономической литературе широко исследованы понятия технического
уровня производства (различные подходы рассмотрены в [15]). В меньшей
степени это коснулось научно-технического уровня и практически не рас­
смотрен вопрос о показателях инновационного уровня (или уровня иннова­
ционного развития). Понятие инновационного развития отличается от тех­
нического развития и даже научно-технического тем, что содержит элемент
динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы развиваться
на собственной основе в будущем. Соответственно этому различаются и
показатели, измеряющие инновационное, научно-техническое и техничес­
кое развитие (см. рис. 1.4),
Главное различие заключается в том, что в состав показателей инноваци­
онного уровня включаются элементы, которые дают возможность определить:
31
Состояние научных Возможности
Состояние
исследований, обновления
производственного
уровень разработок продукции и
аппарата и уровень W W
W
продукции в по сравнению с производственного
^
мировым уровнем аппарата в
текущий момент
перспективе
времени


т т т
Научно-технический
Технический Инновационный
W W
W
уровень уровень уровень
W



Р\АС, 1.4. Взаимосвязь технического, научно-технического
и инновационного уровней


• перспективную потребность предприятия в научно-технических разра­
ботках;
• структуру затрат на перспективную ориентацию НИОКР;
• инновационную структуру трудового потенциала, показывающую кад­
ровые возможности инновационного развития собственными силами;
• соответствие инновационных возможностей и потребностей предприятия;
• перспективы предприятия в ускорении научно-технического развития,
перспективные возможности упрочения его положения на рынке.
Таким образом, важными этапами анализа инноваций являются их клас­
сификация по ряду основополагающих признаков и определение показате­
лей инновационного уровня.

1.2.2. Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники

Взаимосвязь и развитие инноваций, науки и техники вытекает из рас­
смотрения ПСНТ (см, 1.1.2). Инновационный процесс включает стадии:
наука — техника — производство — потребление. Начало инновационного
процесса обычно связывают с проведением научных исследований фунда­
ментального и поискового характера, т. е. чисто теоретической ориентации.
Иначе говоря, исследуются как раз те явления природы, о которых знания
на текущий момент либо минимальные, либо вообще отсутствуют. Резуль­
татом подобных исследований может служить и служит открытие частных
и всеобщих законов или закономерностей природы, а также открытие (в
результате теоретических расчетов) новых материальных объектов или ве­
ществ в природе и т. п.
На основе предыдущих результатов проводятся работы или исследова­
ния прикладного характера, которые традиционно принято называть в сово­
купности разработками. Сюда входят специальные исследования прикладного
назначения, результатом которых наряду с открытием узких (локальных) за­
кономерностей чаще всего выступает то или иное техническое решение буду-
32
щего искусственно воспроизводимого материального объекта, получающего
свое выражение, как правило, в форме изобретения. В дальнейшем на основе
изобретения осуществляются работы проектно-конструкторского характера
(проектно-технологические и ОКР). Результатом этих видов работ может
быть либо опытный (головной) образец нового технического объекта (ма­
шины, прибора, аппарата или другого оборудования), либо новый (прогрес­
сивный) технологический процесс. Далее в число разработок прикладного
характера включаются работы по освоению новой техники в тиражирован­
ном масштабе, сюда можно отнести и работы, обычно именуемые подготов­
кой производства продукции серийного и массового характера потребления.
Они могут осуществляться в виде как внезаводской подготовки производст­
ва, так и внутризаводской подготовки производства новой продукции.
Во многих сферах промышленное производство не ограничивается толь­
ко созданием единичных образцов той или иной потребительной стоимости,
его продолжает освоение промышленных партий новой продукции. В пос­
леднем случае инновационный процесс вторгается в область серийного и
массового производства новой продукции через сферу деятельности, име­
нуемую непосредственной подготовкой производства этой продукции.
Развитые страны в последние годы все большее внимание уделяют пос­
ледней, четвертой стадии инновационного процесса, правомерно считая, что
одних усилий по наращиванию НИР недостаточно для успешной производ­
ственной деятельности. Необходимо комплексное развитие всех подразде­
лений, обеспечивающих коммерциализацию результатов НИР. В этом особо
важную роль играют организационные и управленческие аспекты корпора­
тивной стратегии. Коммерциализация инноваций -- одно из слабых мест
компаний Великобритании и других стран ЕС. Компании США и Японии
добились в последнее время в этой сфере максимальных успехов.
С инновационным процессом тесно сопряжены такие понятия, как «ин­
новационный потенциал» и «инновационная политика».
Готовность и способность того или иного ИП (организации) осуществить
впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение характеризуют его ин­
новационный потенциал. Инновационный потенциал (государства, отрасли,
предприятия) — совокупность различных видов ресурсов, включая матери­
ально-производственные, финансовые, интеллектуальные, научно-техни­
ческие и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной
деятельности (см. 3.1.1). Это определение аналогично определению потен­
циала, данному в [ И ] . Инновационный потенциал в любом государстве
относят к категории национального достояния. В ведущих западных странах
существует законодательство, охраняющее его. В России переход на рыноч­
ные отношения отмечен только снятием ограничений с закрытых техноло­
гий и переводом их в категорию двойного применения.
Инновационная политика — часть социально-экономической политики,
определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее
реализации органами государственной власти Российской Федерации (по­
дробнее см. 3.2). Инновационная политика государства должна складывать-
33
ся из поиска оптимальных путей развития общества; выявления перспектив­
ных отраслей и производств, их финансовой поддержки; экономического
регулирования инновационных процессов; организационного, правового и
иного обеспечения скорейшего внедрения в сферу производства и услуг
достижений науки и техники. Таким образом, инновационная политика —
это комплекс организационных мероприятий, направленных на создание
благоприятных условий возникновения и последующего функционирова­
ния инновационной инфраструктуры. Можно сформулировать основные
направления государственной инновационной политики, а именно:
• поддержка ФИ, направленных на получение результатов, революцио­
низирующих науку и технику;
• финансирование поисковых НИОКР для создания новых техники и
технологий с опережающими техническими решениями для последующей
передачи результатов в сферу материального производства;
• создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей эко­
номическую заинтересованность производителей в осуществлении инноваций,
т.е. в освоении новых техники и технологий, и на этой основе радикального
изменения технического уровня производителя и экономики в целом.
Инновационная политика в России является мощным рычагом, с помо­
щью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее струк­
турную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособ­
ной продукцией [И].
Задачей научно-технической политики России является создание устой­
чивого и саморазвивающегося механизма, обеспечивающего развитие и эф­
фективность научной деятельности, рассматриваемой как производство ин­
теллектуальной продукции и ее использование в сфере материального произ­
водства и экономики в целом. Соответственно управление НТП должно обес­
печить достижение этой цели. Ранее отмечалось, что проблемы формирования
инновационной политики имеют такой важный аспект, как определение стра­
тегии. Он заключается в том, что формирование инновационной политики
должно происходить с учетом не только существующих условий и собственных
интересов, но и интересов развития ИП на достаточно большой период време­
ни. Важность этого аспекта объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, сформулированные сегодня цели и приоритеты, в том числе
и перспективные, отражают лишь наше осознание действительности на дан­
ный момент времени. По мере развития ИП (отрасли, народного хозяйства
в целом) его цели могут существенно изменяться, точнее, возможности их
реализации могут существенно трансформироваться, хотя бы по мере осо­
знания новых фактов и условий функционирования.
Во-вторых, инновации не являются разовыми мероприятиями, воспроиз­
водственные процессы в общественном производстве должны носить посто­
янный характер. Поэтому все мероприятия по внедрению научно-техничес­
ких достижений необходимо взаимоувязывать не только технологически, но
и во времени. В противном случае модернизация производственной базы
может завести в своеобразный технический тупик. Поясним это на примере.
34
Пусть имеются два варианта внедрения новой технологии: первый вариант
на данный момент времени дает больше прибыли; второй вариант подразу­
мевает дальнейшую возможность модернизации в достаточно широкой об­
ласти, первый же существенно сужает эту область. Естественно, что изме­
няющаяся ситуация, например на рынке, через некоторое время приведет к
необходимости нового цикла модернизации. В этом случае может сложиться
положение, когда реализация первого варианта не позволит ИП «подстро­
иться» под новые условия, тогда как второй вариант это позволил бы. Ре­
зультат выбора первого варианта — существенное снижение эффективности
ИП и необходимость весомых дополнительных инвестиций, сумма которых
может во многом превысить полученный эффект. Таким образом, необходи­
мо исследовать не только возможности получения прибыли в настоящее
время, но и возможность ее получения в перспективе, для чего требуется
прогнозирование наиболее целесообразных траекторий развития производ­
ственной базы ИП на достаточно длительный срок.
В современных условиях в России центральную роль в создании новой
инновационной политики должно сыграть федеральное правительство. При
этом государству следует реализовывать свою политику одновременно по
трем направлениям:
•. обеспечение инноваторов финансовыми ресурсами;
• создание обеспечивающих продвижение инновации систем маркетин­
говых, консалтинговых, инжиниринговых фирм, инвестиционных «риско­
вых» компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благо­
приятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные
и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), техно­
парков, свободных экономических зон и т. д.;
• выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации
деятельностр! всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе
кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических цик­
лов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и распро­
странение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности
(социальные инновации).


1.2.3. Стимулирование применения инноваций в производстве

Стимулирование применения инноваций в производстве связано с про­
блемой их правильного выбора. Сложность отбора для внедрения в произ­
водство того или иного предлагаемого наукой и техникой решения заключа­
ется прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих
решений на производство. Разнообразие определяется тем, что различные
внедряемые в производство технические или технологические нововведе­

<< Пред. стр.

стр. 4
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>