<< Пред. стр.

стр. 40
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Систему организации контроля затрат каждое ИП создает с учетом своих
особенностей и возможностей. Соответствующую службу (в западных сис­
темах управления — службу контроллинга) обычно возглавляет заместитель
338
директора (главный контроллер). Ему подчинены бухгалтерия, отдел ста­
тистики, плановый отдел и специальные группы контроля. Группа контроля
действует и несет ответственность за ведение контроля на протяжении всего
периода работы над проектом [17]. Она взаимодействует с менеджером про­
екта, который отвечает за правильность решений. Корректировка затрат на
основе контроля возможна на каждой стадии, но ее результативность выше
на ранних стадиях.
Насчитывается восемь организационных форм управления инновацион­
ными проектами [10]. В одних случаях менеджер проекта, выступаюпдий в
качестве представителя заказчика, не несет финансовой ответственности за
принимаемые решения, которая полностью ложится на заказчика. В боль­
шинстве других схем управления предусмотрена финансовая ответствен­
ность руководителя проекта за выполнение работ при соблюдении предель­
ной фиксированной цены. В таких случаях руководитель проекта несет
финансовую ответственность как по работам, выполняемым в рамках собст­
венного ИП, так и силами контрагентов. Последним передается ответствен­
ность за выданные им части работ.
Группа, работающая над проектом, является центром прибыли и ответ­
ственности. Данные, получаемые менеджерами, контролерами по соответст­
вующим центрам ответственности, служат базой для принятия оперативных
и перспективных решений. Контроль выражается в сопоставлении, т. е. на­
хождении относительного уровня затрат (отношение величины затрат под­
разделения к плану или к аналогичной величине конкурентов с учетом
объемов работ и качества). Это отношение может быть выражено числом
(< 1, равным 1 или > 1) и характеризует относительный уровень издержек
ИП на выполнение тех или иных функций, операций, решение задач. В итоге
сопоставляются уровни затрат подразделений на выполнение функций и
принимаются решения в области управления затратами, например такими:
обеспечить подразделение новыми или улучшенными ресурсами; передать
выполнение определенных функций другим подразделениям или ИП; пере­
смотреть специализацию подразделения и т. д.
Для удобства управления затратами на ИП важно разделить их так, чтобы
связать с субъектами управления, ответственными именно за эти затраты в
данном месте. С этой целью используется следующая группировка затрат.
1. Затраты, непосредственно связанные с носителями (продуктами) и
местами (подразделениями) расходов. Их величина прямо зависит от объе­
ма деятельности. Это — прямые производственные затраты центра прибыли,
относимые непосредственно на носители затрат.
2. Затраты, связанные с носителями и местами их возникновения. Их
величина не имеет прямой связи с объемом деятельности. Это — организа­
ционные затраты первой группы, относимые на соответствующие центры
прибыли.
3. Затраты, не связанные с носителями, с объемом деятельности, но свя­
занные только с местами возникновения расходов. Это — косвенные органи­
зационные затраты второй группы, относимые на места возникновения за-
339
трат или общий центр затрат только в виде суммы. Затраты, относимые на
себестоимость конкретных продуктов, проектов, формируются сначала как
затраты подразделений.
Переменные затраты планируются и учитываются, как правило, в цент­
рах прибыли и центрах результатов, а постоянные — в центрах затрат и
частично в центрах результатов, т. е. в обслуживающих подразделениях,
оказывающих часть услуг по внутренним ценам. Затраты обслуживающего
подразделения могут относиться к постоянным (накладным, косвенным)
расходам целиком или частично. В последнем случае остальные затраты
относятся на постоянные носители затрат, с которыми они непосредственно
связаны, а обслуживающее подразделение превращается из центра затрат в
центр прибыли, получающий небольшой доход.
В качестве расчетной базы для распределения постоянных затрат между
носителями или центрами затрат принимаются удобно планируемые и учи­
тываемые величины: человеко-часы или машино-часы затрачиваемого вре­
мени, занимаемая площадь, расход энергии, сумма прямых расходов и др.
При управлении затратами важно иметь в виду, что на величину плано­
вых и фактических затрат, на их регулирование влияет система учета [5].
Нормативные акты о бухгалтерском учете, регламентируя эту систему,
предоставляют ИП право во многих случаях самому выбирать тот или иной
вариант учета. В частности, ИП вправе самостоятельно принять решения по
следующим вопросам:
1) амортизация основных средств: каким образом производить амортиза­
ционные отчисления — по единым нормам, по методу ускоренной амортиза­
ции, с дополнительным списанием (малые ИП) или без него, с применением
повышающих коэффициентов или без них;
2) амортизация нематериальных активов: какие объекты этих активов
подлежат амортизации, а какие нет; сроки полезного использования объек­
тов;
3) разделение средств труда на основные средства и малоценные предме­
ты ˜ определить предел стоимости средства труда, выше которого объект
считается основным средством, а ниже — малоценным предметом;
4) расходы будущих периодов — установить период, в течение которого
эти затраты должны быть списаны на себестоимость продукции или иначе;
5) резервы предстоящих расходов и платежей — решать, создавать или не
создавать резервы (на оплату отпусков работникам, ежегодного вознаграж­
дения за выслугу лет, на ремонт основных средств и др.);
6) группировка и списание затрат на производство — выбрать способ
группировки и списания затрат, калькулирования себестоимости;
7) оценка приобретаемых товаров — по какой стоимости учитывать това­
ры, приобретаемые для продажи: покупной или продажной;
8) оценка материальных запасов, расходуемых на производство продук­
ции, — выбрать способ списания: по средней себестоимости запаса, себесто­
имости первых по времени закупок (способ ФИФО), последних по времени
340
закупок (способ ЛИФО), по средней себестоимости единицы закупаемых
материалов.
ИП может принять самостоятельно решения также по другим направле­
ниям учета (реализация, прибыль, займы, фонды, резервы). Решения ИП в
области организации учета образуют его учетную политику, которая должна
отражать особенности, цели и возможности ИП, помогать экономии и раци­
ональному использованию ресурсов [2, 10, 15, 20].
Суммарные и удельные затраты ИП на достижение требуемых результа­
тов могут быть снижены путем проведения организационно-технических
мероприятий: механизации и автоматизации производства и труда, сбере­
жения более дефицитных ресурсов, интенсификации и совершенствования
технологических процессов, увеличения степени полезного использования
оборудования, информационных и других ресурсов и т. п.


9.3. Ценообразование
9.3.1. Принципы ценообразования
на инновационную продукцию

Цена является центральным, узловым звеном рыночной экономики.
Через цены на товары строятся почти все основные экономические отноше­
ния в процессах производства, обмена, распределения [21]. Поэтому ценооб­
разование испытывает на себе влияние множества экономических и неэко­
номических факторов. Порядок ценообразования на продукцию и услуги
инновационной сферы регулируется Гражданским кодексом РФ [5, ст. 424,
485-491, 709-714, 738, 763-769, 772-778].
ИП, как и любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную
политику в области ценообразования [24], которой будет следовать, учи­
тывая по возможности все значимые факторы ценообразования. К ним
относятся:
1) тип рынка сбыта продукции (чистая конкуренция, монополистическая
конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В ин­
новационной сфере действуют закономерности, более свойственные рынкам
олигополии или чистой монополии, когда продавец может существенно вли­
ять на цены [19];
2) стратегическое направление фирмы. Если это выживаемость ИП, то
действует принцип снижения цены на продукцию; если максимизация теку­
щей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие наибольшую массу
прибыли; если достижение лидерства за счет качества продукции, то повы­
шенные цены, возмещающие повышенные затраты;
3) соотношение уровней предложения и спроса на производимую ИП
продукцию. Чем выше спрос, тем большую цену продавец (ИП) может за­
просить. Но тогда вырастет и предложение, так как аналогичную продукцию
будут предлагать рынку и другие ИП, привлеченные высокой ценой. Если
со временем растущее предложение окажется выше спроса, то продавцам
341
придется снизить цены. Оптимальное значение цены соответствует равно­
весию спроса и предложения (точке пересечения линий спроса и предложе­
ния на рис. 9.5);
4) уровень доходов покупателей инновационной продукции. Улучшение
финансового состояния потребителей повышает спрос, и линия спроса сдви­
гается вправо, а ухудшение снижает его, и линия спроса перемещается влево
(см. рис. 9.5);

Цена

-.5::'*ос
" • ^ ^ - - . ^




""^--.^
""-^-^^^
""^->,^ ^""""-^


Количество товара



PiAc. 9.5, Сдвиги линий спроса вправо вверх (означают повышение цены)
и влево вниз (означают понижение цены)


5) изменения цен на дополнительные товары, необходимые для исполь­
зования данной продукции (например, повышение цен на энергоносители
для эксплуатации энергоемкого оборудования приведет к снижению спроса
на него, и линия спроса сместится влево);
6) уровень издержек на производство и реализацию продукции (произ­
водитель предлагает цену, возмещающую его издержки и дающую желаемую
прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по своему составу
затраты, но в целом по ИП необходимо, чтобы ценами покрывались все
затраты на производство;
7) уровень планируемой рентабельности, обусловленный величиной на­
мечаемой прибыли. Учитываются предстоящие расходы из прибыли: выпла­
та налогов, относимых на результаты финансовой деятельности ИП, ˜ на­
лога на имущество и др.; выплата налогов из прибыли, остающейся в распо­
ряжении ИП; погашение ранее взятых кредитов; выплата дивидендов по
акциям ИП — платежи собственникам; отчисления в резервный фонд; взно­
сы на благотворительные цели; расходы на материальное стимулирование
работников и некоторые другие;
8) государственные регуляторы — устанавливаемые или регулируемые
государством цены и тарифы на отдельные виды ресурсов и услуг, налоги и
342
ставки налогообложения, таможенные правила и пошлины, ставки Цент­
рального банка и коммерческих банков по ссудам, курсы валют и др.;
9) правовые условия договора купли-продажи инновационного продукта
(чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование или
распространение объекта продажи, тем выше цена [4]);
10) величина риска продавца и покупателя (если покупатель берет на
себя значительные риски, то обоснованно требует снижения цены);
11) конкретные условия сделки: срочность работ, технические аспекты;
возможности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др.
[16].
Для оплаты заказчиками и потребителями инновационной научно-тех­
нической продукции применяются договорные цены, условия определения и
размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, со­
глашениях или государственных, муниципальных заказах. Плановая дого­
ворная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одно­
временно с техническим заданием до начала выполнения работ.
При установлении договорных цен производитель продукции ИП и по­
купатель руководствуются принципом экономической выгодности цены как
для разработчика, так и для заказчика. Этот принцип можно выразить сле­
дующими основными формулами:

Р = С + DN (9.6)
или Р = С + D N + De (9.7)
при Р < КЕт (9.8)
и K=l-Di, (9.9)

где Р — расчетная цена инновационной продукции; С — себестоимость
(сметные издержки) производства соответствующей научно-технической
продукции; DN — прибыль, устанавливаемая в процентах к себестоимости
научно-технической продукции; De — прибыль, рассчитываемая в процен­
тах от суммы экономического эффекта (положительного сальдо денежных
потоков) заказчика (потребителя), получаемого от реализации данной науч­
но-технической продукции за период, согласованный сторонами; К • наи­

большая допустимая доля цены научно-технической продукции в
сумме экономического эффекта от ее применения у заказчиков, потребите­
лей; Ет — экономический эффект от производства и применения данной
научно-технической продукции за расчетный период; Di — доля экономи­
ческого эффекта, реализуемого у заказчиков, которая обеспечивает сохране­
ние у них прежнего уровня рентабельности производства.
Приведем пример расчета цены разработки. Если, например, затраты
разработчика на проект (С) составляют 30 000 руб. (прибыль D^ не плани­
руется), то для разработчика приемлема любая цена, превышающая эту
сумму. Ожидаемый экономический эффект (прибыль) заказчика (Ej) по
проекту определен в размере 150 000 руб. Расчетный период принят в
1 год. Расчетная рентабельность производства у заказчика составляет в
данное время 0,20 (прибыль 1 000 000 руб.). Вследствие реализации про-

343
екта и изменения прибыли и капитала у заказчика ожидается рентабель­
ность 0,209 (прибыль 1100 000 руб.). Это означает, что минимальная при­
емлемая сумма эффекта, удовлетворяющая заказчика, по проекту равна
100 000 руб. (1 100 000 - 1 000 000). Соответственно его доля D^ = 0,67
от Ej (^ =0,67). Максимально допустимая доля цены Р в эффекте Ej
составит 0,33 (К= 1 — 0,67). Сама цена Р не должна превышать 50 000 руб.
(150 000 X 0,33). Обоснованная цена, устраивающая разработчика и заказчика,
находится в средней части интервала от 30 000 до 50 000 руб. и устанавливается
в контракте разработчика с заказчиком с учетом указанных выше факторов.


9.3.2. Контрактные (договорные) цены

Цена инновационного продукта (научно-технической продукции) опре­
деляется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило,
свободной (по классификации цен — государственные, регулируемые, сво­
бодные). Общие правила о договорах подряда, договорах на выполнение
НИОКР и технологических работ установлены законом [4, гл. 37, 38]. Ими
руководствуются при заключении и реализации договоров в инновационной
сфере, учитывая особенности конкретных ситуаций, которые при необходи­
мости отражаются в тексте договора. Для каждого инновационного решения
цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта)
между продавцом и покупателем [5, ст. 424,485-491,709-714,738,763-769,
772-778; 6, И ] .
Договор подряда (контракт) — правовой документ, в котором зафиксиро­
ваны предмет, содержание, условия и важнейшие процедуры взаимоотноше­
ний между сторонами, одна из которых является заказчиком (плательщи­
ком, покупателем, получателем), а другая — исполнителем (подрядчиком,
продавцом, поставщиком). Контракт (в отличие от единовременного акта
купли-продажи) заключается для юридического закрепления длительно
действующих соглашений и обязательств сторон [15]. По способу уста­
новления цены контрактов бывают: 1) с твердой (паушальной) ценой; 2) с воз­
мещением затрат; 3) с гарантированными максимальными выплатами; 4) с
фиксированной ценой единицы продукции; 5) с периодическими платежами
(роялти); 6) со сложной ценой.
Договор с твердой (паушальной) ценой означает денежный расчет покупа­
теля с продавцом по заранее определенной цене (в том числе по цене, рас­
считываемой в процентах от ожидаемого объема реализации или от прибы­
ли) независимо от фактических затрат на выполнение договора. Это возмож­
но при достаточно тщательной проработанности плана работ, нормировании
затрат и наличии у исполнителя ресурсов для компенсации рисков, а у
заказчика — средств на единовременную оплату. Иногда оплата предусмат­
ривается в 2-3 этапа. Твердая контрактная цена может быть изменена согла­
шением сторон в случае изменения задания заказчиком, нарушения условий
344
исполнителем (спорные вопросы решаются в судебном порядке). Твердые
цены на инновационные проекты используются на практике наиболее ши­
роко, в частности устанавливаются в результате торгов. Они создают для
исполнителя большую определенность, самостоятельность, возможность
получения большей прибыли. Однако требуют значительной работы над
заданием и несут с собой риск убытков для обеих сторон.
Договор с возмещением затрат означает возмещение исполнителю затрат
по выполнению данного контракта. Для этого в контракте четко определя­
ются: виды прямых издержек по проекту, подлежащие оплате; процент кос­
венных затрат (от возмещаемой заработной платы) и дополнительных вы­
плат (от прибыли); виды, условия и размеры надбавок и наценок. Цены
(контракты) с возмещением затрат применяются для проектов и их стадий
с недостаточно проработанной плановой структурой; с параллельным про­
ведением работ; при невозможности большого риска для заказчика в случаях
его жесткого контроля за ходом работ, за выбором поставщиков и субпод­
рядчиков. Для исполнителя цена контракта с возмещением затрат уменьша­
ет риск убытков, но ограничивает уровень прибыльности и предусматривает
оперативный контроль со стороны заказчика.
Договор с гарантированными максимальными выплатами предполагает
возмещение исполнителю всех или почти всех затрат в размерах, не превы­
шающих установленный предел. Уровень затрат по видам контролируется
исполнителем и заказчиком. Такие цены применяются при значительной
неопределенности предстоящих затрат и при согласии заказчика на высо­
кую цену при условии контроля с его стороны за расходами. Гарантирован­
ные максимальные цены наряду с затратами включают гарантированную
прибыль.
Договор с фиксированной ценой единицы продукции предусматривает ис­
пользование цены за определенную в контракте единицу продукции, вы­
ражающей проектный результат (обычно при строительстве объекта —
погонные метры длины трубопровода, кубические метры строительного
объема зданий и др.). Фиксированные цены единицы продукции применя­
ются в контрактах, завершающихся созданием реальных материальных объ­
ектов.
Договор с периодическими платежами (роялти) — форма оплаты в рас­
срочку в течение срока действия соглашения (обычно лицензионного). По­
купатель уплачивает продавцу инновационного решения несколько раз
сумму в твердом проценте от одной из следующих величин, достигаемых
потребителем инновационной продукции:
1) от суммы реализации продукции, при производстве которой исполь­
зуется решение;
2) от себестоимости изготовления этой продукции;
3) от прибыли, полученной от реализации указанной продукции;
4) от себестоимости сырья, использованного в процессах с применением
инновационного решения;
345
5) в твердой сумме (ставке) от продажи единицы продукции (по­
штучно).
Возможны и другие приемы, условия и показатели отчислений (напри­
мер, расчеты не только деньгами, но и ценными бумагами), изменение их
размеров в зависимости от срока, этапа и масштабов применения новшества.
В принципе это отчисления от фактического экономического эффекта, по­
лучаемого в результате применения инновационного решения в сфере про­
изводства. Более других этому принципу соответствуют платежи в процен­
тах от прибыли. Их величина в странах Запада составляет обычно 25-35%
суммы прибыли, но может быть и меньше [9].
Договор со сложной ценой предусматривает совмещение методов едино­
временной оплаты и роялти. Первый платеж производится в размере заранее
оговоренной сторонами суммы, возмещающей продавцу затраты по данной
разработке (прямые или все) без добавления прибыли. Далее действует
система периодических платежей роялти, сумма которых за установленный
период вместе с первоначальной составит полную цену инновационного
продукта.
Выбор модели цены инновационного решения обусловлен, как отмеча­
лось выше, правовыми условиями купли-продажи [8 и др.]. Продавец ноу-
хау при передаче технической документации передает все, что у него имеется
по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена.
Продавец лицензии обеспечивает себе охрану решения, передаваемого на
основе лицензионного соглашения. Здесь предпочтительнее платежи роял­
ти или смешанная система со сложной ценой.
Способами установления более обоснованных цен на крупные инноваци­
онные проекты являются торги и конкурсы. Торги — форма размещения
заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для
рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов
[И, 17, 20]. Предполагается, что на торги выставляются инновационные
проекты (варианты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один
или несколько покупателей (чаще один). Каждый участник торга (продавец,
покупатель) преследует цели, о которых говорилось выше.
Конкурс по размещению централизованных инвестиционных ресурсов —
форма размещения указанных ресурсов и установления цены на проект.
Конкурсы предполагают крупномасштабность проектов, коммерческий ха­
рактер конечной продукции создаваемых объектов, сочетание централизо­
ванных источников финансирования с заемными и собственными средства­
ми подрядчика и других инвесторов; возможность участия подрядчика в
собственности на создаваемый объект. Цены таких инновационных проек­
тов являются наиболее сложными по составу, процедуре, условиям форми­
рования и последствиям применения. Проведение таких конкурсов регла­
ментируется и проводится государством.




346
Контрольные вопросы

1. Каковы главные целевые установки управления затратами ИП и как они связа­
ны со стратегическими целями ИП?
2. Назовите основные факторы, влияющие на структуру и величину инновацион­
ных затрат. Каковы закономерности этих влияний?
3. На какие группы делятся затраты и подразделения ИП в системах управления
затратами?
4. В чем заключаются задачи и содержание предпланового анализа при управлении
затратами ИП?
5. В чем состоит сущность каждого из методов планирования затрат ИП?
6. В чем заключается и как может быть организован контроль затрат ИП?
7. В чем состоят особенности управления прямыми и косвенными затратами ИП?
8. Какими правами в области учета затрат наделены ИП?
9. Каким образом каждый из факторов ценообразования на инновационную про­
дукцию влияет на величину конкретной цены?
10. Каковы виды цен на инновационную продукцию и особенности формирования
каждой из них?


Литература

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А.Бог-
дановская, Г.Г.Виноградов, О.Ф.Мигун и др. / Под общ. ред. В.И.Стражева. 2-е изд.,
стереотип. Минск: Высш. шк., 1996.
2. Бакаев А. С, ШнейдманЛ. 3. Учетная политика предприятия. 2-е изд., перераб.
М.: Бухг. учет, 1995.
3. Бланк И.А. Управление прибылью. Киев: Ника — центр, 1998.
4. Власова М. А. Лицензионные контракты и определение стоимости лицензий
при патентной форме охраны изобретений. М.: ПЦ «Ориентир», 1992.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. I и П. М.: Изд. группа
ИНФРА-НОРМА, 1996.
6. Земское С. А. Практика применения функционально-стоимостного анализа.
М.: Финансы и статистика, 1987.

<< Пред. стр.

стр. 40
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>