<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

7. Интеллектуальная собственность: Сб. нормативных документов. Ч. 1, 2, 3.
Тверь: Госкомвуз РФ, Тверской университет, 1994.
8. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина,
СВ. Данилочкина и др./ Под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: Аудит, ЮНИТИ,1998.
9. Корчагин А. Д., Талянский В. Б. и др. Как защитить интеллектуальную собст­
венность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справоч. пособие /
Под ред. А. Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.
10. Ластовецкий В. Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответ­
ственности. М.: Финансы и статистика, 1988.
И. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: БЕК, 1997.
12. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Пер. с нем. М.: Финансы и
статистика, 1992.

347
13. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г, Инновационное предпринимательство:
Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
14. Николаева СЛ, Принципы формирования и калькулирования себестоимос­
ти. М.: Аналитика-Пресс, 1997.
15. Николаева С. А. Учетная политика предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995.
16. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом. Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во
БИНОМ», 1998.
17. Управление проектами / Под ред. В. Д. Шапиро. СПб.: ДваТрИ, 1993.
18. Хан Д. Планирование и контроль: концепции контроллинга. Пер. с нем./ Под
ред. и с предисл. А.А.Турчака, Л.Г.Головича, М.Л.Лукашевича. М.: Финансы и
статистика, 1997.
19. Хершген X. Маркетинг: основы профессионального успеха: Учебник. Пер. с
нем. Сер. «Университетский учебник». М.: ИНФРА-М, 2000.
20. Хорнгрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект.
Пер. с англ./ Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.
21. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. Учебник. 3-е изд. СПб.:
Питер, 1999.
22. ШимД. К., СигелД. Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат. Пер.
с англ. М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1996.
23. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. М.: ИВЦ
«Маркетинг», 1998.
24. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Бизнес-Информ,
1997.
Глава 10

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




10.1. Цели и задачи системы финансирования

10.1.1. Цели системы
Финансы любого хозяйствующего субъекта, в том числе и ИП, охватыва­
ют денежные отношения этого ИП с другими хозяйствующими субъектами
и банками по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ,
поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расче­
тов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами
управления.
В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две
очень важные функции — распределительную и контрольную. Смысл пер­
вой состоит прежде всего в том, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяй­
ственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В ка­
честве субъектов финансирования выступают самостоятельные предпри­
ятия, ИП, интегрированные финансово-промышленные структуры, терри­
ториальные органы управления, наконец, частные лица. Все они в той или
иной мере участвуют в воспроизводственном процессе и формируют конеч­
ный общественный продукт. Распределительный процесс, осуществляемый
с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью и
непосредственно связан с действующим гражданским законодательством,
налоговой системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с дру­
гими нормативными документами, которые утверждаются на федеральном,
территориальном и местном уровнях управления.
Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализиро­
вать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств.
Важно, насколько эффективно они используются конкретным хозяйствую­
щим субъектом. Анализ практики отечественных и зарубежных ИП показы­
вает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ре­
сурсов во многом зависит конечный результат любой хозяйственной дея-
349
тельности, в том числе и эффективность предпринимательства в инноваци­
онной сфере.


10.1.2. Принципы организации финансирования

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться
система финансирования инноваций, являются:
1) четкая целевая ориентация системы — ее увязка с задачей быстрого и
эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
2) логичность, обоснованность и юридическая защищенность использу­
емых приемов и механизмов;
3) множественность источников финансирования;
4) широта и комплексность системы, т. е. охват максимально широкого
круга технических и технологических новинок и направлений их практичес­
кого использования;
5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как
всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично
изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной
эффективности.
Рациональная система финансирования всегда нацелена на повышение
объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финан­
совой отдачи — это тот важнейший обобщающий показатель, на основе
которого оценивается не только действенность проводимой финансовой по­
литики, но и конечные результаты конкретной практической работы.


10.1.3. Основные задачи и содержание
системы финансирования

В разветвленной структуре финансовых взаимосвязей, которые имеют
место в экономике нашей страны, финансы ИП занимают исходное, опреде­
ляющее положение, так как обслуживают основное звено общественного
производства, где, собственно, и создается основная масса материальных и
нематериальных благ (товаров производственно-технического назначения,
предметов потребления, новой научно-технической информации и других
интеллектуальных продуктов). В условиях регулируемых рыночных отно­
шений система финансирования инновационной деятельности имеет свою
специфику и выступает как составной элемент финансовой политики госу­
дарства. Эта система призвана обеспечивать решение следующих важней­
ших задач:
1. Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного
внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного
комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической пере­
стройки.
350
2. Сохранение и развитие стратегического научно-технического потен­
циала в приоритетных направлениях развития.
3. Создание необходимых материальных условий для сохранения кадро­
вого потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
Элементами этой системы, взаимодействующими с ИП и объединения­
ми, выступают:
• совокупность источников поступления денежных средств;
• механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвес­
тиционные проекты и целевые программы;
• механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и
оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.
Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обес­
печивать:
• сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и
реальными возможностями их получения по одному или нескольким воз­
можным каналам;
• своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств
предприятия перед государственным и местным бюджетами;
• рациональность расходования материальных ценностей и денежных
ресурсов ИП;
• решение других задач, вытекающих из практики экономических отно­
шений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.


10.2. Формы финансирования
Система финансирования научно-технического развития представляет
собой весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он
в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрали­
зованных источниках целевого назначения, которые образовывались в
структурах управления по соответствующим жестким нормативам. В 1990-
1991 гг. в нашей стране начались реорганизационные мероприятия, связан­
ные с финансированием НТП. Было отменено регламентированное распре­
деление прибыли по фондам экономического стимулирования, ликвидиро­
вано большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упроще­
на система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно,
что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоящее время в
качестве основных источников средств, используемых для финансирования
инновационной деятельности, выступают:
• бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном
уровнях;
• средства специальных внебюджетных фондов финансирования
НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональ­
ными органами управления;
351
• собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из
прибыли и в составе издержек производства);
• денежные средства различных типов коммерческих финансовых струк­
тур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ,
ФПГ и т.п.);
• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством ин­
вестиционных банков;
• конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;
• иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и ком­
паний;
• средства национальных и зарубежных научных фондов;
• частные накопления физических лиц.
Группировка финансовых ресурсов ИП в зависимости от их вида и источ­
ников формирования представлена на рис. 10.1.

Финансовые ресурсы ИП


образуемые за счет
мобилизуемые поступающие в порядке
собственных и приравненных на финансовом рынке перераспределения
средств


1 Доходы Поступления Продажа соб­ Бюджетные
ственных ак­ ассигнования
ций, облигаций
Прибыль Амортизаци­ и других видов
от реализации i онные отчис­ ценных бумаг
—^
—^ Финансовые ре­
товарной ления 1
сурсы, поступаю­
продукции
щие от концернов,
Кредитные
Выручка от ассоциаций, от­
инвестиции
реализации
Прибыль раслевых и регио­
—^ выбывшего
по выполняе­ нальных структур
имущества
мым научно- Финансовый
исследова­ лизинг
[—? тельским ра­
г-^ Устойчивые Финансовые ре­
ботам и дру­ пассивы 1 сурсы, формируе­
Средства
гие целевые мые на паевых
научных фондов
доходы 1 (долевых) нача­
Целевые
—•
лах
поступления |
Спонсорские
Прибыль
средства
^—• от финансовых Другие виды
—• Дивиденды и про­
операций поступлений |
центы по ценным
бумагам других
Прибыль эмитентов
от строитель­
но-монтаж­
ных работ,
Страховое
— • выполняемых
возмещение
хозяйствен­
по наступившим
ным спосо­
рискам
бом


Другие виды Другие виды
—^1
доходов ресурсов

Рис. 10.1. Группировка финансовых ресурсов ИП

352
Естественно, что порядок финансирования инновационных проектов в
каждом конкретном случае имеет свою специфику и непосредственно связан
с характером внедряемых инноваций.


10.2.1. Бюджетные ассигнования

Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение круп­
номасштабных научно-технических проблем, являются средства государст­
венного бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые ком­
плексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Рос­
сийский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд со­
действия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной
основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаменталь­
ных научных исследований и повышение научной квалификации ученых.
Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов науч­
ных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными
творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных
проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд
является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения
прибыли. Средства фонда формируются в рублях и в иностранной валюте за
счет государственных ассигнований (4-6% сумм, предназначенных в бюдже­
те России на финансирование науки), добровольных взносов предприятий,
учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридичес­
ких и физических лиц), иных источников денежных средств (см.3.2.2).
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-техни­
ческой сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать
созданию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных
инжиниринговых центров и других аналогичных ИП. Средства фонда могут
расходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере
путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким
проектам, которые разрабатываются малыми ИП (см. 13.1.3). Основными
источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ас­
сигнования, добровольные взносы организаций и граждан, в том числе ино­
странных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельнос­
ти фонда.
В августе 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государст­
венная структура — Федеральный фонд производственных инноваций. Этот
фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государствен­
ной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным на­
правлениям НТП, освоения конкурентоспособных технологий и произ­
водств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Основ­
ными задачами данного фонда являются:
353
• содействие государственной структурной, научно-технической и про­
мышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по
приоритетным направлениям НТП;
• отбор и реализация инновационных проектов, направленных на струк­
турную перестройку экономики России;
• поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения про­
изводства принципиально новых видов продукции и технологий путем фи­
нансирования строительства, реконструкции и технического перевооруже­
ния объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испыта­
тельных установок;
• содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.


10.2.2. Внебюджетные фонды и другие источники
негосударственного финансирования

В целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых
и региональных научно-технических проблем, а также мероприятий по ос­
воению новых видов промышленной продукции в настоящее время допуска­
ется создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддерж­
ки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных
городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ. Важней­
шими источниками негосударственной системы финансирования иннова­
ционных проектов в настоящее время выступают:
• собственные средства ИП;
• средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;
• кредиты коммерческих банков;
• средства специализированных и благотворительных фондов;
• средства инвестиционных компаний, других ИП, заинтересованных в
1скорейшем выпуске новой продукции.
В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение
конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собст­
венных средств предприятия (нераспределенной прибыли, направляемой на
развитие производства, и фонда амортизационных отчислений). Эти сред­
ства могут использоваться на обновление и расширение производства, осу­
ществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и техно­
логических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособ­
ной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на
другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы
предприятия. Если собственных средств ИП недостаточно, а в потенциале
ИП имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к до­
полнительной эмиссии ценных бумаг (дополнительному выпуску акций или
облигаций). Естественно, что этот путь доступен лишь предприятиям, кото­
рые организованы в форме закрытых или открытых акционерных обществ.
354
Акционерные предприятия по своей природе имеют наилучшие потенци­
альные возможности для аккумулирования крупных финансовых ресурсов,
поскольку обладают возможностью размещать свои акции среди неограни­
ченного круга инвесторов (как юридических, так и физических лиц). Про­
ведение крупных эмиссий акций представляет собой достаточно сложный и
ответственный комплекс работ, требующий хороших профессиональных
знаний. Естественно, что все моменты и обстоятельства, связанные с допол­
нительным размещением ценных бумаг, должны быть тщательно продума­
ны. Как показывает практика, к числу факторов, обусловливающих необхо­
димость проведения дополнительной эмиссии акций, чаще всего относятся:
• необходимость финансирования перспективных инновационных про­
ектов;
• необходимость развития материально-технической базы ИП и создания
оптимальных условий для работы его структурных подразделений;
• необходимость финансирования перспективных поисковых исследова­
ний, выполняемых научными и конструкторскими подразделениями ИП;
• целесообразность пополнения оборотных средств, используемых как в
основной, так и во вспомогательных сферах деятельности ИП;
• возможность повышения финансовой устойчивости ИП и получения
банковских кредитов;
• возможность получения дополнительных заказов, обусловленная тре­
бованиями заказчиков к надежности и стабильности ИП.
Могут быть и другие, достаточно весомые доводы в пользу нового выпус­
ка акций. Важно, однако, чтобы средства, полученные в ходе размещения
акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили акционер­
ному обществу по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер
дивиденда на одну акцию. Организация и проведение эмиссии акций, опре­
деление ее основных параметров (общего размера эмиссии, видов, номи­
нальной стоимости и цены реализации акций, формы распространения
акций и т. п.) — сложная и ответственная задача для руководства акционер­
ного предприятия. Наиболее существенным параметром эмиссии является
ее размер. Для определения номинальной суммы эмиссии в общем случае
целесообразно использовать три основных критерия:
• величина потребности в финансовых ресурсах, необходимая для реали­
зации намеченных целей;
• уровень отдачи на капитал и размер дивиденда на акцию после оконча­
ния эмиссии;
• размер средств, которые можно собрать у инвесторов в ходе эмиссии и
(или) мобилизовать за счет собственных источников фирмы (добавочный
капитал, нераспределенная прибыль и т. п.).
Поскольку на практике с помощью эмиссии акций пытаются решить
одновременно несколько задач, конкретный «вес» критериев должен опре­
деляться экспертным путем перед каждой эмиссией в отдельности. Общая
схема определения размера эмиссии акций представлена на рис. 10.2.
355
Оценка
Анализ возможных возможности
инвестиционных
привлечения
и инновационных
инвестиций под
проектов
выпуск акций

^ т
г
V

Оценка общей Принятие
Оценка потребности
потребности окончательного
предприятия
в финансовых решения о размере
в основном
ресурсах эмиссии акций
и оборотном капитале

А
\.
i

<< Пред. стр.

стр. 41
(общее количество: 61)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>